Оценка успешности в методологии FEA Структура FEA для оценки успеха в использовании архитектуры предприятия описана в документе «Структура оценки архитектуры предприятия по программе FEA 2.1». Уровень готовности федеральных агентств оценивается по трем категориям: 1. Завершенность архитектуры - уровень готовности собственно архитектуры 2. Использование архитектуры - эффективность использования агентством архитектуры при принятии решений 3. Результаты использования архитектуры - преимущества, достигнутые благодаря использованию архитектуры 1.4. Структура и модель описания ИТ-архитектуры Gartner Одним из возможных, достаточно простых форматов описания архитектуры является простое матричное представление, которое для каждой из основных областей архитектуры ИТ, таких как данные, приложения, интеграция, общие сервисы, и инфраструктура, "последовательно накладывает" несколько спецификаций, отличающихся по уровню детализации и конкретизации: Бизнес-потребности, которые определяют ключевые требования к конкретной технологии для данной индустрии и организации. Фактически здесь определяется индивидуальность архитектуры. Другой важный аспект связан с позиционированием ИТ в организации – либо ИТ-архитектура формируется для максимального уменьшения издержек, либо она должна обеспечивать возможности быстрых изменений и высокую гибкость. Другие примеры могут включать быстрое распространение информации, высокую безопасность, простоту использования и требуемую степень надежности. Принципы, которые включают в себя те основополагающие подходы, которых придерживается руководство. Например, это может быть принцип максимального использования стандартных приложений вместо заказных разработок, правила относительно того, кто владеет данными и пр. Большинство организаций могут иметь от 20 до 30 таких базовых принципов. Процессы и руководства во всех областях жизненного цикла элементов архитектуры. Этот раздел может охватывать такие области как документирование требований пользователей, стили программирования, процессы обеспечения качества или управление конфигурациями устройств и систем. Здесь также могут быть определены "эталонные модели" для организации пользовательского интерфейса, доступа к данным, управления содержанием. Раздел Протоколы и Стандарты описывает те промышленные протоколы и стандарты, которые должны поддерживаться используемыми в организации технологиями. Раздел Используемые продукты и технологии является, по сути дела, утвержденным для организации списком продуктов или технологий. Они закупаются и используются как для создания приложений, так и для формирования инфраструктуры и обеспечения интеграции с внешними системами. Эта часть содержит взвешенную оценку всех "за" и "против" о конкретных поставщиках. Таким образом, данный подход позволяет обеспечить отслеживание логической связи между выбранными технологиями, их ценностью для бизнеса и потребностями бизнеса. Выбор не должен быть сделан просто по той причине, что это "крутая" технология или что эта технология уже фактически используется. В 2002 году Gartner сформулировала новую концепцию архитектуры предприятия, которая стала определенным обобщением рассмотренной ранее модели ИТ-архитектуры на уровень Бизнес-архитектуры, косвенным отражением растущей важности вопросов взаимодействия предприятий между собой, влияния концепций сервис-ориентированной архитектуры, осознания того факта, что существуют различные стили архитектуры информационных систем, соответствующие различным стилям бизнес-процессов. Как уже отмечалось выше, типичными стилями бизнес-процессов являются массовая обработка транзакций, операции в реальном времени, аналитические процессы и бизнес-анализ, совместная работа. Эта модель в какой-то степени расширяет рассмотренные выше представления, а также подчеркивает взаимосвязь между понятиями "Электронной нервной системы" предприятия, которые были сформулированы в свое время Биллом Гейтсом, основателем, а ныне Председателем и Главным архитектором программного обеспечения компании Microsoft, и практической реализации этих идей в рамках современных подходов к проектированию архитектуры ИТ предприятия. Модель Gartner 2002 года сформулирована в виде четырех связанных, взаимозависимых и усложняющихся уровней: Среда бизнес-взаимодействия (Business Relationship Grid); Бизнес-процессы и стили бизнес-процессов; Шаблоны; Технологические строительные блоки (кирпичики – bricks).  Рис. 5. Уровни модели архитектуры Gartner При этом уровни ИТ-архитектуры соответствуют различным уровням выполнения операций реального бизнеса так, как показано на рис. 6.  