Ответственность перевозчика За вред грузу Период ответственности: ст.18: период времени, в течение которого груз находится под охраной перевозчика (аналогично Варшавской конвенции) Вина как основание ответственности? - виновная ответственность с презумпцией вины перевозчика Монреальская конвенция определяет исчерпывающий перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за несохранность груза. ст.18: перевозчик не несет ответственности, если и в той мере, в какой он докажет, что уничтожение, утеря или повреждение груза произошли в результате одного или нескольких перечисленных ниже обстоятельств: a) присущего грузу дефекта, качества или порока; b) неправильной упаковки груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов; c) акта войны или вооруженного конфликта; d) акта органа государственной власти, связанного с ввозом, вывозом или транзитом груза. Предел ответственности Согласно Монреальской конвенции при перевозке груза ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки первоначально ограничивалась суммой 17 СПЗ за килограмм (п. 3 ст. 22) (с 2010 г.: 19 СПЗ за 1 кг). За задержку Вина как основание ответственности? виновная ответственность (презумпция вины перевозчика) - перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры Предел ответственности 17 СПЗ за килограмм (п. 3 ст. 22) (с 2010 г.: 19 СПЗ за 1 кг) Выдача груза ст.13: аналогично Варшаской конвенции На заметку по Варшавской и Монреальской конвенции (Остроумов): Выдача груза Важное практическое значение имеют правила о порядке выдачи груза в пункте назначения (ст. 13 Конвенций). Перевозчик обязан немедленно известить получателя о прибытии груза, если иное не оговорено соглашением. Получатель как третье лицо, в пользу которого заключен договор перевозки, вправе требовать выдачи прибывшего в его адрес груза только после уплаты всех причитающихся платежей и выполнения других условий договора перевозки. Груз считается утраченным, если перевозчик сам заявил об этом или груз не прибыл к месту назначения в течение семи дней со дня, установленного для его прибытия. В этих случаях "получатель вправе осуществить по отношению к перевозчику права, вытекающие из договора перевозки" (п. 3 ст. 13 Конвенций). Ответственность грузоотправителя Грузоотправитель как сторона договора воздушной перевозки несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. - Во-первых, согласно ст. 10 Варшавской и Монреальской конвенций он отвечает за возможный ущерб, возникший из-за неправильности сведений и заявлений, которые заносятся в авиагрузовую накладную или в компьютер. - Во-вторых, отправитель несет ответственность за убытки, которые могут быть причинены перевозчику в связи с отсутствием, неточностью или неправильностью документов, необходимых для выполнения таможенных, пограничных, полицейских и иных формальностей, которые он обязан приложить к договору перевозки (ст. 16 Конвенций). Российское внутринациональное регулирование Статья 103 ВК РФ: 2. По договору воздушной перевозки грузаперевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза Остроумов: Договор перевозки груза воздушным транспортом относится к числу возмездных и реальных (считается заключенным лишь после передачи перевозчику груза). Договор перевозки груза является двусторонним. Получатель груза стороной договора не является. Договор перевозки груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Ответственность перевозчика За утрату, недостачу или повреждение груза Период ответственности: ст.118 ВК РФ: после принятия груза к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю |