в уголовно-исполнительной системе Специфика общественных отношений, возникающих в процессе функционирования органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, обусловливает своеобразие административных процедур, применяемых в целях обеспечения пенитенциарной безопасности. Правовые нормы, обеспечивающие реализацию административных процедур, содержатся как в законодательных актах, являющихся исключительно источниками административного права, так и в иных нормативных правовых актах, например в налоговом, гражданском, земельном, таможенном, уголовно-исполнительном законодательстве.[25] В то же время данный вопрос относится к числу дискуссионных. В частности, отдельные авторы считают, что «такие правовые институты, как институт режимной территории исправительного учреждения (следственного изолятора), институт досмотров и обысков осужденных и иных лиц на территории исправительного учреждения, институт административного надзора за осужденными, освобождаемыми из мест лишения свободы, представляют собой по сути и содержанию административно-правовые юридические конструкции, однако, регулируя общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, они выступают в качестве элементов уголовно-исполнительного права».[26] По нашему мнению, только учитывая в совокупности цели, основания, сроки, процессуальное оформление (при необходимости) и порядок осуществления мер, предусмотренных отраслевым законодательством, следует признать те или иные процедуры имеющими административный характер. В настоящее время осуществляются мероприятия по реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. №1772-р[27]. Согласно ей необходимо изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания. Такое преобразование пенитенциарных учреждений, безусловно, повлечет изменение порядка осуществления надзора за осужденными, в том числе с помощью административных процедур. Отдельные административные процедуры, применяемые в целях обеспечения пенитенциарной безопасности, содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[28], например основания и порядок применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы огнестрельного оружия (ст.31). В соответствии с Федеральным законом от 06 июня 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[29] административный надзор за осужденными в исправительном учреждении устанавливается в отношении тех совершеннолетних лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, которые имеют непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавались злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. При этом с 15 сентября 2015 г. гл.29 Кодекса административного судопроизводства РФ[30] будет определяться порядок осуществления производства по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Расширению объема правового пространства административных процедур способствует нормативное корректирование. Так, с 11 января 2015 г. при осуждении к лишению свободы или принудительным работам граждане не снимаются с регистрационного учета по месту жительства. В течение 7 рабочих дней администрация учреждения УИС предоставляет информацию в ФМС России о регистрации по месту пребывания граждан РФ, отбывающих наказание в виде лишения свободы или принудительных работ.[31] В Уголовно-исполнительном кодексе РФ[32] закрепляются меры, применяемые к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы. При этом процедуры их осуществления детализируются в подзаконных ведомственных актах. В частности, общая проверка наличия несовершеннолетних осужденных с обязательным построением производится младшими инспекторами дежурной смены под руководством оперативного дежурного не менее двух раз в день в установленное распорядком дня время в присутствии начальников отрядов или воспитателей. Результаты проверки сверяются с учетом в спецотделе (п.4.1 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста РФ от 23 июня 2005 г. №9514)[33]. Административными процедурами на основании ч.5 ст.82 УИК РФ выступают проведение личного обыска осужденных, обыск помещений, в которых они проживают, а также досмотр их вещей. Личный обыск следует рассматривать как принудительное обследование тела и одежды осужденных с целью поиска, обнаружения и изъятия укрываемых, запрещенных к употреблению, хранению осужденными предметов, вещей, веществ, предупреждения побегов и иных противоправных действий. Он может быть полный (с раздеванием) и неполный (без раздевания). Личный обыск осуществляется лицом одного пола с обыскиваемым. Проведение полного обыска обязательно при прибытии осужденных в исправительное учреждение, до и после свиданий, при приеме осужденных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры. Обыски территорий колонии, помещений осуществляются для выявления и изъятия запрещенных вещей и предметов, обнаружения подкопов и проломов, поиска скрывшихся осужденных, выявления и пресечения случаев использования осужденными не по назначению оборудования и инвентаря, выявления и пресечения запрещенных связей осужденных с иными лицами.