МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

УСТОЙЧИВОСТЬ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ





Литература: [4] - c.124 - 148.

Контрольные задания

319. Что такое агрегативная и седиментационная устойчивость золя? Приведите примеры системы:

а) обладающей агрегативной, устойчивости,

б) потерявшей седиментационную устойчивость.

320. Почему лиофильные системы обладают агрегативной устойчивостью? Назовите основной фактор устойчивости. Как разрушить лиофильную дисперсную систему? Что такое лиотропные ряды?

321. Почему лиофобные дисперсные системы являются термодинамически неустойчивыми? Назовите факторы, обеспечивающие кинетическую устойчивость лиофобных систем?

322. Какими способами можно вызвать коагуляцию лиофобной дисперсной системы?

323. Для лиофобных золей, стабилизированных двойным электрическим слоем, характерна высокая чувствительность к введению электролитов. Что такое нейтрализационная и концентрационная электролитная коагуляция? Какие электролиты могут вызвать нейтрализационную коагуляцию золя берлинской лазури K4[Fe(CN)6], стабилизированного FeС13?

324. Золь иодида серебра был получен при смешивании растворов нитрата серебра и иодида аммония. Коагулирующая способность хлорида магния по отношению к этому золю больше коагулирующей способности сульфата натрия. Какая формула мицеллы этого золя?

325. Расположите электролиты: NaCl, KBr, BaSO4, Li3PO4, K4[Fe(CN)6] в порядке увеличения их коагулирующей способности по отношению к золю гидроксида алюминия полученного методом гидролиза

326. В три колбы было налито по 20 мл золя Fe(OH)3. Для того, чтобы вызвать коагуляцию золя, потребовалось добавить: в первую колбу – 2,1 мл 1 н. раствора KCl, во вторую – 12,5 мл 0,01 н. раствора Na2SO4, а в третью – 7,4 мл 0,001 н. раствора Na3PO4. Вычислить порог коагуляции каждого электролита и определить знак заряда золя.

327. Какой объем 0,0025М KI надо добавить к 0,035л 0,003н. Pb(NO3)2, чтобы получить золь иодида свинца и при электрофорезе противоионы двигались бы к аноду. Напишите формулу мицеллы золя.

328. Какой объем 0,001М FeCl3 надо прибавить к 0,03л 0,002н. AgNO3, чтобы частицы золя хлорида серебра в электрическом поле двигались к аноду? Напишите формулу мицеллы золя.

329. Для получения золя AgCl смешали 12 мл 0,02 н. раствора KCl со 100 мл 0,05 н. раствора AgNO3. Написать формулу мицеллы этого золя. Какой из электролитов будет иметь меньший порог коагуляции – MgCl2 или K2SO4?

330. Какой объем 0,001М FeCl3 надо прибавить к 0,03л 0,002н. AgNO3, чтобы частицы золя хлорида серебра в электрическом поле двигались к аноду? Напишите формулу мицеллы золя.

331. На примере золя берлинской лазури, стабилизированного K4[Fe(CN)6], объясните влияние неиндифферентных электролитов на ДЭС. Какой электролит можно добавить к данному золю чтобы:

а) повысить x - потенциал;

б) понизить x - потенциал.

в) вызвать перезарядку коллоидных частиц.

332. Порог коагуляции золя Al2O3 с отрицательно заряженными коллоидными частицами хлоридf калия Ск(KCl) составляет 4,2⋅10-2 моль/дм3. Определить порог коагуляции этого золя электролитами: а) СаCl2, б) Al(NO3)3, в) Na2SO4. Выберите из предложенных солей наиболее эффективный электролит-коагулянт.

333. Золь хлорида серебра с отрицательно заряженными коллоидными частицами скоагулировал после добавления к нему K3PO4 в количестве равном 0,21⋅10-3 моль/дм3. Рассчитать пороги коагуляции этого золя следующими электролитами: а) NaNO3, б) Ca(NO3)2, в) Al(NO3)3.

334. Написать формулу мицеллы золя сульфида меди (CuS), стабилизированного сульфидом калия. Каков знак заряда коллоидной частицы этого золя? Назовите электролит, который может вызвать снижение x - потенциала частиц этого золя ?

335. Определите порог коагуляции золя As2S3, если известно, что для коагуляции 1,5∙10-3 м3 золя потребуется 1,2∙10-6 м3 раствора NaCl концентрацией 0,5 кмоль/м3.

336. Написать формулу мицеллы золя As2S3, стабилизированного Na2S. Назовите индифферентный электролит, который было бы выгодно использовать для коагуляции этого золя, так как порог коагуляции золя этим электролитом был бы небольшим.

337. Порог коагуляции золя с положительно заряженными частицами хлоридом натрия составляет 4,2 ммоль/л. Пользуясь правилом Шульце-Гарди, оцените порог коагуляции этого золя следующими электролитам: Na3PO4, ZnSO4, AlCl3?

