МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общие исторические тенденции развития органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность





Одной из важнейших функций государства является защита от внутренних и внешних врагов, сохранение стабильности и порядка, соблюдение законов и иных правил, действующих в обществе. Указанные задачи обеспечиваются работой государственного аппарата, армией, а также действиями правоохранительных органов, в том числе их особых тайных подразделений, которые в прежнее время носили название розыска, сыска, а в ХХ в. получили название органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оперативно-розыскные органы).

Осуществление оперативно-розыскной деятельности как части государственного механизма неразрывно связно с происхождением государства, его расцветом и упадком.

При рождении любого государства пришедшие к власти правители с первых дней озабочены вопросами ее эффективной защиты, обеспечением правопорядка и безопасности как самих государственных и иных учреждений, так и всех граждан страны. В этих целях ликвидируются все органы, ранее осуществлявшие оперативно-розыскную деятельность, поскольку они способны оказать существенное противодействие новому режиму и наиболее преданы утраченной власти и бывшим руководителям государства. Одновременно с этим создаются новые оперативно-розыскные органы, которые начинают бороться с преступностью и другими правонарушениями в стране, а также с действиями определенных сил и лиц, угрожающих государственной, военной и экономической безопасности.

В первое время работа указанных органов обычно недостаточно регламентирована законом и подзаконными правовыми нормами, а больше исходит из поставленных задач органов власти и разумной целесообразности. В дальнейшем, со становлением государства, оперативно-розыскная деятельность становится более стабильной, ее значение для органов государственной власти приобретает характер устойчивой нормальной работы правоохранительных учреждений и специальных служб, с разделением их функций на следующие основные направления:

- борьба с общеуголовной и экономической преступностью;

- борьба с преступлениями и иными угрозами государственной, военной и экономической безопасности;

- охрана границ государства;

- охрана и обеспечение безопасности органов государственной власти;

- разведывательная и контрразведывательная деятельность и др.

С развитием государства, его экономики и политики, ростом авторитета и силы всех государственных, правоохранительных и других учреждений развивается и совершенствуется работа оперативно-розыскных органов. Кроме того, оперативно-розыскные органы нередко изучают и используют опыт предшествующих оперативных служб, беря на вооружение наиболее эффективные и действенные приемы оперативно-розыскной работы прошлых лет. При этом в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, приходят специалисты из ранее ликвидированных спецслужб, которые обучают и передают применяемые ранее методы и способы оперативной работы.

Вся указанная деятельность оперативно-розыскных органов влияет на внутреннюю и внешнюю безопасность государства, способствует поддержанию правящего режима и стабильности существующего строя при имеющейся государственной власти.

С началом упадка государства, ослаблением режима власти в стране органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, как наиболее информированные и имеющие в наличии мощный силовой и технический потенциал для защиты государственной власти предпринимают все возможные усилия для сохранения существующего строя. В какое то время это приносит положительные результаты и дает определенный эффект для дальнейшего существования и функционирования государственного механизма в стране. Однако дальнейший прогресс развития человечества, неизменная смена одного государственного строя другим, приход к власти более прогрессивных движений и их лидеров сводят на нет любые усилия старого режима, включая и деятельность оперативно-розыскных органов по защите государственных интересов.

Таким образом, развитие оперативно-розыскной деятельности всегда рассматривается в тесной связи с развитием органов власти, строгой подчиненностью оперативных служб руководителям государства, что, в то же время, предполагает надлежащее соблюдение сотрудниками оперативных служб законов и других правовых норм при выполнении ими своих функций. История показывает: силовые структуры, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, первыми становятся на защиту нового государства и последними покидают его в случае гибели.

4. Общеправовые и отраслевые принципы оперативно-розыскной деятельности, их теоретический и прикладной характер Как известно, принципы – это руководящие правила деятельности, представляющие собой обобщение какого-либо положения, идей на всю совокупность процессов и правоотношений в определенной отрасли права. Принципы в целях гарантии их исполнения отражаются в законе, регулирующем определенную правовую деятельность.

В оперативно-розыскной деятельности как специфической отрасли права имеются общие принципы и принципы отраслевые, то есть присущие только данному виду деятельности. Это видно из ст. 3 ФЗ об ОРД, где указано, что ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Тем самым, принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина – это общие принципы, совпадающие с положениями уголовно-процессуального законодательства и других отраслей права. А принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств – это отраслевые принципы, свойственные практически только оперативно-розыскным правоотношениям.

К общим принципам относится принцип законности, который заключается в точном и безусловном соблюдении всех законных актов, действующих в государстве. Это прежде всего Конституция РФ, где изложены наиболее важные требования, предъявляемые к деятельности правоохранительных органов, а в их числе и к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. К ним относятся конституционные нормы, провозглашающие соблюдение прав и свобод человека, равенство всех перед законом, охрану достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, включая неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, свободу мысли и слова и др. Вместе с тем, как указано в ст. 55 Конституции РФ, перечисленные основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Для реализации принципа законности не менее важны и другие законы и подзаконные акты, которые касаются сферы оперативно-розыскной деятельности. Это требования Уголовно-процессуального кодекса РФ, где отражены нормы по собиранию, оценке и проверке доказательств, а также критерии оценки результатов оперативно-розыскной деятельности при их использовании в досудебном и судебном производстве. Кроме того, в УПК РФ подробно описаны условия и правила проведения следственных действий, возможность участия в них оперативных работников. Необходимо отметить, что в ФЗ об ОРД в настоящее время не конкретизируются способы фиксации результатов, полученных в ходе проведения ОРМ, вследствие чего ряд основных правил их проведения берется из УПК, например участие представителей общественности, или понятых, в ряде ОРМ, участие специалиста, применение аудио- и видеоаппаратуры и т. д.

В Уголовном кодексе РФ описаны конкретные составы преступлений, которые могут иметь место при проведении ОРД с нарушением закона. Отсюда уголовное законодательство фактически указывает на те ограничения при проведении оперативной работы, которые нельзя преступать под страхом уголовной ответственности.

В целом оперативно-розыскная деятельность имеет весьма широкую сферу действия, которая может коснуться многих отраслей права, регулирующих жизнь общества и государства. Это прежде всего законы, регламентирующие работу всех правоохранительных органов, занимающихся ОРД (органы внутренних дел (милиция), ФСБ, органы уголовно-исполнительной юстиции, таможня, внешняя разведка, госнаркоконтроль и др.), законы по соблюдению условий содержания обвиняемых и подозреваемых под стражей, законодательство о противодействии терроризму, коррупции и иные законы, в которых отражается вся деятельность правоохранительных органов в стране. Не менее важны и законы, регламентирующие гражданские правоотношения (ГК РФ, ГПК РФ), банковскую деятельность, деятельность коммерческих организаций, и другие, с которыми сталкиваются сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при исполнении своих полномочий. Разумеется, все требования законов, регулирующих правоохранительную деятельность и другие сферы жизни общества и государства, имеют обязательную силу для работников всех правоохранительных органов, осуществляющих ОРД.

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, как уже было отмечено, является важнейшим конституционным принципом; ему посвящена отдельная ст. 5 ФЗ об ОРД. Данным принципом установлены гарантии проведения ОРМ, которые в той или иной степени связаны с вторжением в частную жизнь граждан и, тем самым, с ограничением (иными словами, определенным нарушением) их прав и свобод. При проведении таких мероприятий законодателем предусмотрен механизм защиты граждан от произвольного вмешательства оперативно-розыскных ведомств в личную жизнь и произвольных посягательств на их личные права и интересы.

Рассматриваемый принцип уважения прав и свобод человека в одинаковой степени распространяется как на лиц, в отношении которых проводится ОРД, так и на лиц, которые оказывают содействие оперативно-розыскной работе. Сюда относятся меры государственной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие оперативной работе, обеспечение их физической безопасности, неприкосновенности, неразглашение информации о них и т. д.

