Характеристика этапа развития оперативно-розыскной деятельности в советский период (1918–1991 гг.). Основные черты правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в ХIХ – начале ХХ в. История правовой регламентации сыскной работы на Руси начинается с ХVIII в. Основным нормативным актом этого периода является изданный в 1782 году Устав благочиния, или Полицейский. Он содержал важные правила организации полиции, а также положения, касающиеся компетенции полицейских органов. По мнению некоторых ученых, именно Устав благочиния окончательно отделил судебную власть от следственно-розыскной, а последняя была передана в руки общей полиции. В первой половине ХIХ в., т.е. до известной судебно-правовой реформы 60 - х годов, было принято еще несколько актов, в той или иной мере регламентировавших розыск: “О средствах к исправлению полиции в городах”, “Учреждение и наказ министру полиции” и Положение о земской полиции 1837 года. Со второй половины ХIХ в. и до начала ХХ в. отмечаются две волны нормативно-правовых преобразований полицейской системы, которые непосредственно затронули организацию розыскной работы: реформы 1862 г. и 1880 г. Если важнейшей причиной первой “волны” являлась крестьянская реформа 1861 г., то вторая была вызвана желанием Александра II “положить предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок” (О создании Верховной распорядительной комиссии по охране государственного и общественного спокойствия: Указ // ПСЗ. Собр. 2. Т.55 № 60492). Поэтому совершенствование правовой регламентации сыскной работы проходило под знаком разработки более действительных правил борьбы с нарастающей революционной деятельностью. В это время принимается серия нормативных актов. В частности, в Положении о негласном полицейском надзоре (1882 г.) предусматривалось проведение полицией негласного надзора как способа предупреждения государственных преступлений посредством наблюдения за лицами сомнительной благонадежности. Еще в начале ХХ в. в России уголовный сыск, важнейшая часть оперативно-розыскной деятельности, было урегулирован Законом от 06 июля 1908 г. “Об организации сыскной части”. В соответствии с ним в 89 городах Российской Империи в структуре полицейских управлений для производства розыска по делам общеуголовного характера как в городах, так и в уездах были образованы сыскные отделения. Законом предусматривался контроль со стороны прокуроров за деятельностью сыскных отделений. Причем первые вправе были давать поручения чинам сыскных отделений по производству розыска. Кроме того, в Законе были сформулированы задачи сыскных отделений. Ими являлись производство розыска по делам общеуголовного характера. Наряду с этим сыскные отделения обязаны были проводить дознание по преступлениям, а также выполнять отдельные поручения не только прокуроров, но и судебных следователей. Таким образом, совершенствующаяся полицейская практика начала ХХ в. с неизбежностью привела к необходимости регулирования отношений в оперативно-розыскной деятельности на законодательном уровне, то, что и произойдет через восемьдесят с небольшим лет, оперативная практика наших дней приведет к такому же выводу и современного российского законодателя. Отметим, что временные границы окончания этого этапа правового регулирования оперативно-розыскной деятельности не совпадают с датой свержения самодержавия и победы Февральской буржуазно-демократической революции 23 - 27 февраля 1917 г., т.к. отдельные нормативные акты, регламентирующие сыскную работу, формально не были отменены и продолжали действовать еще некоторое время. Характеристика этапа развития оперативно-розыскной деятельности в советский период (1918–1991 гг.). За более чем семьдесят лет правления Советской власти в правовом регулировании негласной оперативной работы можно выделить несколько самостоятельных этапов. Первый этап (середина 1918 г. – 1930 г.) – это период возникновения и становления правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в Советской России. Точную дату отсчета данного периода установить достаточно сложно, т.к. в начале своей деятельности органы ВЧК не имели агентурного аппарата. Его создание было официально разрешено лишь после решения Президиума ВЧК в феврале 1918 года и лишь спустя несколько месяцев органы ВЧК начали устанавливать внутреннее агентурное наблюдение в антисоветских партиях, организациях, группах и на особо важных объектах. Поэтому условно начало этого этапа определено с середины 1918 года. Второй этап (1931 – 1952 г.г.) – это период реакции и его господства в правовом обеспечении ОРД. Хотя уже со второй половины 20 - х годов организационно-правовые изменения и развития авторитарного политического режима (в том числе в спецорганах, осуществлявших ОРД), точкой отсчета данного этапа правового регулирования негласной работы автором выбрана дата принятия Инструкции по учету и агентурной разработке антисоветских и контрреволюционных элементов по линии Секретно-политического отдела (объявлена приказом ОГПУ № 298/175 в июле 1931 г.). По существу правовое регулирование ОРД было переориентировано и подчинено цели и задачам карательно-репрессивной политики государства, т.е. острие отечественной контрразведки направлялось во внутрь страны на борьбу с так называемыми “враждебными силами”. На данном этапе происходила бесконечная трансформация специальных служб и правоохранительных органов. Характерные черты и особенности данного этапа. Во-первых, правовое регулирование оперативно - розыскной деятельности полностью переориентировано на решение задач по укреплению личной власти И.