МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Источники иудейского права





1. священные книги – Тора – самая почитаемая. Само слова Тора переводится как закон. Иудаизм исходит из мысли, что божество – непознаваемое, поэтому у него даже нет имени. В иудаизме божество называется всегда только не определенным именем, а описанием деятельности. Вот это экзистенциальное выразило свою волю в законе. Считается, что Тора была составлена в 9-6 в.в. до н.э. где-то на ближнем востоке. В основе Торы (в ее ядре) лежит декалог (10 заповедей) Моисея. Эти заповеди стали основой для выработки многих сотен правовых норм. Несколько тысяч норм, они все как к корню древа могут быть обращены к 10 заповедям. Среди этих заповедей есть известные нам: не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, но есть и заповеди, не получившие в христианстве развития – например, не вари козленка в молоке матери его (нормы кашрута – кашерность пищи). Тора в 7-6 в.в. до н.э. был записан и получил в иудаизме писаный закон. Давно текст устоялся и в него не вносятся никакие изменения, но так как он начал устаревать, стал малопонятен, возникла необходимость толкования Торы. В Древней Иудее возникает 2 школы – 2 группы служителей иерусалимского храма – саддукеи и фарисеи. Тору нужно толковать буквально, это вечный закон, данный Богом и уклоняться от требований Торы нельзя – так считали саддукеи. Что же касается фарисеев – Тору нужно толковать применительно к конкретным жизненным обстоятельствам, ее нужно приспособить к изменяющейся жизни. Именно фарисеи записывали свои толкования Торы, поскольку толкования саддукеев были прямолинейны и их можно было не записывать. Верх одержали фарисеи, их толкования оказались более жизненным, востребованным, гибким. Это толкование со временем стало слишком гибким. Позже термин фарисей – изворотливость, лицемерие. Что же фарисеи сделали для иудейского права? Право стало очень адоптивным, стало способно приспособится к любым условиям. Способность иудейского права адаптироваться, входить в любую правовую системы – способствовало тому, что иудейское право не исчезло в глубокой древности, а дожило до наших дней. У евреев почти 2000 лет не было собственного государства, не было той материальной основы, в которой должно было развиваться иудейское право. Единственная правовая система в мире, выжившая без государства.

2. Толкования фарисеев стали записываться, 1 систематическая запись была сделана в 210 году до н.э. фарисеев – Иигуда Га-Насси. Это автор первого письменного сборника фарисейских толкований, он назвал его Мишна (повторение закона). Тора – закон, то Мишна – повторение закона (как комментарий). Он разделил свою Мишну на 6 глав (резделов) – 6 отраслей иудейского права, которые действуют до сих пор:

1. Зераим (посевы) – этот раздел посвящен ведению с/х, земельным отношениям, а так же с/х календарь, то есть циклу определенных работ, что за чем совершается;

2. моэд – праздники – повествует о еврейских религиозных праздниках и связанных с этим ритуалах, обрядах, жертвоприношениях и т.д.

3. нашим – жены – семейно-брачное право евреев

4. незикин – повреждение – уголовное деяние так и повреждения, произошедшие без вины (гражданские деликты), поэтому чаще всего ученые Европы, чтобы не путать, называют этот раздел деликтным правом



5. кодашим – святыни – здесь речь идет о статусе еврейского храма, обо всех связанных с храмом правах и обязанностях верующего иудея, о платежах на содержание храма и т.д.

6. тогорот – очищение – не легко соотнести с нашим понимаем права – омовение рук и ног перед молитвой и понесенное наказание за преступление – тоже очищение – все, что может очистить человека от греха в любо его ипостаси;

В 6 главах содержатся 63 отдельных раздела. Каждый раздел объясняет свою группу правоотношений. Довольно долгое время Мишна оставалась единственным толкованием Торы и использовалась евреями в качестве основного. В древности стал составляться комментарий уже к Мишне.

3. Часть евреев была переселена из Палестины в Древний Вавилон – образовалась крупная восточная диаспора. В эту эпоху раз общин еврейских стало 2, то появились 2 центра толкования Мишны – гемара в Палестине, вторая - в Вавилоне. Та гемара, что составлена в Вавилоне была ориентирована, чтобы сделать еврейскую общину максимально закрытой. Ни одна из них не отменяет другую, но каждая еврейская община должна определится какой гемаре, она будет следовать в своей повседневной жизни. Вавилонская гемара сегодня доминирует. Вовсе не означает, что те, кто придерживаются иерусалимской гемары хуже тех, кто придерживается вавилонской. Осуждается, если человек мечется между 2 гемарами. С тех пор Мишна и Гемара были объединены в 1 книгу – Толмут. При этом гемара может быть разная – в одних изданиях толмута гемара вавилонская, в других – иерусалимская, поэтому, чтобы евреи не путалисб, толмут имеет название – толмут иеруалаим (иерусалимская гемара), толмут бавли (вавилонская гемара). Появились еще в начале н.э. Особенность в том, что исторически они не делились на какие-либо главы, статьи, параграфы. Если в Мишне есть деление на 6 глав, то в гемаре деления такого нет вообще, поэтому между еврейским духовенством и особенно знатоками еврейского права вопрос – как можно ссылаться на текст, в котором нет статей/параграфов и т.п. Договорились, что Толмут всегда пишется и издается на определенном количество листов и на каждом издается свой текст, всего 5894 стр. – на каждой странице строго определенный текст.