[34] Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, установлен приказом Минюста РФ от 03 ноября 2005 г. №205[35]. Административные процедуры в УИС достаточно часто применяются в упрощенном процессуальном порядке. К примеру, изъятие как мера, направленная на устранение из обращения у лиц вопреки их воле запрещенных вещей и предметов, недопущение продолжения их использования в противоправных целях, а также на сбор вещественных доказательств. Правом изъятия у осужденных запрещенных к использованию в исправительном учреждении вещей обладают представители администрации учреждения. Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется рапорт или акт, затем проводится проверка и принимается решение начальника ИУ. Изъятые у осужденных запрещенные вещи, не относящиеся к ценным, сдаются на склад для хранения либо уничтожаются по решению начальника ИУ, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись. Такое же решение принимается и в отношении продуктов питания, полученных в неустановленном порядке. Администрация исправительного учреждения выдает осужденным квитанцию о приеме для хранения на складе изъятых и сданных вещей. Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что административные процедуры, применяемые в УИС, представляют собой урегулированный нормами административного права порядок осуществления органами и учреждениями УИС деятельности по разрешению подведомственных им юридических дел или совершению отдельных административно-правовых действий в целях обеспечения правопорядка и пенитенциарной безопасности. Заключение Режим – порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер предупреждения и правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Режим является сложным многоаспектным понятием. С одной стороны, режим является обязательным элементом процесса исполнения (отбывания) наказания, процесса исправления осужденных, способствующим их ресоциализации, с другой – затрудняющим социальную адаптацию осужденных к лишению свободы. Режим особых условий в исправительных учреждениях определен ст.85 УИК РФ. Данная статья в отличие от ранее действовавшего законодательства содержит больше оснований для введения в ИУ режима особых условий. Режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого персонала. Режим особых условий при возникновении указанных выше оснований устанавливается строго определенными лицами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник ИУ может вводить меры, связанные с режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Такими должностными лицами выступают руководитель ФСИН либо начальник территориального органа УИС субъекта РФ. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником ИУ режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер. Режим особых условий вводится на срок до 30 суток; при необходимости он может быть продлен на тот же срок. Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно- исполнительного права. Административные процедуры, применяемые в УИС, представляют собой урегулированный нормами административного права порядок осуществления органами и учреждениями УИС деятельности по разрешению подведомственных им юридических дел или совершению отдельных административно-правовых действий в целях обеспечения правопорядка и пенитенциарной безопасности. Основным из направлений деятельности уполномоченных и общественных наблюдательных комиссий может быть недопущение нарушения прав и законных интересов при посягательстве: одними осужденными в отношении других; осужденных на права персонала исправительного учреждения; при установлении запретов в отношении осужденных; при применении специальных и других средств со стороны сотрудников исправительных учреждений. Библиографический список Нормативно-правовые акты 1) Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. №1-ФЗ (с изм. и доп. от от 28 ноября 2015 г. №358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №48 (ч.I). – ст.6724. 2) Кодекс административного судопроизводства РФ от 08 марта 2015 г. №21-ФЗ (с изм. и доп. от 5 апреля 2016 г. №103-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2016. – 5 апреля. 3) Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп. от 20 апреля 2015 г. №103-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №17 (ч.IV). – ст.2478. 4) Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (с изм. и доп. от от 28 декабря 2013 г. №432-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №52 (ч.I). – ст.6997. 5) Федеральный конституционный закон РФ от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп. от от 31 января 2016 г. №1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №5. – ст.552. 6) Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп. от 22 декабря 2014 г. №446-ФЗ) // Российская газета. – 2014. – №293. – 24 декабря. 7) Федеральный закон РФ от 10 июня 2008 г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (с изм. и доп. от 28 ноября 2015 г. №358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №48 (ч.I). – ст.6724. Официальные документы 8) Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений // СПС «КонсультантПлюс». 