МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Музейная педагогика как направление педагогической науки





К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

«МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Выполнила студентка III курса факультета художественного образования, технологии и дизайна, специальности социально-культурная деятельность очной формы обучения

Скворцова Татьяна Алексеевна

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент,

Елисова Надежда Николаевна

 

Мурманск

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

 

1. Музейная педагогика как направление педагогической науки………………………………………………………...………………........6

1.1 Музей как социокультурный институт. Функции музея…………………...6

1.2 История формирования музейной педагогики……………………………...9

1.3 Формы, методы и технологии, используемые музейной педагогикой………...……………………………………………………………14

 

2. Педагогика художественного музея как специфическая область педагогического знания и направления музейной педагогики…………….……………………………………………………......29

2.1. Теоретические аспекты образовательной деятельности музея………………………………………………………………………………..29

2.2. Основные направления образовательной деятельности художественно­
го музея………………………………………………………………………………39

2.3. Содержание понятия «педагогика художественного музея»……….....44

2.4. Применение музейной педагогики и образовательных технологий в деятельность Мурманского областного художественного музея………………………………………………………………………………...47

Заключение……………………………………….………….............................53

Список литературы……………………………………………........................56

 

Приложение………………………………………………………………..……59

Введение

Актуальность проблемы исследования:

Происходящие в современном обществе сложные процессы, ставят перед социокультурными центрами ряд вопросов, связанных с осмыслением новых реалий. В условиях информационной цивилизации резко возрастает роль традиционных образовательных институтов, и, в частности, музея как уникального феномена, отвечающего не только за сохранение наследия, но и за презентацию его обществу.

Несмотря на все сложности, которые переживает наша страна, количество отечественных музеев продолжает увеличиваться. При этом, чем более глубокой провинцией мог бы быть назван регион России, тем более активно проявляется данная тенденция, отражающая рост культурной автономии и экономической самостоятельности субъектов Федерации, старающихся различными способами, в том числе путем модернизации старых и создания новых музеев, подчеркнуть свою индивидуальность и проявить своё новое место в системе межрегиональных и международных связей. Этот процесс наиболее явно выражен в Сибири, на Дальнем Востоке, в автономных округах, а также у нас, на Кольском полуострове, где музеи играют роль опорной сети для реализации региональной культурной и национальной политики.

После многих лет единообразия, важной проблемой отечественных музеев стала индивидуализация, обретение ими собственного лица. Уже не достаточно делать музей по универсальным методикам, какими бы они не казались удачными. Музеи, стремящиеся обрести своё лицо, неизбежно ступают на путь проектирования. Развитие предполагает переход к ярким, нестандартным проектам, инновационным технологиям, нацеленным на привлечение новых ресурсов.



Будучи социокультурным институтом, музеи объединяют поколения, формируют духовность людей, их достоинства, патриотизм. Современная национальная доктрина России предполагает формирование гражданского полиэтносоциального общества, обеспечивающего историческую перспективу российской государственности.

К сожалению, в последние годы общество столкнулось с резким падением культуры среди молодежи, включая подростков, детей младшего школьного возраста.

Благотворное влияние на сложившуюся ситуацию может оказать Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, направленный не только на повышение качества знаний по школьным предметам, но и на подъем общей культуры учащихся. Одной из важных составляющих в этой многоплановой и трудной работе является деятельность музеев и в частности музейная педагогика.

Цель исследования: проанализировать применение музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в деятельности музеев.

Задачи:

- изучить сущность музейной педагогики;

- определить место и значение образовательных технологий в деятельности музеев;

- проанализировать использование музейной педагогики и образовательных технологий в деятельность Мурманского областного художественного музея.

Объект исследования: музейная педагогика как инновационная педагогическая технология.

Предмет исследования: культурно-образовательная деятельность в условиях Мурманского областного художественного музея.

Теоретической базой исследования являются:

- Труды по истории музейной педагогики (Галкина Т.В., Гужова Л.Г., Юренева Т.Ю., Рябков В.М., Юхневич М.Ю.)

- Труды по теории музейной педагогики (Гнедовский М.Б., Загвязинский В.И., Басова С.М., Столяров Б.А.)

Практическая значимость: практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ направленных на удовлетворение познавательно-рекреационных потребностей юношества, осуществляемое в нетрадиционных формах научно-просветительской деятельности музея, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.

Структура работы:работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

Музейная педагогика как направление педагогической науки

 

1.1 Музей как социокультурный институт. Функции музея

 

Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под музейоном святилище муз, а со временем с этим словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения.

Сейчас музей – общедоступное общественно-культурное учреждение, хранящее в виде материальных и духовных раритетов память прошлого, историческую память и способствующее передаче исторической памяти и социализации, как отдельной личности, так и всего общества.[1]

Интерес к музеям в разные годы развития общества всегда был велик. Их посещаемость во второй половине ХХ века составляла около 157 миллионов человек в год. В области культуры и воспитания музеи решают специфические задачи, которые ставятся перед ними государством. Для определения места музеев в системе социально-культурной деятельности существенное значение имеет понимание их социальных функций, вытекающих из их общего предназначения и предъявляемых им требований. С этой целью возникает необходимость определения специфических возможностей музея и их места в решении актуальных проблем общества, его роли в воспитании людей. А это, в свою очередь, предопределяет важность выяснения отличительных черт музея как социально-культурного явления, его основных функций в жизни общества, особенностей в воспитании и в социальной активизации личности.

Рассмотрению функций музея посвящены работы Ю.П. Пищулина [15], Л.В. Поплевиной [16], А.Д. Тельчарова [21].

Обратимся к работе Л.В. Поплевиной «Повышение роли музеев как центров культурно-просветительской работы среди населения». Автор утверждает: музей осуществляет одну из важнейших функций в системе культуры – он обеспечивает непрерывность её развития, являясь аккумулятором исторического опыта и эстетических ценностей. Музей собирает «наследственные ценности», то есть важные для трансляции культурных традиций.

Исследуя теоретические проблемы музейной деятельности Л.В. Поплевина отмечает, что во второй половине ХХ века музеи принимают всё более активное участие в духовной и культурной жизни общества, становятся очагами формирования научного мировоззрения, образования и воспитания. Это центры научных исследований, места рационального использования свободного времени. Музей, являясь звеном единой идейно-воспитательной системы государства, принимает активное участие в развитии гармонической и всесторонне развитой личности и, что необычайно важно, создает условия и формирует её социальную активность, используя для этого свои уникальные воспитательные возможности.

В 2005 году был издан курс лекций «Основы музейного дела: Введение в специальность» А.Д. Тельчарова. В данной работе автор раскрывает следующие социальные функции музея:

- документирование;

- образование и воспитание;

- организация свободного времени.

Эти функции, по его мнению, могут быть расширены и включают дополнительно следующее:

- формирование мировоззрения и системы ценностей;

- консолидация и демократизация общества;

- социализация и развитие творческой активности личности;

- формирование национального, регионального и профессионального самосознания;

- обеспечение исторической преемственности;

- расширение возможностей человеческого познания.

А.Д. Тельчаров считает, что функция образования и воспитания позволяет на основе реальных духовных и материальных документов, памятников, раритетов осуществлять преемственность поколений, социализацию личности, общества в целом. Она основана на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной музейной работы. Целью её является выполнение образовательных, пропагандистских, нравственно-воспитательных и эстетико-воспитательных задач.

В начале XXI века музеи России ввели в повседневную практику систему компьютерной информации. В музеях утвердила себя не только образовательно-развивающая, но и преобразовательно-созидающая функция, сверхзадача которой – преобразование посетителя из объекта воздействия музейной экспозиции в субъект социально-культурного творчества.

В связи с новым пониманием сути взаимоотношений музея и посетителя возник термин «культурно-образовательная деятельность», подразумевающий образование в пространстве культуры. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру [25]. Теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика.

 

1.2 История формирования музейной педагогики

 

История возникновения и развития музеев свидетельствует об их неразрывной связи с наукой. Но в современную эпоху с её разветвлённой системой специализированных научных учреждений роль музеев в развитии профильных дисциплин и значение исследовательских изысканий в работе музеев не всегда проявляется столь же ясно и наглядно, как это имело место прежде.

Все виды взаимодействий музея и его аудитории исследует музейная педагогика, которая представляет собой одно из направлений педагогической науки и определяется как «междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, музееведения и профильной музею дисциплины и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта в условиях музейной среды» [20]. Иными словами, музейная педагогика – это отрасль педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образовательная деятельность в условиях музея.

Большое значение для формирования музейной педагогики имел опыт образовательной деятельности музеев Англии и США, где были впервые разработаны программы для разных категорий посетителей музеев. Музейно-образовательная деятельность в Германии не была столь активна, как в Англии и США, но именно в Германии были заложены основы музейной педагогики отдельными энтузиастами музейного дела, среди которых особое место занимает А. Лихтварк, директор Гамбургского художественного музея.

Своей практической работой он во многом способствовал распространению просветительской работы в области искусства, он был убежден в том, что музей как и школа является местом обучения. Воплощая на посту директора музея лозунг «Искусство – в жизнь», всей своей многогранной деятельностью А. Лихтварк стремился избавить музей от рутины. Он создал любительские курсы живописи и графики, «Общество гамбургских друзей искусства», коллекцию учебных пособий, регулярно проводил в своем музее выставки современной живописи и детского творчества.

А. Лихтварт первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями. Наряду с А. Лихтвартом, большое влияние на развитие художественного образования оказал профессор Мюнхенского университета К. Фолль. Являясь сторонником идеи самоценности художественного памятника, он считал, что целью преподавания искусства является «систематическое упражнение глаза». Фолль предложил так построить процесс обучения, чтобы люди «не переставали мыслить, разглядывая художественные произведения» и самостоятельно, анализируя их зрительные образы, учились находить и различать особенности разных стилей и почерк мастеров. Своими трудами К. Фолль заложил основы визуального научного мышления. Г. Кершенштайнер разработал концепцию педагогики музейной экспозиции. В своей работе «Теория образования», Кершенштайнер обосновал необходимость организации деятельности немецких музеев по педагогическому принципу и обозначил пути осуществления этой цели. В основе концепции Г. Кершенштайнера лежит следующая мысль: «Организация музея, желающего воспитывать и обучать детей посредст-вом познания, является ничем иным, как учебным планом – конструкцией, только здесь конструкция работает не как в школах с тенями предметов, а с самими предметами.» [19].

С начала 1920-х и в 1930-е годы в Германии на первый план выходят проблемы взаимодействия музея и школы. Их решением занимается Центральный институт воспитания и обучения в Берлине, объединивший талантливых педагогов Л. Паллата, Д. Рихтера, Г. Фройденталя. Они содействовали созданию в музеях педагогических отделов и введение в их структуру должностей музейных педагогов. Немецкие ученые, изучая педагогические возможности музея, заложили основы представлений о развивающем характере музейной среды, разработали технологии различных типов педагогических занятий на базе музея.

В России первый шаг в истории формирования музейной педагогики был сделан отечественными учеными и общественными деятелями. самостоятельно. Само возникновение педагогической деятельности музеев было инициативой органов образования Санкт-Петербурга, где в 1865 г. был образован Педагогический музей, который выступил в роли общественного, научного и просветительского центра, разрабатывающего актуальные вопросы педагогической науки. Педагогический отдел музея объединил творческие усилия таких видных педагогов, как Н. А. Корф, Д. Д. Семенов, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Модзалевский, А. Н. Острогорский, И. И. Пальсон, П. Г. Редкин, К. К. Сент-Илер и др. При отделе работали кружки для учителей и родителей. Крупнейшие ученые и педагоги того времени: И. М. Сеченов, Н. М. Пржевальский, С. М. Соловьев, Н. Х. Вессель и др. проводили в музее публичные лекции для школьников и будущих учителей. Презентация деятельности русского Педагогического музея на Всемирной выставке 1875 г. в Париже послужила толчком к кардинальному изменению воззрений на образовательные функции музея во всем мире. Образовательная деятельность музеев в России продолжает развиваться в XIX-XX вв. на основе идей отечественных ученых и музейных деятелей, а также немецких теоретиков и практиков музейного дела.

В России в первой половине XX в., теоретическими вопросами просветительской деятельности отечественных музеев занимались А. В. Луначарский, П. А. Флоренский, Ф.Шмидт, Н. И. Романов, Н. Ф. Федоров, А. В. Бакушинский.

Особый вклад в музейную педагогику внес А. Бакушинский. На рубеже 1910-1920-х гг. он определил и научно обосновал значение искусства в духовном, интеллектуальном и эстетическом развитии ребенка, приоритетные виды художественной деятельности для каждого возраста, взаимосвязь процессов эстетического восприятия и разнообразных форм творчества в становлении личности.

Рассматривая работу в музее как педагогический процесс, А. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. Разделяя позиции А. Лихтварта в том, что обучение искусству в музее – это прежде всего развитие художественного восприятия, в своей практической деятельности Бакушинский особое внимание уделяет методике проведения экскурсий. Он изложил ее в широко известной работе «Музейно-эстетические экскурсии» (1919). Заслуга Бакушинского состоит в том, что он первым в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и школьной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.

Резко выступая против иллюстративного подхода к рассмотрению произведений искусства, он утверждал необходимость акта сопереживания в процессе восприятия, считая, «что если художественное произведение является символом, который выражает творческое действие художника, то подобное творческое действие оно должно пробудить у зрителя. Отсюда – глубочайшая социальная ценность и значимость искусства и его творческого переживания» [23]. В трудах и деятельности Бакушинского были очерчены основные формы художественного воспитания: школьного, дополнительного и музейного, а также методы их системного взаимодействия, нацеленного на воспитание «культуры творческой личности».

Новое направление в определении содержания образовательной функции музейной среды имела деятельность проблемной группы «Музей и образование», организованной в ранге научно-исследовательского коллектива при Министерстве образования СССР в 1980-х гг. Один из авторов научной публикации этой группы по проблемам музейной педагогики подчеркивал: «Если сущность музея не в передаче знаний, то и педагогика музея не может строиться как чистая дидактика, ибо это лишь одна вспомогательная грань музейно-образовательной деятельности. Речь в первую очередь должна идти о категориях ценностного сознания, о семиотике вещи и феноменологии пространства, о драматургии культурно-исторического диалога, развертывающегося в музее, и только затем – о конкретных формах общения и деятельности, в которых может быть воплощен диалог. И, в частности, о необходимых «знаниях», обращенных к интеллекту посетителя, но призванных обеспечить опыт ценностного переживания, захватывающего его личность целиком» [5]. В это же время в крупнейших отечественных музеях (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, Государственный исторический музей) происходило активное накопление экспериментального опыта на базе кружковой, клубной и других форм работы.