4. В эпоху после составления Толмута – к 3 в. н.э. – после этого ученые – евреи, жившие в разных частях мира начали писать комментарии к Толмуту. Мидрашид – толмудическая литература. Есть неюридические советы – медицинские советы, философские рассуждения, достаточно 1 признака – данные работы, написаны евреями. Мидрашы разделили на 2 большие группы:

1) группа – агада – толмутические сочинения, не юридические по содержанию – мифы, легенды, сказания, кулинария, медицина, сказки, песни и т.д.

2) группа – галаха – юридический смысл – сочинения ученых-евреев, касающиеся толкования правовых вопрос: семейно-брачных вопросов - галатический трактат (Шолхан Арух – накрытый стол) – юр учебник, написанный в эпоху средневековья на территории Германии и Польши; именно в нем были написаны современные ученья верующих иудеев; из него ушли публично – правовые элементы, стало правом частным; оно касается в первую очередь семьи и брака, соблюдения религиозной обрядности, кашрута, но не касается уголовного права, государственного и т.д. Направлен на сохранение частноправового порядка;

 

Современные источники иудейского права в государстве Израиль:

Независимость была провозглашена в 1947 году и на этапе этой независимости среди еврейских общин, проживающих в Израиле произошла дискуссия о том, как понимать сущность Израиля. С 1 стороны, что это теократическое государство должно быть, другая часть – сионисты – сторонники относительно светского государства, но религиозный мотив тоже присутствует. Чтобы между этими силами не было постоянного конфликта был достигнут компромисс: Израиль официально был провозглашен еврейским государством, то есть этническим, но при этом, чтобы не ущемлять иудейскую религию был достигнут статус кво в отношении религии – полит договоренность, в соответствии с которой в еврейском государстве иудейская религия будет играть большую роль в некоторых сферах жизни.

 

Основные отрасли современного иудейского права:

Основная отрасль – семейное право. Где национальная система стран признает действие религиозного иудейского семейного права в сфере регулирования брачных отношений между иудеями – Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, то есть суд, принимая к рассмотрению то или иное семейное дело, испрашивает, считают ли супруги свой брак религиозным. Что такое брак? Это религиозное таинство, которое заключается на неограниченный срок. Согласно действующему иудейскому семейному праву женщина-иудейка имеет право выходить замуж только за иудей, в то время, как мужчина может брать в жены женщину любых вероисповеданий. Исходя из данной нормы родство в семье всегда исчисляется по материнской линии, потому что предполагается, что женщина – всегда жена иудея, поэтому дети иудеи от рождения. В миграционном законодательстве Израиля упоминается, кто может являться евреем, им считается сын, дочь, внучка иудейки à получение гражданства. В связи с таким положением в семье, роль женщины очень велика. Уже в глубокой древности именно иудейское право установило равноправие супругов в семье, чего мы не видим в других религиозно-правовых системах. При этом на мужа возлагаются все внешние заботы семьи, на жену – внутренние. В связи с таким равноправием в иудейском праве практически никакой роли не играет приданое. Расторжение иудейского религиозного брака практически невозможно. Раз это религиозное таинство, то считается, что даже если супруги не могут проживать совместно, это не повод прекращать обед, данный Богу. В этом смысле иудейское право стояло на стороне детей, ибо сохранение семьи – это в первую очередь сохранение интересов детей, рожденных в браке. Супруги могут не проживать вместе, но за ними сохраняется обязанность содержать детей и не нужно элементных обязательств, поскольку брак сохраняется. Такое жесткое отношение к нерасторжимости брака привело к тому, что в современном государстве Израиль появилась такая форма брака – кипрский брак – брак светский, то есть заключаемый без учета религиозных ограничений, но он влечет за собой для граждан Израиля определенные неприятности.

Важнейшая отрасль – гражданско-правовых отношений. Дело в том, что иудейское право издревле презумпцирует абсолютную честность в гражданских сделках между иудеями, это означает, что согласно действующему иудейскому праву, сделки, заключаемые между 2 лицами иудейского вероисповедания не нуждаются в письменной регистрации, нотариальном удостоверении, свидетельских показаний и т.п., достаточно лишь честного слова. Считалось, что письменную сделку можно заключить только с не иудеями. За века существования этой традиции сформировались некоторые отрасли экономики, где действуют одни и те же лица и семье на протяжении многих лет.

