Ценообразование в международной торговле Цена и ценовая политика – один из главных элементов международной торговли. Очень часто именно цена определяет успех или неуспех фирм на внешнем рынке. Цена на внешнем рынке имеет множественные характеристики, т.е. по одному и тому же товару действует ряд различных по своему уровню цен. На множественность цен влияют следующие факторы: 1) место и время продажи; 2) условия коммерческих сделок; 3) соотношения валютных курсов; 4) характер рынка и уровень конкуренции; 5) меры государственного регулирования в разных странах, уровень протекционизма. Множественность цен проявляется в понятии мировой цены. Мировая цена является выражением интернациональной цены производства, которая складывается на мировом рынке. Под влиянием конкуренции сначала выравниваются нормы прибыли на капитал внутри той или иной страны и возникают национальные цены производства. Затем из национальных цен производства отдельных стран, вывозящих на мировые рынки сходные товары, образуется интернациональная цена производства, которая лежит в основе мировой цены. Мировая цена – средневзвешенный уровень цен, по которым данный товар реализуется на внешнем рынке на общепринятых условиях платежа и поставки в конкретных условиях конъюнктуры мирового рынка. Признаки мировой цены следующие: - по ней осуществляется большая часть экспортно-импортных сделок; - она используется в регулярных сделках; - это цены в СКВ; - мировая цена должна быть достаточно представлена на рынке. - Источниками информации о среднемировых ценах могут быть: - биржевые котировки на сырьевые товары; - сведения по справочным ценам, которые публикуются в отрас-левых журналах и в других средствах массовой информации между-народными организациями, агентствами, кредит-бюро, торгово-промышленными палатами; - отчет и статистические справочники таможенных органов; - официальные документы ООН и правительственных организаций промышленно развитых стран; - прейскуранты и фирменные каталоги. Виды внешнеторговых цен и способы их определения Во внешнеторговом контракте цена является одним из самых существенных его условий. Уровень договорной цены на товар складывается под влиянием как объективных причин (потребительские и конкурентоспособные свойства товаров, соотношения спроса и предложения, особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности), так и субъективных (способ заключения сделки, коммерческие знания и опыт, условия платежей, условия поставки и др.). При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются единицы измерения цены, базис, валюта цены, способ фиксации и уровень цены. Единица измерения выбирается в зависимости от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данным товаром. Цена в контракте может быть установлена за определенную количественную единицу (длина, площадь объекта, за весовую единицу). Если в основу цены положена весовая единица, необходимо уточнить характер веса (брутто или нетто). Базис цены определяется применяемыми базисными условиями и устанавливает, входят ли в цену товара транспортные, страховые, складские, таможенные и другие расходы. В практике международной торговли используется множество видов цен, связанных с различными особенностями купли-продажи. Фактурная цена, или цена купли-продажи, определяется базисными условиями поставки (цены EXW, FOB, FAS, SIF, DAF и т.д.). Оптовая цена устанавливается на крупные партии товара при продаже предприятиям или оптовым фирмам. Предлагаемая цена указывается в оферте без скидок. Цена производства равна сумме издержек производства и средней прибыли на весь авансированный капитал. Розничная цена, по которой продажа ведется отдельным покупателям очень малыми партиями, определяется как сумма издержек производства и обращения и прибыли производственных и сбытовых организаций. Справочная цена отражает уровень цен фактически заключенных сделок за некоторый прошлый период и используется в переговорах для установления базисной цены. Факторы, влияющие на уровень внешнеторговых цен Установление цены на целесообразном уровне, а также прогнозирование динамики цен мирового рынка невозможны без учета основных ценообразующих факторов, влияющих на уровень внешнеторговых цен. К ним относятся: 1) факторы, влияющие на объем предложения товара; 2) факторы, влияющие на объем спроса; 3) макро-факторы, внешние по отношению к экспортерам и импор-терам (см. рис.7.3). Уровень текущих издержек, связанных с производством и экспортом |