по курсу «История русской литературы XX века» 14.Литература и культура периода «Оттепели» (середина 1950-х – конец 1960-х гг.): основные тенденции развития, тематическое обновление и жанровые поиски. 15. Военная проза 1940-х – 1990-х годов: направленность и пафос художественного поиска. Литература периода Великой Отечественной войны, «лейтенантская проза», проза о войне 1990-х гг. Целостный анализ 1 произвед. на выбор студента. 16.«Деревенская проза»: тематическая новизна, нравственная проблематика, концепция человека и мира, особенности поэтики. На примере анализа творчества одного из писателей на выбор студентов. 17.Творчество Ф. Абрамова: проблема народного характера. Тетралогия «Пряслины» как «народная эпопея» (анализ одного из романов). 18. Эволюция женского характера в творчестве Ф.Абрамова на примере анализа повестей «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». 19. Творчество В.Распутина. Основные темы и проблемы. Особенности образов «старух» и способы их раскрытия. На примере анализа одного произв. писателя. 20.Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой»: целостный анализ. 21Творчество В.Астафьева. Основные периоды, темы и мотивы. Развитие темы памяти. Анализ одного из произведений писателя. 22.Творческий путь В. Шукшина. Образ «простого человека». Философская концепция мира и человека и поэтика шукшинского рассказа (комико-трагическое и лиро-драматическое начало). 23.Феномен «тихой лирики». Поэзия Н. Рубцова: отношение к поэтической традиции, образ русской деревни, особенности поэтики (символика, стилизации, образ лирического героя) 24.Основные тенденции развития русской поэзии «оттепельной» и «послеоттепельной» эпох («тихая лирика», бардовская лирика, «эстрадная» поэзия, концептуализм и др.). 25.Поэзия И. Бродского: философская проблематика и особенности поэтики. Анализ стихотворения на выбор студента. 26.Лагерная тема в творчестве А. Солженицына: от «идеологического» романа («В круге первом») к «художественному исследованию («Архипелаг ГУЛАГ»). Образ «простого человека» в рассказах «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор». 27.«Колымские рассказы» В. Шаламова как «выстраданный документ». Поиски «новой литературы». 28. «Городская проза»: общие особенности. Творчество Ю. Трифонова: тема памяти и истории, быт как экзистенция, эстетическая концепция личности. Анализ повести «Обмен» или романа «Дом на набережной». 29.Русская проза конца XX века с постмодернистской доминантой: особенности писательского мировосприятия, поиск «нового» героя времени, типология прозы. Анализ одного произведения на выбор студента. 30. Целостный анализ поэмы В.Ерофеева «Москва-Петушки» как «первого» текста русского постмодернизма. 31.Творчество Е.Замятина. Повести «Уездное», «Островитяне». Рассказы 1913-23гг. («Драко», «Пещеры», «Мамай» и др.) Роман «Мы» целостный анализ. 32. Творчество С.Довлатова: темы и мотивы, совмещение эпического и лирического планов. Особенности образа рассказчика. Анализ одного из произведений на выбор студента. 33.Проблема героя в русской драматургии 1970-х – 1980-х годов. Творчество А.Вампилова: основные темы и мотивы, особенности образов героев. Целостный анализ одной из пьес. 34.Творчество Ч.Айтматова. Основные этапы, усложнение проблематики и характеров героев, эволюция писательской манеры от реализма и психологизма к мифопоэтике. Анализ 1 – 2 произведений писателя на выбор студента. 35.Художественный мир Л. Петрушевской: психологизм и поэтика абсурда. Анализ рассказов (на выбор студента) и повести «Время ночь». 36. Творчество Ю.Казакова как образец лирического направления в русской прозе середины XX века: своеобразие писательской манеры автора (способы проявления психологизма и импрессионизма). Анализ рассказов (на выбор студента) и книги «Северный дневник». + 37. Художественное своеобразие поэмы А.