МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Педагогика художественного музея как специфическая область педагогического знания и направления музейной педагогики





 

2.1 Теоретические аспекты образовательной деятельности музея

 

Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах — познавательном, творческом и социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению.

Познавательный аспект. В основе понятия «познавательный» лежит понятие «знание», определение содержания которого является фундаментальной проблемой для философии и науки глубокой древности. В качестве примера сошлемся на античных философов. Так, Платон характеризовал знание через его противоположность «мнение», а Аристотель представлял его как «уме­ние», то есть знание ремесла, языка, обряда и т. д., являющееся непременным условием пользования им.

Последовавшие за античностью эпохи обогатили понятие новым содержанием, в результате чего знание стало рассматриваться в двух аспектах — практическом и теоретическом. Каждый из названных аспектов включает в себя науку, технику, религию, куль­туру, то есть является элементом целостного культурно-историче­ского комплекса, важное место в котором занимает музей, ибо он принадлежит среде, формирующей практический опыт и теоретическое знание, ориентированное на формирование и развитие профессиональных музейных дисциплин. Здесь исследуются такие формы специфической деятельности человека, как собирание, хранение, изучение и популяризация памятников культуры, техники и природы, образование музейными средствами. Учитывая тот факт, что формируемое в процессе образовательной деятельности в му­зейной среде знание сочетает в себе заключенные в музейном пред­мете исторический, сакральный и индивидуально-личностный ас­пекты, его можно характеризовать как диалогичное и духовное. Пробуждая (либо активизируя) эмоциональную сферу человека и развивая интеллект, оно является условием его личностного роста, так как в нем человек узнает себя. Тем самым характер получаемо­го в музее знания, опирающегося на внутреннее единство научного и художественного компонентов, позволяет назвать музей школой понимания жизни.

Формой фиксации и последующей трансляции теоретического знания являются научные конференции и семинары, печатные изда­ния, среди которых особое место занимают каталоги музейных кол­лекций и сборники научных и методических трудов, где находят свое отражение концепции и методология музейной деятельности. Таким образом, теоретическое знание формируется на основе анализа ре­зультатов практической деятельности и, будучи зафиксировано в текстах, существует в виде понятий, формулировок законов, теорий и концепций.

Практическое знание также формируется в результате практи­ческой деятельности, но, имея неявный характер, существует пре­имущественно в устной традиции, то есть не фиксируется в текстах, а значит, и не существует в виде понятий, формулировок законов, теорий и концепций. Роль неявного знания исключительно велика в процессе формирования личности ребенка, когда мир воспринима­ется через ощущения и практические действия. Особенно ярко это проявляется в процессе обучения искусству, когда через наблюде­ние постигаются «секреты мастерства». У взрослого неявное зна­ние часто формируется на основе догадок, домыслов, интуиции.



Оба рассмотренных типа знания являются не чем иным, как осмыслением человеком, на уровне его сознания, контекстов собст­венного опыта (И. Т. Касавин). Следовательно, практическое и тео­ретическое знания выступают в качестве смысла, который человек вносит в реальность своего бытия. Этой реальностью может быть любая практическая деятельность, учебный процесс, ритуальный культ и т. д. А так как смысл определяет специфику этих реально­стей и содержание конкретного опыта, сделаем вывод о том, что знание служит расширению социального, культурного и исторического контекста человеческого бытия. Его качественные характеристики определяются в терминах-оппозициях: точность — приблизи­тельность, достоверность — вероятность, сущность — видимость, подлинник — репродукция, истина — заблуждение.

Знание имеет еще одну характеристику — ценность, которая определяется двумя компонентами: трудом, затраченным на его ос­воение, и возможностью использования знания в практической дея­тельности. В основе знания лежит информация о предмете, событии иль явлении, которая в результате структурного анализа может превра­титься в знание. В современном обществе, ориентированном на» развитие цифровых технологий, информация получила и самостоятельное от знания значение. Зачастую она включает разного рода сведения общего характера, не имеющие гарантированной доски верности, точки зрения разных лиц и т. д. Что касается информа­ции, предоставляемой музеем, то она, как правило, является осно­вой формирующегося знания об истории, искусстве, отрасли про­фильного музею знания.

Освоение знания индивидуумом осуществляется через процесс познания.Собственно, знание и является результатом этого про­цесса. Трактовка данного термина зависит от принципов конкрет­ного философского учения и сформированных на их основе теорий и форм познания, среди которых общеизвестны аналитическая, гер­меневтическая, феноменологическая, психоаналитическая, искусст­воведческая, культурологическая и т. д. Чаще всего «познание» трактуется как процесс, сопровождающий общение и деятельность людей. Если он осуществляется человеком (индивидом) в процессе бытия, то есть вне специальных познавательных задач, то познание имеет отношение лишь к содержанию его деятельности и общения. Знание же является результатом исследовательской или поисковой установки субъекта на расширение сферы представлений в той или иной области (наука, искусство, культура).

Специфика процесса познания в музейной среде заключается в том, что человек постигает окружающий мир на основе подлинни­ков, являющихся отражением содержания этого мира как с помо­щью собственного опыта, так и научных формул, нравственных норм, художественных образов. Придавая мобильность и вариа­бельность его психике, они обеспечивают ему возможность дея­тельности и общения на качественно новом уровне.

Однако познание — это не только внесение смысла в реаль­ность, но и создание идеальных моделей, позволяющих человеку направлять свою деятельность и общение не только по некоему ус­военному им ранее образцу (норме), но и осуществлять переход к более высоким образцам и стандартам, что сообщает его сознанию динамичный, творческий характер.

Творческий аспект. Творчество является важнейшей состав­ляющей любой деятельности человека. Знание тоже можно рас­сматривать как результат творческой деятельности человека, ибо оно помогает ему определить отношение к природе, обществу, и на­конец, к самому себе. В условиях формирующегося информационного общества установка на ценность творческого развития лично­сти не теряет своей актуальности, ибо в социокультурной ретро­спекции с предикатом «творческий» всегда связана высокая соци­альная оценка.

Термин «творчество» рассматривается как категория филосо­фии, психологии и культуры и трактуется в следующих смыслах: как «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности»[3]; как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не встречав­шееся»[4]; как «некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на более высокий интеллектуальный уровень[5]».

Под творчеством понимается и совокупность предметов психо­логического исследования, в котором ключевыми словами являют­ся: одаренность, фантазия, вымысел, оригинальность, интуиция, творческое воображение, воодушевление и т. д.

И хотя среди ученых нет единства в определении свойств, кото­рыми должна обладать творческая личность, творческий процесс и его продукт, творчество можно рассматривать как фактор жизне­деятельности, выполняющий стимулирующую и интегративную функции в научном исследовании и художественном процессе, а также в практической деятельности человека.

Чаще всего понятие «творчество» рассматривается в контексте художественной деятельности. В этом случае под ним понимается «образное сознание и практическое созидание произведений искус­ства как реальных носителей художественной информации» [8]. Худо­жественное творчество связано с эстетикой, а значит, с формиро­ванием художественного вкуса и опытом эстетического восприятия окружающего мира. Оно гармонизирует личность.

Что же лежит в основе структуры творческого процесса? Анг­лийский ученый Г. Уоллес обозначил четыре его фазы:

- инкубация (вынашивание) идеи;

- озарение — мгновенное интуитивное проникновение в су­щество проблемы и увлеченность им;

- проверка (испытание);

- реализация решения.

При этом, если в науке его результат связан не столько с личностью творца, сколько с объективными закономерностями и потребностями (целями), определяемыми извне, то в художественном
творчестве результаты выражают внутреннее состояние творца, его
желания, особенности восприятия им окружающей действительности, хотя жесткого разделения между искусством и наукой здесь
нет. Рассматривая специфику художественной и научной деятельности, А. Эйнштейн писал: «Когда мир перестает быть ареной наших
личных надежд и упований, когда мы свободно воспринимаем его,
восхищаясь, спрашивая и наблюдая, тогда мы вступаем в царство
Искусства и Науки. Если воспринятое выражается на языке логики, то это научная деятельность. Если оно передается в формах,
связи которых не доступны сознательному уму, но интуитивно по­стигаются как имеющие смысл, тогда это художественная деятельность. Их роднит любовь и преданность, преодолевающие личные
интересы и желания» [10].

Специфика современного общества определяется интеграцион­ными процессами, охватывающими все стороны его социально-эко­номической и духовной жизни, а потому часто художественное творчество использует достижения технического прогресса. Приме­ром тому — кинематограф, телевидение, шоу-бизнес, создавшие на основе синтеза словесных, актерских и режиссерских, изобрази­тельных, музыкальных, хореографических средств новые формы ху­дожественного продукта. Особое место в этом процессе занимает художественное проектирование, конструирование и оформление жизненной среды (дизайн), подтверждая мысль Г. Г. Гадамера о том, что «природа не исчерпывает всех возможностей изобразительной деятельности, оставляя лакуны для формотворчества человеческого духа» [2]. Действительно, если мы обратимся к разного] рода региональным, всемирным и прочим выставкам, то убедимся, что наиболее распространенным средством отражения картины со­временной жизни стали визуальные инсталляции с неподвижны- ; ми и интерактивными объектами, размещенные в художественно оформленном пространстве. Этой особенностью отмечены не толь­ко художественные, но и технические и иные музеи (например, Аэ­рокосмический музей в Вашингтоне (США) или Детский музей ис­тории цивилизации в Торонто (Канада)), опыт деятельности кото­рых также позволяет сделать вывод о том, что интегративные процессы в области научного и художественного познания мира все больше приобретают характер диалога.

Научное и художественное творчество протекает в социокуль­турной среде, которая является заказчиком и потребителем его ре­зультатов.

Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение к окру­жающему миру и обществу происходит в его среде в процессе пере­дачи чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного по­коления к другому. Этот процесс вписывается в концепцию непре­рывного образования (Г. Л. Ильин), ибо его образовательным результатом является преобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социаль­ных норм, ролей и т. д.

Процесс социализации осуществляется на трех уровнях:

1. Биологический уровень (филогенез) определяется связью ор­ганизма человека на любых стадиях его развития, начиная с пренатального, с окружающей его средой. Эта связь определяется также
и этнокультурным аспектом взаимоотношения людей.

2. Психолого-педагогический уровень, на котором социализация
человека рассматривается как результат его активности и логики
развития внешних по отношению к нему жизненных ситуаций. В
процессе социализации происходит овладение навыками практиче­ской деятельности со всей совокупностью социальных функций, ро­лей, норм, прав, обязанностей и т. д.

3. Социальный уровень (онтогенез) определяет связь человека с
обществом и его социальными институтами, что обусловливает не­
прерывность процесса его развития, от момента зачатия до ухода из
жизни, при этом в процессе развития человек постоянно меняет от­
ношение к себе и окружающему его миру.

Учитывая статус музея как социокультурной институции, обра­тимся к стадиям социализации детей, подростков и юношества, ко­торые выделяют современные исследователи [22]:

1. Биоэнергетическая стадия (от 3,5 месяцев эмбрионального развития). «Освоение» ребенком мира реализуется на уровне сен­сорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха).

2. Идентификационная стадия (от 3-х лет) является периодом
отождествления ребенком себя со всем, что его окружает, становления и формирования «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта».

3. Коррекционная стадия (от 3,5 лет) характеризуется предпонятийным интуитированным мышлением, стремлением получить ответ на главный вопрос «почему?», соответствовать нормам и правилам поведения близких людей. На этой стадии зарождается совместная целенаправленная деятельность детей, в процессе которой они учатся руководить и подчиняться.

4. Экспансивная стадия (от 6-ти до 10-ти лет) характеризуется
стремлением ребенка расширять свой социальный кругозор. Она
является периодом конкретных операций, в результате которых!
формируется самооценка, отношение к себе и как следствие — требования к самому себе.

5. Конвективная стадия (от 11-ти до 15-ти лет) характеризуется
взрывоопасностью. Подросток постоянно ищет выход из возникающих конфликтных ситуаций. Устанавливается система социальных
взаимоотношений с родителями, друзьями, другими взрослыми.
Особой ценностью обладают мнения товарищей, вместе с которы­ми решаются все проблемы и вырабатывается жизненная позиция.

6. Концептуальная стадия — охватывает возраст с 16 до 20 лет
и характеризуется выходом в самостоятельную жизнь и необходи­мостью самоопределения, выбора жизненного пути в профессио­нальном плане, самостоятельностью в формировании целостной
системы взглядов, оценок, ценностных ориентации и установок.

Описанные стадии социализации перекликаются с воспитательными установками. Однако между ними есть разница, суть которой в том, что воспитание представляет собой педагогически обуслов­ленную, целенаправленную форму установления и усвоения ценно­стей, в то время как социализация — это жизненная практика, в которой индивид более автономен и независим в процессах жизне­деятельности, будь то мышление или творчество, учеба или работа.

Особое место в социализации занимает искусство, высочайшие образцы которого представляет художественный музей. Являясь связующим звеном между эпохами и культурами, искусство разви­вает чувственный опыт восприятия окружающего мира, просвеща­ет, дает новое знание о ранее неизвестном, в первую очередь, — о человеке. В этом случае музейная педагогика является инструмен­том интеграции социального и культурного в современном общест­ве.

Формирование социокультурного единства проявляется, с одной стороны, в преобразовании традиционалистского по своей сути ин­ститута цивилизации, которым является музей, в современный музейно-образовательный комплекс, а также в обращении системы образования к систематическому педагогическому сотрудничеству с музеем. С другой — в формировании умений и навыков культуросообразного поведения, обеспечивающего личности овладение стратегиями творчества и сотворчества. Отражением этой установ­ки стало широкое распространение в системе образования концеп­ции культуротворческой школы (А. П. Валицкая).

Музей актуализирует такой диалог личности с идеалами и веч­ными ценностями культуры, в котором человек найдет опору для саморазвития и самосовершенствования в быстро меняющихся ус­ловиях современного мира. Именно образовательная деятельность современного музея превращает его из резервуара культурного на­следия в подлинную институцию культуры.

Возвращаясь к социальной роли музея, еще раз подчеркнем ценность музейной среды, в которой социокультурный опыт актуа­лизируется благодаря возможности общения с подлинником, пред­ставляющим собой культурную целостность, находящуюся в худо­жественно-временной ситуации экспозиционного пространства.

Опыт развития образовательной деятельности музея в XIX и первой половине XX в. условно позволяет выделить две группы му­зеев — профессиональные и собственно образовательные. К пер­вой группе относятся музеи технического, естественнонаучного, эт­нографического, историко-краеведческого и искусствоведческого профилей. Ко второй — непрофессиональные музеи: педагогиче­ские, школьные и детские. Данная группа музеев имеет не только свою историю развития, но и занимает видное место в системе об­разовательных и социально-досуговых учреждений.

 

 

2.2 Основные направления образовательной деятельности художественно­го музея

 

Познавательный, гуманитарно-междисциплинарный, социаль­ный и творческий аспекты образовательной деятельности художест­венного музея реализуются в нескольких исторически сложившихся направлениях:

1. Эстетическое (развитие художественного восприятия и творческих начал).

