Требования к профессиональной подготовленности специалиста Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: редакционная подготовка печатных и электронных изданий: разработка издательских стратегий, формирование и реализация тематических планов издательских предприятий; разработка концепций книжных, журнальных, газетных проектов традиционных и электронных изданий на основе использования отечественного и зарубежного опыта и культурных традиций; отбор и оценка текста/контента как продукта речемыслительной деятельности и как материала для восприятия отдельными читательскими (референтными) группами в процессе издательского проектирования; организация процесса подготовки контента и издательских оригиналов в традициях книжной культуры и с использованием инновационных методик креативного редактирования, технологий веб-редактирования и дизайна; оценка издательской культуры и качества редакционной подготовки контента печатных и электронных изданий, СМИ и веб-сайтов; продвижение и распространение издательской продукции: организация работы по изучению и формированию спроса, анализу конкурентной среды, расширению клиентской базы издательского предприятия; оптимизация использования каналов продвижения и распространения традиционного/электронного контента и издательской продукции; планирование и разработка инновационных мероприятий по продвижению и распространению издательской продукции; разработка и координация рекламной политики издательского предприятия и создание бренд-имиджа издательства; управление издательскими процессами: выбор и применение маркетинговых стратегий и моделей издательского предприятия для разных сегментов издательского рынка с целью повышения конкурентоспособности; формирование информационной, ценовой и кадровой политики издательского предприятия; текущее и перспективное планирование, организация и контроль работы издательского предприятия, принятие управленческих решений в издательской деятельности; разработка бизнес-планов, обоснование технологических и экономических параметров издательских проектов и процессов; управление инновациями в издательском деле, внедрение системы качества издательского предприятия; формирование и ведение баз данных редакционно-издательского профиля с использование современного программного обеспечения; использование информационных систем и технологий в управлении издательской деятельностью; научно-педагогическая деятельность: владение методикой преподавания профессиональных дисциплин; осуществление педагогической деятельности и воспитательной работы; умение создавать необходимое учебно-методическое обеспечение профессиональных дисциплин; научно-исследовательская деятельность: изучение теоретико-методологических основ книговедения, книжной культуры и издательского дела; изучение и обобщение исторического и современного опыта отечественного и зарубежного издательского дела; описание и обоснование типологии текстов как объектов книговедческого знания, книжной культуры и издательского дела; ФГОС издательское дело – 05 изучение роли и места печатных и электронных средств информации в информационном обществе; анализ основных тенденций развития отечественного и зарубежного рынков авторских прав, электронного контента и печатных изданий; научное обоснование, разработка и внедрение инновационных редакционно-издательских, маркетинговых, информационных и логистических технологий в издательском деле. 3. Календарный план: этапы работы нал ВКРМ Работа над ВКРМ начинается с выбора темы и составления плана. Примерная тематика ВКРМ Аппарат научно-популярного издания. Принципы формирования и подготовки Традиции детского книгоиздания (на примере репертуара издательства «Детская литература») Разработка концепции издания с учетом мотивации покупателя Редакторская подготовка энциклопедии для детей и юношества (на примере…) Особенности редакторской подготовки нормативных изданий (на примере отраслевых стандартов) Коммуникативные аспекты подготовки книжного издания Книжные выставки и ярмарки как метод стимулирования сбыта на рынке книжной продукции Связи с общественностью как метод стимулирования сбыта на рынке книжной продукции Организационно-правовые формы издательств и издающих организаций Деятельность частного издательства (на примере одного из издательств) Способы определения рейтинга книги и выявление бестселлера в России и на Западе Рецензия как один из способов популяризации издания Реклама как метод стимулирования сбыта на рынке книжной продукции Формирование издательского портфеля (на примере …) Маркетинговая служба издательства (на примере …) Перспективный тематический план издательства (на примере …) Специфика управления процессом подготовки электронных изданий Коммуникативные аспекты подготовки информационных и аналитических жанров радиожурналистики Книжный рынок …-х годов: парадоксы литературной ситуации Книжная серия в современной издательской практике (на материале массовой / научной / учебной / художественной литературы) Рекламные стратегии современных издательств: приемы, способы, читательская реакция Сетевые литературные журналы: анализ современной ситуации Авторские проекты в Интернете и на телевидении: способы создания образа Обучающие Интернет-сайты и программы в сфере гуманитарного образования (средняя и высшая школа): анализ ситуации или разработка концепции (по выбору студента Работа редактора с автором: способы и приемы взаимодействия в процессе работы над текстом Виртуальная личность как литературный проект (на материале сетевой литературы 1990-х годов) Подготовка и выведение на рынок специализированного периодического издания (на примере ….) Рынок православной литературы для детей Современный литературный альманах: особенности редакторской подготовки Работа редактора молодежных телевизионных программ Иллюстративный материал в учебниках для школьников. Критерии редакторской оценки Работа редактора над хрестоматией по литературе для старших классов общеобразовательной школы Редакторский анализ изданий собраний сочинений отечественных / зарубежных писателей двадцатого века Работа редактора над справочным литературоведческим изданием (на материале издания по выбору студента) Учебник как вид издания. На примере профилирующих учебников для высшей школы Учебник как вид издания. На примере общетеоретических учебников для высшей школы Нетекстовые элементы в произведениях разных видов литературы. Сравнительный анализ Редакторская подготовка научного сборника Редакторская подготовка путеводителей Концепция и модель издания. Принципы разработки и обоснования Культура книги в издательском деле. Теория и практика (на примере конкретного издания) Отраслевой терминологический словарь. Особенности работы редактора Принципы формирования справочного аппарата серийного издания по искусству (издание – по выбору студента) Особенности иллюстрирования монографии по изобразительному искусству (издание – по выбору студента) Работа редактора над аппаратом мемуарного издания и т.п. Второй этап – подготовка теоретической части ВКРМ. Вместе с руководителем уточняется количество разделов и подразделов, их названия и последовательность расположения. В соответствии с установленным руководителем графиком студент представляет научному руководителю части ВКРМ, дорабатывает материал по его замечаниям. Разработку темы ВКРМ в теоретической части следует начинать с подбора и изучения литературы по теории и истории вопроса. Целесообразно ознакомиться с библиографическими списками, включенными в учебные программы, в учебники и учебные пособия по редактированию и другим профилирующим дисциплинам. Из электронных источников следует обратить внимание на базы данных Российской книжной палаты (http://www.bookchamber.ru); электронные базы данных «Книги в наличии и печати» Российской книжной палаты (открытый доступ); электронные базы данных «Издатели России» (открытый доступ); ретроспективные базы данных «Издания 1917–1923 гг.», «Издания 1934–1945 гг.» (открытый доступ); базы данных «Российская национальная библиография» Российской книжной палаты (открытый доступ); библиотеку электронных изданий Центра дистанционного образования МГУП (http://www.hi-edu.ru/abc_courses.html) (открытый доступ); базу данных ВИНИТИ (http://www2.viniti.ru/index.php?option =content&task=view&id=54) (открытый доступ). Среди источников по теории вопроса на первом месте должны быть работы методологического характера, а также теоретические труды по различным аспектам разрабатываемой темы. Общее число источников должно составить не менее 65 названий. Подготовленный студентом библиографический список источников должен быть показан руководителю и согласован с ним. Одновременно с этим процессом выпускник должен углубленно изучать издания, ставшие объектом анализа в дипломном проекте. Суждения о прочитанном необходимо записывать на отдельные листы. Следует также делать выписки удачных и неудачных примеров использования различных структурных элементов в анализируемых изданиях. Эти примеры потом войдут в содержание дипломного проекта как материал, иллюстрирующий общие положения теории и подтверждающий собственные суждения дипломника. Весь собранный на подготовительном этапе материал должен быть осмыслен с точки зрения общей концепции проекта (она заявлена в задании), систематизирован и изложен по главам в соответствии с составленным планом. Магистрант обязан избрать структуру диссертации, обеспечивающую получение внутренней логической связи в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла. Магистерская диссертация должна содержать следующие структурные элементы и в следующем порядке: 1. Титульный лист. 2. Отзыв руководителя. 3. Рецензия на магистерскую работу 4. Аннотация. 5. Содержание. 6. Введение. 7. Основная часть. 8. Выводы. 9. Список литературы. 10. Приложения (при необходимости). Во введенииотражаются следующие основные моменты: · общая характеристика проблемы, которой посвящена работа; · актуальность выбранной темы; · цель и конкретные задачи научного исследования, которые автор поставил для себя; · объект и предмет магистерского исследования; · формулировка основных гипотез исследования; · перечисление используемых приемов, методов и методик исследования; · обоснование логической последовательности решения поставленных задач, новизны и теоретической и практической значимости результатов исследования и структуры работы. Введение должно быть кратким (3-5 страниц), ясным и четким. Основная часть представляет собой текст, разбитый на разделы и подразделы. В магистерской диссертации обычно выделяют три разедла, однако бывают и исключения. Каждый раздел должен состоять не менее чем из двух подразделов. Содержание разедловосновной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Название каждого из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как раздел представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность. Повторение названий недопустимо. Ни один из разделов не может называться так же, как и работа в целом. Первый раздел носит теоретический характер. В основном он строится на результатах библиографического поиска, т.е. на материалах публикаций по выбранной теме, изученных магистрантом. В данном разделе необходимо логично изложить результаты, полученные другими учёными в процессе исследования данной проблемы. Это позволит магистранту сравнить их с собственными предложениями, выявить и показать элементы научной новизны в собственной работе. В процессе написания первого раздела автор должен показать, как развивалась рассматриваемая им область знаний, кто из учёных внёс вклад в исследование данной проблемы, какие противоречия имеются между различными положениями, утверждениями и т.п. При этом в работе должны быть представлены не только точки зрения учёных, но и собственная авторская точка зрения магистранта относительно представленных теорий. В этом уже могут содержаться элементы научной новизны. Так, например, магистрант в своей диссертации сравнивает по разным параметрам определения какого- либо положения, сформулированные различными учёными. Предложенное и обоснованное автором своё видение рассматриваемого положения может стать элементом научной новизны в его диссертации. Использование заимствованных цифровых данных, таблиц, рисунков и текстовых фрагментов должно обязательно сопровождаться ссылками на источник, даже в том случае, когда текст пересказан своими словами. Во втором разделе должно содержаться описание результатов, полученных лично исследователем посредством применения им методов научных исследований. Речь идёт о результатах анализа и синтеза, дедукции и индукции, абстрагирования и обобщений, моделирования и проектирования, экспертных оценок и других методах научных исследований. Данный раздел должен быть построен на эмпирических данных, на основе которых магистрант формулирует новые неизвестные ранее закономерности развития изучаемого явления или обоснует необходимость изменений в изучаемой сфере. Важным является обеспечение логической связи содержания второй главы с материалами первой главы. Третий раздел традиционно посвящается описанию основных результатов научного исследования. В ней может быть изложена информация о применении открытых магистрантом тенденций на практике или сформулированных новых методологических подходов к управлению в сфере профессиональной деятельности. Данная глава может представлять собой разработку мероприятий по решению проблемы, обоснование предложенных мероприятий, механизм реализации мероприятий. Обоснование предложенных мероприятий проводится по одному или нескольким следующим направлениям: · социальный эффект и социальная эффективность; · экономический эффект и экономическая эффективность. По результатам исследования, изложенным в третьем разделе, оценивают значимость всей диссертации для науки и практики. При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывания содержания учебников, учебных пособий, монографий, Интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник. Стиль изложения должен быть научным академическим, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены научных терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор и из достоинства работы превращается в ее недостаток. Как правило, при выполнении научных исследований повествование ведется от первого лица множественного числа («Мы полагаем», «По нашему мнению») или от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора»). Написанные в черновом варианте главы должны быть представлены научному руководителю и после его одобрения окончательно оформляются в соответствии с требованиями, которые предъявляются к ВКРМ. Третий этап подготовки дипломного проекта – оформление практической части. Отредактированный авторский оригинал и редакторскую рецензию на него руководитель проекта тщательно просматривает. Не исключено, что автору ВКРМ будут сделаны замечания о недостатках в правке и в рецензии. После их устранения практическая часть ВКРМ оформляется в соответствии с требованиями кафедры в самостоятельный блок. Экономическая часть ВКРМ выполняется, как правило, одновременно с теоретической частью проекта. Правила оформления ВКРМ Структура ВКРМ Первой страницей ВКРМ является титульный лист. Титульный лист заполняется в электронном виде (см. Приложение 1 «Титульный лист»). Второй и третьей страницами ВКРМ являются задание и календарный план, которые заполняются от руки (см. Приложение 2 «Задание и календарный план»). Начетвертой страницей ВКРМ помещается аннотация (см. Приложение3«Аннотация»). На пятой странице ВКРМ находится «Содержание». В содержании перечисляются: введение, разделы и подраздела, выводы, предметно-именной или предметный указатель, список использованной литературы и приложения, если они есть (образец см. приложение 4). Страницы выставляются напротив всех частей работы, кроме приложений, которые нумеруются отдельно (см. об этом «Оформление приложений»). ВАЖНО! Не может быть разделов без подразделов или с одним подразделом. В каждом разделе должно быть минимум два подраздела. Параграфы допустимы, но нежелательны, поскольку объем работы не настолько