ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Управление подразделениями 1 страница МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩАЯ ТАКТИКА Утвержден Министром обороны в качестве учебника для курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации М О С К В А Учебник разработан доктором военных наук профессором генерал-майором С.А.Батюшкиным, Заслуженным деятелем науки РФ доктором военных наук профессором полковником Н.К.Шишкиным, кандидатом военных наук профессором полковником Н.П.Мойсеенко (ответственный исполнитель). Техническое оформление выполнено курсантом Александровым О.Е. Он предназначен для курсантов, офицеров и преподавателей высших военно-учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации. ОГЛАВЛЕНИЕ | Стр. | Глава первая. Общие положения………………………………………... | | 1. Тактика – составная часть военного искусства……………………. 2. Основы тактических действий…………………………..………….. 3. Характерные черты общевойскового боя………………………….. 4. Основные принципы тактики……………………………………….. 5. Основы применения подразделений………….……………………. | | | | | | Глава вторая. Управление подразделениями………………………… | | 1. Сущность управления и требования, предъявляемые к нему……. | | 2. Система управления…………………………………………………. | | 3 .Основы работы командира и штаба по управлению подразделениями……………………………………………………………………. | | 4.Управление подразделениями и огнем в ходе действий…………... | | Глава третья. Оборона………………………………………………….... | | 1. Сущность обороны и требования, предъявляемые к ней…………. | | 2. Условия, способы перехода к обороне и ее виды………………….. | | 3. Батальон (рота, взвод) в обороне…………………………………… | | 4. Построение обороны………………………………………………… | | 5. Подготовка обороны………………………………………………… | | 6. Ведение обороны…………………………………………………….. | | 7. Отделение в обороне. ……………………………………………….. | | 8. Танк в обороне. ……………………………………………………… | | 9. Мотострелковый взвод в обороне вне соприкосновения с противником (тактический пример). ……………………………………... | | 10. Взвод в боевом охранении. ……………………………………….. | | 11. Особенности обороны ночью. …………………………………….. | | 12. Оборона в населенном пункте……………………………………... | | 13. Оборона в особых условиях……………………………………….. | | Глава четвертая. Наступление…………………………………………... | | 1. Цель, условия и способы перехода в наступление. ……………….. | | 2. Батальон (рота, взвод) в наступлении. …………………………….. | | 3. Подготовка наступления.…………………………………………… | | 4. Ведение наступления. ………………………………………………. | | 5. Отделение в наступлении. ………………………………………….. | | 6. Танк в наступлении. ………………………………………………… | | 7. Мотострелковый взвод в наступлении с выдвижением из глубины (тактический пример). ……………………………………………... | | 8. Наступление ночью………………………………………………….. | | 9. Наступление в населенном пункте………………........................... | | 10. Наступление в особых условиях……………………………..…… | | Глава пятая. Действие в разведке……………………………...………... | | 1. Ведение разведки наблюдателем…………………………………… | | 2. Ведение разведки на наблюдательном посту ……………………… | | 3. Дозорное отделение (танк) в разведке ……………………………... | | Глава шестая. Передвижение подразделений………………………….. | | 1. Марш…………….…………………………………………………… | | 2. Перевозка подразделений…………………………………………… | | Глава седьмая. Расположение на месте и сторожевое охранение…….. | | 1. Расположение подразделений на месте……………………………. | | 2. Взвод (отделение, танк) в сторожевом охранении………………… | | Глава восьмая. Всестороннее обеспечение……………………………... | | 1. Боевое обеспечение………………………………………………….. | | Разведка……………………………………………………………… | | Охранение………………………………………………………….… | | Радиоэлектронная борьба…………………………………………... | | Тактическая маскировка……………………………………………. | | Инженерное обеспечение…………………………………………... | | Радиационная, химическая и биологическая защита……………... | | 2. Техническое обеспечение………………………………………........ | | 3. Тыловое обеспечение………………………………………………... | | Глава первая Общие положения 1. ТАКТИКА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВОЕННОГО ИСКУССТВА Военное искусство представляет собой теорию и практику подготовки и ведения военных действий на суше, море и в околоземном пространстве. Теория военного искусства является частью военной науки. Военное искусство включает три составные части: стратегию, оперативное искусство и тактику, которые тесно связаны между собой и каждой из них присущи свои виды, формы и способы действий при выполнении поставленных задач различных масштабов. Стратегия (от греческого stratos – войско и ago – веду) – составная часть военного искусства, его высшая область, охватывающая теорию и практику подготовки страны и Вооруженных Сил к войне, планирование и ведение стра-тегических операций и войны в целом. Теория стратегии изучает закономерности и характер войны, способы веде-ния; разрабатывает теоретические основы планирования, подготовки и ведения стратегических операций и войны в целом и различных форм стратегических действий. В решении практических задач стратегия руководствуется положениями военной доктрины государства. Она находится в тесной связи с политикой, вытекает из нее и обслуживает ее. На характер и содержание стратегии определяющее воздействие оказывает экономика. «Ничто так не зависит от экономических условий, -писал Ф. Энгельс, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят, прежде всего, от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения».[1] В свою очередь стратегия оказывает обратное воздействие на политику и экономику. По отношению к другим составным частям военного искусства, оператив-ному искусству и тактике стратегия играет главенствующую роль. Она опреде-ляет их задачи, способы действий войск в оперативном и тактическом масшта-бах. Вместе с тем стратегия учитывает возможности оперативного искусства и тактики и использует достигнутые тактические и оперативные успехи для ре-шения стратегических задач. Оперативное искусство – составная часть военного искусства, охватыва-ющая теорию и практику подготовки и ведения военных действий оперативного масштаба (операций, сражений, боевых действий, ударов) объединениями видов Вооруженных Сил. Оно занимает промежуточное положение между стратегией и тактикой, подчиненно стратегии и, в свою очередь, определяет задачи и направления развития тактики. Основными задачами теории оперативного искусства являются: исследова-ние закономерностей, содержания и характера современных операций (боевых действий) и других форм оперативного применения объединений, разработка способов их подготовки и ведения, применения объединений и соединений ви-дов Вооруженных Сил, родов войск (сил) и другие. В практическом плане оперативное искусство охватывает деятельность ко-мандования, штабов и войск (сил) объединений по подготовке и ведению опе-раций (боевых действий), управлению войсками (силами) и всестороннему обе-спечению операций. Оперативное искусство, как и стратегия, непрерывно раз-вивается. Появляются новые направления исследований, связанные с использо-ванием новых видов оружия и военной техники, возрастанием напряженности вооруженной борьбы. Тактика третья составная часть военного искусства, охватывающая тео-рию и практику подготовки и ведения боя и других тактических действий подразделениями, частями (кораблями) и соединениями различных видов вооруженных сил, родов войск (сил) и специальных войск. Теория тактики исследует закономерности, характер, содержание боя и других тактических действий, разрабатывает формы и способы их подготовки и ведения; изучает боевые и другие свойства и возможности подразделений, частей и соединений. Эти положения находят отражение в уставах, на-ставлениях, учебниках, военно-теоретических трудах. Практика тактики охватывает деятельность командиров, штабов и войск (сил) по подготовке и ведению боя и других тактических действий. Она включает: постоянное уточнение данных обстановки; принятие решений и доведение задач до подчиненных, организацию взаимодействия сил и средств и всестороннего обеспечения действий; планирование и подготовку тактических действий войск; ведение боевых и других действий и управление подразделениями, частями и соединениями. В настоящие время тактика подразделяется на общую тактику, тактику видов вооруженных сил, тактику родов войск (сил) и тактику специальных войск. Общая тактика исследует закономерности боя (других тактических действий) и вырабатывает рекомендации по его (их) подготовке и ведению совместными усилиями соединений и частей различных видов вооруженных сил. Эти закономерности являются общими для всех видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск, участвующих в выполнении поставленной задачи. Основу общей тактики составляет тактика Сухопутных войск. Она изучает и разрабатывает способы подготовки и ведения общевойскового боя, других тактических действий и включает тактику общевойсковых соединений, частей и подразделений, а также входящих в Сухопутные войска родов войск и специальных войск, определяет задачи подразделениям, частям и соединениям видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск в общевойсковом бою, порядок и способы их совместного использования и тем самым влияет на развитие их тактики. Т а к т и к а в и д о в В о о р у ж е н н ы х С и л, родов войск и специальных войск разрабатывает специфические вопросы боевого примене-ния подразделений, частей и соединений видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск как в общевойсковом бою, так и самостоятельно. Изменения в их тактике оказывают влияние, в свою очередь, на развитие общей тактики, требуют соответствующих уточнений ее положений и совершенствования общих рекомендаций. Как и другие части военного искусства, тактика находится в постоянном развитии. Определяющее влияние на состояние и развитие тактики оказывают оружие и военная техника, уровень подготовки войск, искусство руководства ими. Ф. Энгельс отмечал, «что вся организация армий и применяемый ими спо-соб ведения боя, а вместе с этим победы и поражения оказываются зависящими от материальных, т.е. экономических, условий: от человеческого материала и от оружия». В силу этого роль тактики в современных условиях исключительно велика, о чем свидетельствует опыт Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов. Это обусловлено тем, что в достижении победы над врагом большую роль играет общевойсковой бой, и тем, что тактическое командование на всех уровнях сейчас располагает большими возможностями в силу резко возросшей дальнобойности и боевой эффективности средств поражения. Свое наименование тактика получила от слов греческого происхождения tasso – строю войска и taktika – искусство построения войск. Тактика в значе-нии «строю войска» появилась в рабовладельческих государствах Древней Гре- ции в VIII-VI вв. до н.э, а как искусство построения войск – в Греко-персидских войнах (500-479 гг. до н.э.) и прошла в своем развитии длительный промежуток времени. Так было в сражениях и битвах Эпаминонда, Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря, Дмитрия Донского, Петра I, Александра Васильевича Суворова, Наполеона, Михаила Илларионовича Кутузова, когда за счет оригинального построения войск до сражения и перестроения его в ходе сражения этим полководцам удавалось наголову разбить значительно превосходящие силы противника. Вместе с тем понятие «тактика» по мере развития средств вооруженной борьбы расширялось, в связи с участием в бою большого количества различных боевых средств с самыми разными боевыми свойствами и возможностями рамки тактики переросли свое первоначальное толкование (как построение войск) и приняли современное содержание, охватывающее не только построение войск, но также теорию и практику организации и ведения боя и других такти-ческих действий в целом. Сегодня тактика – наиболее динамичная область военного искусства. Изменения в ней происходят по мере ускорения технического прогресса и совершенствования средств вооруженной борьбы. С появлением нового оружия тактика незамедлительно вскрывает возможный характер его влияния на способы ведения боевых действий, определяет, какие новые черты она может и должна внести в содержание общевойскового боя (подготовку, ведение, управление). Соответственно тактика исследует задачи, способы защиты от такого оружия при применении его противником. По мере появления и применения в бою различных новых боевых средств одной из задач тактики является поиск оптимального сочетания способов применения и порядка их взаимодействия. Важной задачей тактики является исследование вопросов развития организационно-штатной структуры подразделений, частей и соединений, выявление тенденций соотношения в них различных сил и средств, удельного веса формирований родов войск и специальных войск на том или ином уровне. В соответствии с изменениями оружия, военной техники, качества личного состава войск тактика непрерывно развивается. Совершенствование оружия и тем более появление новых его видов являются основой развития тактики. Тактика зародилась с появлением армий первоначально как практика военного дела и в историческом плане прошла в своем развитии длительный промежуток времени от ударной тактики в форме простых построений и фронтальных столкновений до тактики огневой в форме общевойскового боя. В основе этого пути были изменения в вооружении, военной технике и мастерстве личного состава, что в итоге придавало характеру сражения (боя) ту или иную специфику и соответствующие черты. К наиболее древним теорети-ческим источникам по тактике (военному искусству) относятся труды китайс-ких полководцев 5-6 вв. до н.э. Сунь-Цзы и У-Цзы. Эти труды в силу своей пра-ктической значимости включались в 19 и начале 20 веков в программы подго-товки офицеров в Китае, Корее, Японии и издавались в 1935, 1940 и 1943 гг. Важнейшими их положениями, которые не утратили своего значения и в современных условиях являются: «Всякая война основана на обмане, а это значит, когда вы можете нападать, показывайте вид, что не в состоянии нападать; действуя, вы должны притворяться бездействующим; когда вы находитесь близко от противника, заставьте его думать, что вы далеко; когда вы от него далеко, вы должны заставить его думать, что вы близко. Если противник сильнее, то избегайте его, если же он отдыхает – не давайте ему покоя. Если его силы объединены, то разделяйте их, нападайте на него, когда он не подготовлен; появляйтесь там, где вас не ждут». «Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, ор-ганизовать победу, учесть характер местности и расстояние, если знаешь его (противника) и знаешь себя (свои войска), сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потер-пишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение. Кто - еще до сражения – побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто еще до сражения – не побеждает расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много – побеждает; у кого шансов мало – не побеждает; тем более же тот, у кого шансов нет вообще».[2] В рамкахударной тактикисовершенствовалась и развивалась сначала тактика фаланги в таких старанах, как Древняя Греция, Древний Рим и Македония, где и достигала своего совершенства под руководством величайшего из полководцев той эпохи Александра Македонского, а затем манипулярная и кагортная тактика в Древнем Риме. Развитие тактики фаланги в это время шло от простейших форм фронтального столкновения к более сложным формам маневрирования войск в ходе сражения, учитывающим взаимодействие тяжелой, легкой и средней пехоты и конницы, а также частей боевого построения. От равномерного и линейного построения войска постепенно перешли к неравномерному распределению, создавая ударный кулак на решающем направлении. Так, в 371 г. до н.э. фиванский полководец Эпаминонд в сражении при Левктарх впервые применил прницип неравномерного распределения сил по фронту и сосредоточение превосходчящих сил на главном направлении, создав для этого на своем левом фланге войск – когорту (эмбалон) из 50 шеренг, в то время, как фланга в центре имела всего лишь 8 шеренг. В итоге это помогло ему в короткий срок разгромить противника. По этому поводу Ф. Энгельс писал: «Эпаминонд первый открыл великий тактический принцип, который вплоть до наших дней решает почти все регулярные сражения…». Еще дальше пошли римляне. Они расчленили легион на ряд самостоятель-ных тактических единиц. Так появилась сначала манипулярная(III в. до н.э.), а затем и когортная (107 г. до н.э.) тактика. В эпоху феодализма содержание тактики определялось боевыми свойства-ми рыцарской конницы, ставшей преобладающим родом войск, что и привело к упадку пехоты. Сражение практически сводилось к сумме поединков рыцарей. Русское же войско в 11-15 вв. применяло более гибкую тактику, основанную на взаимодействии и маневре пехоты, которая не утратила своего боевого значения и конницы, использовании резервов. Большую роль играли маневр, внезапность и обманные действия, как это было, например, в битве Александра Невского в 1242 г. и Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 г. С появлением в XIV в огнестрельного оружия ударная тактика, основанная на мускульной силе воина и фронтальном ударе холодным оружием тесно сплоченных масс, стала постепенно, по мере его совершенствования и поступление в войска в достаточном количестве, превращаться в ударно-огневую, которая господствовала на полях сражений около 500 лет (почти до конца XIX в.). За этот период тактика в своем развитии прошла путь от швейцарской ба-талии, через линейную тактику, тактику колонн и рассыпного строя до та-ктики стрелковых цепей. Баталия представляла собой громадный квадратный строй. Первоначально она имела 8-10 тысяч вооруженных пиками или алебардами пехотинцев, которые строились в 80-100 шеренг по 100 человек в каждой. В последствии с флангов баталию стала прикрывать конница, а с поступлением на воружение огнестрельного оружия - артиллерия и пехота, оснащенная аркебузами. По мере совершенствования огнестрельного оружия и роста его количества необходимость в таких громоздких построениях, как