Оперативно-розыскная и частная сыскная (детективная) деятельность Основные отличия оперативно-розыскной деятельности от частной детективной (сыскной) состоят в следующем: ОРД осуществляется исключительно государственными органами, а сыскная – негосударственными организациями и частными лицами; целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от общественно опасных противоправных деяний лиц, а в частной детективной деятельности – получение прибыли посредством совершения действий по защите законных прав и интересов своих клиентов. Однако по содержанию и, в частности, по решаемым задачам, между оперативно-розыскной деятельностью и частной детективной много общего. 7. Понятие и система принципов оперативно-розыскной деятельности. Принципы ОРД — это руководящие идеи, основополагающие начала,выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД. Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Относительно системы принципов ОРД единства в теории не достигнуто. По степени конкретизации различают принципы ОРД: выработанные оперативно-розыскной практикой и определенные законодателем. Причем последние делят на принципы, непосредственно указанные в ст. 3 ФЗ об ОРД, и на опосредованные, т.е. вытекающие из содержания норм оперативно-розыскного законодательства. По широте распространения различают принципы ОРД, характерные для всей юридической деятельности (законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедомственный контроль), деятельности по борьбе с преступностью (оперативность, всесторонность, полнота и объективность производства дела; ее осуществление только уполномоченными на то субъектами; сочетание гласности и негласности), только сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную (конспиративность, привлечение конфидентов, соразмерность оперативно-розыскного реагирования). Отметим и то, что в ст. 3 ФЗ об ОРД непосредственно названы четыре принципа ОРД: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. Анализируя текст ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ об ОРД, других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования ОРД. Таким образом, систему принципов ОРД в зависимости от второго критерия образуют следующие принципы: 1) непосредственно перечисленные в ст. 3 ФЗ об ОРД. Это два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств); 2) наличие которых в ОРД вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в ФЗ об ОРД и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. В их число входят два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление ОРД только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность, или наступательность; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств ДОУ; применение конфидентов). Все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому. 8. Содержание правовых принципов оперативно-розыскной деятельности. Конституционный принцип законности непосредственно указан в ст. 3 ФЗ об ОРД и находит преломление в ОРД в том, что: эта деятельность проводится исключительно субъектами, уполномоченными на то ФЗ; никакие события и ничьи деяния не могут стать объектом сыска, а также никто не может подвергаться воздействию сыскных средств, методов и действий иначе как по решению оперативника (следователя и др.), принятому в соответствии с оперативно-розыскным законодательством; недопустимо в работе ОРО и оперативников нарушать требования и предписания, закрепленные в действующих законодательных и ведомственных нормативных правовых актах, которыми они руководствуются при осуществлении ОРМ; необходимо выявлять, пресекать и устранять такие нарушения, а также устанавливать причины и условия, им способствующие, привлекать к ответственности должностных и иных лиц, виновных в нарушении законности, разрабатывать и принимать меры, направленные на устранение причин и условий нарушения законности; ответственность в случае нарушения законности неотвратима, и др. Принцип гуманизма. Проблема гуманизма (т.е. совокупности взглядов, признающих высокое общественное призвание человека; забота о благе человека, уважение к его достоинству) отражает несколько сторон гуманизма в праве: уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (см. ст. 3, 5; ч. 2 и 4 ст. 8; ч. 3 ст. 10; п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД), предупредительный характер ОРД (см. ст. 2, ч. 1 ст. 10 ФЗ об ОРД), осуществление ОРМ в исключительных случаях, т.е. тогда, когда иными мерами невозможна или объективно затруднена защита охраняемых интересов от преступных посягательств (см. ч. 3 и 4 ст. 8 ФЗ об ОРД). Принцип равенства прав человека и гражданина перед законом в ОРД закреплен в ФЗ об ОРД в виде положения о равенстве всех граждан перед оперативно-розыскным законом вне зависимости от гражданства, национальности, пола, места жительства, имущественного, должностного и социального положения и др. (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД). Принцип гуманизма органически присущ ОРД. Его конкретизация во многих статьях ФЗ об ОРД свидетельствует о том, что он отражает сущность ОРД. Принцип оперативности (поступательности) выработан оперативно-розыскной практикой и вытекает из содержания норм законодательства в области ОРД (см., например, ст. 1, абз. 2 ст. 2, п. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД). Под оперативностью понимается система характеризующих ОРД качеств, в которую входят быстрота и непрерывность ОРД, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств. Принцип осуществления юридической деятельности (включая оперативно-розыскную) только уполномоченными на то ФЗ субъектами вытекает из содержания предписаний ст. 13 и других статей ФЗ об ОРД, характеризует ОРД, во-первых, как сугубо юридическую и, во-вторых, как проводимую исключительно теми субъектами, которым полномочия на это предоставил российский законодатель. Принцип сочетания гласных и конспиративных методов и средств. Во-первых, информация об ОРД открыта для каждого. Во-вторых, не подлежит разглашению информация, составляющая государственную или иную тайну. кроме как в случаях и в порядке, установленных законом в области ОРД. Принцип привлечения конфидентов к ОРД отражает один из ее сущностных аспектов (см., например, ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 15, ст. 17 и 18 ФЗ об ОРД). Принцип вневедомственного (внешнего) контроля реализуется прежде всего в предписаниях ст. 20 и 21 ФЗ об ОРД. Согласно этому принципу ОРД не может и не должна протекать вне контроля общества. 9. Содержание организационных принципов оперативно-розыскной деятельности. Принцип конспирации – является одним из непосредственно определенных законодателем принципов ОРД. Он заключается в организации этой деятельности таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц (прежде всего от совершающих преступления) тактику, содержание, формы и методы, силы и средства совершения, конкретных оперативно-розыскных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий и операций. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств: во-первых, информация о цели, задачах и принципах оперативно-розыскной деятельности, основаниях для совершения конкретных оперативно-розыскных действий, для заведения и прекращения дел оперативного учета на граждан России, а также о видах и способах контроля за оперативно-розыскной деятельностью в соответствии с Федеральным Законом об ОРД открыта для каждого; во-вторых, не подлежит разглашению информация, которая в соответствии с действующим законодательством составляет государственную или иную тайну, а равно касается личной жизни, чести и достоинства граждан, получена в ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме как в случаях и в порядке, установленных в оперативно-розыскном законодательстве. Осуществление оперативно-розыскной деятельности только уполномоченными на то законом субъектами. Этот принцип вытекает из содержания предписаний ст. 13 и других Федерального Закона об ОРД, а также иных законодательных актов и характеризует уголовно-розыскную деятельность, во-первых, как сугубо юридическую и, во-вторых, как проводимую исключительно теми субъектами (оперативные сотрудники, оперативные подразделения и др.), которым полномочия на это предоставил российский законодатель. Принцип оперативности (наступательности). Оперативность состоит в том, что оперативники и иные должностные лица обязаны (в пределах своих полномочий): проводить действительную работу по предупреждению совершения преступлений; проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дело оперативного учета; предпринимать все предусмотренные законодательством в области оперативно-розыскной деятельности действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных уголовно процессуальным законодательством, а также выяснять причины совершения преступлений и условий, способствовавшие и способствующие их совершению. Принцип всесторонности, полноты и объективности производства деле в ОРД проявляется многоаспектно: всесторонность подразумевает выдвижение всех возможных оперативных версий по делу и их равноценную проверку; полнота означает такую степень глубины исследования (отработки) оперативных версий, которая позволяет однозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридически значимое решение; под объективностью подразумевается непредвзятый подход к толкованию исследуемых обстоятельств сыскного дела, недопущение однобокости, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Принцип привлечения конфидентов. Оперативно-розыскные и оперативники в достижении целей оперативно-розыскной деятельности опираются на конфиденциальное содействие отдельных лиц (см. ст. 17 Федерального Закона об ОРД). 10.Значение морально-этических принципов в системе оперативно-розыскных правоотношений. Морально-этические основы приобретают особую актуальность в современных условиях осуществления ОРД. Применительно к ОРД основными морально-этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду. Гуманизм как нравственный принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства. В оперативно-розыскной деятельности принцип гуманизма - один из присущих данной деятельности общеправовых принципов, вытекающих из оперативно-розыскной практики и содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности. Гуманизм в оперативно-розыскной деятельности проявляется в приоритетности мер, которые принимают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направленных на предупреждение совершения лицами преступлений. В ОРД запрещается выполнять оперативно-розыскные действия или выносить решения, унижающие достоинства лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания. Принцип справедливости - важнейший принцип профессиональной морали сотрудника оперативного подразделения. Он охватывает все стороны общественной жизни, но наибольшее значение приобретает в правовой сфере. Справедливость предполагает равные права граждан перед законом. Этот принцип означает, что мероприятия оперативно-процессуальной деятельности проводятся независимо от гражданства, пола, национальности, возраста, места проживания, образования, социального, служебного и имущественного положения и должности лиц, их политических и религиозных взглядов, принадлежности к партиям или к иным общественным организациям (ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД). Упомянутые факторы не должны влиять на оперативно-процессуальную деятельность, если иное не предусмотрено законом. Принцип коллективизма - является обязательным условием оперативно-служебной деятельности и успешного противостояния криминальной среде. Результативность работы оперативно-розыскного органа во многом зависит от его сотрудников, целеустремленности и единства действий коллектива. Поступок каждого члена коллектива формирует отношение граждан к конкретным оперативным подразделениям и влияет на общественное