Характеристика предприятия и его структура управления Москва 2010 г. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры менеджмента и организации производства. Протокол № от 2010 г. Заведующая кафедрой МиОП проф. Иващенко Н.С. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экономики. Протокол № от 2010 г. Заведующая кафедрой экономики доц. Юхина Е.А. Программа одобрена Методическим советом факультета экономики и менеджмента. Протокол № от 2010 г. Председатель Совета проф. Зернова Л.Е. Подлежит возврату на кафедру Цель и задачи практики Практика по менеджменту организуется на предприятиях для студентов четвертого курса факультета экономики и менеджмента. Целью практики является: 1. Закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; 2. Изучение процесса управления на конкретном предприятии. 3. Рассмотрение практики руководства предприятием и разработка предложений по ее совершенствованию. Рабочее место студента Все студенты во время практики по менеджменту работают под руководством руководителя предприятия, его заместителя (по производству, экономике), начальника производства. Работают дублерами руководителя, а также в отделах управления: плановом, труда и заработной платы, финансовом, маркетинговом. Студенты во время практики полностью подчиняются внутреннему распорядку работы предприятия. Баланс времени студента При выполнении всей работы в течение шестинедельной практики по менеджменту на предприятии студент должен руководствоваться следующим примерным графиком распределения дней, отводимых на отдельные разделы программы практики: 1. Ознакомление с предприятием и его структурой управления 1 день 2. Ознакомление с организацией планирования и маркетинговой деятельности предприятия 1 неделя 3. Ознакомление с организацией труда и заработной платы 2 дня 4. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности предприятия 1 неделя 5. Работа дублером руководителя 1 день 6. Оформление отчета и сдача отчета по практике 1 день Сбор материалов для научно - исследовательской работы проводится параллельно с выполнением других разделов практики. В зависимости от специфики деятельности предприятия руководитель от предприятия совместно с руководителем от Университета могут изменить график работы студента. Отчет по практике каждый студент составляет самостоятельно и сдает его по окончании практики руководителю от Университета. При оценке работы студента особое внимание обращается на глубину анализа системы управления предприятием и на предложения, внесенные студентом по улучшению управления предприятием. Вместе с отчетом сдается заполненный и подписанный руководителем предприятия дневник прохождения практики. На подпись руководителя от предприятия должна быть поставлена печать. Дневник до начала практики необходимо получить на кафедре. Структура отчета по практике следующая: 1. Характеристика предприятия и его структура управления; 2. Планирование деятельности предприятия; 3. Маркетинговая деятельность предприятия; 4. Организация и стимулирование труда; 5. Анализ хозяйственной деятельности предприятия; 6. Анализ финансового состояния предприятия; 7. Работа дублером руководителя одного из отделов (подразделений) предприятия. 8. Список использованной литературы. Характеристика предприятия и его структура управления Студент должен изучить, отразив в отчете и приведя необходимые цифровые данные, схемы и таблицы, следующие особенности предприятия: - историческую справку о возникновении и развитии предприятия; - организационно - правовую форму предприятия; - вид собственности, если акционерное общество, то распределение акций между акционерами; - вид хозяйственной деятельности предприятия: промышленный, торговый, смешанный и т. д.; - номенклатуру производимой продукции, услуг; специализацию предприятия, основные виды продукции и услуг; - основных поставщиков сырья и материалов; - основных потребителей продукции или услуг; - основных конкурентов; - объем производства в настоящее время и в 1991 г. в натуральном и условно - натуральном выражении, в стоимостном выражении в настоящее время; - структуру предприятия, его цехов и подразделений; - численность профессиональных групп рабочих и специалистов; - технико-экономические показатели работы предприятия и его основных производств за предшествующие три года с анализом их динамики. Объем материала в отчете 3 - 5 стр. Планирование деятельности организации В данном разделе студент, ознакомившись с организацией должен: Описать виды планов, разрабатываемые в организации. Рассмотреть стратегическое планирование (можно рассмотреть бизнес - планирование). Период времени, на который разрабатывается стратегический план. Разделы стратегического плана. Сформулировать миссию предприятия, согласовав ее с начальником планового отдела и руководителем от предприятия. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее: 1)какие потребности общества в товарах или услугах будут удовлетворены, почему покупатель предпочтет продукцию или услуги предприятия; 2)что ожидает предприятие от своего персонала. Определить основные цели предприятия. Основные цели предприятия устанавливаются на основе его миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется руководство. Цели должны быть конкретными, по возможности измеримыми, на определенный срок, достижимыми, непротиворечивыми и материально стимулируемыми. По одной из основных целей предприятия сформулировать цели исполнителей путем построения дерева целей. Исследовать влияние внешней среды на деятельность предприятия. Рассмотреть влияние экономических факторов (налогов, неплатежей, курса доллара, таможенных тарифов), политических (нормативные документы местных органов, властей региона, федерального правительства, помощь предприятию со стороны органов власти - кредиты на сырье, инвестиционные программы, взаимозачеты и др., соглашение по тарифам), рыночных (конкурентная среда - поставщики, потребители; уровень конкуренции со стороны производителей аналогичной продукции, влияние изменений в распределении доходов населения по социальным группам, демографические факторы), факторов конкуренции (оценка текущей стратегии и возможных целей конкурентов, предпосылки успеха в деятельности конкурентов), технологических (может ли предприятие на имеющемся оборудовании производить конкурентоспособную продукцию по качеству, внешнему виду и цене?), международные (какие международные связи имеет предприятие по поставкам сырья, материалов, оборудования; какое влияние они оказывают на предприятие; какие направления международного сотрудничества целесообразно расширять), социальные (безработица в регионе, возможность пополнения рабочей силы, неполная занятость на предприятии; социальная инфраструктура предприятия: жилые дома, детские учреждения и др. на балансе предприятия - влияние на показатели работы предприятия; участие рабочих в управлении, влияние профсоюзной организации). В разделе «Планирование деятельности организации» студент должен проанализировать внутренние сильные и слабые стороны предприятия. При этом анализируется эффективность маркетинговой службы предприятия, анализируется финансовое положение предприятия, уровень производств, кадры и имидж организации. По результатам анализа следует построить матрицу SWOT. При анализе производственного процесса организации необходимо ответить на следующие вопросы: - может ли предприятие производить товары или услуги по более низкой цене, чем конкуренты? Если нет, то почему? - могут ли иметь изделия или услуги предприятия принципиальные отличия для потребителей по сравнению с аналогичными товарами конкурентов? Может ли предприятие выпустить новые товары, которые не производят конкуренты? - обеспечивает ли производство приемлемое качество? Можно ли улучшить качество, привлекательность товара? - является ли оборудование предприятия современным, хорошо ли оно содержится? - имеется ли законсервированное оборудование в специально отведенных помещениях? Соответствует ли масштаб консервации реальному недоиспользованию производственных мощностей? - использованы ли возможности сокращения запасов и времени выполнения заказов? При анализе кадрового потенциала оценивается квалификация кадров и их отношение к делу. Квалификация кадров оценивается: для руководителей и специалистов - как отношение имеющих высшее образование к общему числу руководителей и специалистов; для рабочих - как отношение имеющих среднее и средне - техническое образование к общему числу рабочих. Должны быть получены ответы на следующие вопросы: Как повышают квалификацию руководители и специалисты, рабочие? Как оценивается деятельность персонала? Когда производилась оценка деятельности персонала в последний раз? Анализируя имидж предприятия, студент должен сформулировать как создается и поддерживается репутация фирмы, ее товаров? В результате анализа сильных и слабых сторон организации следует определить стратегию развития (сокращения) предприятия. Стратегия предполагает использование в долгосрочной перспективе конкурентных преимуществ предприятия. Типы конкурентных преимуществ следующие: - предприятие стремится стать лидером в производстве своей продукции. Изделия отвечают высокому качеству и могут удовлетворить самых взыскательных покупателей в различных регионах. Фирма, проводя такую политику, должна иметь высококлассных дизайнеров и инженеров, хорошее оборудование, развитую систему маркетинга. - предприятие может особое внимание обратить на завоевание конкретного рынка, изучив его потребности и приспособив свою продукцию к этому рынку. Здесь и качество и цена определяются этим сегментом рынка, служба маркетинга приобретает особое значение; - предприятие может получить конкурентное преимущество за счет снижения цены реализуемой продукции. Этого можно достичь в основном за счет снижения издержек производства. В этом случае маркетинг может и не иметь высокого развития, снижение цены обеспечивает увеличение доли рынка. Нужны знающие инженеры, умеющие из недорогого сырья получить достаточно хорошие изделия. Техника может быть и не самой новой, но обеспечивать высокую производительность оборудования и труда. Студент должен определить для предприятия по своему усмотрению наиболее приемлемую стратегию (или приемлемые - сочетание стратегий), используя эталонные: · общие стратегии конкуренции (стратегия низких издержек, стратегия дифференциации, стратегия оптимальных издержек, сфокусированные стратегии низких издержек и дифференциации); · стратегии интегрированного роста (стратегия вертикальной интеграции, стратегия обратной вертикальной интеграции); · стратегии диверсифицированного роста (стратегия концентрической диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации, стратегия конгломератной диверсификации); · стратегии целенаправленного сокращения (стратегия сокращения расходов, стратегия сокращения производства, стратегия "сбора урожая", стратегия ликвидации). При выборе стратегии прежде всего проводится анализ портфеля продукции, используя Матрицу бостонской консультативной группы. По результатам анализа определяется: имеется ли достаточно "дойных коров" для выращивания "звезд" и финансирования "вопросительных знаков", дает ли портфель достаточные поступления прибыли, много ли конкурентно-слабых продуктов, достаточно ли "вопросительных знаков" для замены стареющих продуктов. Ключевыми факторами, играющими основную роль при выборе стратегии предприятия, являются: сила предприятия, привлекательность отрасли, в которой работает предприятие, интересы владельцев и высших руководителей, цели, ресурсные возможности предприятия и некоторые другие. Сила предприятия определяется успехами в реализации продукции, ростом доли рынка, высокой прибылью, рентабельностью. Привлекательна та отрасль, которая развивается, увеличивается спрос на ее продукцию. Если же отрасль стагнирует или уменьшается спрос на ее продукцию, то работать в ней становится весьма сложно, потребуются дополнительные усилия, чтобы найти своего потребителя, или придется прибегнуть к стратегии сокращения, или вообще уйти из отрасли. Выбранная студентом стратегия сопоставляется со стратегией, проводимой руководством предприятия. Возможно, что предложения студента не совпадут с действующей стратегией. Тогда студент должен обосновать преимущество своих предложений. Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Необходимо ответить на следующие вопросы: - учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности? - обладает ли предприятие достаточными ресурсами для реализации стратегии? - какова степень риска? - почему вы считаете, что эта стратегия является лучшим способом применения ресурсов предприятия? После стратегического планирования изучению подлежит бизнес - планирование. На большинстве предприятий бизнес - план в настоящее время рассматривается как стратегический план. Студент должен самым тщательным образам рассмотреть этот план, представив его краткое содержание в отчете. Особое внимание обратить на: - цель составления бизнес – плана; - какие изменения в ассортименте и объеме производства продукции или услуг предполагается получить; - где будет реализация товаров, какие имеются данные по емкости рынка в этих регионах, кто может быть конкурентом и их доля на рынке; - прогноз объемов реализации; - какое оборудование потребуется и где оно будет размещено, какие другие виды ресурсов потребуются и где они будут получены; - баланс денежных расходов и поступлений (сколько денег нужно вложить в проект и откуда ожидается их поступление); - обоснование чистой прибыли путем сопоставления доходов и затрат; - когда можно ожидать полного возврата денежных средств и получения инвесторами дохода на них, каков будет этот доход. В заключении данного раздела рассматриваются мероприятия по реализации стратегического плана. Для реализации стратегического плана нужна воля и постоянное внимание руководителя предприятия. При этом используются инструменты: тактика, политика, распределение ресурсов, управление по целям, процедуры, правила. Тактика предполагает разработку на предприятии планов на относительно короткие отрезки времени как этапы выполнения стратегического плана. Если на предприятии нет стратегического плана и не разработан бизнес - план, то студенты должны изучить практику составления годового плана экономического и социального развития предприятия на год по разделам: производство и реализация продукции, потребность в основных материальных ресурсах (баланс сырья), потребность в рабочей силе и представить соответствующие материалы в отчете. |