В рамках данного направления особо выделим исследование проблем творчества. Коллекционируя, экспонируя и эмпи­рически изучая творчество людей, музей интегрирует подходы и выводы, имеющиеся в возрастной психологии и психологии творчества, в студийной и художественной педагогике. Вместе с тем здесь есть специфически музейные аспекты изучения:

- взаимосвязь восприятия музейных ценностей и творчества
на разных этапах жизни;

- соотношение визуальных, тактильных и вербальных импуль­сов творчества;

- влияние занятий в музейной художественной студии
и в условиях музейной экспозиции на развитие и социализацию
личности;

- освоение кодов, архетипов и стереотипов культуры в процес­се творчества.

Изучение творчества в музее должно опираться преж­де всего на систематическую экспериментальную работу в этой об­ласти. Новые перспективы открывает введение в штат музейных образовательных служб художников-педагогов и специалистов-пси­хологов, их совместное с музейными педагогами-искусствоведами преподавание в художественной студии и в условиях музейной экс­позиции.

Исследование проблем детского творчества в музее дает воз­можность привлечь к сотрудничеству школьных учителей изобрази­тельного искусства, мировой художественной культуры, истории ис­кусства, других гуманитарных направлений. Обобщению подлежит огромный эмпирический материал о специфике, сходстве и взаимо­связи развития детского творчества в условиях общеобразователь­ной школы, школы искусств и музейной студии. Обучение детей в средних учебных заведениях различного типа, профиля и вида обра­зования делает необходимым анализ влияния авторских программ и иных особенностей современного школьного образования на дет­ское творчество как в условиях музея, так и в самой школе. Важное место в этом процессе имеют конкурсные, выставочные и исследо­вательские программы, в которых определяется роль и место экс­периментальной работы школьного учителя.

2. Историко-художественное (изучение истории искусства).

В этом направлении выделим школьно-студенческое образова­ние и образование взрослых.

Художественный музей в современных условиях приобретает и функцию особого рода «университета», все более активно включаясь в процесс образования в самом широком смыс­ле этого слова. Сошлемся на такой пример. ГРМ имеет договор с Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена о сотрудничестве в области образовательной дея­тельности, который реализуется в практике совместной деятельно­сти с факультетом изобразительного искусства с 1997 г. «Универ­ситетская функция музея» предполагает различные формы деятельности, обретая реальность в самом широком контексте — от уча­стия в лекционных курсах и практиках общегуманитарного уровня до профильной подготовки специалистов в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению «Художе­ственное образование»[6].

3. Гуманитарно-междисциплинарное (связи изобразительно­го искусства с другими дисциплинами).

Вопрос взаимоотношений изобразительного искусства с литера­турой, музыкой, театром, математикой занимает важное место в ис­следованиях представителей гуманитарного и естественнонаучного знания (Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, Л. С. Жегин, М. С. Каган, В. В. Налимов, Б. П. Юсов и др.). В рамках данного направления представляется важным выделить используемые как в школьном и вузовском, так и в музейном образовании современные информаци­онные технологии, основанные на видеокомпьютерных средствах. Применение в музее программ, в которых задействованы эти техно­логии, активизирует процессы восприятия и понимания и облегчает изучение музейных ценностей в широком историко-худо­жественном и гуманитарном контексте. Возможности, предоставляе­мые виртуальной реальностью, обеспечивают диалог художественных образов на новом уровне визуализации и помогают сильнее и глубже воспринимать, переживать и осмыслять явления и процессы в мире искусства. При этом музейному педагогу необходимо знать свойства и закономерности визуального мышления, в том числе специфику восприятия неподвижных эстетических объектов (произведений изо­бразительного искусства) и движущихся видеоизображений. Орга­нично включить видеокомпьютерные программы в пространство экс­позиций позволяет создание в музее специальной среды, сочетающей в себе демонстрацию традиционных художественных ценностей и ис­пользование информационных технологий.

В связи с вышеизложенным насущной задачей также является создание компьютерных сетей, объединяющих музеи с культур­но-образовательными центрами мира. Уже сегодня они имеют базы данных, содержащие сведения по истории, по музейной педагогике и о нынешнем положении дел в ней.

4.Социально-дриентационное (искусство как средство соци­альной адаптации детей с отклонениями в развитии).

Современный музей становится местом возвращения в общество дезадаптированных людей, чему, в частности, способствует развитие в последнее десятилетие работы в области арт-терапии.

Работа в музей­ной арт-терапевтической студии опирается на невербальные контак­ты в общении с детьми, так как в этом случае можно воздействовать непосредственно на сферу их чувств и мыслей, минуя «цензуру соз­нания», с целью коррекции структурных образований и процессов на глубинных уровнях психики. Задача арт-терапевта — не только в том, чтобы предоставить детям возможности выражать агрессивные чувства через рисование, живопись или лепку, которые являются безопасными способами снижения внутреннего напряжения, часто возникающего у детей с социальными и психическими отклонениями, но и в том, чтобы способствовать возникновению у них чувства внут­реннего контроля и порядка. При этом важно организовать изобра­зительную практику и процесс восприятия произведений искусства таким образом, чтобы они помогали детям наладить общение между собой. Совместные художественно-эстетические переживания в дет­ской группе усиливают терапевтический эффект. В свою очередь, совпадения ощущений и приемов работы в художественном творче­стве у членов группы могут ускорить развитие чувства эмпатии друг к другу. В рамках арт-терапевтической деятельности творческая про­дукция ребенка способствует лучшей его психической саморегуля­ции, укреплению позитивных начал его личности и более адекватно­му отношению к действительности.

Помимо выявления и развития скрытых способностей, в результате арт-терапевтических занятий у ребенка возникает чувство удовлетворения от участия в творческом процессе, а формирую­щаяся способность интерпретации произведений искусства повы­шает его художественную компетентность и способствует появле­нию ощущения собственной личностной значимости.

Освоение музеем научно-психологических подходов идет парал­лельно со становлением школьной психолого-медицинской службы. Сегодня музейная психотерапия, находящаяся на этапе своего науч­но-организационного оформления, способна лишь в ограниченных масштабах содействовать работе специальных школ и решению психологических проблем в учебных коллективах средних общеоб­разовательных учебных заведений. Как свидетельствует опыт зару­бежных музеев, и прежде всего американских, ее потенциал в этом направлении огромен. Один из путей повышения эффективности работы социально-психологических и психотерапевтических под­разделений музеев обществу видится в налаживании взаимодейст­вия со школьной психолого-медицинской службой.

 

2.3 Содержание понятия «педагогика художественного музея»

 

Выделение «педагогики художественного музея» в особую отрасль музейно-педагогического знания — закономерный процесс и актуаль­ная потребность нашего времени. Именно в музеях изобразительного искусства в наиболее полной мере могут быть реализованы рассмот­ренные выше направления образовательной деятельности, поскольку здесь собраны материальные свидетельства художественно-творческой деятельности человека, аккумулировавшие его духовный опыт. В уни­кальном художественно-временном пространстве экспозиции зритель через общение с образами искусства «погружается» в культуру про­шлого и, вступая в диалог с нею, воспринимает ее ценности и сопос­тавляет их с ценностями текущего исторического периода. Находясь в этом пространстве, можно не только испытать душевно-эмоциональ­ный подъем, внутреннее очищение, но и, прикоснувшись к минувшим эпохам, почувствовать свое место в истории, чего не могут дать другие образовательные институты. Тем самым именно художественный му­зей нацелен на формирование личности и развитие ее способностей художественного и эстетического восприятия, переживания и оценки.

Являясь идеальной средой для эстетического воспитания, худо­жественный музей через разнообразные формы работы с дет­ско-юношеской аудиторией «образует» – воспитывает и совер­шенствует человека через постижение им воплощенного в произве­дении искусства художественного образа.Постижение художест­венного образа, включающее несколько фаз – от понимания за­мысла произведения до сотворческого зрительского воспри­ятия, – как нельзя лучше способствует гармоничному становле­нию личности. Однако специфика педагогической деятельности в художественном музее в том, что она может включать в себя не только изобразительный, но и музыкальный, театральный и другие креативные компоненты. Таким образом, ставшая самостоятельным музейно-педагогическим направлением «педагогика художест­венного музея» — это междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении музееведения, педа­гогики, психологии и искусствоведения, и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориенти­рованная на передачу художественного опыта в условиях му­зейной среды.

Образовательная деятельность в художественном музее реали­зуется через совокупность определенных педагогических действий, направленных на решение широкого спектра задач — от информи­рования об искусстве до формирования художественного воспри­ятия и творческой сферы личности. Научные исследования в этой области, начатые еще в начале XX в. А. Лихтварком, А. В. Бакушинским, В. Д. Амико и другими пионерами музейной педагогики, и опыт практической работы в течение нескольких десятилетий по­зволили определить фундаментальные принципы педагогической деятельности художественных музеев:

- Непрерывность и преемственность в процессе эстетического
и художественного воспитания.

- Утверждение самоценности художественного произведения
(занятия по искусству не являются формальным дополнением к
урокам литературы, истории и т. д.).

- Отбор высокохудожественных произведений для каждого за­нятия (работа с подлинником). Качественный иллюстративный (ви­зуальный) материал (диапозитивы, репродукции и проч.) для подго­товки встречи с подлинником — незаменимые условия успешной
работы.

Педагогика художественного музея является теоретическим фундаментом целостного музейно-педагогического процесса, кото­рый представляет собой взаимодействие музейного педагога и учащихся, направленное на формирование средствами изобразительного искусства творчески развитой личности. Музей предоставляет уникальную возможность расширить познание специфики языка изобразительного искусства, изучать его историю на основе под­линников, составляющих музейную экспозицию. Условием продук­тивной реализации этой возможности является развитое визуаль­ное мышление, эстетический вкус и навыки художественного вос­приятия изобразительного искусства.

 

 

2.4 Применение музейной педагогики и образовательных технологий в деятельность Мурманского областного художественного музея

 

Проблемы и перспективы развития музейной педагогики в Мурманском регионе рассмотрим на примере работы Мурманского областного художественного музея, поскольку именно с ним тесно сотрудничает Мурманский государственный гуманитарный университет.

По нашему мнению, Мурманский областной художественный музей можно рассматривать в качестве важнейшего элемента региональной культуры, а музейную педагогику – как ставную часть регионального компонента культурологического образования, в котором изучению местных художественных традиций и ценностей отводится решающая роль.

В то же время музей содержит немало экспонатов, имеющих не только региональную, но и общенациональную значимость, является памятником национальной культуры. Это позволяет органически сочетать в образовании студентов благодаря использованию музейной педагогики региональный компонент с общенациональным.

Собрание художественного музея насчитывает около семи тысяч единиц хранения. Представлены живописные работы XVIII и XIX и ХХ веков, богатое собрание графики, в том числе широко представлена графика ленинградских художников. Значительное место в собрании занимает коллекция работ мурманских художников. В разделе декоративно-прикладного искусства представлены образцы художественных промыслов России. В музее действует постоянная экспозиция «Русское изобразительное искусство XVIII -ХХ вв.».

В современных условиях культурно - образовательная деятельность Мурманского областного художественного музея ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, отдых.

Информирование– это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию.

Мурманский областной художественный музей предоставляет своим посетителям возможность изучения расположения залов музея и экспонатов по средствам виртуальной экскурсии по музею.

Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников.

В Мурманском областном художественном музее проводятся образовательные лекции посвященные Великой Победе («Семь дней. О спасении Дрезденской галереи советскими солдатами»; «Спасенные шедевры. Подвиг музейщиков в годы Великой Отечественной войны»; «Фронтовой рисунок»; «Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства»), 100-летию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина («История создания ГМИИ им. А.С.Пушкина»), художникам Мурманска, искусству народов Севера, теме сказки в искусстве и многому другому.

Развитие творческих начал- третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого.

На базе Мурманского областного художественного музея осуществляют деятельность семь клубов различной направленности: «Художественная роспись», «Лоскутное шитьё», «Татьянин день», «Кружевницы», «Гобелен», «Солнцецвет арктический». «Природа и творчество» (флористика). Отдел народного искусства и ремесел, Школа ремесел организуют работу курсов для различных возрастных категорий.

Отдых- организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (День открытых дверей, музейный праздник, концерт, олимпиады и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (конкурсы, акция «Ночь в музее»).

Остановимся более подробно на некоторых формах культурно-образовательной деятельности Мурманского областного художественного музея

Международный День музеев, Европейская Ночь Музеев в Мурманском областном художественном музее состоялась 18 мая 2013 года.

Мурманский областной художественный музей принял участие в международной акции «Ночь музеев» в четвертый раз. Гостям музея в 2013 году предлагались мероприятия, посвященные 75-летию образования Мурманской области. В рамках проведения «Ночи музеев» состоялось открытие выставки «Поморский корень». Живопись и декоративно-прикладное искусство из собрания музея. На протяжении всего вечера проводились мастер–классы, музыкальные и театральные выступления коллективов Мурманска.

Онлайн-лекция «Без барьеров. Российское искусство 1985-2000». Выставка призвана представить отечественное изобразительное искусство переломного периода, которым стал в истории нашей страны конец ХХ века. С распадом СССР искусство получило возможность существовать без цензурных барьеров и идеологических рамок.

Основу составили произведения живописи и скульптуры – видов искусства, претерпевших в те годы наиболее значительные изменения. В экспозиции «без барьеров» объединены работы мастеров различных поколений, направлений и идеологических ориентаций в широком содержательном и стилистическом диапазоне (Зураб Церетели, Гриша Брускин, Татьяна Назаренко, Ольга Булгакова, Олег Кулик, Константин Звездочетов, Евсей Моисеенко, Игорь Обросов, Тимур Новиков, Гелий Коржев, Эрик Булатов, художники «южно-русской волны», «Митьки» и др.)

Лектор: Алексей Алексеевич Курбановский, доктор философских наук, искусствовед, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке.

День музыки в музее. В 2006 году Мурманский областной краеведческий музей принял участие в проекте «Музей. Музыка. Дети», который был инициирован Федеральным агентством по культуре и кинематографии совместно с Фондом Б.Н. Ельцина. Он осуществляется в творческом содружестве музыкальных коллективов Москвы и Санкт-Петербурга, специалистов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея и сотрудников региональных художественных музеев.

С 2007 года в музее проводится это мероприятие под названием «День музыки в музее». Ежегодно темы «Дня музыки в музее» меняются, это и морская тема в музыке и изобразительном искусстве, духовная музыка и иконопись и т.д.

В октябре 2012 года музейно-культурологическая программа «День музыки в музее» была посвящена 200-летию Бородинского сражения. Традиционно в ней приняли участие воспитанники детских домов и интернатов, учащихся общеобразовательных школ Мурманска и Мурманской области.

Ежегодный областной детский фольклорный праздник «Рождественские посиделки». Праздник проводится в январе для участников кружков, клубов и других коллективов, где занимаются традиционными видами ремесел, а также для детских фольклорных музыкальных и театральных коллективов.

