МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

по курсу «История русской литературы XX века»





 

14.Литература и культура периода «Оттепели» (середина 1950-х – конец 1960-х гг.): основные тенденции развития, тематическое обновление и жанровые поиски.

15. Военная проза 1940-х – 1990-х годов: направленность и пафос художественного поиска. Литература периода Великой Отечественной войны, «лейтенантская проза», проза о войне 1990-х гг. Целостный анализ 1 произвед. на выбор студента.

16.«Деревенская проза»: тематическая новизна, нравственная проблематика, концепция человека и мира, особенности поэтики. На примере анализа творчества одного из писателей на выбор студентов.

17.Творчество Ф. Абрамова: проблема народного характера. Тетралогия «Пряслины» как «народная эпопея» (анализ одного из романов).

18. Эволюция женского характера в творчестве Ф.Абрамова на примере анализа повестей «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

19. Творчество В.Распутина. Основные темы и проблемы. Особенности образов «старух» и способы их раскрытия. На примере анализа одного произв. писателя.

20.Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой»: целостный анализ.

21Творчество В.Астафьева. Основные периоды, темы и мотивы. Развитие темы памяти. Анализ одного из произведений писателя.

22.Творческий путь В. Шукшина. Образ «простого человека». Философская концепция мира и человека и поэтика шукшинского рассказа (комико-трагическое и лиро-драматическое начало).

23.Феномен «тихой лирики». Поэзия Н. Рубцова: отношение к поэтической традиции, образ русской деревни, особенности поэтики (символика, стилизации, образ лирического героя)

24.Основные тенденции развития русской поэзии «оттепельной» и «послеоттепельной» эпох («тихая лирика», бардовская лирика, «эстрадная» поэзия, концептуализм и др.).

25.Поэзия И. Бродского: философская проблематика и особенности поэтики. Анализ стихотворения на выбор студента.

26.Лагерная тема в творчестве А. Солженицына: от «идеологического» романа («В круге первом») к «художественному исследованию («Архипелаг ГУЛАГ»). Образ «простого человека» в рассказах «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор».

27.«Колымские рассказы» В. Шаламова как «выстраданный документ». Поиски «новой литературы».

28. «Городская проза»: общие особенности. Творчество Ю. Трифонова: тема памяти и истории, быт как экзистенция, эстетическая концепция личности. Анализ повести «Обмен» или романа «Дом на набережной».

29.Русская проза конца XX века с постмодернистской доминантой: особенности писательского мировосприятия, поиск «нового» героя времени, типология прозы. Анализ одного произведения на выбор студента.

30. Целостный анализ поэмы В.Ерофеева «Москва-Петушки» как «первого» текста русского постмодернизма.

31.Творчество Е.Замятина. Повести «Уездное», «Островитяне». Рассказы 1913-23гг. («Драко», «Пещеры», «Мамай» и др.) Роман «Мы» целостный анализ.

32. Творчество С.Довлатова: темы и мотивы, совмещение эпического и лирического планов. Особенности образа рассказчика. Анализ одного из произведений на выбор студента.

33.Проблема героя в русской драматургии 1970-х – 1980-х годов. Творчество А.Вампилова: основные темы и мотивы, особенности образов героев. Целостный анализ одной из пьес.

34.Творчество Ч.Айтматова. Основные этапы, усложнение проблематики и характеров героев, эволюция писательской манеры от реализма и психологизма к мифопоэтике. Анализ 1 – 2 произведений писателя на выбор студента.

35.Художественный мир Л. Петрушевской: психологизм и поэтика абсурда. Анализ рассказов (на выбор студента) и повести «Время ночь».

36. Творчество Ю.Казакова как образец лирического направления в русской прозе середины XX века: своеобразие писательской манеры автора (способы проявления психологизма и импрессионизма). Анализ рассказов (на выбор студента) и книги «Северный дневник».

+

37. Художественное своеобразие поэмы А.Блока «Двенадцать». История создания, споры о поэме в критике, символическая художественная природа поэмы. Поэтика (контрастность, сквозные мотивы и др.)