338. Какой электролит при добавлении к золю гидроксида железа, стабилизированного FeCl3, может вызвать перезарядку коллоидных частиц? Можно ли наблюдать при добавлении такого электролита явление неправильных рядов?

 

МИКРОГЕТЕРОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ

Суспензии

Литература: [4] - c.194 - 239.

339. Какие системы называют суспензиями? В чем состоит их принципиальное отличие от лиофобных золей? Назовите пищевые продукты, которые являются суспензиями.

340. Приведите схему классификации суспензий по размерам частиц дисперсионной фазы. К какому классу на Ваш взгляд следует отнести следующие суспензии: а) суспензия крахмала в воде, б) взвесь Ca(OH)2 (известка), приготовленная для побелки стен и потолков, в) суспензия глины в воде, г) взвесь речного песка в воде.

341. Приведите схему классификации суспензий по концентрации частиц дисперсной фазы. К какому классу следует отнести следующие суспензии: а) томатная паста, б) зубная паста, в) кофейный напиток, г) шоколадный напиток.

342. Какие оптические явления можно наблюдать: а) в грубых суспензиях, б) в высокодисперсных суспензиях (d ~ 10-5 см). Выполняется ли для суспензий закон светорассеяния Релея? Можно ли видеть частицы суспензии в микроскоп?

343. Какие электрокинетические явления наблюдаются в суспензиях? В чем заключается электрофоретический метод нанесения покрытий на поверхность.

344. Что такое агрегативная и седиментационная устойчивость суспензии? Можно ли по виду осадка, полученного в результате седиментации, судить об агрегативной устойчивости суспензии?

345. Что такое стабилизатор суспензии? Какие вещества применяют в качестве стабилизаторов?

346. Как влияет присутствие высокомолекулярных соединений в жидкой среде на устойчивость суспензий? Что такое сенсибилизация?

346. Что такое критическая концентрация структурообразования? Перечислите основные факторы, влияющие на структурообразование.

347. Назовите и охарактеризуйте основные методы разрушения суспензий.

Эмульсии

Литература: [4] - c.241 - 261.

 

348. Что такое эмульсия? Приведите схему классификации эмульсий по концентрации частиц дисперсной фазы. Приведите пример эмульсии каждого класса.

349. Как классифицируются эмульсии по полярности дисперсной фазы и дисперсной среды. Приведите примеры природных эмульсий I и II рода.

350. Приведите схему классификации методов получения эмульсий. Охарактеризуйте конденсационные методы получения.

351. Что такое эмульгатор? Назовите основные классы эмульгаторов.

352. Какие природные продукты используют в качестве эмульгаторов в кулинарии?

353. Учитывая, что полярные группы ПАВ обращены к полярной фазе, а неполярные радикалы - к неполярной, изобразите адсорбционно - сольватный слой, который образуют на поверхности капельки ПАВ:

а) в случае прямой эмульсии

б) в случае обратной эмульсии.

354. Какая эмульсия прямая или обратная получится при диспергировании сравнимых количеств воды и масла, если в качестве эмульгатора использовать гидрофильный порошок, например гипс. Какой фактор обеспечивает агрегативную устойчивость эмульсии?

355. Что такое агрегативная устойчивость эмульсий? Назовите факторы, обеспечивающие агрегативную устойчивость эмульсий.

356. Что такое обращение фаз эмульсий. Приведите пример этого явления. Какое свойство эмульгатора влияет на тип эмульсии?

357. Как называется осаждение капелек дисперсной фазы в эмульсии под действием силы тяжести? Как ускорить этот процесс? Приведите примеры.

358. Назовите и дайте краткую характеристику основных методов разрушения эмульсий. Что такое деэмульгатор?

359. Назовите пищевые продукты, которые являются эмульсиями? Какой салат усваивается организмом легче: заправленный растительным маслом или майонезом?

360. К какому типу эмульсий относятся используемые в косметике питательные кремы? Приведите пример других эмульсий, используемых в косметике.

361. Какие строительные материалы изготавливаются в виде эмульсий?

362. Можно ли утверждать, что в процессе стирки образуются эмульсия? Если да, то какого типа прямая или обратная, и что в этом случае является эмульгатором.

Пены

Литература: [4] - c.262- 285.

363. Что такое пены? Структура монодисперсных и полидисперсных пен.

364. Диспергационные методы получения пены. Назовите устройство для получения пены диспергационными методами.

365. Конденсационные методы получения пены.

366. С помощью каких величин можно оценить дисперсность пены? Назовите экспериментальные методы определения дисперсности пены.

367. Структурно-механические свойства пен и оптические свойства пены.