Кашрут – право, регулирующее особенности потребления отдельных товаров, в первую очередь продуктов питания. С точки зрения иудейского права все товары делятся на 2 группы: кошерные и не кошерные (не допустимые). Раввинат разных стран мира использует знаки кошерности. Правила (из заповеди: не вари козленка в молоке матери его):

1) не смешиваемость мясных и молочных продуктов: то, что дает мяса не должно давать молока и т.п. (Израиль практически не импортирует консервов из-за рубежа)

2) употребление в пищу только библейских существ (ничего не сказано ни о собаках, ни о кошках, то есть они употребляться в пищу не могут; рыба с чешуей только; если красная икра – кошерная, то черная – не кошерная; абсолютно не кошерны – креветки, кальмары, осьминоги и прочие морские гады, ибо в Торе они не упоминаются)

3) кошерными считаются все мясные продукты, созданные специальным образом,

Правила кашрута постепенно были распространены на иные товары личного пользования – на одежду и обувь, например, невозможно сумка из свиной кожи и т.д. Кашрут распространяется на лекарства – целый ряд субстанций запрещены, как смешанное и неприемлемое (многие гармональные аппараты, вырабатываемые из крови животных). Правила кашрута распространяются на предметы личной гигиены. Со временем распространялись на такие индивидуальные предметы, как мобильные телефоны, ПК – все, что не предназначено для общественного применения.

Отрасль, связанная с соблюдением праздников, в частности с правом субботы – шабат. Суббота – 6 день неделе и единственный на неделе выходной день. Иудейское право строго требует, чтобы в этот день верующие иудеи не занимались умственным трудом, ни в какой форме, даже пищу на субботний день готовят на кануне и в течение субботы ее не разогревают, едят то, что приготовлено в пятницу. Так же запрещен любой труд, связанный с извлечением дохода, но не запрещен труд, связанный с благотворительностью.

 

Институты иудейского прав в государстве Израиль:

Израиль – единственное на сегодняшний день государство, в котором иудейскому праву придается официальный статус, но не во всех сферах жизни. При создании государства Израиль был достигнут компромисс – статус кво в отношений религии – между религиозными и не религиозными партиями. Включает он в себя следующее:

1) признание деятельности на территории Израиля религиозных судов – в Израиле действует 2 типа религиозных судов: иудейские и религиозные суды иных концессий – для малых религиозных групп; высшими инстанциями религиозного суда в Израиле являются 2 инстанции – Высший суд справедливости Израиля (аналог нашего Верховного суда; Багац - аббревиатура): создается государством и играет верховную роль во всех делах, в том числе и религии; однако большинство верующих израильтян по религиозным вопросам предпочитают в него не жаловаться, потому что часто этот суд берет на себя смелость интерпретировать религиозное право слишком вольно – отходит от ценностей; Высший религиозный суд справедливости (Бадац) – суд негосударственный; был создан в 1935 году до того, как был создан Израиль – был создан ашкинатской общиной и ему ничего иного не оставалось, как де факто признать существование Бадац. Относительно Бадац был принят специальный закон, регулирующий вопросы его компетенции: имущественные споры между иудеями, семейно-брачные отношения, вопросы выплаты алиментов, о нарушении субботы, о нелегальном ввозе товаров, не соответствующий кашруту; состоит из 7 судей. Чтобы придать себе большую весомость судьи Бадац называют себя наследниками Израиля. Решения Бадаца являются окончательными и оспариваться в гос суде не могут, если иудеи для рассмотрения своего спора избрали Высший религиозный суд справедливости, то должны быть готовы, что оспорить его решение в Высшем суде справедливости Израиля будет невозможно. Кроме того, сущесвуют суды 1 инсанции – раввинатские суды. Они образуются в каждом израильском городе в соответствии с законом 1953 года «О полномочиях раввинатских судов». Дела: все брачно-семейные дела евреев, проживающих в Израиле, не рассматриваются в светском суде по определению, только в раввинатском; рассматривают дело о левиратном браке (обязанность младшего брата взять в жены вдову старшего брата), но существует 1 тонкость – отказ от левирата (халицат) – дело о халицате; Эти же раввинатские суды рассматривают вопросы правового статуса вдов – в первую очередь о праве вдовы владеть и управлять имуществом покойного мужа, не всегда в иудейском праве вдова является абсолютным наследником мужа, например, если брак был кратким – менее года – в этом случае часто назначаются опекуны, и пользоваться вдова этим имуществом может лишь с разрешения опекунов. Если у мужа еврея жена была не еврейкой, ее право тоже будет ограничено и т.д. Эти же суды рассматривают дела о допустимости завещаний. Еврейское право детально и подробно регламентирует в каким случаях завещание не допустимо или ограниченно допустимо – полностью лишить наследства кровных родственников по нисходящей линии – невозможно, например, лишь частичное. Учитывая, что все сделки совершаются устно, завещания очень часто не имеют нотариального удостоверения. Раввинатский суд рассматривает дела о вступлении в иудаизм, то есть о вступлении в иудейскую религию – это вопрос правовой, а не религиозный, особенно на территории Израиля. Дело в том, что на гражданство может претендовать только еврей по рождению или человек, принявший иудаизм, поэтому, чтобы пресечь неискреннее вступление в религию – действует суд (по статистике 1 из 5 заявлений удовлетворяется = примерно 20%). Армейский раввинат – еще одна инстанция. Он создан в 53 году в рамках армии обороны Израиля и в 1965 году утвержден специальный закон «Об армейском раввинате». В каждой воинской части назначается раввин, имеющий воинское звание не ниже лейтенанта. С 1 стороны – он должен помогать военнослужащим отправлять еврейское богослужение и обряды, с другой стороны – наделен рядом судебных полномочий: рассматривает дела о половых преступлениях в армии, вопросы нарушения военнослужащими субботы и кашрута, вопросы заключении и расторжении браков военнослужащими, решает правовые вопросы опознания тел убитых, выдает свидетельство о смерти, а так же раввин решает вопрос о вступлении в иудаизм военнослужащих – гиюр. В случае с гражданскими лицами суды относятся к гиюру осторожно, то в армии этот вопрос решает значительно проще, армейские раввинаты уже в 60е годы выработали свою позиции: если эти люди каждый день могут умереть за еврейское государство, то какиеж основания им отказывать в праве стать евреем. В израильской армии служит до 1/3 не граждан Израиля, причем служат выходцы из разных стран мира – от ближнего востока до Африки, от США – до Австралии, многие из них по окончанию контракта хотят остаться жить в Израиле.

