Поэма В.Ерофеева «Москва-Петушки» как «первый» текст русского постмодернизма. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА Список обязательных для изучения художественных текстов (5 - 6 курс заочное отделение ФФиЖ) 19.А.Твардовский «Василий Теркин». 20. Проза о Великой отечественной войне: В.Быков «Обелиск», «Сотников»; Ю.Бондарев «Горячий снег», «Выбор», «Батальоны просят огня»; В.Астафьев «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты», «Весёлый солдат»; Е.Замятин «Усвятские шлемоносцы»; Кондратьев «Сашка» (2 произведения на выбор). 21. Ф.Абрамов. «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом» (1 роман на выбор). Повести «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». 22.В.Астафьев. «Последний поклон», «Царь-рыба» (на выбор). «Печальный детектив». 23. В.Распутин. «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Деньги для Марии», «Живи и помни». 24. В.М.Шукшин. Рассказы (3 – 4 на выбор). «До третьих петухов», «Калина красная» (по желанию). 25.Н.Рубцов. Лирика. 26. Ч.Айтматов. «Прощай, Гюльсары!», «Джамиля», «Белый пароход», «Буранный полустанок» (1 – 2 книги на выбор). 27.Ю.Трифонов. «Обмен», «Дом на набережной». 28.А.Солженицын. Рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор». Романы «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» и повесть «Раковый корпус» (1 произведение на выбор). 29. В.Шаламов. «Колымские рассказы - I», «Колымские рассказы - II». 30. Ю.Казаков. Рассказы. «Северный дневник». 31. Поэзия второй половины XX века. Лирика поэтов периода Великой Отечественной войны (Б.Слуцкий, П. Коган, Н.Заболоцкий, Ю.Друнина), поэтов – шестидесятников (А.Вознесенский, А.Дементьев, Е.Евтушенко, А.Тарковский, Б.Ахмадулина, А.Кушнер, С.Липкин, Д.Самойлов), бардов (Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий). Творчество одного поэта из каждой группы на выбор. 32.Л.Петрушевская. «Время ночь», рассказы. 33.В.Пелевин. «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation P» (1 – 2 произведения на выбор). 34. В.Ерофеев «Москва-Петушки». 35. А.Битов «Пушкинский дом»; С.Соколов «Школа для дураков», «Палисандрия»; А.Терц «Прогулки с Пушкиным»; Г.Владимов «Генерал и его армия»; В.Аксёнов «Ожог», «Скажи изюм!» (1 произведение на выбор). 36. Л.Улицкая «Медея и её дети», «Казус Кукоцкого»; Т.Толстая «Кысь»; Н.Садур «Чудная баба» (1 произведение на выбор). 37. Современная поэзия. Поэты-авангардисты (О.Григорьев, Г.Сапгир). Поэты-неоклассики (Б.Кинжеев, С.Гандлевский, А.Цветков). «Петербургская школа» (А.Кушнер, В.Кривулин). Рок-поэзия (А.Башлачёв, Б.Гребенщиков, Ю.Шевчук, Д и К. Арбенины, С.Сурганова и др.). Поэты-концептаулисты (Д.Пригов, Л. Рубинштейн, Т.Кибиров). Лирика 1 – 2 поэтов на выбор. Практическое занятие №2 Повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» как один из образцов деревенской прозы. Цель: Целостный анализ повести в контексте традиций русской деревенской прозы второй половины XX века. Вопросы и задания: 1.Истоия создания повести. Автобиографические мотивы как один из источников авторского лиризма. Специфика литературного метода Распутина. 2. Образ мира в повести В.Распутина: а). Особенности художественного пространства: остров Матёра как модель мира. Смысл названия повести; б) Особенности художественного времени. Проследите развитие категории времени в повести на разных смысловых уровнях (время года, время жизни людей и др.). Определите, в каком соотношении в художественном мире повести находятся прошлое, настоящее и будущее. 3. Система образов-символов в повести, их смысловое наполнение и художественные функции (листвень, берёза, туман, изба, Хозяин и др.). 