ФИЗИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Калужский Государственный Университет им. К.Э.Циолковского» ФИЗИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Контрольная работа по дисциплине «Архитектура предприятия» на тему: «Построение архитектуры предприятия» Выполнила: студентка группы ФТИ-34 ЗО Гришина Е.А. Проверил: Терешков В.А. Калуга, 2016 Содержание Введение. 3 1.Методологии построения архитектуры.. 5 1.1. Модель Захмана. 5 1.2. Методология TOGAF (The Open Group Architecture Framework) 15 1.3. Архитектура предприятия с точки зрения FEA.. 22 Эталонные модели FEA.. 24 1.4. Структура и модель описания ИТ-архитектуры Gartner 27 1.5. Методика META Group. 32 Заключение. 41 Список литературы.. 43 Введение Двадцать лет назад появилось новое направление исследований, которое стали называть архитектурой предприятия. Это направление изначально предназначалось для решения двух следующих проблем. · Сложность систем - организации тратили все больше денег на построение ИТ-систем. · Неэффективная организация бизнеса - несмотря на всевозрастающую стоимость ИТ-систем, организациям с большим трудом удавалось поддерживать их соответствие требованиям бизнеса. Итог: высокие затраты, низкая эффективность. Эти проблемы, впервые выявленные 20 лет назад, сегодня достигли критической точки. Стоимость и сложность ИТ-систем выросли, а реальная польза от них резко снизилась. За последнее время было разработано множество методологий построения архитектуры предприятия. На данный момент в 90 процентах случаев используется одна из четырех перечисленных ниже методологий. · Структура Захмана для архитектуры предприятий · TOGAF (The Open Group Architectural Framework) · Архитектура федеральной организации · Методология Gartner · Методика META Group В данной работе рассматриваются эти пять подходов к созданию архитектуры предприятия. Пристальное рассмотрение этих методологий доказывает, что ни один из приведенных подходов не является полным. Каждому подходу свойственны свои достоинства и недостатки. Таким образом, для многих предприятий ни одна из отдельных методологий не будет полным решением. Таким организациям предлагается использовать иной подход, который можно назвать смешанной методологией. Однако даже смешанная методология будет работать только в том случае, если организация готова к изменениям. Такое решение должно быть принято на высшем уровне. Связь между сложностью и планированием при постройке зданий и городов имеет место и при создании ИТ-систем. Для создания простой однопользовательской нераспределенной системы архитекторы не нужны. Но в процессе создания корпоративной, критически важной для бизнеса распределенной системы может потребоваться архитектор баз данных, архитектор решений, архитектор инфраструктуры, бизнес-архитектор и архитектор предприятий. Здесь рассматриваются методологии создания общего архитектурного представления организации. За это отвечает архитектор предприятий, он специализируется на создании максимально широкого представления архитектуры внутри предприятия. Это старший архитектор, отвечающий за координацию работы остальных архитекторов. Привлечение архитектора предприятий не гарантирует создания успешной архитектуры предприятия. Можно привести множество примеров неудачной архитектуры предприятия в современном мире, и все эти архитектуры были созданы архитекторами предприятий (таких примеров десятки!). Методологии построения архитектуры полезны, однако их возможности ограничены. 1. Методологии построения архитектуры 1.1. Модель Захмана Модель Захмана основана на дисциплине классической архитектуры и обеспечивает общий словарь и набор перспектив, или структур (framework), для описания современных сложных корпоративных систем. Некоторая "матрица" со строками в виде различных уровней абстракции (перспективами) и набором столбцов в виде представлений (областей) архитектуры, которая в какой-то степени является частью более сложной матрицы, используемой для описания архитектуры в Модели Захмана. Итак, в своей работе Дж. Захман определил Архитектуру предприятия как "набор описательных представлений (моделей), которые применимы для описания Предприятия в соответствии с требованиями управленческого персонала (качество) и которые могут развиваться в течение определенного периода (динамичность)". Термин "архитектура" здесь не случаен, он подчеркивает существующую аналогию между внутренней структурой абстрактного объекта – предприятия и сложного искусственного объекта, такого как здание или орбитальная международная космическая станция (МКС). Для удобства описания Захман предложил так называемую Модель архитектуры предприятия (Zachman Framework for Enterprise Architecture). Модель преследует две основные цели – с одной стороны, логически разбить все описание