МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности субъекта и объекта в гуманитарных науках





Философские направления, разрабатывающие гносеологические проблемы гуманитарных наук

Гносеологические проблемы гуманитарных наук печали интенсивно обсуждаться со 2-й пол. XIX в. в связи с развитием истории, политической экономии, психологии, литературоведения, искусствознания, религиоведения и других дисциплин. В философии кон. XIX — нач. XX в. гуманитарные науки часто назывались «науки о духе». Поскольку эти области знания не вписывались в позитивистскую модель научного познания, согласно которой наукой и соответственно достоверным знанием признавались лишь те дисциплины, которые строятся по образцу экспериментально-математического естествознания, встала задача осмысления специфики гуманитарных наук.

В решение этой задачи значительный вклад внесли такие философские направления, как:

· философия жизни,

· неокантианство,

· герменевтика

· структурализм.

 

Касаясь вопросов, связанных со спецификой гуманитарного знания, философы, принадлежащие к этим направлениям, главным образом рассматривают проблемы:

· субъекта,

· объекта

· и методов гуманитарных наук.

Особенности субъекта и объекта в гуманитарных науках

Философское исследование гуманитарных наук предполагает прежде всего выявление характерных черт и особенностей субъекта и объекта гуманитарного знания.

 

Философией жизни В. Дильтей Современная герменевтика Э. Бетти М. Вебер (в противовес Дильтею) П. Рикер М. М. Бахтин
Предметомпознания «наук о духе»являетсяжизнь. Предметом гуманитарного исследования является продукт человеческого духа, поэтому в объекте гуманитарных наук уже заложено активное начало субъекта, создавшего этот объект. Предметом историко-социальных наук является социальное действие. Социальные науки - все дисциплины, изучающие человека и общество, включая лингвистику, социологию, историю и юриспруденцию. Социальное действие - исходный предмет исследования всех этих дисциплин. Предмет гуманитарных наук — выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собою и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении.
Понятие «жизни» близко понятиям духовной жизни человека и истории, в которой действует человек, наделенный разумом, эмоциями и волей
Жизнь - это процесс, полностью охватить его невозможно, и познанию доступны лишь отдельные устойчивые формы жизни («объективации жизни»): государство, произведения науки и искусства, исторические события - все проявления культурно-исторического бытия человека. В гуманитарных науках познающий субъект имеет дело прежде всего с текстами. Поэтому герменевтика рассматривает текст в качестве непосредственного предмета исследований гуманитарных наук.   Социальное действие можно представить как текст и прибегнуть к герменевтическим методикам истолкования текста с целью понять социальное действие. Самораскрывающееся бытие не может быть вынуждено и связано. Оно свободно и потому не предоставляет никаких гарантий à здесь познание ничего не может нам подарить и гарантировать, например, бессмертие, как точно установленного факта, имеющего практическое значение для нашей жизни.
Характерная особенность предмета «наук о духе»: его внутреннее родство с познающим субъектом.       Бытие целого, бытие человеческой души, раскрывающееся свободно для нашего акта познания, не может быть связано этим актом ни в одном существенном моменте. Нельзя переносить на них категории вещного познания(грех метафизики).
«Науки о духе» исследуют продукты творчества и исторической деятельности человека, поэтому в буквальном смысле объектом познания гуманитарных наук становится субъект. Процесс познания, являющийся взаимодействием субъекта и объекта, в гуманитарных дисциплинах фактически трансформируется в отношение субъекта к субъекту.      
Другая характерная черта предмета гуманитарных исследований - его индивидуальный характер.       Душа свободно говорит нам о своем бессмертии, но доказать его нельзя. Науки ищут то, что остается неизменным при всех изменениях (вещи или функции). Становление бытия свободное становление. Этой свободе можно приобщиться, но связать ее актом познания (вещного) нельзя.
Исторические события, произведения искусства и другие области исследования гуманитарных наук интересны своей индивидуальной неповторимостью, а не только как проявления общего закона.      
Вывод: для методологии гуманитарных наук проблема предмета гуманитарных исследований остается открытой. Существенные расхождения философов по вопросу о том, какие науки включать в комплекс гуманитарных, проводить ли принципиальное различие между гуманитарными и социальными науками, показывают актуальность методологических исследований в этой области

 



 

Наряду с анализом специфики предмета гуманитарных наук рассматривается и вопрос о свойствах субъекта познания в этих дисциплинах.

 

Философией жизни В. Дильтей Герменевтика М. Хайдеггер и Г. Гадамер Структурализм
В естественных науках субъект познания сводится к познающему разуму. Ставится вопрос об историческом характере субъекта познания. Не просто целостный человек, а человек определенной исторической эпохи, несущий в себе все ее основные традиции, рассматривается в качестве субъекта познания. Структурализм не пытается представить субъекта познания отдельным человеком, со всеми присущими ему индивидуальными чертами Познавательная деятельность не является процессом, зависящим от воли, желания и индивидуальных качеств субъекта познания.
Исследование в области гуманитарных дисциплинтребует от человека не только размышления, но и эмоционального переживания, поэтому субъектом познания в «науках о духе» является не отдельно взятая мыслительная способность, а целостный человек. Историческая ограниченность субъекта познания, предопределенность его взглядов менталитетом той эпохи, к которой он принадлежит, является главной чертой субъекта познания в гуманитарных науках.   Направление мысли человека задается бессознательными структурами, напоминающими априорные формы И. Канта. Структуры (= парадигмы индивидуальной деятельности) сводят на нет индивидуальные познавательные усилия человека. Устами субъекта познания высказываются бессознательные структуры, в то время как сознательные цели и мотивы являются лишь видимостью.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.