38. Послереволюционное творчество В. Маяковского. Основные темы и мотивы лирики. Поэмы «Люблю», «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин». Пьесы «Клоп» и «Баня».

39. Позднее творчество С. Есенина. «Революционные поэмы» Есенина («Инония», «Пантократор» и др.). Поэмы «Анна снегина» и «Черный человек». Основные мотивы послереволюционной лирики.

40. Послереволюционное творчество М.Горького. Основные жанры и темы. «Несвоевременные мысли». Роман «Дело Артамоновых»

41. Поэма А.Ахматовой «Реквием», композиция, жанр, сквозные мотивы и образы, образ лирической героини. История создания поэмы.

 

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

В списке есть уже проеденные темы, поэтому выбирайте с опорой на экзаменационные вопросы.

 

1. Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока «Двенадцать» (история создания, система образов. Споры критиков о поэме и трактовке образа Христа в финале. Смысл и значение образов-символов в поэме).

2. Утопические мотивы в революционных поэмах С.А.Есенина («Инония», «Пантократор» и др.)

3. Особенности образа родины в поэтическом цикле С.А.Есенина «Персидские мотивы».

4. Нравственно-философские проблемы в поздней лирике С.Есенина 1923 – 1925 гг.

5. Развитие мотива двойничества в поэме С.А.Есенина «Чёрный человек».

6. Способы создания образа героя-повествователя в поэме С.Есенина «Анна Снегина».

7. Основные направления сатиры в послереволюционном творчестве В.В.Маяковского (лирика, пьесы «Клоп» и «Баня»).

8. Развитие жанра поэмы в творчестве Маяковского (От «Облака в штанах» к «Хорошо!» и «Владимир Ильич Ленин»).

9. Поэма А.Ахматовой «Реквием»: смысл названия, проблематика, жанровые и композици-онные особенности.

10. Языковые особенности лирики М.И.Цветаевой.

11. Особенности образа лирической героини в творчестве М.И.Цветаевой.

12. Фольклорные мотивы в лирике (или поэмах!) М.И.Цветаевой

13. .Идейно-художественное своеобразие книги М.И.Цветаевой «Мой Пушкин»

14. Художественное пространство в «Воронежских тетрадях» О.Э.Мандельштама.

15. Особенности «органической поэтики» в послереволюционном творчестве О.Э.Мандельштама.

16. Основные особенности творчества И.А.Бунина периода эмиграции. Целостный анализ одного из произведений.

17. Особенности хронотопа в повести И.Шмелёва «Лето Господне».

18. Особенности и способы создания образа смерти в книге И.Шмелёва «Солнце мёртвых».

19. Христианские мотивы в «Конармии» И.Бабеля.

20. Роль и характер природных образов в «Конармии» И.Бабеля.

21. Идейно-художественное своеобразие романа М.Горького «Дело Артамоновых» (судьба трёх поколений Артамоновых; образ Тихона Вялова и его роль в романе; художественные особенности романа).

22. Образ рассказчика-повествователя в книге М.Зощенко «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова».

23. Развитие мотива шахматной игры в романе В.Набокова «Защита Лужина».

24. Особенности развития темы творчества в романе В.Набокова «Дар».

25. Библейский подтекст образа Юрия Живаго в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

26. особенности взаимодействия тем любви и творчества в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

27. Роль и функции пейзажных образов в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

28. Художественные функции образов-символов в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

29. Роль стихотворной главы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

30. Способы отражения историософской концепции автора в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

31. Особенности композиционного строения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

32. Взаимодействие темы любви и творчества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

33. Особенности хронотопа в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».

34. Сквозные образы-символы в пьесах М.А.Булгакова «Бег» и «Дни турбинных».

35. Развитие темы «Художник и власть» в романе М.А.Булгакова «Жизнь господина Де Мольера».

36. Особенности сатиры в повестях М.А.Булгакова «Собачье сердце»,и «Роковые яйца».