Архитектуры на отдельные разделы для упрощения их формирования и восприятия, с другой – обеспечить возможность рассмотрения целостной Архитектуры с выделенных точек зрения или соответствующих уровней абстракции. В то время, когда были опубликованы работы Захмана, традиционным подходом при формировании описания системы являлось использование концепции "жизненного цикла", включающего такие этапы, как планирование, анализ, проектирование, разработка, документирование, внедрение и промышленная эксплуатация. На каждом из этих этапов рассматриваются вопросы, связанные как с функциями системы, так и с данными. Захман предложил вместо традиционного подхода, связанного с рассмотрением отдельных аспектов работы системы как бы в различные моменты времени, использовать рассмотрение системы с различных перспектив. Исторически модель Захмана впервые была создана именно для ИТ-систем. Этот подход в последующей работе был обобщен для рассмотрения не только ИТ-систем, но и для описания предприятия в целом, так что предложенная модель может использоваться как средство для описания архитектур сложных производственных систем любого типа. Основная идея заключается в том, чтобы обеспечить возможность последовательного описания каждого отдельного аспекта системы в координации со всеми остальными. Для любой достаточно сложной системы общее число связей, условий и правил обычно превосходит возможности для одновременного рассмотрения. В то же время отдельное, в отрыве от других, рассмотрение каждого аспекта системы чаще всего приводит к неоптимальным решениям, как в плане производительности, так и стоимости реализации. Собственно модель представляется в виде таблицы, имеющей пять строк и шесть столбцов, которая приведена на рисунке 1. Перспективы (строки в таблице) могут, в частном случае, соответствовать различному уровню управления предприятием, если речь идет об архитектуре предприятия или использования информационной системы. Две верхние строки соответствуют наиболее общим представлениям и достаточно широко описывают существующее окружение, планы и цели. Если проводить аналогию со строительством, то эти уровни содержат сведения о местонахождении и назначении постройки ("особняк" для отдыха в престижном коттеджном поселке в элитной зоне), а также диаграммы, планы и картинки, которые архитектор обсуждает с хозяином будущего дома. Следующий уровень "логической модели" уже является более конкретным, но все равно еще достаточно абстрактным. Это схемы, которые архитектор дома должен показывать подрядчикам.  Рис. 1. Модель Захмана Аналогично, в применении к деятельности предприятия верхняя строка "Контекст" соответствует уровню интересов высшего руководства и собрания акционеров. Второй уровень соответствует интересам бизнес-менеджеров и владельцев процессов. Третий уровень – тот, на котором бизнес-менеджеры, бизнес-аналитики и менеджеры, отвечающие за ИТ, должны работать вместе. Уровни с четвертого и далее описывают детали, которые представляют интерес для ИТ-менеджеров, проектировщиков, разработчиков. На каждом из этих уровней участники, вообще говоря, рассматривают одни и те же категории вопросов, соответствующих столбцам в таблице, – только с различным уровнем абстракции и детализации. В содержание этих колонок входят: используемые данные (что?) процессы и функции (как?) места выполнения этих процессов (где?) организации и персоналии–участники (кто?) управляющие события (когда?) цели и ограничения, определяющие работу системы (зачем?) Сам Захман в своем интервью он-лайновому журналу "Enterprise Architect Online" без ложной скромности сравнил свою модель с периодической таблицей элементов Менделеева и назвал ее "периодической таблицей описательных представлений предприятия или двумерной системой, схемой классификации". В конце концов, как отмечает Захман, коммерческие предприятия и государственные организации должны понимать, что путь к эффективным информационным системам требует систематических подходов в проектировании (engineering). Если вы, например, занимаетесь большими проектами, связанными с интеграцией государственных информационных систем, то "...