МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН





По мнению Е. И. Тихеевой, картина — это «материал, ис­ключительно приспособленный» к тому, чтобы стимулиро­вать детей к составлению рассказов (Е. И. Тихеева, 1981: 129-130). В математическом образовании дошкольников роль картинного (иллюстративного) материала приобретает более широкий смысл. Он не только стимулирует детей к порождению связного высказывания, но и знакомит их с величиной, формой, количественными отношениями пред­метов, изображенных на картинках. Особую роль картины и картинки играют при обучении дошкольников решению арифметических задач. Они позволяют детям решать зада­чи, наглядно представленные на одной картинке (ситуаци­онные картинки), а также данные последовательно в виде серии картинок, отражающей условие задачи и ее решение. Ниже приводятся примеры интегрированных занятий, ког­да картины становятся основой для речевой и математиче­ской деятельности детей.

Продолжая мысль Е. И. Тихеевой, отметим, что «рассмат­ривание картин в раннем детстве преследует тройную цель: 1) упражнение способности к наблюдению; 2) поощрение спо­собствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мы­шления, воображения, логического суждения); 3) развитие языка ребенка» (Там же: 72).

Чтобы осмысленно использовать картинный материал для формирования элементарных математических представлений и коррекции нарушений счетной деятельности у детей-до­школьников, взрослые должны понимать, что представляет собой этот феномен — картина. В наиболее общем виде кар­тина понимается как «произведение живописи, обладающее законченным характером и самостоятельным художественным значением» (Большая советская энциклопедия, 1975: 86). Способность человека воспроизводить действительность в изображении обусловлена, прежде всего, потребностью пе­редавать другим людям важнейшую информацию об окружа­ющем. В результате человек овладел культурным инструмен­том — изобразительным языком. В самом широком смысле картина понимается как вид двухмерного изображения, от­ражающего на плоскости характеристику трехмерного пред­мета. Именно на такое понимание картины мы предлагаем опираться в процессе математического развития детей до­школьного возраста. Многообразные возможности картины (плоскостность, композиция, колорит и др.) позволяют пе­редать визуальную информацию, совершенствовать культу­ру зрительного восприятия, обогатить язык и, конечно же, способствуют формированию математических представлений.

Вместе с тем картину можно рассматривать как опреде­ленный изобразительный текст, заключающий в себе представ­ления о «модели (картине) мира». В процессе восприятия кар­тины дети усваивают определенные модели математических за­висимостей, представленных в виде изобразительного текста. Ведь наряду с вербальной, образно-жестовой, графическая система знаков, в том числе и математических, является элементом общечеловеческой культуры.

Учитывая все сказанное выше, мы предлагаем рассматри­вать картину как пример знаково-символической системы, с которой ребенок впервые сталкивается, когда реальные математические отношения находят отражение в рисунке.

Структура знаково-символической деятельности, в том числе и «чтения картины» с математическим содержанием, включает следующие элементы:

—предварительный анализ, предполагающий владение элементарными математическими знаниями;

—перевод реальных математических отношений на знаково-символический язык, требующий знания алфавита кодирования (величина, форма, количество) и правил его использования;

—работа с реальными и символическими предметами и их изображениями.

Для обучения детей основам математических знаний важ­но уметь различать виды знаково-символической деятельности Рассмотрим их, ориентируясь на математическую деятельность. Замещение в целом определяется как знаково-символическая деятельность, целью которой является функ­циональное воспроизведение реальности. Схематизация — это использование знаково-символических средств для ори­ентировки в реальности. Моделирование — знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объектив­но новой информации, в данном случае математической, с помощью оперирования знаково-символическими средства­ми. Кодирование (декодирование) — вид деятельности, ис­пользующий знаково-символические средства и заключа­ющийся в переводе реальности, в данном случае с математическим содержанием, на знаково-символический язык и в последующем декодировании (кодировании) информации ма­тематического характера. Таким образом, усвоение матема­тического содержания детьми уже в старшем дошкольном возрасте осуществляется и через расширение круга знаково-символических систем, и через дальнейшее совершенствова­ние оперирования ими.

Картина как вид двухмерного плоскостного изображения представляет собой одну из начальных знаково-символичес­ких систем, с которыми знакомится ребенок. Взаимодействие с этой системой осуществляется в рамках кодирования (де­кодирования) и связано с овладением культурным инстру­ментом — изобразительным языком. Для понимания роли картины в процессе математического развития ребенка-до­школьника необходимо отметить, что «чтение» графического изображения является важным шагом на пути к овладению формами познания, свойственными человеку, в том числе и познания математических свойств и отношений. Восприятие картины имеет специфические особенности, так как оно опосредовано восприятием «плоских линий и пятен» (Вол­ков, 1976: 38). На восприятие картин существенно влияет опыт восприятия реального объекта, изображенного на ри­сунке.

