ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Педагогика художественного музея как специфическая область педагогического знания и направления музейной педагогики 2.1 Теоретические аспекты образовательной деятельности музея Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах — познавательном, творческом и социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению. Познавательный аспект. В основе понятия «познавательный» лежит понятие «знание», определение содержания которого является фундаментальной проблемой для философии и науки глубокой древности. В качестве примера сошлемся на античных философов. Так, Платон характеризовал знание через его противоположность «мнение», а Аристотель представлял его как «умение», то есть знание ремесла, языка, обряда и т. д., являющееся непременным условием пользования им. Последовавшие за античностью эпохи обогатили понятие новым содержанием, в результате чего знание стало рассматриваться в двух аспектах — практическом и теоретическом. Каждый из названных аспектов включает в себя науку, технику, религию, культуру, то есть является элементом целостного культурно-исторического комплекса, важное место в котором занимает музей, ибо он принадлежит среде, формирующей практический опыт и теоретическое знание, ориентированное на формирование и развитие профессиональных музейных дисциплин. Здесь исследуются такие формы специфической деятельности человека, как собирание, хранение, изучение и популяризация памятников культуры, техники и природы, образование музейными средствами. Учитывая тот факт, что формируемое в процессе образовательной деятельности в музейной среде знание сочетает в себе заключенные в музейном предмете исторический, сакральный и индивидуально-личностный аспекты, его можно характеризовать как диалогичное и духовное. Пробуждая (либо активизируя) эмоциональную сферу человека и развивая интеллект, оно является условием его личностного роста, так как в нем человек узнает себя. Тем самым характер получаемого в музее знания, опирающегося на внутреннее единство научного и художественного компонентов, позволяет назвать музей школой понимания жизни. Формой фиксации и последующей трансляции теоретического знания являются научные конференции и семинары, печатные издания, среди которых особое место занимают каталоги музейных коллекций и сборники научных и методических трудов, где находят свое отражение концепции и методология музейной деятельности. Таким образом, теоретическое знание формируется на основе анализа результатов практической деятельности и, будучи зафиксировано в текстах, существует в виде понятий, формулировок законов, теорий и концепций. Практическое знание также формируется в результате практической деятельности, но, имея неявный характер, существует преимущественно в устной традиции, то есть не фиксируется в текстах, а значит, и не существует в виде понятий, формулировок законов, теорий и концепций. Роль неявного знания исключительно велика в процессе формирования личности ребенка, когда мир воспринимается через ощущения и практические действия. Особенно ярко это проявляется в процессе обучения искусству, когда через наблюдение постигаются «секреты мастерства». У взрослого неявное знание часто формируется на основе догадок, домыслов, интуиции. Оба рассмотренных типа знания являются не чем иным, как осмыслением человеком, на уровне его сознания, контекстов собственного опыта (И. Т. Касавин). Следовательно, практическое и теоретическое знания выступают в качестве смысла, который человек вносит в реальность своего бытия. Этой реальностью может быть любая практическая деятельность, учебный процесс, ритуальный культ и т. д. А так как смысл определяет специфику этих реальностей и содержание конкретного опыта, сделаем вывод о том, что знание служит расширению социального, культурного и исторического контекста человеческого бытия. Его качественные характеристики определяются в терминах-оппозициях: точность — приблизительность, достоверность — вероятность, сущность — видимость, подлинник — репродукция, истина — заблуждение. Знание имеет еще одну характеристику — ценность, которая определяется двумя компонентами: трудом, затраченным на его освоение, и возможностью использования знания в практической деятельности. В основе знания лежит информация о предмете, событии иль явлении, которая в результате структурного анализа может превратиться в знание. В современном обществе, ориентированном на» развитие цифровых технологий, информация получила и самостоятельное от знания значение. Зачастую она включает разного рода сведения общего характера, не имеющие гарантированной доски верности, точки зрения разных лиц и т. д. Что касается информации, предоставляемой музеем, то она, как правило, является основой формирующегося знания об истории, искусстве, отрасли профильного музею знания. Освоение знания индивидуумом осуществляется через процесс познания.Собственно, знание и является результатом этого процесса. Трактовка данного термина зависит от принципов конкретного философского учения и сформированных на их основе теорий и форм познания, среди которых общеизвестны аналитическая, герменевтическая, феноменологическая, психоаналитическая, искусствоведческая, культурологическая и т. д. Чаще всего «познание» трактуется как процесс, сопровождающий общение и деятельность людей. Если он осуществляется человеком (индивидом) в процессе бытия, то есть вне специальных познавательных задач, то познание имеет отношение лишь к содержанию его деятельности и общения. Знание же является результатом исследовательской или поисковой установки субъекта на расширение сферы представлений в той или иной области (наука, искусство, культура). Специфика процесса познания в музейной среде заключается в том, что человек постигает окружающий мир на основе подлинников, являющихся отражением содержания этого мира как с помощью собственного опыта, так и научных формул, нравственных норм, художественных образов. Придавая мобильность и вариабельность его психике, они обеспечивают ему возможность деятельности и общения на качественно новом уровне. Однако познание — это не только внесение смысла в реальность, но и создание идеальных моделей, позволяющих человеку направлять свою деятельность и общение не только по некоему усвоенному им ранее образцу (норме), но и осуществлять переход к более высоким образцам и стандартам, что сообщает его сознанию динамичный, творческий характер. Творческий аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой деятельности человека. Знание тоже можно рассматривать как результат творческой деятельности человека, ибо оно помогает ему определить отношение к природе, обществу, и наконец, к самому себе. В условиях формирующегося информационного общества установка на ценность творческого развития личности не теряет своей актуальности, ибо в социокультурной ретроспекции с предикатом «творческий» всегда связана высокая социальная оценка. Термин «творчество» рассматривается как категория философии, психологии и культуры и трактуется в следующих смыслах: как «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности»[3]; как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не встречавшееся»[4]; как «некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на более высокий интеллектуальный уровень[5]». Под творчеством понимается и совокупность предметов психологического исследования, в котором ключевыми словами являются: одаренность, фантазия, вымысел, оригинальность, интуиция, творческое воображение, воодушевление и т. д. И хотя среди ученых нет единства в определении свойств, которыми должна обладать творческая личность, творческий процесс и его продукт, творчество можно рассматривать как фактор жизнедеятельности, выполняющий стимулирующую и интегративную функции в научном исследовании и художественном процессе, а также в практической деятельности человека. Чаще всего понятие «творчество» рассматривается в контексте художественной деятельности. В этом случае под ним понимается «образное сознание и практическое созидание произведений искусства как реальных носителей художественной информации» [8]. Художественное творчество связано с эстетикой, а значит, с формированием художественного вкуса и опытом эстетического восприятия окружающего мира. Оно гармонизирует личность. Что же лежит в основе структуры творческого процесса? Английский ученый Г. Уоллес обозначил четыре его фазы: - инкубация (вынашивание) идеи; - озарение — мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы и увлеченность им; - проверка (испытание); - реализация решения. При этом, если в науке его результат связан не столько с личностью творца, сколько с объективными закономерностями и потребностями (целями), определяемыми извне, то в художественном творчестве результаты выражают внутреннее состояние творца, его желания, особенности восприятия им окружающей действительности, хотя жесткого разделения между искусством и наукой здесь нет. Рассматривая специфику художественной и научной деятельности, А. Эйнштейн писал: «Когда мир перестает быть ареной наших личных надежд и упований, когда мы свободно воспринимаем его, восхищаясь, спрашивая и наблюдая, тогда мы вступаем в царство Искусства и Науки. Если воспринятое выражается на языке логики, то это научная деятельность. Если оно передается в формах, связи которых не доступны сознательному уму, но интуитивно постигаются как имеющие смысл, тогда это художественная деятельность. Их роднит любовь и преданность, преодолевающие личные интересы и желания» [10]. Специфика современного общества определяется интеграционными процессами, охватывающими все стороны его социально-экономической и духовной жизни, а потому часто художественное творчество использует достижения технического прогресса. Примером тому — кинематограф, телевидение, шоу-бизнес, создавшие на основе синтеза словесных, актерских и режиссерских, изобразительных, музыкальных, хореографических средств новые формы художественного продукта. Особое место в этом процессе занимает художественное проектирование, конструирование и оформление жизненной среды (дизайн), подтверждая мысль Г. Г. Гадамера о том, что «природа не исчерпывает всех возможностей изобразительной деятельности, оставляя лакуны для формотворчества человеческого духа» [2]. Действительно, если мы обратимся к разного] рода региональным, всемирным и прочим выставкам, то убедимся, что наиболее распространенным средством отражения картины современной жизни стали визуальные инсталляции с неподвижны- ; ми и интерактивными объектами, размещенные в художественно оформленном пространстве. Этой особенностью отмечены не только художественные, но и технические и иные музеи (например, Аэрокосмический музей в Вашингтоне (США) или Детский музей истории цивилизации в Торонто (Канада)), опыт деятельности которых также позволяет сделать вывод о том, что интегративные процессы в области научного и художественного познания мира все больше приобретают характер диалога. Научное и художественное творчество протекает в социокультурной среде, которая является заказчиком и потребителем его результатов. Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение к окружающему миру и обществу происходит в его среде в процессе передачи чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного поколения к другому. Этот процесс вписывается в концепцию непрерывного образования (Г. Л. Ильин), ибо его образовательным результатом является преобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и т. д. Процесс социализации осуществляется на трех уровнях: 1. Биологический уровень (филогенез) определяется связью организма человека на любых стадиях его развития, начиная с пренатального, с окружающей его средой. Эта связь определяется также и этнокультурным аспектом взаимоотношения людей. 2. Психолого-педагогический уровень, на котором социализация человека рассматривается как результат его активности и логики развития внешних по отношению к нему жизненных ситуаций. В процессе социализации происходит овладение навыками практической деятельности со всей совокупностью социальных функций, ролей, норм, прав, обязанностей и т. д. 3. Социальный уровень (онтогенез) определяет связь человека с обществом и его социальными институтами, что обусловливает не прерывность процесса его развития, от момента зачатия до ухода из жизни, при этом в процессе развития человек постоянно меняет от ношение к себе и окружающему его миру. Учитывая статус музея как социокультурной институции, обратимся к стадиям социализации детей, подростков и юношества, которые выделяют современные исследователи [22]: 1. Биоэнергетическая стадия (от 3,5 месяцев эмбрионального развития). «Освоение» ребенком мира реализуется на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха). 2. Идентификационная стадия (от 3-х лет) является периодом отождествления ребенком себя со всем, что его окружает, становления и формирования «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта». 3. Коррекционная стадия (от 3,5 лет) характеризуется предпонятийным интуитированным мышлением, стремлением получить ответ на главный вопрос «почему?», соответствовать нормам и правилам поведения близких людей. На этой стадии зарождается совместная целенаправленная деятельность детей, в процессе которой они учатся руководить и подчиняться. 4. Экспансивная стадия (от 6-ти до 10-ти лет) характеризуется стремлением ребенка расширять свой социальный кругозор. Она является периодом конкретных операций, в результате которых! формируется самооценка, отношение к себе и как следствие — требования к самому себе. 5. Конвективная стадия (от 11-ти до 15-ти лет) характеризуется взрывоопасностью. Подросток постоянно ищет выход из возникающих конфликтных ситуаций. Устанавливается система социальных взаимоотношений с родителями, друзьями, другими взрослыми. Особой ценностью обладают мнения товарищей, вместе с которыми решаются все проблемы и вырабатывается жизненная позиция. 6. Концептуальная стадия — охватывает возраст с 16 до 20 лет и характеризуется выходом в самостоятельную жизнь и необходимостью самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане, самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентации и установок. Описанные стадии социализации перекликаются с воспитательными установками. Однако между ними есть разница, суть которой в том, что воспитание представляет собой педагогически обусловленную, целенаправленную форму установления и усвоения ценностей, в то время как социализация — это жизненная практика, в которой индивид более автономен и независим в процессах жизнедеятельности, будь то мышление или творчество, учеба или работа. Особое место в социализации занимает искусство, высочайшие образцы которого представляет художественный музей. Являясь связующим звеном между эпохами и культурами, искусство развивает чувственный опыт восприятия окружающего мира, просвещает, дает новое знание о ранее неизвестном, в первую очередь, — о человеке. В этом случае музейная педагогика является инструментом интеграции социального и культурного в современном обществе. Формирование социокультурного единства проявляется, с одной стороны, в преобразовании традиционалистского по своей сути института цивилизации, которым является музей, в современный музейно-образовательный комплекс, а также в обращении системы образования к систематическому педагогическому сотрудничеству с музеем. С другой — в формировании умений и навыков культуросообразного поведения, обеспечивающего личности овладение стратегиями творчества и сотворчества. Отражением этой установки стало широкое распространение в системе образования концепции культуротворческой школы (А. П. Валицкая). Музей актуализирует такой диалог личности с идеалами и вечными ценностями культуры, в котором человек найдет опору для саморазвития и самосовершенствования в быстро меняющихся условиях современного мира. Именно образовательная деятельность современного музея превращает его из резервуара культурного наследия в подлинную институцию культуры. Возвращаясь к социальной роли музея, еще раз подчеркнем ценность музейной среды, в которой социокультурный опыт актуализируется благодаря возможности общения с подлинником, представляющим собой культурную целостность, находящуюся в художественно-временной ситуации экспозиционного пространства. Опыт развития образовательной деятельности музея в XIX и первой половине XX в. условно позволяет выделить две группы музеев — профессиональные и собственно образовательные. К первой группе относятся музеи технического, естественнонаучного, этнографического, историко-краеведческого и искусствоведческого профилей. Ко второй — непрофессиональные музеи: педагогические, школьные и детские. Данная группа музеев имеет не только свою историю развития, но и занимает видное место в системе образовательных и социально-досуговых учреждений. 