Глава 1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики. Оглавление Введение……………………………………………………………..…………….................3 Глава 1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики.........................................………………………………….…………………….5 1.1. Основные понятия и определения………………………...…………..…....................5 1.2. Классификация предприятий………………………………………...…......................7 Глава 2. Организационно – правовые формы коммерческих предприятий.................……………………………………………………………...….…....8 2.1. Хозяйственные товарищества…………………………………..……...........................10 2.2. Хозяйственные общества……………………………….…………..…........................13 2.3. Производственные кооперативы…………………...……………...…........................18 2.4. Унитарные предприятия………………………………………...…...…......................19 Глава 3. Организационно – правовые формы некоммерческих предприятий………………………….………….….............................................................21 3.1. Общественные и религиозные организации (объединения)………..........................21 3.2. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)……………..........................22 3.3. Потребительское общество (кооператив)………………………..…….......................23 Заключение………………………………………………………………......................…….25 Список литературы…………………………………………………………........................26 Введение В Законе Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли. Еще во второй половине 80-х годов в обиход среднестатистического человека вошло такое понятие как производственный кооператив. Немного позднее, уже в первой половине 90-х, лексикон обычного человека пополнился терминами «акционерное общество», «общество с ограниченной ответственностью», «муниципальное предприятие» и т. д. Выбор темы реферата является современной и актуальной в связи с тем, что предприятия выступают в качестве основных звеньев рынка. Цель данного реферата заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей. В соответствии с поставленной целью реферата рассматриваются следующие задачи: - определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий; - оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий; Субъект исследования - организация (предприятие). В работе, в основном, делается упор на российскую реальность, хотя некоторые аспекты экономики западных стран все-таки затрагиваются. В современной экономике предприятия (фирмы) производят основную массу всех товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности населения. Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора. Предприятие, как правило, является юридическим лицом, однако, как будет показано ниже, это утверждение не всегда верно. В данном реферате работе будут рассмотрены организационно-правовые формы, которые имеют свои преимущества и недостатки, тут возникает вопрос: какую правовую форму выбрать. В условиях рыночной экономики и ныне действующего законодательства каждый предприниматель добровольно может выбирать ту или иную организационно-правовую форму предприятия. В данном реферате я попытаюсь рассмотреть все основные формы предприятий. Работа выполнена на основе нормативно-правовых документов, статей таких авторов как: Ефимова О.П., Зайцев Н.А., Кейлер В.А., Климюк Е., Никуленкова Т.Т., Сергеев И.В. и других авторов. Глава 1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики. 1.1.Основные понятия и определения. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей общества и получения прибыли. Фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собственности и хозяйствования. Фирма может самостоятельно принимать решения, она реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к получению максимальной прибыли. Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Вообще, юридическое лицо – это учреждение, предприятие, фирма, корпорация, которые отвечают определенным атрибутам, установленным законодательством соответствующего государства. Вышеприведенное определение соответствует существующему законодательству Российской Федерации. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, представляют из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Юридические лица могут представлять из себя организации, основная цель которых извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их основная цель не связана с извлечением прибыли – некоммерческие организации. Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, т. е. в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и обязательственные права. Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль. В российской экономике принято рассматривать термины «предприятие» и «фирма» в качестве синонимов, хотя это не всегда соответствует действительности. В зарубежной практике эти понятия различают. За рубежом предприятие не обязательно является собственником. Отношения между предприятием и фирмой могут складываться различными путями. Фирма как бы «тиражирует» оптимальный тип предприятия на разных территориях. Предприятие может накапливать капитал и вкладывать его не в уже освоенное производство, а в создание дочерних, зависимых обществ, филиалов и т. д. Фирма образуется путем интеграции (объединения) предприятий (добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т. д.). Конкретные пути реализации отношений: - горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые производят один вид продукции, тем самым доля фирмы на рынке данного вида товара увеличивается; - вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые находятся на разных стадиях технологического процесса; - так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств, которые никак не связаны друг с другом. В данной работе термины «предприятие» и «фирма» для упрощения принято считать синонимами. |