МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Закят с банковских купюр (денег)





Сахих-фикх-сунна-Закят

Определение слова «Закят»:

Лингвистическое значение слова «Закят» (прирост) - это сам процесс: добавить что - либо, если это увеличилось и прибавилось. Закят – это баракят, увеличение, очищение и улучшение[«Аль Му’джам аль васит» 1/398]

А шариатское значение слова «Закят» - это конкретная доля из определенного вида имущества, в определенное время, которая распределяется на конкретных личностей.

И эта конкретная, выплачиваемая доля имущества прозвана «Закят», потому что она увеличивает имущество, из которого оно было взято, по сути пополняет его и защищает от бед[«Аль Маджму’» у Ан Навави 5/324]. Это потому, что закят очищает душу того, кто его выплачивает[«Маджму’а фатава» у Ибн Таймийи 8/35 с подобным смыслом.], как об этом сказал Всевышний: «Возьми из их имущества садака, посредством которого ты их очистишь (их имущество, потому что если не выплачивать его, то имущество портится) и очистишь их (их сердца, потому что если не выплачивать его, то сердце портится. Ат Тауба 103

 

Положение закята и его степень

 

Закят – это обязанность каждого у кого собрались все условия для его обязательности. И то, что закят является обязательным, то на это указывает Куран, сунна и единогласное мнение ученых (иджма’).

Что касается курана, то большое количество аятов указывают на его обязательность и на то, что не нужно проявлять халатность по отношению к закяту. Даже так, что закят упоминается вместе с намазом в восьмидесяти двух аятах, из них слова Всевышнего: «Выстаивайте молитву и выплачивайте закят». Аль Хадж 78. Всевышний сказал: «Возьми из их имущества садака, посредством которого ты их очистишь (их имущество, потому что, если не выплачивать его, то имущество портится) и очистишь их (их сердца, потому что, если не выплачивать его, то сердце портится. Аль Бакара 110[Примечание от переводчика. Возможно допущена типографическая ошибка, этот аят из суры Ат Тауба аят 103.]. И суровой является угроза для того, кто скупится выплачивать закят, Всевышний сказал: «Те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, то обрадуй же их болезненным наказанием. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!» Ат Тауба 34, 35. И пришло достоверно от Ибн Умара и от Джабира бин АбдуЛлах, что они оба говорили: «Если выплачивается закят с имущества, то не называется, что оно накапливается» [«Мусаннаф» у АбдуРраззака 4/107 с двумя достоверными иснадами.]

А касательно сунны, то пришли хадисы, утверждающие обязательность закята. Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , когда отправил Му’аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, в Йемен, то сказал: «Поистине, ты отправляется к людям писания, призови же их к свидетельству, что нет никого достойного поклонения помимо Аллаха и, что я – посланник Аллаха. Если они подчинятся этому, то дай им знать, что Всевышний Аллах обязал их пяти молитвами каждый день и каждую ночь. И если они подчинятся этому, то дай им знать, что Всевышний Аллаха обязал их милостыней (садака) из их имущества, которое будет взято у их богачей и передаваться их беднякам. И если они подчинятся этому, то не забирай лучшее из их имущества и остерегайся мольбы того, с кем поступили несправедливо, поистине, между этой мольбой и между Аллахом нет преграды». [Достоверный, его привели Аль Бухари №1496 и Муслим №19]



И так же сошлось единогласное мнение ученых на обязательность закята, никто со времен пророка, , и до наших дней не противоречил.

А относительно его степени в религии, то закят – это столп из пяти столпов ислама, это третье к чему призывается после двух свидетельств и молитвы. Пророк, , сказал: «Ислам основан на пяти: Свидетельство, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха. Выстаивание молитвы. Выплачивание закята. Пост в Рамадан. Паломничество к Каабе, для тех, у кого есть на это возможность». [Достоверный, его провели Аль Бухари №8 и Муслим №16.]

И поэтому пророк, , брал у сподвижников присягу на закят, передается от Джарира бин АбдуЛлах, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я дал присягу пророку, , на выстаивание молитвы, выплачивание закята и то, что буду искренним со всеми мусульманами». [Достоверный, его привели Аль Бухари №57 и Муслим №56.]

И пророк, , приказывал сражаться с теми, которые отказывались выплачивать закят, передается от Ибн Умара, что посланник Аллаха, , сказал: «Мне было приказано сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. Пока не начнут выстаивать молитву и выплачивать закят …».[Достоверный, его привели Аль Бухари №25 и Муслим №22.]

 

Некоторые достоинства и пользы закята

 

  1. Закят – это описание благородных обитателей рая. Всевышний сказал: «Поистине, богобоязненные пребудут в райских садах и среди источников. Получая то, что даровал им их Господь, до этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи. А перед рассветом они молили о прощении. И выделяли определенную долю своего имущества просящим и обездоленным». Аз Зарийат 15 – 19.
  2. Закят – это описание верующих, достойных милости Аллаха, Всевышний сказал: «Верующие мужчины и женщины одни из них являются покровителями других, приказывают одобряемое и запрещают порицаемое, выстаивают молитву, выплачивают закят и подчиняются Аллаху и Его посланнику. Их помилует Аллах». Ат Тауба 71.
  3. Аллах увеличивает и хранит закят для того, кто его выплачивает, Всевышний сказал: «Аллах уничтожает ростовщичество (либо полностью лишает его из рук того, кто занимается ростовщичеством, либо забирает баракят) и увеличивает подаяния». Аль Бакара 276. Пророк, , сказал: «Тот, кто подаст милостыню размером с финик, но добытый дозволенным путем, а Аллах принимает лишь то, что было добыто дозволенным путем, то Аллах принимает ее Своей правой рукой, затем хранит ее для того, кто ее подал, подобно тому, как кто-либо из вас хранит свое дитя, и так до тех пор, пока она (милостыня) будет размером с гору». [Достоверный, его привели Аль Бухари №1410 и Муслим №1014.]
  4. Всевышний Аллах заведет в тень от жара Судного дня того, кто выплачивал закят. Пророк, , сказал: «Семерых Аллах укроет Своей тенью в Тот день, когда не будет тени, кроме Его тени… и так же того человека, кто подавал милостыню и скрывал это так, что даже его левая рука не знала, сколько пожертвовала его правая рука…»[Достоверный, его привели Аль Бухари №660 и Муслим №1031.]
  5. Закят – он увеличивает имущество и прибавляет его, и открывает двери пропитания тому, кто выплачивает его. Пророк, сказал: «Подаяние не уменьшает имущество…».[Достоверный, его привел Муслим №2588]
  6. Закят – это причина ниспослания благ, а не выплата его – это причина отсутствия благ, как пришло в хадисе: «… и какой бы народ не отказался бы от выплаты закята с их имущества, то обязательно у них перестают идти дожди, и если бы не их животные, то дождей бы не было». [Ибн Маджа №4019 и др. его удостоверил Аль Альбани в «Ас Сахиха» №105 по причине других хадисов с подобным смыслом.]Закят – он стирает ошибки и грехи, как пришло в хадисе Му’аза бин Джабаля, что пророк, , сказал: «…, а садака стирает прегрешения подобно тому, как вода тушит огонь». [Ат Тирмизи №609, Ан Насаи в «Аль Кубра» №11394, Ибн Маджа №3973 и Ахмад 5/531 и этот хадис подходит, чтоб считаться хорошим.]
  7. Закят – это довод на правдивый иман того, кто его выплачивает. А это потому, что имущество любимо страстям, а любимая вещь не оставляется только лишь по причине такой же любимой вещи или сильнее ее, даже скорее оставляется только лишь по причине более любимой вещи. И поэтому закят был назван «Садака», что в переводе означает как: Подтверждение искренности, потому что он указывает на искреннее стремление к довольству Всевышнего Аллаха того, кто его выплачивает. [«Аш Шарх аль Мумти» 6/12]
  8. Закят – он улучшает нравы того, кто его выплачивает и раскрывает ему грудь. Тот ,кто выплачивает закят, то его закят вытаскивает его из круга скупых и заводит его в круг благородных и раскрывает его сердце. И если человек, будет расходовать свое имущество искренне, то он увидит, что его грудь раскрыта. [Смотреть «Зад аль Ма’ад» у Ибн аль Кайима 2/25.]
  9. Закят – он оберегает имущество и защищает его от восстания бедняков и от рук ослушников.
  10. Закят – это помощь беднякам и нуждающимся, он помогает либо начать работу, либо возобновить деятельность, если они были способны на это. И помогает им в житейских обстоятельствах, если они сами не были в состоянии. Помогает коллективу справляться с проблемой как бедность и спасает государство от развала и ослабления. [«Аль Фикх аль Ислямий уа адиллятуху» 2/732.]
  11. Закят – это участие мусульманина в его общественных обязанностях на помощь развитию исламского государства, выплачивая долю при нуждах, на подготовку войска, на отражение врага, и на помощь беднякам до состояния достатка. [Смотреть предыдущий источник.]
  12. Закят – благодарность за материальную милость. [«Аз Зухейра» у Аль Фарракый 3/7.]

 

Положение того, кто отказывается выплачивать закят и наказание за это

 

  1. Ученые единогласны, что тот, кто отрицает обязательность закята, то такой является неверным по единогласному мнению ученых, потому что он обвиняет во лжи Куран и сунну и отрицает общеизвестные религиозные положения. [«Аль Мугни» 2/572 и «Аль Маджму’» 5/334.]
  2. А тот, кто подтверждает его обязательность, однако отказывается выплачивать его то:

А) Передается от Ахмада, что он сказал: «Тот, кто оставляет его из-за жадности, то такой становится неверным, подобно тому, кто оставляет намаз по причине лени». И подкрепили этот риваят некоторые ученые ханбалитского мазхаба[«Аш Шарх аль Кабир» вместе с «аль инсаф» 3/43, «аль Мубди’» 1/308 и «Аш Шарх аль Мумти’» 6/7.] и привели в довод на это слова Всевышнего: «И если они покаются, начнут выстаивать намаз и выплачивать закят, то они ваши браться по вере». Ат Тауба 11. И сказали, что братство в религии прерывается только по причине того, что человек вышел из религии. А Аллах зацепил установление братства за эти три описания: Покаяние от ширка. Выстаивание молитвы. Выплачивание закята.

Б) Однако большинство ученых склонились к мнению, что отказ от выплаты закята по причине скупости, не отрицая его обязательность, то такой считается совершившим великий грех и великое преступление, и такой попадает под суровые угрозы о болезненном наказании в Судный день. Однако не выходит из религии по причине этого, до тех пор, пока он подтверждает обязательность закята.

И это (второе) мнение – правильное, которое подкрепляет хадис от Абу Хурайры, что пророк, , когда упомянул тех, кто отказываются выплачивать закят с золота и серебра, и после того, как упомянул их наказание он сказал: «Затем, их путь лежит либо в рай, либо в огонь». [Достоверный, его привел Муслим №987]А если бы он был неверным, то его путь не лежал бы к раю, а Аллаху ведомо лучше.

А касательно наказания в этой жизни того, кто отказывается выплачивать закят, то их бывает два: Со стороны предопределения и со стороны шариата.

Со стороны предопределения[«Фикх аз Закят» 1/92], Всевышний Аллах испытает всех, кто скупится на права Аллаха и права бедняков, испытает их голодом и засухой, как об этом сказал, : «И если какой угодно народ откажется выплачивать закят, то Аллах испытает их засухой». [Привел его Ат Табарани в «Аль аусат» №4577, Аль Хааким 2/136 и Аль Байхакы 3/346, и Аль Альбани назвал его хорошим. ] А в другом риваяте «то непременно лишит их дождя».

А что касается со стороны шариата, то:

А) Если тот, кто отказывается выплачивать закят, находится под властью правителя, то правитель забирает у него закят силой, как об этом сказал пророк, : «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха. И если они произнесут это, то защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву, а расчет их у Аллаха». А закят является этим правом. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, в присутствии сподвижников сказал: «Закят – это право имущества, клянусь Аллахом, если они откажутся выплачивать мне (хотя бы) козленка, которого они выплачивали посланнику Аллаха, , то я буду сражаться с ними из-за этого…».[Достоверный, его привели Аль Бухари №1399 и Муслим №20.] И большинство ученых считают, что если у того, кто отказывался выплачивать закят, был силой изъят закят, то с него уже больше ничего не берется сверх этого, приведя в довод хадис «Нет права в имуществе, помимо закята». [Ибн Маджа №1789 со слабым иснадом.]

А Аш Шафии в старом мнении, так же Исхак и некоторые последователи Ахмада, склонились к тому, что у него вместе с закятом нужно еще забрать половину его имущества, в наказание за это. [«Нейл аль аутар» 4/147, «Аль Маусу’ату аль фикхыйату» 23/231 в Кувейте.] И привели в довод хадис: «… а тот, кто откажется выплачивать его, то я заберу его и половину его имущества». [Абу Дауд №1560, Ан Насаи 5/15 – 17 и Ахмад 5/4 с хорошим иснадом.]

Первая группа ответили на этот хадис, что от отменен, а вслед за этим можно сказать, что утверждение на отмену – не принимается, т.к. дата неизвестна.

Б) А если тот, кто отказывается выплачивать закят, находится не под властью правителя, то правитель имеет право сражаться с ним, потому что сподвижники сражались с теми, которые отказывались выплачивать закят

А касательно наказания в последней жизни тех, которые отказываются выплачивать закят, то на это пришло несколько текстов, такие как:

  1. Слова Всевышнего: «Те, которые копят золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха… это то, что вы копили для себя, вкусите же то, что вы копили» Ат Тауба 34, 35.
  2. Передается от Абу Хурайры, что пророк, , сказал: «Тот, кому Аллах даровал имущество, а он не выплачивал с него закят, то пред ним в Судный день будет представлена змея с черными точками над глазами, будет обвивать его в Судный день, затем укусит его и скажет: «Я твое сокровище, я твое имущество». Затем он прочитал: «Те, которые скупятся на то серебро, которое даровал им Аллах, никак не считай его благом для них… и Он осведомлен о том, что вы совершаете». Аль Имран 180. [Аль Бухари №1403]
  3. Передается от Абу Хурайры, что он сказал: «Посланник Аллаха, , сказал: «Любой тот, кто будет копить сокровища и не отдавать его закят, то оно будет нагрето в адском огне, сделают из них листы и будут ими клеймить бока того, кто не выплачивал закят и его лоб. И это будет продолжаться до тех пор, пока Аллах не рассудит Своих рабов в Судный день, длина которого равна пятидесяти тысячам годам. Затем, его путь лежит либо в рай, либо в ад. И любой тот, кто владел верблюдами и не выплачивал закят с них, то он будет брашен на участок земли, на котором находится водоем, и он будет шире и лучше чем в этой жизни. По нему будут проходить верблюды и каждый раз, когда последние пройдут по нему, то первые будут возвращаться вновь и так до тех пор, пока Аллах не рассудит Своих рабов в Тот день, длина которого равна пяти десяти тысячам годам, а затем его путь лежит либо в рай, либо в ад. И любой тот, кто владел баранами и не выплачивал с них закят, то он будет брошен на землю, на которой есть водоем и она будет больше и шире чем в этой дунья. И они будут топтать его своими копытами и бодать его своими рогами, а среди баранов не будет безрогих или с круглыми рогами (т.е. все бараны будут с прямыми рогами). И каждый раз, когда последние бараны будут проходить по нему, то первые будут возвращаться и так до тех пор, пока Аллах не рассудит Своих рабов в Тот день, длина которого равна пятидесяти тысячам годам, которые вы отсчитываете. Затем его путь лежит либо в рай, либо в ад…».[Муслим №987 и Абу Дауд №1642.]

 

Условия, при которых закят становится обязательным

 

Закят с имущества становится обязательным лишь только при наличии условий. И это мудрость Аллаха, что Он для обязательных действий сделал условия, т.е. конкретные описания, что оно становиться обязательным, лишь только при наличии этих описаний, чтоб шариатские обряды были четкими.

А если бы там не было бы условий, то каждая бы вещь подвергалась сомнению, обязательна ли она или нет. Так же есть и препятствия, при наличии которых закят не становится обязательным, даже если и собрались все условия. И так во всем остальном, обязательно должны собраться все условия, и обязательно должны отсутствовать все препятствия. [«Аш Шарх аль Мумти’» 6/18]

И эти условия делятся на два вида: Условия, которые должны собраться в самом человеке и условия, которые должны собраться в имуществе.

Условия, которые должны собраться в самом человеке для того, чтоб закят стал обязательным для него.

Для такого человека есть два условия:

  1. Чтоб не был рабом, закят для раба не является обязательным, потому что он не владеет, его хозяин владеет всем, что в руках его раба. Пророк, , сказал: «Кто будет продавать раба, у которого есть какое-либо имущество, то все его имущество остается тому, кто его продал, если только они не договорятся». [Достоверный, его привели Аль Бухари №2379 и Муслим №1173.] И так же Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Нет закята в имуществе раба до тех пор, пока его не освободят». [Аль Байхакы 4/108 с достоверным иснадом, смотреть «Аль Ирва» 3/252.] Так же передается от Кайсана бин Аби Саид аль Макбари, который сказал: «Я пришел к Умару с закятом со своего имущества в двести дирхамов, = в тот момент, как я подписал договор на выплату определенной суммы в обмен на свое освобождение из рабства, = и он спросил: «Ты освободился (из рабства)?» Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Иди и подели эти деньги». [«Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейба с хорошим иснадом, как это сказано в «Аль Ирва» 3/252.]
  2. Чтобы был мусульманином, закят не является обязательным для кафера по единогласному мнению ученых, потому что это поклонение, которое очищает, а для неверного нет очищения, пока он находится в своем неверии. Все что мы говорим, что закят необязателен с его имущества, этим хотим сказать, что не обязываем его выплачивать закят до тех пор, пока он не примет ислам. Поистине, закят у него не будет принят и нет толку обязывать его выплачивать закят. Всевышний сказал: «Все что помешало их расходам быть принятыми, а это то, что они не уверовали в Аллаха и Его посланника». Ат Тауба 54. Но это теперь не означает, что кафер не будет спрошен за оставление закята, поистине, более правильное мнение из основ фикха, что приказы шариата распространяются и на каферов тоже, а Аллах лучше знает.

Это что касается тех каферов, которые в своей основе не были мусульманами. А касательно вероотступника, да убережет нас Аллах от этого, [«Аль Маусу’ату аль фикхыйа» 23/233 г.Кувейт, и «Фикх аз закят» 1/115.] то если закят стал обязательным для него, когда он еще был мусульманином, то он не спадается с него по причине вероотступничества, это у ученых шафиитского и ханбалитского мазхабов. Потому что эта обязанность, которая не спадает из-за вероотступничества, точно так же как и штраф за порчу. А ханафитские ученые склонились к мнению, что закят спадает по причине вероотступничества.

Является ли обязательным закят с имущества детей или умалишенных?

У ученых в этом вопросе два известных мнения:

Первое: Закят не является обязательным либо вообще с их имущества, либо лишь с некоторого вида имущества. [«Аль Мугний» 2/622, «Бадаи’у ас санаи’» 2/4-5, «Аль Маджму’» 5/329, «Аль Мухалля» 5/205 и «Фикх аз закят» 1/125.] Это мнение ханафитских ученых и так же это передается от некоторых саляф (ученые первых трех поколений). Аргументировав это тем, что закят – это ничто иное как поклонение, как и молитва, и это поклонение нуждается в намерении, а у детей и у умалишенных нет намерений.

Так же, с детей и с умалишенных спадают все обязательства, и поэтому закят не является обязательным для них.

И закят – это очищение для того, кто его выплачивает, а очищение происходит от нечестия грехов, а у детей и у умалишенных нет грехов.

И к тому же, если оставлять их имущество и не трогать его – это будет сохранением их имущества, вместе с тем, что они сами не могут увеличивать его.

Второе: Закят является обязательным с имущества детей и умалишенных. [«Аль Мухалля» 5/201, «Аль Маджму’» 5/329, Маджму’а аль фатава» 25/17, «Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/232 и «Аш Шарх аль мумти’» 6/26.] И это мнение большинства ученых, это мнение Умара, Али, АбдуЛла бин Умара Аиши, Джабира бин АбдиЛля, [Смотри «Аль Мусаннаф» у АбдуРраззака №6986 – 6992. «Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейба 3/149, «Ас Сунан» у Аль Байхакы 4/107, «Аль Мухалля» 5/208 и «Аль Амуаль» у Абу Убейды стр. 448] и неизвестно, что бы кто-нибудь из сподвижников им противоречил, за исключением слабой передачи от Ибн Аббаса, на которую нельзя опираться.

И это мнение подкрепляет следующее:

- Обобщенные тексты, которые указывают на абсолютную обязательность закята с имущества богатых людей, и не пришло исключение на детей или умалишенных.

- То что передается от Умара бин Аль Хаттаба, что он сказал: «Пускайте в оборот имущество сирот, тогда садака не убавит это имущество». [Слабый, его привели Ат Тирмизи №641, Малик в «Аль Муватта» (???), ад Даракутни 2/111 и АбдуРраззак №6989 со слабым иснадом, см. «Аль Ирва» №788.]

- Цель от закята, это удовлетворение потребностей бедняков, имуществом богатых, выражая благодарность Всевышнему Аллаху. И так же это очищение для имущества. К тому же из имущества детей и умалишенных берутся затраты на пропитание и на штрафы, а закят – не исключение.

- Закят – это право человека, в обязательности которого равны как разумные, так и умалишенные.

И это (второе) мнение более правильное, и основываясь на этом, то опекун должен выплачивать закят с этого имущества, потому что закят – обязателен.

Условия, которые должны собраться в имуществе, чтоб закят стал обязательным с этого имущества.

Что бы закят стал обязательным, то в имуществе обуславливается следующее:

  1. Чтоб это был тот вид имущества, с которого изначально выплачивается закят, и попозже придет разъяснение этого.
  2. Чтоб это имущество достигло «Нисаб», а это определенное количество имущества, при достижении которого шариат обязывает выплачивать закят. И тот, имущество которого не достигает этого определенного количества, или кто вообще ничем не владеет, то закят для него необязателен. И этот нисаб разнится в зависимости от вида имущества.
  3. Что бы это имущество полностью принадлежало его хозяину. И доказательством на это условие служит то[«Фикх Аз Закят» у Аль Кардави 1/150], что и в куране, и в сунне везде указывается на принадлежность имущества к их хозяевам, например, слова Всевышнего: «Возьми с их имущества садака». Ат Тауба 103. Так же Его слова: «В их имуществе определенное право» Аль Ма’аридж 24. И слова пророка, : «Поистине, Аллах обязал их в их имуществе…».

И к тому же, закят – это передача имущества во владение тех, кто его достоин, а передача во владение – это вид из видов распоряжения имуществом. И поэтому, при выплачивании закята, необходимо владеть этим имуществом, а дальше уже разногласят, к какому виду владения относится закят. [См. «Маджму’ аль фатава» 25/45.]

 

Закят с долгов

 

Относительно закята с долга ученые разногласят на три мнения:

- Закят лежит на кредиторе (тот, кто дал в долг), т.к. в сущности это его деньги.

- Закят лежит на должнике, т.к. в сущности это он в данный момент распоряжается этим имуществом.

- Закят не лежит ни на ком из них, т.к. никто из них не владеет этим имуществом полностью.

И самым правильным мнением относительно закята с долга, можно сказать что долг бывает двух видов:

  1. Долг, на который рассчитывают, что его вернут, таким образом, что должник соглашается, что он должен и у него есть возможность вернуть долг. То такой кредитор должен ежегодно выплачивать закят и с того имущества, которое он одолжил, и с того имущества, которое он имеет при себе. Это передал Абу Убейд в «Аль Амуаль» стр. 432 от Умара, Усмана и Ибн Умара из числа сподвижников и др. из числа их последователей (табиин).
  2. Долг, на который не рассчитывают, что его вернут, таким образом, что должник находится в трудном положении и не наблюдается у него улучшений, или должник отрицает, что он должен и у кредитора нет доказательств.

Некоторые ученые сказали, что если он все-таки вернет свой долг, то должен выплачивать закят за все те года, когда долг находился у должника, и это мнение Али[Иснад достоверный, это привел от него Абу Убейд в «аль Амуаль» 431/1220 и привел это от него Аль Байхакы 4/150 с достоверным иснадом.] и Ибн Аббаса. [Иснад слабый, это привел Абу Убейдд в «Аль Амуаль» и Аль Альбани в «Аль Ирва» №786 указал на его слабость]

Другие ученые сказали, что должен выплачивать закят лишь за этот один год, и это мнение Малика.

Третьи сказали, что ничего не должен выплачивать, ни за прошлые года, ни за этот год, и это мнение Абу Ханифы.

Шейх аль ислям Ибн Таймийа 52/84 сказал: «И самое правильное мнение, это мнение тех, которые не обязывают вообще ничего выплачивать до тех пор, пока не пройдет год, или же обязывают выплачивать лишь один закят тогда, когда забирают свой долг, это мнение сильное».

Пришло достоверно от Усмана бин Аффана, что он сказал: «Это месяц ваших закятов и если на ком-нибудь есть долг, то пусть выплатит его, что бы отделилось ваше имущество и вы бы смогли выплатить с него закят». [Достоверно, это привел Малик №591, И привел это от него Аш Шафии 1/237 и Аль Байхакы 4/148. И это достоверно, как об этом сказано в «аль Ирва» №789.]

Аиша сказала: «Если одолжить что либо, то закят с этого не выплачивается до тех пор, пока это не заполучить». [Привел это Ибн Аби Шейба 4/32 с двумя иснадами и в обоих есть слабость, но Аль Альбани посчитал его хорошим в «Аль Ирва» №784 по причине этих обоих иснадов.]

 

Польза:

Если у кого-нибудь будет в наличии имущество, которое достигло нисаба, а сам он является должником, то, если этот долг больше чем весь нисаб или при выплате этого долга имущество не будет подниматься до уровня нисаба, то в таком случае закят не выплачивается. А если при выплате долга имущество не убавится ниже уровня нисаба, то он должен отложить то, чтоб хватило на погашение долга, а с оставшегося имущества выплатить закят. Например, если его имущество составляет тридцать динаров, и он пять динаров должен, то ему нужно выплачивать закят с двадцати пяти динаров.

  1. (условие, чтоб закят стал обязательным), а это чтоб это имущество пролежало у владельца целый год по хиджре. Это условие при закяте с золота, серебра и животных, а касательно закята с зерна и плодов, то нет, их срок выплаты при сборке, и на этом единогласное мнение ученых всех стран. [«Бидаяту аль муджтахид» 2/261-262 и «Маджму’ аль фатава» 25/14.]И тут напрашивается следующий вопрос:

Каково положение имущества, которое приобретено в период ожидания завершения года, если уже накопился нисаб?

Имущество, приобретенное в период ожидания завершения года, если уже накопился нисаб, бывает трех видов:

  1. Если приобретенное имущество является из того же вида, что и то его основное имущество, которое накопилось до нисаба и это основное имущество и послужило причиной того, что в течении ожидаемого года он приобрел еще имущество. Как, например, торговля, если у него накопился нисаб, и он ждет год, и в течении этого года он еще заработал на торговле, или животные, если у него уже накопился нисаб с животных и он ожидает год, и в течении этого года животные еще наплодились, то в этих случая нужно прибавлять это приобретенное имущество к основному имуществу, которое уже достигло нисаба. И отсчет года уже для приобретенного имущества, не начинается заново, а продолжается с момента появления нисаба в основном имуществе. Ибн Кудама сказал: «Тут мы не знаем разногласий». [Внешне видно, что Ибн Хазм противоречит в этом, см. «Аль Мухалля» 6/83 и то, что идет дальше.]
  2. Если приобретенное имущество не из того же вида, что и то его основное имущество, которое накопилось до нисаба. Как, например, у него накопился нисаб с верблюдов и он ждет год, и в течении этого года ему досталось в наследство золото или что-либо другое (помимо верблюдов). То в этом случае, вот это его приобретенное имущество, если достигает нисаба, то начинается новый годовой отсчет, и оно не прибавляется к основному имуществу.
  3. Если приобретенное имущество является из того же вида, что и то его основное имущество, однако это основное имущество не послужилопричиной того, что он в течении ожидаемого года приобрел еще имущество. Как, например, у человека было сорок баранов и уже часть года прошла, и тут он либо купил, либо ему подарили еще сто баранов, то в этом случае есть два мнения:

Первое: Он должен прибавить это приобретенное имущество к его основному имуществу, которое достигло нисаба, но отсчет для нового имущества начинает сначала, и для каждого имущества он выплачивает свой отдельный закят. Это мнение Шафиитских и Ханбалитских ученых.

Второе: Он должен прибавить это приобретенное имущество к его основному имуществу, которое достигло нисаба, и выплатить закят сразу со всего, по истечению года от основного имущества. И это мнение Ханафитов.

 

Виды имущества,

с которого надо выплачивать закят

 

Ученые очень сильно разногласят относительно видов имущества, с которого выплачивается закят. Одни ограничивают это тем, на что пришли только четкие тексты, [Как, например, Ибн Хазм, Аш Шаукани и Сыддык Хан, рахимахумуЛлах.] а другие распространяют это на все виды имущества, которые увеличиваются, даже так, что в некоторых видах не обуславливают нисаб!! [Как, например, Абу Ханифа, рахимахуЛлах.]

Каковы же доводы тех, кто ограничивает закят лишь на некоторых выдах имущества?

Взгляд Ибн Хазма и тех, кто за ним последовали, в обязательности закята ограничивается лишь на восьми видах имущества, с которых пророк, , брал закят. И это все строится на двух основах[См. «Фикх аз закят» 1/165]:

  1. Имущество мусульманина является запрещенным, как это утвердилось четкими текстами, и поэтому не допускается, чтоб хоть что-то забиралось из его имущества, кроме как если на это не придет четкий текст.
  2. Закят – это шариатское обязательство, а основа, что никто ничего не должен, пока не придет четкий текст, это для того, что бы мы не узаконивали в религии то, что не разрешил Аллах.

А что касается кыяса (сравнение по аналогии), то он не работает, особенно в разделе «Закят».

А какие доводы тех, у кого эти виды (с которых выплачивается закят) обширнее?

Касательно тех, у кого эти виды, с которых выплачивается закят, обширнее, то они строятся на следующих основах:

  1. Приводят в довод обобщенные тексты из корана и сунны, что в каждом имуществе есть право или садака.
  2. Что каждый богатый и каждое имущество нуждается в искуплении и очищении.
  3. Относительно дохода и заработка, они говорят, что здания и фабрики приносят намного больше дохода, нежели земельные плантации, и поэтому с них тем более надо выплачивать закят.
  4. Принимая во внимание общественную пользу, и тратить на нужды бедняков и неимущих, и на общественные нужды мусульман.

Виды имущества, на которых сошлись все ученые единогласно, что с них выплачивается закят:

1, 2. – Золото и серебро (деньги).

3, 4, 5. – Верблюды, коровы и мелко-рогатый скот (животные).

6, 7, 8, 9. – Пшеница, ячмень, финики и изюм[Насчет изюма, по мнению Ибн Хазма, не пришел достоверный хадис, и поэтому он не вводит его в раздел с которого выплачивается закят, но согласен с остальными восемью. См. «Аль Мухалля» 5/209.] (зерновые и плоды).

 

Закят с золота и серебра

 

Если в золоте, серебре и в их владельце состоятся те условия, на которые мы указали, и золото и серебро достигли нисаба, и прошел год, то в этот момент является обязательным выплатить закят с них, и это бывает один раз в год.

Нисаб золота и серебра, а также размер закята, выплачиваемого с них.

Пришло в хадисе от Али бин Аби Толиба, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Если у тебя будет двести (серебряных) дирхамов и пролежат целый год, то с них нужно выплатить пять. А за золото ничего не нужно платить, пока у тебя не накопиться двадцать (золотых) динаров, а если у тебя будет двадцать динаров и пролежат они целый год, то с них нужно выплатить пол динара». [Его удостоверил Аль Альбани. Привел его Абу Дауд №1558, Ат Тирмизи №616, Ан Насаи 5/37, Ибн Маджа №1790 и Ахмад 1/121. И этот хадис удостоверил Аль Бухари, как это передал от него Ат Тирмизи и Аль Хафиз в «Аль Фатх» посчитал эту передачу хорошей. Так же это удостоверил Аль Альбани в «Сахих Абу Дауд» №1391.] Так же посланник Аллаха, , сказал: «Если серебряных монет меньше чем пять раз по сорок (т.е. двести), то нет в этом садака…).[Достоверный, его привел Аль Бухари №1484 и Муслим №979.]

Отсюда мы берем следующие пользы:

Первое: Нисаб серебра равен 5 авак[Авак – это множественное число от авкыйа, которая равняется сорока дирхамам по единогласному мнению. И получается, что пять аваков равняется двум ста дирхамам.] = 200 дирхамов из чистого серебра. А это в свою очередь равняется 595гр. серебра.

Нисаб золота составляет 20 динаров, а это равно 20 мискалям

Или 85гр. золота 24-ой пробы

Или 97гр. золота 21-ой пробы

Или 113гр. золота 18-ой пробы.

Второе: Чтоб закят стал обязательным, то необходимо, чтоб прошел целый год (по хиджре) с момента накопления нисаба.

Третье: Размер закята как с золота, так и с серебра составляет 2,5% = 1/40 (одна сороковая).

Пример для разъяснения: Человек владеет 0.5 кг. золота 24-ой пробы, то каков будет размер закята в таком случае?

Мы скажем, что размер владеемого золота составляет больше нисаба (85гр), и поэтому является обязательным выплатить сороковую часть, значит сумма с которой нужно выплачивать – 500гр. умножаем на 0,025 (одна сороковая 1/40) получается 12,5гр.

Нужно ли золото добавлять к серебру, что бы получился нисаб?

Если человек владеет золотом менее нисаба, и владеет серебром менее нисаба, то ученые по этому поводу высказали два мнения:

Первое: Нужно прибавить золото к серебру, чтоб получился нисаб, для того, чтоб можно было выплатить закят, и это мнение большинства (ханафитов, маликитов, это одно из мнений, которое передается от Ахмада, так же это мнение Ас Саури и Аль Ауза’и). [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267.]

Второе: Что не нужно одно из них прибавлять к другому, и это мнение шафиитов и одно мнение, которое передается от Ахмада, это так же мнение Абу Убейда, Ибн Аби Лейла, Абу Саура, [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267.] Ибн Хазма, [«Аль Мухалля» 6/83.] и так же это мнение предпочел Аль Альбани[«Тамам аль Минна» стр.360.]и Ибн Усаймин[«Аш Шарх аль мумти’» 6/107.], и это мнение более правильное, ин ша Аллах.

И привели они в довод следующее:

  1. Обобщенный текст его, , слов: «Если серебряных монет меньше чем пять раз по сорок (т.е. двести), то нет в этом садака» [Он был недавно упомянут.]. Так же его слова: «А за золото ничего не нужно платить, пока у тебя не накопиться двадцать (золотых) динаров». [Он был недавно упомянут.] Поистине, эти два хадиса указывают на то, что если кто присоединит золото с серебром, то он обязывает выплачивать закят, с каждого будь то с золота или с серебра, даже если они будут меньше нисаба.
  2. Кыяс (сравнение по аналогии), коровы и бараны, придет разъяснение этого, то в этом случае одними из них нисаб другого не дополняется. Несмотря на то, что цель одна, а это прирост. Так же ячмень с пшеном не прибавляются даже у тех, кто говорит, что надо золото прибавлять к серебру?!! Один сорт не присоединяется к другому, а Аллах знает лучше.

Польза:

Исключением будут деньги в обменниках, в этом случае нужно золото прибавить к серебру. Они не прибавляются как один сорт к другому, нет, они прибавляются, т.к. ими торгуют, это товар. [«Аш Шарх аль мумти» 6/109 и см. «Аль Мугни» 3/2-3.]

Отталкиваясь от мнения, что нужно прибавлять, то как, частями или же стоимостью?

Ученые, которые говорят, что нужно прибавлять, разногласят на два мнения:

  1. Малик, Абу Юсуф, Мухаммад и Ахмад в одной из версий, склонились, что нужно присоединять частями. [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267.] С таким смыслом, что если у кого-нибудь есть бполовина нисаба золота и половина нисаба серебра, то такому нужно платить закят. И так же если у него есть четверть одного вида и три четверти другого, и т.д. А затем и с золота и с серебра выплачивается по одной сороковой части.
  2. Абу Ханифа же склонился, что нужно одно из них прибавлять к другому со стороны цены, так будет лучше для бедняков, если то что подороже прибавлять к тому, что подешевле. [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267.] Например: Если у человека есть половина нисаба серебра и четверть нисаба золота, а четверть нисаба золота равняется половине нисаба серебра, в этом случае ему нужно выплатить закят.

 

Закят с банковских купюр (денег)

 

Некоторые современные ученые считают, что закят с денег выплачивается как с нисаба серебра, т.к. с серебра выплачивается закят по единогласному мнению и так будет лучше для бедняков.

А другие склонились к мнению, что денежный нисаб приравнивается к нисабу золота, потому что стоимость серебра изменилась со времен пророка, , и со времен тех, кто был после него, так что его прежняя цена уже не вернется. В противоположность золота, его цена осталась неизменной.

Так же нисаб с золота больше подходит на остальные виды нисабов, как например, пять верблюдов или сорок баранов и т.п. Потому что, как можно представить, что шариат не обязал выплачивать закят того, кто владеет четырьмя верблюдами или тридцати девятью баранами, т.к. такой считается бедняком. А потом шариат обязывает выплачивать закят того, кто владеет нисабом серебра, на который невозможно купить даже одну овцу, и такой считается богатым?! [«Маджму’ аль фатава» 30/472.]Без сомнений, что этот мазхаб более справедлив, а Аллаху ведомо лучше.

Пример для разъяснения: один человек имеет 2 000 гиней (египетская валюта), а другой имеет 100 000 гиней, каков же размер закята будет с каждого по истечению года?

Ответ:

Во первых, нам нужно узнать размер нисаба, а это нисаб золота как уже было = 85г и предположим, что цена за грамм золота = 30 гинеям, и что бы вычислить нисаб, нужно 85 * 30 = 2550 гиней, выяснилось, что первый человек не владеет нисабом и соответственно закят для него необязателен, если только он сам не захочет пожертвовать. А второй человек владеет состоянием, превышающим нисаб, и в этом случае он должен выплатить одну сороковую часть – 100 000 * 1/40 = 2500 гиней.

 

 

Закят с украшений

 

Ученые первых и последних поколений разногласят относительно закята с золотых и серебряных украшений, и вот два самых распространенных мнения:

Первое мнение:

Закят с золотых и серебряных украшений, которые одеты на женщине, не выплачивается. И это мнение большинства ученых[«Ад Дарру аль мухтар» 2/41, «Бидаяту аль муджтахид» 1/242, «Аль Маджму’» 6/29 и «Аль Мугни» 3/9-17.] и Ибн Умара, Джабира, Аиши и Асмы бин Аби Бакр из числа сподвижников, и их доводы:

  1. Хадис: «С украшений закят не выплачивается». [Ибн Аль Джаузи в «Ат Тахкык» и Аль Байхакы и др. сказали, что этот хадис ложный см. «Аль ирва» №817.] И если поднять эти слова до пророка, то это будет ложь, правильно сказать, что это слова Джабира.
  2. Передается от Нафи’а, что ибн Умар наряжал своих дочерей и своих рабынь в золото, и не выплачивал с него закят. [Достоверно, это привел Малик №585 и Аль Байхакы 4/138 с достоверным иснадом.]
  3. Слова Ибн Умара: «С украшений закят не выплачивается». [Достоверно, это привел АбдуРраззак 4/82 и похожий хадис привел Ибн Аби Шейба 3/154 и Ад Даракутни 2/109 с достоверным иснадом.]
  4. Слова Джабира бин АбдиЛля, когда его спросили об украшениях, выплачивается ли с них закят, Джабир ответил: «Нет». Тогда спросили: «А если достигнет до тысячи динаров»? Джабир ответил: «Даже если будет больше». [Достоверно, это привел АбдуРраззак 4/82 и Аль Байхакы 4/138 с достоверным иснадом, так же это одна из версий Ибн Аби Шейбы 3/155.] А в другом риваяте «Можно давать поносить и можно носить самой».
  5. Передается от Аиши, что она в своей комнате опекала дочерей, сирот ее брата и у них были украшения, и она не выплачивала закят с их украшений. [Достоверно, это привел Малик №584 и АбдуРраззак 4/83 и он достоверный.]
  6. Передается от Асма, что она не выплачивала закят с украшений. [«Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейбы 3/155 с достоверным иснадом.]
  7. Так же они сказали, что закят бывает лишь с имущества, которое увеличивается и приносит доход, а украшения – это как одежда, которое дозволено одевать и оно не увеличивается. В противоположность если начать его копить как сокровища или превратить его в товар, то в этом случае уже надо платить закят.

Примечание: Ученые, которые придерживаются этого мнения, обусловили, что бы украшение было дозволенным, а если это украшение будет запретным, как например, если мужчина оденет золото, например, то в этом случае они обязывают выплачивать закят.

Второе мнение:

Что как с золотых, так и с серебряных украшений, если они достигают нисаба и пролежали целый год, то нужно выплачивать закят. И без разницы будет ли это украшение надето или его копят и хранят, или его приготовили как товар. [Это мнение ханафитов и одна версий от Ахмада и Ибн Хазма, см. «Аль Фатх аль Кадиир» 1/524 и «Ад Дарру аль мухтар» 2/41 и «Аль Мухалля» 6/78. И это мнение Ибн Мас’уда, Умара и АбдуЛла бин Амра, так же это одна из версий от Аиши.] И их доводы[См. «Джами’ ахкам ан ниса» 2/143 и то, что идет дальше, у нашего шейха Мастафа бин Аль Адави, да сохранит его Аллах.]:

  1. Обобщенные тексты, которые пришли в Великой Книге, слова Всевышнего: «Те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй же их болезненным наказанием». Ат Тауба 34.
  2. Обобщенные хадисы от пророка, , которые приказывают выплачивать закят с золота и серебра, например, вот эти его слова, : «Любой владелец золота, которые не будет выплачивать с него долю, то в Судный день будут сделаны огненные свитки и его будут клеймить ими…».[Недавно были упомянуты источники.]
  3. Так же более конкретные хадисы, которые указываются на обязательность выплачивания закята с украшений, и угрожающие тем, кто не выплачивает из них закят. Например:

А) Хадис Амр бин Шу’ейб от его отца, от его деда, что женщина пришла к посланнику Аллаха, , и вместе с ней была ее дочка, и на руке у ее дочки были два больших, золотых браслета и он спросил у нее: «Выплачиваешь ли ты закят с этого»? Она ответила: «Нет». Он сказал: «Обрадует ли тебя, если Аллах в Судный день по причине их замурует тебя в стены, в стены из огня»? И тогда она сняла их и бросила к пророку, , и сказала: «Они принадлежат Всевышнему Аллаху и Его посланнику». [Достоверный, отталкиваясь от подобных хадисов (сахих лишшавахид). Его привел Абу Дауд №1563, Ан Насаи 5/38, Ат Тирмизи №637 и Ахмад 2/178.]

Б) Хадис АбдуЛлаха бин Шаддада, где он сказал: «Мы пришли к Аише, жене пророка, , и она сказала: «Зашел ко мне посланник Аллаха, , и он увидел в моей руке серебряные кольца и спросил: «Что это, о Аиша»? И я ответила: «Я сделала их, чтоб украшаться для тебя, о посланник Аллаха». И он спросил: «И выплатила ли ты с них закят»? Я ответила: «Нет, или как пожелает Аллах». И он сказал: «Это твой удел из огня». [Хороший, отталкиваясь от подобных хадисов (хасан лишшавахид). Его привели Абу Дауд №1565, Ад Даракутни 2/105, Аль Хааким 1/389 и Аль Байхакы 4/39 и в его иснаде ходят разговоры, которые становятся незначительными по причине того, что перед этим.]

В) Хадис Асма бинт Язид, которая сказала: «Мы с моей тетей зашли к пророку, , а на ней был золотой браслет, и он спросил нас: «Выплачиваете ли вы с него закят»? Мы ответили: «Нет». Он сказал: «А вы что не боитесь, что Аллах замурует вас в стены из огня? Выплатите с него закят». [Хороший, отталкиваясь от подобных хадисов (хасан лишшавахид). Его привел Ахмад 6/461 и Ат Табарани в «Аль Кабир» 24/181 и его иснад хороший отталкиваясь от подобных хадисов, упомянутых выше.]

4. Некоторые предания, которые пришли от сподвижников, такие как:

А) Предание Ибн Мас’уда, что женщина спросила его о закяте с украшений, и он ответил: «Если оно достигает двух сот дирхамов, то выплачивай с него закят». Она спросила: «У меня есть сироты, могу ли я выплатить закят им»? Он ответил: «Да». [Достоверный, отталкиваясь от других хадисов (сахих лигойрихи). Его привел АбдуРраззак 4/83 и Ат Табарани 9/371 с достоверным иснадом отталкиваясь от других хадисов.]

Б) Предание Умара, что он написал Абу Мусе аль Аш’ари: «Прикажи женщинам своих мусульман, чтоб они давали садака со своих украшений (а в другом риваяте, чтоб они выплачивали закят со своих украшений), и пусть они не ссорятся по причине подарков». [Ибн Аби Шейба 3/153, Аль Бухари в «Ат Тарих аль Кабир» 4/217 и Аль Байхакы 4/139 и его иснад оборван.]

В) Предание от АбдуЛла бин Амра, что он: «Писал своему казначею Салиму, что бы тот выплачивал каждый год закят с украшений своих дочерей». [«Ас Сунан» у Ад Даракутни 2/107 с хорошим иснадом.]

Г) Предание от Аиши, что она сказала: «Нет проблем одевать украшения, если платить с них закят». [Ад Даракутни 2/107 и Аль Байхакы 4/139 с хорошим иснадом.]

И так же достоверно передается, что этого мазхаба придерживался Саид бин Аль Мусайиб, Саид бин Джубейр, Ибрахим Ан Нах’и, Ато бин Аби Рабах, Аз Зухри, АбдуЛла бин Шаддад, Суфьян ас Саури и др. как это передал наш шейх, да сохранит его Аллах, в «Джами’ ахкам ан ниса» 2/156-157.

