ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Теория развитого индустриального общества Раймона Арона Тезис о «конце идеологической эпохи» появился в работе Р. Арона «Опиум для интеллектуалов», которая была написана сразу после смерти Сталина и вышла в свет в 1955 г. Основные идеи, высказанные в этой книге, получили очень широкую известность и самым активным образом обсуждались почти десятилетие. Идеология - это секуляризованная религия. Идеологии задавали смысл истории, выстраивая соответствующие исторические проекты обществ будущего, а также задавали классовые интерпретации обществ прошлого и настоящего как, например, капиталистических или социалистических. По мнению Арона, индустриальное общество середины XX в. находится на примитивной стадии своего развития. Более того, общества индустриального типа обретают для себя смысл и понимают свою природу только через указание на собственное будущее состояние. Проблема состоит в том, чтобы определить существенные элементы индустриального общества. Любое индустриальное общество - это, прежде всего, общество технологическое. Все его современные черты - увеличение средней продолжительности жизни, увеличение национального валового продукта, особый интерес к производству и его расширению, создание искусственной среды обитания для человека, крупномасштабные рабочие и административные организации, социализация и социальная рационализация - все это невозможно без развития науки. И капиталистические, и социалистические общества рассматривают человека как товар, как инструмент производства и заменяют его машиной, когда это становится выгодным. Количественное формулирование стоимости рабочей силы, материалов и времени в системе производства является императивом всех современных экономик - это организации коллективного труда, которые используют инструменты, созданные наукой и соответствующие ей методы. Но между наукой и технологий, с одной стороны, и обществом, с другой, существуют не столь прямолинейные связи. Наука создает средства, предлагает способы рационализации деятельности, но суть индустриального общества раскрывается через заявленные этим обществом цели. Таких целей в принципе может быть две: 1) материальное благополучие немногих или даже многих; и 2) власть и престиж сообщества как целого. «Индустриальное общество» в том варианте, в каком оно предстает в технократических теориях, цели не имеет. В этом отношении оно отличается как от капиталистических, так и от социалистических систем, заявляющих свои совершенно различные цели. Арон приходит к выводу о том, что «индустриальное общество» - это аналитическая характеристика, идеальная модель, отражающая только частичный характер реальных исторических обществ, а именно капиталистического и социалистического. Тот факт, что оба типа обществ (капиталистические и социалистические) могут быть классифицированы как индустриальные, не означает, что западные и советское общества являются идентичными. Общие черты этих обществ очевидны и их много - речь идет о технических и даже социальных аспектах. Различаются же они системными и рыночными характеристиками, а эти характеристики имеют куда более фундаментальный характер. Критика теорий конвергенции Основные положения теории конвергенции достаточно просты. И соответствии с этой теорией, трансформации, которые претерпевает Советский Союз и страны социализма, с одной стороны, и Соединенные Штаты и Западная Европа, с другой, свидетельствуют об их медленном сближении. Конечно же, Советский Союз и страны народной демократии никогда, как отмечают теоретики конвергенции, не повернут к капитализму, а США - к коммунизму, но и первая, и вторая группа стран, как представлялось теоретикам конвергенции, движутся к социализму двумя путями - через либерализацию Востока и социализацию Запада. Сторонники теории конвергенции, по мнению Арона, фактически являлись сторонниками социализма. Они были уверены, во-первых, в превосходстве плановой экономики над рыночной капиталистической; во-вторых, в невозможности построить развитое человеческое сообщество на основе капиталистических принципов; в-третьих, в обесценивании капиталистических принципов. Все это свидетельствует о том, что теория конвергенции была, скорее, идеологическим образованием, чем результатом серьезного социологического исследования. Серьезный социологический анализ требует, прежде всего, сравнительного анализа трех специфических сфер капиталистического и социалистического общества - экономики, политики и идеологии, с упором на анализе системы функциональных ценностей первых двух сфер. Для социалистических обществ характерны: коллективная собственность; централизованное, авторитарное планирование без использования рыночного механизма ценообразования; определение целью этого планирования достижение максимальных показателей роста, особенно в тяжелой промышленности; ограничение индивидуального дохода и его преимущественное перераспределение государством с целью обеспечения всеобщего равенства. Однако неравенство при этом оказывается ликвидировано только как принцип, но не фактически. Для капиталистических обществ характерны различные формы собственности; очевидной целью экономики является высокий уровень жизни граждан. Цены служат необходимым механизмом и оценкой уровня рациональности экономики. В то же время государственное регулирование контролирует и ограничивает функционирование рыночной