Конъюнктура мирового рынка ГЛАВА 7. МИРОВОЙ РЫНОК ТОВАРОВ Структура мирового рынка Мировой рынок− составная часть всемирного хозяйства представ-ляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена това-ров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в меж-дународном разделении труда. В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяй-ственных связей товарные рынки утрачивают национальные и террито-риальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран. Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется междунаро-дными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке скла-дываются свои центры торговли − «основные рынки», цены которых приз-наются базисными в торговле соответствующими товарами. По способу организации торговли различают особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, международные выставки и ярмарки. Мировой товарный рынок – это область товарно-денежных отно-шений между государствами, которые основаны на международном разделении труда. Мировые товарные рынки формируются под воздей-ствием множества факторов и имеют ряд особенностей: 1) это рынки уже произведенных товаров, которые продаются за пределами национальных рамок; 2) на эти товары, перемещающиеся между странами, действуют не только внутренние, но и внешние спрос и предложение; 3) эти рынки способствуют наиболее эффективному использованию факторов производства в тех или иных отраслях и регионах; 4) благодаря им из международного товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам качества при данных конку-рентных ценах. Важнейший внешний признак существования товарных рынков – международное движение товаров и услуг и мировая торговля. При классификации по товарному признаку структура международной торговли характеризует долю конкретных товаров или класса товаров в мировой торговле. Наиболее распространенной и применимой в настоящее время является классификация товаров согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, ГС (Harmonized Commodity Description and Coding System). Она была разработана Комитетом по Гармонизированной сис-теме Совета таможенного сотрудничества (сейчас Всемирная таможен-ная организация) в 1983 году и вступила в силу с 01.01.1988 года. Клас-сификационная схема ГС (номенклатура ГС) представлена в приложе-нии Б. В настоящее время с 01.01.2002 года действует ГС в новой редак-ции (3-е издание). Основными элементами номенклатуры ГС являются две системы: - система классификации; - система кодирования. В системе классификации 6 ступеней (разрядов): - разделы; - группы; - подгруппы; - товарные позиции; - подпозиции; - субпозиции. В соответствии с системой классификации ГС товары группируются по следующим признакам: - по происхождению (растительное, животное); - по назначению товара; - по степени обработки. По назначению товары подразделяются на: - продовольственные товары и напитки; - промышленное сырье; - топливо и смазочные материалы; - машины и оборудование, включая инструменты; - транспортные средства (производственного и личного потребления); - промышленные товары народного потребления. По степени обработки товары делятся на: - сырьевые товары (производственного и непроизводственного назначения); - полуфабрикаты (производственного и непроизводственного назначения); - готовые изделия (производственного и непроизводственного назначения); Под сырьевыми товарами понимается продукция добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, рыболовства и охоты, стоимость которой лишь в незначительной степени зависит от обработки. К полуфабрикатамотносится продукция, не законченная производ-ством и требующая дальнейшей обработки, предназначенная для включе-ния в состав других товаров, прежде чем стать орудием производства или предметом потребления. Под готовыми товарами понимаются все промышленные изделия, предназначенные для потребления или использования в промышлен-ности, сельском хозяйстве, на транспорте, в домашнем хозяйстве, промышленные товары краткосрочного пользования (<1 года), применяе-мые в промышленности в качестве материалов и топлива. Конъюнктура мирового рынка Конъюнктура рынка − сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Конъюнктура рынка − это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют. Конъюнктура мирового рынка это − рыночные условия купли-продажи на международных рынках, состояние мировой торговли на определенный момент, обусловленное определенным соотношением спроса и предложения и уровнем цен на мировых товарных рынках, условиями продажи на этих рынках, тенденциями изменения этих показателей В зависимости от объекта исследования различают общеэконо-мическую мировую конъюнктуру, конъюнктуру национального и регионального рынка, отраслевую и товарную конъюнктуру. Цели задачи участников международных рынков реализуются и корректируются с учетом общеэкономической мировой конъюнктуры. Изменение общеэкономической конъюнктуры происходит под влиянием различных причин и факторов. При этом, конъюнктуро-образующие факторы (КОФ) как правило, делятся на две группы: факторы цикли-ческого и нециклического характера. К циклическим, относятся факторы регулярных колебаний конъюнктуры рыночного хозяйства при сменах фаз периодических циклов воспроизводства. Каждый цикл воспроизводства состоит из четырех фаз: кризиса, депрессии, оживления и подъема. Нециклические КОФ в свою очередь подразделяются на постоянно действующие (НТП, уровень монополизации, государственное регулиро-вание, инфляция) и временные, случайные факторы (сезонность, социаль-ные и политические кризисы, стихийные бедствия). Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров. Задачи при изучении конъюнктуры рынка: 1. В определенный промежуток времени отобрать из источников информации конкретные и самые последние сведения по всему рынку, а именно выявить всех конкурентов, изучить ассортимент выпускаемой продукции, изучить политику ценообразования, определить круг лиц, для которых ваша фирма будет выпускать продукцию, и другие показатели. 2. Систематизировать эти показатели. 3. Установить силу и масштабы воздействия соответствующих конъюнктуро-образующих факторов, их взаимосвязь и взаимо-обусловленность и направленность действия. 4. Выявить активность взаимодействия этих факторов в ближайшей перспективе для разработки прогноза. Анализ конъюнктуры рынка включает в себя изучение двух взаимосвязанных блоков – общехозяйственной конъюнктуры и конъюнк-туры рынка конкретного товара. Для анализа конъюнктуры рынка проводят исследование: - общехозяйственной конъюнктуры в стране, регионе; - конъюнктуры товарного рынка; - спроса; - предложения; - тенденций развития спроса и предложения на данный товар (услугу); - развития и удовлетворения потребностей на товар (услугу). Для анализа общехозяйственной конъюнктуры используют результаты изучения внешней среды предприятия. Среди важнейших показателей общехозяйственной конъюнктуры назовем следующие: - объем и динамика валового национального продукта, национального дохода, производства в отраслях народного хозяйства; - объем инвестиций; - величина средней и реальной заработной платы; - численность работающих в народном хозяйстве и в отраслях; - показатели состояния внутреннего рынка (товарные запасы, объем и структура розничного товарооборота и пр.); - динамика оптовых и розничных цен, индексы инфляции; - уровень жизни населения; - динамика внешнеэкономической деятельности; - индексы фондовых рынков; - уровень безработицы. Анализ конъюнктуры товарного рынка начинается с изучения спроса на товарном рынке, который проводится по отдельным сегментам рынка: - потребительскому сектору (население); - производственному потреблению; - государственному потреблению; - экспорту. Наиболее сложным для анализа и прогнозирования является потребительский сектор в силу взаимодействия большого количества факторов: демографических, социально-экономических, климатических, научно-технических, психологических, национальных и др. Объем спроса зависит от покупательной способности населения, которая определяется уровнем реальных доходов, условиями получения кредитов, суммой сбережений, соотношением между расходами на приобретение товаров и услуг. Сумма средств населения, направляемая на приобретение товаров, составляет объем платежеспособного спроса. Емкость рынка конкретного товара, т.е. объем потребленного (приобретенного) за определенный период времени товара, определяется как объем производства с учетом изменения запасов товаров и сальдо экспорта и импорта. Когда спрос на товар не удовлетворяется полностью, возникает феномен неудовлетворенного платежеспособного спроса, который не характерен для рыночной экономики или проявляется на начальных стадиях появления на рынке нового товара. |