МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Закон убывающей предельной полезности





ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Рассмотрев рыночное равновесие, мы пришли к выводу, что рыночная цена – это равновесная цена, которая является минимальной приемлемой ценой для продавца и максимальной приемлемой для покупателя. При этом важно понять, что обусловливает принятие решений о приемлемости цены. Как следует из теории, фирмы цена продавца определяется издержками. Только в крайних случаях продавец готов продать себе в убыток.

Но что лежит в основе поведения домашних хозяйств, как потребителей конечной продукции? Мы уже давали объяснение закону спроса и через ценовой барьер, и через эффекты дохода и замещения. Теория потребительского поведения позволит объяснить потребительский выбор через механизм взаимодействия потреб­ностей и спроса.

Теория поведения потребителя исходит из некоторых предпосылок.

1. Прежде всего, предполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально. Он стремится максимизировать общую полезность потребляемых благ.

2. Кроме того, теория потребительского поведения исходит из того, что бюджет потребителя всегда ограничен.

При этом важно заметить, что поня­тие «полезность» является субъективным. Отсутствие потребности как таковой делает данное благо бесполезным для субъекта. Заметьте, не бесполезным вообще, а бесполезным для конкретного субъекта. Действительно, если человек не курит, то сигареты не представляют для него ровным счетом никакой ценности. Поэтому экономическая наука различает абстрактную и конкретную полезность.

Абстрактная полезность – это полезность блага вообще, то есть его способность удовлетворять потребность в чем-либо.

Конкретная полезность – это польза, приносимая субъекты конкретной единицей потребляемого блага. Если абстрактные полезности несопоставимы, то конкретные — наоборот. Действительно, зададимся вопросом — что полезнее, средства гигиены или продукты питания? И в тоже время мы можем смело утверждать, что первая порция обеда для нас более полезна, как необходимое условие жизнедеятельности, чем добавка, ведущая к ожирению и болезням.

Таким образом, потребитель способен решать, что для него более, а что менее полезно и, следовательно, какие блага следует приоб­рести в первую очередь, какие — во вторую, а покупку каких товаров можно отложить.

Теория поведения потребителя исходит также из того, что доходы потребителей ограниченны и ему необходимо выбирать из множества благ.

Согласно теории потребительского поведения пропорции, в которых обмениваются блага, зависят от того, как участники обмена оценивают полезность благ. То есть ценность – это субъективная оценка полезности блага, а цена – денежное выражение ценности. Карл Менгер в своей книге «Основания политической экономии» замечает, что «ценность определяется не как нечто, присущее благам… Ценность – это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о благах… и потому вне их сознания она не существует».

Надо отметить, что в экономической науке долгое время не было единства взглядов на сущность ценности. Еще Адам Смит обратил внимание на то, что полезностью блага нельзя определить его ценность. Он сформулировал проблему, кото­рая была названа «парадоксом воды и бриллиантов»: почему вода, без которой невозможна жизнь, стоит дешево (или ни­чего не стоит), а бриллианты, являющиеся далеко не самым насущным благом, стоят очень дорого? Этот вопрос нашел свое разрешение лишь с появлением закона предельной по­лезности - закона составившего основу теории потребительского поведения.



Следует различать общую и предельную полезность.

Общая полезность (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.

Предельная полезность (MU - marginal utility) — прирост общей полезности, возника­ющий вследствие увеличения объема потребле­ния данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении ин­дивида единиц блага.

По мере насыщения потребностей в каком-либо благе сте­пень полезности каждой дополнительной единицы блага для данного индивида будет убывать. Так, испытывая чувство го­лода, вы с большим наслаждением съедите первую булочку, полезность ее окажется очень высокой; очевидно, что наслаждение от второй съеденной булочки уже будет меньше, от третьей — еще меньше. Если вы полностью утолили голод, то вряд ли, поступая как рациональный потребитель, т. е. дей­ствуя с пользой для себя, будете покупать четвертую булочку. Теперь полезность от ее потребления явится для вас величи­ной нулевой или даже отрицательной. Следовательно, конкретная полезность определяется степенью удовлетворения потребности. По мере насыщения она сокращается.

Наоборот, если объем потребляемых благ уменьшается, то предельная полезность каждой следующей из остающихся в распоряжении потребителя единиц блага возрастает. Карл Менгер приводит условный пример, когда индивид, оказавшись на необитаемом острове в роли Робинзона, располагает источ­ником пресной воды. Его ежедневные потребности в воде слагаются из следующих: 1 мера — для себя, 19 мер — для животных, без которых он не может получить достаточного для минимального пропитания количества мяса и молока, 40 мер — для сохранения своего здоровья и содержания в чистоте самого себя, одежды и жилища, 40 мер — для своего цветника и удовлетворения других потребностей, которые не являются жизненно необходимыми. Пока источник дает бо­лее 100 мер воды ежедневно, вода является неэкономичес­ким благом и не представляет ценности. Если источник начнет высыхать, то Робинзон будет вынужден отказываться от удовлетворения менее насущных потребностей и ценность каждой оставшейся меры воды будет постепенно возрастать. Естественно предположить, что ценность последней остав­шейся меры необычайно высока, так как от нее зависит жизнь Робинзона.

Таким образом, закон убывающей пре­дельной полезности гласит: по мере того как объем потребляемых благ растет, общая полезность увеличивается, а предельная полезность уменьшается и достигает нуля в точке насыщения (рис. 1,2).

Рис. 1. График общей полезности  
Рис. 2. График предельной полезности

 

(3)

Из графиков видно, что общая полезность (TU) достигает максимальной величины при нулевом значении предельной полезности МU:

TU = max при MU = 0.

Из закона убывающей предельной полезности следует, что ценность блага определяется предельной полезностью, то есть полезностью, которой обладает последняя (предельная) единица запаса благ. Внимание! Важно правильно понимать данное следствие. Если мы вернемся к методу Робинзонады, то, например, ценность 40 мер воды определяется полезностью предельной меры, то есть сороковой. Но какая из 40 мер воды является последней. Ответ – любая. Иначе говоря, из этого примера следует, что ценность единицы блага определяется редкостью благ.

Обратите внимание, что кривая предельной полезности имеет тот же вид, что и кривая спроса. Это говорит о том, что потребитель готов приобретать дополнительные единицы бла­га только в том случае, если они будут продаваться по более низким ценам, чем прежде. Это объясняется тем, что они приносят ему меньшее удовлетворение, чем единицы, приоб­ретаемые раньше, т. е. обладают снижающейся предельной полезностью. Соответственно если цена будет расти, то потре­битель станет сокращать потребление, отказываясь постепен­но от тех единиц блага, которые приносят ему меньшее удов­летворение. Следовательно, известный нам закон обратной зависимости величины спроса от цены вытекает из закона убы­вающей предельной полезности.

Теперь мы можем разрешить парадокс воды и бриллиан­тов. При высокой общей полезности воды ее предельная по­лезность, а следовательно, и цена невысоки, так как запасы воды, доступные каждому индивиду в обычных условиях, яв­ляются очень большими, а подчас и неограниченными. Общая полезность алмазов, конечно, намного ниже общей полезно­сти воды, но их предельная полезность очень высока, так как они редки в природе и их добыча и обработка требуют больших затрат. Поэтому они стоят дорого.

Безусловно, имеется в виду ординарная ситуация. Несом­ненно, что путешественник, умирающий в пустыне от жаж­ды, не обменяет глотка воды на бриллиант. Для него предель­ная полезность этого глотка воды исключительно высока.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.