2) Деятельность на территории Израиля религиозных учебных заведений – эти учебные заведения создаются религиозными общинами, но содержатся за счет государства. Учебные создаются 2 типов: среднего уровня (типа колледжа - иишивы) и религиозные университеты (их всего 3). В чем особенность? 2/3 предметов там относятся к иудаизму – религиозные предметы, образование в этих университетах ведет к выдаче гос диплома, хотя государство не устанавливает требования к образованию – тем не менее, диплом одинаковый. В них принимаются евреи не зависимо от гражданства, примерно ¼ иишив – выходцы из других стран мира. Таким образом, израильское государство обязано содержать эту систему учреждений

3) Соблюдение на территории Израиля шабата (субботы) – израильские гос учреждении я и частные компании в обязательном порядке должны объявлять субботу выходным днем, исключения только для организаций и учреждений, имеющих непрерывный цикл (больницы, например); что же касается иных служб с непрерывным циклом, то для них есть особый режим, установленные израильским трудовым законодательством, существует квота рабочих мест для лиц не иудейского вероисповедания и эти места рассчитываются таким образом, чтобы используя персонал не евреев это учреждение могло функционировать даже в субботний день (даже минимальным составом): исключение – для вооруженных сил и авиатранспорта – там квотирования не производится, поэтому армия обороны Израиля старается военные операции в субботний день не проводить, но если все таки она неизбежна, то относительно нее решение принимает армейский раввинат – разрешить в конкретную субботу армии продолжить свои действия. Что касается авиатранспорта? В качестве пилотов, диспетчеров и техников – только евреи, поэтому в субботу не функционирует. Этот вопрос о соблюдении шабата очень сильно влияет на строительство жилья. Религиозные ортодоксы хотят жить в пределах Синагоги. На территории Израиля действует гос инспекция кашрута - проверяет заведения общественного питания, рынки, продовольственные магазины. При этом в Израиле вовсе не запрещено торговать не кашерным товаров, только не нужно обманывать покупателей. Ввоз импортных товаров на территорию Израиля – нельзя ввести вина, произведенные неизвестным инспекции кашрута способов (пример). В Израиль вообще не ввозится мясо – никакой контроль не может установиь каким образом было забыто то или иное животное, поэтому ввоз всякого мяса на территорию Израиля запрещен. Обязательное присутствие в парламенте и правительстве Израиля религиозных политических партий (для них нет порога, обычно они набирают около 10%).

4) Кипрский брак в Израиле: Израиль – государство, в основном населенное иммигрантами, большая часть населения въехала в Израиль во второй половине 20 века, в основном все и люди состояли не в религиозном браке. После 2 мировой войны около 1 млн. въехали из Германии и Восточной Европы обратно в Израиль. Более 500 тыс. въехало с территории бывшего СССР – невозможен был иудейский брак. Было принято исключение к закону, всякий брак, заключенный за границей – считается действительным на территории Израиля – это исключение было принято именно для легализации лиц, въезжающих из других стран. В мире есть государства, которые регистрируют браки не зависимо от гражданства и ближайшее такое государство в Израилю – Кипр, не зависимо от наличия/отсутствия паспорта. Если в Израиле женщина – иудейка может выйти замуж только за иудея, то на Кипре – за кого угодно, без ограничений. На Кипре легко зарегистрировать брак, но невозможно расторгнуть – регистрируется брак между любыми лицами, а расторгается, если 1 из обратившихся в суд является гражданином Кипра, то есть для граждан Израиля такой брак становится вечным (4-5% о всех зарегистрированных браков).