мнение об органах осуществляющих ОРД. Данный принцип включает несколько частных принципов: единство цели и воли, сотрудничество и взаимопомощь, демократизм, дисциплина. Принцип сознательности - означает выбор оперативным работником поступков на основе понимания нравственных требований общества, интересов граждан вовлеченных в сферу ОРД. Сознательность предполагает понимание цели, во имя которой должны совершаться поступки, и является основой убежденности человека в правоте того дела, которое он защищает. Особое значение приобретает осознание оперативным работником служебного долга, которое включает в себя правильную ориентацию в определении конкретных моральных ценностей при совершении того или иного действия, поскольку одни ценности приходится приносить в жертву другим, более важным. Выполнению на практике этих условий способствуют такие компоненты поведения оперативного работника, как оперативная гибкость, оперативная самостоятельность и оперативный риск. Итак, обозначенные морально - этические принципы являются преломлением общих моральных принципов применительно к такой специфической сфере деятельности как ОРД. 11. Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности представляет собой совокупность нормативных актов, регулирующих группы общественных отношений между государством и лицом в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества затруднена или невозможна. Такое регулирование носит функционально-служебный характер и осуществляется: федеральными законами РФ; нормативно-правовыми актами РФ; ведомственными и межведомственными подзаконными актами. К первой группе нормативных актов относится Конституция РФ как базовый источник регулирования ОРД в России. “Ядром” правовой основы оперативно-розыскной деятельности являются правовые нормы Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”. Будучи законодательным актом, закон регулирует отношения в области оперативно-розыскной деятельности, определяет ее содержание и закрепляет систему гарантий законности при осуществлении оперативно-розыскных действий (мероприятий). К другим правовым актам этой группы относятся федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с оперативно-розыскной деятельностью. К ним относятся: УК РФ; УПК РФ; УИК РФ; Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в РФ”; Закон РФ “О государственной тайне”; Закон “О полиции”; Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” и т.д. Ко второй группе относятся акты Президента РФ, парламента (как представительного и законодательного органа РФ), Правительства РФ. К третьей группе относятся нормативные акты ведомств, осуществляющих ОРД либо ее контролирующих (в т.ч. совместные). Нормативные акты МВД России содержат детализацию вопросов, раскрывающих сущность сил, средств, методов и форм оперативно-розыскной деятельности, а также организацию и тактику их использования оперативными подразделениями системы МВД России в борьбе с преступностью. Значительная часть этих нормативных актов, как правило, носит закрытый (служебный или секретный) характер. Особую группу правовых норм, регулирующих отношения в сфере ОРД, составляют некоторые договоры и соглашения международно-правового характера. К ним следует отнести: Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16 декабря 1966 г.); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (от 10 декабря 1984 г.); Венскую конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств (от 1988 г.); Декларацию ООН о защите всех лиц от насильственного исчезновения (от 18 декабря 1992 г.). 12. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Различают уровни правового регулирования в зависимости от плоскости (среза, аспекта) рассматриваемой проблемы. Для оперативно-розыскной деятельности важно рассмотреть уровни правового регулирования в плоскости, отражающей юридическую силу акта. В этой плоскости различают три уровня правового регулирования: Базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование здесь осуществляется на уровне Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов. Средний (развивающийся) уровень. На этом уровне правовое регулирование затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (вариантом служит отсылка к дополнительным нормативным правовым актам). “Ядром” правовой основы оперативно-розыскной деятельности являются правовые нормы Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”. Будучи законодательным актом, закон регулирует отношения в области оперативно-розыскной деятельности, определяет ее содержание и закрепляет систему гарантий законности при осуществлении оперативно-розыскных действий (мероприятий). Как правило, на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы. К ним относятся: УК РФ; УПК РФ; УИК РФ; Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в РФ”; Закон РФ “О государственной тайне”; Закон “О полиции”; Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” и т.д. Два названных уровня правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности образуют единую систему ее законодательного регулирования. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России – это государственно-властное нормативно-организующее воздействие на оперативно–розыскные отношения в специфическом виде социально полезной юридической деятельности, осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (развивающем) уровнях правового регулирования. Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов. Среди них различают: нормативные акты законодательной и исполнительной власти (указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации); межведомственного характера; сугубо ведомственного характера. Особую группу правовых норм, регулирующих отношения в сфере ОРД, составляют некоторые договоры и соглашения международно-правового характера. К ним следует отнести: Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16 декабря 1966 г.); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (от 10 декабря 1984 г.); Венскую конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств (от 1988 г.); Декларацию ООН о защите всех лиц от насильственного исчезновения (от 18 декабря 1992 г.). 13. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности. Регулирование оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (законодательное регулирование) – это правовое регулирование общественных отношений в специфическом виде функционирования государства (деятельности его представителей), осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях. К основе законодательных актов относится Конституция РФ как базовый источник регулирования ОРД в России. Так, в ст.2 Конституции РФ определяются основные права и свободы человека и гражданина, подлежащие защите. “Ядром” правовой основы оперативно-розыскной деятельности являются правовые нормы Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”. Будучи законодательным актом, закон регулирует отношения в области оперативно-розыскной деятельности, определяет ее содержание и закрепляет систему гарантий законности при осуществлении оперативно-розыскных действий (мероприятий). К другим правовым актам этой группы относятся федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с оперативно-розыскной деятельностью. I. Законодательные акты, регулирующие группы общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Федеральный закон от 10 января 1996 года N 5-ФЗ "О внешней разведке" Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и т.д. II. Законодательные акты, регулирующие отдельные общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней. Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" кодексы III. Иные законодательные акты. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ( Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 14. Значение, структура и характеристика оперативно-розыскного закона. Понятие оперативно-розыскного закона. Это собирательный термин. Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД, в частности в КРД и уголовном судопроизводстве. Различают оперативно-розыскной закон: действующий (на конкретный период времени) и отмененный; содержащий основной нормативно-правовой массив (в настоящее время это ФЗ об ОРД) и ФЗ (его раздел, статья), которым в действующий оперативно-розыскной закон вносят изменения и (или) дополнения. Первым в современной истории России был Закон РФ от 12 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (утратил силу со дня введения в действие ФЗ об ОРД). Его сменил и в настоящее время действует ФЗ об ОРД. ФЗ об ОРД принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом РФ 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» 18 августа 1995 г. ФЗ об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи (24 со ст.8.1). Глава I. Общие положения Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью Он содержит ряд бланкетных (отсылочных) юридических норм (ст. 4, ч. 3 и 8 ст. 5, ч. 4, 7 и 8 ст. 6, п. 5 ч. 1 ст. 7, ч. 1 и 8 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 и 5 ст. 10, ч. 1-3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и 4 ст. 13, п. 3 и 6 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 2, 4-6 ст. 16, ч. 3-9 ст. 18, ст. 19 и 20, ч. 1 ст. 21). Отдельные нормативные положения этого Закона декларативны (абз. 3 ст. 2, ч. 2 и 9 ст. 5, п. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 15, ст. 22). Значение. ФЗ об ОРД определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ (преамбула). Одна из важнейших ролей ФЗ об ОРД состоит в том, что он выступает в качестве ядра оперативно-розыскного законодательства; все его нормы включены в различные институты оперативно-розыскного права. Имеются исключения из правил осуществления ОРД, т.е. изъятия из отдельных правил проведения ОРМ и предоставления оперативно-розыскной информации потребителю, которые непосредственно предусмотрены в ряде норм оперативно-розыскного закона и направлены на соблюдение принципов законности и конспирации, сохранность сведений, составляющих государственную тайну, а также защиту интересов правосудия. Знание правоприменителем этих исключений — одно из важных условий соблюдения законности в ОРД. Таких исключений в тексте ФЗ об ОРД насчитывается восемь: они содержатся в ч. 4, 5 и 8 ст. 5, ч. 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 16 и ч. 3 ст. 21. ФЗ об ОРД является комплексным правовым актом, в нем содержатся нормы, регулирующие различные правоотношения: собственно сыскные, а также уголовные (ст.18), уголовно-процессуальные (ст.ст.9,11), административные (ст.ст.7,15), гражданские (ст.15 и др.), трудовые (ст.16 и др.), финансовые (ст.ст.18,19). 15. Нормативные акты подзаконного уровня и их значение для субъектов ОРД. Подзаконный уровень правового регулирования ОРД вытекает непосредственно из ряда положений ФЗ об ОРД, которые предусматривают издание нормативных правовых актов федеральными органами государственной власти (например, ст.ст. 4, 6, 10, 11 ФЗ об ОРД). В иерархии подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД, на первом месте находятся указы и распоряжения Президента РФ. Их, в свою очередь, можно разбить на две группы. Первую составляют указы Президента РФ общенормативного характера. Вторую группу составляют указы Президента РФ, касающиеся деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти – субъектов ОРД. По такому же принципу делятся постановления и распоряжения Правительства РФ. К подзаконному уровню регулирования ОРД относятся и решения Верховного Суда РФ по вопросам ОРД, и нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие прокурорский надзор за ОРД. Значительная роль в подзаконном регулировании ОРД принадлежит межведомственным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Самым нижним подуровнем подзаконных актов, регулирующих ОРД, являются ведомственные нормативные правовые акты. Но нижний уровень в иерархии не снижает их значимость для самих субъектов ОРД. Многие эти акты носят закрытый характер исходя из требований ФЗ об ОРД. Но некоторые документы являются открытыми, учитывая то обстоятельство, что в них не раскрываются вопросы, отнесенные к гостайне. Причем ведомственные нормативные правовые акты также делятся на группы: непосредственно самих субъектов ОРД и иных федеральных органов исполнительной власти. Подзаконные Нормативные акты содержат детализацию вопросов, раскрывающих сущность сил, средств, методов и форм оперативно-розыскной деятельности, а также организацию и тактику их использования оперативными подразделениями системы МВД России в борьбе с преступностью. Значительная часть этих нормативных актов, как правило, носит закрытый (служебный или секретный) характер. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. После регистрации такие нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. 16. Оперативно-розыскная деятельность и права человека. Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом. Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. Право на обжалование действий органов, осуществляющих ОРД, в первую очередь распространяется на случаи нарушения основных конституционных прав и свобод граждан: на достоинство личности (ст. 21), на личную неприкосновенность (ст. 22), на неприкосновенность жилища (ст. 25) и других предусмотренных в главе 2 Конституции РФ. Кроме того, могут обжаловаться случаи нарушения ряда специфических прав, которыми наделяются граждане, оказывающие содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе. Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается: проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация); фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности. При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. Право на ознакомление с результатами оперативно-розыскной деятельности возникает у лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. не подтверждена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда. 17. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Провозглашение в ст. 3 ФЗ об ОРД принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также законодательная попытка создать основу для механизма его реализации в ст. 5 ФЗ об ОРД, безусловно, имеет исключительное значение для признания ОРД в качестве правомерного вида государственной деятельности, соответствующего международным стандартам защиты прав личности. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ об ОРД "органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции". Органы, осуществляющие ОРД, должны обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина как при проведении ОРМ, так и при осуществлении иных действий, которые могут привести к их нарушению. К таким действиям, повлекшим нарушение прав и свобод граждан, можно отнести, например, разглашение сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, установление засады в служебном или жилом помещении без согласия его владельцев, склонение лица к оказанию конфиденциального содействия с применением психологического насилия, безосновательную постановку лица на оперативно-розыскной учет и многие другие действия, которые не входят в содержание ОРМ Правовое регулирование отношений защиты прав человека и гражданина в ОРД осуществляется на основе Конституции и в соответствии с оперативно-розыскным законодательством и международными договорами России (в частности, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод). Защита прав обеспечивается наличием института гарантий, данных государством и предусмотренных Конституцией (см. § 3 гл. 10). Среди этих гарантий можно выделить: наличие возможности обжалования действий и решений оперативно-розыскных органов и их должностных лиц (лицо, полагающее, что действия оперативно-розыскного органа привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурору или в суд — ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД). Конституционный Суд РФ разъяснил, что лицо, в отношении которого проводятся ОРМ, не лишается государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод. Если же гражданин полагает, что в результате этих мероприятий были нарушены его права и законные интересы, он имеет право обжаловать их в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурору или в суд; наличие возможности истребовать информацию из оперативно-розыскного органа (ч 4 ст. 5); наличие внешнего (вневедомственного) контроля над ОРД, включая судебный; проведение прокурорского надзора за ОРД; право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только при наличии информации о признаках совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (п. 1 ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД). Прослушивание телефонных переговоров допустимо только в связи с совершением тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4 ст. 8). 18. Конституционные права человека и гражданина, которые ограничиваются в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Такое ограничение есть предусмотренная Конституцией возможность для оперативно-розыскного органа временного соразмерного изъятия из определенного конституционного права человека и гражданина, реализуемая по правилам ФЗ об ОРД и на основании судебного решения. Основные признаки понятия ограничения конституционных прав человека и гражданина в ОРД: допустимость Конституцией (ст. 23, 25, ч. 3 ст. 55 и др.); четко очерченный круг прав, которые допустимо ограничивать; нормативно регламентированный перечень субъектов, которые полномочны ограничивать права человека (оперативно-розыскные органы); временный характер ограничений; соразмерность ограничения; соблюдение правил ФЗ об ОРД (вынесение постановления и т.