В. Сталина. Во-вторых, бурно протекал процесс подчинения порядка регламентации оперативно-розыскной деятельности целям карательной политики государства. В-третьих, на практике фактически игнорировались “устаревшие” положения нормативных актов о прокурорском надзоре за негласной работой. Третий этап (1953 – середина 70 - х годов). За этот временной отрезок происходит постепенный отказ власть имущих от порочной практики закрепления произвола в нормативных актах, регламентирующих ОРД, что являлось характерным для периода культа личности И. В. Сталина. Характерные черты и особенности данного этапа: формирование двух различных нормативно-правовых ведомственных платформ, предназначенных регулировать единую по сути оперативно-розыскную деятельность; закрепление законе правил об обязанностях органов дознания по осуществлению оперативно - розыскной деятельности; отказ от нормативного закрепления тотального беззакония, характерного для предыдущего периода правового регулирования ОРД; нормативно-правовое закрепление попыток возродить вневедомственный (прокурорский) надзор за законностью ОРМ. Четвертый или последний этап в советской истории (середина 70 - х годов – август 1991 года.) – это период стабилизации правового регулирования ОРД и, одновременно, время подготовки “революционных” изменений ее правовой регламентации. 3. Тенденции и перспективы развития теории оперативно-розыскной деятельности. Многолетние теоретические изыскания, вызванные потребностями оперативно-розыскной практики, создали основу единой для всех российских правоохранительных органов и спецслужб науки об ОРД. Единая оперативно-розыскная теория — это логически взаимосвязанная и взаимообусловленная система категорий, понятий и принципов, интерпретирующих сущность (содержание и генезис) ОРД в России. Вместе с тем данная теория представляет собой переходное состояние научного знания об оперативно-розыскной практике всех субъектов ОРД от разрозненного и неполного. Формируемая оперативно-розыскная теория — область научных знаний, призванная вооружать практику борьбы с преступностью всех ОРО системой научных выводов и рекомендаций, необходимых для эффективной организации и осуществления ОРМ, создания правовых, организационных, информационных, методических, кадровых и ресурсных предпосылок и условий их успешной деятельности. Поскольку ФЗ об ОРД не допускает осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных законодательством, то именно они (цели и задачи) определяют основные тенденции теоретических исследований в сфере ОРД. Основной тенденцией развития теории оперативно-розыскной деятельности является разработка научных основ использования современных достижений смежных с криминалистикой наук для повышения эффективности розыска. В аспекте этой тенденции речь может идти прежде всего о формировании криминологических, психологических, управленческих (в том числе организационно-технических) основ розыскной деятельности следователя. Разработка криминологических основ розыска должна базироваться на выявлении и учете закономерностей, определяющих местонахождение разыскиваемых лиц. К их числу относятся закономерности, связанные в известной степени с процессами миграции, специфические закономерности, под влиянием которых формируется “география” розыска, то есть география тех мест, где преимущественно оседает контингент разыскиваемых лиц. В области разработки психологических основ розыска наиболее перспективно, дальнейшее исследование возможностей и путей использования теории рефлексивных игр, а также выяснение характера и механизма действия факторов, стимулирующих деятельность субъекта розыска. По традиции к числу таких факторы можно отнести чувство ответственности перед законом и сознание служебного долга, ожидание удовлетворения от решения поставленной задачи, стремление подтвердить свое интеллектуальное превосходство над противостоящей стороной, свои профессиональные качества следователя и т. д. Важным направлением внедрения достижений теории в практику оперативно-розыскной деятельности является обучение слушателей, курсантов, практических работников в образовательных учреждениях МВД России и других. Это соответствует современной тенденции раскрытия сущности оперативно-розыскной деятельности в публичном праве. Представители науки стоят на пороге признания реальности специальной отрасли публичного права: оперативно-розыскного права. Оно имеет свой предмет регулирования (общественные отношения в сфере ОРД), своё законодательство (из-за своей специфичности не может быть регулируемым в других отраслях права), свой метод правового регулирования (властно-публичный, использующий властные предписания и обязывание). 4. Понятие, сущность и признаки оперативно-розыскной деятельности. В статье 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности и наравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД – своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждением тому является схожий характер мероприятий, например: опрос (оперативно розыскное мероприятие) – допрос (следственное действие), обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – обыск и выемка, отождествление личности – опознание, исследование предметов и документов – экспертиза и т. д. Вместе с тем ОРД отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный характер. Следует назвать такие признаки ОРД, глубоко раскрывающие ее сущность и содержание: • это особый вид административной деятельности; • ОРД может осуществляться по форме негласно, с широким использованием конспирации, режима секретности; • ОРД является не процессуальной деятельностью, осуществляемой вне рамок