МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Воздействие факторов внешней среды на функционирование предприятия





Определению организации как открытой системы, зависящей от внешнего мира, способствовало использование одного из разделов теории систем — ситуационного подхода. Сущность данного подхода состоит в учете особенностей кон­кретной ситуации и условий внешней среды при принятии решений. Модель предприятия как открытой системы пока­зана на рис. 1.

Рис. 1. Предприятие как открытая система

Внешняя среда интересна не сама по себе (хотя и это имеет значение). В менеджменте весьма важен учет воздействующих факторов, которые могут создать определенные трудности (уг­розы) в деятельности предприятия либо способствовать появ­лению возможностей получения положительного результата при проведении конкретных операций. Таких факторов может быть множество. В теории менеджмента выделяются семь ос­новных факторов, от которых зависит успех предприятия. В их состав входят экономические, политические, технологические, социальные, конкурентные, рыночные, международные. Каждый из факторов может представлять в разное время для одного предприятия либо для разных предприятий в одно вре­мя или угрозу, или новую возможность. Поэтому состояние внешней среды должно постоянно анализироваться, а резуль­таты анализа — использоваться при выборе альтернатив ре­шения проблем.

В составе экономических факторов учитываются прогно­зы развития экономики в краткосрочной перспективе, а также оценка диагноза ее функционирования в будущем. Влияние этих факторов весьма актуально для работы отечественных пред­приятий в современных условиях, в частности таких, как темпы инфляции, уровни занятости населения, банковский кредит, налоговая ставка, курс доллара и др.

Политические факторы влияют через деятельность пра­вительственных институтов, региональных и местных орга­нов власти и управления. Государство прямо или косвенно затрагивает деятельность предприятий. Принятие новых за­конов, непредвиденные политические события могут карди­нально отразиться на их развитии. Политическая нестабиль­ность негативно проявляется на экономическом состоянии страны в целом, затрудняет разработку долговременных стратегий. Внутренняя политика государства является одним из основополагающих факторов внешней среды в развитии предприятий.

Технологические факторы оказывают влияние за счет изменений в технологии производства товаров, оказания ус­луг, в средствах связи, в проектировании, использовании ин­формационных технологий, внедрении ноу-хау и т. д. Игно­рирование технологических факторов может резко подорвать позиции предприятия на рынке и привести к безнадежному состоянию.

Социальные факторы связаны с изменением социальных ожиданий, отношений и нравственности в обществе. Воздей­ствие данной группы факторов сложно и весьма противоречи­во в переживаемый страной переходный период к рынку. Кри­зис в экономике отражается на сознании людей, социальной сфере. Забастовки, другие акты протеста против действий воп­реки ожиданиям людей, нарушения принципов деловой этики в среде предпринимателей — эти и другие факторы должны учитываться руководителями при выборе оптимального вари­анта решения проблемы. В условиях стабильного развития об­щества в данную группу факторов включаются также измене­ния социальных установок менеджеров, расширение спектра социальных методов управления, создание благоприятных ус­ловий труда, ориентация на защиту прав потребителей, нацио­нальных меньшинств, женского труда, социальную ответствен­ность предприятия.



В составе конкурентных факторов внешней среды следу­ет учитывать будущие цели конкурентов, оценивать их теку­щую стратегию, перспективность положения в отрасли, изу­чать сильные и слабые стороны. Полезна информация о сте­пени удовлетворенности конкурента своим текущим состоя­нием, его уязвимость, намерения относительно используемой стратегии.

Следует иметь в виду, что конкурентная борьба не ограни­чивается завоеванием рынка сбыта и покупателей. Она вклю­чает и борьбу за сырьевые рынки, капитал, кадры, научно-тех­нические нововведения. В последние десятилетия имеются фак­ты не только резкого противостояния конкурентов, но и их вза­имодействия на рынке. Рыночные факторы проявляются в изменениях жизнен­ного цикла товаров и услуг, уровня конкуренции, ценовом ме­ханизме, рекламных кампаниях, распределении доходов насе­ления, демографической ситуации. Умелое использование вли­яния данных факторов позволяет избежать нежелательных явлений, а порой и добиться процветания.

Изучение международных факторов необходимо, так как с ними связаны потенциальные перемены и на внутреннем рын­ке. В частности, целесообразно оценивать принятие политичес­ких решений в странах-партнерах, изменение валютного кур­са, появление новых сырьевых источников в странах-инвесто­рах. Учет этих и других факторов данной группы дает возмож­ность своевременно принимать решения во избежание нежелательных последствий для деятельности предприятия. Конк­ретно это может выражаться в ходатайстве перед правитель­ственными органами по защите внутреннего рынка от иност­ранных конкурентов либо в усилении международной деловой активности на внешнем рынке.

В целом изучение и анализ факторов внешней среды по­зволяет составить картину того, на каком качественном уровне находится предприятие относительно конкурентов, что оно в состоянии достигнуть и что для этого необходимо сделать. А самое важное, своевременное выявление внешних факторов и определение интенсивности их влияния дает выигрыш во вре­мени: в худшем случае — для принятия "профилактических" мер по устранению, предупреждению или ослаблению неже­лательных воздействий (угроз), в лучшем — для эффективно­го использования представившихся возможностей.

Степень влияния внешних факторов на проблемы внутри­фирменного управления может определяться различными ме­тодами.

Распространенным математическим инструментом опреде­ления тесноты связи между изучаемым признаком и внешни­ми факторами является корреляционный анализ. Расчет кор­реляционного отношения (коэффициента корреляции) опреде­ляется по формуле

Где η — корреляционное отношение;

— дисперсия межгрупповая;

— дисперсия общая.

Например, при анализе наличия службы изучения спроса (маркетинга) в торгующей организации учитывалось влияние таких факторов, как количество магазинов, объем товарооборота, численность обслуживаемого населения. На основе ис­пользования значительного информационного массива теснота связи была определена. Коэффициенты корреляции свидетель­ствовали о почти равнозначном влиянии указанных факторов и составили соответственно 39, 36, 32%.

Отдельные авторы подразделяют все факторы (элементы) внешней среды на две группы: прямого воздействия и косвен­ного воздействия. В первую группу включаются потребители, конкуренты, поставщики, правительственные институты, по­средники, финансовые организации и источники трудовых ре­сурсов. Во вторую группу — общее состояние экономики, соци­ально-культурные, политические, национальные и некоторые другие факторы.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.