Рис. 6. Архитектура ИТ в бизнес-контексте В этой схеме верхние два уровня ориентированы на совместное обсуждение с бизнес-руководителями и ИТ-специалистами и в какой-то степени соответствуют тому, что называется бизнес-архитектурой, а нижние два уровня входят во внутреннюю компетенцию ИТ-службы: верхний уровень Среды бизнес-взаимодействия описывает новую модель "виртуального" бизнеса, а также все, что связано с кооперацией предприятий и бизнесом B2B. Этот уровень соответствует понятию "отраслевой нервной системы" взаимодействующих предприятий. Он получил развитие в связи с распространением Интернет как среды взаимодействия, и связан с понятиями доступа, межорганизационного взаимодействия; второй уровень Стили бизнес-процессов описывает, как организация выполняет свои ключевые функции, т.е. включает в себя бизнес-процессы предприятия, такие как обработка заказа, мониторинг производственных процессов, анализ использования критически важных ресурсов, совместная работа с информацией; следующий уровень Шаблоны описывает модели и алгоритмы, которые могут широко использоваться для решения различных задач на предприятии. Отметим, что шаблоны охватывают не только область программного обеспечения, но и соответствующие сетевые и вычислительные ресурсы. Примерами шаблонов является трехуровневая архитектура прикладных систем (интерфейс-логика-данные), использование "толстого" клиента в архитектуре клиент/сервер, хранилища данных. Что касается приложений, то упор сделан на использовании шаблонов сервис-ориентированной архитектуры, т.е. реализации приложений в виде модульного набора различных типов сервисов. Это, в том числе, позволяет в перспективе интегрировать приложения как web-сервисы. нижний уровень Строительные блоки (Bricks) соответствует технологической архитектуре и включает в себя операционные системы, серверы, базы данных, сами данные и пр. Этот подход является адекватным с точки зрения того, что он раскрывает руководству механизм влияния решений в области ведения бизнеса, на решения в области использования ИТ на предприятии. Как предлагают первые верхние два уровня модели, архитектура становится особенно важной по мере того, как модели ведения бизнеса развиваются в сторону все "более виртуальных" структур ("расширенных организаций"), успех которых будет в существенной степени зависеть от рациональной реализации архитектуры. Полная модель представляет собой "трехмерную" комбинацию бизнес-архитектуры, технической и информационной архитектур. При этом описанные выше слои среды бизнес-взаимодействия, стилей бизнес-процессов, шаблонов и строительных блоков пересекаются со слоями Информационной архитектуры (Домен данных, Домен приложений, Домен интеграции, Домен доступа) и Технической архитектуры (Домен инфраструктуры, Домен системного управления и Домен безопасности). По большому счету, "все пересекается со всем". Например, при построении прикладных систем могут использоваться шаблоны проектирования и строительные технологические блоки. При этом для управления прикладной системы используются технологии системного управления и также должны быть учтены вопросы безопасности. Данный подход Gartner представляет собой пример реализации методологии достаточно высокого уровня. Он задает только общую рамочную модель описания и фактически не определяет ни форматов, ни какого-либо специализированного языка для описания. Что касается разработки архитектуры, то в данном подходе сформулированы важные и полезные рекомендации в виде последовательности шагов и задач участников, которые, однако, не детализированы до уровня моделей процесса разработки архитектуры. 1.5. Методика META Group Подробное описание методики разработки архитектуры предприятия META Group содержится в документе Enterprise Architecture Desk Reference объемом около 380 страниц, который предоставлялся клиентам компании. Самые главные моменты этой безусловно интересной методики, доступны в открытых материалах. По мнению META Group, "архитектура является одновременно некоторым структурированным описанием информационных технологий предприятия (т.е. конечным результатом, включающим определенные артефакты- стандарты, утверждения, касающиеся общего видения, архитектурные документы), процессом создания и обновления артефактов архитектуры и группами людей, вовлеченных в этот процесс". Соответственно этим представлениям методика компании уделяет достаточно подробное внимание всем трем составляющим архитектуры. При этом отличительной особенностью методики META является более детальное и формализованное описание именно процесса разработки архитектуры и всех его составляющих. Исторически архитектурная методика META Group оперировала таким понятием, как Технологическая архитектура масштаба предприятия (EWTA – Enterprisewide Technical Architecture). Однако по мере того, как в индустрии происходило понимание более тесной связи между бизнесом и информационными технологиями, в представления (домены или предметные области) архитектуры предприятия META Group были добавлены такие домены, как Бизнес-архитектура (EBA – Enterprise Business Architecture), Архитектура информации (EAI – Enterprise Information Architecture) и Портфель прикладных систем предприятия (EAP – Enterprise Application Portfolio). Это соответствует эволюции понятия "Архитектура предприятия", которая происходила на рынке в целом, и принятой сегодня практике выделения доменов архитектуры. Кроме того, расширяя многие другие представления, архитектурная методика META Group рассматривает архитектуру предприятия в интеграции с другими ключевыми процессами, в частности, с процессом управления корпоративными ИТ-программами и проектами (EPM – Enterprise Program Management) и процессом выработки стратегии и планирования. В частности, отмечается, что архитектура, собственно говоря, и реализуется на практике через процесс управления ИТ-программами и проектами. Объединяющим для всех доменов архитектуры META Group является процесс формулировки бизнес-требований к ИТ-архитектуре, что оформляется в виде двух документов: Видения общих требований (CRV – Common requirements Vision) и Принципах концептуальной архитектуры (CA – Conceptual Architecture).  Рис. 7. Аналитическая работа и компоненты Архитектуры предприятия Организация рабочего процесса разработки архитектуры и быстрое создание начальной версии архитектуры предприятия, согласно META Group, состоит в прохождении следующих этапов. На этапе 1 разрабатывается Видение общих требований. Разработка Видения общих требований включает в себя: анализ тенденций развития внешней для предприятия среды, включая технологические тенденции; бизнес-стратегии и основные движущие силы с точки зрения бизнеса; требования к информационным системам со стороны бизнеса; требования к технологической архитектуре, которая обеспечивает адекватные возможности для информационных систем с точки зрения потребностей бизнеса. Этап 2 состоит в разработке Концептуальной архитектуры, которая определяет логически связанный набор принципов, обеспечивающий общее руководство для развития информационных систем предприятия и технологической инфраструктуры. На этом же этапе параллельно ведется разработка наиболее приоритетных доменов архитектуры. Здесь же выполняется анализ на несоответствие (gap-анализ) между текущим и желаемым состоянием архитектуры. Этап 3 состоит в разработке плана реализации, обеспечивающего миграцию в сторону желаемого состояния архитектуры. При этом данная методика предлагает формализованные шаблоны, обеспечивающие разработку Видения общих требований и Концептуальной архитектуры. Рекомендация относительно Видения общих требований состоит в том, что этот документ не должен обязательно быть исключительно точным и всеобъемлющим с точки зрения анализа бизнес-стратегии. Главное – это совместное участие представителей бизнес-подразделений и ИТ в выработке общего понимания набора требований, согласованных со стратегическим направлением развития компании. Размер этого документа может быть 10-15 страниц. В конечном итоге, установление логических связей с требованиями к технологической архитектуре. Для этого рекомендуется использовать простые матрицы так, как это показано на рис. 8. Документированные связи послужат основой для будущих решений об инвестициях.  Рис. 8. Матрица связей между бизнес-стратегиями, требованиями к информационным системам и технологической архитектуре Таким образом, результатом первого этапа работ могут быть четыре документа: список ключевых технологических тенденций; список бизнес-стратегий; список требований к информационным системам; список требований к технологической архитектуре. Видение общих требований агрегирует все требования к технологической архитектуре, и это служит основой для формулировки принципов Концептуальной архитектуры. В свою очередь, эти принципы обеспечивают общие руководства в использовании и разработке различных информационных систем и инфраструктуры в различных технологических областях. Концептуальная архитектура разрабатывается еще до создания других архитектурных доменов и основана на принципах, которые имеют несколько общих характеристик: принципы представляют собой содержательные утверждения, которые касаются архитектурного процесса или содержания архитектуры; принципы являются ограниченным числом точек стабильности, на которых строится архитектура; принципы должны быть утверждениями, чья справедливость для организации носит "вечный" характер, поскольку они задают систему ценностей для архитектуры в целом. В соответствии с методикой META Group результатом разработки принципов концептуальной архитектуры является выделение в технологической архитектуре (EWTA) набора