МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Научная организация труда в органах внутренних дел как составная часть науки управления.





Общий процесс управления органом внутренних дел определяется как интеграционный процесс, с помощью которого формируется его организация и осуществляется управление ею путем постановки целей и разработки способов их достижения. Общий процесс управления ОВД предполагает выполнение ряда функций управления: планирования, организации, координации, мотивации; осуществляя их, управленцы (руководитель ОВД, руководители его структурных подразделений, специалисты, наделенные правами руководителей) обеспечивают условия для эффективной трудовой деятельности подчиненных и получение результатов, соответствующих поставленным целям функционирования ОВД.

Поскольку функции управления ОВД, как социальной системы, реализуется людьми, то их труд называется управленческим трудом. По сравнению с другими видами труда в ОВД, не связанными с реализацией функций управления, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете; результатах, а также применяемых методах и средствах. Специфика выполняемых функций управления ОВД предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижений, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческим кадрам.

Требования к профессиональной компетенции управленцев состоит из двух групп (таб. № 1)

Требования к профессиональной компетенции управленцев Таблица № 1.

Требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения функций управления. Требования к знаниям и умениям, необходимым для управления кадрами.
Понимание природы управленческого труда Знание своих должностных и функциональных обязанностей, способов достижения целей управления и повышение эффективности работы Умение использовать современные информационные технологии и средства коммуникаций, необходимые в управленческом процессе Владение искусством управления человеческими ресурсами Владение искусством налаживания внешних связей с окружающими организациями   Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать знания и умения.

 

Для того чтобы усиливать доверие и уважение со стороны людей, с которыми управленец вступает в контакт, ему необходимо иметь ряд личностных свойств:

1) высокое чувство долга и преданности делу;

2) честность в отношениях с людьми и доверием к партнерам по совместной деятельности;

3) умение четко выражать свои мысли и убеждать;

4) уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в иерархии органов внутренних дел;

5) способность быстро восстанавливать свои душевные и физические силы и критически оценивать собственную деятельность.

Для эффективной реализации процесса управления ОВД надо четко представлять цели его функционирования, то есть цели управления. Вариант классификации групп целей процесса управления органами внутренних дел представлен в таблице № 2

Вариант классификации групп целей по управлению организацией таблица № 2

Классификационный признак Группа целей
Период установления целей Содержание целей   Структура организации   Среда Приоритет Измеримость Повторяемость Иерархия Стратегическое, тактическое, оперативное Организационные, экономические, политические, социальные, технические, научные Маркетинговые, инновационные, кадровые, финансовые, административные Внутренние, внешние Особо приоритетные, приоритетные, прочие Количественный, качественные Постоянные, периодические, эпизодические Организация, подразделения

 



Цели и задачи (этапы достижения целей) управления организацией (ОВД) являются отправным моментом для определения объекта и направления управленческой деятельности, которые обеспечивают их достижения (решения), то есть для определения состава функций управления. Основными функциями управления любой организацией, в том числе и органами внутренних дел, как социальной системой, являются, планирование, организация, мотивация, контроль и координация. (рис. 1)

Планирование – это определение целей и задач функционирования организации (ОВД), необходимых для этого средства и ресурсов, разработка методов управления, наиболее эффективных в конкретных условиях. Организация – формирование структуры и создание видов обеспечения его функционирования: кадров, материалов, оборудования, помещений, денежных средств и др. Мотивация– активизация деятельности сотрудников ОВД и побуждение их эффективно трудится для достижения целей (решения задач), поставленных при планировании. Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов функционирования ОВД и его структурных подразделений. Координация – центральная функция процесса управления органом внутренних дел, реализуемая его руководителем и обеспечивающая бесперебойность и не прерывность процесса управления.

       
   
  Организация
 
  Планирование
 


 
 

 


Рис. 1 Взаимосвязь основных функций управления органом внутренних дел.

 

Для управления ОВД должна быть создана соответствующая структура. Такая структура представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Компонентами являются отдельные сотрудники службы, отделы и другие звенья аппарата управления органами внутренних дел. Отношения между компонентами поддерживаются благодаря вертикальным и горизонтальным связям. Следовательно, структуру управления ОВД можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направлений на достижения намеченных целей (решения отдельных задач).

Возникновение и практической использование методологии стратегического управления ОВД, как организацией, вызвана объективными причинами, вытекающими из характера изменений, в первую очередь в его окружении. Выделяются четыре этапа реализации стратегического управления:

1. Управление на основе контроля за исполнением принятых управленческих решений, при котором реакция (ОВД) на изменение проявляется после события - исполнения принятого решения.

2. Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но бедующее еще можно предсказать путем экстраполяции прошлых тенденций.3

3. Управление на основе предвидения изменений, когда начинают возникать неожиданные явления, и темп изменений ускорился, но не настолько, что нельзя вовремя предусмотреть бедующие тенденции и определить реакцию на них, применяя стратегическое планирование.

4. Управление на основе гибких экстренных управленческих решений, реализуемое в конкретное время, в условиях, когда многие важные проблемы возникают на столько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

Реализация названных этапов стратегического управления организации (ОВД) может осуществляться с использованием одного из двух методов:4

- приростным, который направлен на минимизацию отклонений от традиционного функционирования организаций (ОВД) в конкретных ситуациях как внутри организации так и в ее взаимоотношениях с окружением;

- свободным, характеризуемым стремлением к изменениям, прогнозируемым бедующим «плюсом» и «минусом» функционирования организации (ОВД).

Следовательно, система стратегического управления ОВД должна включать две взаимодействующие подсистемы:

- анализа и планирования стратегии ОВД;

- управления решением стратегических проблем в реальном масштабе времени.

Процесс стратегического управления ОВД в общем случае представлен на рис. 2.

 
 

 

 


Рис. 2 Процесс стратегического управления органом внутренних дел.

Реализация этого процесса как вида управленческой деятельности требует значительных усилий управленцев и больших затрат времени. Главным условием эффективного стратегического управления ОВД является постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей органами внутренних дел , умение их доказать необходимость такого управления и привлечь к выработке и реализации широкий круг квалифицированных специалистов – управленцев.

Развитие ОВД, как и любой организации, осуществляется путем нововведений. После внедрения какого-либо новшества в органе внутренних дел, который приобретает в связи с этим новое качество, это новшество становится нововведением (инновацией). Под инновацией в широком смысле слова понимается рентабельное (с учетом целей функционирования ОВД) использование новшеств в виде новых информационных компьютерных технологий, видов услуг, организационно-технических и социально-экономических решений финансового, административного или иного характера. Вариант классификации инноваций представлен в табл. 35

Таблица № 3

Вариант классификации инноваций.

Классификационный признак Вид инноваций
Содержание инновации   Степень новизны   Инновационный Потенциал   Уровень разработки (распространения)   Сфера разработки (распространения) Техническая, организационная, социальная, экономическая Абсолютная, относительная, условная, частная   Радикальная, комбинированная, Модифицированная   Государственная, республиканская, региональная, отраслевая, корпоративная, фирменная   Промышленная, финансовая, услуги, торгово-посредническая, научно-педагогическое, правовая

 

Инновационный процесс – это процесс финансирования (инвестирования), разработки и распространения нового вида технологий, продукта, услуг и др. В этом случае как инвестиционный проект, то есть деятельность по разработке и внедрению какого-либо новшества. Разработка инвестиционного проекта, как правило, включает следующие этапы:

- формирование инвестиционного замысла;

- исследование возможности финансирования;

- технико-экономическое обоснование проекта;

- подготовка контрактной документации;

- работы по созданию и внедрению инновации в органах внутренних дел;

- работу в органах внутренних дел с внедренной инновацией;

- мониторинг результатов внедрения инноваций.

Сравнение различных инвестиционных проектов и выбор лучшего из них рекомендуется производить либо методом экспертной оценки, либо с помощью экономических методов. Механизм управления развитием (инновационными процессами) органом внутренних дел должен учитывать возможность уменьшения риска при выборе путей развития органов внутренних дел. Для этого целесообразно использовать обоснованные оценки (экономические, социальные, специальные и др.) результативности научных исследований и разроботок.6

 

Рационализация трудовых процессов в деятельности органов внутренних дел. Организация и использование рабочего времени. Особенности условий труда сотрудников органов внутренних дел.

 

При организации работы того или иного органа внутренних дел, аппарата, службы, подразделения и т.д. важно иметь в виду специфику работы, проявляющуюся в функциях, возлагаемых на работников, особенностях приемов и методов сбора и обработки информации, видах решений, принимаемых на основе информации, в формах и способах контроля за исполнением решений.

С учетом особенностей труда работников органов внутренних дел к основным должностным категориям работников, занятых управленческим трудом, относят руководителей (начальников), инспекторский состав, специалистов, следователей, рядовой и младший начальствующий состав, технических исполнителей.

Руководители (начальники) в пределах своей компетенции принимают управленческие решения, организуют и проверяют их исполнение. Они осуществляют функции, связанные как с внутренним (внутри системы), так и внешним управлением. При этом, чем выше уровень руководителя, тем в большей степени он осуществляет внутрисистемное управление.

Инспекторский состав образуют работники административных служб, аппаратов оперативно-розыскных служб и других подразделений органов внутренних дел. Их деятельность состоит в реализации задач и функций преимущественно внешнего управления, в принятии и реализации решений в пределах установленной компетенции.

В категорию специалистов входят работники, осуществляющие функции общего управления и обеспечивающие функции. Результатом труда специалистов, осуществляющих функции общего управления, является управленческая документация, информационные материалы, проекты решений и т.п. Работники обеспечивающих аппаратов осуществляют подготовку кадров, обеспечивают материально-техническое снабжение органов внутренних дел, разработку и внедрение технических средств в практику и др.

Следователиосуществляют расследование преступлений. Работники следствия воздействуют на участников уголовного процесса и других лиц в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Рядовой и младший начальствующий состав - это наиболее многочисленная категория работников органов внутренних дел. К ней относятся сотрудники патрульно-постовой службы полиции, а также рядовой и младший начальствующий состав других служб органов внутренних дел. Рассматриваемая категория работников обычно выполняет функции в сфере внешнего управления. Труд рядового и младшего начальствующего состава заключается в восприятии и переработке информации, принятии на ее основе решений и их исполнении.

К техническим исполнителям в органах внутренних дел относятся служащие (секретари, делопроизводители, стенографистки, лаборанты и др.), характер труда которых состоит в обслуживании деятельности других категорий работников органов внутренних дел. Технические исполнители (обслуживающий персонал) призваны создавать нормальные условия для успешного выполнения функций, возложенных на руководителей, специалистов и других работников.

Технические исполнители получают управленческую и иную документацию, фиксируют ее, обрабатывают и обеспечивают ее хранение. Результатом их труда является информация, облеченная в соответствующую форму, которая облегчает пользование ею руководителями, специалистами и другими работниками.

Разработка и внедрение рекомендаций НОТ в органах внутренних дел должны осуществляться применительно к рассмотренным выше должностным категориям на основе изучения их труда по основным направлениям, к которым относятся рациональное использование рабочего времени, рационализация трудовых процессов и операций, улучшение условий труда и организации рабочих мест. Научная организация труда предполагает комплексное и одновременное по всем направлениям внедрение рекомендаций НОТ, поскольку эти три направления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Разработку и внедрение научной организации управления и трудовых процессов в органах внутренних дел, аппаратах, службах и подразделениях призваны непосредственно возглавлять руководители соответствующих органов, аппаратов, служб и других звеньев системы органов внутренних дел.

Высокую продуктивность как умственной, так и физической деятельности обеспечивают многие факторы: правильный режим работы, разумное чередование рабочего и свободного времени, рациональное использование последнего в целях восстановления работоспособности, повышения общекультурного развития и профессиональных знаний и др. Наукой и практикой давно доказано, что люди, в том числе и сотрудники органов внутренних дел, устают не столько от высоких нагрузок, сколько от плохой организации труда, нераспорядительности, не умения продуктивно использовать свой рабочий день.

Одной из важнейших предпосылок рационального использования служебного времени является планирование личной работы сотрудниками органов внутренних дел. Содержанием его (этого вида планирования) является определение перечня мероприятий, подлежащих выполнению в плановом периоде, последовательности их осуществления и объективно необходимых затрат времени на их выполнение.

Обязательность планирования личной работы сотрудниками органов внутренних дел из числа руководящего и оперативно-начальствующего состава прямо закреплена нормативными актами, регулирующими их деятельность. Необходимым условием и важнейшим средством организации труда сотрудников является планирование личной работы. Достижение целей планирования личной работы возможно лишь при соответствии планов личной работы сотрудников определенным требованиям. К их числу относятся: реальность, преемственность, полнота планов.

Требование реальности предполагает сбалансированность плана по сложности, трудоемкости запланированных работ и времени, отведенного для их исполнения.

При определении перечня работ, подлежащих выполнению в планируемый период, следует правильно рассчитать объективно необходимое время для выполнения этих работ с учетом их сложности, уровня работоспособности сотрудника, имеющихся навыков выполнения подобных работ, распорядка рабочего дня (недели) и других факторов. Это возможно лишь на основе учета и анализа выполняемых ранее аналогичных работ и затрат времени на их выполнение. Реальность плана обеспечивается, прежде всего выделением резерва времени в течение планируемого периода, которое может потребоваться для выполнения непредвиденных работ.

Требование полноты предполагает необходимость включения в план всех мероприятий, всех работ, объективно подлежащих выполнению. В противном случае могут оказаться своевременно невыполненными работы, без окончания которых нельзя приступить к исполнению намеченных. Кроме того, выполнение значительного числа «мелких «, не включенных в план работ, требует в совокупности затрат значительного количества времени, что может поставить под угрозу срыв выполнения работ, включенных в план. Соблюдение требования полноты в этой части обеспечивает и реальность плана личной работы сотрудника.

Требование преемственности предполагает связь мероприятий плана личной работы с мероприятиями планов работы органа (подразделения) и планов по делам, находящимся в производстве у сотрудника. Эти мероприятия должны получить конкретизацию и регламентацию по времени выполнения в процессе планирования личной работы сотрудника. Обеспечивается преемственность тщательным изучением текущих и специальных планов и определением вытекающих из них мероприятий, подлежащих выполнению сотрудником в плановый период.

Анализ практики планирования личной работы оперативным (инспекторским) составом отраслевых служб полиции позволяет отметить некоторые типичные недостатки планирования и определить их основные причины. Их рассмотрение имеет целью предупредить возможные ошибки в планировании, а также будет способствовать лучшему уяснению сущности требований, предъявляемых к планам, и методики планирования личной работы.

Отсутствие преемственности планов личной работы с текущими планами работы подразделения, со специальными планами по делам, находящимся в производстве сотрудников. Планы личной работы некоторых сотрудников, составленные на день, неделю или декаду, нередко насыщены мероприятиями «текущего характера»: проверка заявления, исполнение запроса и т.п. Мероприятия по делам, находящимся в производстве сотрудников, в таких случаях планируются преимущественно лишь накануне истечения сроков производства или отчетного периода. В результате этого мероприятия, вытекающие из этих дел ввиду их несвоевременного исполнения, переходят в категорию весьма срочных и требуют больше сил и времени на их исполнение. План личной работы должен быть ориентирован на выполнение мероприятий текущего плана работы подразделения и планов по делам, находящимся в производстве.

Организация и методика планирования личной работы

Планирование личной работы осуществляется каждым сотрудником ОВД из числа руководящего и оперативно-начальствующего состава. Исходными данными для планирования личной работы являются положения законодательных и иных нормативных актов7, определяющие компетенцию органов внутренних дел в целом, отдельных подразделений, ведомственные нормативные акты, планы оперативно-служебной деятельности, служебной, боевой и физической подготовки, различные графики (дежурств, контроля и др.), функциональные обязанности должностного лица, указания, поручения вышестоящих органов, непосредственных руководителей и т.п.

Процесс разработки личного плана можно представить как состоящий из трех стадий:

1) определение перечня мероприятий (работ), подлежащих выполнению;

2) определение времени выполнения работ;

3) составление (оформление) плана.

С помощью личного планирования сотрудник более эффективно использует свое рабочее время, четко следуя запланируемым мероприятиям.

Для руководителей органов внутренних дел и их подразделений, а также для оперативного и инспекторского состава аппаратов управления отраслевых служб (полиции) может представлять интерес выявление структуры затрат времени и объема выполняемых работ в сфере внутреннего управления и в сфере внешней деятельности органа (подразделения). Следовательно, в качестве группировочного признака могут быть избраны функции (основные, обеспечивающие, общего руководства). Для всех категорий работников полиции представляются значимыми данные о виде, объеме работ, исполняемых по собственной инициативе и по инициативе вышестоящего субъекта управления, работ, планируемых и внезапно возникающих (непредвиденных), их распределение по времени рабочего дня, недели и т.п. Весьма важным, с точки зрения поисков путей повышения производительности труда (сокращение затрат времени на выполнение некоторых трудовых операций), является классификация выполняемых работ по видам осуществляемых трудовых операций. Например, сводятся в группы работы, заключающиеся в составлении документов, изучении дел, литературы, материалов, в проведении деловых бесед, общении с сотрудниками, приеме граждан, присутствии на совещаниях, ожидании приема руководителем и т.д. Такие группировки помогут получить ответ на вопрос о том, на выполнение каких трудовых операций затрачивается наибольшее количество времени, оправданы ли эти расходы, за счет чего образуется их излишнее количество, как их можно сократить и т.п.

При осуществлении анализа выполняемых работ и затрат времени на их выполнение могут использоваться помимо логических, статистические и графические методы. С помощью статистических методов определяется удельный вес затрат времени на определенные виды работ в общем фонде рабочего времени. Применение графических методов связано с использованием условных символов для обозначения различных видов работ, по которым удобно провести группировку. При изучении данных учета работ, обозначенных условными символами (шифром), наглядно видна структура выполняемых работ, периоды рабочего дня (недели, месяца), в которые чаще встречаются незапланированные работы, виды работ, связанные с наибольшими затратами рабочего времени, и напротив, работы, на выполнение которых уделяется чрезмерно мало внимания и времени, наиболее загруженные периоды рабочего времени и т.п. Наглядность этой или иной информации можно обеспечить построением ленточных графиков, диаграмм.

Проведенный анализ выполненных работ и затраченного времени позволяет рационально планировать будущую работу с учетом времени, реально необходимой для ее выполнения. Особенно необходимы учет и анализ выполняемых работ начинающим сотрудникам, так как отсутствие у них практического опыта не позволяет без предварительного и систематического учета и анализа рассчитать время, объективно необходимое для выполнения тех или иных видов работ. Такой учет и анализ помогут лучше спланировать работу, организовать рабочий день сотруднику, испытывающему стойкий дефицит времени ( «сбои» в работе).

Планирование начинается с определения перечня мероприятий, подлежащих выполнению в плановый период, которое осуществляется на основе изучения планов работы органа, подразделения, специальных планов, имеющихся в подразделении, планов мероприятий по делам, находящимся в производстве сотрудника, приказов и указаний вышестоящих субъектов управления, в которых содержится постановка задач на плановый период, функциональных обязанностей сотрудника.

Многообразие функций, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел, определяет большое количество трудовых операций, которые приходится ими осуществлять в процессе повседневной деятельности. Они не только значительны по объему, но и довольно многообразны, зачастую сложны и отличаются существенной спецификой, обусловленной особенностями организации и функционирования как системы органов внутренних дел в целом, так и ее структурных элементов. Вот почему рационализация трудовых процессов является одним из важнейших направлений организации труда сотрудников органов внутренних дел. Она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на сокращение числа излишних операций, составляющих трудовой процесс; совокупность приемов наиболее эффективного выполнения сотрудником трудовых процессов (операций). Рационализация трудовых процессов обеспечивает экономию времени и сил сотрудников за счет применения наиболее эффективных организационных и технических приемов труда.

Различают два взаимосвязанных направления рационализации трудовых процессов в органах внутренних дел: организационно-тактическое и техническое.

Организационно-тактическое направление охватывает комплекс мер, способствующих повышению эффективности труда сотрудников органов внутренних дел за счет наилучшей организации и тактики осуществления трудовых операций. Эти меры применительно к труду сотрудников органов внутренних дел связаны, прежде всего, с совершенствованием технологии работы с документами и устранением непроизводительных затрат при проведении организационных мероприятий (совещаний, инструктажей и т.п.)

Для большинства сотрудников органов внутренних дел рационализация трудовых процессов заключается, прежде всего, в совершенствовании технологии работы с документами.

Рационализация работы с документами включает в себя: совершенствование работы по составлению и оформлению документов и совершенствование системы хранения и поиска документов.

Создание излишних документов, отражение в них избыточной информации ведет к нерациональному расходованию сил и времени, создает видимость работы, затрудняет возможность в последующем разобраться в делах, найти действительно необходимые документы, получить требуемую (значимую для работы) информацию.

Рационализация работы с точки зрения техники составления документов предполагает использование оргтехники и компьютерных технологий в работе с документами.

Кроме дел, находящихся в производстве сотрудников, у них на исполнении имеются различные документы (заявления, запросы, поручения, рапорты и т.п.). Для хранения таких документов целесообразно иметь папки «на исполнение» и «для доклада». В одной из них следует хранить секретные документы, в другой обычные. Такой порядок хранения документов обеспечивает их сохранность и быстроту поиска.

Перечисленные приемы хранения и поиска носителей информации могут с успехом использоваться каждым сотрудником органов внутренних дел и не требуют каких-либо материальных затрат или проведения специальных организационных мероприятий, преобразований.

Однако сотрудники работают не только с документами, ими составляемыми или у них хранящимися. Они нередко обращаются к информационным, документационным системам, создаваемым в органах (подразделениях) и формируемым из документов, поступающих от вышестоящих органов внутренних дел. Работа с ними требует значительных затрат времени и сил.

Своеобразным условием рационализации труда сотрудников органов внутренних дел является алгоритмизация (типизация) некоторых видов выполняемых ими работ. Разнообразие решаемых задач, своеобразие условий выполнения тех или иных работ исключают возможность алгоритмизации всех действий сотрудников. Но алгоритмизация отдельных видов работ не исключается. Она позволяет сократить время на выполнение работы, устраняет излишние трудовые операции, обеспечивает выполнение главных, объективно необходимых операций, позволяет сотруднику сосредоточиться на более качественном их выполнении.

Типизация некоторых действий работника позволяет сократить расходы времени и сил на решение вопроса о том, что следует делать в той или иной ситуации, если такой вопрос в общем виде может быть решен заранее на основе обобщения передовой практики, использования научных достижений.

Служебные и оперативные совещания занимают значительное место в работе сотрудников органов внутренних дел. Это традиционный и широко практикуемый метод выработки и принятия управленческих решений. Он не только не утратил своей значимости сегодня, но и приобретает особую роль в условиях непрерывно усложняющейся системы управления, возрастания значимости задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Достоинства совещаний давно признаны как практическими работниками, так и теоретиками в области управления. Совместный опыт обсуждения общих проблем сплачивает сотрудников разных служб, позволяет выделить общие интересы, способствует взаимопомощи и развитию коллективистических черт. Кроме того, обсуждение в коллективе позволяет всесторонне обсудить вопрос, значительно уменьшить, а в некоторых случаях свести «на нет» субъективизм в принятии решений и ограничить проявление местничества. С помощью коллективного обсуждения проблем достигается лучшая включенность сотрудников в управление – члены коллектива, совместно обсуждая вопрос и принимая решение, невольно разделяют ответственность за его исполнение.

Наряду с этим, в коллективе при обсуждении разнообразных вопросов реализуются учебные и воспитательные цели. Тщательно подготовленное и четко проведенное совещание – это наглядный урок для молодых сотрудников, воспитывающий у них организованность и деловитость. Вместе с тем следует признать, что далеко не каждое совещание бывает эффективным и достигает желаемых целей. Велико еще и их количество. Продолжительность проведения доводит порой их участников до изнурения и безразличия к обсуждаемым вопросам.

Таким образом, с одной стороны, необходима решительная борьба с заседательской суетней, а с другой – без совещаний не обойтись, что возможно при определенных условиях, основные из которых заключаются в том, чтобы каждый участник совещания прилежно и со всей ясностью воспринял обсуждаемый вопрос и постарался бы определить поставленные цели; обсуждение собрало компетентных людей (вооруженных соответствующей информацией и подготовленных в данной области); каждый из участников мог возразить против принятого решения и предложить свое; у председательствующего был четкий план проведения совещания и чтобы он постарался эффективно провести заседание; всем участникам быть готовым и, за неимением своих, искренне принимать выдвинутые другими идеи, и суметь выбрать правильную позицию по отношению к рассматриваемой проблеме для принятия эффективного решения.

Для этого необходимо прежде всего:

-уделять особое внимание предварительной подготовке вопросов при коллективном обсуждении;

-умело отбирать наиболее актуальные вопросы для коллективного обсуждения;

-заблаговременно снабжать участников совещания необходимой информацией, повышать их активность и заинтересованность путем их привлечения к обсуждению актуальных вопросов и повышения внимания к предложениям каждого участника совещания;

-более эффективно использовать время в ходе проведения разного рода совещаний;

-приглашать для коллегиального обсуждения вопросов только заинтересованных и авторитетных сотрудников;

-вести работу по созданию ценностно-целевого и мотивационного единства всех участников совещания;

-развивать и всячески стимулировать между всеми участниками совещания высокую степень доверия, а также критику и самокритику при обсуждении актуальных вопросов;

-целенаправленно формировать группы и коллективы, способные принимать оптимальные управленческие решения;

-устранять формализм и неорганизованность в подготовке и проведении совещаний.

Организация служебных совещаний на научной основе предполагает проведение их в заранее определенные дни, если это, конечно, не вызывается чрезвычайными обстоятельствами. Нужно помнить, что другие сотрудники органов внутренних дел планируют свое рабочее время, в связи с чем приглашение их на незапланированное совещание выбивает из графика, вносит дезорганизацию в работу.

Говоря о времени проведения совещания, нельзя преподнести готовые рецепты, когда его лучше проводить. Оно определяется конкретными условиями. Единственное, что можно рекомендовать в связи с этим: совещание нежелательно проводить в середине рабочего дня, чтобы не разрывать его.

Совещание непременно нужно начинать в точно установленное время, невзирая на то, что не прибыли вовремя некоторые его участники. Это дисциплинирует людей, свидетельствует об организованности руководителя, характеризует стиль работы в целом. Оно открывается кратким (3-5 мин.) вступительным словом ведущего, не навязывающего свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. Свое отношение к нему целесообразно высказать в нейтральной форме.

Обязательным условием любого совещания должен быть четкий регламент. Обязательно следует делать перерывы: через час при небольшом числе участников совещания и через полтора часа – при их значительном количестве. Не рекомендуется проводить совещание в ущерб обеденному перерыву.

Совещание необходимо протоколировать. Этот документ должен храниться в доступном месте (секретариат, канцелярия) с тем, чтобы при необходимости заинтересованные лица могли обратиться к его содержанию.

Техническое направление рационализации трудовых процессов

С организационно-тактическим направлением рационализации трудовых процессов тесно связано техническое направление, заключающееся в использовании различных технических средств, позволяющих сократить время на выполнение разнообразных операций, устранить излишние перемещения работников. Это, прежде всего, использование средств компьютерных технологий, копировальной и множительной техники.

Использование компьютерной системы делопроизводства в органах внутренних дел обеспечивает: во-первых, обработку документов (прием, регистрация, контроль исполнения, списание в архив, выдача форм статистической отчетности в табличной или графической форме), во-вторых, подготовку и редактирование текстов документов (корректировка, хранение, поиск), в том числе: создание и ведение информационно-справочной системы, создание и ведение архива различных данных. Таким образом, учитывая возможности компьютерных технологий все системы для обработки документов (прием, регистрация, контроль исполнения, списание в архив, выдача форм статистической отчетности) на сегодняшний день реализуются с помощью компьютерных технологий мультимедийных презентаций.

Значительно сокращает затраты времени и сил при составлении документов использование звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры: портативных и канцелярских (стационарных) диктофонов. Последние могут использоваться для записи текстов небольших документов (сопроводительных писем, текстов, телеграмм, телефонограмм, распоряжений и т.п.), которые затем прослушиваются и печатаются.

Таким образом, основная масса документов в документообороте большинства органов и подразделений внутренних дел существует еще в бумажном виде. Но с внедрением электронного документооборота, что быстро приходит в обыденную жизнь, позволит повысить эффективность труда сотрудников органов внутренних дел за счет сокращения времени на поиск, разработку, тиражирование и пересылку документов.

Машины для уничтожения документов осуществляют переработку бумаги в бумажную крошку или полоски (сухим способом) или брикеты (мокрым способом).

Также технические средства копирования (репрографии) различных документов весьма разнообразны, но наиболее распространенным копированием документов является электрографическое (электрофотографическое, ксерографическое).

Рационализации трудовых процессов в органах внутренних дел служит использование средства управленческой связи и сигнализации.

Современные средства телефонной и громкоговорящей связи позволяют проводить служебные совещания без вызова работников к руководителю, дают возможность нескольким сотрудникам обсудить возникший вопрос, не покидая своих рабочих мест. Совещания различного уровня можно проводить. в режиме аудиозаписи.

Современные телефонные аппараты обладают свыше десятка сервисных возможностей, это и многоканальность, т.е. возможность подключения аппарата к различным телефонным линиям, переговоры сразу с несколькими абонентами, наличие долговременной памяти, автоматическое определение вызывающего абонента, наличие автоответчика и встроенного диктофона, возможность подключения к компьютеру и др. В настоящее время из технологических новинок отметим смартфоны (умные телефоны). Данные устройства являются гибридами сотовых телефонов и карманных компьютеров.

Сейчас социальные сети играют все более заметную роль не только в жизни, но в работе, том числе и сотрудников внутренних дел. Одной из наиболее динамично сетей вычислительных средств является Интернет. Также популярна такая сеть обмена сообщениями, как Skype, кроме того, она используется и для видеозвонков по всему миру, в т.ч. для видеоконференций.

Условия труда и их влияние на работоспособность сотрудников органов внутренних дел.

В теории и практике работы по внедрению НОТ под условиями труда понимается совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на организм человека, его физиологические функции и психику, а, следовательно, и на работоспособность человека в процессе труда8.

Условия труда определяются уровнем развития производительных сил общества и формируются в зависимости от особенностей производственной (служебной) обстановки - материально-технических, санитарно-гигиенических, социально-психологических и иных факторов. Эти факторы могут быть благоприятными и неблагоприятными. Первые способствуют повышению производительности труда и сохранению здоровья человека, вторые приводят к ухудшению его здоровья, быстрой производственной утомляемости и снижению работоспособности. Утомляемость выражается также в понижении качества работы, невнимательности и т.п.

Условия труда оказывают прямое воздействие на степень его тяжести, напряженности и утомляемости.

Факторы, определяющие условия труда работника органов внутренних дел, могут быть сгруппированы следующим образом: санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические, социально-психологические.

Санитарно-гигиенические факторыопределяют внешнюю производственную среду. К ним относятся метеорологические условия производственной среды (микроклимат); шум; освещенность общая и местная; санитарно-бытовое состояние и обслуживание рабочих (служебных) помещений и др.

Психофизиологические факторы. Эти факторы обусловлены конкретным содержанием деятельности работника, характером его труда. К важнейшим психофизиологическим факторам относятся: физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, монотонность труда, ритмизация труда, рабочая поза, режим труда и отдыха.

Эстетические факторы. К эстетическим факторам относятся: архитектурно-конструкторско-художественное оформление интерьера, служебного оборудования, оснастка рабочих мест, озеленение кабинетов.

Социально-психологические факторы. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе является важным условием эффективности труда работников органов внутренних дел. Важную роль в создании благоприятного социально-психологического климата на рабочем месте играет этика служебных отношений, т.е. соблюдение работниками в процессе общения между собой и с гражданами существующих правил поведения (этика), выработанных практикой и обеспечиваемых мерами социального воздействия. В частности, каждый работник органа внутренних дел должен чутко, внимательно и вежливо относиться к людям, с которыми ему в процессе работы приходится иметь дело; быть тактичным во взаимоотношениях во своими товарищами по работе, уважать их труд, ценить их время, оказывать им помощь в работе; быть принципиальным, нетерпимым к бюрократизму и формализму, нарушениям законности; в своей деятельности должен учитывать интересы и нужды не только органа, где работает, но и других органов, учреждений, организаций и граждан.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели понятие и сущность, принципы и основы теории научной организации труда. Известно, что эффективность труда в любой сфере человеческой деятельности, а в том числе и в органах внутренних дел, зависит прежде всего от рационального использования рабочего времени, условий труда сотрудников органов внутренних дел, внедрения компьютерных технологий, мультимедийных презентаций, а также планирования рабочего времени и других факторов влияющих на работоспособность сотрудников органов внутренних дел.

 

 

Использованная литература

1. Конституция Российской Федерации 1993 год.

2. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. №1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД Российской Федерации».

3. Приказ МВД России от 03 февраля 2013 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации».

4. Приказ МВД России от 26 сентября 2012 г. № 890 «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации».

6.Автаев А.А. Научная организация управленческого труда. – М., 2003.

7.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций.- 4-е изд. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2009.

8. Басаков М.И. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления): учебник. - изд. 12-е, перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.

9. Бугель Н.В. и др. Основы управления в органах внутренних дел: учебник. 2-е изд., перераб.- СПб.: СпбУ МВД России, 2012.

10. Герасимов, Сазонов А.И. Управленческая деятельность в органах органов внутренних дел. – М.: Академия МВД России 1999.

11.Горошко И. В. Информационные технологии в управлении органах внутренних дел 1998.

12.Гупалов В.К. Управление рабочим временем. – М.: Финансы и статистика. 2002.

13. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. –Ростов на/Дону 2013 г.

14. Зуйков Г.Г., Черненко Г.И., Яськов Е.Ф. Научная организация труда в органах внутренних дел: Учебное пособие. – М.: Академия МВД СССР, 1981.

15. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001.

16. Комлев Е.Н. Научные основы управления и организации труда. – М., 2000.

17. Кнорринг В.И. Искусство управления. – М.: БЕК, 2003.

18. Наука управления. Основы управления в правоохранительной деятельности: научное издание / В.Я. Кикоть, С.С. Маилян, Д.И. Грядовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

19. Основы управления и делопроизводства в органах внутренних дел:

Курс лекций / Под ред. А. В. Рыбака. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2010.

20. Основы делопроизводства в ОВД: курс лекций / В.В.Казаков и др.- Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013.

21. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. М.: ООО Вершина, 2013.

22. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. Учебник М.: Высшая. школа., 1996.

23. Яськов Е. Ф. Теория и практика социального управления: Словарь – справочник. – М.: Академия управления МВД России, 1999.

Интернет – ресурсы:

1.http :// www. pravo. gov. ru

2. http:// www. consultant. ru

3.http:// www. garant. ru

 

 


[1] Основы управления в организации внутренних дел: учебник /Под редакцией А.П. Коренева. – М.: МЮИ МВД России, 2003.

[2] Комлев Е.Н. Научные основы управления и организации труда. – М., 2000.

3 Сальников В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Курс лекций: В 3 ч. Ч. 3. СПб., 2003.

 

4 см. там же

 

5 Сальников В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Курс лекций: В 3 ч. Ч. 3. СПб., 2003.

6 Сальников В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Курс лекций: В 3 ч. Ч. 3. СПб., 2003.

 

7 Приказ МВД России от 26 сентября 2012 года № 890 «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации»

 

8 Автаев А.А. Научная организация управленческого труда. - М., 2003.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.