37. Сравнительный анализ романа Е.Замятина «Мы» и романа О.Хаксли «О дивный новый мир» (или романа Дж.Оруэла «1984 год»).

38. Художественна деталь как способ создания образов героев в творчестве Е.Замятина (на примере анализа 1 – 2 произведений на выбор студентов).

39. Структурообразующая роль мотива пути в повести А.Платонова «Джан».

40. Тема труда в рассказах А.Платонова.

41. Сравнительный анализ образов Степана Копёнкина («Чевенгур» А.Платонов) и Дон Кихота («Дон Кихот» М.Де Сервантес).

42. Жанровое своеобразие романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон».

43. Роль и функции пейзажных образов в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

44. Способы создания народных характеров в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

45. Эпические черты в образе главного героя поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

46. Книга Ю.Бондарева «Горячий снег» как образец русской военной прозы середины XX века (или любого другого произведения о войне на выбор студентов, например: Е.Носов «Усвятские шлемоносцы», В.Астафьев «Звёздопад», «Пастух и пастушка», Ч.Айтматов «Плаха», В.Быков «Обелиск», Кондратьев «Сашка», В.Распутин «Живи и помни»).

47. Особенности эволюции образов главных героев тетралогии Ф.А.Абрамова «Пряслины».

48. Образ дома в творчестве Ф.Абрамова (на примере анализа 3 – 4 произведений).

49. Повести Ф.Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька» как художественная трилогия.

50. Повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» и «Пожар» как художественная дилогия.

51. Структурообразующая роль мотива выбора в повести В.Распутина «Деньги для Марии».

52. Способы раскрытия образа старухи анны в повести В.Распутина «Последний срок».

53. Роль пейзажных образов в книге В.Астафьева «Последний поклон» (или «Царь-рыба»).

54. Тема борьбы со злом в романе В.Астафьева «Печальный детектив».

55. Тема памяти в книге В.Астафьева «Последний поклон».

56. Способы создания образа праведницы в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор».

57. Развитие темы смерти в повести А.Солженицына «Раковый корпус».

58. Традиции Божественной комедии Данте в романе А.Солженицына «В круге первом».

59. Жанровое своеобразие эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ».

60. «Колымские рассказы» В.Шаламова как художественный цикл.

61. Особенности образов «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина.

62. Языковые и стилистические способы раскрытия образов героев в рассказах В.М.Шукшина.

63. Специфика взаимодействия реалистических и фантастических элементов в повести Ч.Айтматова «Белый пароход» (или в романе «Буранный полустанок»).

64. Роль и значение образов животных в творчестве Ч.Айтматова (на примере анализа образов в произведениях «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары», «Буранный полустанок», «Плаха» и др.).

65. Образы детей в рассказах Ю.Казакова («Во сне ты горько плакал…», «Никишкины тайны» и др.).

66. Импрессионизм прозы Ю.Казакова (об особенностях творческого метода писателя на примере анализа 2 – 3 произведений).

67. Мотив подмены в творчестве Ю. Трифонова (на примере анализа повести «Обмен» и/или романа «Дом на набережной»).

68. Основные темы и мотивы в лирике Б.Слуцкого (или любого другого поэта периода Великой Отечественной войны, например: П. Коган, Н.Заболоцкий, Ю.Друнина).

69. Основные темы и мотивы в лирике Е.Евтушенко (или любого другого поэта «шестидесятника», например: А.Дементьева, Б.Ахмадулиной. Р.Рождественского, А.Тарковского, Д.Самойлова и др.)

70. Основные темы и мотивы в лирике В.С.Высоцкого (или Б.Ш.Окуджавы, Ю.Визбора.).

71. Основные темы и мотивы в лирике В.Набокова-Сирина (или любого другого поэта-эмигранта, например: А.Вертинского, Дон Аминадо, Тэффи и др.).

72. Основные темы и мотивы в лирике в лирике А.Башлачёва (или других рок-поэтов, например: К.Арбенина, Д.Арбениной. С.Сургановой, Ю.Шевчука, Б.Гребенщикова и др.).