назначить одного ответственного человека – это еще не решение проблемы. Никакого чуда просто так не произойдет. В какой-то момент вы поймете, что настоящий процесс проектирования должен быть реализован для того, чтобы интегрировать эти объекты". Основные правила заполнения таблицы следующие: каждая клетка таблицы независима от других, вместе они образуют функционально полное пространство для описания системы ("базис"); порядок следования колонок несущественен; каждая клетка содержит соответствующее описание аспекта реализации системы в виде определенной модели или, возможно, простого описания (текстового документа); базовые модели для каждой из колонок являются уникальными; соответствующие модели в клетках каждого ряда в совокупности образуют полное описание системы с выбранной перспективы; заполнение клеток должно проводиться последовательно "сверху вниз", попытка пропуска одного из рядов является, скорее, "шаманством" (в том плане, что нельзя создать хорошо работающую систему, "перепрыгнув" определенные уровни ее описания на этапе проектирования). Первая строка соответствует уровню планирования бизнеса в целом (бизнес-модель). На этом уровне вводятся достаточно общие основные понятия, определяющие бизнес – например, продукты и услуги, клиенты, расположение объектов бизнеса, а также формулируется бизнес-стратегия (колонка 6 – мотивация). Фактически, данная строка определяет контекст всех последующих строк. Вторая строка (концептуальная модель) предназначена для определения в терминах бизнеса структуры организации, ключевых и вспомогательных бизнес-процессов. Третий уровень (логическая модель) соответствует рассмотрению с точки зрения Системного Архитектора. Здесь бизнес-процессы описываются уже в терминах информационных систем, включая различные типы данных, правила их преобразования и обработки для выполнения определенных на уровне 2 бизнес-функций. На четвертом уровне – технологической или физической модели – осуществляется привязка данных и операций над ними к выбранным технологиям реализации. Например, здесь может быть определен выбор реляционной СУБД, или средств работы с неструктурированными данными, или объектно-ориентированной среды. Пятый уровень соответствует детальной реализации системы, включая конкретные модели оборудования, топологию сети, производителя и версию СУБД, средства разработки и собственно готовый программный код. Многие из работ на данном уровне часто выполняются субподрядчиками. Последний, шестой уровень описывает работающую систему. На этом уровне могут быть введены, в том числе, такие объекты, как инструкции для работы c системой, фактические базы данных, работа службы HelpDesk. Надо заметить, что в исходной работе Захмана содержание этого уровня не детализируется. При развитии модели, как будет показано ниже, отмечены возможности рассмотрения аспектов функционирования работающей системы с точки зрения, например, конечного пользователя или эксплуатирующих служб. Первая колонка отвечает на вопрос "ЧТО?" и определяет используемые в системе данные. На верхнем уровне достаточным будет простое перечисление основных объектов, используемых в бизнесе. На втором уровне данные объекты объединяются в семантическую модель высокого уровня и обычно описываются в виде диаграммы "сущности-связи" (E-R диаграммы) с отражением основных связей и наиболее существенных бизнес-ограничений. На третьем уровне эта модель приводится к нормализованной форме, определяются все атрибуты и ключи. Четвертый уровень представляет собой физическую модель данных в системе (в объектно-ориентированном подходе – иерархию классов). Следующий уровень содержит описание модели на языке управления данными для формирования таблиц, готовые библиотеки классов, табличные пространства СУБД. Наконец, последний уровень может описывать фактические наборы данных, в том числе такие характеристики, как журналы доступа, размеры реально занимаемого дискового пространства, статистику обращений и т.п. Конечно, можно отметить определенное несовершенство данной модели при использовании объектно-ориентированного подхода – фактически модель предписывает раздельное рассмотрение данных (свойств) и функций (методов) классов. Колонка функций (ответ на вопрос "КАК?") предназначена для последовательной детализации описания того, как миссия предприятия реализуется на уровне отдельных операций. В частности, на первом уровне достаточным будет простое перечисление бизнес-процессов. Второй уровень будет содержать модель бизнес-процессов, которая впоследствии детализируется в операции над данными и архитектуру приложений (уровень 3), методы классов (уровень 4), программный код (уровень 5) и, наконец, исполняемые модули. При этом, начиная с 4-го уровня, рассмотрение ведется уже не в рамках Предприятия в целом, а по отдельным подсистемам или приложениям. Следующая колонка (вопрос "ГДЕ?") определяет пространственное распределение компонент системы и сетевую организацию. На уровне планирования бизнеса здесь достаточно определить расположение всех производственных объектов. На следующем уровне эти объекты объединяются в модель со связями, характеризующими взаимодействие между собой, – будь то обмен информацией или поставки товаров. На третьем уровне системной архитектуры осуществляется привязка компонент информационной системы к узлам сети. Четвертый уровень служит для определения физической реализации в терминах аппаратных платформ, системного программного обеспечения, а также средств промежуточного уровня (так называемое "middleware"), используемых для интеграции различных компонент информационной системы между собой. Типичным примером могут являться брокеры запросов или средства обмена сообщениями. На пятом уровне определяются используемые протоколы и спецификации каналов связи. Последний уровень описывает функционирование реализованной сети. Колонка таблицы, отвечающая на вопрос "КТО?", определяет участников процесса. На уровне планирования бизнеса здесь представлен список подразделений предприятия и выполняемые ими функции. На следующем уровне приводится полная организационная диаграмма, а также могут быть определены общие требования к информационной безопасности. Далее последовательно определяются участники бизнес-процессов и их роли (в RUP используются диаграммы событий и описание вариантов использования), требования к интерфейсам пользователя и правила доступа к отдельным объектам, физическая их реализация на уровне кода или операторов определения доступа к таблицам в СУБД. Последний уровень описывает обученных пользователей системы. Пятая колонка отвечает на вопрос "КОГДА?" и определяет временные характеристики бизнес-процессов и работы системы. Опять-таки детализация осуществляется сверху вниз, начиная от календарного плана (уровень 1) и основных параметров, характеризующих выполнение бизнес-процессов, – например, требование ко времени оформления сделки (уровень 2). На третьем уровне определяются события, вызывающие изменение состояния информационных объектов и инициацию операций над ними. На следующем уровне эти события транслируются в программные вызовы (триггеры) или передаваемые сообщения. Пятый уровень определяет физическую реализацию обработки таких событий. Наконец, на 6-м уровне – фактическая история функционирования системы. Последняя колонка ("ПОЧЕМУ?" или "ЗАЧЕМ?") служит для определения мотивации и задает порядок перехода от задач бизнеса к требованиям и элементам информационных систем. Исходной точкой является бизнес-стратегия, которая затем последовательно транслируется в бизнес-план, затем в правила и ограничения для реализации бизнес-процессов, а на уровне 4 – в соответствующие приложения, необходимые для включения в состав информационных систем и, в дальнейшем, в их физическую реализацию. Такая модель описания в целом полезна для идентификации возможных ограничений. Эти ограничения могут "распространяться" как от верхних уровней к нижним (например, указание руководства компании о выборе тех или иных средств, продуктов или принципов работы), так и в обратном направлении – например, возможности существующих технологий беспроводной связи в значительной степени определяют спектр предлагаемых услуг и организацию бизнес-процессов у провайдеров этих услуг. Важным принципом предложенной модели является необходимость последовательного перехода при углублении детализации рассмотрения. Пропуск отдельных элементов, например, прямой переход от описания модели бизнес-процесса к физической реализации системы требует "привлечения магии" и почти всегда приводит к неудаче. На практике это часто случается при попытке разработки программы на основании только устного описания требований пользователя. Основными характеристиками данной модели Захмана, как отмечено в, являются следующие: · простота для понимания как техническими, так и нетехническими специалистами; · целостность в отношении предприятия, то есть каждая проблема может быть соотнесена с предприятием в целом; · поддержка обсуждений сложных вопросов с использованием относительно небольшого количества нетехнических понятий; · возможность применения для планирования, позволяющего лучше принимать решения за счет того, что решение никогда не будет выноситься "в пустоте" (в отрыве от остальных аспектов деятельности предприятия); · применимость для решения задач, то есть возможность работать с абстракциями и сущностями, выделяя и изолируя отдельные параметры системы без потери восприятия Предприятия как целого; · нейтральность, то есть независимость от каких-либо инструментов; благодаря этому каждый инструмент и методология могут быть отображены на данную модель и могут явно показать, что они делают и чего они не делают. Созданная модель архитектуры служила простым, но мощным инструментом по применению системного подхода для планирования работ по созданию и использованию информационных систем и их стыковки. Захман писал, что схема архитектуры позволяет концентрироваться на отдельных аспектах системы и в то же время не терять ощущения общего контекста или "холистической" перспективы (то есть, взгляда на предприятие в целом). Он подчеркивал, что именно потеря такой перспективы, в частности, разработка систем субподрядчиками, находящимися "вне контекста", уже около