Praesens indicativi activi Методические разработки (в помощь студентам юридического факультета РГСУ) Составитель – д.и.н., профессор В.И. Козловская Курс латинского языка рассчитан на 16 часов групповых занятий и завершается сдачей зачета. Рекомендуемый (из числа имеющихся в библиотеке РГСУ) учебник: И.С. Розенталь, В.С. Соколов. Учебник латинского языка // Для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов. М., издательство «Норма». 2000 (2005). Занятие (Раздел «Введение» учебника, с.1-5, а также Урок 1, с.7-10). Фонетика 1. Латинский алфавит состоит из 25 букв. 2. Гласных-монофтонгов – 6: A, e, i, o, u, y. 3. Дифтонги, диграфы: Au (aurum), eu (Europa), ae (praemium, praesens),oe (foedus, poena). 4. Согласные: с – (“к”, “ц”): caput, color, однако: centum, civis (так как после этого согласного следуют гласные “е”, “i”). s – (с, з) rosa, sol q – (пишется всегда с “u”, читается как “кв”): aqua ngu – (произносится как “нгв”): lingua ti – (произносится как “ци”): ratio, за исключением случаев, когда этому сочетанию предшествуют “x”,“s”, “t”: bestia, Attius, mixtio (читаются как “ti”). ch (читается как“x”): chora sch (читается, как “сх”): schola Ударение 1. Как правило, не ставится на последнем слоге. 2. В двусложных – на начальном: ste-lla, vi-ta. 3. В многосложных – на предпоследнем, если он долог (=закрытый): ma-gís-ter, per-féc-tus, или на третий от конца, если второй от конца – открытый: ín-su-la, cí-vi-lis. Прочитать: 1. Gai-us Ju-li-us Cae-sar, Grae-cus, Grae-ci, cau-sa, sphae-ra, fi-li-a, Ju-li-us, jus, tri-um-phus, De-cem-ber, Mar-cus Tu-lli-us Ci-ce-ro, po-e-ta, ma-chi-na, ta-bu-la, De-mos-the-nes, jus-ti-tia, sym-pho-ni-a, ar-gu-men-tum, Jus-ti-ni-a-nus, Ul-pi-a-nus. 2. Pacta conventa. Corpus juris. Jus gentiun. Jus utendi. Jus praetorium. Bona fides. Leges agrariae. Decemviri legibus scribundis. Leges duodecim tabularum. Nota bene. Et cetera. Quantum satis. Tempora mutantur. Status quo ante. Mens sana in corpore sano. Грамматика Имя существительное (nomen substantivum) Латинское имя существительное имеет числа (Sing., Pl.) и падежи: nom., gen.,dat., acc., abl., voc. Склонение (Declinatio prima) 1. К 1 склонению относятся существительные женского рода (женский род в словаре обозначен как “f” – femeninum), оканчивающиеся в nom.sg. на –а и в gen.sg. на –ае: justitia, stella, familia, rosa. 2. Есть несколько существительных 1 склонения мужского рода (m - mаsculinum), тоже с окончанием –а в nom.sg.: poeta, incola, nauta. 3. По 1 склонению склоняются также прилагательные женского рода, оканчивающиеся в nom.sg. на –а: magna, longa, bona, mala. 4. Основа существительных 1 склонения, как и вообще всех четырех остальных склонений, определяется по gen.sing. путем отбрасывания окончания –ae этого падежа. 5. Парадигма 1 склонения: Sing. Plur. Nom. – a. - ae. Gen. - ae. - arum Dat. – ae. - is Acc. – am. - as Abl. –a. – i Примечание. Длявыполнения упражнений понадобится глаголsum, fui, - esse(быть, существовать, находиться),которыйчасто употребляется в качестве глагола-связки и спрягается по общей парадигме глагольных окончаний: Sing.1 л.: Sum, 2 л. – es, 3 л. – est; Plur. 1 л.: sumus, 2 л.: estis, 3 л.: sunt. Упражнения 1. Просклонять следующие словосочетания: Lingua Latina, justitia vera, terra magna, amica honesta. 2. Перевести: Scientia potentia est. Terra est sphaera. Terra et luna sunt stellae. Historia est magistra vitae. Schola est via sсientiarum. Valeria et Julia amicae sunt. Lingua Latina lingua antiqua est. 3. Перевести и выучить наизусть (это входит в домашнее задание!) следующие афоризмы (здесь и далее они выделяются курсивом): Ibi victoria, ubi concordia. Experientia est optima magistra. Aurora Мusis amica. Fortuna caeca est (Cicero). Magna neglegentia culpa est (Paulus). Задания на дом: 1. Выучить фонетику. 2. Научиться правильно и бегло читать все задания из Упражнений. 3. Выучить 1 склонение (парадигму). Просклонять: vita longa, historia antiqua. 4. Выучить спряжение глагола sum in praes.ind. 5. Перевести: 1. Philosophia est magistra vitae. 