2.2 Основные направления образовательной деятельности художественного музея Познавательный, гуманитарно-междисциплинарный, социальный и творческий аспекты образовательной деятельности художественного музея реализуются в нескольких исторически сложившихся направлениях: 1. Эстетическое (развитие художественного восприятия и творческих начал). В рамках данного направления особо выделим исследование проблем творчества. Коллекционируя, экспонируя и эмпирически изучая творчество людей, музей интегрирует подходы и выводы, имеющиеся в возрастной психологии и психологии творчества, в студийной и художественной педагогике. Вместе с тем здесь есть специфически музейные аспекты изучения: - взаимосвязь восприятия музейных ценностей и творчества на разных этапах жизни; - соотношение визуальных, тактильных и вербальных импульсов творчества; - влияние занятий в музейной художественной студии и в условиях музейной экспозиции на развитие и социализацию личности; - освоение кодов, архетипов и стереотипов культуры в процессе творчества. Изучение творчества в музее должно опираться прежде всего на систематическую экспериментальную работу в этой области. Новые перспективы открывает введение в штат музейных образовательных служб художников-педагогов и специалистов-психологов, их совместное с музейными педагогами-искусствоведами преподавание в художественной студии и в условиях музейной экспозиции. Исследование проблем детского творчества в музее дает возможность привлечь к сотрудничеству школьных учителей изобразительного искусства, мировой художественной культуры, истории искусства, других гуманитарных направлений. Обобщению подлежит огромный эмпирический материал о специфике, сходстве и взаимосвязи развития детского творчества в условиях общеобразовательной школы, школы искусств и музейной студии. Обучение детей в средних учебных заведениях различного типа, профиля и вида образования делает необходимым анализ влияния авторских программ и иных особенностей современного школьного образования на детское творчество как в условиях музея, так и в самой школе. Важное место в этом процессе имеют конкурсные, выставочные и исследовательские программы, в которых определяется роль и место экспериментальной работы школьного учителя. 2. Историко-художественное (изучение истории искусства). В этом направлении выделим школьно-студенческое образование и образование взрослых. Художественный музей в современных условиях приобретает и функцию особого рода «университета», все более активно включаясь в процесс образования в самом широком смысле этого слова. Сошлемся на такой пример. ГРМ имеет договор с Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена о сотрудничестве в области образовательной деятельности, который реализуется в практике совместной деятельности с факультетом изобразительного искусства с 1997 г. «Университетская функция музея» предполагает различные формы деятельности, обретая реальность в самом широком контексте — от участия в лекционных курсах и практиках общегуманитарного уровня до профильной подготовки специалистов в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению «Художественное образование»[6]. 3. Гуманитарно-междисциплинарное (связи изобразительного искусства с другими дисциплинами). Вопрос взаимоотношений изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром, математикой занимает важное место в исследованиях представителей гуманитарного и естественнонаучного знания (Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, Л. С. Жегин, М. С. Каган, В. В. Налимов, Б. П. Юсов и др.). В рамках данного направления представляется важным выделить используемые как в школьном и вузовском, так и в музейном образовании современные информационные технологии, основанные на видеокомпьютерных средствах. Применение в музее программ, в которых задействованы эти технологии, активизирует процессы восприятия и понимания и облегчает изучение музейных ценностей в широком историко-художественном и гуманитарном контексте. Возможности, предоставляемые виртуальной реальностью, обеспечивают диалог художественных образов на новом уровне визуализации и помогают сильнее и глубже воспринимать, переживать и осмыслять явления и процессы в мире искусства. При этом музейному педагогу необходимо знать свойства и закономерности визуального мышления, в том числе специфику восприятия неподвижных эстетических объектов (произведений изобразительного искусства) и движущихся видеоизображений. Органично включить видеокомпьютерные программы в пространство экспозиций позволяет создание в музее специальной среды, сочетающей в себе демонстрацию традиционных художественных ценностей и использование информационных технологий. В связи с вышеизложенным насущной задачей также является создание компьютерных сетей, объединяющих музеи с культурно-образовательными центрами мира. Уже сегодня они имеют базы данных, содержащие сведения по истории, по музейной педагогике и о нынешнем положении дел в ней. 4.Социально-дриентационное (искусство как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии). Современный музей становится местом возвращения в общество дезадаптированных людей, чему, в частности, способствует развитие в последнее десятилетие работы в области арт-терапии. Работа в музейной арт-терапевтической студии опирается на невербальные контакты в общении с детьми, так как в этом случае можно воздействовать непосредственно на сферу их чувств и мыслей, минуя «цензуру сознания», с целью коррекции структурных образований и процессов на глубинных уровнях психики. Задача арт-терапевта — не только в том, чтобы предоставить детям возможности выражать агрессивные чувства через рисование, живопись или лепку, которые являются безопасными способами снижения внутреннего напряжения, часто возникающего у детей с социальными и психическими отклонениями, но и в том, чтобы