Критерии оценивания лекционных занятий Критерии | Количество баллов | Мин. | Макс. | - посещаемость; | | | -наличие конспекта лекций | | | Итого | | | Студент обязан посещать лекционные занятия. Если студент не был на занятии, он должен самостоятельно изучить темы, предоставить конспект и пройти тестирование по темам. При этом может быть начислено максимальное количество баллов, в случае если занятие было пропущено по уважительной причине. .Критерии оценивания практических занятий Критерии | Количество баллов | Мин. | Макс. | Посещение занятий | | | активность на занятиях | | | Качественное выполнение всех заданий | | | Своевременность выполнения различных видов заданий, | | | Оформление отчёта | | | Итого | | | Студент обязан посещать практические занятия. Если студент не был на занятии, он должен отработать их с другой группой или на индивидуальных консультациях. При этом может быть начислено только минимальное количество баллов. Критерии | Количество баллов | Мин. | Макс. | Глубина проработки материала | | | Итого | | | Критерии оценивания домашних заданий и самостоятельных работ Если домашняя контрольная работа будет сдана не в срок без объективно-уважительной причины, то будет начислено только минимально количество баллов Практическое занятие №1 Тема:Становление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Цель:Сформировать представление о философии как учении о разумной и правильной жизни Задания: 1.Пояснение терминов: Мировоззрение______________________________________________________________________ Мифология_________________________________________________________________________ Религия____________________________________________________________________________ Философия_________________________________________________________________________ 3.Заполните схему: «Функции философии» 3.Выполнить кейс –задачу: На занятиях по философии преподаватель предложил прочитать текст: «По общепринятым взглядам, мифология, или мифологическое сознание ( от древнегреческого «mythos» - пересказ)-набор чудесных историй или легенд. В действительности же мифология – древнейшая фрма мироощущения и деятельности людей». Мифология – это древнейшая фрма мироощущения и деятельности людей, основанная на ____________переживании мира. (Варианты ответов): · Эмпирическом · Рациональном · Художественно-эмоциональном · Научном Особенностями мифологического сознания являются (Указать не менее 2-х вариантов ответов) · Национализм · Социоантропоцентризм · Нигилизм · Эгоцентризм Неспособность отделения человека от __________является отличительной чертой мифа ((введите слово в поле в форме соответствующего падежа) . Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. (ч.1, гл. 1-3, с. 5-35) 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. (Введение, с.4-9) 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (Введение,с. 5-16;) 4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Разд. 1, гл.1, с. 6-25; разд.2, гл.4, с.57-60). Учебно – теоретический и справочный материал: Миф, религия, философия - все они являются историческими типами мировоззрения – это три его формы. Миф, религия – предшественники философии. Особенностью мифологии и религии является их духовно-практический характер. Они тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего мира и зависимостью его, от природы и быта. Отправная точка философии – миф, его осмысление, рассуждение на его тему. Мифология отвевает на вопрос о начале и происхождении мира, философия – о его смысле, целостном функционировании и о смысле жизни человека. Философия - это научно-теоретический тип мировоззрения, основанный на знании, логике, дискурсивности, системности, опирающийся на четкие понятия и категории. Она возникает как преодоление мифа (путь от мифа к Логосу) и одновременно как преодоление житейской мудрости. Философия максимально постигает бытие рациональными способами, подвергая все сомнению, логическому мышлению, идет к поиску истины. Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем. Мифология— форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);однообразие и поверхность мифологических сюжетов. Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Основными мировыми религиями являются:христианство;ислам;буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:синтоизм;индуизм;иудаизм. Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:космоцентризм; теоцентризм;антропоцентризм. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии:мировоззренческую;методологическую; мыслительно-теоретическую;гносеологическую;критическую;аксиологическую;социальную;воспитательно-гуманитарную;прогностическую Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции- подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.). Социальная функция— объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Домашнее задание 1.Объясните, каким образом данное высказывание Ф. Декарта соответствует содержанию предмета философии? “Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол- физика, а ветви, исходящие из этого ствола,- все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике…Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец”. Каковопредназначениефилософии?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |