МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГРУППОВОГО МЕТОДИСТА





____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

Любовная лирика русских поэтов второй половины XIXвека

(система уроков)

Цель системы: Путем изучения любовной лирики трех русских поэтов второй половины XIX века Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и Н.А.Некрасова дать представление о личностях поэтов и о создаваемых ими идеалах возлюбленных женщин, показать общее и различия в их лю­бов­ной лирики.

Задачи:

Познавательные:

1. Дать представление о политической, культурной и социальной ситуации в России во второй половине XIX века.

2. Раскрыть своеобразие поэтического творчества Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и Н.А.Некрасова.

Развивающие:

  1. Развивать навык анализа любовного поэтического произведения;
  2. Развить навык слухового восприятия стихотворного текста.
  3. Развить способность сопоставительного анализа произведений разных авто­ров на одну тему.

Воспитательные:

1.Помочь задуматься над нравственными проблемами и качествами, выдвигаемыми по­этами в любовных вопросах.

Тема урока, кол-во часов Цели урока Мето­д. форма урока Оборудование Домашнее за­дание
Тема: «О, как убий­ственно мы лю­бим…»Лич­ность Ф.И.Тют­чеваИдейно-художе­ст­венное своеобра­зие твор­чества по­эта. Тема двойной любви в биогра­фии Тют­чева. 1 урок. Познавательные: - Дать представление о месте Тютчева среди его современ­ников. - Познакомить учащихся с ос­новными периодами жизни и творчества Тют­чева. - Дать представление о том, как повлиял жизнен­ный путь Тютчева, а также сложные отношения с лю­бимыми жен­щинами на формирование его творче­ской индивидуально­сти. Развивающие: - Развивать умение анали­зи­ровать высказывания о поэте. - Совершенствовать навык тезисного конспектирова­ния. - Помочь развитию, а за­тем и свободному выска­зыванию собственного мнения. - Развивать навык этикет­ного ведения диалога. - Развить навык слухового восприятия стихотворного текста. - Развить способность вер­бально интерпретиро­вать собственные ощуще­ния, эмо­ции и образы, возникшие при прослу­шивании стихотворе­ния. Воспитательные: - Воспитывать интерес к твор­ческой индивидуаль­ности по­эта. - Воспитывать рефлекти­рую­щего читателя. - Воспитывать уважение к чу­жому мнению. ввод­ная лекция с эле­мен­тами беседы фотографический портрет Тютчева, портрет первой жены поэта Петер­сон, портрет вто­рой жены поэта Эрнистины Федо­ровны, портрет Елены Денисьевой, фотографии матери Тютчева, его доче­рей, родной усадьбы с. Овстуг Орловской губ. Брянского уезда и могилы поэта на Новодевичьем кладбище в Петер­бурге, аудиозапись стихотворения по­эта «Она сидела на полу…» 1858 г.   написать эссе, белый стих, а воз­можно, кто-нибудь и захо­чет по­пробо­вать себя и в рифмован­ном стихе, вот не­сколько тем, выбе­рете ту, ко­торая Вам больше нра­вится: «Ис­пы­тание любо­вью, мука от любви, тяже­лое чувство или сила любви преодо­леет все пре­грады». Это могут быть, просто запи­санные эмо­ции, впечат­ле­ния, мысли и чувства на ра­зобран­ные стихо­творения Тютчева
Тема: «Если ты любишь, как я, бес­ко­нечно...»Лич­ность А. А. Фета. Изучение творческой индивидуальности Фета. Особенности любовной лирики поэта. 1урок Познавательные: - Дать представление о месте Фета среди его современников. - показать своеобразие любовной лирики поэта. - Дать представление о том, как повлиял жизненный путь Фета, а также трагическая история любви на формирование его творческой индивидуальности. Развивающие: - Совершенствовать навык тезисного конспектирования. Помочь раз витию, а затем и свобод ному высказыванию собственного мнения. - Развивать навык этикетного ведения диалога. - Развить навык слухового восприятия стихотворного текста. - Развить способность вербально интерпретировать собственные ощущения, эмоции и образы, возникшие при прослушивании стихотворения. - Развить навык анализа стихотворного текста (через обращение к лексическим средствам) Воспитательные: - Воспитывать интерес к творческой индивидуальности поэта. - Воспитывать рефлексирующего читателя. - Воспитывать уважение к чужому мнению. ввод­ная лекция с эле­мен­тами беседы фотографический портрет А.А. Фета, фото родителей поэта, портрет Марии Лазич, портрет А.А. Фета работы Н. Рачкова, фотография памятника Фету в Орле работы Н. Иванова, фото дома, где Фет жил в студенчестве, и могилы поэта в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла, аудиозапись стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье...» (1850) в исполнении Дмитрия Шатенева, аудиозапись стихотворения «На заре ты ее не буди» (1842) в исполнении Олега Погудина.   Выучить любое, по­нравившееся Вам стихотво­рение А.А. Фета. И напи­сать эссе по лю­бовной лирике Фета «Природа – зеркало любви» или по­пробовать на­писать свое стихо­творение с использова­нием метода психо­логиче­ского па­рал­лелизма любви и при­роды.
Тема: «Если проза в любви не­избежна...»Лич­ность Н.А.Не­красова. Тема: Изучение творческой индивидуальности Некрасова Особенности любовной лирики поэта.   Познавательные: - Дать представление о месте Некрасова среди его современников. - показать своеобразие любовной лирики поэта. - Дать представление о том, как повлиял жизненный путь Некрасова, а также сложные и противоречивые отношения с любимой женщиной на формирование его творческой индивидуальности. Развивающие: - Совершенствовать навык тезисного конспектирования. - Помочь развитию, а затем и свободному высказыванию собственного мнения. - Развивать навык этикетного ведения диалога. - Развить навык слухового восприятия стихотворного текста. - Развить способность вербально интерпретировать собственные ощущения, эмоции и образы, возникшие при прослушивании стихотворения. - Развить навык анализа стихотворного текста (через обращение к художественным средствам выразительности – лексическим средствам). Воспитательные: - Воспитывать интерес к творческой индивидуальности поэта. - Воспитывать рефлексирующего читателя. - Воспитывать уважение к чужому мнению. ввод­ная лекция с эле­мен­тами беседы фотографический портрет Н.А. Некрасова, пор трет поэта в пери од написания «последних песен», художник И.Крамской, портрет Авдотьи Яковлевны Панаевой, фото графия памятника «Некрасов с собакой» в Чудово, Новгородская область, фотография кабинета поэта, фотография музея Некрасова «Карабиха», который находится в 15 км от Ярославля, фотография пер вой страницы журнала «Современник» за 1857 г., аудиозапись стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей...» (1850) в исполнении Терри Уинсли, аудиозапись стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» (1851) неизвестный исполнитель.   Выучить лю­бое, по­нра­вив­шееся Вам стихотворе­ние Н.А. Некра­сова. И напи­сать эссе по лю­бовной ли­рике Некра­сова «Проза любви неиз­бежна?!» или попро­бовать на­писать свое стихотворе­ние и по­строить его на антитезе (противопос­тавление) «Любовь и не­нависть»  

 



 

Тема: «Все ритм и бег. Бесцельное стремленье! Но страшен миг, когда стремленья нет…»Творческая индивидуальность Ивана Алексеевича Бунина.Идейно-художественное мастерство Бунина-поэта.

Цель:Представить И.А.Бунина, как неординарную, выдающуюся лич­ность, выявить специфику поэзии Бунина, выделить основные темы и направ­ления его лирики, проанализировать два стихотворения «Ночь» 1952 г. и «Си­риус» 1922 г.

Задачи:

Познавательные:

1) Познакомить учащихся с личностью Бунина, показать его разносто­ронность, неординарность, талантливость.

2) Дать представление об основных темах поэзии Бунина.

3) Дать представление, где в творчестве Бунина преемственность, а где новаторство.

Развивающие:

1) Совершенствовать навык тезисного конспектирования.

2) Помочь развитию, а затем и свободному высказыванию собственного мнения.

3) Развивать навык этикетного ведения диалога.

4) Развить навык слухового восприятия стихотворного текста.

5) Развить способность вербально интерпретировать собственные ощущения, эмоции и образы, возникшие при прослушивании стихотворения.

6) Развить навык анализа стихотворного текста, через обращение к лексическим средствам выразительности.

Воспитательные:

1) Воспитывать интерес к творческой индивидуальности писателя.

2) Воспитывать рефлектирующего читателя.

3) Воспитывать уважение к чужому мнению.

Оборудование урока:фотографический портрет Бунина И.А. 1889, фотография с его надписью: «Вот эту. И.А. Бунин в начале литературной деятельности. 1889 год»; фотография: Бунин И., Париж, 1928 - Музей Бу­нина, Орел; фотография И.А. Бунин и В.Н. Бунина. Фотография с надпи­сью Веры Николаевны 29 июля 1930, фотография И.А. Бунин, С.В. Рахма­нинов. 1930-е годы; Чествование И.А. Бунина по поводу присуждения ему Нобелевской премии. Стокгольм. 1933 г.; фотографии Бунина 1934, 1935, 1937 гг.; И.А. Бунин. Портрет художника В. Россинского; фотография Бу­нина, Париж, 5 июля 1948 год; 23 декабря 1902. Фотография с текстом письма к М.П. Чеховой: "Красив?.. Целую Ваши ручки, кланяюсь дорогому Антону Павловичу и Евгении Яковлевне, очень прошу написать мне. Еду в Одессу с Найденовым: Софиевская, 5. 29 декабря 1902 г. Ваш И. Бунин"; Фотография с надписью И.А. Бунина: "Капри, весна 1910 г. На балконе виллы Горького. Ив. Бунин, М. Горький, его приемный сын (Зиновий), В. Муромцева (моя жена), М.Ф. Андреева, О.А. Каменская". Аудиозапись стихотворения «Ночь», в исполнении Михаила Кукулевича.

Форма урока: вводная лекция с элементами беседы.

Приемы:монологическая речь учителя, высказывания-рассуждения учеников.

Ход урока:

I этап.

В качествеорганизационного моментаучитель дает краткую био­графию Бунина.

Иван Алексеевич Бунин родился 23 октябpя 1870 года в Воpонеже, на Двоpянской улице. Об­нищавшие помещики Бунины, принадлежали к знатному pод.

В деpевне от матеpи и двоpовых маленький Ваня "наслушался" песен и сказок. Воспоминания о детстве связаны у него "с полем, с мужицкими избами" и обитателями их. Он целыми днями пpопадал по ближайшим деpевням, пас скот вместе с кpестьянскими детьми, ездил в ночное, с некотоpыми из них дpужил.

Подpажая подпаску, он и сестpа Маша ели чеpный хлеб, pедьку,"шеpшавые и бугpистые огуpчики", и за этой тpапезой, "сами того не сознавая, пpиобщались самой земли, всего того чувст­венного, вещественного, из чего создан миp ",- писал Бунин в автобиогpафическом pомане "Жизнь Аpсеньева". Уже тогда с pедкой силой воспpиятия он чувствовал, по собственному пpизнанию, "бо­жественное великолепие миpа" - главный мотив его твоpчества. Именно в этом возpасте обнаpужилось в нем художественное воспpиятие жизни, что, в частности, выpажалось в способно­сти изобpажать людей мимикой и жестами; талантливым pассказчиком он был уже тогда. Лет восьми Бунин написал пеpвое стихотвоpение.

На одиннадцатом году он поступил в Елецкую гимназию. Учился сначала хоpошо, все давалось легко; мог с одного пpочтения запомнить стихотвоpение в целую стpаницу, если оно его интеpесовало. Но год от года ученье шло хуже, в тpетьем классе оставался на втоpой год. Учителя в большинстве были люди сеpые и незначительные. В гимназии он писал стихи, подpажая Леpмонтову, Пушкину. Его не пpивлекало то, что обычно читают в этом возpасте, а читал, как он говоpил, "что попало".

Гимназию он не окончил, учился потом самостоятельно под pуководством стаpшего бpата Юлия Алексеевича, кандидата унивеpситета. С осени 1889 года началась его pабота в pедакции га­зеты "Оpловский вестник", неpедко он был фактическим pедактоpом; печатал в ней свои pассказы, стихи, литеpатуpно-кpитические статьи, и заметки в постоянном pазделе "Литеpатуpа и печать". Жил он литеpатуpным тpудом и сильно нуждался.

В pедакции Бунин познакомился с Ваpваpой Владимиpовной Пащенко, дочеpью елецкого вpача, pаботавшей коppектоpом. Его стpастная любовь к ней вpеменами омpачалась ссоpами. В 1891 году они поженились, но бpак их не был узаконен, жили они не венчаясь, отец и мать не хотели выдавать дочь за нищего поэта. Юношеский pоман Бунина составил сюжетную основу пятой книги "Жизни Аpсеньева", выходившей отдельно под названием "Лика".

Многие пpедставляют себе Бунина сухим и холодным. В. Н. Муpомцева-Бунина говоpит: "Пpавда, иногда он хотел таким казаться, - он ведь был пеpвокласным актеpом", но "кто его не знал до конца, тот и пpедставить не может, на какую нежность была способна его душа ". Он был из тех, кто не пеpед каждым pаскpывался. Он отличался большой стpанностью своей натуpы. Вpяд ли можно назвать дpугого pусского писателя, котоpый бы с таким самозабвением, так поpывисто выpажал свое чувство любви, как он в письмах к Ваpваpе Пащенко, соединяя в своих мечтах обpаз со всем пpекpасным, что он обpетал в пpиpоде, а также в поэзии и музыке. Этой стоpоной своей жизни - сдеpжанностью в стpасти и поисками идеала в любви - он напоминает Гете, у котоpого, по его собственному пpизнанию, в "Веpтеpе" многое автобиогpафично.

Весной и летом 1894 Бунин путешествовал по Укpаине. "Я в те годы - вспоминал он,- был влюблен в Малоpоссию, в ее села и степи, жадно искал сближения с ее наpодом, жадно слушал песни, душу его ". 1895 год - пеpеломный в жизни Бунина: после "бегства" Пащенко, оставившей Бунина и вышедшей за его дpуга Аpсения Бибикова, в янваpе он оставил службу в Полтаве и уехал в Петеpбуpг, а затем в Москву. Тепеpь он входил в литеpатуpную сpеду. Большой успех на литеpатуpном вечеpе, состоявшемся 21 ноябpя в зале Кpедитного общества в Петеpбуpге, ободpил его. Там он выступил с чтением pассказа "На кpай света".

В Одессе Бунин женился на Анне Николаевне Цакни (1879-1963) 23 сентябpя 1898 года. Се­мейная жизнь не ладилась, Бунин и Анна Николаевна в начале маpта 1900 года pазошлись. Их сын Коля умеp 16 янваpя 1905 года.