Понимание любой изображенной на картине ситуации имеет двойственный характер. С одной стороны, это слож­ный процесс постижения значения и смысла. С другой сто­роны, это определенный результат этого процесса, который зависит от степени раскрытия смысловых связей.

В ходе формирования элементарных математических пред­ставлений у детей дошкольного возраста занятия с исполь­зованием картинного материала можно рассматривать и как деятельность по овладению структурой связного рассказа и развитию связной речи, и как деятельность по формирова­нию и обогащению представлений о математических отно­шениях и свойствах, данных в двухмерном пространстве. В таком контексте картину можно воспринимать как знаково-символическую систему, как модель, обеспечивающую по­знание действительности.

Выявление и анализ всех компонентов изображенной на картине ситуации, осознание связей и взаимодействия меж­ду ними происходит в различных символико-моделирующих видах деятельности по содержанию картины. Перенос содер­жания с плоскости в трехмерную реальность предполагает владение действием замещения. В соответствии с современ­ными требованиями обучение дошкольников рассказыванию по картине, в том числе и с математическим содержанием, предполагает интеграцию разных видов деятельности. Такая интегративная модель наиболее полно разработана для об­учения детей с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии (Л.Б. Баряева, И.Н. Лебедева и др.). Именно эту модель мы и предлагаем использовать в работе с иллюстра­тивным материалом (картинами) при формировании мате­матических представлений. При этом мы выделяем нагляд­ные, практические и игровые методы работы. К наглядным методам и приемам обучения относятся рассматривание (де­монстрация картины), демонстрации наглядного материала на экране. Практические методы и приемы обучения — это упражнения (речевые, игровые, подражательно-исполнитель­ского, творческого и конструктивного характера), то есть многократное применение ребенком умственных и практи­ческих действий. Очень важным в работе по формированию математических представлений детей-дошкольников с ис­пользованием картинного материала является игровой ме­тод, предусматривающий использование разнообразных ком­понентов игровой деятельности (воображаемой игровой си­туации, игровых действий); наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения). Кроме того, в ка­честве одного из ведущих может выступать наглядно-практический метод моделирования: процесс создания модели и ее применение для формирования математических представлений о свойствах объектов и структуре их взаимоотно­шений.

В структуре занятий по обучению дошкольников элемен­тарной математике на основе использования картин, а так­же в профилактике дискалькулии у детей, наиболее эффек­тивны следующие модели:

предметные, представляющие собой физическую конструкцию из реальных предметов;

предметно-схематические, в которых выделенные существенные компоненты ситуации и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заменителей и графических знаков;

графические, как модели, обобщенно передающие разные виды математических отношений (схемы, рисунки и т. д.).

Формированию элементарных математических знаний и профилактике дискалькулии у детей способствуют и словесные методы обучения: собственно рассказывание детей как отражение в связной речи ранее сложившихся математичес­ких представлений, рассказ педагога, предварительная бесе­да, обобщающая беседа, вопросы как словесный прием обу­чения (репродуктивные, требующие констатации; поисковые, требующие умозаключения; прямые и подсказывающие). Сло­весные методы обучения могут найти применение в структу­ре наглядных и практических методов: пояснения (объясне­ния); указания как разъяснение дошкольникам содержания и последовательности математических действий, отраженных на картине (картинке); оценка процесса деятельности, ее результата, самооценка, косвенная оценка (напоминание, совет, исправление, замечание, реплика).

На занятиях по математическому развитию дошкольни­ков могут быть использованы предметные картины, карти­ны типа «объект в действии», серии сюжетных картин, настольно-печатные игры, иллюстрации, художественные кар­тины: жанровые, натюрморты, пейзажи. Практически во всех картинах (картинках) можно найти то или иное мате­матическое содержание (количественные, временные, про­странственные, величинные, геометрические отношения и свойства объектов). Выбор картин и картинок, хотим мы того или нет, уважаемые взрослые, зависит от нашего с вами восприятия и творческого воображения. Ведь именно мы предлагаем детям картинный материал, знакомим с ним детей и учим их искать и находить при восприятии карти­ны все то, что будет полезно и интересно для их развития.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.