баталия, отпала. В целях снижения потерь, в первую очередь от огня артиллерии противника, боевые порядки пехоты начали рассредоточиваться на поле боя, а глубина их уменьшаться. Это привело в XVI в. к расчленению баталии на несколько меньших квадратных колонн – терций по 2-3 тысячи пикинеров в каждой. Новый вид пехоты – мушкетеры, имевшие на вооружении мушкеты, со всех сторон прикрывали терцию. Артиллерия располагалась впереди терций первой линии или в интервалах между ними. Конница прикрывала фланги. С XVII в. огнестрельное оружие (ручное и артиллерия) становится основ-ным, главным средством вооруженной борьбы. Его роль на полях сражений на-чинает быстро возрастать. Мушкетеры превращаются из вспомогательной час-ти войска, используемой прежде лишь для прикрытия главных сил и завязки боя, в его основную силу. Холодное ударное оружие из основного превраща-ется во второстепенное и постепенно сходит с вооружения. Когда вся пехота была вооружена ручным огнестрельным оружием, необходимость в глубоких и плотных построений отпала, войска стали строиться в тонкие, вытянутые вдоль фронта линии. Так родилась линейная тактика, главным содержанием которой явилось равномерное размещение сил и средств по фронту. Ее сущность заключалась в стремлении одновременного ввода в действие наибольшего количества ручного огнестрельного оружия и эффективнее его использовать. Для этого войска выстраивались для сражения в 5-6 шеренг с артиллерией и конницей, а в последующем–в 2-3 вытянутые вдоль фронта линии. Каждая линия состояла из 3-4 шеренг, а с XVIII в. -4-6 шеренг. Дистанция между линиями составляла 150-200 шагов. В центре находилась пехота, а на флангах конница. Полковая артиллерия располагалась в интервалах между батальонами, а остальная полевая артил-лерия – впереди и на флангах. Вторая (третья) линия не могла вести огонь в силу своей удаленности, но она находилась в готовности заполнить в первой линии бреши, подкрепить сла-бые места. Чем тоньше была первая линия, тем больше она нуждалась в усиле-нии второй линией. Третья линия составляла резерв и была готовности к отра-жению действий противника с тыла и флангов. Помимо положительных (одновременное использование в сражении макси-мального количества ручного огнестрельного оружия и ведение организован-ного залпового огня), линейная тактики имела и ряд существенных недостат-ков: боевой порядок был малоподвижным (маломаневренным), не мог применяться на пересеченной местности и основывался на локтевой связи и равномерном распределении сил по фронту. В ходе сражения (при наступлении) подразделения и части должны были продвигаться медленно, соблюдая равнение и, стреляя залпами батальонов или плутонгов (взводов), действовать как одно целое, чтобы не нарушать построение армии. После нескольких таких залпов всей массой войск проводилась штыковая атака. В ходе сражения нельзя было изменить боевое построение, выделить, при необходимости, часть сил для фланговой атаки или сосредоточить подавляю-щие силы для атаки слабого места противника. Кроме того, слабым местом та-кого построения, как и фаланги, были фланги, поскольку боевые линии пехоты осуществляли фронтальную атаку и не могли противостоять ударам с флангов. Впервые элементы линейного боевого порядка и линейной тактики появи-лись в нидерландской армии в сражении при Ньюпорте (1600 г.), а в русской – в сражении под Добрыничами (1605 г.), где русская пехота, применив линейный боевой порядок, залповым огнем из 10-12 тыс. ружей нанесла поражение вой-ску Лжедмитрия. Окончательно линейная тактика утвердилась в ходе тридцатилетней войны (1618 – 1648 гг.), особенно в ее третьем шведском периоде (1631 – 1648 гг.). С успехом эту тактику применяла русская армия под руководством Петра I в сражениях со шведами в районе Лесной (1708 г.) и под Полтавой (1709 г.), Румянцев и Суворов. Сохранилась линейная тактика практически до конца XVIII в. В середине XVIII в. в связи с созданием массовых армий и дальнейшим усо-вершенствованием оружия в русской армии, помимо линейной тактики, зарождаются элементы новой тактики, выразившейся во взаимодействии егерей и линейной пехоты в колоннах (взятие Кольберга в 1761 г). В 70-е годы П.А.Румянцев применил каре с рассыпным строем егерских батальонов (сра-жение на р. Ларга в 1770 г.), а А.