4. Характеристика образов персонажей и проблематика повести: а). Образ старухи Дарьи как этический центр повести; б). Образы «стариков» и их роль в раскрытии идеи повести (Богодул, Настасья, Егор, Катерина, Тунгузка, Сима); в). Причины и сущность спора Дарьи и Андрея. Позиция Павла. 5. Особенности композиции повести. Выделите основные композиционные «узлы» повести. Свой выбор обоснуйте. Индивидуальные задания 1. Подготовьте сообщение на тему: «Повесть В.Г.Распутина “«Прощание с Матёрой» и «экологическая» тема в русской литературе второй половины XX века”. 2. Подготовьте сообщение на тему: “Роль и функции пейзажных образов в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»”. Литература 1. Н.Панасев. Валентин Распутин: По страницам творчества. – М., 1990. 2.* Ю.Селезнёв. Земля или территория: о повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» // Селезнёв Ю. Мысль чувствующая и живая. – М, 1982. 3.* С.Семёнова. В.Распутин. – М, 1987. Практическое занятие №3 Поэма В.Ерофеева «Москва-Петушки» как «первый» текст русского постмодернизма. Цель: Целостный анализ поэмы с целью выявления на её примере основных признаков постмодернистской литературы. Вопросы и задания: 1. Определение и основные признаки литературного постмодернизма. 2. Место поэмы «Москва-Петушки» в творчестве В.Ерофеева. Восприятие книги современниками. 3. Жанрово-художественное своеобразие поэмы: а). Поэма «Москва-Петушки» как лиро-эпический жанр. Определите лирические и эпические черты в содержании, образной и композиционной структурах поэмы. Подумайте, черты ещё каких жанров можно выделить в тексте. б). Образ главного героя. - самохарактеристика и характеристика героя другими персонажами;
- место образа главного героя в триаде: «автор – герой – читатель»;
- образ Венички как тип лирического героя;
- черты исключительности и типичности в образе Венички.
в). Своеобразие художественного мира поэмы: - особенности художественного пространства (топос Москвы и топос Петушков; роль мотива пути в характеристике образов героев и мира);
- особенности художественного времени (время действия поэмы, функции приёмов ретроспекции);
- роль мотива смерти в создании образа мира у Ерофеева.
г). Основные темы и проблемы произведения: - развитие темы свободы;
- своеобразие темы творчества – конфликт «художник – власть»;
- тема любви. Образ возлюбленной главного героя. Его художественные функции;
- мотивы вины и опьянения как способы создания образа главного героя.
в). Постмодернистские языковые и стилистические приёмы: - интертекстуальность как одна из особенностей поэмы. Выпишите из текста литературные цитаты, аллюзии, реминисценции; определите их роль;
- «эзопов язык» и приём карнавализации как способы создания и характеристики образов в поэме;
- стилистическая и эмоциональная полифоничность поэмы. Приведите из текста примеры использования автором стилей различных литературных направлений. Объясните особенности и смысл их использования.
- принцип диалога как один из принципов организации текста поэмы; субъекты диалога в поэме.
Индивидуальные задания 1.Подготовить доклад на тему: “Функции пейзажа в поэме В.Ерофеева «Москва-Петушки»”. 2. Подготовить доклад на тему: “Роль мифа в конструкции текста поэмы В.Ерофеева «Москва-Петушки»”. Литература 1.*Л.Любчикова. Монолог о Ерофееве // Театр. – 1991. – № 9. 2. В.Ерофеев. Русские цветы зла. – М., 1997. 3. *М.Эпштейн. Постмодернизм в России: Литература и теория. – М., 2000. 4. *М.Липовецкий. Русский постмодернизм. – Екатеринбург, 1997. 5. М. Липовецкий. ПМС (Постмодернизм сегодня) // Знамя. – 2002. – № 5. 6. И.Ильин. Постмодернизм: Словарь терминов. – М, 2001. 7. Н.Маньковская. Эстетика постмодернизма. – СПб, 2000. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ |