Практическая реализация и формы контроля музейной практики Музейная практика Как вид учебной деятельности И часть образовательно-педагогического процесса Музей - грандиозная памятная книга человечества. А. Луначарский. Цели музейной практики: 1) углубление и закрепление теоретических знаний по истории литературы, культурологии и отечественной истории; 2) применение знаний, полученных в период музейной практики, во внеклассной работе с учащимися. Задачи музейной практики: образовательные формирование и углубление комплекса знаний и повышение компетенции студентов в области музейной культуры России и мира; воспитательные - эстетическое и патриотическое воспитание, развитие национального самосознания как средства формирования личности; лингвистические - обогащение словарного запаса, повышение культуры речи, расширение сфер употребления и возможностей функционирования языковых средств музейной тематики; культурологические- формирование фонда фоновых знаний и повышение обшей культуры как средства эстетического развития и совершенствования личности. I. Знакомство с основами музейного дела. 1. Музей как социокультурное явление. Понятие «музей». Социальные функции музея. Классификация музеев. 2. Особенности возникновения и развития музеев. Коллекционирование в античную эпоху, эпоху Средневековья. Возникновение музеев в эпоху Возрождения. Западноевропейские музеи XVIII века. Возникновение российских музеев. Европейские музеи и их развитие в XIX веке. Музеи мира XX века. На пути к музею XXI века. 3. Музей как научно-исследовательское учреждение. Основные формы культурно-просветительской работы музея. 4. Музей и школа. Литературные, лингвистические, краеведческие, военно-патриотические музеи в школьной педагогической практике. II. Музейная практика и эстетическое воспитание. Закрепление знаний по культурологии. Посещение художественных музеев города. Знакомство с художественными музеями страны и мира. Приобщение к мировым художественным ценностям. III. Музейная практика и патриотическое воспитание. Закрепление знаний по отечественной истерии. Посещение выставочного центра мемориала Победы в Красноярске. Знакомство с основными мемориалами страны (Бородинская панорама, Пискаревское кладбище, Мамаев курган, Брестская крепость и др.). IV. Музейная практика и воспитание национального самосознания. Музеи прикладного искусства. Этнографические музеи под открытым небом (Кижи, Коломенское, Суздаль, Шушенское и др.). V. Музейная практика как часть реализации национально-регионального компонента. Использование фондов музеев Красноярского края при обучении русскому языку и литературе. Сибирский быт и сибирская речь. Языки народов Сибири и быт ее коренных жителей. Сибирский писатель В.П. Астафьев: культура и быт его малой родины, д. Овсянка. VI. Музейная практика и лингвистические, фольклорные кабинеты-музеи в вузе и школе. VII. Музейная практика как компонент профессионального риторического мастерства. Учитель-экскурсовод. Подготовка тематической экскурсии. Виды уроков: урок-экскурсия, урок-путешествие, видеоурок. Урок-экскурсия к памятникам русским писателям и деятелям русской истории и культуры. Экскурсии в мемориальные музеи-усадьбы. Видеоуроки: малые города Красноярского края, «Золотое кольцо России» и т.д. VIII. Музейная практика и научно-исследовательская работа студентов. Знакомство с архивными фондами. Приобщение к работе с архивными материалами. Подготовка докладов, сообщений, рефератов; выполнение курсовых и дипломных работ; участие в конференциях, семинарах и т. п. Практическая реализация и формы контроля музейной практики 1. Посещение музеев и знакомство с экспозициями и фондами с последующим обсуждением, обменом впечатлениями и мнениями, составлением текстов-отзывов, текстов-отчетов и т.п. 2. Методические разработки тематических уроков-экскурсий (по выбору студентов и преподавателя). 