ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Источники индусского права периода независимости Индии. В 1947 году Индия приобрела независимость. Среди прочих задач Индийское государство будет решать задачу кодификации индусского права. За время британского владычества индусское право «ушло в народ», то есть оторвалось от официальных источников правосудия, а это очень беспокоило государство, что ¾ населения Индии живут фактически вне писаного закона, по каким-то своим правилам, в общем привести все это в какую-то систему невозможно, это вызывало беспокойство, поэтому сразу же было заявлено о необходимости сведения индусского права в новые своды и кодексы. С первых же дней независимости парламент начал свою работу, которая оказалась очень сложной. Нужно было все это вывести на уровень права 20 века, эта работа привела к принятию 4 законов, которые вместе и составляют индусский кодекс. 1 закон был принят парламент в 1955 году – закон о браке индусов. 3 последующих закона в 1956 году: закон о наследственных правах, акт о несовершеннолетних детях и опеки индусов, об усыновлении и содержании индусов (усыновление возможно в любом возрасте). На этом работа над индусским кодексом остановилась, хотели принять еще законы – о формах собственности, о сделках – гражданско-правового характера, но оказалось, что ее сложнее всего кодифицировать. Новых законов до сих пор не появилось. В той части, где право кодифицировано, действует оно, где оно не кодифицировано – действуют древние источники права, поэтому на сегодняшний день индусское право представляет собой пеструю картину. Как соотносится индусское право и право республики Индия? Индусы исходят из мысли, что примерно 85% Индии – это верующие индусы. Индусами признаются все граждане Индии, за исключением мусульман, христиан и парсов. Таким образом, такая формулировка дает сразу несколько моментом толкования: в Индии нет атеистов, индусский кодекс распространяется даже на индуистов, живущих вне территории Индии (об этом заявлено в самом кодексе) – в судах Шри – Ланки, Мьянмы, Малайзии и некоторых др. стран, даже в странах западной Африки, где благодаря англичанам появились еще в 19 веке огромные колонии индусов. Содержание индусского права. Индусское право регулирует только частно – правовые отношения, публичные отношения индусским правом не регулируются, следовательно, уголовное право и т.д. не могут присутствовать в нормах индусского права. Сами индусы говорят, что это право личного статуса индусов. Из чего же складывается этот личный статус индуса? Современное индусское право складывает его из 3 элементов: варна, каста и внутрикастовый статус. 4 основных варны (брахманы, кшатрии, вайши, шудры) , которые сформировались еще в древности – наверное, они были связаны с родом занятий, сегодня они связаны с местом человека на иерархической лестнице. Сегодня такой жесткой сегрегации нет, поскольку данное разделение очень древнее и стерлось, поэтому варновое деление – некоторая фикция, только в храме можно увидеть это деление, это можно увидеть в некоторых бытовых церемониях. Касты – это более дробное социальное деление, в последний раз касты переписывались в Индии в начале 20 века, в тот момент государство зарегистрировалось около 11 тыс. каст. В современное Индии действует закон, запрещающий государству интересоваться кастовой принадлежностью граждан, во избежание кастовой дискриминации, но это не значит, что сами граждане не знают своей кастовой принадлежности, и им никто не запрещает узнавать о кастовой принадлежности друг друга. Как же может возникнуть каста? (несколько вариантов на сегодняшний день): 1. это культурно – языковое обособление, то есть кастой себя может объявить некая малая народность, имеющая особенности языка и отличительные особенности в культуре и быту, а учитывая, что Индия очень многонациональная страна, то каждая такая народность уже может позиционировать себя как каста; 2. профессиональный способ – кастой может объявить себя группа лиц, занимающихся одной профессией в одной местности, по сути это означает монополизацию профессии; очень часто такие касты столетиями держит одно и то же дело; 3. признание другими кастами – этот способ весьма непрост в Индии может происходить такая ситуация, когда некоторая группа людей живет в окружении других каст, но сама себя как каста не идентифицирует (жители какой-нибудь деревни, например) – в конце концов, эти соседи могут этих не определившихся признать как касту; при этом воля самих лиц, которых признают кастой, не обязательна; 4. судебное признание кастового статуса – такие случае редко, но случаются; например, исторически уличные актеры всегда в Индии еще с древних времен относились к внекастовой категории неприкасаемых, но эти люди добровольно в течение нескольких столетий перенимали повадки касты (шудры), но воспринимали их все равно как внекастовых, поэтому они начали обращаться в суды, которые признавали, что данные лица воспроизводят некий кастовый стереотип поведения, поэтому они вполне достойны выйти из числа неприкасаемых и быть одной из касты варны шудров; Внутрикастовый статус Внутри каждой касты так же существует своя лестница, по которой можно либо подняться вверх, либо опуститься вниз, в зависимости от того, насколько четко ты исполняешь предписания касты. В повседневной жизни этот статус можно наблюдать во время каких-либо церемоний, когда каждый занимает место, согласно своему статусу. Подниматься по этой лестнице можно следующим образом: 1) совершая поступки, предписанные кастовыми правилами (например, человек, вступивший в брак всегда будет выше холостого; человек, имеющий детей – выше человека бездетного; человек, совершивший паломничество к местам индуизма выше того, кто такого паломничества не совершал, человек, строго соблюдающий ограничения в пище выше того, который не ограничивается вегетарианством) и соответственно отказываясь от каких – либо обязательств – он спускается вниз; совершение поступков, осуждаемых моралью и религией – всегда ведет к падению по этой лестнице; Как же касты соотносятся друг с другом? Касты делятся по степени открытости: эндогамные и экзогамные. Эндогамные – касты, в которых люди общаются только с представителями своей касты, в широком смысле – вступают в брак, заключают сделки, проводят религиозные церемонии и т.д. Экзогамные касты открыты для общения, но далеко не со всеми, существует перечень каст, открытых для общения – в хозяйственном смысле, в брачном смысле – каждый знает, какие именно касты не запрещены для содействия. Никому никогда в голову не приходило установить отношении я всех каст со всеми кастами, это было бы и географически невозможно, поскольку в основном живут в сельской местности, то есть всех им не увидеть, этот круг заранее не известен. Считается, чем ниже каста в лестнице, тем более она экзогамна. Институты индийского права: 1. ИНСТИТУТ БРАКА. Брак считается одной из главных обязанностей для индусов, а для шудр – это единственная религиозная обязанность, для остальных варн – это не единственная обязанность, поэтому вопрос о браке возникает сразу же после рождения ребенка. Согласно индусскому праву поиски брачного партнера возлагаются на отца невесты. В большинстве общин есть такие своеобразные общественные деятели (ученые называют их брачные опекуны), обычно это пожилой высокопоставленный представитель касты (той же, из которой невеста), который помогает отцу невесты определиться, где именно ему искать женихов, поскольку отец может и не разбираться в кастовых хитростях, таким образом, возможный супруг для дочери ищется в определенном круге. После того, как жених найден, совершается устный брачных договор, суть которого: 1) семьи договариваются о размере приданого, который выплачивает семья невесты жениху; размер приданого может розниться, дело в том, что это компенсация за то, что берет невесту более низкого статуса, чем больше разница – тем больше приданое; иной ситуации не может быть, то есть невеста всегда должна быть ниже по статусу, в крайнем случае их статус может быть равен; После устного договора устанавливается дата совершения брачного обряда, обычно она надолго не откладывается. Дело в том, что индусское право исходит из мысли, что, если жених и невеста найдены, если его не закрепить, то в следующий раз жених для невесты может быть не найден вообще, поэтому семья невесты, несмотря на приданое, всегда заинтересована в закреплении жениха. Есть мягкая форма, что, например, выплата приданого в рассрочку, а церемония откладывается на несколько лет. Брахма – это брак по взаимному согласию семей, который отвечает всем кастовым ограничениям и запретам и связан с уплатой приданого, в таком браке состоит 90% индусов; он заключается на неопределенный срок и в этом его особенность, он практически не расторжим, сама брачная церемония проста – до 20 минут церемонию, совершаемую в храме, вся церемония состоит в том, чтобы в присутствии брахмана жених и невеста должны 6 раз обойти жертвенник. Существует еще несколько видов браков. В индусском праве существует классификация брака по группам – брахма относится к числу предпочтительных браков; существуют еще такие браки, как нежелательные, как например, брак – похищение, брак – покупка – нежелательны, поскольку в них нет свободной воли одной из сторон, он нежелательный, но он действительный, тем не менее; нежелательность его может проявиться в том, что лица, вступившие в такой брак, они упадут вниз по внутрикастовой лестнице, следовательно займут нижние ступеньки в таких кастах, а так же он может быть при определенных условиях расторгнут (в отличие от брахмы); 3 группа – запрещенные браки – в 20 веке этот статус появился – специальный брак; это брак, совершаемый с нарушением кастовых правил, например, между лицами, относящимися к запретным друг к другу кастам или между лицами, имеющими и не имеющими кастового статуса, например с неприкасаемыми или иностранцами; в современной Индии действует закон «О специальном браке индусов», этот закон попыталась ввести ее английская колонизация. Специальный брак – это брак, заключаемый в гос органах (обычно это органы региональной власти), который регистрирует брак между лицами, потерявшими кастовый статус, то есть соответственно на таких лиц не распространяются все кастовые запреты и ограничения. Как же его могут потерять? Если индус или индуска вступают в брак с иностранцем или иностранкой; если в брак вступают индус и индуска, но при этом их касты закрыты друг для друга, они потеряют кастовый статус, но брак будет зарегистрирован государством; почему же они не заключают данный брак часто? 1) религия, поскольку это повлечет исключение из цепи реинкорнации, 2) дело в том, что нет практически частной собственности, выйдя из касты, теряется право пользоваться кастовым имуществом; Препятствия к браку: 1. ключевым служит запретность каст друг для друга; 2. близкое родство – здесь учитывается только близкое родство по отцовской линии, по материнской линии – игнорируется; (Правовая культура современной Индии) Расторжение брака: Индусское право негативно относится к расторжению брака, поэтому брахма практически не расторжим. Не смотря на такое негативное отношение есть все-таки такие обстоятельства, по которым брак может расторгнут: 1. смертельно опасная болезнь одного из супругов, грозящая другому супругу или детям – в древнем индусском праве речь шла только об 1 заболевании – проказа – сегодня крайне редкое – сегодня это еще СПИД, тяжелые формы сифилиса, при условии, что болен только 1 супруг, все неизлечимые инфекционные заболевания; 2. выявление обмана, касающегося кастового положения 1 из супругов; 3. насилие в семье (возникло в 20 веке), угрожающее жизни и здоровью одного из супругов или детям; в 19 веке были часты случаи доведения жены до самоубийства путем систематического насилия и вымогательства оставшегося приданого; поэтому в начале 20 века сначала английские колониальные власти, затем и сами индусские предусмотрели, что религиозный брак может расторгаться по основанию насилия в семье, однако на практике индийские суды считают, что расторжение брака – это дело не совсем оправданное, не совсем законное, так что они в 90% случаев не расторгают брак, а выносят решение о раздельном проживании супругов, то есть юридически брак сохраняется; таким образом, совмещаются 2 вещи – сохраняют жизнь и здоровье двух сторон, с другой – не посягают на святость брака; Статус вдов: Традиционное древнее индусское право такого понятия, как вдвова, не знает, оно появилось только в начале 20 века, когда английские колонисты попытались предотвратить обряд сати. До этого момента подавляющее большинство овдовевших женщин самосжигали себя. Мужчины полигамны, а женщины моногамны – способны вступать только в 1 брак, поэтому смерть мужа не прекращает их брачных отношений, поэтому они должны последовать вслед за ним, когда он умрет. Обряд сати не исполнялся в отношении беременных женщин, в отношении матерей, кормящих грудью – это привело к тому, что сегодня женщины кормят грудью очень долго (до 5 лет в некоторых кастах); все, что принадлежало семье или данной касте – это все принадлежало родственникам умершего мужа и детям женщины, но не ей самой, то есть ее имущественное положение было самим жалким, с другой стороны женщина не имела возможности выйти замуж вновь, поэтому только в следующей реинкарнции могут выйти замуж, наконец, поскольку она уклонилась от обряда сати, значит она была самым презираемым членом касты, поскольку не совершила своего религиозного долга, это женщина изгой (если она отказалась от обряда сати, поэтому у нее никакого правового статуса); Малолетние вдвовы – то есть овдовели в таком возрасте, когда никакая супружеская жизнь еще не началась (8,10,12 лет) – практичное воззрение индусского права, если девушка не вступала в половые отношения с мужем, то ее брак фактически не начинался; то есть юридически – был брак, а фактически – нет; для них 2 варианта: либо эту девочку возвращали в семью ее родители, что было нежелательно для жены умершего мужа, поскольку вместе с девочкой надо было возвращать приданое, либо она могла быть выдана замуж вновь из семьи 1 мужа; далее она выдавалась замуж вторично, но юридически считалась все еще в 1 браке; малолетние вдовы избегали обряда сати; После того, как английские власти установили уголовную ответственность за призыв к сати (большинство индологов утверждают, что сати происходит и сегодня, когда, например, женщина лишилась мужа в преклонном возрасте). Есть храм, где поклоняются женщинам, которые совершают обряд сати, на практике совершается редко. После запрета сати количество вдов стало расти стремительно, поэтому нужно было найти им правовой статус; традиционное индусское право не отвечало на этот вопрос, ибо считало, что все вдовы умирают вместе с мужьями и вот перед английским колониальным законодателем, а потом и республики Индия встала задача, как трансформировать традиционное индусское право, чтобы оно не стало для них чем-то противозаконным, но и сохраняло какое-то право за вдовами. Сериями законодательных актов был дан статус – право пользования имуществом мужа – первое право – получили еще в 19 веке благодаря английским колониальным властям, жена могла пользоваться всем тем имуществом, которым пользовался е муж: 1) если у женщины вдовы не было детей, 2) если ее дети были малолетние, то есть не могли самостоятельно пользоваться и распоряжаться – формально имущество было у детей, а фактически им распоряжалась вдова – это право длилось до вступления в брак детей/до их совершеннолетия (18 лет); Что же происходило в правам вдовы после того как дети самостоятельно вступали в право владения имущества отца, она зависела полностью от детей, если они хотели сохранить какие-либо имущественные права за матерью, то у нее они оставались, если нет – она оставалась в семье умершего мужа на правах приживалки. Дети наследуют статус отца, поэтому мать для детей низкого порядка. Далее принят был следующий закон, разрешающий вдовам повторный брак. Повторный брак был разрешен только малолетним вдовам, а та, что уже состояла в половых отношениях, могла вступить только в брак специальный, при этом, если женщина вступала в специальный брак, она автоматически отлучалась от пользования имуществом умершего мужа и от общения с детьми – они оставались в семье умершего мужа. Закон нашего времени (80х годов), который разрешил бездетным вдовам требовать выделения имущества умершего мужа в частную собственность вдовы. Большая часть собственности находится в коллективном владении, следовательно этот случай – уникальный – если вдова хочет выделить долю, то данная женщина утрачивает всякие связи с семьей мужа, с момента выделения ее частной собственности – утрачивает право общаться, пользоваться поддержкой и т.