велик, чтобы дробить материал на более мелкие структурные единицы, чем подразделы. ВАЖНО! Часто студенты ошибочно называют разделы главами, а выводы заключением. Это недопустимо, поскольку названия такого уровня используются в монографиях, а не в выпускных квалификационных работах На шестой страницеВКРМ работы начинается введение, которое обычно занимает от 3 до 6 страниц. Далее следуют разделы и подразделы, объем которых зависит от особенностей работы. Однако желательно, чтобы различия в объеме разделов и подразделов не были слишком большими, так как в серьезном исследовании все рассматриваемые вопросы сбалансированы. Классический вариант структуры ВКРМ – два-три раздела по два-три подраздела. Вместе с тем это не догма и вполне допустимы обоснованные отклонения от классической структуры. ВАЖНО! Каждый раздел начинается с новой страницы, подразделы же отделяются только пробелом в тексте (см. «Оформление основного текста»). По окончании изложения основного материала следуют выводы. Объем выводов – 3-4 страницы. Специфика изложения: выводы являются кратким резюмирующим итогом проведенного исследования, поэтому они пишутся максимально лаконично, без использования (по возможности) причастных и деепричастных оборотов, синтаксических конструкций со многим видами связи и – особенно - цитат. При написании выводов не следует повторять цели и задачи исследования, доказывать вновь актуальность темы и повторять само название темы. Поскольку обычно третью часть ВКРМ представляет исследование теории, выводы желательно разделить на две части: итоги по анализу теоретической части и итоги по практической составляющей работы. После выводов размещают указатель. В ВКРМ может быть два вида указателей: предметно-именной и предметный. Если в исследовании приводятся имена, то указатель предметно-именной. Если, только термины и понятия, соответственно, - предметный. Какой вид указателя будет в работе - определяется темой исследования и текстом. Приведенные в указателе термины, имена и понятия при желании можно легко найти в работе и, не пролистывая ее целиком, сосредоточить внимание на интересующем элементе. Такую возможность обеспечивают номера страниц, приведенные после именования в списке (см. приложение 4). Обычно в указатель включают основные термины и ключевые слова. После указателя следует список использованной литературы, количество источников в котором для ВКРМ должно быть НЕ МЕНЕЕ 65 (см. «Оформление списка литературы»). ВАЖНО! В дальнейшем источники из списка ВКРМ можно использовать при написании магистерской выпускной работы, поэтому имеет смысл подготовить их правильное библиографическое описание. Завершают работу приложения, которые включают для лучшего понимания и пояснения основной части магистерской диссертации. Приложения носят вспомогательный характер и на объем магистерской диссертации не влияют. Объём работы определяется количеством страниц, а последний лист в библиографическом списке есть последний лист магистерского исследования. Оформление основного текста Текст ВКРМ набирается шрифтом Times New Roman 14 кегль с полуторным интервалом, выравнивание по ширине.Причем рекомендуется выставить правильный формат уже в черновике, поскольку иначе могут позже возникнуть трудности с объемом работы и ее оформлением. Каждый раздел ВКРМ, а также введение и выводы начинается с новой страницы, подразделы же отделяются только пробелом в тексте. Слова «Аннотация», «Содержание», «Введение», «Выводы», названия разделов, словосочетания «Предметно-именной/Предметный указатель», «Список использованной литературы» выравниваются по центруи выделяютсяжирным шрифтом, допустимо использовать заглавные буквы. Названия подразделов выравниваются по ширине и с отступом на одном уровне с текстом и находятся на расстоянии двух-трех полуторных интервалов от названия раздела и в одном полуторном интервале от текста. Перед название раздела, как видно из образца. Пишется слово «раздел», а перед названием подраздела ставится только номер раздела и номер подраздела: 1.1. 1.2. 1.3. Способ выделения, который используется в тексте ВКРМ: это жирный курсив для более важных фактов и обычный курсив для менее важных (иначе: для родовых и видовых понятий). Другой тип выделения нежелателен, поскольку будет смешиваться с названием подразделов. В тексте ВКРМ обязательно должны быть ссылки на использованную литературу. Ссылки ставятся - после цитаты (любой!), - после определений базовых теоретических понятий, - после приводимых классификаций, - после слов «как считают исследователи», «установлено», «определено», «было доказано» и т. п. Ссылки оформляются в квадратных скобках, первая цифра – номер источника в списке литературы, вторая – после буквы с точкой «с.» - страница, с которой взяты приводимые сведения или цитата (пример см. выше, а также: [23, с. 112]; [15, с. 23]. Если страницы нет (такое бывает в случае использования электронных источников), то приводится только номер из списка литературы: [15]. Ссылки даются и на материалы исследования, например газеты или журналы, тексты литературных произведений, учебных и справочных пособий. Источники, составляющие материал исследования, включаются в список использованной литературы. Можно составить отдельный алфавитный список из материалов исследования (это особенно удобно, если их количество около или выше десятка наименований). |