Более правильное мнение: После того, как были изложены доводы обеих сторон, более правильным мнением, на мой взгляд, а знание об этом у Всевышнего Аллаха, будет мнение, что является обязательным выплачивать закят с золотых и серебряных украшений, по любому, если они достигают нисаба и пролежали целый год. Это мнение сильнее со стороны доказательств и безопаснее со стороны отношений, и таким образом можно избежать разногласий.

Не нужно платить закят с украшений из жемчуга и драгоценных камней.

Кроме золота и серебра, закят не является обязательным ни в каких остальных видах драгоценностей, как например, жемчуг, кораллы, хризолит (драгоценный камень), корунд и т.д. по единогласному мнению ученых. Т.к. нет довода на это. [См. «Аль Муватта» у Малика 1/250, «Аль Умм» у Аш Шафии 2/36 и «Аль Маджму’» 6/6.]

За исключением, что если это будет как продаваемый товар, то в таком случае уже нужно выплачивать закят, как и с любого товара, это, по мнению большинства, и придет это позже в своем разделе ин ша Аллах.

Представим, если у женщины будут золотые кольца с кусочками бриллиантов, то как ей нужно выплачивать закят?

Если есть возможность, без того, что бы портить эти кольца, снять эти бриллианты (и взвесить), то в этом случае она должна выплачивать закят с золотых колец, не принимая во внимание бриллианты, по стечению года. А если невозможно снять их, только если испортить кольца, то в этом случае нужно примерно вычислить и выплатить закят лишь с золота. А если эти кольца приготовлены на продажу, то тут уже нужно выплачивать закят с их стоимости, а бриллианты идут как товар, по мнению большинства ученых.

Нужно ли выплачивать закят с посуды и картин сделанных из золота и серебра?

Использование золотой и серебряной посуды является запрещенным, особенно использовать в еде, питье и т.п., как об этом сказал пророк, : «Не пейте из золотой и серебряной посуды и не одевайте шелк и парчу. Поистине, это (золотая и серебряная посуда и шелк) для них (неверных и многобожников) в этой жизни, а для нас в последней». [Аль Бухари №5633 и Муслим 2067.]

Среди ученых, = даже среди тех, кто сказали, что не обязательно выплачивать закят с украшений, если их носят и они используются, = нет разногласия, что если какую-либо вещь, из золота и серебра, нельзя использовать и приобретать, то выплачивать закят с нее обязательно. И в это нет разницы между мужчиной и женщиной, потому, что смысл запрета охватывает и их (женщин) так же. А смысл запрета – это исраф (чрезмерность), высокомерие, обида и зависть в сердцах бедняков, а в этом равны и мужчины и женщины. Единственное только, женщинам разрешаются украшения, т.к. они в них нуждаются, что бы украшаться перед мужем, а в посуде и т.п. такой нужды нет, поэтому они остаются быть запрещенными.

И изображения являются запретными, а если они будут из серебра и золота, то их запретность усиливается. И если это понятно, то с них нужно выплачивать закят, без каких либо разногласий среди ученых, но закят будет обязательным лишь при достижении нисаба или при прибавлении их (посуды и картин) к тому имуществу, которое у него имеется из того же сорта. [«Аль Мугни» у Ибн Кудама 3/15-16.]

 

Закят с заработной платы

 

Человек, рабочий или же служащий, который получает зарплату ежемесячно или еженедельно, то такой попадает под одно из двух положений:

Первое: Если у него есть имущество, достигающее размера нисаб, затем, он каждый месяц зарабатывает еще имущество поверх этого. Это и есть третье положение, которое уже было упомянуто, относительно имущества, которое приобретено в период ожидаемого года (ожидаемый год, человек его ждет, чтоб потом выплатить закят) [Вернись к «Положение имущества, приобретенное в период ожидания завершения года, если уже накопился нисаб». (стр. 15)]. И поэтому владелец должен следить за сроком каждой зарплаты и выплачивать с нее соответствующий закят по истечению года с момента ее получения.

А если кто хочет облегчения, простоты и великодушия, и хочет помочь беднякам и остальным, кто достоин закята, то может выплачивать закят сразу со всего имущества, которым он владеет, в тот момент, когда закончится год первого нисаба, которым он владел. Заработает больше награду, будет выше степенью и избавится от лишних проблем. И в этот момент, когда он будет выплачивать закят по истечению года с первого нисаба, то получается, что он выплачивает закят с остального имущества заранее, еще до окончания года, а выплачивать закят до окончания года является дозволенным, особенно если в этом есть нужда или польза. [Взято из фатав постоянной комиссии и фатав большого ученого Ибн База, рахимахуЛлах «Фатава аль ислямийа» Джам’ аль муснад стр. 76.]

Он также может поступить третьим способом, выплачивать закят с чистого излишка, т.е. отложив столько, чтоб хватило на проживание ему и тем, кого он содержит, [«Фикх аз закят» у Аль Кардави 1/549.] а затем уже, по истечению года, выплатить закят со своего имущества, которое у него было.

Второе: Если его имущество не достигает нисаба, и он ежемесячно получает зарплату и откладывает каждый месяц определенную сумму, то в этом случае закят для него необязателен, пока не достигнет нисаба. То в этом случае уже начинается отсчет года, а это уже точно такое же состояние как и то, о котором только что шла речь.

 

Закят с приданного

 

Приданное женщины (махр), точно такое же как и любое другое имущество, и с ним нужно поступать точно так же как и со всем остальным имуществом:

  1. Если женщина, получила приданное из такого сорта, с которого нужно выплачивать закят, и это приданное достигает нисаба, или больше, то по истечению года нужно выплатить с него закят.
  2. Если ее приданное переходит к ней постепенно (с отсрочкой), то это приданное приобретает положение долга, которое уже было упомянуто. И если ее муж обеспеченный и выплатить оставшийся махр ему не составит проблем, то в этом случае она должна выплатить закят с ее приданного, которое находится во владениях мужа. А если ее муж находится в тяжелом положении (финансовые затруднения), то в этом случае, по более правильному мнению, ей необязательно выплачивать закят, а когда она получит свое преданное, то выплатит закят лишь за один год.
  3. Если женщина получила свое приданное, а затем муж дал ей развод еще до того, как вступил с ней в половой акт, и прошел уже год с момента как накопился нисаб, то в этом случае она выплачивает закят с половины приданного, а муж выплачивает с остальной половины, а Аллах знает лучше.

 

Закят с животных

 

Виды животных, с которых нужно выплачивать закят

Ученые единогласны в том, что закят выплачивается с: верблюдов, коров и мелко-рогатого скота (бараны и козлы), и привели на это множество доказательств, некоторые из которых придут в своем месте ин ша Аллах.

Далее ученые разногласят относительно лошадей[«Аль Мугний» 2/620, «Аль Фатх аль Кодиир» 1/502, «Аш Шарх аль минхадж» 2/3 и «аль Маусу’ату аль фикхийа» 23/262], большинство ученых, среди которых оба ученика Абу Ханифы, склонились, что с лошадей, которые не на продажу, не выплачивается закят, даже если они будут свободно-пасущиеся и приобретены для размножения, и все равно они будут рабочие или нет. И их мнение подкрепляет хадис пророка, : «Нет закята на мусульманине с его коня и с его раба». [Достоверный, его привели Аль Бухари №1464 и Муслим №628.] Несмотря на это Абу Ханифа и Зуфар склонились к мнению, что с коней, если они будут свободно-пасущимися, и если среди них будут и жеребцы и кобылы, то с них закят выплачивается, но если будут одни жеребцы то закят не обязателен, т.к. не будет потомства, и т.к. если будут одни лишь кобылы, закят не выплачивается!! И привел в довод слова пророка, : «Лошадь для человека – это: благо, защита и ответственность… (и дальше в хадисе) пусть же не забудет право Аллаха с ее шеи и с ее спины». [Достоверный, Аль Бухари №2371 и Муслим 987.]И сказал Абу Ханифа: «Право с ее шеи – это закят».