368. Являются ли пены термодинамически устойчивыми системами? В чем заключается агрегативная устойчивость пены? В чем заключается седиментационная устойчивость пены?

369. Что такое пенообразователь? Какие вещества обычно являются пенообразователями? Стабилизация пен специальными добавками. Приведите примеры добавок всех 5-ти групп.

370. Методы разрушения пен. Как предупредить пенообразование.

371. Перечислите физические методы разрушения пен. Их достоинства и недостатки.

372. Какие пищевые продукты мы употребляем в виде пены? Назовите области применения пен. Где можно использовать твердые пены.

Аэрозоли

Литература: [4] - c.286 -309.

373. Что такое аэрозоли? Приведите примеры:

а) атмосферных аэрозолей,

б) бытовых аэрозолей,

в) промышленных аэрозолей.

374. Приведите схему, иллюстрирующую классификацию аэрозолей:

а) по агрегатному состоянию фазы,

б) по дисперсности.

375. Приведите схему, иллюстрирующую классификацию методов получения аэрозолей. Приведите пример аэрозоля, полученного каждым из методов.

376. Многие свойства аэрозолей зависят от концентрации частиц дисперсной фазы. Дайте определение:

а) массовой концентрации,

б) численной (частичной) концентрации.

Укажите размерность этих величин.

377. Запишите уравнение, позволяющее определить интенсивность света, рассеиваемого частицами аэрозоля. Что означает каждая буква в этом уравнении?

378. Покажите, с помощью уравнения Релея, что красный свет (λ=720 нм) рассеивается меньше, чем синий (λ=460 нм) и зеленый (λ=540 нм). Объясните, почему небо голубое, а облака белые. Для каких аэрозолей можно применять уравнение Релея?

379. Сравните электрические свойства аэрозоля и лиозоля. В чем заключается их принципиальные отличия? Почему аэрозоли в отличие от лиозолей является агрегативно неустойчивыми системами?

380. Опишите методы разрушения аэрозолей, пригодные для очистки атмосферного воздуха.

381. Опишите методы разрушения аэрозолей, пригодные для рассеивания облаков и туманов.

382. Изобразите схему, иллюстрирующую области применения аэрозолей в различных областях человеческой деятельности.

383. Диспергирование вещества при помощи аэрозольных баллонов. Что такое фреоны?

Порошки

Литература: [4] - c.310 - 326.

384. Что такое порошки? Приведите пример пищевых продуктов, которые следует отнести к порошкам

385. Приведите схему классификации порошков по размерам частиц дисперсионной фазы. К какому классу следует отнести следующие системы: а) сахарную пудру, б) манную крупу, в) пшеничную муку, г) картофельный крахмал.

386. Назовите основные методы получения порошков. Что такое понизители твердости?

387. Что такое адгезия и аутогезия? Усиливаются или ослабевают адгезионные взаимодействия с уменьшением размеров частиц порошка? Как адгезионные взаимодействия сказываются на таких негативных свойствах порошка как:

а) слеживаемость ;

б) прилипаемость к поверхности тары.

388. Какие порошки обладают более высокой текучестью грубодисперсные или высокодисперсные? Какие порошки легче распыляются: гидрофильные или гидрофобные?

389. Какие величины определяют, если проводят дисперсионный анализ порошка. Назовите методы, которыми осуществляется дисперсионный анализ порошков.

390. Что такое седиментационный анализ? Как выглядит кривая седиментации: а) для полидисперсных порошков; б) для монодисперсных порошков?

391. В чем суть ситового анализа?

392. Какие факторы влияют на слеживание порошков. Как можно бороться со слеживанием?

393. Назовите пищевые продукты или пищевое сырье, которые выпускаются: а) в виде порошков; б) в виде гранул, брикетов или таблеток.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Стромберг А.Г., Семченко Д.П. Физическая химия: Учеб. для хим. спец. вузов / Под ред. А.Г Стромберга – М.: Высш. шк., 2001. – 527 с.

2. Задачи по физической химии: Учебное пособие / В.В. Еремин, С.И. Каргов, И.А. Успенская, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320 с.

3. Краткий справочник физико-химических величин / Под ред. К.П. Мищенко, А.А. Равделя – Издательство «Химия», Ленинградское отделение, 1967. – 184 с.

4. Гельфман М.И. Ковалевич О.В. Юстратов В.П. Коллоидная химия. –СПб.: Изд-во «Лань», 2003. – 336с.

Дополнительная:

1. Байрамов В.М. Химическая кинетика и катализ: учеб. пособие для нехим. спец. вузов / В.М. Байрамов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

2. Карякин Н.В. Основы химической термодинамики: Учеб. пособие / Н.В.Карякин.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

3. Жуков Б.Д. Коллоидная химия: учебник / Б.Д. Жуков. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. – 384 с.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.