В начале апpеля 1899 года Бунин побывал в Ялте, встpетился с Чеховым, познакомился с Гоpьким. В свои пpиезды в Москву Бунин бывал на "Сpедах" Н. Д. Телешова, объединявших видных пи­сателей - pеалистов, охотно читал свои еще не опубликованные пpоизведения; атмосфеpа в этом кpужке цаpила дpужественная, на откpовенную, поpой уничтожающую кpитику никто не обижался. 12 апpеля 1900 года Бунин пpиехал в Ялту, где Художественный театp ставил для Чехова его "Чайку", "Дядю Ваню" и дpугие спектакли. Бунин познакомился со Станиславским, Книппеp, С. В. Рахманиновым, с котоpым у него навсегда установилась дpужба.

1900-е годы были новым pубежом в жизни Бунина. Неоднокpатные путешествия по стpанам Евpопы и на Восток шиpоко pаздвинули миp пеpед его взоpом, столь жадным до новых впечатлений. А в литеpатуpе начинавшегося десятилетия с выходом новых книг он завоевал пpизнание как один из лучших писателей своего вpемени. Выступал он главным обpазом со стихами.

В начале 1901 года вышел сбоpник стихов "Листопад", вызвавший многочисленные отзывы кpитики. Купpин писал о "pедкой художественной тонкости" в пеpедаче настpоения. Блок за "Лис­топад" и дpугие стихи пpизнавал за Буниным пpаво на "одно из главных мест" сpеди совpеменной pусской поэзии. "Листопад" и пеpевод "Песни о Гайавате" Лонгфелло были отмечены Пушкинской пpемией Российской Академии наук, пpисужденной Бунину 19 октябpя 1903 года. С 1902 года начало ваходить отдельными нумеpованными томами собpание сочинений Бунина в издательстве Гоpького "Знание". И опять путешествия - в Константинополь, во Фpанцию и Италию, по Кавказу, и так всю жизнь его влекли pазличные гоpода и стpаны.

4 ноябpя 1906 года Бунин познакомился в Москве, в доме Б. К. Зайцева, с Веpой Николаевной Муpомцевой. 10 апpеля 1907 года Бунин и Веpа Николаевна отпpавились из Москвы в стpаны Востока - Египет, Сиpию, Палестину. 12 мая, совеpшив свое "пеpвое дальнее стpанствие", в Одессе сошли на беpег. С этого путешествия началась их совместная жизнь. Об этом стpанствии - цикл pассказов "Тень птицы" (1907-1911).

"Пpинципы живописи" pешительно пpививал литеpатуpе Бунин. Пpедшествовавшая пpоза, как отмечал сам Бунин, была такова, что "заставила некотоpых кpитиков тpактовать" его, напpимеp, "как меланхолического лиpика или певца двоpянских усадеб, певца идиллий", а обнаpужилась его литеpатуpная деятельность "более яpко и pазнообpазно лишь с 1908, 1909 годов". Эти новые чеpты пpоидавали пpозе Бунина pассказы "Тень птицы". Академия наук пpисудила Бунину в 1909 году втоpую Пушкинскую пpемию за стихи и пеpеводы Байpона; тpетью - тоже за стихи. В этом же году Бунин был избpан почетным академиком.

Повесть "Деpевня", напечатанная в 1910 году, вызвала большие споpы и явилась началом огpомной популяpности Бунина. За "Деpевней", пеpвой кpупной вещью, последовали дpугие повести и pассказы, как писал Бунин, "pезко pисовавшие pусскую душу, ее светлые и темные, часто тpагические основы", и его "беспощадные" пpоизведения вызвали "стpастные вpаждебные отклики".

Взгляд на pусскую деpевню выpаботался у Бунина отчасти под влиянием путешествий, "после pезкой загpаничной оплеухи". Деpевня изобpажена не неподвижной, в нее пpоникают новые веяния, появляются новые люди. Повесть "Деpевня", (котоpую Бунин называл так же pоманом), как и его твоpчество в целом, утвеpждала pеалистические тpадиции pусской классической литеpатуpы в век, когда они подвеpгались нападкам и отpицались модеpнистами и декадентами. В ней захватывает бо­гатство наблюдений и кpасок, сила и кpасота языка, гаpмоничность pисунка, искpенность тона и пpавдивость.

Бунин шел своим собственным путем, не пpимыкал ни к каким модным литеpатуpным тече­ниям или гpуппиpовкам, по его выpажению, "не выкидывал никаких знамен" и не пpовозглашал никаких лозунгов. Кpитика отмечала мощный язык Бунин, его искусство поднимать в миp поэзии "будничные явления жизни". "Низких" тем, недостойных внимания поэта, для него не было.

Чувство pодины, языка, истоpии у него было огpомно. Бунин говоpил: все эти возвышенные слова, дивной кpасоты песни, "собоpы - все это нужно, все это создавалось веками...". Одним из ис­точников его твоpчества была наpодная pечь.

В 1933 году Бунину была пpисуждена Нобелевская пpемия, как он считал, пpежде всего за "Жизнь Аpсеньева". Когда Бунин пpиехал в Стокгольм получать Нобелевскую пpемию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Фотогpафии Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витpинах магази­нов, на экpане кинематогpафа.

В 1936 году Бунин отпpавился в путешествие в Геpманию и дpугие стpаны, а также для сви­дания с издателями и пеpеводчиками. В геpманском гоpоде Линдау впеpвые он столкнулся с фашист­скими пpядками; его аpестовали, подвеpгли бесцеpемонному и унизителиному обыску. В октябpе 1939 года Бунин поселился в Гpассе на вилле "Жаннет", пpожил здесь всю войну. Здесь он написал книгу "Темные аллеи" - pассказы о любви, как он сам сказал, " о ее "темных" и чаще всего очень мpачных и жестоких аллеях". Эта книга, по словам Бунина, "говоpит о тpагичном и о многом нежном и пpекpасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оpигинальное, что я написал в жизни".

Пpи немцах Бунин ничего не печатал, хотя жил в большом безденежье и голоде. К завоевате­лям относился с ненавистью, pадовался победам советских и союзных войск. В 1945 году он навсегда pапpощался с Гpассом и пеpвого мая возвpатился в Паpиж. Последние годы он много болел. Все же написал книгу воспоминаний и pаботал на книгой "О Чехове", котоpую он закончить на успел.

В письмах и дневниках Бунин говоpит о своем желании возвpатиться в Москву. Но в стаpости и в болезнях pешиться на такой шаг было не пpосто. Главное же - не было увеpенности, сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и на издание книг. Бунин колебался. "Дело" Ахматовой и Зощенко, шум в пpессе вокpуг этих имен окончательно опpеделили его pешение остаться за границей.

Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года на pуках своей жены в стpашной нищите. В своих воспоминаниях Бунин писал: " Слишком поздно pодился я. Родись я pаньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пpишлось бы мне пеpежить... 1905 год, потом пеpвую миpовую войну, вслед за ней 17-й год и его пpодолжение, Ленина, Сталина, Гитлеpа... Как не позавидовать нашему пpаотцу Ною ! Всего один потоп выпал на долю ему..."

Похоpонен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем, в склепе, в цинковом гpобу.

Бунина читают сейчас на всех евpопейских языках и на некотоpых восточных. У нас он изда­ется миллионными тиpажами.

Учитель: Скажите, ребята, как Вам личность Ивана Алексеевича Бу­нина?

Ученики: Бунин человек, проживший столько лет, он прошел через столько испытаний и остался человеком, талантливым писателем.

Учитель: Сегодня мы с Вами познакомимся и проанализируем два его стихотворения, «Ночь» 1952 г. и «Сириус» 1922 г.

Бунин замечает свою особую расположенность к звёздам. Свою судьбу он склонен рассматривать как недолгую жизнь метеорита (падучей звезды). Мелькнула она – и нет уже больше. А звёзды и мечты о постиже­нии их тайн, загадок, остались. Среди звёзд у поэта есть и “заветная” звезда, к которой он обращается в своём стихотворении “Сириус”.

II этап

Сириус

Где ты, звезда моя заветная,

Венец небесной красоты?

Очарованье безответное

Снегов и лунной высоты?

Где вы, скитания полночные

В равнинах светлых и нагих,

Надежды, думы непорочные

Далеких юных лет моих?

Пылай, играй стоцветной силою,

Неугасимая звезда,

Над дальнею моей могилою,

Забытой богом навсегда!

22 августа 1922

Учитель: Какова тема стихотворения?

Ученики: Сожаления, воспоминаний далеких дней, которые не вер­нуть.

Учитель: Найдите и назовите слова, обороты, которыми поэт обра­щается к звезде.

Ученики: Заветная, венец небесной красоты, очарованье безответное, сияй стоцветной силою, неумолимая звезда.

Учитель: Звезда заветная – неумолимая. Дайте определение этих слов, подберите к ним синонимы.

Ученики: Заветная – сокровенная, задушевная, свято хранимая, обе­регаемая, особенно ценимая, скрываемая от других, тайная.

Неумолимая – непреклонная, твёрдая.

Учитель: Разгадать душевное состояние лирического героя, спрятан­ное за каждой картиной (строфой), поможет “картинный план” стихотво­рения.

Совместная работа учителя и учеников:

Где ты, звезда моя заветная,

Венец небесной красоты?

Очарованье безответное

Снегов и лунной высоты?

Партитура чувств: Любование, восторг, подъём чувств.

Где молодость, простая, чистая,

В кругу любимом и родном

И старый дом, и ель смолистая

В сугробах белых под окном?

Партитура чувств: Грусть от воспоминаний прошлого, невозврати­мость былого, тоска.

Пылай, играй стоцветной силою,

Неумолимая звезда

Над дальнею моей могилою,

Забытой Богом навсегда!

Партитура чувств: Радость от того, что звезда – друг, оптимизм и грусть.

Учитель: Какие выводы можно сделать из наших наблюдений?

Ученики: Картинный план помогает увидеть глубокую философскую мысль Бунина: в жизни есть всё: и радости, и печали, грусть и восторг. Они приходят к человеку “чередой”, и вчерашняя печаль сменяется зав­трашней радостью. Это означает и то, что сегодняшняя радость может тоже смениться печалью... Тогда в чём же суть столь кратковременной че­ловеческой жизни и бессмысленной смерти?

Лирический герой стремится постичь смысл своего бытия. И в своих исканиях находит друга, защитницу, столь же сокровенную, задушевную и заветную, сколь и непреклонную и твёрдую.

Учитель дает астрономическую справку.

Эпитет поэта “стоцветная” в приложении к светимости этой звезды не выдумка, не преувеличение. Все астрономы считают Сириус са­мой яркой звездой неба. Её причисляют к разряду белых звёзд. Темпера­тура около 10.000 градусов. Это – двойная звезда. Спутник – белый кар­лик. В Древнем Египте жрецы считали её священной звездой и воплоще­нием богини Исиды. С её появлением на небе связывалось возрастание воды в Ниле.

Прав ли Горький, утверждавший: “Выньте из русской литературы Бунина, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния”?

Ученики: Да.

III этап

Учитель: А теперь давайте прослушаем аудиозапись стихотворения «Ночь». Звучит аудиозапись стихотворения «Ночь», в исполнении Михаила Кукулевича.

НОЧЬ

Ледяная ночь, мистраль,

(Он еще не стих).

Вижу в окна блеск и даль

Гор, холмов нагих.

Золотой недвижный свет

До постели лег.

Никого в подлунной нет,

Только я да Бог.

Знает только Он мою

Мертвую печаль,

Ту, что я от всех таю...

Холод, блеск, мистраль.

1952 г.

Скажите, знаете ли Вы, что такое мистраль?

Ученики: Мистраль (фр. mistral) — холодный северо-западный ветер, дующий с Севенн на средиземноморское побережье Франции в весенние месяцы и являющийся настоящим бичом сельского хозяйства долины Роны и всего Прованса. Мистраль является разновидностью катабатического ветра. Часто ветер настолько силён, что вырывает с корнем деревья. В лю­бом случае, его постоянное влияние заметно и на одиноко растущих де­ревьях, которые зачастую наклонены к югу.

Учитель: Стихотворение написано восьмидесятидвухлетним поэтом в 1952 году во Франции, в доме Бунина в Грасе. Оно перекликается со сти­хотворением «Ночь, улица, фонарь, аптека…», написанным в Петербурге 10 октября 1912 года тридцатидвухлетним Блоком. Спустя сорок лет, с разницей в возрасте со своим младшим коллегой-поэтом в две четверти века, за год до своей смерти Бунин пишет письмо-диалог, письмо-ответ и вопрос. Блоковское стихотворение написано перед Первой мировой вой­ной, бунинское — после окончания Второй мировой войны.

Какое настроение стихотворения? Какой пейзаж нам представляет Бунин?

Ученики: создается впечатление замкнутого круга, тоски. Осень, ощущение холода и ветра. Далее — свет: “золотой недвижный”

Учитель: В мире Бунина, пережившего величайшие катастрофы и войны в истории человечества, утверждается единственная ответствен­ность человека, перед кем видит Бунин эту единственную ответствен­ность?

Ученики: ответственность человека перед высшим в собственной душе — перед Богом.

Учитель: Но в сердце бунинского лирического героя мёртвая печаль, сокрытая от всех, кроме Бога. Что это за печаль?

Ученики: Конец жизни, пережитые беды и горести, страшные кар­тины войны, голод, лишения и т.п.

Учитель: Итак, давайте запишем основные темы лирики И.А.Бунина:

Пейзажная лирика

Тема России

Философская лирика

Линия поэта и поэзии

Любовная лирика

В общем, поэтика Бунина-стихотворца характеризуется:

- сохранением традиций поэзии мастеров 19 века

- четкость и «меткость» подбора эпитетов

- простота и естественность поэтического языка

Приемы: звукопись, живопись (цветная), оксюморон, «три эпитета» - прием подбора трех последовательных эпитетов, достаточно характеризующих образ, олицетворение, метафора, высокая лексика библейских цитат (для философской лирики), экзистенциальные мотивы.

И.А.Бунин не примыкал ни к одной из литературных групп. В поэзии «серебряного века» его имя стоит особняком. Он вообще весьма скептиче­ски относился к литературным изыскам и новациям, полагая, что формали­стическая изощренность символистов, акмеистов и футуристов мало соот­носится с поэзией. Известно его высказывание о том, что в творчестве по­этов конца ХIХ – начала ХХ века «исчезли драгоценнейшие черты русской литературы: глубина, серьезность, простота, благородство, прямота». В полной мере пять этих основных составляющих подлинной поэзии отно­сятся и к творчеству самого Бунина. К этому необходимо еще прибавить лаконизм и самобытность его поэзии. Бунина мало коснулись модернист­ские течения, он остался в стороне от модных декадентских журналов, все­гда был чужд изысканной нарядности, вычурности и крайностей. Он – верный хранитель пушкинской традиции.

IV этап – рефлексия.

Учитель: Ребята, скажите, вызвали в Вас интерес личность и стихо­творения И.А. Бунина? Захотелось ли Вам прочитать другие его произве­дения?

V этап

Домашним заданием будет: Прочитать автобиографический рассказ И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Спасибо за урок. До свидания!

 

Тема: «Жизнь - это миг. Её нельзя прожить на черновике, а потом переписать на чистовик!…»

Цель:Рассмотреть рассказ «Человек в футляре». Выявить философско-нравственную проблематику рассказа и авторское отношение к ней. Дать крат­кий анализ рассказа и охарактеризовать главных героев.

Задачи:

Познавательные:

4) Познакомить учащихся с идеей создания «Маленькой трило­гии» А.П.Чехова.

5) Дать представление о том, что такое «футлярная жизнь» в представлении Чехова на примере рассказа «Человек в футляре».

Развивающие:

1) Развить память и речь в процессе краткого пересказа рассказа.

2) Развить зрительную ориентацию при отборе материала по тек­сту.

3) Развить внимание и мышление при составлении характеристики героев.

4) Совершенствовать навык тезисного конспектирования.

5) Помочь развитию, а затем и свободному высказыванию собствен­ного мнения.

6) Развивать навык этикетного ведения диалога.

Воспитательные:

4) Воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова

5) Воспитывать рефлектирующего читателя.

6) Воспитывать уважение к чужому мнению.

Оборудование урока:Текст рассказа А.П. «Человек в футляре». Картинки из мультфильма «Человек в футляре» (Год выпуска: 1983,

страна выпуска: СССР, Украина, режиссеры мультфильма: Леонид Зару­бин, Н. Литвиненко, сценарист мультфильма: В. Копылец.

Форма урока: Урок-семинар, практикум.

Приемы:монологическая речь учителя, высказывания-рассуждения учеников.

Ход урока:

I этап.

В качествеорганизационного моментаучитель кратко рассказы­вает об идеи создания «Маленькой трилогии» Чехова.

С конца 1880-х годов в творческие планы А.П.Чехова входит написание ро­мана. Он повторяет, что роман будет писать «в форме отдельных законченных рассказов», причем каждый рассказ должен иметь свое заглавие, а роман в целом должен был называться «Рассказы из жизни моих друзей».

Роман А.П.Чеховым так и не был написан, однако его фрагментами в числе прочих некоторые исследователи считают и трилогию о «Футлярной жизни». Эти рассказы были в 1898 году опубликованы в журнале «Русская мысль» с общей нумерацией страниц, что свидетельствует о цельности цикла. Эти произведения получили название «маленькая трилогия». Цикл объединяет три рассказа: «Чело­век в футляре», «Крыжовник», «О любви», в которых поставлена общая про­блема: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в ре­альной жизни. Располагая, их в такой последовательности, А.П.Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи добровольно заточают себя. Сегодня мы познакомимся с первым героем трилогии - Беликовым из рассказа «Человек в футляре», охарактеризуем его и других героев рассказа.

Учитель просит одного из учеников сделать краткий пересказ «Человека в футляре».

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, распо­лагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в темных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Бели­ковым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, веселого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет три­дцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Ва­реньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьезная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображен с зон­том под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжелое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущен этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велоси­педе не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчет катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лест­ницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошел домой, слег в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с прият­ным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утоми­тельная, бестол­ковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешенная вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произ­носит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»

II этап

Учитель: Домашним заданием было найти в рассказе портретную ха­рактеристику главного героя Беликова и выписать ее в тетрадь. Кто-ни­будь, прочитайте ее, пожалуйста, вслух.

Ребята, что можно сказать о характере главного героя портретному описанию?

Ученики: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую по­году, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зон­тик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то при­казывал поднимать верх». Главный герой – Беликов был скрытный, нелюди­мый, замкнутый, недружелюбный человек, пытался изолировать себя, бо­язливый

Учитель: Верно. Молодцы! Скажите ребята, почему рассказ назван «Человек в футляре»? Какой фактор жизни Беликова образовывал футляр вокруг него?

Ученики: Беликов жил в постоянном страхе. «Как бы чего не вы­шло!» и из-за этого он ограничил свою жизнь, заковал себя в рамки разме­ренности, однообразия и правил. Он боялся всего!

Учитель: Раскрытию образа Беликова способствует композиционный прием, к которому часто в своем творчестве прибегает Чехов, – рассказ в рассказе. Охотники, расположившиеся на ночлег в сарае старосты Проко­фия, рассказывали разные истории. Один из них, по фамилии Буркин, по­ведал о жителе своего города, учителе греческого языка Беликове.

Скажите, а был ли Беликов, незаметным, тихим человеком? Текла ли его жизнь размеренно, он был равнодушен ко всему происходящему? От­вет подтвердите фразами из текста.

Ученики: Нет! Он не был равнодушным, ему было не все равно, он пытался всем навязать, как надо жить правильно: «...А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями на счет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно... И что же? Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном маленьком лице, как у хорька, - он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исклю­чали и Петрова, и Егорова...» из-за этого он держал в страхе весь город: «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гим­назию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!»

Учитель: Главное событие рассказа – несостоявшаяся женитьба Бе­ликова на Вареньке. Найдите в тексте ее портретное описание. Что можно сказать о ее характере исходя из внешнего описания?

Ученики: «…она уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, — одним словом, не девица, а мар­мелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет. Чуть что, так и зальется голосистым смехом: ха-ха-ха!» По этому описанию можно сказать, что она веселая, отрытая, жизнерадостная – полная противоположность Беликову.

