Обоснование путей подготовки, проведения и анализа мероприятия. Занятия № 3, 4 (4часа) Конструирование форм педагогического процесса Цель: освоение технологии конструирования разнообразных форм педагогического процесса. Материалы к занятию Основные категории: Форма педагогического процесса – это внешнее выражение способов организации педагогического процесса, отражающее внутреннюю связь его различных элементов и характеризующее взаимоотношения педагогов и воспитанников. Воспитательное мероприятие – это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (АГ. Кирпичник). Технология конструирования форм педагогического процесса – совокупность технологий анализа условий, прогнозирования целей, предвосхищения возможных результатов и проектирования форм педагогического процесса. Технология имеет конструктивно-содержательный, конструктивно-операциональный и конструктивно-материальный компоненты. Классификация форм работы (по числу участников). Массовые, групповые, индивидуальные формы. В данной программе психолого-педагогического практикума внимание акцентировано на освоение технологии конструирования массовых и групповых форм педагогического процесса Примерная схема психолого-педагогического обоснования воспитательного мероприятия (внеклассного занятия по предмету) и анализа его проведения I. Обоснование целей, содержания, формы воспитательного мероприятия. 1. Тема воспитательного мероприятия. Ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания школьников. 2. Форма воспитательного мероприятия. Соответствие содержания форме. 3. Соответствие данного мероприятия возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности). 4. Обоснование выбора данного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношений между детьми, уровень воспитанности учащихся данного класса, их интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения: отмстить, высказывали ли ребята желание и инициативу в отношении организации данного мероприятия). 5. Обоснование конкретных воспитательных целей, которые можно достичь в результате проведения данного мероприятия (наладить дружеские отношения, изменить отношение к учению, вызвать интерес к чтению, научить уважать людей труда и т. д.). Обоснование путей подготовки, проведения и анализа мероприятия. 1. На какой период времени планируется данное мероприятие и как оно связано с учебным процессом, загруженностью учеников, общешкольным планом и т. д.? 2. Как конкретно будет проходить мероприятие, каков его общий «сценарий»? 3. Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности? 4. Каких качеств личности, умений и навыков потребуют от учащихся отдельные виды подготовительной работы и само проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо проявить (имеются ввиду организаторские способности, музыкальные, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т. д.)? 5. Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий, и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть? 6. Какими индивидуальными психологическими особенностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей и какие конкретные воспитательные цели оно имеет (например, одному привить чувство ответственности, другому дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности И преодолеть робость и неуверенность, третьему научиться не только командовать, но и подчиняться и т. д.)? 7.Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помочь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено? Каковы формы помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультациях и др.)? 8.Какие формы индивидуального и коллективного анализа, подведения итогов воспитательного дела следует использовать? |