п.); санкционирование ограничения судьей. Необходимость ограничения отдельных конституционных прав тесно связана с природой ОРД, являющейся социально обусловленным, законным, крайне необходимым средством государства в воздействии на преступность. Конституция (ч. 3 ст. 55) допускает в конституционно значимых целях возможность соразмерного ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Возможность и допустимость ограничения конституционных прав человека и гражданина в ОРД нормативно обоснованы Конституцией (ч. 2 ст. 23, ст. 25, ч. 3 ст. 55 и др.), а также ФЗ об ОРД (ст. 7, 8 и др.). Круг конституционных прав человека и гражданина в ОРД, которые могут быть ограничены. Этот круг невелик и четко очерчен в Конституции. Далеко не все конституционные права человека и гражданина могут быть ограничены в ОРД. Как правило, ограничению подлежат при наличии к тому законных оснований следующие конституционные права, которые обычно относят к группе прав: на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции); на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции, ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД); на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции, ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД); свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ч 4 ст. 29 Конституции); иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ч. 2 и 3 ст. 35 Конституции). Ограничение конституционных прав человека и гражданина в ОРД допустимо только по основаниям, изложенным в ФЗ об ОРД (ст. 7). Все эти основания связаны с вероятным или реальным совершением такого общественно опасного деяния, каким является преступление (ч. 2 ст. 8). В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции в ОРД допустима возможность не любого ограничения прав и свобод человека и гражданина (по правилам ФЗ об ОРД), а исключительно соразмерного. Соразмерность ограничения прав означает, что допустимость и законность ограничения зависят от тяжести совершения преступления. Соблюдение соразмерности — обязательное условие ограничения того или иного конституционного права. Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только при наличии информации о признаках совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (п. 1 ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД). Прослушивание телефонных переговоров допустимо только в связи с совершением тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4 ст. 8). 19. Условия ограничения прав человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Такое ограничение есть предусмотренная Конституцией возможность для оперативно-розыскного органа временного соразмерного изъятия из определенного конституционного права человека и гражданина, реализуемая по правилам ФЗ об ОРД и на основании судебного решения. Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: 1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно. 2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно. 3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение некоторых оперативно-розыскных мероприятий, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. 20. Процедура рассмотрения судом материалов оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Основаниям и порядку судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий посвящена ст. 9 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ об ОРД. Рассмотрение таких материалов осуществляется судом, как правило, по месту их проведения или по месту нахождения органа, ходатайствующего об этом. Названные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Как показывает практика, при поступлении такого заявления судья изначально должен определить его подсудность, а затем решить ряд вопросов. Анализируя положения ст. 9 Закона, можно прийти к выводу, что рассмотрение материала об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскного мероприятия производится уполномоченным судьей единолично, вне судебного заседания, иные лица при этом не присутствуют, протокол не оформляется. Предполагается, что в результате судья выносит постановление (без помощи технических работников), которым санкционирует требуемое мероприятие или отказывает в этом. Полномочия на рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан могут предоставляться одному или нескольким судьям районного суда по распоряжению председателя этого или вышестоящего суда. Повод для рассмотрения вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия - мотивированное постановление руководителя оперативно-розыскного органа. Фактически решение должно быть принято при наличии обстоятельств, изложенных в ст. 1 - 3, 5 - 8, 13 ФЗ об ОРД. Судья в данной процедуре выступает фактически в роли должностного лица, выполняющего административную формальность - одобрение оперативного мероприятия при заведомой невозможности проверки его обоснованности. ФЗ об ОРД предусматривается право судьи потребовать от оперативно-розыскного органа любые материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках оперативно-розыскных органов, лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть 3 ст. 9 ФЗ об ОРД как исключение из общего правила предусматривает, что по требованию судьи ему могут быть предоставлены также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия. По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов. Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов. 21. Инстанции обжалования незаконных действий должностных лиц оперативных подразделений. Порядок рассмотрения жалоб граждан. В случае, если действия должностного лица нарушают права и свободы человека и гражданина, последний вправе обжаловать незаконные действия в установленном законом порядке. В Законе об ОРД закреплен административный и судебный порядок обжалования действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, если лицо полагает, что их действия привели к нарушению его прав и свобод. Такой порядок обжалования действий органов, осуществляющих ОРД, подпадает под действие Закона от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе непредоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых были нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод. Лицо, права которого нарушены, или его представитель вправе по его усмотрению обратиться с жалобой либо непосредственно в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа - субъекта ОРД, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу. Это не исключает обращения с жалобой к должностному лицу того органа, действия (решения) сотрудника которого обжалуются. Вышестоящий орган, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы отказано или в течение месяца со дня ее подачи не последовало ответа на нее, указанные лица вправе обратиться с жалобой в суд. Обращение в суд с жалобой возможно до истечения трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, или одного месяца со дня получения им письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы, или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если на нее не был получен письменный ответ. По истечении указанных сроков жалоба может быть принята только в случае, если суд сочтет уважительной причину пропуска срока. К числу обжалуемых действий, нарушающих права и свободы личности, могут относиться только те действия или бездействие должностных лиц, которые противоречат нормам Закона об ОРД. В этой связи следует иметь в виду, что, хотя гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), он обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. На орган, должностное лицо, действия (решения) которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Право обжалования действий органов, осуществляющих ОРД, прокурору, детализируется в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" и обеспечивается определенными в нем полномочиями прокурора. В органах прокуратуры в соответствии с их компетенцией разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. 22. Условия, при которых гражданин может требовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной в отношении него информации. В Законе об ОРД детализируется положение Конституции РФ, определяющее обеспечение органами государственной власти и их должностными лицами возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24). Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации. Исходя из этого право на ознакомление с полученной информацией имеют только лица, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела либо уголовное дело прекращено по реабилитирующим основаниям, предусмотренным в уголовно-процессуальном законе (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), исключается распространение этой нормы на случаи непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ). Реабилитированное лицо имеет право истребовать (письменно запросить) сведения о полученной о нем информации только в том случае, если оно располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права. В Законе об ОРД законодателем отмечается истребование не документальных материалов, отражающих порядок и результаты проведения ОРМ в отношении их объекта, а лишь сведений о полученной информации, причем только о нем. Это предполагает ее предоставление в виде справок, выписок из документов, содержащихся в делах оперативного учета, и только такой информации, которая касается данного лица. Если собранная информация затрагивает права и интересы других лиц, субъект ОРД вправе отказать в ее предоставлении. В частности, если один из фигурантов по уголовному делу был реабилитирован, а другие лица привлечены к уголовной ответственности, то право востребовать информацию может реализовать только один человек и только в отношении себя самого. Предоставление информации законодатель ограничивает требованиями конспирации и неразглашения государственной тайны. Это означает, что лицу может быть предоставлена только информация, а не оперативные материалы (документы). Однако следует учитывать, что незаконные (противоправные) действия, как и противоречащая нормам права организация и тактика ОРД, не могут составлять государственной тайны, поскольку это не является официальной, легальной и общепринятой оперативно-розыскной практикой. Закон об ОРД четко определяет последовательность получения информации. Лицо может обратиться в суд только после обращения в орган - субъект ОРД. Основанием для обращения с жалобой в суд с целью истребования сведений о полученной информации является отказ в предоставлении запрошенных сведений либо предположение, что сведения получены не в полном объеме. Как прямо отмечено в Законе, в целях обеспечения объективности рассмотрения дела судье представляются только оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, и лишь по требованию судьи. 23. Понятие оперативно-розыскных мероприятий. Определение ОРМ в ФЗ об ОРД не изложено. Оно выработано оперативно-розыскной теорией, хотя единства мнений о его понятии так и не достигнуто. В общих чертах ОРМ можно определить как предусмотренный ФЗ об ОРД поведенческий акт субъекта, непосредственно осуществляющего ОРД (оперативник, агент и др.), сутью которого является получение необходимой для достижения целей и решения задач ОРД информации. Каждый поведенческий акт есть прежде всего совокупность соответствующего решения (решений) и одного или нескольких действий. Кроме того, зачастую этот поведенческий акт не может быть совершен без использования специальных дополнительных технических или иных средств. В настоящее время ОРМ все чаще называют информационным поведенческим актом, совершаемым в ОРД. Это вызвано тем, что отдельное ОРМ есть, с одной стороны, не что иное, как способ (метод) получения информации в ОРД, а с другой — общественно полезный поведенческий акт, совершаемый уполномоченным на то ФЗ об ОРД субъектом (оперативник, лицо, оказывающее содействие оперативно-розыскному органу, и др.) специально для получения оперативно значимой информации. Вместе с тем в ОРД известны и другие поведенческие акты ее субъектов, которые непосредственно не предназначены для добывания информации как ОРМ, например результативные оперативно-розыскные меры (см. гл. 22). Нормативно определенный перечень ОРМ. Все ОРМ предусмотрены законом. Им является акт федерального уровня — ФЗ об ОРД. Именно в нем изложен закрытый перечень ОРМ (ч. 1 ст. 6). В ФЗ об ОРД определен перечень из 14 ОРМ. В соответствии с ч. 1 ст. 6 при осуществлении ОРД проводятся следующие ОРМ: 1. Опрос. 