способствовать возникновению у них чувства внутреннего контроля и порядка. При этом важно организовать изобразительную практику и процесс восприятия произведений искусства таким образом, чтобы они помогали детям наладить общение между собой. Совместные художественно-эстетические переживания в детской группе усиливают терапевтический эффект. В свою очередь, совпадения ощущений и приемов работы в художественном творчестве у членов группы могут ускорить развитие чувства эмпатии друг к другу. В рамках арт-терапевтической деятельности творческая продукция ребенка способствует лучшей его психической саморегуляции, укреплению позитивных начал его личности и более адекватному отношению к действительности. Помимо выявления и развития скрытых способностей, в результате арт-терапевтических занятий у ребенка возникает чувство удовлетворения от участия в творческом процессе, а формирующаяся способность интерпретации произведений искусства повышает его художественную компетентность и способствует появлению ощущения собственной личностной значимости. Освоение музеем научно-психологических подходов идет параллельно со становлением школьной психолого-медицинской службы. Сегодня музейная психотерапия, находящаяся на этапе своего научно-организационного оформления, способна лишь в ограниченных масштабах содействовать работе специальных школ и решению психологических проблем в учебных коллективах средних общеобразовательных учебных заведений. Как свидетельствует опыт зарубежных музеев, и прежде всего американских, ее потенциал в этом направлении огромен. Один из путей повышения эффективности работы социально-психологических и психотерапевтических подразделений музеев обществу видится в налаживании взаимодействия со школьной психолого-медицинской службой. 2.3 Содержание понятия «педагогика художественного музея» Выделение «педагогики художественного музея» в особую отрасль музейно-педагогического знания — закономерный процесс и актуальная потребность нашего времени. Именно в музеях изобразительного искусства в наиболее полной мере могут быть реализованы рассмотренные выше направления образовательной деятельности, поскольку здесь собраны материальные свидетельства художественно-творческой деятельности человека, аккумулировавшие его духовный опыт. В уникальном художественно-временном пространстве экспозиции зритель через общение с образами искусства «погружается» в культуру прошлого и, вступая в диалог с нею, воспринимает ее ценности и сопоставляет их с ценностями текущего исторического периода. Находясь в этом пространстве, можно не только испытать душевно-эмоциональный подъем, внутреннее очищение, но и, прикоснувшись к минувшим эпохам, почувствовать свое место в истории, чего не могут дать другие образовательные институты. Тем самым именно художественный музей нацелен на формирование личности и развитие ее способностей художественного и эстетического восприятия, переживания и оценки. Являясь идеальной средой для эстетического воспитания, художественный музей через разнообразные формы работы с детско-юношеской аудиторией «образует» – воспитывает и совершенствует человека через постижение им воплощенного в произведении искусства художественного образа.Постижение художественного образа, включающее несколько фаз – от понимания замысла произведения до сотворческого зрительского восприятия, – как нельзя лучше способствует гармоничному становлению личности. Однако специфика педагогической деятельности в художественном музее в том, что она может включать в себя не только изобразительный, но и музыкальный, театральный и другие креативные компоненты. Таким образом, ставшая самостоятельным музейно-педагогическим направлением «педагогика художественного музея» — это междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении музееведения, педагогики, психологии и искусствоведения, и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу художественного опыта в условиях музейной среды. Образовательная деятельность в художественном музее реализуется через совокупность определенных педагогических действий, направленных на решение широкого спектра задач — от информирования об искусстве до формирования художественного восприятия и творческой сферы личности. Научные исследования в этой области, начатые еще в начале XX в. А. Лихтварком, А. В. Бакушинским, В. Д. Амико и другими пионерами музейной педагогики, и опыт практической работы в течение нескольких десятилетий позволили определить фундаментальные принципы педагогической деятельности художественных музеев: - Непрерывность и преемственность в процессе эстетического и художественного воспитания. - Утверждение самоценности художественного произведения (занятия по искусству не являются формальным дополнением к урокам литературы, истории и т. д.). - Отбор высокохудожественных произведений для каждого занятия (работа с подлинником). Качественный иллюстративный (визуальный) материал (диапозитивы, репродукции и проч.) для подготовки встречи с подлинником — незаменимые условия успешной работы. Педагогика художественного музея является теоретическим фундаментом целостного музейно-педагогического процесса, который представляет собой взаимодействие музейного педагога и учащихся, направленное на формирование средствами изобразительного искусства творчески развитой личности. Музей предоставляет уникальную возможность расширить познание специфики языка изобразительного искусства, изучать его историю на основе подлинников, составляющих музейную экспозицию. Условием продуктивной реализации этой возможности является развитое визуальное мышление, эстетический вкус и навыки художественного восприятия изобразительного искусства. 2.4 Применение музейной педагогики и образовательных технологий в деятельность Мурманского областного художественного музея Проблемы и перспективы развития музейной педагогики в Мурманском регионе рассмотрим на примере работы Мурманского областного художественного музея, поскольку именно с ним тесно сотрудничает Мурманский государственный гуманитарный университет. По нашему мнению, Мурманский областной художественный музей можно рассматривать в качестве важнейшего элемента региональной культуры, а музейную педагогику – как ставную часть регионального компонента культурологического образования, в котором изучению местных художественных традиций и ценностей отводится решающая роль. В то же время музей содержит немало экспонатов, имеющих не только региональную, но и общенациональную значимость, является памятником национальной культуры. Это позволяет органически сочетать в образовании студентов благодаря использованию музейной педагогики региональный компонент с общенациональным. Собрание художественного музея насчитывает около семи тысяч единиц хранения. Представлены живописные работы XVIII и XIX и ХХ веков, богатое собрание графики, в том числе широко представлена графика ленинградских художников. Значительное место в собрании занимает коллекция работ мурманских художников. В разделе декоративно-прикладного искусства представлены образцы художественных промыслов России. В музее действует постоянная экспозиция «Русское изобразительное искусство XVIII -ХХ вв.». В современных условиях культурно - образовательная деятельность Мурманского областного художественного музея ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, отдых. Информирование– это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию. Мурманский областной художественный музей предоставляет своим посетителям возможность изучения расположения залов музея и экспонатов по средствам виртуальной экскурсии по музею. Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников. В Мурманском областном художественном музее проводятся образовательные лекции посвященные Великой Победе («Семь дней. О спасении Дрезденской галереи советскими солдатами»; «Спасенные шедевры. Подвиг музейщиков в годы Великой Отечественной войны»; «Фронтовой рисунок»; «Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства»), 100-летию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина («История создания ГМИИ им. А.С.Пушкина»), художникам Мурманска, искусству народов Севера, теме сказки в искусстве и многому другому. Развитие творческих начал- третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. На базе Мурманского областного художественного музея осуществляют деятельность семь клубов различной направленности: «Художественная роспись», «Лоскутное шитьё», «Татьянин день», «Кружевницы», «Гобелен», «Солнцецвет арктический». «Природа и творчество» (флористика). Отдел народного искусства и ремесел, Школа ремесел организуют работу курсов для различных возрастных категорий. Отдых- организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (День открытых дверей, музейный праздник, концерт, олимпиады и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (конкурсы, акция «Ночь в музее»). Остановимся более подробно на некоторых формах культурно-образовательной деятельности Мурманского областного художественного музея Международный День музеев, Европейская Ночь Музеев в Мурманском областном художественном музее состоялась 18 мая 2013 года. Мурманский областной художественный музей принял участие в международной акции «Ночь музеев» в четвертый раз. Гостям музея в 2013 году предлагались мероприятия, посвященные 75-летию образования Мурманской области. В рамках проведения «Ночи музеев» состоялось открытие выставки «Поморский корень». Живопись и декоративно-прикладное искусство из собрания музея. На протяжении всего вечера проводились мастер–классы, музыкальные и театральные выступления коллективов Мурманска. Онлайн-лекция «Без барьеров. Российское искусство 1985-2000». Выставка призвана представить отечественное изобразительное искусство переломного периода, которым стал в истории нашей страны конец ХХ века. С распадом СССР искусство получило возможность существовать без цензурных барьеров и идеологических рамок. Основу составили произведения живописи и скульптуры – видов искусства, претерпевших в те годы наиболее значительные изменения. В экспозиции «без барьеров» объединены работы мастеров различных поколений, направлений и идеологических ориентаций в широком содержательном и стилистическом диапазоне (Зураб Церетели, Гриша Брускин, Татьяна Назаренко, Ольга Булгакова, Олег Кулик, Константин Звездочетов, Евсей Моисеенко, Игорь Обросов, Тимур Новиков, Гелий Коржев, Эрик Булатов, художники «южно-русской волны», «Митьки» и др.) Лектор: Алексей Алексеевич Курбановский, доктор философских наук, искусствовед, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке. День музыки в музее. В 2006 году Мурманский областной краеведческий музей принял участие в проекте «Музей. Музыка. Дети», который был инициирован Федеральным агентством по культуре и кинематографии совместно с Фондом Б.Н. Ельцина. Он осуществляется в творческом содружестве музыкальных коллективов Москвы и Санкт-Петербурга, специалистов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея и сотрудников региональных художественных музеев. С 2007 года в музее проводится это мероприятие под названием «День музыки в музее». Ежегодно темы «Дня музыки в музее» меняются, это и морская тема в музыке и изобразительном искусстве, духовная музыка и иконопись и т.