пятидесяти лет составляет причину появления неинтегрируемых и не поддерживающих предприятие должным образом систем, которые к тому же весьма дорого заменять. Баланс между сущностью реализации отдельных ячеек и интегрированным взглядом на систему поддерживается моделью Захмана за счет того, что она: облегчает понимание и общение людей, имеющих разные роли в процессах создания, развития и использования системы; ясно определяет фокус внимания на (относительно) независимых параметрах для целей анализа; но в то же время обеспечивает поддержку контекстных взаимосвязей, важных для сохранения целостности системы. Использование подхода, предложенного Захманом, на практике. Во-первых, данную модель удобно применять для классификации всей информации, описывающей предприятие и информационные системы этого предприятия, выявления "белых пятен" и координации работ. Во-вторых, данную модель можно использовать на метауровне – для сравнения различных реализаций создания архитектур предприятия. Наконец, она может являться удобным средством для использования в отдельных проектах. Нельзя, конечно, считать, что данная модель лишена недостатков. Один из них заключается в том, что при применении ее на практике возникают определенные трудности, связанные с отсутствием "встроенного механизма" распространения изменений между элементами таблицы. Действительно, предположим, что изменилась организация процесса поставок в компании (схема логистики). Это потребует отслеживания "вручную" всех взаимосвязей, проверки актуальности и внесения изменений в модели и другие артефакты во всех потенциально "затрагиваемых" ячейках. Другим ограничением модели является отсутствие рассмотрения системы в динамике. Действительно, каждый элемент таблицы может содержать как описание существующего состояния ("как есть"), так и целевого, а также всех промежуточных состояний. При этом сама модель не содержит средств для четкого разделения этих различных "временных срезов". 1.2. Методология TOGAF (The Open Group Architecture Framework) Методика описания архитектуры TOGAF (сокращение от The Open Group Architecture Framework) была предложена некоммерческим объединением The Open Group, в которое входит ряд ведущих производителей информационных технологий, а также компаний из списка Fortune 1000. TOGAF позиционируется ее авторами не как некоторая эталонная модель, а как "средство для разработки архитектур информационных систем". Основное назначение – ускорить и облегчить процесс разработки архитектуры конкретной организации, обеспечивая при этом возможность будущего развития. Основным полем для применения TOGAF является, прежде всего, программная инфраструктура информационной системы (в противоположность таким типам архитектур, как бизнес-архитектура, архитектура данных и приложений). Таким образом, она в наилучшей мере подходит для описания интеграционных компонент, использующихся для поддержки широкого спектра корпоративных приложений, прежде всего, критичных для бизнеса (mission-critical). Поскольку эта интеграционная архитектура сильно зависит от принимаемых решений в остальных областях, то в рамках TOGAF в необходимой степени рассматриваются и эти смежные области. В состав модели TOGAF входят две основные компоненты – методика ADM (Architecture Development Method), определяющая процесс разработки архитектуры, и Базовая Архитектура (Foundation Architecture). Она дополняется соответствующей базой данных ресурсов, включающей описания архитектурных принципов, примеров реализации, а также специализированный язык ADML. Заметим, что в описании TOGAF добавлен специальный документ, поясняющий соответствие между понятиями TOGAF и моделью Захмана. Общая структура TOGAF показана на рис. 2. Важно отметить, что TOGAF распространяется свободно и может быть использована бесплатно любой организацией для разработки внутренних проектов. Лицензируется только коммерческое использование.  Рис. 2. Структура TOGAF В соответствии с методикой ADM, процесс разработки архитектуры включает следующие фазы: Подготовка: уточнение модели под особенности организации, определение принципов реализации проекта. Фаза A: определение границ проекта, разработка общего представления (Vision) архитектуры; утверждение плана работ и подхода руководством. Фаза B: разработка бизнес-архитектуры предприятия. Фаза C: разработка архитектуры данных и архитектуры приложений. Фаза D: разработка технологической архитектуры. Фаза E: проверка возможности реализации предложенных решений. Фаза F: планирование перехода к новой системе. Фаза G: формирование системы управления преобразованиями. Фаза H: управление изменением архитектуры. Каждая фаза, в свою очередь разбивается на подпроцессы (этапы), отдельные работы и так далее. Например, фаза D включает следующие основные подпроцессы: Описание существующей технологической архитектуры. Обзор бизнес-архитектуры, архитектуры данных и приложений для определения начальных данных и необходимой степени детализации. Описание существующей системы с необходимой степенью детализации, которая выбирается для того, чтобы можно было выявить необходимые изменения при формировании целевой архитектуры. Формирование реестра используемых платформ программного и аппаратного обеспечения. Выявление и описание элементарных архитектурных блоков – кандидатов на использование в новой архитектуре. Фактически, речь идет о возможных архитектурных шаблонах. Разработка черновика технического отчета, резюмирующего основные результаты изучения существующего состояния и возможности использования типовых блоков. Направление черновика отчета на рецензирование, анализ комментариев и внесение, при необходимости, поправок. Формирование целевой технологической архитектуры. Описание существующей системы в терминах TOGAF. Определение перспектив (представлений) архитектуры. Формирование модели целевой архитектуры. Определение ИТ-служб (сервисов). Подтверждение учета бизнес-требований. Определение архитектуры и используемых блоков (шаблонов). Проведение анализа расхождений (gap analysis). Для каждого такого подпроцесса определяются решаемые в его ходе задачи, входные и выходные документы. Важно отметить, что процесс предусматривает не обязательную, но возможную адаптацию самого метода к условиям конкретного предприятия, которая осуществляется на предварительной фазе. Это может быть вызвано как необходимостью учета других существующих стандартов предприятия, так и привлечением аутсорсинговых компаний к разработке архитектуры. Интересным примером может являться проект внедрения корпоративной ERP-системы. В этом случае необходимо определенное изменение порядка разработки – так, бизнес-архитектура в этом случае может определяться возможностями, поддерживаемыми в выбранном продукте, поэтому фазы B и С в данном случае будут выполняться не до, а после фазы D! Процесс разработки не заканчивается после выбора оптимальной архитектуры и разработки плана миграции. Необходимыми элементами являются задачи, выполняемые на фазах G и H. В частности, для обеспечения практического принятия архитектуры в организации и успеха проекта обязательным является формирование Системы управления реализацией архитектуры (Implementation Governance). Так, фаза G предусматривает следующие задачи: Организация Совета по архитектуре, включающего представителей всех бизнес-подразделений и руководства. Этот Совет должен выполнять наблюдательную и координирующую роль. Разработка конкретной реализации достаточно полного набора Архитектурных принципов на основе существующего шаблона. Формирование Стратегии Соответствия Архитектуре, определяющей правила и рекомендации для оценки и выбора проектов в части их соответствия или несоответствия согласованной архитектуре, а также формальную процедуру проверки такого соответствия. Это похоже на жизненный цикл технологических стандартов германской архитектуры электронного правительства SAGA, и на правила использования стандартов: проект, который не полностью удовлетворяет всем обязательным стандартам, не может получить бюджетного финансирования. Базовая Архитектура, в свою очередь, включает: набор наиболее общих служб и функций, объединенных в Техническую Эталонную Модель (Technical reference model – TRM); набор элементарных архитектурных элементов, которые используются как "строительные блоки" при построении конкретных решений; база данных стандартов (Standards Information Base). Концепция использования Базовой архитектуры определяется в соответствии с иерархией архитектур (см рис. 3) входящих в общий континуум определений. В этом смысле компонента Базовой Архитектуры, содержащая набор служб и стандартов, является некоторой абстрактной реализацией ИТ-системы в целом. Архитектура Общих Систем реализуется путем выбора и интеграции определенных служб для формирования выделенных блоков, которые могут (возможно, повторно или в различных комбинациях) использоваться в различных функциональных областях, таких как архитектура безопасности, сетевая архитектура и т.п. Следующая степень детализации реализуется на уровне Отраслевой Архитектуры, которая добавляет специфичные для каждой индустрии модели данных, приложения, стандарты, бизнес-правила, а также, при необходимости, процедуры взаимодействия различных отраслевых систем между собой. Наконец, на последнем уровне Архитектуры Организации формируется архитектура ИТ-систем конкретного предприятия, учитывающая все его особенности, в том числе наличие унаследованных систем, планы и возможности реализации, организацию данных на физическом уровне и т.п.  Рис. 3. Иерархия описаний архитектур В состав Эталонной Модели, в свою очередь, входит система (таксономия) общих служб, включающая такие службы, как Обмен и преобразование данных, Управление данными, Поддержка интернационализации, Службы Каталогов и т.п. Для всех используемых в архитектуре служб, наряду с функциональным назначением, необходимо определить и уровень качества реализации, то есть такие характеристики как управляемость, гибкость, гарантированность, удобство использования и т.п. При этом следует учитывать, что некоторые службы являются в этом плане взаимозависимыми. Например, для обеспечения заданного качества службы интернационализации могут потребоваться специализированные компоненты службы разработки программного обеспечения для создания и тестирования соответствующих программных продуктов. Архитектурные принципы представляют собой как бы фундаментальные "аксиомы", которые используются в качестве "отправных точек" как для оценки существующей системы, так и для разработки отдельных архитектурных решений. Вообще говоря, архитектурные принципы являются подмножеством более общего понятия ИТ-принципов, которые определяют основные аспекты всей деятельности, связанной с применением информационных технологий. ИТ-принципы, в свою очередь, являются детализацией еще "более общих" принципов, определяющих деятельность предприятия в целом. В состав набора принципов могут входить обоснования для формирования системы требований или критериев оценки тех или иных решений. Например, такой принцип, как "минимизация числа поставщиков программного обеспечения", может быть в дальнейшем конкретизирован в зависимости от особенностей предприятия, как требование "единой СУБД для всех критичных для бизнеса приложений" или же как "использование той же СУБД, что и уже применяемая". Архитектурные принципы могут также использоваться для обоснования значимости самого понятия Архитектуры и необходимости ее разработки для бизнеса предприятия, а также для выбора вариантов реализации этого процесса. Принципы являются взаимозависимыми и должны применяться в целостном наборе. "Хороший" набор принципов должен удовлетворять таким естественным критериям, как доступность для понимания, точность формулировок, полнота, последовательность и стабильность (не нужно путать с неизменяемостью!) Обычно число принципов не превышает 20, чтобы не ограничивать гибкость архитектуры или чтобы избежать чисто формального определения принципов, которые неработоспособны на практике. 1.3. Архитектура предприятия с точки зрения FEA С точки зрения FEA, архитектура предприятия состоит из отдельных сегментов. Эта идея была впервые изложена в FEAF. Сегмент представляет собой один из основных аспектов бизнеса, например трудовые ресурсы. Сегменты подразделяются на два типа: базовые и служебные. Базовый сегмент представляет собой ключевой аспект деятельности предприятия в границах политико-административного деления. Например, для Министерства здравоохранения и социальных служб США базовым сегментом является здоровье. Служебный сегмент - это сегмент, который является фундаментальным если не для всех, то для большинства политических организаций. Например, управление финансами является служебным сегментом, обязательным для всех федеральных агентств. Другим типом активов в архитектуре предприятия являются службы предприятия. Служба предприятия - это четко определенная функция в границах политико-административного деления. В качестве примера службы предприятия можно привести управление безопасностью. Управление безопасностью - это служба, единообразно реализованная по всему предприятию. Различие между службами предприятия и сегментами, особенно служебными сегментами, неочевидно. И службы, и сегменты охватывают все предприятие. Различие заключается в том, что область действия служебных сегментов распространяется только на одну политическую организацию. Область действия служб предприятия распространяется на все предприятие. Например, и в Министерстве здравоохранения и социальных служб, и в Агентстве по охране окружающей среды федерального правительства США используется служебный сегмент трудовые ресурсы. Однако трудовые ресурсы для Министерства здравоохранения и социальных служб отличаются от трудовых ресурсов для Агентства по охране окружающей среды. И в Министерстве здравоохранения и социальных служб, и в Агентстве по охране окружающей среды используется такая служба предприятия, как управление безопасностью. При этом учетные записи для безопасного доступа, используемые службой управления безопасностью, одинаковы для обоих агентств. Эффективное управление учетными записями для безопасного доступа обеспечивается только в том случае, если оно осуществляется на уровне предприятия. Возникает соблазн приравнять сегменты или службы к службам, используемым в сервис-ориентированных