9) Приказ Минюста РФ от 23 июня 2005 г. №95 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях ФСИН // СПС «КонсультантПлюс». 10) Приказ Минюста РФ от 03 ноября 2005 г. №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений // СПС «КонсультантПлюс». 11) Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. №1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.» (с изм. и доп. от от 23 сентября 2015 г. №1877-р) // СПС «КонсультантПлюс» Научная литература 12) Абрамова И.Е. О некоторых вопросах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы современной науки. – М., 2016. – С.122. 13) Борсученко С.А. Режим исполнения наказаний: законодательная регламентация в международных актах и уголовно-исполнительном законодательстве // Юридическая наука и практика / Под ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2015. – С.40. 14) Бочкарев В.В. Уголовно-исполнительные средства обеспечения частно-предупредительной функции лишения свободы // Прикладная юридическая психология. –2014. – №4. – С.175-181. 15) Киселев А.М., Чабыкин А.Н., Ашихмин В.И. Деятельность исправительного учреждения при чрезвычайных обстоятельствах: курс лекций. – Рязань, 2014. – С.190. 16) Огородников В.И. Организация деятельности в исправительных учреждениях нового типа уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. – 2014. – №4. – С.15-21. 17) Уголовно-исполнительное право России: учебник // Под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. – С.97. Научные статьи 18) Артемьев Н.С. Соблюдение законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы – необходимое условие эффективности борьбы с рецидивной и профессиональной преступностью // Человек: преступление и наказание. – 2013. – №3. – С.96-98. 19) Артемьев Н.С., Розуван А.М., Семено А.В. Соблюдение законности и соблюдение прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – №4. – С.78-80. 20) Беляева Г.С. Правовые режимы, основанные на ограничениях: к определению понятия // Право и политика. – 2015. – №8. – М.1141-1149. 21) Борсученко С.А. Проблемы социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Вестник РПА. – №1. – 2011. – С.38-41. 22) Витушкин А.В. Понятие режима в исправительных учреждениях и краткая характеристика его основных функций // Вестник Кузбасского института. – 2015. – №3 (24). – С.49-56. 23) Воронин О.В. Пенитенциарный надзор прокуратуры // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – №4 (14). – С.50-59. 24) Горбань Д.В. К понятию прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний // Юрист Юга России и Закавказья. – 2015. – №3 (11). – С.11-17. 25) Гришин Д. А. О применении административно-деликтного законодательства в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. – 2012. – №2. – С.93. 26) Кулешов М.А. Об обеспечении прав и законных интересов осужденных при режиме особых условий // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – №3. – С.68-71. 27) Лихварев В.В., Дьяконов А.С. Понятие, сущность и функции режима в исправительных учреждениях // Вестник Прикамского социального института. – 2013. – №2 (7). – С.34-40. 28) Рахматуллин З.Р. Ретроспективный анализ режима лишения свободы на определенный срок, а также мер воздействия, схожих с наказанием в виде ограничения свободы // Эпоха науки. – 2015. – №4. – С.19-31. 29) Ромашов Р.А. Правовой режим исполнения уголовных наказаний в форме социальной изоляции // Вестник Самарского юридического института. – 2014. – №1 (12). – С.9-11. 30) Рябых С.Б. К вопросу о содержании понятия «режим в воспитательных колониях» // Российский следователь. – 2010. – №5. – С.56-59. 31) Синюгин В.Ю. Административная процедура: проблемы дефиниции // Административное право и процесс. – 2014. – №10. – С.30-33. 32) Смирнов Л.Б. Пенитенциарный режим и проблемы его регламентации // Вестник Орловского государственного университета. – 2013. – №3 (32). – С.32-35. 33) Южанин В.Е. Современные проблемы классификации осужденных и распределения их в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – №2. – С.14-18. 34) Южанин В.Е. Режимы наказания, обеспечение его отбывания и безопасности в исправительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. – 2014. – №1. – С.9-12. [1] Горбань Д.В. К понятию прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний // Юрист Юга России и Закавказья. – 2015. – №3 (11). – С.11-17. [2] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. №1-ФЗ (с изм. и доп. от от 28 ноября 2015 г. №358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №48 (ч.I). – ст.6724. [3] Лихварев В.В., Дьяконов А.С. Понятие, сущность и функции режима в исправительных учреждениях // Вестник Прикамского социального института. – 2013. – №2 (7). – С.34-40. [4] Витушкин А.В. Понятие режима в исправительных учреждениях и краткая характеристика его основных функций // Вестник Кузбасского института. – 2015. – №3 (24). – С.49-56. [5] Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений // СПС «КонсультантПлюс». [6] Смирнов Л.Б. Пенитенциарный режим и проблемы его регламентации // Вестник Орловского государственного университета. – 2013. – №3 (32). – С.32-35. [7] Рахматуллин З.Р. Ретроспективный анализ режима лишения свободы на определенный срок, а также мер воздействия, схожих с наказанием в виде ограничения свободы // Эпоха науки. – 2015. – №4. – С.19-31. [8] Ромашов Р.А. Правовой режим исполнения уголовных наказаний в форме социальной изоляции // Вестник Самарского юридического института. – 2014. – №1 (12). – С.9-11. [9] Борсученко С.А. Режим исполнения наказаний: законодательная регламентация в международных актах и уголовно-исполнительном законодательстве // Юридическая наука и практика / Под ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2015. – С.40. [10] Борсученко С.А. Проблемы социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Вестник РПА. – №1. – 2011. – С.38-41. [11] Южанин В.Е. Современные проблемы классификации осужденных и распределения их в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – №2. – С.14-18. [12] Абрамова И.Е. О некоторых вопросах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы современной науки. – М., 2016. – С.122. [13] Беляева Г.С. Правовые режимы, основанные на ограничениях: к определению понятия // Право и политика. – 2015. – №8. – М.1141-1149. [14] Рябых С.Б. К вопросу о содержании понятия «режим в воспитательных колониях» // Российский следователь. – 2010. – №5. – С.56-59. [15] Уголовно-исполнительное право России: учебник // Под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. – С.97. [16] Кулешов М.А. Об обеспечении прав и законных интересов осужденных при режиме особых условий // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – №3. – С.68-71. [17] Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп. от 22 декабря 2014 г. №446-ФЗ) // Российская газета. – 2014. – №293. – 24 декабря. [18] Киселев А.М., Чабыкин А.Н., Ашихмин В.И. Деятельность исправительного учреждения при чрезвычайных обстоятельствах: курс лекций. – Рязань, 2014. – С.190. [19] Огородников В.И. Организация деятельности в исправительных учреждениях нового типа уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. – 2014. – №4. – С.15-21. [20] Артемьев Н.С., Розуван А.М., Семено А.В. Соблюдение законности и соблюдение прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – №4. – С.78-80. [21] Артемьев Н.С. Соблюдение законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы – необходимое условие эффективности борьбы с рецидивной и профессиональной преступностью // Человек: преступление и наказание. – 2013. – №3. – С.96-98. [22] Федеральный конституционный закон РФ от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп. от от 31 января 2016 г. №1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №5. – ст.552. [23] Федеральный закон РФ от 10 июня 2008 г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (с изм. и доп. от 28 ноября 2015 г. №358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №48 (ч.I). – ст.6724. [24] Воронин О.В. Пенитенциарный надзор прокуратуры // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – №4 (14). – С.50-59. [25] Южанин В.Е. Режимы наказания, обеспечение его отбывания и безопасности в исправительных учреждениях // Чоловек: преступление и наказание. – 2014. – №1. – С.9-12. [26] Синюгин В.Ю. Административная процедура: проблемы дефиниции // Административное право и процесс. – 2014. – №10. – С.30-33. [27] Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. №1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.» (с изм. и доп. от от 23 сентября 2015 г. №1877-р) // СПС «КонсультантПлюс» [28] Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп. от 20 апреля 2015 г. №103-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №17 (ч.IV). – ст.2478. [29] Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (с изм. и доп. от от 28 декабря 2013 г. №432-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №52 (ч.I). – ст.6997. [30] Кодекс административного судопроизводства РФ от 08 марта 2015 г. №21-ФЗ (с изм. и доп. от 5 апреля 2016 г. №103-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2016. – 5 апреля. [31] Гришин Д. А. О применении административно-деликтного законодательства в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. – 2012. – №2. – С.93. [32] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. №1-ФЗ (с изм. и доп. от 28 ноября 2015 г. №358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №48 (ч.I). – ст.6724. [33] Приказ Минюста РФ от 23 июня 2005 г. №95 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях ФСИН // СПС «КонсультантПлюс». [34] Бочкарев В.В. Уголовно-исполнительные средства обеспечения частно-предупредительной функции лишения свободы // Прикладная юридическая психология. –2014. – №4. – С.175-181. [35] Приказ Минюста РФ от 03 ноября 2005 г. №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений // СПС «КонсультантПлюс». |