уголовно-процессуального и административно-процессуального права; • ОРД вправе осуществлять лишь оперативные подразделения органов, которым такие полномочия предоставлены федеральным законом (спецслужбы); • цель ОРД – обеспечение безопасности граждан, общества, государства; • содержание ОРД – система оперативно-розыскных мероприятий, направленных на: а) предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений; б) розыск лиц, скрывающихся от правосудия, пропавших без вести; в) сбор данных для решения вопросов о допуске лиц к государственной тайне, к некоторым видам работы; • основным правовым актом, регламентирующим ОРД, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Использование в определении оперативно-розыскной деятельности (в “узком” смысле слова) фразы о том, что ее проведение возможно только тогда, когда “объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств”, подчеркивает исключительный, вынужденный характер этой деятельности. По существу, речь идет о социально обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под использованием законных средств, способов и мер следует понимать, прежде всего, те, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством. 5. Цели и общие задачи оперативно-розыскной деятельности и их содержание. Цель оперативно-розыскной деятельности – это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направленно действие (действия) оперативного работника (оперативника), конфидента и других участников этой деятельности. Цели ОРД указаны в ст. 1 ФЗ об ОРД: а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод); б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления). Задачами ОРД являются: - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; - добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; - установление имущества, подлежащего конфискации. Задачами ОРД являются требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, предусмотренные ФЗ об ОРД и другими законодательными актами, составляющими оперативно-розыскное законодательство, посредством выполнения которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств). Следовательно, задачи ОРД есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения. По степени реализации угроз в отношении защищаемых объектов задачи в ОРД классифицируют на две группы защиты от преступных посягательств: – непосредственные — выявление, раскрытие, пресечение преступлений, а также розыск лиц (в связи с совершением преступления); – опосредованные — предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, и розыск без вести пропавшего. По функциональной направленности задачи ОРД классифицируют на четыре группы: – превентивного назначения. В эту группу включены задачи: предупреждение совершения преступлений (общей и частной превенции) и добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ; – обнаружения. Здесь известны задачи выявления преступлений и их раскрытия; – пресечения. Данную группу задач составляют прежде всего те, которые непосредственно указаны в ФЗ об ОРД. К ним относятся: изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении ОРМ и прерывание предоставления услуг связи в соответствующих случаях (ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД); – розыска. Известны задачи розыска лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, уклоняющегося от уголовного наказания, а также без вести пропавшего. С учетом рассмотрения задач в системе с целями ОРД среди первых главенствующее положение занимает группа задач превентивного назначения. Только предупредив совершение общественно опасного деяния, можно «стопроцентно» достигнуть цели ОРД — защиты соответствующего объекта от преступного посягательства. Все задачи ОРД взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем каждая из них автономна, имеет конкретное содержание, обусловленное прежде всего способом решения, влечет определенные юридически значимые последствия. 6. Соотношение оперативно-розыскной деятельности с другими видами юридической деятельности. ОРД и юридическая деятельность. Они соотносятся как родовое и видовое явления, причем родовым, т.е. более “широким” и объемным, выступает юридическая деятельность. Действительно, все черты юридической деятельности характерны и для ОРД – начиная с ее социальной обусловленности и заканчивая политическим характером. Однако имеются и существенные отличия. В ОРД происходит видовая конкретизация, детализация тех или иных черт юридической деятельности применительно к вполне определенной разновидности деятельности социума. Оперативно-розыскная и социальная деятельность. ОРД – это крайнее, вынужденное средство защиты социума от антиобщественных проявлений. Она должна проводиться только при наличии объективного затруднения или невозможности достижения цели защиты человека и общества от преступных посягательств посредством реализации иных законных средств (в частности, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством). Соотношение оперативно-розыскной и разведывательной деятельности.Разведдеятельность имеет собственную цель, отличную от цели ОРД. Она осуществляется в основном за пределами РФ (и это тоже отличает ее от оперативно-розыскной деятельности). Ее основными “контрагентами” являются, с одной стороны, РФ (в лице своих представителей – ФСВР России и других спецслужб), а с другой – иностранное государство или международные организации. Наконец, разведдеятельность регламентирована специальным законодательным актом – ФЗ о внешней разведке, нормативные предписания которого не распространяются на оперативно-розыскную деятельность. |