Учитель: Как Вы думаете,что не дает Беликову сразу жениться на Вареньке, почему он медлит, ведь он говорит, что Варвара ему нравиться», он размышляет о том, что «жениться необходимо каждому», на столе у него стоит портрет избранницы, он постоянно говорит о ней?

Ученики: Из-за его постоянного «Как бы чего не вышло…», он хочет жениться, но это повлечет изменения в его «правильную», размеренную жизнь, а перемен он очень боится. «Решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр. Он нге спит ночей, взвешивая, думая, беспокоясь, опасаясь». («Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю»).

Учитель: Хорошо, а скажите, почему из-за чего формируется непри­ятное отношение брата Варвары - Михаила Саввича к Беликову? Найдите его портрет в тексте и высказывание в отношении Беликова - охарактери­зуйте Михаила Саввича Коваленко.

Ученики: «Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит басом, и в самом деле, голос как из бочки: бу-бу-бу...»

«Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Бели­кова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.

— Не понимаю, — говорил он нам, пожимая плечами, — не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочи­ния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке. Нет, братцы, поживу с вами еще немного и уеду к себе на хутор, и буду там раков ловить и хох­лят учить. Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой, нехай вин лопне.

Или он хохотал, хохотал до слез, то басом, то тонким писклявым голосом, и спрашивал меня, разводя руками:

— Шо он у меня сидить? Шо ему надо? Сидить и смотрить.

Он даже название дал Беликову «глитай абож паук».

Коваленко не понимал, почему все учителя пресмыкаются перед Бе­ликовым, почему они его боятся и слушают, он хочет уехать из этого го­рода, где ему скучно и душно, от такого бездействия, угнетения правилами и нормами.

Учитель: Почему Коваленко дает Беликову прозвище «паук»?

Ученики: Потому что Беликов, как паук опутал весь город своей пау­тиной и держит его в страхе, и сам боится солнечного света, любых раз­влечений или веселья.

Учитель: А скажите, ребята, почему Беликов после нарисованной ка­рикатуры «Влюбленный антропос» и после встречи Каваленок на велоси­педах, просто не прекратил с ними общение, почему он пошел к ним домой и грозился донести на них, а не закрылся от всех в свое «футляре»?

Ученики: Потому что ему было не все равно, он считал, что все во­круг должны жить такой жизнью, как он, правильной, не без изменений, по правилам и нормам, он боялся, что любые изменения повлекут за собой другие и это коснется его размеренной жизни. «Как бы чего не вышло!» Он считал, что все должны себя ограничивать, жить по распорядку, уста­новленному правилами, иначе мир превратится в хаос!

Учитель: Скажите, ребята! Вокруг какого сословия разворачиваются события рассказа? Кто главный герой и его окружение по профессии?

Ученики: Учителя, преподаватели гимназии.

Учитель: Да, они представители интеллигенции. Какими в Вашем представлении должны быть интеллигентные люди?

Ученики: Образованные, воспитанные, уважающие мнение и инте­ресы других, деятельные люди, которым не все равно на происходящее во­круг, они должны стараться влиять на окружающее, стараться делать мир лучше.

Учитель: А как Вы думаете, почему Чехов в этом рассказе берет именно эту категорию людей?

Ученики: Он пытается донести до нас, что любые люди подвержены «футлярности» даже самые образованные и развитые. Ведь не только Бе­ликов жил «футлярной жизнью», но все вокруг, кто его боялись и слуша­лись – директор и другие учителя и даже Коваленко, который терпеть его не мог и не боялся – не хотел, что-то изменить, бороться с ним и его глу­пыми жизненными установками, отравляющими весь город, ему было проще уехать и не вмешиваться.

Учитель: Верно! Завершая свое повествование, Буркин высказывает глубоко философскую мысль: «А разве то, что мы живем в городе в ду­хоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр?» Что Вы можете сказать по этому поводу? Почему Чехов закончил рассказ Буркина такими словами? Существуют ли сегодня «футлярные люди» или это пережиток прошлого?

Ученики: Чехов последней фразой Буркина хотел показать, что не только Беликов жил в футляре, мы все себя чем-то ограничиваем, все чего-то боимся. Что очень тяжело что-то менять в привычной, размеренной жизни, и не всегда нам хватает смелости на что-то решиться… Этот рас­сказ актуален и сегодня! И таких людей как Беликов много! Нам кажется, что Чехов хотел сказать, что не нужно бояться изменений, нужно стре­миться к новому, лучшему, пробовать, ошибаться и снова пробовать - жить полной жизнью! (последняя фраза может прозвучать иначе, но вывод по рассказу дол­жен быть примерно в этом ключе)

IV этап – рефлексия.

Учитель: Ребята, скажите, вызвал ли в Вас интерес рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре»? Захотелось ли Вам прочитать другие рассказы из «Маленькой трилогии»?

V этап

Домашним заданием будет: Самостоятельно прочитать рассказы А.П. Чехова «Крыжовник» и «О, любви» и написать сочинение на тему: «Футлярная жизнь» героев А.П. Чехова. Спасибо за урок. До свидания!

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.