 

1.3 Формы, методы и технологии, используемые музейной педагогикой

 

Музейная педагогика, как и педагогика в целом, направлена на задачи воспитания и развития личности. Музейно-педагогический процесс представляет собой единую и динамичную систему компонентов, определяемых педагогическими категориями (воспитание, развитие, образование, обучение). Музейная педагогика оперирует теми же понятиями и категориям и подчиняется тем же законам, что и общая педагогика. Поэтому, рассматривая формы, методы, принципы и средства музейной педагогики, можно выделить и технологии музейной педагогики. Более того, сама музейная педагогика может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология.

В современной педагогике нет однозначного понимания понятия «педагогическая технология». На сегодня существует более 300 определений педагогических технологий различных авторов. Одни авторы (М. В. Кларин, В. М. Монахов и др.) понимают педагогическую технологию как совокупность установок, определяющих формы, методы и способы достижения педагогической цели. В определениях других (С. М. Вишнякова, Е. В.Ширшов и др.), педагогическая технология предстает как некий набор технологических процедур, обеспечивающих воспроизводимость и гарантированность результата. Важным атрибутом педагогических технологий, по мнению этих авторов, является измеримость и воспроизводимость результатов. В технологизированных системах не декларируется нечто, если его нельзя измерить и воспроизвести на практике. Любая технология обучения должна удовлетворять главным методологическим требованиям, таким как: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Проблема различения технологии и методики является до сих пор достаточно дискуссионной. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие технологии шире, чем методика. По мнению Загвязинского В.И., и технология, и методика обладают системностью, но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью. В. И. Загвязинский предостерегает нас от излишней технологизации учебного процесса: «Общая идея воспроизводимости учебных процедур, распространенная на весь учебный процесс, приводит к мысли о том, что он может стать независимым от «живого» учителя. Учитель при этом рассматривается как пассивный исполнитель «фирменного» дидактического проекта. Это крайнее выражение «технократического мышления», которое может нанести обучению серьезный ущерб, привести к его дегуманизации» [7].

Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Так, М.Ю.Юхневич относит к числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музея десять следующих: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра [25].

Первая и ведущая форма культурно-образовательной деятельности

музея – экскурсия.

Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глу­бокую древность. Напомним, что уже в античных хра­мах специальные служители рассказывали посетите­лям об истории и художественных достоинствах тех или иных вотивных предметов. В эпоху Возрождения любознательную публику из числа знатных и высоко­поставленных особ знакомили с собранием кабинетов и галерей как сами владельцы, так и состоявшие у них на службе хранители. Эти традиции работы со зрите­лем получили дальнейшее развитие в эпоху Просвеще­ния, когда закрытые собрания начали превращаться в публичные музеи.

Согласно современным представлениям, «экскур­сия — коллективный осмотр музея, достопримечатель­ного места, выставки, объекта природы и т.д. по опре­деленному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени»[2].

Таким образом, экскурсии присущ ряд характер­ных признаков, главный из которых — приоритет зри­тельного восприятия, которое сопровождается не­обходимым словесным комментарием. Зрительное и вербальное восприятие усиливается моторным — передвижением по заданному маршруту, осмотром объекта с разных сторон, на разном расстоянии, ины­ми словами, экскурсия предполагает двигательную активность экскурсантов. Ее характерным признаком является также коллективность осмотра, вследствие которой в группе людей, связанных совместным инте­ресом и имеющих возможность обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера, вы­званная общностью переживаемых эмоций. Она спо­собствует восприятию и усвоению увиденного и услы­шанного. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определен­ному маршруту, то есть она имеет организованный ха­рактер. Обладая всеми чертами, свойственными экс­курсии как таковой, музейная экскурсия имеет опре­деленную специфику: она проводится в специально организованном музейном пространстве.

Музейные экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам пока­за, по характеру тематики, по целевой направленнос­ти, по составу экскурсантов.

Экскурсии могут проводиться в здании музея – по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов, а также за пределами музейного здания – по памятникам и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, на­ходящихся в естественных условиях.

По характеру тематики выделяют обзорные экс­курсии и экскурсии на темы профильной дисциплины. Обзорные экскурсии предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях.

Обычно эти посетители — туристы, располагающие ограниченным количеством времени. Сведения, сооб­щаемые им во время обзорной экскурсии, носят ин­формационный характер и кратко знакомят с истори­ей и содержанием музейного собрания, основными разделами музейной экспозиции и отдельными выда­ющимися экспонатами.

Экскурсии на темы профильной дисциплины в му­зейной практике чаще называют тематическими, что в действительности некорректно, поскольку всякая экс­курсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, наиболее детально раскрывает одну тему или проблему. Иногда в музеях проводятся циклы экскур­сий, связанные определенной проблематикой и пред­назначенные для постоянной группы посетителей.

По целевой направленности различают культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с програм­мами различных учебных заведений. К числу послед­них относят и методические экскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построе­ния экспозиции, особенностями хранения фондов, проведения экскурсий.

По составу экскурсантов выделяют экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или для местных жителей, для групп однородных или разно­родных по составу (например, для родителей с детьми).

В последние десятилетия в связи с упрочением по­зиций теории музейной коммуникации экскурсию стали рассматривать как специфический вид обще­ния, предметом которого являются ценности культу­ры, представляющие значимость и для аудитории, и для того, кто выступает в качестве руководителя. Причем общение это носит ролевой характер: каждый участник диалога действует в рамках отведенного ему регламента, а стиль поведения задан ролью экскурсо­вода и ролью экскурсанта [25].

Музей — это не то учреждение, куда люди ходят в обязательном порядке, как, например, в школу или на работу. Для того чтобы у человека возникло жела­ние вновь прийти в музей, он должен получить от его посещения положительные эмоции и благоприятное впечатление. В формировании привлекательного ими­джа музея огромная роль принадлежит экскурсоводу. Вот мнение об «идеальном» экскурсоводе одного из зарубежных музейных специалистов, экс-президента Международного комитета ИКОМ по образованию и культуре К. Брюнингсхаус-Кнубель.

«Идеальный музейный педагог отвечает следую­щим требованиям: во-первых, он обладает знаниями о различных разделах коллекции, в отличие от храните­ля, который обычно работает лишь с определенной ча­стью собрания. Во-вторых, он должен быть учителем, способным донести свои знания до слушателей, дол­жен следить за новейшими научными исследованиями и уметь доходчиво, ярко и талантливо рассказать об их результатах нескончаемому потоку не похожих друг на друга посетителей. Наконец, он должен быть социоло­гом и специалистом по маркетингу, чтобы на основе знаний об особенностях социальных слоев общества и отдельных групп разрабатывать соответствующие программы. И, конечно же, все эти таланты должны до­полняться личным обаянием или магнетизмом (нечто вроде хозяйки, продавца и матери в одном лице), чтобы у посетителей складывалось впечатление, что они на­ходятся в хороших руках» [1].

Итак, важнейший критерий профессионализма экскурсовода — это свободное владение темой. Любая допущенная им ошибка или неточность способны вы­звать недоверие группы и сомнение в компетентности ее руководителя. Однако в экскурсии важна не только содержательная часть, но и форма подачи материала. В тех случаях, когда она строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек, как правило, теряет к ней интерес.

Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе. Заученный текст, произнесенный с монотонной инто­нацией безотносительно к аудитории, которой он ад­ресован — школьникам, туристам, специалистам, кол­легам, — производит крайне неприятное впечатление, резко снижает интерес экскурсантов. Между тем спо­собность устанавливать контакт с аудиторией и уме­ние корректировать свой рассказ и действия в зависи­мости от ее реакции являются очень важными показа­телями мастерства экскурсовода.

Каждая экскурсия состоит из трех частей: вступи­тельной беседы, основной части и заключительной бесе­ды. Представившись группе, экскурсовод выясняет для себя состав аудитории, сообщает краткие сведения о му­зее, о теме экскурсии и порядке ее проведения. Во всту­пительной беседе важен не объем сообщаемой информа­ции, а умение экскурсовода расположить к себе людей. Этому способствует его приветливость, доброжелатель­ность, непринужденность во взаимоотношениях с ауди­торией, готовность учитывать ее интересы и пожелания.

Установленные во время вступительной беседы контакты необходимо сохранять и поддерживать на протяжении всей экскурсии. Например, продолжи­тельные переходы от одного объекта осмотра к друго­му следует использовать не в качестве перерыва в ра­боте, а для ответа на вопросы и беседы с отдельными членами группы. Отчужденность и уединение экскурсовода производят неблагоприятное впечатление.

В заключительной беседе, которая традиционно состоит из ответов на вопросы, экскурсоводу следует кратко обобщить содержательную сторону экскурсии, сконцентрировав внимание экскурсантов на главном, поинтересоваться их впечатлениями от только что увиденного и услышанного, постараться закрепить в них положительные эмоции, с которыми человек и должен покидать музей.

Существуют специальные методические приемы, способствующие формированию в группе доверитель­ной психологической атмосферы, возникновению и сохранению контакта между экскурсоводом и ауди­торией. Свою предрасположенность к общению экс­курсовод может показать, например, с помощью приема диалога, получившего в музееведческой литерату­ре название «эвристический» (от греческого слова «эврика», что означает «нашел» — отыскал правиль­ный ответ). Эта беседа в форме вопросов — ответов имеет свои нюансы в зависимости от состава группы.

Для детской аудитории вопросы обычно бывают пря­мыми, то есть предполагающими ответ.

Со взрослой аудиторий прямой диалог тоже возмо­жен, но главным образом тогда, когда одновременно используется прием заданий. Например, участникам экскурсии предлагается выбрать в зале наиболее инте­ресный экспонат и мотивировать свой выбор. Но чаще всего вопросы, адресованные взрослой аудитории, но­сят косвенный характер; они не предполагают ответа и предназначаются для поддержания тона доверитель­ной беседы. Обычно они формулируются примерно так: «Вы, конечно, знаете...?», «Вы, вероятно, помните, что...?», «Возможно, что вы уже догадались...?»

В музее приоритетно зрительное восприятие, по­этому экскурсия не должна превращаться в лекцию, а экскурсоводу следует уметь правильно соотносить показ и рассказ. Опытный экскурсовод никогда не по­вернется спиной к экспонату; он встанет вполоборота и при первом упоминании обязательно не только ука­жет на экспонат, но и сам на него посмотрит, посколь­ку это движение обязательно повторят экскурсанты. Жест вообще играет очень важную роль в экскурсион­ном рассказе. Он ориентирует на объект показа и со­провождается словесным указанием «справа», «слева», «прямо», «вверху» и т. п. Однако излишняя жестикуля­ция создает ощущение напряженности, суетливости и осложняет восприятие темы. В ходе рассказа необхо­димо делать паузы, во время которых внимание посети­теля сосредотачивается на предмете, и тогда человек становится не слушателем, а зрителем.

Несмотря на первичность зрительного восприятия, речь экскурсовода имеет огромное значение при оцен­ке его мастерства. В ней не должны присутствовать на­зидательность, нравоучительные и агрессивные интона­ции; она должна быть не только грамотной, но и эмоци­ональной. Книжный текст, произнесенный в экскурсии, на слух не воспринимается, вызывает скуку и ослабляет внимание слушателей. Эмоционально насыщенная речь обладает большей степенью убедительности и обостря­ет интерес к материалу. Однако «не следует весь рас­сказ, даже по самой интересной, волнующей аудиторию теме, превращать в декламацию. При проведении экс­курсии важно избегать неоправданных эмоций, ложно­го пафоса, крикливости. Надо иметь в виду, что основ­ным источником эмоций у экскурсантов является глуби­на материала, факты, способные взволновать, умело по­строенный показ и рассказ» [6].

Подготовка экскурсии — сложный процесс, кото­рый требует от ее автора не только профессиональных знаний в той области, тематика которой будет пред­ставлена в экскурсии, но и владения экскурсионной методикой. Работа начинается с формулировки темы экскурсии, определения ее целей и задач; затем со­ставляется библиография и собирается материал по теме, прорабатываются источники и литература, дела­ются необходимые выписки.

Далее тщательно изучается экспозиция, отбира­ются объекты показа (основные и дополнительные), разрабатываются структура и маршрут экскурсии, изучаются сведения о предмете, содержащиеся в фон­довой документации, продумываются оптимальные приемы показа экспонатов и логические переходы от одного объекта к другому.

Проделанная автором экскурсии работа фиксиру­ется в наиболее удобной для него форме, обычно в ви­де индивидуального текста экскурсии. Кроме того, со­ставляется развернутый план экскурсии, в котором в сжатом виде излагаются цель экскурсии, краткое со­держание тем и под тем, конкретизируется содержа­ние вступительной и заключительной бесед, приводит­ся структура экскурсии, ее маршрут, состав демонст­рируемых экспонатов и продолжительность их показа. После апробации этого плана на практике, то есть про­ведения на его основе ряда экскурсий и учета их положительных сторон и недостатков, составляется итого­вый документ – методическая разработка экскурсии. Она строится по той же схеме, что и развернутый план экскурсии, но в отличие от него содержит подробный перечень используемых методических приемов.

Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности му­зея.

Лекция принадлежит к числу давних и традицион­ных форм культурно-образовательной деятельности. Ее тематика связана с профилем музея или с использо­ванием музейных материалов. В то время как в экскур­сии приоритетным является зрительное восприятие, в лекции оно играет второстепенную роль, а на первый план выдвигается рациональное восприятие. Основ­ная цель лекций — донести до слушателей теоретичес­кий материал, сопроводив его материалами музейных коллекций; очень часто это копии или дубликаты му­зейных предметов, иллюстрации, фотографии, слайды. Музейные предметы, если и не демонстрируются во время лекций, то присутствуют «незримо» — их описание и характеристика включаются в содержание лекции.

В музейной практике получили распространение такие формы лекционной работы, как тематические циклы лекций, лектории выходного дня, выездные лек­ции для различных групп населения. Существует мне­ние, что в наши дни музейная лекция — это в опреде­ленной степени архаизм, что она не выдерживает кон­куренции с современными техническими средствами получения информации. Однако этот тезис опроверга­ется опытом работы ряда крупных музеев страны, на­пример, музея-заповедника «Московский Кремль».

Для взрослой аудитории в музее организован лек­торий выходного дня, который посещают люди самых разных профессий. Читаемые в нем лекции дополня­ются экскурсиями по комплексу памятников Кремля, по коллекциям Оружейной палаты, по заповедным зо­нам столицы. В программу аудиторных занятий вклю­чаются видеосеансы, беседы за «круглым столом», встречи с ювелирами. Но главное в работе со взрослой аудиторией — не разнообразие форм, а содержатель­ная сторона лекционной программы, поскольку, как показали результаты анкетирования, большинство слушателей приводит в лекторий «духовный голод», стремление пополнить или расширить гуманитарное образование. Новизна концепции и свежесть материа­лов – таков основополагающий принцип при форми­ровании тематики музейного лектория.

В лектории музея-заповедника выступают лучшие музейные профессионалы, а многие проблемные лек­ции по отечественной истории и культуре читают ве­дущие специалисты из Института российской истории РАН, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Государственного Историческо­го музея и других профильных организаций. Объеди­нение в одном цикле выступлений известных истори­ков, искусствоведов, культурологов, архитекторов да­ет возможность представить разные точки зрения на проблему и проводить дискуссии, что вызывает стойкий интерес аудитории.

Традиционной, хотя и не широко распространен­ной формой культурно-образовательной деятельности являются консультации, которые проводятся в экспо­зиции или в научных отделах по интересующему посе­тителя вопросу. Консультант в залах российских музе­ев, в отличие от зарубежной практики, — явление до­статочно редкое, между тем потребность в нем постоянно растет в связи с увеличением потока индивидуальных посетителей.

В последние годы в экспозициях ряда музеев стра­ны появились компьютерные справочно-информационные программы, позволяющие найти ответы на са­мые разнообразные вопросы. Одним из первых новые технологии в работе с посетителями стал использовать Дарвиновский музей, установивший в своих залах компьютерные терминалы, объединенные в единую сеть. Обратившись к компьютерам, можно не только узнать о структуре экспозиции, но и получить справку о любом экспонате. Существуют и программы, допол­няющие содержание экспозиции. Например, програм­ма «Мезозой — эпоха динозавров», относящаяся к разделу «Развитие жизни на земле», сообщает инте­ресные сведения о том, кто такие динозавры, когда и где они жили, чем питались, как заботились о потом­стве и многое другое. Она построена в форме игры: до­ступ к информации открывается лишь после ответов на простейшие вопросы. С помощью справочных программ посетитель может побывать на виртуальной экскурсии, получив при этом тот объем информации, который ему нужен. Программа, посвященная фондам музея, позволяет заглянуть в музейные хранилища и познакомиться с наиболее интересными музейными предметами.

Возможности для выявления и развития творчес­ких способностей личности дают такие формы куль­турно-образовательной деятельности, как кружки, студии, клубы. Кружок обычно представляет собой небольшую группу детей или подростков, объединен­ных по интересам и работающих под руководством музейного сотрудника. В кружках исторического профиля ребята изучают исторические события, био­графии выдающихся людей; в художественно-техни­ческих кружках — изготавливают модели, занимают­ся рисованием, лепкой, декоративно-прикладным ис­кусством; в кружках музееведческого профиля готовятся стать экскурсоводами и исследователями. В работе кружков познавательные элементы сочета­ются с творческими: участники делают зарисовки му­зейных предметов, иллюстрируют исторические со­бытия, создают необходимый реквизит для театраль­ных постановок и пр. Почти все кружки прививают навыки музейной работы.

Богатый опыт работы со старшеклассниками в об­ласти музееведения и исторического источниковеде­ния накоплен Государственным Историческим музе­ем. На протяжении одного-двух лет школьники не только постигают теоретические основы музейного дела, но и приобретают практические навыки в раз­личных видах музейной работы. Например, они учатся атрибутировать музейные предметы, посещают заня­тия по реставрации бумаги и картона, выполняют творческие задания на основе экспозиционного мате­риала, готовят экскурсии, причем сами выбирают те­му, разрабатывают маршрут, отбирают экспонаты и адаптируют экскурсию для определенной категории посетителей.

Близкая к кружку форма — студия; ее цель заклю­чается в эстетическом развитии детей и взрослых, рас­крытии их способностей к художественному творче­ству. Например, при Вологодском музее-заповеднике уже много лет существует студия «Роспись по дереву», где опытные профессионалы обучают всех желающих традиционному мастерству украшения деревянных изделий — ложек, досок, мисок, туесков, ваз. Музей­ные коллекции предметов крестьянского быта являют­ся той основой, на которой строится программа сту­дии; при этом изучаются и включаются в методику обучения приемы старых мастеров.

С материалами экспозиции тесно связана и про­грамма занятий в изостудии Дарвиновского музея, рассчитанная на несколько лет. Наряду с анималисти­ческим жанром, который изучается во всем разнооб­разии его возможностей – от иллюстрации в детской книге до монументального панно, — учащиеся знако­мятся с историей искусства, осваивают приемы ком­позиции, технику рисунка и живописи. Особая роль отводится экологическому воспитанию.

Клуб, в отличие от кружков и студий, осуществля­ет свою деятельность путем самоорганизации. Им обычно руководит избранный его членами Совет, в со­став которого входят и научные сотрудники музея; они же являются консультантами и руководителями суще­ствующих при клубе кружков и секций. Клубы разра­батывают положения (уставы) и программы, которые предусматривают как секционные занятия, так и об­щие мероприятия, в которых принимают участие все члены клуба – собрания, лекционные и семинарские курсы, встречи, тематические вечера, конференции.

Музей предоставляет своим клубам помещение, оборудование, консультации, помогает в организации выставок, собранных любителями коллекций, позво­ляет работать с музейными фондами. Привлекатель­ность клуба заключается в том, что он создает опти­мальные условия для неформального общения людей, имеющих одинаковую направленность интересов, способствует развитию художественного, научного или технического творчества с учетом индивидуаль­ных влечений человека. Тематика клубов весьма раз­нообразна. Наиболее распространены клубы краеведов, любителей стари­ны, ветеранов Великой Отечественной войны, коллекционеров — ну­мизматов, филателис­тов, фалеристов.

Проводимые музеями конкурсы, олимпиады, вик­торины организуются таким образом, чтобы приоб­щить участников к знакомству с музейными коллекци­ями и музейной работой, стимулировать их стремле­ние к приобретению знаний и умение самостоятельно мыслить. Задания участникам даются самые разнооб­разные, их выполнение требует знания как фактичес­кого материала, так и экспозиционного. Жюри оцени­вает не только правильность ответов участников со­ревнований, но и их умение отстаивать свою точку зрения и вести дискуссию.

В музей приходят не только за знаниями, но также ради отдыха и развлечений. Для удовлетворения этой рекреационной потребности посетителей музей ис­пользует такие культурно-образовательные формы, как встреча с интересным человеком, концерты, лите­ратурные вечера, театрализованные представления, кинопросмотры. Огромную известность приобрели, например, «Декабрьские вечера», которые вот уже бо­лее двадцати лет организуются в Государственном му­зее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Потребностям людей в рекреации отвечает и му­зейный праздник, представляющий собой комплекс­ную форму культурно-образовательной деятельности, в которой единой темой объединены элементы экс­курсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр. Он проводится музейными специ­алистами на основе тщательно разработанного сцена­рия и при участии творческих работников театра, му­зыкальных учреждений, художественной самодея­тельности, радио, кино, телевидения. Музейные праздники бывают фольклорными, литературными, календарными, военно-историческими; они могут от­личаться друг от друга как сюжетной стороной, так, методами организации. Однако для музейного празд­ника, чтобы он имел основание называться таковым, обязательно присутствие музейных предметов, актив­ное участие посетителей, использование элементов театрализации и игровых эпизодов, соблюдение риту­альности и праздничных атрибутов, то есть необходи­мо сочетание двух условий — «музейности» и «праздничности».

Ярким примером этой формы культурно-образо­вательной деятельности могут служить фольклорные праздники, получившие широкое распространение в архитектурно-этнографических музеях-заповедниках под открытым небом.

На активном поведении музейной аудитории ос­нована и ролевая игра, которая считается одной из на­иболее эффективных форм культурно-образователь­ной деятельности, способствующих развитию истори­ческого сознания. Ее особенность состоит в том, что она целиком строится на ролевом поведении участни­ков и дает возможность погрузиться в определенную среду в процессе игры. Например, в центральной час­ти города Лестера, реконструированной по состоянию на XVIII в. и музеефицированной, дети в самодельных костюмах, сшитых по фасонам того времени, пекут хлеб в пекарне, работают в ткацкой мастерской, про­дают в лавке свои изделия туристам, причем доход идет на поддержание музея.

Ролевые игры стали утверждаться в зарубежной музейной практике в 1970-е гг., но в отечественных му­зеях все еще не получили широкого распространения, вероятно, в силу сложности исполнения. Ведь они тре­буют не только обладающего актерскими способнос­тями руководителя, но также специального простран­ства и атрибутов эпохи.

Наряду с простыми формами культурно-образова­тельной деятельности в музейной практике получили распространение и комплексные, которые объединя­ют единой темой несколько форм, например, лекцию и концерт, экскурсию и литературный вечер. Явствен­но обозначилась тенденция к использованию так на­зываемых цикловых форм, предназначенных для по­стоянной аудитории. Это не только циклы экскурсий, лекций, тематических вечеров, но и циклы, объединя­ющие разные жанры — экскурсии, лекции, встречи, концерты и пр.

Для того, чтобы культурно-образовательная дея­тельность была эффективной, музею необходимо изу­чать и учитывать интересы и потребности своей ауди­тории, обеспечивать «обратную связь», позволяющую корректировать как процесс создания экспозиции, так и процесс ее восприятия.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.