Блока «Двенадцать». История создания, споры о поэме в критике, символическая художественная природа поэмы. Поэтика (контрастность, сквозные мотивы и др.) 38. Послереволюционное творчество В. Маяковского. Основные темы и мотивы лирики. Поэмы «Люблю», «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин». Пьесы «Клоп» и «Баня». 39. Позднее творчество С. Есенина. «Революционные поэмы» Есенина («Инония», «Пантократор» и др.). Поэмы «Анна снегина» и «Черный человек». Основные мотивы послереволюционной лирики. 40. Послереволюционное творчество М.Горького. Основные жанры и темы. «Несвоевременные мысли». Роман «Дело Артамоновых» 41. Поэма А.Ахматовой «Реквием», композиция, жанр, сквозные мотивы и образы, образ лирической героини. История создания поэмы. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ В списке есть уже проеденные темы, поэтому выбирайте с опорой на экзаменационные вопросы. 1. Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока «Двенадцать» (история создания, система образов. Споры критиков о поэме и трактовке образа Христа в финале. Смысл и значение образов-символов в поэме). 2. Утопические мотивы в революционных поэмах С.А.Есенина («Инония», «Пантократор» и др.) 3. Особенности образа родины в поэтическом цикле С.А.Есенина «Персидские мотивы». 4. Нравственно-философские проблемы в поздней лирике С.Есенина 1923 – 1925 гг. 5. Развитие мотива двойничества в поэме С.А.Есенина «Чёрный человек». 6. Способы создания образа героя-повествователя в поэме С.Есенина «Анна Снегина». 7. Основные направления сатиры в послереволюционном творчестве В.В.Маяковского (лирика, пьесы «Клоп» и «Баня»). 8. Развитие жанра поэмы в творчестве Маяковского (От «Облака в штанах» к «Хорошо!» и «Владимир Ильич Ленин»). 9. Поэма А.Ахматовой «Реквием»: смысл названия, проблематика, жанровые и композици-онные особенности. 10. Языковые особенности лирики М.И.Цветаевой. 11. Особенности образа лирической героини в творчестве М.И.Цветаевой. 12. Фольклорные мотивы в лирике (или поэмах!) М.И.Цветаевой 13. .Идейно-художественное своеобразие книги М.И.Цветаевой «Мой Пушкин» 14. Художественное пространство в «Воронежских тетрадях» О.Э.Мандельштама. 15. Особенности «органической поэтики» в послереволюционном творчестве О.Э.Мандельштама. 16. Основные особенности творчества И.А.Бунина периода эмиграции. Целостный анализ одного из произведений. 17. Особенности хронотопа в повести И.Шмелёва «Лето Господне». 18. Особенности и способы создания образа смерти в книге И.Шмелёва «Солнце мёртвых». 19. Христианские мотивы в «Конармии» И.Бабеля. 20. Роль и характер природных образов в «Конармии» И.Бабеля. 21. Идейно-художественное своеобразие романа М.Горького «Дело Артамоновых» (судьба трёх поколений Артамоновых; образ Тихона Вялова и его роль в романе; художественные особенности романа). 22. Образ рассказчика-повествователя в книге М.Зощенко «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». 23. Развитие мотива шахматной игры в романе В.Набокова «Защита Лужина». 24. Особенности развития темы творчества в романе В.Набокова «Дар». 25. Библейский подтекст образа Юрия Живаго в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». 26. особенности взаимодействия тем любви и творчества в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». 27. Роль и функции пейзажных образов в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». 28. Художественные функции образов-символов в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». 29. Роль стихотворной главы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». 30. Способы отражения историософской концепции автора в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». 31. Особенности композиционного строения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 32. Взаимодействие темы любви и творчества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 33. Особенности хронотопа в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия». 