 

 

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

На сегодняшний день официально признана в 29 государствах, еще в 15 – используется к отношениям брака как частноправовая система – самая распространенная система права. От Судана в Африки до Германии в Европе; от французской Гвианы в Южной Америке до Малайзии и Сингапура в Азии. Сама система исламского права имеет относительно небольшой возраст – самая молодая. Считается, что мусульманское право сложилось в 9 веке н.э. Сама исламская религия была основана в 7 веке н.э., но не факт, что религиозное право возникло с мусульманской религией – первый 100-150 лет существования религии было таким, когда право использовалось не очень широко – действовали нормы морально этические, а не правовые и только с 9 века началась систематизация.

Структура исламских норм: Часто исламское право заменяют словом Шариат, но это не верно, поскольку Шариат – не право вообще, с точки зрения ислама шариат – совокупность всех социальных норм, установленных в религии (моральные, этические, богословские и проч.). Само слово Шариат происходит от араб. шара – верный путь. Шариат – это учение об исламском образе жизни в целом. Чтобы выяснить какое место в этом образе жизни занимает именно право, мы должны узнать, что Шариат делится на 2 неравные части: Акида и Фикх. Акида – это исламская этика и религиозная догматика, а фикх – исламские правовые нормы; наука об исламском праве. Фикх как совокупность норм делится на 2 элемента: ибадад и муамалад. Ибадад – культовые правовые нормы – правовые нормы, регламентирующие религиозные обязательства верующих: совершение молитвы, хадж в Мекку и т.д. Муамалат – это права и обязанности, не затрагивающие религиозных целей – брачные, гражданские, трудовые и т.д. – где религиозная цель не является доминирующей. Правом в узком смысле является только муамалат. Но мусульманские правоведы считают, что договоры, заключенные с Аллахом такие же важные, поэтому ибадад тоже важная часть права.

Основные источники:

1) Коран – священная книга мусульман, она состоит из стихов, которые были пересказаны первым верующим, основателем ислама – пророком Мухаммедом. Главы Корана именуются суры, а стихи, входящие в главы – рокаты. Священная книга сложная – различные эпосы, причем народов, далеких от мусульман. Очевидно, что Мухаммед был хорошо знаком с религиозными текстами более раннего происхождения и активно их использовал. Коран создавался более 30 лет, считается, что отдельные суры приходили к нему во сне. По мере того, как текст этот развивался, в нем появилось очень много практических вещей – активно регламентируется торговля, с/х, семейные отношения – все то, что к мифу, к эпосу уже не относится, а относится к правовой сторону регулирования жизни общества. Поэтому корна при всей своей священности рассматривается многими учеными, как юр книга – я дал вам Коран, как арабский судебник (слова Мухаммеда). В связи с этим интересно, как текст Корана развивался, как в нем появились юр статьи. Арабы вели родоплеменной образ жизни, и в каждом арабском поселке господствовала 1 семья (род). В поселке, в котором жил Мухаммед, – Мекка – правил род Куришитов, и эти вожди сочли Мухаммеда очень опасным деятелем, ибо он проповедовал ранее неизвестные взгляды, учил окружающих неизвестным отношениям. 622 год – начало мусульманского летоисчисления – год хиджры. Оказавшись в Медине Мухаммед совершенно изменил свою роль, он стал 1 из руководителей общины – ему нужно было вершить суд, собирать налоги, улаживать споры между соседями и т.д. В этой роли Мухаммед осознал, что ему нужны совершенно иные стихи Корана, которые описывали бы для людей идеальный способ устройства. Живя в Мекке Мухаммед был преимущественно богословом, а переехав в Медину преимущественно стал юристом. Поэтому современные мусульманские ученые говорят, что современное мусульманское право имеет корень в медийских сурах. Из-за этого произошла война, в 631 году н.э. эта война окончилась победой Медины. И уже как победитель Куришидов пророк в том же году возвращается в Мекку. С 631 года больше ни одна сура Корана не появилась – ниспослание Корана окончилось, как говорят сами мусульмане. В 632 году пророк в Мекке умер. 29 правовые запретов – немного, но все эти запреты носят принципиальный характер, многие из них похожи на христианские заповеди, но изложены они более развернуто. Записать не могли, поэтому сичтается, что Коран стали записывать при первым праведных халифах (Абубака, Омар, Осман и Али – первые правители арабского халифата после смерти Мухаммеда). Каждая сура Корана имеет название собственное и это название происходит от первых слов, с которых начинается текст суры. Слова, с которых начинается сура, вовсе ничего не говорят о содержании этой суры. Первая проблема была решена. Когда у мусульман возникал юр вопрос, они шли к Мухаммеду, а когда он умер – непонятно, кто должен это делать.