В. Суворов впервые применил тактику колонн в сочетании с каре (в ночном поиске на Туртукуй в 1773 г.) и тактику колонн при штурме Измаила (1790 г.). Это было зарождение новой тактики, к которой название линейная уже не подходило. Так зародилась тактика колонн в сочетании с рассыпным строем егерей. Тактика Суворова была передовой для своего времени. Однако она не бы-ла признана официально, а расценена как «опасное вольнодумство». Опыт Су-ворова замалчивался. Поэтому в истории военного искусства появление такти-ки колонн и рассыпного строя долгое время связывали с именем Наполеона, хо-тя французы впервые применили ее на Западе в сражении при Жемаппе в 1792 г. И с конца XVIII в. и начала XIX в. практически во всех сражениях стала применяться тактика колонн и рассыпного строя, наиболее значимыми из них были сражения под Аустерлицем (1805 г.) и Бородинское сражение (1812 г.). Применение новых боевых порядков повысило маневренность и их ударную силу, сделано возможным ведение сражения на любой местности и придало ему чрезвычайно решительный характер. Большие изменения в тактике произошли во второй половине XIX в., когда армии промышленно развитых капиталистических стран (Англия, Франция, Пруссия и др.) получили на вооружение нарезные облегченные ружья с боль-шой дальностью стрельбы (800-900 м, против 200 м гладкоствольных ружей), высокой скорострельностью (2-3 выстрела в минуту против 1 выстрела в 1,5 мин) и меткостью боя. Наступление колоннами под сильным дальнобойным огнем стрелкового оружия стало невозможным в виду больших потерь. Появи-лась новая форма боевого порядка стрелковая цепь, призванная в дальнейшем, вплоть до наших дней, стать основным строем пехоты. Зародилась она в сра-жении на р. Альме при обороне Севастополя в Крымской войне 1853 – 1856 г, а утвердилась в русско-турецкой войне (1877-1877 гг.). Стрелковая цепь позволяла наиболее эффективно использовать новое оружие, вести более сильный огонь по противнику, умело маскироваться на ме-стности, обтекать противника с флангов, ставя его под перекрестный огонь. По-лучившие широкое распространение под Севастополем завалы явились прооб-разом современный стрелковых ячеек, а ложементы– стрелковых окопов. Здесь же получила признание и траншея, как непрерывная огневая позиция пехоты, а появление ходов сообщения, связывающих несколько линий траншей,означало зарождение системы траншей, которая до сих пор представляет неотъемлемую черту позиционной обороны. Первый период первой мировой войны показал что цепь, как основа боевого порядка пехоты, не обеспечивала нанесения удара достаточной силой. Для увеличения силы удара с 1915 г осуществляется переход к волнам цепей. Такой боевой порядок увеличивал его глубину и пробивную силу. Но «удар грудью» в густой цепи линий все же вел к большим потерям от огня пулеметов и прямолинейному маневру. Громоздкость волн делала их трудноуправляемыми. В противовес такому боевому порядку в наступлении стала возрастать и глубина обороны. Войска постепенно переходили от очагового ее построения к позиционной, состоявшей из стрелковых окопов, пулеметных гнезд, блиндажей, укрытий и ходов сообщения, а затем включавшей сплошные траншеи, соединеные ходами сообщения. Оборона становилась глубокоэшелонированной, многопозиционной – по 2-4 позиции в полосе обороны. Так появилась позиционная оборона. Был осуществлен, таким образом, переход в обороне от стрелковой цепи к системе траншей, в результате чего ее тактическая глубина возросла с 0,2-0,3 км до 8-10 км. Возросшая сила обороны и необходимость сокращения потерь привела к появлению группового боевого порядка, когда бой стал вестись отдельными группами – отделениями и взводами. Его возникновение связано с применени-ем легких (ручных) пулеметов, пушек, минометов, танков и стремлением преодолеть позиционную оборону или отразить наступление противника. Для этого стрелковые подразделения группировались возле танка, орудий сопровож- дения, тяжелых пулеметов. Первые элементы групповой тактики зародились в обороне русской армии в 1915 г. на Западном фронте, в немецкой в 1916 г. в наступлении штурмовыми группами, в французской – в обороне под Верденом, а в английской - в наступлении у Камбрэ (1917 г.). С появлением на поле боя, кроме традиционных рядов войск (пехоты, кава-лерии, артиллерии), авиации и танков, а также минометов, начала зарождаться общевойсковая тактики, которая сегодня составляет основу тактических дей-ствий войск. Таким образом, боевой порядок пехоты в первой мировой войне непрерыв-но изменялся: от стрелковых цепей совершался переход к волнам цепей, а затем через штурмовые группы к групповому боевому порядку. Однако при этом основу боевого порядка все же составляла стрелковая цепь. |