34. Сквозные образы-символы в пьесах М.А.Булгакова «Бег» и «Дни турбинных». 35. Развитие темы «Художник и власть» в романе М.А.Булгакова «Жизнь господина Де Мольера». 36. Особенности сатиры в повестях М.А.Булгакова «Собачье сердце»,и «Роковые яйца». 37. Сравнительный анализ романа Е.Замятина «Мы» и романа О.Хаксли «О дивный новый мир» (или романа Дж.Оруэла «1984 год»). 38. Художественна деталь как способ создания образов героев в творчестве Е.Замятина (на примере анализа 1 – 2 произведений на выбор студентов). 39. Структурообразующая роль мотива пути в повести А.Платонова «Джан». 40. Тема труда в рассказах А.Платонова. 41. Сравнительный анализ образов Степана Копёнкина («Чевенгур» А.Платонов) и Дон Кихота («Дон Кихот» М.Де Сервантес). 42. Жанровое своеобразие романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». 43. Роль и функции пейзажных образов в романе М.Шолохова «Тихий Дон». 44. Способы создания народных характеров в романе М.Шолохова «Тихий Дон». 45. Эпические черты в образе главного героя поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин». 46. Книга Ю.Бондарева «Горячий снег» как образец русской военной прозы середины XX века (или любого другого произведения о войне на выбор студентов, например: Е.Носов «Усвятские шлемоносцы», В.Астафьев «Звёздопад», «Пастух и пастушка», Ч.Айтматов «Плаха», В.Быков «Обелиск», Кондратьев «Сашка», В.Распутин «Живи и помни»). 47. Особенности эволюции образов главных героев тетралогии Ф.А.Абрамова «Пряслины». 48. Образ дома в творчестве Ф.Абрамова (на примере анализа 3 – 4 произведений). 49. Повести Ф.Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька» как художественная трилогия. 50. Повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» и «Пожар» как художественная дилогия. 51. Структурообразующая роль мотива выбора в повести В.Распутина «Деньги для Марии». 52. Способы раскрытия образа старухи анны в повести В.Распутина «Последний срок». 53. Роль пейзажных образов в книге В.Астафьева «Последний поклон» (или «Царь-рыба»). 54. Тема борьбы со злом в романе В.Астафьева «Печальный детектив». 55. Тема памяти в книге В.Астафьева «Последний поклон». 56. Способы создания образа праведницы в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор». 57. Развитие темы смерти в повести А.Солженицына «Раковый корпус». 58. Традиции Божественной комедии Данте в романе А.Солженицына «В круге первом». 59. Жанровое своеобразие эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ». 60. «Колымские рассказы» В.Шаламова как художественный цикл. 61. Особенности образов «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина. 62. Языковые и стилистические способы раскрытия образов героев в рассказах В.М.Шукшина. 63. Специфика взаимодействия реалистических и фантастических элементов в повести Ч.Айтматова «Белый пароход» (или в романе «Буранный полустанок»). 64. Роль и значение образов животных в творчестве Ч.Айтматова (на примере анализа образов в произведениях «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары», «Буранный полустанок», «Плаха» и др.). 65. Образы детей в рассказах Ю.Казакова («Во сне ты горько плакал…», «Никишкины тайны» и др.). 66. Импрессионизм прозы Ю.Казакова (об особенностях творческого метода писателя на примере анализа 2 – 3 произведений). 67. Мотив подмены в творчестве Ю. Трифонова (на примере анализа повести «Обмен» и/или романа «Дом на набережной»). 68. Основные темы и мотивы в лирике Б.Слуцкого (или любого другого поэта периода Великой Отечественной войны, например: П. Коган, Н.Заболоцкий, Ю.Друнина). 69. Основные темы и мотивы в лирике Е.Евтушенко (или любого другого поэта «шестидесятника», например: А.Дементьева, Б.Ахмадулиной. Р.Рождественского, А.Тарковского, Д.Самойлова и др.) 70. Основные темы и мотивы в лирике В.С.Высоцкого (или Б.