ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Структурная композиция общества Общество- определение и понятие Люди связаны между собой множеством социальных взаимодействий и отношений. Некоторые из них носят устойчивый характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Общество - целостная система локализованная в строгих пространственных и временных границах (например- исторически конкретный тип общества- первобытнообщинный, феодальный, современный типы), или большая устойчивая общность людей, в своих границах совпадающая с государством (российское общество), или совокупность общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями, образом жизни (западное общество). Социологическое понятие общества - социальная реальность - то, что в коллективной жизнедеятельности людей не сводиться к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология изучает группы и общности (семья, род, касты, классы, нации), коллективные сущности, имеющие свой облик, и то, как они иерархически подчиняются обществу. Изучение отношений, структурных уровней, групп раскрывает существование конкретного единства, к которому человек ощущает себя причастным. Идеологическая подоплека общества - наделение его символическим смыслом, выходящие за рамки терминологически-философского понятия. Любая идеологическая парадигма дает мифологизированный образ общества, на его понимание накладываются многочисленные смыслы, образы-клише. Различаются мифы об истоках, началах первобытных обществ и легенды и эпопеи обществ исторических. Например: исторические общества предполагают воссоздание социального начала заново, после разрыва - история американского общества от отцов основателей или советское общество, берущее начало с октября 1917г. Признаки общества- Э.Шилз (устойчивые характеристики, которые позволят отличать общество как целостнее образование) : 1. Общество – объединение, которое не является частью более крупной системы. 2. Браки заключаются между представителями этого объединения. 3. Общество пополняется за счет детей тех людей, которые уже являются его членами. 4. Объединение имеет территорию, которая является материальной основой возникновения социальных связей. 5. Общество имеет собственное название и историю. 6. Общество обладает собственной системой управления. 7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни любого индивида. 8. Общество объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, нравов, правил, законов), которую называют культурой. 9.Три дополнительных признака: (1) универсальность -всеобъемлющий характер общества, который обеспечивает человеку такие формы жизни, которые помогают достигать поставленных целей; (2) глобальность- современные средства коммуникации создают глобальные социальные связи, которые выходят за границы государственных образований; (3) автономность-способность общества существовать самостоятельно и независимо, достигается за счет высокого уровня саморегуляции, обеспечивающей воспроизводство сложной системы социальных отношений; (3) интегративность - способность поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включая индивидов в единый контекст социальной жизни. С другой стороны, общество обладает внутренними механизмами не только подержания имеющихся структур, но и включением в социальную ткань новых образований. Механизмы социальной интеграции очень сложны. Структурная композиция общества Структурная композиция означает необходимость выделить устойчивые, повторяющиеся элементы, которые структурируют общество, указать способы их организации. Стандартизация определенных видов взаимодействий проявляется в появлении статусно-ролевых стандартов поведения. Статус - структурная единица социальной реальности, попадание в которую связано с изменением поведения индивида в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами. Статусно-ролевые позиции- базовые составляющие устойчивых социальных взаимодействий Графическая модель общества  Социентальный уровень Институциональный уровень Статусно-ролевой уровень Рис. 1. Структурная композиция общества Базовый, первичный уровень охватывает конкретные действия и взаимодействия, которые носят устойчивый характер, нормативно зафиксированы и воспроизводимы. Институциональный уровень общества - множество статусно-ролевых позиций, которые организованы и объединены между собой через институты, общности, организации и т.д. Социетальный уровень - общество не распадается, поскольку на данном уровне происходит воспроизводство связей, значимых для общества в целом. Социетальный уровень Его воздействие характеризуется универсальностью и интегративностью . Этот уровень состоит из двух видов взаимодополняющих способов организации связей между институтами и общностями- культура и политическая власть. Они дают основные алгоритмы отношений. Культура – в конкретный исторический момент имеется определенный набор институтов и общностей. Они многочисленны и противоречивы, но создаваемые новые институты и общности не свободны от сформировавшихся в течение веков представлений о ценностных образцах и нормативных предпочтениях. Культура влияет на совокупность институциональных отношений своим генетическим кодом, который задает тождественность, определенный алгоритм действий, воспроизводя институализированные отношения. Она определяет ценностные образцы поведения в виде норм, морали, традиций, стилей жизни, ценностных ориентаций в виде суждений, мифологем, идеологий, идеалов. Политическая власть- каркас общества. Решения статусной группы, стоящей у власти, становятся обязательными для всех. Она имеет право на легитимное насилие, использование разных ресурсов для навязывания своей воли и является рычагом сдерживания дезинтеграционных процессов, подавления конфликтов. В рамках власти складываются нормы права, соблюдение которых подкреплено принуждением со стороны государства. Политическая власть через государственное регулирование скрепляет связи между институтами, общностями там, где воздействие культуры недостаточно, где нормы и правила требуют подкрепления в виде закона, права, принуждения. Типы обществ (социологические школы): Общество - сложнейший феномен, поэтому универсальная классификация невозможна. 1. Идеалистические философские системы - типологии носили абстрактный, спекулятивный характер, служили иллюстрацией теоретических положений философской системы (Гегель- стадии развития общества совпадают с фазами движения абсолютного логического понятия, лежащего в основе мира (Мирового Духа). 2. Просвещение- три состояния общества: дикость, варварство и цивилизация. Монтескье - схема скорее географическая, чем историческая. Темпоральное измерение ей придали Тюрго, А.Смит и Кондорсе. 3. Классификации классического периода - осознание органичности и специфичности социальной реальности, объясняли общество не из общего порядка природы, а из его внутренних закономерностей. · Органическая (эволюционистская) школа. Социальная реальность - сложный организм, каждый элемент которого выполняет необходимую функцию. Общества со временем переходят от состояния неопределенной однородности в состояние определенной разнородности с растущей дифференциацией и интеграцией личности, культуры и социальных связей. · Спенсер- в основу положен принцип развития от простого к сложному, от элементарного общества к дифференцированному. Низший полюс - военные общества, (высокая степень однородности, господство принуждения как фактора интеграции). Высший полюс- индустриальное общество (доминирует демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие) · Функционализм О. Конта - трехчленная типология (стадия военного господства, соответствующая теологической стадии развития; стадия феодального господства, совпадающая с метафизической стадией; стадия промышленной цивилизации, соответствующая позитивной стадии общественного сознания). · Э.Дюркгейм – исходная клетка общества, самая простая форма организации коллективного сознания, положенная в основу его типологии- социальная солидарность, то есть осознание индивидами своего единства (простые общества- механическая солидарность, составляющие индивиды похожи по сознанию и ситуациям; сложные общества- сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, органическая солидарность). · М. Вебер- социальность, как система господства и подчинения, его общество не столько продукт солидарности, сколько результат борьбы за власть и за удержания господства. Общества классифицируются по типу господства- харизматический тип; патриархальный (традиционный) и рационально-легальный. 3. Социально-экономические теории. К. Маркс - решающий фактор социальных изменений- экономическое развитие-диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений (марксизм). Все общества проходят одинаковые фазы развития, которые и составляют элементы социальных типов. Выделяются 5 типов формаций- первобытно- общинное общество, азиатский способ производства (особый вид коллективной собственности на землю), рабовладельческое общество, феодальное общество (эксплуатация прикрепленных к земле людей), буржуазное общество (экономическая зависимость формально свободных работников), коммунистическое общество (равное отношение всех к собственности на средства производства через ликвидацию частнособственнических отношений). Структурный функционализм · Т. Парсонс- общество – система, состоящая из подсистем. Модель эволюции человеческих обществ - усиление структурной и функциональной дифференциации социальных систем, социальных институтов, движение общества от относительно простой структуры к более сложной. Парсонс выделил несколько типов доиндустриальных обществ: (1) примитивные общества (племена), живущие за счет охоты и собирательства; (2) более развитые первобытные общества, основу которых составляло скотоводство и (или) земледелие; (3) промежуточные общества (цивилизованные государство)-Древний Египет, античный мир, древний Китай, в которых возникает письменность и грамотность. Наибольший интерес связан с современным обществом. Процесс трансформации общества на современную стадию Парсонс назвал модернизацией. Для нее характерны три фундаментальных революционных сдвига- промышленная революция, демократическая революция и революция в образовании. · Ф. Теннис- типология построена на различии общины (организация, основанная на эмоциональных, родственных отношениях, объединяет людей на уровне традиционных связей; преобладание неформальных связей между индивидами, группами, соседями, родственниками, господство неформальных институций- социальных норм, ценностных ориентаций, образцов поведения) и общества (основывается на связях рационального обмена, осознании полезности и ценности, которыми обладает один человек для другого; преобладание формальных отношений, устанавливаемых законодательным образом). Общественный процесс- возрастание институционально оформленной рациональности, направление развития- от общины к обществу. Индустриальная социальная организация бездушна, механистична и рациональна. 5. Пост-классический этап - типологии середины 20в.отражали соотношение двух противоположных систем эпохи - капиталистической и социалистической. Многиетипологии основаны на принципах технологического развития в соответствии с характерным способом получения средств существования. · Г. Ленси- Традиционное и индустриальное (современное) общество.Традиционное общество - аграрный уклад, малоподвижные социальные структуры, основанные на традиции механизмы социокультурной регуляции, низкие темпы развития производства, невосприимчиво к инновациям, поведение стереотипировано, регламентировано обычаями. Индустриальное общество - гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Общество выполняет интегративную функцию не за счет жесткого контроля и унификации, а через создание гибких структур, позволяющих разумно сочетать человеческую свободу с общими принципами, регулирующими совместную деятельность. · К.Поппер- открытое и закрытое общества, критерий -соотношение социального контроля и свободы. Закрытое общество – авторитарное, малоподвижное, не допускающее политической и социальной оппозиции. Если индивид принимает личное решение- общество открытое,демократическое, динамично развивающееся, открытое нововведениям, свободе слова, критике. Открытые общества более развитые, с более демократичным типом социального устройства. · Цивилизация- понятие, которое тоже используют для типологии. Если тип общества подчеркивает характер социальных структур, социальных отношений и связей, то понятие цивилизация ставит акцент на социально-культурных, духовных, религиозных особенностях разных обществ. «Цивилизация» близка по значению к понятию культурно-исторического типа, который обосновал российский философ и социолог 19в. Н.Я.Данилевский. Он одним из первых пытался уйти от изображения социального развития как плоского линейного процесса. Народы формируют культурно-исторические типы, различные по содержанию. Главные критерии этих типов: языки; политическая власть; территориальное, психо-этническое, религиозное единство; формы хозяйственной деятельности и т.д. Типы Данилевского: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский. Каждый тип проходит свои стадии жизненного цикла, после чего на передний план всемирно- исторического развития выходит следующий. Он признавал нелинейное историческое развитие, наличие исторических зигзагов, отступлений даже значительного разрушения накопленных культурных ценностей. О.Шпенглер и А.Тойнби- насчитали 21 цивилизацию, из которых 13 основных. Каждая цивилизация проходит замкнутый цикл развития. В настоящее время можно выделить 5 основных типов: китайская, индийская, исламская, западная и русская. Особое внимание уделялось причинам гибели цивилизаций. Творческая элита, носитель жизненной силы данной культуры, в какой-то момент оказывается неспособной решать возникающие социально-экономические и исторические проблемы, она превращается в меньшинство, отчужденное от населения и господствующее над ним по праву сильной власти, а не авторитета. Эти процессы и разрушают цивилизацию. · Постиндустриальное общество- последовательная смена в истории трех типов обществ: доиндустриального(доминирует сельскохозяйственное производство, а главные социальные институты- церковь и армия), индустриального(преобладает промышленное производство, главный социальный институт-корпорация и фирма) и постиндустриального(доминирующую роль играет производство знаний, главный социальный институт-университет). Суть изменений: (1) развитие новой интеллектуальной технологии, возрастание роли знания и информации, переделывающие быт и труд человека, введение контроля и планирования технологических изменений; (2) смена доминантных секторов экономики - вместо индустриального сектора главным стал сектор обслуживания; (3) изменение социальной структуры общества- доминирующее значение имеет не классовое, а профессиональное деление, правящая элита из капиталистов превращается в профессионалов; (4) изменение социокультурных потребностей населения, максимизация субъективного благополучия вместо экономического преуспеяния;(5) решающее значение в социальной стратификации приобретает уровень знаний и образования. Социальный конфликт-доминирует не классовый конфликт, а конфликты между компетентностью и некомпетентностью. Оптимистический подход: постиндустриальное общество-гуманная, технологически комфортабельная для человека система (Д.Белл, У.Ростоу, Р.Арон, З.Бжезинский, Дж.Гилбрейт). · Г.Маркузе- отражает пессимистический характер развития постиндустриально общества. Западное общество одномерное, порождающее одномерных людей, особый социальный тип личности, сформированный потребительским обществом, воспитанный на рекламе и массовой культуре, которые привили ему ложные, примитивные потребности. · Гурвич- типология во главу угла ставила точность, достоверность и нейтральность. Сложная многоуровневая архитектоника. Он выдел 4 типа архаических общества,обладавших первичной структурой: (1) родоплеменные общества (Австралия, индейцы Америки); (2) племенные общества, включающие в себя разнородные слабо иерархизированные группы, объединившиеся вокруг наделенного магической силой вождя (Полинезия, Меланезия); (3) племенные с военной организацией, состоящее из семейных групп и кланов (северная Америка); (4) родовые племена, объединенные в монархические государства при помощи теогонической и космогонической мифологии, включенной в функционирование социальной структуры (черная Африка). Далее 6 типов исторических обществ: (1) харизматические общества (Египет, Китай, Персия, Япония), (2) патриархальные общества (гомеровские греки, евреем Ветхого Завета, римляне, славяне, франки), (3) города-государства; (4) феодальные иерархические общества (европейское средневековье), (5) просвещенный абсолютизм и (6)капитализм (только Европа). Современные общества: (1) технико-бюрократическое общество, (2) либерально-демократическое общество (построенное на принципах коллективистского этатизма); (3) общество плюралистического коллективизма. · И.Валерстайн- исторические системы, основанные на определенном типе разделения труда, институтах, которые определят социализацию индивидов и групп. Виды систем: (1) капиталистическая мировая экономика (модерн-5веков.); (2) Римская империя; (3) структуры майя в южной Америке; большое количество малых исторических систем. Социальное изменение происходит, когда идет переход от одной системы к другой. Исчезновение определяется не внутренними противоречиями, а неэффективностью способа функционирования, запускающих процессы, подрывающие базисные устои. Основные социально-исторические типы обществ: · Сообщества охотников и собирателей (существовали за счет охоты и сбора «даров природы»). · Земледельческие общества, осуществлявшие обработку земли и искусственное выращивание растений. · Скотоводческие общества, основанные на разведении домашних животных. · Традиционные общества, базирующиеся в основном на сельскохозяйственном производстве и ремесленничестве. В них возникают города, частная собственность, классы, государственная власть, торговля, письменность. · Индустриальные общества, экономика которых основана в первую очередь на промышленном машинном производстве. · Постиндустриальные общества –экономической основой становятся не столько производство физических товаров, сколько производство знаний, информации, сфера услуг. |