архитектурах. Такой подход небезупречен по двум причинам. Во-первых, службы предприятия, служебные и базовые сегменты намного шире по охвату, чем службы в сервис-ориентированных архитектурах. Во-вторых, сегменты являются организационной единицей для архитектуры предприятия, а службы - организационной единицей для технической реализации. Что касается организационных единиц для архитектуры предприятия, они охватывают не только технологическую архитектуру, но и архитектуры бизнеса и данных. Последнее примечание относительно сегментов. Хотя сегменты функционируют на политическом уровне (то есть на уровне агентств), они определяются на уровне предприятия (то есть на уровне правительства). Службы предприятия, естественно, функционируют и определяются на уровне предприятия. Тот факт, что сегменты определяются глобально, упрощает их повторное использование в границах политико-административного деления. Можно спланировать использование сегментов в границах политико-административного деления предприятия, а затем воспользоваться этим планом для поиска возможностей повторного использования разработанной архитектуры. Например, на рис. 4 приведена схема сегментов федерального правительства из «Практического руководства по FEA». Из рисунка видно, что многие сегменты (вертикальные столбцы) используются во многих агентствах и все или почти все эти сегменты можно использовать повторно.  Рис. 4. Схема сегментов федерального правительства Эталонные модели FEA Все пять эталонных моделей FEA предназначены для формирования единого языка. Цель - упростить взаимодействие, сотрудничество и совместную работу, минуя границы политико-административного деления. Согласно заявлению управления по реализации программы FEA (FEAPMO): «Методология FEA включает в себя набор взаимосвязанных "эталонных моделей", предназначенных для упрощения анализа деятельности агентств и выявления дублирующих инвестиций, несоответствий и возможностей для совместной работы внутри агентств и между ними. Совместно эталонные модели [образуют] структуру для единообразного описания важных элементов методологии FEA». Эталонная модель бизнеса (BRM) дает бизнес-представление различных функций федерального правительства. Например, в этой модели определяется стандартная функция бизнеса использование водных ресурсов, которая, в свою очередь, является функцией природных ресурсов, являющейся критически важной для более широкой области обслуживания населения. Эталонная модель компонентов (CRM) дает ИТ-представление систем, поддерживающих бизнес. Например, в эталонной модели компонентов определяется аналитическая система, упомянутая выше в гипотетическом описании взаимодействия между Налоговым управлением и Управлением правительственной печати. В Технической эталонной модели (TRM) определяются различные технологии и стандарты, используемые при построении ИТ-систем. Например, в этой модели HTTP определяется как протокол, который является подмножеством служебного транспорта, который, в свою очередь, является подмножеством служебного доступа и доставки. В эталонной модели данных (DRM) определяются стандартные способы описания данных. Например, сущность в этой модели определяется как нечто, обладающее атрибутами и участвующее в отношениях. В эталонной модели производительности (PRM) определяются стандартные способы описания полезности, обеспечиваемой архитектурами предприятий. Например, качество в этой модели определяется как область измерений, которая, в свою очередь, определяется как «степень соответствия технологии требованиям к функциональности или возможностям». Процесс FEA Процесс FEA в основном направлен на создание архитектуры сегмента для подмножества общей архитектуры предприятия (в случае с FEA предприятием является федеральное правительство, а подмножеством - правительственное агентство). Описание процесса приведено в «Практическом руководстве по FEA». Сегменты предприятия в рамках методологии FEA были рассмотрены выше. Общий процесс разработки архитектуры сегмента (на самом верхнем уровне) выглядит следующим образом. · Этап 1. Анализ архитектуры: формирование простого и лаконичного представления сегмента с привязкой к плану организации. · Этап 2. Архитектурное определение: задание желаемого состояния сегмента, документация целевых показателей производительности, рассмотрение альтернатив и разработка архитектуры предприятия для сегмента, в том числе архитектуры бизнеса, архитектуры данных, архитектуры служб и технологической архитектуры. · Этап 3. Стратегия инвестиций и финансирования: рассмотрение способов финансирования проекта. · Этап 4. План управления программой и реализация проектов: создание плана управления проектом и его реализации, включающего контрольные точки и показатели производительности для оценки успешности проекта. |