2. Наведение справок. 3. Сбор образцов для сравнительного исследования. 4. Проверочная закупка. 5. Исследование предметов и документов. 6. Наблюдение. 7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. 10. Прослушивание телефонных переговоров. 11. Снятие информации с технических каналов связи. 12. Оперативное внедрение. 13. Контролируемая поставка. 14. Оперативный эксперимент. Проводить на практике какие-либо иные самостоятельные ОРМ, кроме указанных в этом перечне, запрещено федеральным законом. В ФЗ об ОРД предусмотрен закрытый перечень ОРМ (ч. 1 и 2 ст. 6). Любое его самовольное расширение является грубым нарушением принципа законности ОРД. ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых преступлений, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиском неизвестных юридически значимых фактов, выяснением обстоятельств совершенных преступлений и др. По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Исходя из сущности ОРД и ее законодательного толкования ОРМ организуются и проводятся специальными субъектами, которыми являются только должностные лица ОРО. 24. Виды оперативно-розыскных мероприятий. Существуют несколько методов классификации ОРМ. 1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ они могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.). 2. В зависимости от формы проведения ОРМ они могут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее. При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления. Негласное проведение ОРМ предполагает их осуществление в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д. а) ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; б) проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются: контроль почтовых отправлении, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. 3. В зависимости от необходимости санкционирования ОРМ они могут быть: а) требующими какого-либо санкционирования (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка и др.); б) требующими ведомственного санкционирования (проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен; оперативное внедрение; оперативный эксперимент и др.); в) требующими судебного решения (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи и др.). Возможны и другие виды классификации. Так, по степени проникновения в криминально-криминогенную среду их можно разделить на глубокие и поверхностные. По направленности и характеру могут быть выделены разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, розыскные, вспомогательные, обеспечивающие и другие ОРМ. По субъекту проведения ОРМ можно классифицировать на мероприятия, проведение которых допустимо любыми органами — субъектами ОРД и мероприятия, проведенные специализированными оперативными подразделениями. По степени ограничения прав граждан ОРМ можно разделить на ограничивающие конституционные права граждан и не носящие таких ограничений. По интенсивности использования технических средств ОРМ делятся на оперативно-технические и не имеющие преобладающего или исключительно технического содержания их проведения. К оперативно-техническим относятся такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. По сочетанию ОРМ между собой их можно разделить на относительно автономные и комплексные. К комплексным можно отнести оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент. 25. Содержание оперативно-розыскных мероприятий, не ограничивающих конституционные права граждан. 1. Опрос - беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и так далее. 2 Наведение справок - это сбор информации об интересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых систем также различных документах. 3. Сбор образцов для сравнительного исследования - оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в обнаружении, закреплении, изъятии и сохранении предметов и веществ, а также других образцов с целью проверки, не оставлены ли лицом следы в определенном месте или на определенных объектах, а также с целью выявления их особенностей и признаков для решения задач ОРД. 4. Проверочная закупка - сущность этого мероприятия, состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками, сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и так далее). 5 Контролируемая поставка - оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД, допускаются ввоз на территорию РФ, вывоз с этой территории либо перемещение (пересылка, перевозка и иная транспортировка) по ней продукции, предметов и веществ. Задачей мероприятия является выявление пути движения продукции и причастных к ней лиц (по документам, не имеющим к продукции отношения), а также получение доказательств преступной деятельности. 6 Исследование предметов и документов - оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в изучении предметов и документов лицом, обладающим специальными познаниями, с целью проверки, не являются ли исследуемые предметы и документы средствами или орудиями преступления, а также с целью выявления их особенностей и признаков для решения задач ОРД. 7 Наблюдение (слежка) - это негласное наблюдение (слежение) за интересующими оперативного работника лицами, в том числе причастными к совершению криминального события, используемыми ими транспортными средствами, с целью получения значимой информации (например, об организации преступной группы, взаимоотношениях ее членов, способах финансирования группы и так далее). 8 Отождествление личности - сложное оперативно-розыскное мероприятие, |