экономики. Мнения различаются по вопросу о размере той доли, которая должна идти на индивидуальное потребление, и той, которая должна перераспределяться на общественные нужды. При этом большинство исследователей (и граждан) уверено, что общественные фонды должны уменьшаться по мере роста индивидуальных доходов, позволяющих людям выбирать свой стиль жизни и создавать собственные гарантии на непредвиденные случаи. Таким образом, сравнение фундаментальных организационных принципов, лежащих в основе экономической и социальной организации обоих типов обществ, свидетельствует об их принципиальном различии. Теория же конвергенции, даже если ограничится рассмотрением экономики, предполагает уменьшение различий в формах собственности, в методах регулирования экономики, а также в распределении дохода. Вместе с тем существует одно фундаментальное историческое явление, которое можно рассматривать в качестве свидетельства в пользу теории конвергенции. Речь идет о том, что в середине XX в. западные экономики являются уже экономиками не свободного, а «контролируемого рынка». Государство осуществляет вмешательство в экономику с целью сохранения равновесия, предотвращения инфляции, избежания депрессии, улучшения инвестиционного климата, создания инвестиционных приоритетов (с точки зрения национальных интересов), выравнивания доходов населения, финансирования социальных служб и социально значимых проектов. В этом отношении, по мнению Арона, действительно можно зафиксировать одну общую этим системам тенденцию - способ контроля в сфере производства, государственного управления и распределения.(«менеджериальный капитализм или социализм»). Однако схожие системы управления и контроля не порождают сходство политических систем. Не существует подтверждения точке зрения, что либерализация на Востоке осуществляется спонтанно и в тех формах свободы, что существуют на Западе. То, что технико-административные структуры в обоих типах обществ становятся одинаковыми, а социалистическое планирование уже избавилось от иррациональности авторитарного планирования и создает вариант рыночной экономики, не означает окончания идеологической монополии партии и однопартийной политической системы. Более того, как указывает Арон, даже рост благосостояния населения и создание массового среднего класса не приводят к разрушению однопартийной политической системы. Даже если процесс «де-идеологизации» и имеет место, то он скорее усиливает консервативные тенденции. «В свете осуществляемого анализа, - пишет Арон, - однопартийная система может рассматриваться как идеально-типическое решение проблемы управления в индустриализированных обществах... Однопартийная система оправдывает свою монополию апеллируя к своей исторической функции - построению социалистического государства»17. Политические системы никогда не являются автоматическим продуктом технико-административной структуры, они являются продуктом множества сил, действующих в истории. Советское индустриальное общество было создано государством, возглавляемым марксистско-ленинской партией. Американское же общество сложилось спонтанно, и до времени Великой депрессии государство не играло сколько-нибудь важной роли в процессе модернизации и индустриализации. Если предельно заострить различие, то можно сказать, что ситуация зеркальная: советское общество было укоренено в государстве, а американское государство — в обществе. В США группы давления и политические партии оказывают постоянное влияние на деятельность Конгресса и исполнительной власти, в то время как советское государство не допускало формирования групп давления или партий, разрешая только минимальную деятельность профсоюзов. Советский Союз, по мнению Арона, оформился как элитистская социальная структура, политически авторитарная, но не и исключающая определенного либерализма в отношении интеллектуалов, технократов и даже бюрократов. США оформилась как плюралистическая социальная структура с сохранением известной доли конформизма в обществе и усиливающимся авторитетом федерального правительства. Каждая политическая система являлась сконструированным образованием и обладала хрупкой структурой. Американская система основывается на уважении к «отцам основателям» и на практике, которая противоречит технологической рациональности, но опирается на представление о фундаментальной роли законов. Эта система подчеркивала верность закону и требовала регуляции политической жизни, однако оба принципа постоянно нарушались конфликтами и политическим экстремизмом. В Советском Союзе политическая система также была внутренне противоречива. В ней допускалась свобода дискуссий для интеллигенции, но без права подвергать критическому анализу государственную идеологию. Экономисты должны были искать эффективные методы планирования, не подвергая при этом сомнению саму идею плановой экономики; социологи - изучать влияние механизации и автоматизации на рабочих; но ни первые, ни вторые не должны были подвергать сомнению фундаментальные принципы марксизма-ленинизма. Однако и в советской системе были налицо «ревизионистские отклонения», кризисы, с одной стороны, и борьба с ними - с другой. Завершая свой анализ концепции конвергенции, Арон подчеркивает, что частичные заимствования, которые делают системы друг у друга, не означает наличия неизбежной общей цели в виде демократического социализма. «Индустриальное общество не имеет конечной цели» |