2) Именно в 7 веке стал формироваться 2 источник исламского права – Сунна – рассказы о жизни и деятельности самого пророка, собранные и записанные его учениками. Перед первыми халифами стала задача, как отличить истинные рассказы от ложных, тогда было принято решение записывать все рассказы, которые есть, а затем записывать об их достоверности. Достоверным считался от из рассказов, кто был рассказан человеком, наиболее близким к пророку. Одна из его жен – Айша – ее рассказы наиболее достоверны. Таким образом родилась интересная техника мусульманского права – критика хадисов. Хадисы нужно не просто читать, нужно сравнивать и выявлять наиболее достоверные – это и есть источник права – все остальные просто мусульманская литература, не имеющая правового значения. Эти хадисы были собраны в 1 книгу – Сунна. Считается, что Сунна появилась во 2 половине 8 века. Мусульманские ученые используют термины: Коран – писаный закон, сунна – устный закон. Все, что делал Мухаммед, уже образец для мусульман, в этом и юр значение.

3) Иджма – согласованное мнение учеников пророка. Одни считали, что нужно жить так, как жил пророк и все, чего он не коснулся – нужно их не использовать, но большинство считали по-другому, что нужно искать решение новых юр вопросов, путем интерпретации того, что сказано в Коране и Сунне. Интерпретация осуществлялась следующим образом – кто-то из учеников выдвигал ту или иную юр конструкцию и если другие соглашались с ней, то она считалась общепризнанной, она и называлась иджма.

Ислам – единственная правовая система в мире, где источником права является не государство, а мнение ученых.

Иджма рассматривается как согласованное мнение ученых по какому-либо вопросу, по которому молчать Коран и Сунна. Что может быть основанием?

1) запрос того или иного государства: если государство считает, что есть проблема (правоведы - мудждахиды). Надо ее решить

2) обращение к мудждахидам определенного суда; сами эти ученые не занимают никаких гос постов: они неангажированные авторитеты

Учитывая, что мнение одного ученого – это лишь частное мнение, то в исламе выработался механизм превращения мнения в иджму. Всякий ученый может выступить со своим частным мнением, обнародовав его в виде фетвы, причем фетвы могут быть не только по правовым вопросам, но и по политическим проблемам, религиозные фетвы встречаются, которые толкуют какие-либо моменты из Корана. Юр фетвы, высказав мнение – они дают начало дискуссии другими учеными этой фетвы, она станет иджмой, если никто из исламских ученых не оспорит данную фетву, если она будет принята консенсусом, такое встречается нечасто. Поэтому в древние времена путь от фетвы к иджме был очень долгим, иногда становились они иджмой через десятилетия. В современных же условиях процесс этот ускорился, в 1976 году по соглашению исламских стран была создана специальная организация – Исламская академия правоведения – это не институт, не учебное заведение, это такая конференция, объединяющая ведущих исламских ученых суннитского толка ислама, она собирается на свои сессии не реже 1 раза в год, чаще всего в Саудовской Аравии и Иордании. На сессию этой исламской академии и выносятся все спорные юр вопросы, возникшие у государства, отдельных судов за истекщий период. Учитывая, что там участвует большая часть ученых, то изданная ими совместная фетва очень быстро превращается в иджму (в течение 2-3 лет). Фетвы, превращающиеся в иджмы, официально публикуются (есть и на русском языке)

4)Кияс – это суждение по аналогии; кияс появился в глубокой древности в результате того, что многие судьи из исламского мира не имели возможности и времени получать иджм от своих ученых; таким образом, изначально кияс возник как техника восполнения пробелов в праве; кияс используется по очень строгим правилам:

1) нельзя применять, если она подходит по внешним признакам, лишь по внутренним признакам норма должна подходить

2) нельзя употреблять по аналогии нормы абсолютно-определенные, то есть в которых аналогия не уместна, где правоотношение описано досконально

Во всех исламских странах кияс систематизируется, то есть акты судов, принятые на основе кияса записываются, публикуются и могут использоваться другими судами, как своеобразный прецедент (хотя исламское право не знает прецедента).

5)иджтихад (с араб. усердие) – интеллектуальная деятельность исламских ученых по формулированию юр конструкций, не описанных иными источниками права и, может быть, даже отсутствующими в реальной жизни

Еще в раннем средневековье исламскому праву обучали медресе учитель или группы учителей пересказывали хадисы-сунны, давая им комментарии, ученики должны были заучивать все это – на это уходили годы (учились 7-10 лет), ученик должен был сдать итоговый экзамен, была выработана форма экзамена, ученик должен был придумать такой вид правоотношений, о котором его учителя ему не рассказали, а потом дать этой правоотношению комментарий. Сначала у учеников не было проблем с примерами, поскольку жизнь развивалась быстрее, чем право. По мере развития исламского права – поле свободного толкования правоотношений сужалось и в какой-то момент в исламском правоведении возникла ситуация, казалось, что исламское правоведение все реальные отношения описало. Тогда исламское правоведение пошло очень необычным для юристов путем: эти выпускники стали придумывать правоотношения, которые гипотетически могли бы возникнуть. Некоторые школы исламского права иджтихад отрицают, а другие говорят, что благодаря ему исламское право опередило время.

6)обычай – бывает 2 видов: 1) обычай жителей Мекки и Медины – урф; считается, что этот обычай обязателен для всех мусульман; считается, что жители Мекки и Медины – потомки тех, кто своими глазами видели пророка, значит эти правоотношения априори законны, легитимные, неоспоримы; такая точка зрения не всегда обоснована, поскольку с моменты жизни пророка прошло много веков и жители Мекки и Медины живут в этих городах во 2, 3 поколении, поэтому в общем-то урф широко в исламе не используется – только в странах Аравии используется, в частности, в торговле, например, обычаи в особенностях наследования имущества; 2) обычай народов, принявших ислам – адат – это правовой обычай неофитов (народы, впервые принявшие другую религию), не противоречащий правилам ислама;

 

Школы исламского права:

Ученые даже теряются в подсчетах сколько всего исламских школ было основано за существование ислама, уже в 7-10 веке действовало около 140 школ (научных направлений); школы объединялись, распадались, исчезали вовсе; у мусульман – суннитов – 4 основные школы, у мусульман-шуитов – 3 основные школы;

Разграничим шуитов и суннитов: в 661 году н.э. был убит 4 праведный халиф Али арабского халифата, он был зятем пророка, то есть был женат на дочери Мухаммеда, а если учесть, что у Мухаммеда сыновей не было, то он по сути заменял ему сына, после того, как Али был вероломно убит, мусульманская община разделились, те кто признал законным правление убийц Али – амеядов – стали именоваться суннитами; те, кто не согласился с их правлением – стали именоваться шуитами; такое первичное разделение имело чисто политический подтекст. Разница между ними более глубокая: суиты стали считать основным источником права – Сунну, то есть рассказы о жизни деятельности пророка; шуиты целиком сунну не признают, а лишь ту ее часть, которая была пересказана самим Али – именуется аквал Али (примерно ¼ часть Сунны), шуиты полагают, что никто иной, как зять, мог знать где истина, а где ложь. Раз они так по разному стали понимать Сунну, у них по – разному сформировались иные источники права. Так, например, иджтихад и обычай у шеитов играл большую роль. Шеиты доминируют в Иране, Азербайджане, большая часть населения Ирака, большая часть населения Катара, во всех остальных доминирует сунниты, хотя маленькие шеитские общины есть везде.

По арабски школа исламского права – мазхаб. У суитов – 4 мазхаба.

1) Наиболее распространенный – мазхаб ханифитов. Основатель школы – Имам Абу Ханифа (умер в 677 году н.э.); был первым из великих учителей исламского права – известных всему исламскому миру; он был уникален во всем (он знал 500 000 хадисов наизусть, каждый из которых мог прокомментировать); человек аз свою жизнь 55 раз совершил хадж в Мекку. Он больше всех издал фетв (64). Абу Халифа преподавал своим ученикам в разных регионах исламского мира: в Иране, Сирии, Ираке, поэтому создал целую сеть учебных заведений, придерживающих ханефитского толка. Из всех средневековых исламских правоведов Абу Халифу можно назвать наиболее либеральным, гибким. Главное в исламском праве – не буква закона, а его дух, не нужно понимать хадисы буквально, нужно их приспосабливать к реальным правоотношениям (это было смело в то время, поскольку тогда бытовало мнение, что все что сказал пророк – надо выполнять). Именно эта гибкость привела к тому, что его мазхад стала самой распространенной в исламской мире: большинство суннитов Ирака, Сирии, Турции, государства Средней Азии, а так же мусульман российского поволжья – татар и башкир.