д. В октябре 2012 года музейно-культурологическая программа «День музыки в музее» была посвящена 200-летию Бородинского сражения. Традиционно в ней приняли участие воспитанники детских домов и интернатов, учащихся общеобразовательных школ Мурманска и Мурманской области. Ежегодный областной детский фольклорный праздник «Рождественские посиделки». Праздник проводится в январе для участников кружков, клубов и других коллективов, где занимаются традиционными видами ремесел, а также для детских фольклорных музыкальных и театральных коллективов. В программе праздника: песнопения коляды, выступление ряженых, игры, хороводы, гадания, мастер-классы и пр. Выставка детского рисунка «Какой он - детский телефон доверия?» с 23 мая по 01 сентября. Выставка организована Мурманским центром социальной помощи детям и пройдет в Мурманском областном художественном музее в отделе народного искусства и ремесел на ул. С. Перовской, д.3 Телефон Доверия дает возможность получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в том, что происходит в спокойной обстановке, в разговоре с доброжелательным человеком и решить, какие шаги сделать. Сегодня во всем мире проходят акции, посвященные детскому телефону доверия. У каждого человека иногда случаются проблемы, а в детском и подростковом возрасте неприятная или непонятная ситуация зачастую рискует обернуться непосильной ношей для незрелой детской психики. В современном мире очень важно знать, что ребенок осознает свою защищенность и может найти понимание и поддержку как со стороны близких, так и со стороны государства и муниципальных структур. На выставке будут представлены работы детей трех возрастных категорий: 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет. Тематика работ представлена в трех направлениях: рисунок «Как я вижу работу Детского телефона доверия», логотип Детского телефона доверия, слоган Детского телефона доверия. Ребенок посредством рисунка рассказывает о том, что он понимает, что такое Детский телефон доверия и на что он направлен. В марте 2013 года в музее открыта выставка «Двое». Живопись. Скульптура. Из собрания Государственного Русского музея. Санкт-Петербург. На выставке представлено 49 работ отечественных художников XVIII – XX вв. В экспозицию вошли произведения А.Г. Венецианова, П.В. Жуковского, З.Е. Серебряковой, З.П. Аршакуни, И.В. Голицына, П.П. Кончаловского, Е. Е. Моисеенко, А.Ф.Пахомова, Г.А. Устюгова, А.А. Яковлева и др. «Двое» - выставка, представляющая шедевры отечественного изобразительного искусства, интересна темой отношений двух людей и проблемой, помогающей выразить чувства художника к явлению или предмету. Эта тема широко востребована в живописи, графике, скульптуре. Парное изображение, будь то двойной портрет или композиция из двух элементов – явление традиционное. Мастера любили и любят обращаться к темам материнства, детства, дружбы, к любовным сюжетам, где присутствуют двое. Мурманский областной художественный музей является центром как формального, так и неформального образования для всех категорий населения. Созданы новые организационные структуры на базе музея, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Заключение Рассмотрев различные источники по данной теме и практику культурно-образовательной деятельности Мурманского областного художественного музея, мы можем сделать ряд выводов. Необходима перестройка всей воспитательной работы в связи с новыми условиями развития общества. Эффективное решение этой задачи возможно лишь с учетом особенностей деятельности каждого из звеньев воспитательной системы государства. Всё более возрастающее значение музеев в этой системе определяет необходимость изучения специфики их работы с воспитанием населения. Музей является социально-культурным учреждением, в задачи которого входит собирание, изучение, сохранение и представление вещей, которые являются материальными свидетельствами развития природы и общества в соответствии с социальными потребностями. Анализ истории существования музея делает возможным утверждение о том, что формирование его функций обусловлено развитием общественных потребностей. Основными социокультурными функциями музея являются: - сохранительная функция, через которую осуществляется наследование культурных традиций; - научно-исследовательская функция, необходимая для извлечения социально значимой информации из музейных предметов; - образовательно-воспитательная функция, которая характерными для неё методами участвует в решении актуальных задач общества. Характерной и отличительной особенностью музея в обществе является реализация всех его функций через культурно-образовательную. Культурно-образовательная функция создает возможность для решения основной задачи общества – воспитания социально активной личности. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру. Теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика; она создает новые методики и программы работы с посетителями, изучает воздействие на них различных форм музейных коммуникаций. Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, психология, краеведение, предлагая качественно новый уровень освоения культуры и искусства на основе музейного собрания. Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология. В современной педагогике нет однозначного понимания понятия «педагогическая технология». На сегодня существует более 300 определений педагогических технологий различных авторов. Проблема различения технологии и методики является до сих пор достаточно дискуссионной. Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Так, М.Ю.Юхневич относит к числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музея десять следующих: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра. Мурманский областной художественный музей является центром как формального, так и неформального образования для всех категорий населения. Созданы новые организационные структуры на базе музея, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Образовательная деятельность музея ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя и решает задачи организации свободного времени, обеспечения культурного досуга; формирования мировоззрения и системы ценностей; социализации и развития творческой активности личности; формирования исторического, национального, регионального и профессионального самосознания. Список литературы: 1. Брюнингсхаус-Кнубель, К. Музейный педагог защитник интересов посетителей [Текст] / К. Брюнингсхаус-Кнубель //Museum – 1994 - № 2 – С. 14 2. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного [Тескт] / Г.Г. Гадамер, - М., 1991, - С. 277 3. Галкина, Т.В. Историографический обзор Русской музейно-педагогической литературы (1990 – 2012 гг.) [Текст] / Т.В. Галкина // Вестник ТГПУ – 2012 – № 9 – С. 109 – 113. 4. Галкина, Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в русских музеях [Текст] / Т.В. Галкина // Вопросы музеелогии – 2011 - № 2 – С. 145 – 153. 5. Гнедовский, М.Б. Музей и образование: материалы для обсуждения [Текст] / М.Б.Гнедовский, Н.Г.Макарова, М.Ю.Юхневич – М.: ВНИК «Школа». 1989, - С. 19 6.Дьякова, Р.А. Основы экскурсоведения [Текст] / Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П.С. Пасечный. - М, 1985. - С. 241. 7. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2004, - С. 95 8. Каган, М.С. Эстетика как философская наука [Текст]: университетский курс лекций / М.С. Каган, - СПб., 1997, - С. 225. 9. Касавин, И.Т.Традиции и интерпретации [Текст] / И.Т. Касавин, - СПб., 2000, - С. 28 10. Лук, А.Н.Научное и художественное творчество — сходство, различие, взаимодействие [Текст]: сборник статей / А.Н. Лук //Художественное творчество. Л., 1982, - С. 211. 11. Музееведение [Текст]: учеб. пособие для студентов специальности 031502 – музеология / Л. Г. Гужова и др.; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. – 116 с. 12. Музеи. Маркетинг. Менеджмент [Текст]: практическое пособие / С. Кози, С. Фокс, В. Дукельский, Н. Ниукищин , - М.:Фонд Ноу-Хау, 2011. – 210 с. 13. Никишин, Н.А. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века [Текст]: сборник статей / Н.А. Никишин. – М.: Пресс-Традиция, 1999, - 153 с. 14. Пархоменко, Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) [Текст] / Т.А Пархоменко // Музей и власть. Ч. 2. Из жизни музеев. Сборник научных трудов. М.: НИИ культуры, 1991, - С. 36 15. Пищулин, Ю.П. Развитие социальных функций советского музея [Текст]: Тр. / НИИК / Ю.П. Пищулин. – М., 1978. – Т.74. – С.102 – 111 16. Поплевина, Л.В. Повышение роли музеев как центов культурно-просветительной работы среди населения [Текст]: сборник научных трудов / Л.В. Поплевина. – Л., 1982. – С. 103 – 114 17. Рябков, В.М. Историография функций культурно-досуговых учреждений (вторая половина ХХ – начало ХХI вв.) [Текст]: учебное пособие / В.М. Рябков. – М., 2010, - 214 с. 18. Сапажа, О.С. Методология теоретического музееведения [Текст]: монография / О.С. Сапажа. – СПб., 2008, - 108 с. 19. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст]: учебное пособие / Б.А. Столяров – М.: Высшая школа, 2004, - 216 с. 20. Столяров, Б.А. Основы экскурсионного дела [Текст] / Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова, А.Н. Алексеева. – СПб, 2002. – С. 18 21. Тельчаров, А.Д. Основы музейного дела: Введение в специальность [Текст]: курс лекций / А.Д. Тельчаров. – М.: Омега – Л, 2005. – 184 с. 22. Титов, Б.А.Сущность и генезис социализации детей, подростков и юношества [Текст] / Б.А. Титов // Сфера досуга — сфера социализации (По материалам науч.-практ. конференции). СПб., 2001., - С. 24 23. Фомина Н.Н. Научная школа А. В. Бакушинского в современной педагогике искусства Научные школы в педагогике искусства [Текст] / Н.Н. Фомина – М.: Издательский Дом РАО., 2008., - С.23 24. Юренева, Т.Ю. Музееведение [Текст]: учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004., 548 с. 25. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей [Текст]: учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич – М., 2001, - 137 с. 26. Басова, С.М. Музей в меняющемся мире [Электронный ресурс] / С.М. Басова. – Режим доступа onb.kursk.ru›files/izd/muzei.doc 27. Кетова, Л.М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология [Электронный ресурс]: статья / Л.М. Кетова – Режим доступа: http://journals.uspu.ru/attachments/article/254/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B_4_2012_%D1%81%D1%82.%2014.pdf 28. Официальный сайт Мурманского облачтного художественного музея [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.artmmuseum.ru/ 29. Энциклопедия искусства. Мурманский областной художественный музей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.artprojekt.ru/address/article/index.php?id_article=78 Приложение Социокультурный проект организации и проведения программы «24 кадра в секунду» [1] Определение по А.Д. Тельчарову (курс лекций «Основы музейного дела: Введение в специальность»). [2]Музейные термины // Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 128. [3] Философский словарь. М., 1968. С. 352. [4] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. [5] Касавин И.Т.Традиции и интерпретации. СПб., 2000. С. 28 [6] Государственный образовательный стандарт по данному профилю разработан сотрудниками Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея в 2000 г. В 2002 г. в рамках этого стандарта по направлению «Художественное образование» в университете был осуществлен первый набор студентов на специальность «музейная педагогика». |