Ш.Окуджавы, Ю.Визбора.). 71. Основные темы и мотивы в лирике В.Набокова-Сирина (или любого другого поэта-эмигранта, например: А.Вертинского, Дон Аминадо, Тэффи и др.). 72. Основные темы и мотивы в лирике в лирике А.Башлачёва (или других рок-поэтов, например: К.Арбенина, Д.Арбениной. С.Сургановой, Ю.Шевчука, Б.Гребенщикова и др.). 73. Основные темы и мотивы в лирике в лирике Н.Рубцова. 74. Основные темы и мотивы в лирике в лирике И.А.Бродского. 75. Язык поэзии И.Бродского. 76. Проблема свободы человека в творчестве А.Вампилова (на примере анализа драмы «Утиная охота»). 77. Жанровое своеобразие современной драмы на примере творчества Е.Гришковца («Как я съел собаку», «Планета» и др.) 78. Современная антиутопия как выражение катастрофического сознания (на примере анализа одного из произведений: В.Маканин «Лаз», Л.Петрушевская «Новые Робинзоны», В.Войнович «Москва 2042», В.Пелевин «Омон Ра»). 79. Бытовое и бытийное в прозе Л.Петрушевской («Время ночь», рассказы). 80. Пушкинский миф в повести С.Довлатова «Заповедник». 81. Развитие традиций «лагерной прозы» в повести С.Довлатова «Зона». 82. Своеобразие сюжетно-композиционной структуры в цикле рассказов С.Довлатова «Чемодан». 83. «Компьютерная игра» как принцип организации текста современной литературы (В.Тучков, С.Лукьяненко, М.Фрай, С.Обломов «Медный кувшин Старика Хоттабыча» и др.). 84. Проза о Великой Отечественной войне 1990-х гг. (на примере анализа романа В.Астафьева «Весёлый солдат»). 85. Образ нового поколения в романах В.Пелевина «Жизнь насекомых» и «Generation P». 86. Специфика современного иронического детектива (А.Маринина, Т.Устинова, Л. Улицкая, Т.Полякова и др.). 87. Роман А.Битова «Пушкинский Дом» как образец русской литературы постмодернизма (или на примере произведений С.Соколова «Школа для дураков», «Палисандрия»; Харитонова «Сундучок», «Линия судьбы»; Е. Клюева «Между двух стульев»). 88. Античный миф в повести Л.Улицкой «Медея и её дети». 89. Поэтика романа Т.Толстой «Кысь». 90. Женские судьбы в прозе В.Токаревой. 91. Традиции обэриутов в поэзии О.Григорьева. 92. Своя тема, формулировку которой нужно предварительно обсудить с преподавателем. Требования к контрольной работе: 1. При подготовке контрольной работы должны быть прочитаны не менее 3 – 4 критических источников, не считая собственно художественных текстов. 2. Прочитанная критика должна быть не просто переписана, а осмыслена в соответствии с собственным анализом произведения. 3. Контрольная работа должна состоять из следующих разделов: Введение, Основная часть (главы и / или параграфы), Заключение, Список использованной литературы. Во Введении обязательно формулируются цель и задачи работы. 4. Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с существующим ГОСТом. В тексте: [Белицер, 1953, с. 12], [Белицер, 1953, с. 12; Акты Земских соборов, 1985, т. 3, с. 24], [Философия культуры…, 2003, с. 15-20]. В списке литературы: Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 296 с. Акты Земских соборов / отв. ред. А. Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1985. 511с. Белицер В. Н. Этнографические работы в Удорском районе Коми АССР в 1952 // КСИЭ (Краткие сообщения Института этнографии АН СССР). М., 1953. Вып. 19. Бернштам Т. А. Орнитоморфная символика у восточных славян // Советская этнография. 1982. №1. Васильков Я. В. От шаманизма к йоге: что произошло в «осевой период»? [Электронный ресурс] // Доклад, прочитанный 27.10.2005 на втором заседании научного семинара «Восток: философия, религия, культура». URL: http://east.philosophy.pu.ru (дата обращения: 25.11.2005). Обязательно наличие правильно оформленных сносок в тексте работы (это могут быть как постраничные сноски – внизу страницы под арабскими цифрами, так и сноски в конце работы – тогда рядом с цитатой в квадратных скобках даётся номер источника в списке литературы и страница). |