МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Создание проблемных ситуаций в процессе организации учебного занятия





Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение ...

А. Эйнштейн

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

Проблемное обучение на уроке имеет следующую структуру: постановка проблемы, поиск решения проблемы, описание решения, реализация решения. Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.

Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуации по, вызывающей затруднение, учитель может использовать приём, когда даётся задние ученикам либо вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо ученикам и не имеет сходства с ранее решенными заданиями. Данные приёмы хорошо подходят для уроков русского языка и математики.

Рассмотрим примеры создания проблемных ситуаций, возникших с затруднением.

Например, на уроке математики в начальной школе при изучении темы «Деление чисел». Ученикам, когда они уже умеют умножать числа, даётся задание разложить поровну 20 яблок на 4 тарелки. У детей возникает проблемный вопрос: как это сделать?

После изучения темы «Сложение» можно предложить задание: в одном пенале 10 карандашей. Сколько карандашей в 5 пеналах?

Подходит данный приём создания проблемной ситуации на уроке математики в начальной школе и при изучении темы «Умножение двузначного числа на однозначное». Сначала учитель даёт задание – примеры на умножение одного однозначного числа на другое однозначное число:

5х7= ?

2х9= ?

3х 5= ?

После проверки выполнения задания учитель предлагает решить ещё примеры:

15 х 7 = ?

21 х 9 = ?

32 х 5 = ?

Это, несомненно, вызывает затруднение у учеников и одновременно интерес, как же можно решить данные примеры?

На уроках окружающего мира или биологии в 5-6 классах можно предложить ученикам накануне урока (за несколько дней) прорастить семена фасоли (либо другого растения) в сухом слое ваты или кусочке ткани и принести результаты опыта на урок. Данный пример можно использовать при изучении темы «Условия прорастания семян».

Для создания проблемной ситуации на уроке географии, на следующем уроке после изучения темы «Градусная сеть» учитель предлагает с помощью карты полушарий, разложенной на столах у учеников указать точное местонахождение корабля, терпящего бедствие в Тихом океане возле Гавайских островов. На карте полушарий имеется отметка на широте 23° северной широты и 160 °западной долготы.



Как правило, ученики называют географические объекты, которые они видят на карте рядом с судном, например, остров Лисянского, разлом Меррей, Гавайские острова и т.д. Учитель сообщает, что указанные учащимися ориентиры не являются точными для нахождения корабля. Поиск корабля по таким ориентирам займёт много времени. Вводится понятие координат – широта и долгота.

Можно это задание в другой форме дать ученикам: написать готовые координаты, например, 23° с.ш. и 160 °з.д. и попросить на карте обозначить место нахождения корабля. Это вызовет у учеников затруднение в выполнении задания.

Учитель спрашивает у учащихся, почему они не смогли справиться с выполнением задания. Ученики отмечают, что они не знают, как определить широту и долготу.

Приведем пример проблемной ситуации с затруднением на уроке английского языка. Учитель показывает картинку с изображением термометра, на котором обозначена цифра 25 градусов (или настоящий термометр с показанием температуры в помещении класса) и просит учеников назвать, сколько градусов показывает данный термометр. Ученики сообщают, что они не могут ответить, так как не изучали ещё такие числа. [5]

Приведём пример создания проблемной ситуации на уроке биологии при изучении темы «Деление клетки». Учитель показывает слайд или таблицу с изображением процесса деления клетки и просит подсчитать, сколько хромосом в клетке человека во время процесса, изображенного на таблице.

Ученики высказывают свои мысли о том, что им необходимо знать, какой процесс показан на таблице и что влияет на количество хромосом во время процессов, протекающих в клетке. Как правило, количество хромосом в соматической клетке учащиеся знают – 46. Учитель объясняет, что действительно, количество генетического материала клетки меняется в зависимости от фазы деления и этими процессами ученики сегодня познакомятся и тогда данная задача будет решена.

Рассмотрим другой тип противоречий, ведущих к возникновению проблемных ситуаций на уроке - это противоречия, возникающие с удивлением.Такие противоречия бывают двух типов:

- между несколькими положениями;

- между житейским представлением учеников и научным фактом.

В первом случае для создания проблемной ситуации можно учащимся представить одновременно противоречивые факты, точки зрения, столкнуть разные мнения учеников.

В случае создания проблемной ситуации, возникающей как противоречие между житейским представлением и научным фактом, можно сообщить научный факт или показать эксперимент как научный факт или использовать другой наглядный пример. Можно также дать практическое задание или задать вопрос, чтобы выявить ошибочное житейское представление.

Приведём примеры создания проблемной ситуации, возникающей с удивлением.

На уроке биологии учитель показывает муляжи или иллюстрации с изображением грибов. Спрашивает можно ли грибы отнести к растениям? Выслушиваются ответы учеников. Опыт показывает, что большинство учащихся так и считают. Прежде всего, отмечается, что грибы не передвигаются активно как животные. Для большей заинтересованности беседу можно сопроводить анимированными рисунками ил слайдами презентации. Учитель напоминает, что у растений происходит процесс фотосинтеза, а способны ли к этому процессу грибы? Выслушиваются мнения учеников. Отмечается, что у грибов отсутствуют хлоропласты и, следовательно, грибы не способны к процессу фотосинтеза. Необходимо заострить внимание учеников на двух фактах, которые и вызывают противоречия: с одной стороны, грибы не способны передвигаться. Это признак растений. С другой стороны, грибы никак нельзя отнести к растениям, так как у них важного органоида клетки – хлоропластов, благодаря которым осуществляется процесс фотосинтеза. Следовательно, грибы представляют особую группу организмов. Грибы относятся к отдельному царству живой природы.

На уроке русского языка в 3 классе по заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).

Вопросами: «Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили?» - учитель побуждает к осознанию противоречия. Вопросом: «Какой возникает вопрос?» - побуждение к формулированию проблемы и темы урока:

- проблема: почему в некоторых словах "т" не произносится?

- тема урока: "Непроизносимые согласные в корне слова". [5]

На уроке биологии в 6 классе при изучении темы «Жизненные формы растений» учитель демонстрирует живой объект или фотографии – космею дваждыперистую. Сообщает ученикам, что это высокие растения, в высоту могут достигать более 1 метра, образующие много ветвей. Затем показывает фотографию с изображением черники и сообщает, что черника — кустарничек высотой до 15-40 см, с гладкими остро ребристыми зелеными ветвями. Затем учитель задаёт вопрос ученикам: почему низкорослую чернику относят к кустраничкам, а космею к травам?

 

Часть 4.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.