В программе праздника: песнопения коляды, выступление ряженых, игры, хороводы, гадания, мастер-классы и пр.

Выставка детского рисунка «Какой он - детский телефон доверия?»
с 23 мая по 01 сентября.

Выставка организована Мурманским центром социальной помощи детям и пройдет в Мурманском областном художественном музее в отделе народного искусства и ремесел на ул. С. Перовской, д.3

Телефон Доверия дает возможность получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в том, что происходит в спокойной обстановке, в разговоре с доброжелательным человеком и решить, какие шаги сделать. Сегодня во всем мире проходят акции, посвященные детскому телефону доверия. У каждого человека иногда случаются проблемы, а в детском и подростковом возрасте неприятная или непонятная ситуация зачастую рискует обернуться непосильной ношей для незрелой детской психики.

В современном мире очень важно знать, что ребенок осознает свою защищенность и может найти понимание и поддержку как со стороны близких, так и со стороны государства и муниципальных структур.
На выставке будут представлены работы детей трех возрастных категорий: 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет. Тематика работ представлена в трех направлениях: рисунок «Как я вижу работу Детского телефона доверия», логотип Детского телефона доверия, слоган Детского телефона доверия.

Ребенок посредством рисунка рассказывает о том, что он понимает, что такое Детский телефон доверия и на что он направлен.

В марте 2013 года в музее открыта выставка «Двое». Живопись. Скульптура. Из собрания Государственного Русского музея. Санкт-Петербург. На выставке представлено 49 работ отечественных художников XVIII – XX вв.

В экспозицию вошли произведения А.Г. Венецианова, П.В. Жуковского, З.Е. Серебряковой, З.П. Аршакуни, И.В. Голицына, П.П. Кончаловского, Е. Е. Моисеенко, А.Ф.Пахомова, Г.А. Устюгова, А.А. Яковлева и др.

«Двое» - выставка, представляющая шедевры отечественного изобразительного искусства, интересна темой отношений двух людей и проблемой, помогающей выразить чувства художника к явлению или предмету. Эта тема широко востребована в живописи, графике, скульптуре. Парное изображение, будь то двойной портрет или композиция из двух элементов – явление традиционное. Мастера любили и любят обращаться к темам материнства, детства, дружбы, к любовным сюжетам, где присутствуют двое.

Мурманский областной художественный музей является центром как формального, так и неформального образования для всех категорий населения. Созданы новые организационные структуры на базе музея, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства.

Заключение

Рассмотрев различные источники по данной теме и практику культурно-образовательной деятельности Мурманского областного художественного музея, мы можем сделать ряд выводов.

Необходима перестройка всей воспитательной работы в связи с новыми условиями развития общества. Эффективное решение этой задачи возможно лишь с учетом особенностей деятельности каждого из звеньев воспитательной системы государства. Всё более возрастающее значение музеев в этой системе определяет необходимость изучения специфики их работы с воспитанием населения.

Музей является социально-культурным учреждением, в задачи которого входит собирание, изучение, сохранение и представление вещей, которые являются материальными свидетельствами развития природы и общества в соответствии с социальными потребностями.

Анализ истории существования музея делает возможным утверждение о том, что формирование его функций обусловлено развитием общественных потребностей. Основными социокультурными функциями музея являются:

- сохранительная функция, через которую осуществляется наследование культурных традиций;

- научно-исследовательская функция, необходимая для извлечения социально значимой информации из музейных предметов;

- образовательно-воспитательная функция, которая характерными для неё методами участвует в решении актуальных задач общества.

Характерной и отличительной особенностью музея в обществе является реализация всех его функций через культурно-образовательную. Культурно-образовательная функция создает возможность для решения основной задачи общества – воспитания социально активной личности. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру.

Теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика; она создает новые методики и программы работы с посетителями, изучает воздействие на них различных форм музейных коммуникаций.

Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, психология, краеведение, предлагая качественно новый уровень освоения культуры и искусства на основе музейного собрания. Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология.

В современной педагогике нет однозначного понимания понятия «педагогическая технология». На сегодня существует более 300 определений педагогических технологий различных авторов. Проблема различения технологии и методики является до сих пор достаточно дискуссионной.

Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Так, М.Ю.Юхневич относит к числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музея десять следующих: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.

Мурманский областной художественный музей является центром как формального, так и неформального образования для всех категорий населения. Созданы новые организационные структуры на базе музея, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Образовательная деятельность музея ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя и решает задачи организации свободного времени, обеспечения культурного досуга; формирования мировоззрения и системы ценностей; социализации и развития творческой активности личности; формирования исторического, национального, регионального и профессионального самосознания.

 

Список литературы:

 

1. Брюнингсхаус-Кнубель, К. Музейный педагог защитник интересов посетителей [Текст] / К. Брюнингсхаус-Кнубель //Museum – 1994 - № 2 – С. 14

2. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного [Тескт] / Г.Г. Гадамер, - М., 1991, - С. 277

3. Галкина, Т.В. Историографический обзор Русской музейно-педагогической литературы (1990 – 2012 гг.) [Текст] / Т.В. Галкина // Вестник ТГПУ – 2012 – № 9 – С. 109 – 113.