2. Historia est schola vitae. 3. Roma est in Italia. 4. In terra et in aqua est vita. 5. Via longa est. 6. Bestia magna et perita est. 6. Просклонять все существительные, которые встретились во всех предложениях текста. 7. Знать всю лексику и афоризмы (с переводами на русский язык!) из Занятия 2. Занятие 2 (Уроки 2-3 Учебника, с. 10-17) Латинский глагол (Verbum) Общие сведения Praesens indicativi activi 1. Латинский глагол имеет лицо, число, время, наклонение, залог. 2. Есть два залога: действительный (genus activum) и страдательный (genus passivum). 3. Есть три наклонения: изъявительное (modus indicativus), повелительное наклонение (modus imperativus) и сослагательное (modus coniunctivus). 4. Времена латинского глагола различаются а) по длительности (например, настоящее историческое – praesens historicum) и б) по степени завершенности (выделяются времена совершенного и несовершенного видов). 5. Латинский глагол знает две группы времен – систему инфекта и систему перфекта. В систему инфекта, изучение которой мы начинаем, входят: настоящее (praesens), прошедшее незавершенное (imperfectum) и будущее предстоящее (futurum primum). Глагольные времена, формирующие систему перфекта, – это прошедшее завершенное (perfectum), предпрошедшее (plusquamperfectum), будущее второе – futurum secundum (обозначает действие, которое состоится до наступления другого будущего действия). 6. Латинский глаголы имеют 4 спряжения. Тип спряжения определяется по неопределенной форме глагола – infinitivus. Он оканчивается на -re или –ere. Для определения основы глагола нужно от инфинитива отбросить суффикс –re для глаголов 1, 2, 4 спряжений и суффикс –ere для глаголов 3 спряжения. 7. Основа глаголов 1 спряжения (в praesens indicativi) оканчивается на –a (accusa-re), 2 спряжения на – e (move-re), 4 спряжения – на -i (puni-re). 8. Основа глаголов 3 спряжения образуется путем отбрасывания -ere и, в результате, оканчивается на согласный (scribere – scrib-) или на –u (constituere – constitu-). Есть группа глаголов 3 спряжения, основа которых оканчивается на –i: capere – capi-. 9. При спряжении у глаголов 1 спряжения в 1 л.sing. конечный гласный основы -а сливается с окончанием –о и, в результате, образуется –о (dare – do, ornare – orno, amare - amo). 10. Проспрягать – это значит к основе глагола прибавить личные окончания. Парадигма praesentis indicativi activi: Sg. 1. –o (-m) Pl. -mus 2. –s -tis 3. –t -nt 9. При спряжении глаголов 1-2 спряжений окончание прибавляется непосредственно к основе. 10. При спряжении глаголов 3 спряжения между основой и окончанием появляются соединительный “i” (во 2, 3 лице sg.; в 1, 2 лице pl.) или “u”(в 3 лице pl.). 11. При спряжении глаголов 4 спряжения в 3 лице pl. после основы нужно поставить “u”. 12. Если при глаголе идет отрицание (non), то онo ставится перед глаголом: pecuniam habeo – pecuniam non habeo, magistram audiunt – magistram non audiunt. Упражнения 1. Определить по форме инфинитива, к какому типу спряжения принадлежат глаголы: clamare, audire, condere, credere, debere, dicere, docere, ducere, errare, finire, habere, laudare, legere, mittere, numerare, scribere, sentire, servire, tenere, videre, venire, vincere. 2. Образовать основы всех этих глаголов. 3. Определить форму 1 лица sing. всех этих глаголов. 4. Проспрягать следующие глаголы: errare, habere, mittere, vincere, statuere. Задания на дом 1. Выучить грамматику. 2. Выучить лексику. 3. Знать перевод всех заданий, предложений и афоризмов. 4. Афоризмы выучить наизусть. 5.Перевести следующие предложения: 1. Patriam amamus, patriam defendimus. 2. Dum spiro, spero. 3. Nauta navigat, agricola arat. 4. Culpam negant. 5. Pecuniam habeo. 6. Caesar copias ducit. 7. Laborare debemus. 8. Quid dicis? Nihil dico, taceo. 9. Si vales, bene est, ego valeo. 10. Qui timide rogat, docet negare. 11. Aquila non captat muscas. 12. Aquilam volare doces. 13. Haud semper errat fama. 14. Cum tacent, clamant (Cicero). Занятие 3. (Урок 4 по Учебнику, с. 17-24) |