2) Школа маникитов – Малик ибн Анас (умер в 795 году) – центр его школы располагался в Аравии, город Медина. Малик был более консервативным учителем, в частности он считал, что применение аналогии не слишком оправдано в исламе, что главное – это соблюдение традиций, для него источник права – это традиция, чем древнее право, тем оно легитимнее. Современное право не может отменять древнее. В крайнем случае, если древнее право уж совсем не исполнимо, то возможна иджма. Как житель Медины Малик придавал больше значение урфу, обычаю Мекки и Медины. Он прославился тем, что написал книгу об исламском правоведении «Альмувата» (общедоступная). В чем смысл этой книги – при жизни Малика очень мало кто знал право, часто представление имели неверное; Малик сделал своей задачей жизни объяснить исламское право каждому. Он записал в книгу лишь те из хадисов, что имели непосредственное значение для людей той эпохи и объяснил их, то есть создал краткий справочник для каждого «потребителя» исламского права. При этом сам Малик не считал, что его книга – это все мусульманское право, это просто тот минимум, который необходим каждому, все остальное для ученых, религиозных деятелей и т.д. Учитывая это обстоятельство, изначально он охватил огромную территорию: от Индии на востоке до Испании на западе. Затем после смерти учителя его ученики не смогли сохранить широкое влияние, он разбрелись по разным школам, часть их них отказались от учения. В итоге доминируют: Южная Аравия, страны Магриба (исламские страны северной африки – Марокко, Тунис, Алжир), Южная Испания.

3) Мазхаб шафиитов – основатель: Аж Шафеи (умер в 819 году в Каире, в Египте) – на протяжении своей жизни он основал 3 школы: в Медине, в Багдаде, в Каире. Он учился у первых 2 учителей до смерти учителей. В своем учении он пытался объединить учения Халифы и Малика. Попытка создать универсальное учение исламского права была не очень успешна. Дело в том, что к Малику больше склонялись те, кто больше верил традиции, истории, к Халифе – наоборот кто больше был склонен к модернизации права. Эти лагеря было сложно объединить, но Шафеи удалось создать свое учение: он считал, что Коран и Сунна – традиционные источники права – это лишь теоретическая основа правоведения, источник идей, а не норм права, а нормы права формулируются учеными в виде фетвы, иджмы, кияса и т.д. Шафеи создал это учение, что не государство творит право в исламском мире, а ученые, государство лишь обнародует. Преобладает в Египте, Сирии, Ливане, Йемене, в Дагестане.

4) Мазхад Хамбалитов – основатель Имал ибн Хамбл (умер в 855 году н.э.) – в истории суннитского права был самым консервативным, ультраконсервативным. Сам основатель школы написал книгу «Альмуснад» (опора, фундамент). В этой книге прокомментировано 40 000 хадисов, хамбалиты отвергали всякие новшества в праве, они считали, что всякие логические суждения и суждения, основанные вообще на применение разума, это все суждения не легитимные, легитимными являются только суждения, основанные на прямых цитатах из Корана и Сунны, все остальное «от лукавого». Полагал, что использование обычая в любой форме не обосновано в праве, ибо право – это только писаные нормы, а не какие-то обыкновения населения. Сначала он получил широкое распространение в Ираке и Сирии, а затем в 13 веке был практически полностью уничтожен монгольскими завоевателями Азии. Поэтому сегодня хамбалитов в исламском мире почти нет, этот мазхад можно было бы считать мертвым, если бы не книга: сегодня эта книга изучается представителями всех мазхадов, поскольку в ней содержатся хадисы, неизвестные другим исчтоникам права.

 

Шеиты – на сегодня у них известно 3 школа:

1) Джафаритская (джафариты)

2) исмаилитская (исмаилиты)

3) зейдитская (зейдиты)

На русском языке чрезвычайно мало исчтоников шеитского права. Все 3 школы созданы относительно поздно, в сравнении со школами суитского права, появились только в 15-16 веках. Школы эти сформировали не вокруг учителей, как в суннизме, а вокруг своеобразных религиозных сект, ответвлений шеизма. Так как эти секты имели свое своеобразное учение, то и свое учение оно повторяло дублировало. Практически нет писаных источников права, большое влияние имеет обычай, кияс. В шеизме в целом нет представления о наиболее предпочтительном устростве государства, шеитские общества склонны к республиканской форме правления (у суннистов - монархия).

 

Шариатские запреты:

Считается, что все исламское право вытекает из этих запретов. Запреты в области торговли и финансов, они более всего влияют на гражданский оборот в исламе.

1) запрет на оборот нечистых товаров: все, что признано исламом не чистым, может теоретически существовать, их можно держать дома и использовать в своих целях, то запрет делать их предметами гражданского оборота: кровь и все что с ней связано, мертвичина (мясо животных, неубитых специально для употребления в пищу, а умерших иным образом), собаки, свиньи и все, что с ними связано; алкоголь; любые выделения организма человека или животного; товар, произведенный неверными (кяфиры) – христиане и иудеи не являются неверными, ибо они признают единого Бога и их называют люди писания, кяфиры – это только атеисты или люди, верующие во множество богов (политеисты).

2) Запрет смешанных товаров, где запретная субстанция составляет лишь элемент в товаре; есть правила: 1) разрешен гражданский оборот смешанных товаров, не имеющих адекватной замены – например, есть лекарственные средства, существующие в виде спиртованного раствора, если есть возможность заменить другим без спирта, то будет запрет, если нельзя заменить – разрешен;

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.