МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

По итоговому государственному междисциплинарному экзамену





по направлению «Экономика», профиль "Экономическая теория"

 

I. По дисциплине "Микроэкономика" (продвинутый уровень)

 

1. Принцип рациональности и аксиомы потребительского выбора.

2. Функция полезности ее виды и роль в анализе. Кардиналистские и ординалистские подходы к анализу полезности.

3. Выбор потребителя. Нахождение оптимума потребителя с предпочтения Кобба-Дугласа и с помощью множителя Лагранжа.

4. Построение кривых Энгеля и «доход-потребление» для нормальных товаров и для товаров низшей категории.

5. Посторонние кривых «цена-потребление» и кривой спроса для обычных товаров и для товаров Гиффена.

6. Эффекты дохода и замещения по Слуцкому и по Хиксу. Уравнение Слуцкого. Уравнение Слуцкого с учетом начального запаса.

7. Компенсирующая и эквивалентная вариации дохода.

8. Определение косвенной функции полезности и ее свойства

9. Определение функции расходов и ее свойства. Лемма Шепарда.

10. Важнейшие тождества потребительского выбора. Тождество Роя и его выведение.

11. Производственная функция. Виды производственной функции и расчет MRTS (линейная, Леонтьева, CES).

12. Коэффициент эластичности замещения и его применение.

13. Технический прогресс. Определение влияния на выпуск технического прогресса.

14. Анализ параметров производственной функции Кобба-Дугласа.

15. Изокоста и принцип минимизации издержек производства. Показатель Лагранжа в минимизации издержек.

16. Траектория расширения производства и условный спрос на ресурсы.

17. Слабая аксиома минимизации издержек. Издержки в долгосрочном и краткосрочном периоде.

18. Особенности совершенной конкуренции и ее эффективность.

19. Монопольная власть и ее измерение. Выбор монополиста в краткосрочном и долгосрочном периоде.

20. Поведение монополиста с несколькими заводами. Графическая и алгебраическая формализации модели.

21. Монополия и общественная эффективность. Методы регулирования (налогообложение, контроль за ценами, квотирование).

22. Дилемма регулирования естественной монополии. Регулирование нормы доходности и эффект Аверча-Джонсона. Ценообразование по Рэмси.

23. Условия осуществления и цели ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.

24. Ценообразование по схеме двойного тарифа. Ценообразование по принципу «издержки плюс».

25. Модель Э. Чемберлена для большого числа фирм. Равновесие фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде.

26. Линейная модель пространственной дифференциации продукта. (Модель Х. Хотеллинга)

27. Построение модели олигополии Курно на основе изопрофит и функции реакции (алгебраический и графический анализ).

28. Модель олигополии Штакельберга (графическая и алгебраическая интерпретация)

29. Олигополия с открытым и закрытым входом. Модель Бертрана.

30. Картель. Модель однократного и повторяющегося взаимодействия.

Краткое содержание вопросов дисциплины

«Микроэкономика» (продвинутый уровень) по темам

Тема 1. Принцип рациональности и аксиомы потребительского выбора.

Общие предпосылки анализа поведения потребителя: принцип рациональности. Предпосылки анализа в классической теории поведения потребителя. Пространство благ. Товарный набор. Потребительское множество. Аксиомы существования функции полезности и аксиомы традиционного вида функции полезности. Экономический смысл и аналитическая интерпретация. Случаи невыполнения аксиом.



Виды предпочтений: нормального вида; для взаимозаменяемых товаров; для взаимодополняемых товаров; для квазилинейных предпочтений; для блага и антиблага; для набора со строгим предпочтением (нейтральным товаром); для набора с точкой насыщения; для несовместимых наборов; для неделимого (дискретного) товара; для лексикографического вида. Примеры из практики разных видов рынков: товаров, услуг, труда, ценных бумаг, капитала, информации, валюты.

Тема 2. Функция полезности ее виды и роль в анализе. Кардиналистские и ординалистские подходы к анализу полезности.

 

Функции полезности, соответствующие каждому виду предпочтения. Кардиналистские и ординалистские свойства функции полезности. Карта кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Монотонная трансформация функции полезности. Виды монотонных трансформаций. Экономический смысл монотонной трансформации.

 

Тема 3 Выбор потребителя. Нахождение оптимума потребителя с предпочтения Кобба-Дугласа и с помощью множителя Лагранжа.