Отраслевые принципы ОРД – это требования конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств ОРД.

Принцип конспирации означает обеспечение в оперативно-розыскной деятельности тайны средств и методов ее осуществления, структуры оперативно-розыскных ведомств, лиц, осуществляющих ОРД, а также разрешение на официальное прикрытие и легендирование оперативно-розыскных мероприятий и лиц, их осуществляющих, иные положения, не подлежащие оглашению. Согласно ст. 12 ФЗ об ОРД сведения об используемых при проведении негласных ОРМ силах, средствах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, им содействующих, а также об организации и тактике ОРМ составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления органа, осуществляющего ОРД.

Исследуемый принцип конспирации, присущий исключительно оперативно-розыскной деятельности, необходим в силу двух объективных причин. Во-первых, обеспечивается эффективность борьбы с преступностью, что невозможно осуществить только гласными методами работы. Большинство преступлений совершаются в условиях неочевидности, при этом сокрытие их следов и самих преступников является распространенным способом совершения преступления. Во-вторых, результаты оперативно-розыскной деятельности представляют собой обширную информацию о личной жизни граждан, сведения, касающиеся общественных и государственных интересов, которые могут безосновательно компрометировать, умалять, ставить под сомнение достоинство и добрую репутацию физических и юридических лиц, чем ущемляются их конституционные права и свободы. Легализация указанных сведений возможна только в законном порядке при проведении доследственной проверки или при возбуждении уголовного дела. Разумеется, большинство сведений, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, как правило, не подлежат оглашению.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Под методом понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения оперативно-тактических задач в процессе проведения ОРМ. Средствами являются объекты и предметы материального мира, при помощи которых достигается осуществление направлений оперативно-розыскной деятельности.

Указанный принцип работы означает оптимальное сочетание легальных технологий работы с конспиративными методами деятельности. Решение задач ОРД невозможно при использовании только гласных или только негласных методов и способов – они могут применяться в совокупности, без ущерба друг для друга. В этом случае общим требованием оперативно-розыскной работы является положение, что осуществление негласных методов возможно только тогда, когда не имеется иных способов достичь определенных целей нетайными методами. В этом случае результаты ОРД не требуется легализовывать (рассекречивать) в особом порядке, меньше опасности причинения ущерба правам и интересам гражданских лиц, соблюдаются нормы этики и морали при расследовании преступлений.

Среди общих внутренних принципов, которыми руководствуется оперативно-розыскная деятельность, можно также назвать принципы оперативности, взаимодействия и разделения полномочий с другими органами, осуществляющими ОРД, принцип гуманизма.

Оперативность понимается как оптимальное и своевременное применение методов оперативно-розыскной работы в соответствии со степенью опасности деяния, опасностью личности, подготавливающей или совершающей преступление, без ущерба для законных прав и интересов личности, а также раскрытия и расследования преступлений в соответствии с УПК РФ.

Принцип взаимодействия и разделения полномочий с другими органами, осуществляющими ОРД, означает соблюдение обоюдных интересов и взаимное уважение органов и должностных лиц, исполняющих оперативно-розыскные функции, без ущерба требованиям законности, конспирации, а также подследственности, предусмотренной ст. 151 УПК РФ и внутриведомственными нормативными актами. Разумеется, осуществление оперативно-розыскной деятельности возможно только специально уполномоченными на то правоохранительными органами, перечисленными в ст. 13 ФЗ об ОРД, и, соответственно, только те должностные государственные лица имеют право производить ОРД, которым руководитель специального органа дал полномочия (задание) на указанную деятельность, что прямо отражено в индивидуальных должностных инструкциях.

Принцип гуманизма означает признание прав и интересов личности высшей ценностью в оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим необходимо производить оперативно-розыскное воздействие, которое соизмеряется с общественной опасностью деяния, с соблюдением требования максимального уважения личности и иерархии ценностей в жизни человека.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.