д. со стороны мужа. Статус детей в индусском браке: Индусский брак не ориентирован на рождение детей, для индуса религиозной обязанностью является вступления в брак, а не рождение детей, поэтому вопрос о статусе детей – не простой. Если дети родились в постоянном браке – брахма – они автоматически наследуют кастовый статус отца, именно поэтому родители невесты ищут для своей дочери жениха возможно более высокого кастового статуса, потому что знают, что внуки будут иметь кастовый статус отца. Поэтому даже если с эмоциональной точки зрения муж не совсем хорош, он будет предпочтен более приемлемому жениху лишь потому, что он более высокой касты. Соответственно, если больше разрыв между матерью и детьми, тем хуже положение матери в семье. Внебрачные дети – индусское право допускает рождение детей незамужней женщиной, это не осуждается религией, потому что считается, что, если женщина до определенного возраста замуж не вышла, значит нет перспектив, поэтому ничего, что родила. Если девушка до 18 – старая дева. Такие дети (вне брака) могут иметь статус 2 каст: 1) родителей их матери, 2) кастовый статус мужчины, который признает их своими детьми – не обязательно, чтобы их мужчина их усыновлял или состоял в браке с их матерью, достаточно лишь заявления о признании детей; если мужчина хочет их усыновить, то это возможно путем устного заявления, при этом усыновление детей какой-то женщины не будет значить, что он в какой-то юр связи с женщиной, лишь в юр связи с детьми; дети становятся собственниками семейного имущества своего усыновителя и индусское право не делает никаких различий между усыновителем и отцом – равнозначные отношения, объявление об усыновлении фактически равно признанию отцовства. Причем усыновить можно лицо любого возраста, единственное разница в возрасте должна быть приличной (между усыновителем и усыновленном) примерно 10-12 лет. Если лица не хотят оставлять имущество свое близким родственникам, то они могут усыновить человека, чтобы он смог принять наследство. Статус детей, рожденных в специальном браке: Влечет за собой утрату кастового статуса лиц, вступивших в брак, поэтому и дети кастового статуса иметь не будут, следовательно, не на какую долю имущества своих дедов они рассчитывать тоже не могут. Если специальный брак будет расторгнут в специальном порядке, то лица, состоявшие в специальном браке, кастовый статус вернуть не смогут, а вот их дети могут попытаться его вернуть. Индусское право исходит из мысли, что лица, вступавшие в специальный брак, делали осознанный выбор, что же касается детей, то они безвинные жертвы, они не видели и не знали, что их родители находятся вне кастового статуса, поэтому налагать на них какие-либо ограничения в силу виновности из родителей, индусское право считает неправомерным, поэтому дети могут приобрести кастовый статус своего отца, который у него был до того, как он вступил в специальный брак. Их дед или брат отца (сохранившие кастовый статус) должны признать их членами своей семьи – устно при свидетелях. Такое не может произойти в одностороннем порядке – то есть по желанию самих детей – только вместе с желанием кастовых родственников. Право собственности. 4 вида собственности: 1) семейно кастовая 2) государственная 3) храмовая 4) частная Для индусского права частная собственность – самый нежелательный и мало распространенный вид собственности. Вплоть до 15 века в Индии вообще не было частной собственности, появилась она в 16 веке под влиянием исламского права. Затем частную собственность поддерживали английские колонизаторы, но так до сегодняшнего дня она не стала доминирующей. На сегодня всего 10-15% находится в частной собственности. Кастовый считается самым древним видом собственности, когда распространялось только не недвижимость – земля, реки, каналы и т.п. Вопрос о мелкой собственности не ставился. Даже в наше время более 70% населения Индии проживают в сельской местности и это основное средство производство, следовательно, актуальным остается вопрос, чтобы это средство производство не рассеивалось между наследниками ,а оставалось в собственности 1 семьи или кастовой группы. Чтобы это обеспечить была изобретена очень сложная многоэтапная процедура перехода прав собственности. Согласно индусскому праву сделки дарения, передачи и т.п. растянуты намного лет (иногда десятилетия). 3 промана (элемент права собственности). Фактические пользование – если мы решили продать земельный участок кому-то, то мы должны позволить использовать приобретателю. 1 проман – фактическое пользование 2 проман – давность пользование (общее правило – 3 года) 3 проман – документ, удостоверяющий переход права – может быть выдан только по истечению 3 лет, либо предыдущими собственниками, либо, если их нет, то он будет выдан государством (3 проман), при этом фактическое пользование и сроки пользование государство будет устанавливать через свидетельские показания; мало использовать участок, нужно, чтобы кто-то из соседей видел, что именно вы пользуетесь данным участком; Таким образом, 3 промана собираются на объекты собственности довольно долго, для Индии сама процедура крайне сложна. Для чего такие сроки? Дело в том, что индийские семьи очень велики, иногда включают несколько сотен членов, поэтому заручится поддержкой всех собственников – невозможно. Отсюда и длинный срок, чтобы для того, чтобы любой из сособственников мог сказать, что он не согласен, ибо в таком случае сделка прекратиться. Индусское право исходит из мысли, что собственность является собственностью лишь из его предназначения (самозахват собственности), если собственность простаивает, то она может быть захвачена любыми лицами, способными использовать его по назначению. Государственная собственность – в Индии гос собственность существует с древнейших времен. Индусское право раньше, чем право европейское стало использовать государство именно как владельца имущества. Обменять, продать и т.д. – нельзя, ибо это не частная собственность. Такой подход к гос собственности, что уже в древней Индии такие природные объекты, как рек, леса – стали общим достоянием. К исключительной гос собственности всегда относились недра, даже если это недра, находящиеся под чьими-то участками земли. В гос собственности так же находились дороги, мосты, укрепления и гос оросительные системы – построенные объекты общего пользования. Храмовая собственность – передавая какой-то объект собственности храму, вы должны заключить договор с чем-то, обладающим правосубъектность, а с другой стороны – вечным, то есть с божеством, так как божество может только принимать имущество, то передавая храму собственность отчуждается на вечные времена, дальше храм не может ее ни продать, не заложить, ни что – либо еще. Вся храмовая собственность освобождена от уплаты любых налогов. Может использоваться только на религиозные цели. Почему же вся собственность не оказалась в статусе храмовой? Объясняется это именно длительными историческими отрезками владения храмовой собственности, многие храмы исчезли. Нельзя сказать, что собственность эта выводится на всегда, индусское общество существует 5000 лет, то участки неоднократно становились храмовыми, потом бесхозными и опять храмовыми. Частная собственность – изначально индусское право исходило из мысли, что она может возникнуть только вне кастового строя, изначально индуистам принадлежать не могла. Изначально были только неприкасаемые, ибо они были вне кастового строя. Владельцами частной собственности считались иностранцы. Жители Индии, не относящиеся к индуистами – мусульмане, христиане и парсы. Частная собственность появилась и у индусов. Каким же образом частная собственность может появится у индусов? 1) вся собственность, приобретенная индусом за границей, то есть вне пределов действия индусского права – акции, предприятия и т.д.; 2) все, приобретенное индусом у не индусов на территории Индии; 3) вся собственность индусов, потерявших кастовый статус, например, вследствие специального брака; 4) имущество вдовы, выделенное судом из общего семейно-кастового имущества умершего мужа; Пользование собственностью в общественных интересах, если вы причиняет вред общественным интересам пользованием этой собственностью, то её можно изъять без всякой компенсации. Есть пример – 1983 год – в Индии произошла крупнейшая техногенная катастрофа на химическом комбинате в Хопале, около 12 тыс. чел погибли и около 45 тыс. стали инвалидами, не прошло и суток, как этот комбинат из собственности американской компании перешел в собственность Индии без компенсации. |