Становление и развитие менеджмента Появление и оформление управления как науки было вызвано: — промышленной революцией; — потребностями крупного бизнеса; — достижениями горстки ученых. Она появилась на основе практических (Роберт Оуэн) и теоретических (Ф.У.Тейлор) попыток. Первая основополагающая работа в этой области была опубликована в 1911 году Фредериком У. Тейлором. Называлась она “Принципы научного управления”. Развитие управления как науки не представляло собой последовательный процесс. Одновременно развивались несколько подходов, зачастую пересекающихся друг с другом. Развитие науки управления тесно связано с развитием других наук, а также с развитием бизнеса и окружающей его среды. В настоящее время известно четыре важнейших подхода: — школы управленческой мысли; — процессный подход; — системный подход; — ситуационный подход. Школы управленческой мысли В первой половине 20 века получили развитие четыре школы управленческой мысли. Каждая из этих школ внесла что-то новое в теорию управления. В рамках современных организаций до сих пор используются приемы и концепции этих школ. Научное управление (1885-1920 г.г.). Представители школы: У.Тейлор, чета Гилбертов, Генри Гант. Позиция школы: используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. Методология научного управления включает три этапа: 1. Анализ содержания и компонентов работ. 2. Устранение лишних операций. 3. Стимулирование труда. Классическая или административная школа управления (1920-1950 г.г.). Представители: Анри Файоль, Линдал Урвик, Джеймс Д.Муни. В отличие от научного управления представители школы искали эффективные методы управления не просто производством, а всей организацией в целом. Целью классической школы было разработать универсальные принципы управления. Принципы затрагивали два аспекта: — разработка рациональной системы управления организацией; — построение структуры организации и управления работниками на основе выделения основных функций. Главный вклад А.Файоля: впервые рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Школа поведенческих отношений (1930-1950 г.г.). Поведенческие науки (1950-наст. время). Толчком к появлению этих школ послужило развитие таких наук, как психология и социология. Представители школы поведенческих отношений (Мэри Паркер Фоллетт, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу) считали, что взаимоотношения людей оказывают огромное влияние на процесс управления. Маслоу раскрыл причину этого: мотивами поступков людей являются не экономические силы, а реальные потребности людей. Представители поведенческих наук (Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг) изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства и др. Наука управления или количественный подход (1950-наст. вр.). Использовали достижения точных наук для формализации процесса управления, в особенности процесса принятия решений. Количественные методы — исследование операций. Процессный подход Сущность концепции: управление — это серия взаимосвязанных процессов. Действие, каждое из которых само представляет процесс, — это функции управления. Системный подход Системный подход появился вследствие появления и распространения теории систем, которая рассматривает все объекты как системы. Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое. Различают два вида систем: открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие, фиксированные границы, и она относительно независима от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой, не является самообеспечивающейся системой, имеет способность приспосабливаться к изменениям внешней среды. Все организации являются организациями открытого типа, построенными по типу: ВХОД Þ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ Þ ВЫХОД Вклад системного подхода. Прежние подходы отрывали СУ и ОУ от внешней среды, не рассматривали среду как важнейший элемент эффективного управления. Каждая школа пыталась сосредоточить свое внимание на какой-то одной подсистеме, из которых состоит система управления организацией. Они не могли целостно взглянуть на всю систему. Это смог сделать лишь системный подход. Ситуационный подход Сущность ситуационного подхода: пытался увязать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями, для того чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Центральный момент ситуационного подхода — конкретная ситуация. Ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретный момент времени. Ситтуационный подход не отрицает ранее существующие подходы, а грамотно использует их. Методология ситуационного подхода: Необходимо уметь пользоваться разработками прежних подходов. Надо уметь предвидеть вероятные последствия от применения тех или иных методик и концепций. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию: выделить важнейшие факторы, предвидеть их изменения. Необходимо увязать выбранные конкретные методы с конкретной ситуацией. Условия применимости. Успех или неудача ситуационного подхода зависит от того, насколько правильно определены переменные ситуации и оценено их влияние на изменение ситуации. Значение. Определены основные внутренние и внешние переменные организации. Дана возможность приложения науки к конкретным ситуациям. |