3. Компьютерные презентации. 4. Рефераты на избранную тему в электронном виде. 5. Проведение итоговой научно-практической конференции. 6. Подготовка лекции-беседы или урока-экскурсии по теме «Памятники отечественной культуры» (по выбору студента). Произнесение речи в аудитории. Оценка речи в соответствии с разработанными критериями. Библиографический список 1. Богуславский С. Р. Школьный литературный музей-клуб: Книга для учителя / СР. Богуславский. - М, 1989. 2. Волкова, Е.В. Зритель и музей / Е. В. Волкова. -М., 1989.1. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. - М., 2001. 3. Воронин, А. А. Музей как креативное пространство культуры / А.А. Воронин // Философские исследования. - 1974. -№ 1. 4. Все музеи Москвы. - М., 1997. 5. Взаимодействие школы и музеев / отв. ред. О.Л. Ботякова, А.Г. Козлова. - СПб., 1994. 6. Коренева, Т.Ю. Музееведение / Т.Ю. Коренева.-М., 2004. 7. Коренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Коренева. -М.,2003. 8. Краткий словарь музейных терминов: проект. - М., 1974. 2-е изд., 1983. 9. Лощинин, К П. Литературный музей в школе / Н.П. Лощинин.-М., 1976. 10. Лысикова, О.В. Музеи мира: учебное пособие / О.В. Лысикова.-М., 2002. 11. Мир русской культуры: энциклопедический справочник. -М., 1997. 12. Музееведение: учебник для студентов вузов. -М., 1988. 13. Музеи России: справочник: в 4ч. -М., 1993. 14. Музей и школа. Воспитание искусством: сб. сообщений // IV Коваленковские чтения. -Краснодар, 1997. 15. Музейный мир России. -М., 2003. 16. Музей и школа: пособие для учителя. - М., 1985. 17. Музееведение. На пути к музею XXI века. - М., 1989. 18. Обернихина, Г. А. Развитие речи учащихся старших классов. Литературные места России и ближнего зарубежья (Тексты для устных рассказов, диктантов, изложений; темы сочинений; литература для учителя и учащихся) / Г.А. Обернихина. -М., 2000. 19. Остергаг,Л. Школьный литературно-краеведческий музей /Л. Остергаг. - Барнаул, 1970. 20. Словарь музейных терминов // Советский музей.- 1986.-№2. 21. Сокольников, Н. М. Краткий словарь художественных терминов / Н.М. Сокольников. - Обнинск, 1996. 22. Список государственных музеев СССР.-М., 1990. 23. Столяров, Б.Н. Основы экскурсионного дела / Б.Н. Столяров, Н.Ф. Соколова, Н.А. Алексеев. - СПб., 2002. 24. Станюкович, Т.В. Этнографическая наука и музеи / Т.В. Станюкович.-Л., 1978. 25. Столяров, Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б.А. Столяров.-СПб., 1999. 26. Тверская, Д. И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело в СССР / Д.И. Тверская. - М., 1974. 27. Труевцева, О.Н. Музеи Сибири во второй половине XX века / О.Н. Труевцева. Томск, 2000. 28. Тельчаров, АД. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций /А.Д. Тельчаров. -М., 2005. 29. Тверская, Д. И. Музей как научно-исследовательское учреждение / Д.И. Тверская // Музей - культура - общество: сб. научн.тр./ЦМР.-М., 1992. 30. Федоров, Н.Ф. Музей и культура / Н.Ф. Федоров. -М., 1999. 31. Фролов, АН. Музеи Москвы / А. И. Фролов.-М., 2003. 32. Холл, Д- Словарь сюжетов и символов в искусстве / Д. Холл. -М., 1996. 33. Чайковский, Е. Музеям под открытым небом 100 лет // Музееведение. На пути к музею XXI века: Музеи-заповедники / Е. Чайковский. -М, 1991. 34. Чижова, Л.В. Из истории художественных музеев России / Л.В. Чижова. -М., 1991. 35. Шляхтича, Я. М. Основы музейного дела. Теория и практика / Я.М. Шляхтина. - М., 2005. 36. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/М.Ю. Юхневич. - М., 2001. 37. Энциклопедический словарь юного художника / сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. М., 1983. 38. Российская музейная энциклопедия: в2т. -М., 2001. 39. Художественный музей в образовательном процессе. - СПб., 1998. 40. 100 великих музеев мира / авт.-сост. Н.А. Ионина. -М.: Вече, 1999. |