А относительно остальных животных как мулы, ослы и др. то с них закят не выплачивается, если только они не являются товаром, как об этом сказал пророк, : «Лошадь для человека – это благо…». И когда был спрошен про ослов, то сказал: «Все что на меня было ниспослано относительно их, это вот этот единственный аят «А тот, кто сделает благо весом хотя бы с пылинку – видит его»». [Достоверный, Аль Бухари №2371 и Муслим 987.]Аз Зальзаля 7.

Условия обязательность закята с животных.

Есть три условия для того, чтоб закят с животных стал обязательным:

  1. Нисаб, и придет разъяснение этому.
  2. Чтоб прошел год, как это пришло в хадисе: «Нет закята в имуществе, пока не пройдет год». [Слабый, его привел Ибн Маджа 1792, и этот хадис является слабым, даже несмотря на то, что Аль Альбани посчитал его достоверным в «Сахих аль джами’» №7497. Однако смысл этого хадиса практикуется в закяте с животных, см. «Аль Мухалля» 5/267.]
  3. Чтоб эти животные были свободно-пасущиеся, т.е. большую часть года паслись на пастбищах.

Животные бывают четырех видов.

Животных [Верблюдов, коров и баранов] можно разделить на четыре вида[«Аш Шарх аль мумти» на «Зад аль мустакни’» 6/52-53.]:

  1. Эти животные – свободно-пасущиеся, т.е. большую часть года пасутся на пастбищах. И хозяин их держит и для дома и для приплода, как об этом сказал всевышний: «… благодаря ей произрастают растения, которыми вы кормите свой скот». Ан Нахль 10. С такого вида животных нужно выплачивать закят.
  2. Эти животные – на откармливание, даже если они и были приобретены как для дома, так и для размножения, однако их хозяин покупает для них корм (сено) или собирает его специально для них, с такого вида животных закят не выплачивается.
  3. Эти животные – рабочие, как например, верблюд, которого хозяин дает напрокат для перевозки грузов и для поездок на нем. Или например, бык, который используется для вспахивания и орошения, с такого вида животных закят не выплачивается, это, по мнению большинства ученых, [Шарх «Фатх аль кадиир» 1/509 и «Аль Мугни» 2/576.] в противоположность маликитам.
  4. Эти животные – приготовлены на продажу, с такого сорта животных выплачивается закят как товара, тут уже нужно выплачивать закят даже с одного верблюда, если его стоимость достигает закята, и нет разницы этот верблюд свободно-пасущийся или откормленный, или тот, на котором ездят.

 

Закят с верблюдов

 

Нисаб верблюдов и размер закята, который нужно выплачивать с них.

Кто владеет верблюдами, чье количество не превышает пяти, мужского пола или женского, молодые или взрослые, то закят выплачивать не обязательно. Передается от Абу Саида аль Худри, что посланник Аллаха, , сказал: «Не выплачивается садака со стада, количеством менее пяти верблюдов». [Достоверный, его привел Аль Бухари №1447 и Муслим №979, и он уже был упомянут.]

А если уже превышает пять верблюдов, то пророк, , в хадисе от Анаса, когда Абу Бакр отправил ему послание, разъяснил размер закята, который нужно выплачивать. И вот это послание, слово в слово, т.к. в будущем в этом будет большая нужда.

Передается от Анаса, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему послание, когда поставил его правителем над Бахрейном: «БисмиЛляхи АрРахмани, АрРахим. Это обязательное садака, которое посланник Аллаха, , вменил в обязанность мусульманам, и то, чем обязал Аллах Своего посланника. И если кто из мусульман попросят садака должным образом, то пусть даст ее, а если кого попросят сверх нормы, то пусть не дает. Двадцать четыре верблюда, все что менее этого, то за каждые пять верблюдов нужно выплачивать одну овцу. От двадцати пяти до тридцати пяти верблюдов, нужно выплачивать годовалого верблюжонка женского пола. От тридцати шести до сорока пяти нужно выплачивать двухгодовалого верблюжонка женского пола. От сорока шести, до шестидесяти, нужно выплачивать трехгодовалого верблюжонка женского пола. От шестидесяти одного до семидесяти пяти, нужно выплачивать четырехгодовалого верблюда женского пола. От шестидесяти семи до девяноста, нужно выплачивать двух двухгодовалых верблюжат женского пола. От девяноста одного до ста двадцати, нужно выплачивать двух трехгодовалых верблюжат женского пола. А если превышает сто двадцать верблюдов, то за каждые сорок верблюдов выплачивается двухгодовалый верблюжонок женского пола. А за каждые пятьдесят верблюдов выплачивается трехгодовалый верблюжонок женского пола. А если у кого имеется лишь четыре верблюда, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает. А если достигает пяти верблюдов, то нужно выплачивать одну овцу.

Теперь закят с мелко-рогатого скота, со свободно-пасущегося, от сорока до ста двадцати, нужно выплачивать одну овцу. Если превышает сто двадцать до двухсот, то нужно выплачивать две овцы. Если превышает двух сот до трех сот, то нужно выплачивать три овцы. А если превышает три сотни, то за каждую сотню нужно выплачивать одну овцу. А если свободно-пасущихся баранов будет меньше сорока, хотя бы на один, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает.

А с двухсот дирхамов (серебряных), нужно выплачивать одну сороковую часть. А если у него будет лишь сто девяносто, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает». [Достоверный, его привел Аль Бухари №1454, Абу Дауд №1567 и Ан Насаи 5/18.]

И основываясь на это хадисе, закят выплачивается согласно следующей таблице:

Количество верблюдов   Размер обязательного закята с них
От До
Нет с них закята
Одна овца Две овцы Три овцы Четыре овцы
      Одного «Махад»[А если нету, то его может заменить Лябун мужского пола, как это позже придет.](это верблюжонок женского пола, которому исполнился один год и пошел второй).
    Одного «Лябун» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось два года и пошел третий).
    Одного «Хакка» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось три года и пошел четвертый).
    Одну «Джаза’а» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось четыре года и пошел пятый).
Две «Лябун»
Две «Хакка»

Скажу, это – то количество, которое пришло в хадисе Абу Бакра от посланника Аллаха, , и на этом состоялось единогласное мнение ученых. [«Аль Маджму’» 5/400, «Аль Амваль» у Абу Убейда стр. 363 и «Аль Мугни» 2/577.]

А если верблюдов будет больше чем сто двадцать, то, по мнению многих ученых, в противоположность ханафитов, [Ханафиты склонились к мнению, что закят после 120 начинается сначала, т.е. за каждые пять верблюдов, нужно выплачивать одну овцу, прибавляя ее к двум «Хакка». И т.д. если, то что свыше 120, достигнет количества, с которого нужно выплачивать Лябун, то нужно выплатить, а когда достигнет того количества, что нужно выплачивать Хакка, то нужно выплатить. См. «Фатх аль Кадиир» 1/497.] Ан Нах’и и Ас Саури, тут нужно работать согласно следующей таблицы, которая заключается в том, что за каждые пятьдесят верблюдов, нужно выплачивать Хакка, а за каждые сорок – Лябун, и это упомянуто в предыдущем хадисе.





Количество верблюдов   Размер обязательного закята с них
От До
Трех лябун Одного Хакка и двух лябун Два Хакка и одного лябун Три Хакка Четыре лябун Три лябун и одного хакка Два лябун и два хакка Три хакка и одного лябун Четыре хакка и[Примечание от переводчика: Тут типографическая ошибка, правильным является, что от 200 до 209 верблюдов нужно выплачивать четыре хакка или пять лябун, а не четыре хакка и пять лябун. Т.к. Хакка выплачивается с 50 верблюдов, а с двух сот выплачивается четыре хакка 50*4 = 200, а лябун выплачивается с 40 верблюдов, а с двух сот выплачивается пять лябун 40*5 = 200.] пять лябун
©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.