Закономерности и принципы воспитания. Закономерности воспитания: понятие, виды. Характеристика основных закономерностей воспитания. Принципы воспитания: понятие, ретроспективный анализ. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания. Характеристика основных принципов воспитания. Структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь. Воспитание как система. Сущность системного подхода в воспитании как интеграции целей, содержания, методов и форм воспитательных воздействий педагогов и взаимодействия их с воспитанниками, которая позволяет сделать эффективным процесс воспитания и максимально использовать положительный потенциал конкретных социально- педагогических условий. Структура процесса воспитания, его составные компоненты и их взаимосвязь. Список литературы Основная литература: 1. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – М., 2003. 2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2005. 3. Подласый И.Г. Педагогика: новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2-х кн. – М., 2003. 4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М., 2003. Дополнительная литература: 1. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2006. – 300 с. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. – 4-е изд. испр. и доп. - М.: Юрайт,1999. – 523 с. 3. Столяренко А.М. Общая педагогика: Учеб. пособие для пед. Вузов. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 475 с. 4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перер. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – 519 с. 4. Басов Н.Ф. История социальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с. 5. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учебное пособие для студ. вузов- М: Академия, 2007.- 208 с. 6. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики: Учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 204 с. 7. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 432 с. Раздел 2. Возрастная психология. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Предмет возрастной психологии. Возрастная периодизация: детство (младенчество, ранний и дошкольный возраст, младший школьный возраст); отрочество; юность; взрослость; поздний (пожилой и старческий) возраст. Основные проблемы возрастной психологии как науки. 2.2 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ Основные закономерности психического развития. Психическое развитие и формирование личности человека. Роль воспитания в формировании личности. Значение внутренней позиции для развития личности. Условия психического развития Исторически обусловленные реальности существования человека. Реальность предметного мира. Реальность образно-знаковых систем. Природная реальность. Реальность социального пространства. Деятельности, определяющие вхождение в человеческие реальности. Значение социальных условий. "Присвоение" общественного опыта как специфическая особенность психического развития человека. Место человека в системе общественных отношений: родина, национальная принадлежность, место проживания (природа, город, село, хутор и т.д.), семья, воспитательно-учебные заведения, ближайшее окружение, средства коммуникации. Человек как элемент космоса и продукт исторического развития. Влияние социальных процессов на человека как социальную единицу и личность. Психическое развитие и деятельность. Социально организованная деятельность как основа, средство и условие психологического развития человека. Ориентировочная часть деятельности и ее роль в освоении нового опыта. Значение различных видов деятельности в психическом развитии. Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований. Психическое развитие и общение. Обусловленность психического развития характером общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Основные виды общения ребенка со взрослыми. Ребенок, подросток, юноша в группе сверстников. Общение взрослых. Психическое развитие и обучение. Роль обучения и воспитания в психическом развитии на разных этапах онтогенеза. Обучение и усвоение опыта и знаний. Диалектическая взаимосвязь обучения и развития. Условия оптимизации обучения. Обучение и сензитивные периоды развития психики. Понятие зоны ближайшего развития. Роль обучения в формировании психических функций (Л. С. Выготский). Возрастная периодизация психического развития. Понятие возраста в психологии. Критерии возрастной периодизации. Возраст, физическое и психическое развитие. Проблема уровней психического развития. Позитивные достижения и негативные образования. Общественно-исторический характер длительности детства. Социальная ситуация как основная характеристика уровня развития. Календарный возраст и уровни развития. Возрастные и индивидуальные особенности личности. Индивидуальные различия на разных этапах психического развития. Предпосылки психического развития Генотипические особенности, прирожденное свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Физическая и психическая активность. Сгущение и паузы. Взаимодействие биологического и социального факторов. Социальное наследование. Социальные условия и возраст. Закономерности развития. Внутренняя позиция и развитие "Внутреннее через внешнее" (С. Л. Рубинштейн). Внутренняя позиция личности. Развитие внутренней позиции в процессе онтогенеза. Проблема личностного роста. Отношение к себе как к самоценной личности. Система личностных смыслов. Чувство личности. Внутренняя потребность развить в себе познавательные способности, сознание, самосознание, нравственные ориентации и духовность. Самосознание как ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов. 2.3 ДЕТСТВО Социальная ситуация детства. Общая характеристика детства. Сгущения и паузы в развитии. Историческая и онтогенетическая обусловленность границ детства. Младенческий возраст Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления. Общая характеристика. Роль взрослого. Движения и действия младенца. Манипулирование. Общение в младенчестве. Подражание в общении. Эмоционально-экспрессивная функция общения и ее значение для развития младенца. Вхождение младенца в мир людей и чувство доверия к ним. Возникновение предпосылок овладения речью в процессе общения. Лицо младенца. Развитие движений и действий. Телесные удовольствия. Ползание. Хватание. Манипулирование. Развитие ориентировки в окружающем мире. Игрушка как средство общения и психического развития младенца. Познание в младенчестве. Восприятие как ведущая функция. Младенец как человеческий индивид. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Индивидуальные различия младенцев. Ранний возраст Основные достижения: развитие речи; развитие соотносящих и орудийных действий; освоение замещений; развитие знаковой функции сознания; вхождение в мир постоянных вещей. Дошкольный возраст Основные достижения: развитие рефлексии; развитие знаковой функции сознания; развитие представлений об относительности мира постоянных вещей. Предметная и орудийная деятельность дошкольника. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация, конструирование и др. Обучение в дошкольном возрасте. Младший школьный возраст Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Обучение и воспитание в школе как основное условие психического развития младших школьников. Место школьника в семье. Учитель и одноклассники. Шестилетние дети в условиях школы. Деятельность в младшем школьном возрасте. Изменение объективных условий (социальной ситуации) психического развития с приходом ребенка в школу. Список рекомендуемой литературы Основная литература: 1. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Педагогическое общество России, 2007. - 576 с. |