доменов (предметных областей), которые объединяют группы связанных между собой технологий и компонент. При этом, можно выделить два различных типа доменов технологической архитектуры: базовые (технологии, которые используются практически каждой информационной системой: сети, аппаратное обеспечение, операционные системы, системы хранения, программное обеспечение промежуточного слоя, системы управления базами данных, технологии системного управления ИТ-ресурсами в распределенной среде, архитектура безопасности) и прикладные (более специфические с точки зрения использования бизнесом технологии: системы коллективной работы, электронной почты и управления потоками работ (workflow), Интранет, Интернет-приложения, системы электронной коммерции, архитектура хранилищ данных, специализированное аппаратное обеспечение). Каждый домен технологической архитектуры включает описание принципов, технологий, стандартов, продуктов, конфигураций, лучших практик, которые являются многократно используемыми строительными блоками при построении ИТ-систем. На рисунке 9 приведена структура описания каждого домена технологической архитектуры предприятия, согласно META Group.  Рис. 9. Структура описания доменов технологической архитектуры Таким образом, документ, описывающий каждый домен технологической архитектуры, включает следующие компоненты: Формулировка миссии домена: стратегические цели домена. Описание компонентов домена: это обеспечивает общее понимание включенных в домен технологий. Принципы проектирования, принятые в домене. Они определяют правила, применяемые в процессе принятия решений в отношении технологий домена, а также обоснования и последствия принятия этих принципов. Здесь могут быть построены матрицы соответствия между требованиями к технологической архитектуре (RTA), сформулированные в процессе создания Видения общих требований, и принципов проектирования, принятых для конкретного домена. Стандарты: продукты и технические стандарты, которые обеспечивают требования к технологической архитектуре. Выделяют стратегические (предпочтительные) стандарты, переходные (которые используются временно), устаревшие (которые, возможно, еще используются, но от которых организация отказывается) и исследовательские или новые (которые находятся только на этапе рассмотрения и апробации). Конфигурации. Они формулируются в тех случаях, когда нужно уменьшить сложность принятия решений или когда можно уменьшить общую стоимость владения за счет стандартных конфигураций. Несоответствия между существующим состоянием домена технологической архитектуры и желаемым состоянием. Это служит основой для последующих работ группы, которая отвечает за данный домен архитектуры. В ряде публикаций представления о технологической архитектуре META Group получили дальнейшее развитие и дополнены такими аспектами, как инфраструктурные шаблоны и инфраструктурные сервисы. Это связано с общей для индустрии ИТ тенденцией уделять большое внимание шаблонам проектирования, а также с развитием принципов сервис-ориентированной архитектуры. Отмечается, что инфраструктурные шаблоны должны обеспечивать взаимодействие и интеграцию различных технологий, указывать область применимости шаблона для конкретного типа прикладной системы (транзакционные, публикация информации, совместная работа). Примерами таких инфраструктурных шаблонов являются шаблоны выполнения транзакций (одноуровневые, двухуровневые транзакции, трех- и n-уровневые транзакции), шаблоны публикации информации (публикация клиент/сервер, web-публикация, видео- и аудио-поток), шаблоны взаимодействия (взаимодействие в реальном времени, взаимодействие по схеме "запомнил–переслал", структурированное взаимодействие). Взгляд на технологическую архитектуру с точки зрения предоставляемых ею инфраструктурных сервисов обусловлен распространением принципов сервис-ориентированной архитектуры. Это связано с описанием, например, сервисов презентации информации (порталы, настольные системы и пр.), сетевыми сервисами (LAN, WAN, удаленный доступ), сервисами безопасности (управление пользователями, доступ), сервисами хранения данных (SAN – Storage Area Network, файловые системы), сервисами баз данных (OLTP), интеграционными сервисами, платформенными сервисами, которые используются прикладными системами. При этом архитектурные домены, шаблоны и сервисы обеспечивают наращивание уровней адаптируемости технологий предприятия: Домены архитектуры – первый уровень адаптируемости технологий. Категоризация помогает предприятиям обнаруживать излишние технологии, продукты и конфигурации, а также позволяет идентифицировать возможности многократного использования элементов технологической архитектуры. Шаблоны – второй уровень адаптируемости технологий. Позволяют разработчикам использовать одни и те же конфигурации технологий для решения похожих задач. Сервисы – третий уровень адаптируемости технологий. Они обеспечивают общие интерфейсы для разработчиков прикладных систем и интеграторов приложений в рамках всей инфраструктуры предприятия. При этом выделяется четыре группы сервисов по мере повышения уровня абстракции: Базовые инфраструктурные сервисы: общие, стандартные технологии, широко используемые в рамках всех ИТ-систем предприятия. Они ориентированы не на разработчиков прикладных систем, а на специалистов по инфраструктуре. Примерами являются ПО пересылки сообщений промежуточного слоя, мониторы транзакций, сервисы каталогов. Общие (framework) инфраструктурные сервисы: общие, совместно используемые технологии, которые не содержат готовой бизнес-логики (хотя она и может быть запрограммирована), ориентированы на разработчиков и могут быть не полностью стандартизированы. Примерами таких сервисов являются управление контентом, серверы приложений, серверы выполнения бизнес-правил. Общие (framework) бизнес-сервисы: могут быть использованы в рамках различных бизнес-процессов, поскольку они содержат готовую, предопределенную бизнес-логику. Примерами таких сервисов являются модули определения цены товара, модули персонализации информации, модули оценки кредитного рейтинга. Прикладные бизнес-сервисы: специфические для отдельных бизнес-процессов, содержат высокоуровневую бизнес-логику. Например, сервисы CRM-систем или систем управления поставками. В результате получается технологическая модель предприятия, представленная на рис. 10.  Рис. 10. Технологическая модель предприятия Заключение Эта статья представляет собой подробное введение в методологии построения архитектуры предприятия. История этого направления насчитывает 20 лет, однако оно продолжает развиваться - и весьма быстрыми темпами. Как было показано, эти методологии существенно отличаются друг от друга, как по целям, так и по подходам. Во многих организациях царит атмосфера недоверия между бизнес- и ИТ-специалистами. Ни одна методология построения архитектуры предприятия не позволит устранить этот разрыв, пока руководство не возьмет на себя обязательство о проведении реформ. Это обязательство должно быть принято на высшем уровне организации. Методология не позволяет решить проблемы с людьми; она может только дать структуру, в рамках которой эти проблемы можно решить. Преимущества, которые можно получить при успешном внедрении архитектуры предприятия, такие как: более эффективное использование информационных технологий, повышающее приспособляемость бизнеса; более тесное сотрудничество бизнес- и ИТ-подразделений; большая ориентированность на цели организации; высокий моральный дух, поскольку больше сотрудников теперь видят прямую связь между их трудом и успехом организации; сокращение количества отказов ИТ-систем; упрощение существующих ИТ-систем; Более высокая адаптируемость новых ИТ-систем; более тесная связь между ИТ-показателями и бизнес-требованиями. Очевидно, что организация, эффективно работающая в этих ключевых областях, достигнет большего успеха, чем неэффективная организация. Это верно независимо от того, как оценивается успех: по материальным показателям, например по доходности или рентабельности, или нематериальным, например по степени удовлетворенности клиентов или текучести кадров. Отправной точкой при построении архитектуры предприятия является критический самоанализ. Организация тратит слишком много денег на создание ИТ-систем, которые не приносят ожидаемой отдачи, ИТ-отдел способствует или препятствует развитию бизнеса, существует ли разногласие между бизнес- и ИТ-специалистами? И, наконец, самый, пожалуй, важный вопрос: взяла ли организация обязательство решить все эти проблемы, и если да, то принято ли это обязательство на высшем уровне? Если на все эти вопросы ответы утвердительны, то построение архитектуры предприятия - это путь развития организации. Список литературы 1. Васильев Р. Б., Калянов Г. Н., Левочкин Г. А., Лукинова О. В. Стратегическое управление информационными системами; Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний - Москва, 2013. - 512 c. 2.Воропаев В.И. Управление проектами в России. М.: Аланс+. 2005.324 с. 3.Гриценко Ю. Б. Архитектура предприятия : Учебное пособие / Гриценко Ю. Б. – 2011. 256 с. 4.Данилин А.В., СлюсаренкоА.И., Учебный курс – Архитектура предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/itmngt/entarc/ 5. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. Учебное пособие: М.: Финансы и статистика, 2006. 6.Калянов Г. Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе. М.: — Горячая линия — Телеком. — 2004. 7. Румянцева К.Р. Менеджмент в организации. - М.: УЦ «Перспектива», 1997. - 321с |