73. Основные темы и мотивы в лирике в лирике Н.Рубцова.

74. Основные темы и мотивы в лирике в лирике И.А.Бродского.

75. Язык поэзии И.Бродского.

76. Проблема свободы человека в творчестве А.Вампилова (на примере анализа драмы «Утиная охота»).

77. Жанровое своеобразие современной драмы на примере творчества Е.Гришковца («Как я съел собаку», «Планета» и др.)

78. Современная антиутопия как выражение катастрофического сознания (на примере анализа одного из произведений: В.Маканин «Лаз», Л.Петрушевская «Новые Робинзоны», В.Войнович «Москва 2042», В.Пелевин «Омон Ра»).

79. Бытовое и бытийное в прозе Л.Петрушевской («Время ночь», рассказы).

80. Пушкинский миф в повести С.Довлатова «Заповедник».

81. Развитие традиций «лагерной прозы» в повести С.Довлатова «Зона».

82. Своеобразие сюжетно-композиционной структуры в цикле рассказов С.Довлатова «Чемодан».

83. «Компьютерная игра» как принцип организации текста современной литературы (В.Тучков, С.Лукьяненко, М.Фрай, С.Обломов «Медный кувшин Старика Хоттабыча» и др.).

84. Проза о Великой Отечественной войне 1990-х гг. (на примере анализа романа В.Астафьева «Весёлый солдат»).

85. Образ нового поколения в романах В.Пелевина «Жизнь насекомых» и «Generation P».

86. Специфика современного иронического детектива (А.Маринина, Т.Устинова, Л. Улицкая, Т.Полякова и др.).

87. Роман А.Битова «Пушкинский Дом» как образец русской литературы постмодернизма (или на примере произведений С.Соколова «Школа для дураков», «Палисандрия»; Харитонова «Сундучок», «Линия судьбы»; Е. Клюева «Между двух стульев»).

88. Античный миф в повести Л.Улицкой «Медея и её дети».

89. Поэтика романа Т.Толстой «Кысь».

90. Женские судьбы в прозе В.Токаревой.

91. Традиции обэриутов в поэзии О.Григорьева.

92. Своя тема, формулировку которой нужно предварительно обсудить с преподавателем.

 

 

Требования к контрольной работе:

1. При подготовке контрольной работы должны быть прочитаны не менее 3 – 4 критических источников, не считая собственно художественных текстов.

 

2. Прочитанная критика должна быть не просто переписана, а осмыслена в соответствии с собственным анализом произведения.

 

3. Контрольная работа должна состоять из следующих разделов: Введение, Основная часть (главы и / или параграфы), Заключение, Список использованной литературы. Во Введении обязательно формулируются цель и задачи работы.

 

4. Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с существующим ГОСТом.

 

В тексте: [Белицер, 1953, с. 12], [Белицер, 1953, с. 12; Акты Земских соборов, 1985, т. 3, с. 24], [Философия культуры…, 2003, с. 15-20].

 

В списке литературы:

Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 296 с.

 

Акты Земских соборов / отв. ред. А. Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1985. 511с.

 

Белицер В. Н. Этнографические работы в Удорском районе Коми АССР в 1952 // КСИЭ (Краткие сообщения Института этнографии АН СССР). М., 1953. Вып. 19.

 

Бернштам Т. А. Орнитоморфная символика у восточных славян // Советская этнография. 1982. №1.

 

Васильков Я. В. От шаманизма к йоге: что произошло в «осевой период»? [Электронный ресурс] // Доклад, прочитанный 27.10.2005 на втором заседании научного семинара «Восток: философия, религия, культура». URL: http://east.philosophy.pu.ru (дата обращения: 25.11.2005).

 

Обязательно наличие правильно оформленных сносок в тексте работы (это могут быть как постраничные сноски – внизу страницы под арабскими цифрами, так и сноски в конце работы – тогда рядом с цитатой в квадратных скобках даётся номер источника в списке литературы и страница).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.