ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Проблема объективности гуманитарного знания. Наука стремится к объективному знанию. Объективным считается знание, независимое от индивидуальных качеств субъекта познания. 1. Гуманитарное знание эмоционально окрашено, насыщенно оценочными суждениями, зачастую эмпирически непроверяемо. 2. Способы познания, применяемые в гуманитарных науках, опираются не только на логику но и на интуицию. à гуманитарное знание имеет ярко выраженные признаки субъективности: оно зависит от способностей, опыта и других персональных качеств познающего субъекта à вопрос о том, можно ли достичь объективности в гуманитарных дисциплинах. Так как многие философы рассматривают объективность и научность как взаимосвязанные признаки. à проблема объективности гуманитарного знания сводится к вопросу о том, являются ли гуманитарные дисциплины наукой. Две основные тенденции: Герменевтика | Структурализм | Полностью преодолеть субъективность в гуманитарных науках нельзя. | Гуманитарные науки могут стать науками, только перестав быть гуманитарными. | Однако ее можно ограничить путем использования общенаучных методов исследования. | ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ. СООТНЕСЕНИЕ С ЦЕННОСТЯМИ Вопрос об объективности гуманитарного знания наиболее остро встает при исследовании специфических методов познания, применяемых в гуманитарных науках. Философия жизни В рамках философии жизни в качестве метода познания, характерного для гуманитарных дисциплин, было выделено понимание. Объяснение выполняет функцию подведения частного под общее и установления причинно-следственных связей. | Понимание как метод гуманитарных наук является постижением смысла индивидуального и неповторимого. Сама процедура понимания представлялась как интуитивное, эмоциональное переживание, вчувствование и сопереживание. | Вывод: Интуитивный характер понимания, выявленный философией жизни, не позволяет признать его метолом в прямом смысле этого слова. Метод не является чисто субъективным процессом, зависящим от воли, интуиции и способностей субъекта. Он отличается рациональностью и воспроизводимостью. В этом отношении понимание, истолкованное как интуитивный процесс, несовместимо с понятием метода. | М. М. Бахтин · Понимание - видение смысла, но не феноменальное, а видение живого смысла переживания и выражения, видение внутренне осмысленного, так сказать, самоосмысленного явления. · Точные науки — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект — познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим. Герменевтика П. Рикер подверг сомнению существование непреодолимого различия между гуманитарными и естественными науками, «науками о духе» и «науками о природе»: · Между объяснением и пониманием нет конфликта. · Понимание и объяснение — взаимодополняемые процедуры. · В строгом смысле слова только объяснение является методом, поскольку логические формы объяснения интерсубъективны по своему характеру. · Основа понимания всегда остается интуитивной, т. е. субъективной. В этом смысле понимание не может рассматриваться как метод. · Субъективное и интуитивное понимание должно базироваться на методе объяснения: на структурно-функциональном анализе, обобщении, выявлении причинно-следственных связей. «Больше объяснять, чтобы лучше понимать». Вывод: связывая понимание и объяснение, П. Рикер ограничивает тем самым субъективность в гуманитарном исследовании. Неокантианство: В противовес В. Дильтею В. Виндельбанд и Г. Риккерт (Баденская школа неокантианства) полагали, что главным отличительным признаком гуманитарных наук является не предмет, а метод исследования. Они считали, что гуманитарные науки отличает интерес к индивидуальному, а специфическим методом познания индивидуального является СООТНЕСЕНИЕ С ЦЕННОСТЯМИ. · у человека есть два рода познавательного интереса: интерес к общему и закономерному и интерес к индивидуальному и не повторимому. · Двум типам познавательного интереса соответствуют два метода познания. Интерес к общему выражается в методе генерализирующем (обобщающем): так изучаются общие признаки и закономерности. Интерес к индивидуальному воплощается в методе индивидуализирующем (идеографическом): познание индивидуального, единственного и неповторимого в своем роде. · Генерализирующим методом в основном пользуются науки о природе, а индивидуализирующим - науки о культуре.
· индивидуальные факты, являющиеся фундаментом исторических исследований, выбираются и оцениваются историком. Отбор фактов, оценка их значимости происходит на основании их соотнесения с императивами культуры, имеющими значение не для одного человека, а для множества людей и в этом смысле обладающими всеобщим характером. · Соотнесение с ценностями не является субъективной оценкой историка, поскольку ценности имеют универсальный характер. М. Вебер · Развивал неокантианскую идею о методе соотнесения с ценностями. · Вебер настаивает на необходимости разграничивать два акта — отнесение к ценности и оценку: если первый превращает наше индивидуальное впечатление в объективное (общезначимое суждение), то второй не выходит за пределы субъективности. · Науки о культуре должны быть так же свободны от оценочных суждений, как и науки естественные. Однако Вебер при этом корректирует риккертово понимание ценности. Если Риккерт рассматривал ценности и их иерархию как нечто надысторическое, то Вебер склонен трактовать ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное данной эпохе направление интереса. Интерес эпохи — нечто более устойчивое и в этом смысле объективное, чем простой частный, индивидуальный, интерес исследователя, нов то же время нечто более субъективное и преходящее, чем надысторический «интерес», получивший у неокантианцев имяценности. · С понятием ценности у Вебера оказался тесно связанным еще один методологический инструмент егоисследований — понятие «идеального типа» = «интерес эпохи», представленный в виде особой конструкции. · Научные методы - обобщающие методы, устанавливающие причинно-следственные отношения. Но обобщать можно лишь отобранные факты. · Именно на стадии отбора фактов необходим метод соотнесения с ценностями. · Существует плюрализм ценностей à историческое исследование, не являясь субъективным мнением, вместе с тем представляет собой угол зрения, зависящий от той или иной ценностной ориентации историка. |