4. Галкина, Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в русских музеях [Текст] / Т.В. Галкина // Вопросы музеелогии – 2011 - № 2 – С. 145 – 153.

5. Гнедовский, М.Б. Музей и образование: материалы для обсуждения [Текст] / М.Б.Гнедовский, Н.Г.Макарова, М.Ю.Юхневич – М.: ВНИК «Школа». 1989, - С. 19

6.Дьякова, Р.А. Основы экскурсоведения [Текст] / Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П.С. Пасечный. - М, 1985. - С. 241.

7. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2004, - С. 95

8. Каган, М.С. Эстетика как философская наука [Текст]: университетский курс лекций / М.С. Каган, - СПб., 1997, - С. 225.

9. Касавин, И.Т.Традиции и интерпретации [Текст] / И.Т. Касавин, - СПб., 2000, - С. 28

10. Лук, А.Н.Научное и художественное творчество — сходство, различие, взаимодействие [Текст]: сборник статей / А.Н. Лук //Художественное творчество. Л., 1982, - С. 211.

11. Музееведение [Текст]: учеб. пособие для студентов специальности 031502 – музеология / Л. Г. Гужова и др.; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. – 116 с.

12. Музеи. Маркетинг. Менеджмент [Текст]: практическое пособие / С. Кози, С. Фокс, В. Дукельский, Н. Ниукищин , - М.:Фонд Ноу-Хау, 2011. – 210 с.

13. Никишин, Н.А. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века [Текст]: сборник статей / Н.А. Никишин. – М.: Пресс-Традиция, 1999, - 153 с.

14. Пархоменко, Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) [Текст] / Т.А Пархоменко // Музей и власть. Ч. 2. Из жизни музеев. Сборник научных трудов. М.: НИИ культуры, 1991, - С. 36

15. Пищулин, Ю.П. Развитие социальных функций советского музея [Текст]: Тр. / НИИК / Ю.П. Пищулин. – М., 1978. – Т.74. – С.102 – 111

16. Поплевина, Л.В. Повышение роли музеев как центов культурно-просветительной работы среди населения [Текст]: сборник научных трудов / Л.В. Поплевина. – Л., 1982. – С. 103 – 114

17. Рябков, В.М. Историография функций культурно-досуговых учреждений (вторая половина ХХ – начало ХХI вв.) [Текст]: учебное пособие / В.М. Рябков. – М., 2010, - 214 с.

18. Сапажа, О.С. Методология теоретического музееведения [Текст]: монография / О.С. Сапажа. – СПб., 2008, - 108 с.

19. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст]: учебное пособие / Б.А. Столяров – М.: Высшая школа, 2004, - 216 с.

20. Столяров, Б.А. Основы экскурсионного дела [Текст] / Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова, А.Н. Алексеева. – СПб, 2002. – С. 18

21. Тельчаров, А.Д. Основы музейного дела: Введение в специальность [Текст]: курс лекций / А.Д. Тельчаров. – М.: Омега – Л, 2005. – 184 с.

22. Титов, Б.А.Сущность и генезис социализации детей, подростков и юношест­ва [Текст] / Б.А. Титов // Сфера досуга — сфера социализации (По материалам науч.-практ. конференции). СПб., 2001., - С. 24

23. Фомина Н.Н. Научная школа А. В. Бакушинского в современной педагогике искусства Научные школы в педагогике искусства [Текст] / Н.Н. Фомина – М.: Издательский Дом РАО., 2008., - С.23

24. Юренева, Т.Ю. Музееведение [Текст]: учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004., 548 с.

25. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей [Текст]: учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич – М., 2001, - 137 с.

26. Басова, С.М. Музей в меняющемся мире [Электронный ресурс] / С.М. Басова. – Режим доступа onb.kursk.ru›files/izd/muzei.doc

27. Кетова, Л.М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология [Электронный ресурс]: статья / Л.М. Кетова – Режим доступа: http://journals.uspu.ru/attachments/article/254/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B_4_2012_%D1%81%D1%82.%2014.pdf

28. Официальный сайт Мурманского облачтного художественного музея [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.artmmuseum.ru/

29. Энциклопедия искусства. Мурманский областной художественный музей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.artprojekt.ru/address/article/index.php?id_article=78

 

Приложение

 

Социокультурный проект организации и проведения программы «24 кадра в секунду»


[1] Определение по А.Д. Тельчарову (курс лекций «Основы музейного дела: Введение в специальность»).

[2]Музейные термины // Терминологические проблемы музееве­дения: Сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 128.

[3] Философский словарь. М., 1968. С. 352.

[4] Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

[5] Касавин И.Т.Традиции и интерпретации. СПб., 2000. С. 28

[6] Государственный образовательный стандарт по данному профилю разработан со­трудниками Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея в 2000 г. В 2002 г. в рамках этого стандарта по направлению «Художественное образование» в университете был осуществлен первый набор студентов на специаль­ность «музейная педагогика».

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.