Бюджетное ограничение, его экономический смысл. Определение множества допустимых товарных наборов потребителя. Оптимум потребителя: экономическая и аналитическая характеристика. Условия существования и единственности оптимума потребителя.

Характеристика равновесия потребителя: предельная норма замещения в обмене, условия равенства и случаи неравенства предельной нормы замещения в потреблении и в обмене. Второй закон Госсена. Эквимаржинальный принцип. Предельная полезность дохода. Виды равновесия потребителя: внутренний и угловой оптимумы, достижение равновесия без достижения оптимума. Равновесные состояния для различных видов предпочтений. Равновесие потребителя в условиях налогообложения потребителя (разные виды налогов - количественный, паушальный, стоимостной), субсидирования потребления какого-либо товара (включая талоны на бесплатное питание) и рационирования. Денежная и натуральная субсидии. Сравнительный анализ с точки зрения благосостояния потребителя.

 

Тема 4. Построение кривых Энгеля и «доход-потребление» для нормальных товаров и для товаров низшей категории.

 

Кривая "доход-потребление". Кривые Энгеля. Определение, экономический смысл, вывод формул кривых Энгеля для предпочтений разного рода. Графическое изображение кривых Энгеля для товаров разного качества в координатах товарного набора и в координатах "объем потребления - доход".

 

Тема 5. Посторонние кривых «цена-потребление» и кривой спроса для обычных товаров и для товаров Гиффена.

Вид и свойства индивидуального спроса. Кривая "цена-потребление". Функция спроса. Вывод. Экономический смысл. Интерпретация функции спроса для разных видов предпочтений. Графическое изображение функции спроса в координатах товарного набора и в координатах "объем потребления - цена".

Тема 6. Эффекты дохода и замещения по Слуцкому и по Хиксу. Уравнение Слуцкого. Уравнение Слуцкого с учетом начального запаса.

 

Эффект замещения и эффект дохода: определение, экономический смысл, аналитическое выражение, варианты для предпочтений разного рода и товаров разного качества. Перекрестные эффекты замещения и дохода. Эффект замещения и эффект дохода по Слуцкому и по Хиксу: общее и отличное, условия совпадения значений объемов. Купля-продажа в теории потребительского выбора. Продажа как отрицательный спрос. Определение "цены перехода". Роль первоначального набора.

 

Тема 7. Компенсирующая и эквивалентная вариации дохода.

 

Уравнение Слуцкого с двумя эффектами дохода: обычным эффектом дохода и эффектом изменения стоимости первоначального набора потребителя. Графическая интерпретация и экономический смысл. Области применения двух эффектов дохода.

 

Тема 8. Определение косвенной функции полезности и ее свойства

 

Понятие "выявленных предпочтений". Предпосылки теории выявленных предпочтений. Соотношение классической теории полезности и теории выявленных предпочтений.

 

Тема 9. Определение функции расходов и ее свойства. Лемма Шепарда.

 

Минимизация расходов потребителя. Функция расходов потребителя, ее экономический смысл, графическая интерпретация. Выбор потребителем товарного набора с данным уровнем полезности. Вывод нового равновесия потребителя для разных видов предпочтений. Двойственная задача и ее решение. Новая интерпретация множителя Лагранжа. Лемма Шепарда.

 

Тема 10. Важнейшие тождества потребительского выбора. Тождество Роя и его выведение.

Выбор потребителем товарного набора с данным уровнем полезности. Вывод нового равновесия потребителя для разных видов предпочтений. Тождество Роя. Тождества эластичности.

 

Список литературы по дисциплине «Микроэкономика» (продвинутый уровень):

1. Микроэкономика : продвинутый уровень : учеб. для студ. вузов / Ю. Н. Черемных ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Эконом. фак. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 843 с.

2. Микроэкономика : учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом. спец. / Ю. В. Тарануха ; под общ.ред. : А. В. Сидоровича. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Дело и Сервис, 2009. - 600 с.

3. Микроэкономика: Промежуточный уровень: Учебник/ Чеканский А.Н., Фролова И.Л..- М.:ИНФРА –М, 2008 .-382 с. (Учебники экономического факультета МГУ им. Ломоносова).

4. Вэриан Хэл Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. 4-е изд./ Пер. с англ. М, - ЮНИТИ, 1997г

5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель – СПб, 1992г.

6. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М, Экономика Дело, 1992г.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалези Р. Экономика. М, - 1993г.

8. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение – М, 1992г, Т2.

Основные вопросы





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.