ЭСКИЗНАЯ КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА Ориентировочный расчет валов. Диаметры валов предварительно определяются из условия прочности на кручение. где - крутящий момент передаваемый валом - полярный момент сопротивления ; ; . - допускаемое напряжение при кручении. = МПа. = 141 Н м = 141 103 Н мм. = 540 Н м = 540 103 Н мм. . . При выполнении 1-й эскизной компоновки валы принимаются гладкими, подшипники выбираются шариковые, средней серии 300 по Ø вала. Построение ведется в масштабе 1 : 1. Для подшипников качения при 300 000 мм об/мин выбирается пластичная смазка. Где - Ø вала в мм, - частота вращения в об/мин. мм об/мин мм об/мин  Рисунок 4.3 Эскизная компоновка редуктора РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА 5.1 Изображение основных элементов редуктора в диметрии  1 – шкив; 2 – шестерня, 3 – колесо, 4 – вал шестерни, 5 - вал колеса Рисунок 5.1 Силы, действующие на валы 5.2 Исходные данные Таблица 5.1 Данные для расчета валов. Сила действую-щая на вал, Fв, Н | Угол наклона гибкой передачи, β° | Составляющие силы Fв, Н | Ft, Н | Fг,Н | Fа,Н | dш/2, м | dк/2, м | a, м | b, м | c, м | d, м | е, м | Момен-ты на валах, Н·м | Fвг, Н | Fвв, Н | Тш | Тк | | 50° | Fв сos50° | Fв sin50° | | | | 0,032 | 0,128 | 0,101 | 0,067 | 0,067 | 0,071 | 0,071 | | | 5.3 Вал шестерни 5.3.1 Определение сил реакций в опорах, построение эпюр изгибающих и крутящих моментов. Расчетная схема нагружения вала шестерни  а) Горизонтальная плоскость. Fвг· а – Ft · в + Rвx· (в+с) = 0 Rвx = = = 1260,8 Н Fвг· (а+в+с) – Rаx· (в+с) + Ft· c = 0 Rаx =  Проверка: – Rах - Rвх + Fвг+Ft = 0 – 4400,2 - 1260,8 + 1252+4409= 0 Эпюры изгибающих моментов в характерных точках. Ми1= 0 Ми2 = Fвг а = 1252 0,101 = 126,5 Н·м Ми3=Fвг·(а+в) – Rах·в = 1252 0,168 – 4400,2 · 0,067 = –84,48 Н·м Ми3 (справа) = -Rвх · с = -1260,8 · 0,067 = -84,48 Н·м Ми4 = 0 б) Вертикальная плоскость Fвв· а – Fr · в + Fa · dш/2 - Rву· (в+с) = 0 Rву = = = 533 Н Fвв· (а+в+с) + Rау· (в+с) + Fr· c+ Fa · dш/2 = 0 Rау =  Проверка: Fвв +Rву + Rау + Fr = 0 1492 + 533 - 3668 + 1643 = 0 2025 – 2025 = 0 Эпюры Ми в характерных точках Ми1 = 0 Ми2=Fвв · а = 1492 0,101 = 150,69 Н·м Ми3=Fвв· (а+в) + Rау · в = 1492 0,168 - 3668 · 0,067 = 4,9 Н·м Ми3 (справа) =Rву · с = 533 · 0,067 = 35,71 Н·м Скачок: 35,71 - 4,9 = 30,81 Н· м Fа · = 963 · 0,032 = 30,81 Н·м Суммарный изгибающий момент МиΣ = ; МиΣ1 = 0 МиΣ2 = = 196,8 Н·м МиΣ3 = = 91,7 Н·м МиΣ4 = 0 Момент эквивалентный в характерных точках Мэкв = Мкр = Т2 = 141 Н м Мэкв 1 = = 141 Н м Мэкв 2 = = 242,1 Н·м Мэкв 3 = = 168,2 Н м Мэкв 4 = Н·м Мэквmax =242,1 Н·м 5.3.2 Требуемый диаметр вала в наиболее нагруженном сочетании dв =  dвш = = 35 мм 5.4 Вал колеса 5.4.1 Определение сил реакций в опорах, построение эпюр изгибающих и крутящих моментов Расчетная схема нагружения вала колеса  а) Горизонтальная плоскость ; Ft· d - Rвх· (d+е) = 0  ; RАх· (d+е) – Ft · e = 0 RАх =  Проверка: RАх + RВх Ft = 0; 2204,5 +2204,5 – 4409 = 0; 4409 = 4409 Эпюры Ми в характерных точках Ми1 = 0 ; Ми2 = RАх· d = 2204,5 0,071= 156,52 Н м Ми2(справа) = RВх · е = 2204,5 0,071= 156,52 Н м Ми3 = 0 б) Вертикальная плоскость ; Fr· d – Rву· (d+е)+ Fa· dк/2 = 0; Raу =  ; RАy· (d+е) – Fr · e+ Fa· dк/2 = 0 Rву =  Проверка: Rау + Rву - Fr = 0; – 46,6 + 1643 = 0 0 = 0 Эпюры Ми в характерных точках Ми1 = 0; Ми2= Rау· d = 1689,6 0,071= 119,96 Н·м Ми2(справа) = RВy · е = -46,6 0,071= -3,31 Н м Ми3 = 0 Скачок: 119,96 + 3,31 = 123,3 Н м; Fа · = 963 · 0,128 = 123,3 Н м Суммарный изгибающий момент МиΣ =  МиΣ1 = 0; МиΣ2 = 197,2 Н·м ; МиΣ3 = Н м Момент эквивалентный в характерных точках Мэкв = ; Мэкв 1 = = 0 Н·м Мэкв 2 = = 574,9 Н м; Мэкв 3 = Мэкв 4 Н м 5.4.2 Требуемый диаметр вала в наиболее нагруженном сечении 
5.5 Определение размеров ступеней валов редуктора  Рисунок 5.2 Эскизы валов d1ш = 34 мм d1к = 50 мм ; d3ш = 48 мм d3к = 65 мм | d2ш = 40 мм d2к = 55 мм | lст(кол) = (1,2÷1,5)dв = (1,2÷1,5) ·65 = 78 ÷97,5 = 85 мм dст = (1,6÷1,8) ·65 = 104 ÷117 = 110 мм ; С = (0,2÷0,3) bк = 12,8 ÷ 19,2 15 мм Вал зубчатого колеса одноступенчатого редуктора имеет три ступени: 1) выходной конец диаметром d1; 2) участок вала под подшипниками – d2 ; 3) участок вала под зубчатым колесом – d3. Диаметр выходного конца вала рассчитывают по формуле d1= , где Т –крутящий момент передаваемый валом, допускаемые напряжения при кручении; . d1ш = = 31 мм ; d1к = = 47,6 мм. Диаметры выходных концов валов и участков под зубчатыми колесами выбирают из разряда Rа 40; [3] с 161. 10; 10,5; 11; 11,5; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19;20; 21; 22; 24; 25; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 52; 55; 60; 63; 65; 70; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130 и далее через 10 мм 33 числа. d1ш = 34 мм; d1к = 50 мм. Диаметр участков под подшипниками d2 = d1 + 2t, где t – высота буртика. Таблица 5.2 Значение высоты буртика t и фаски подшипника r, мм d | 17-24 | 25-30 | 32-40 | 42-50 | 52-60 | 62-70 | 71-85 | t | | 2,2 | 2,5 | 2,8 | | 3,3 | 3,5 | r | 1,6 | | 2,5 | | | 3,5 | 3,5 | d2ш = d1ш + 2t = 34 + 2 · 2,5 = 40 мм. d2к = d1к + 2t = 50 + 2 · 2,8 = 55 мм. d2 округляют до целого числа, оканчивающегося на 0 или 5. d1ш = 34 мм; d1к = 50 мм. Диаметры участков под зубчатыми колесами. d3 = d2 + 3,2r ; d3ш = d2ш + 3,2·2,5 = 40 + 8 = 48 мм; d3к = d2к + 3,2·3 = 55 + 9,6 = 64,6 мм ≈ 65 мм. 6.ПОДБОР И РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 6.1 Вал шестерни 6.1.1 Исходные данные. d2ш = 40 мм; nш = 648 об/мин. Fа = 963 Н, где Fа – осевая нагрузка Lh = 10000 ч, где Lh – номинальная долговечность в ч. RАХ = 4400,2 Н; RАУ = 3668 Н; RВХ = 1260,8 Н; RВУ = 533 Н.  6.1.2 Определение сил реакций в опорах FrA = RА = . FrB = RB = . 6.1.3 Подбор подшипников ведется по максимально нагруженной опоре А.  Если – устанавливаются радиальные подшипники. При – радиально-упорные. Подшипники выбираются шариковые радиальные однорядные (рис. 6.1).  Рисунок 6.1 Типы подшипников, используемых в редукторах: а) шариковый радиальный; б) радиальный с короткими цилиндрическими роликами; в) конический роликовый; г) шариковый радиально-упорный.  Рисунок 6.2 Схемы установки подшипников 6.1.4 Подбор подшипника начинается с легкой серии по диаметру вала. Подшипник 208. Грузоподъемность С = 32 кН, С0 = 17,8 кН (табл. 6.1). Таблица 6.1 Шарикоподшипники радиальные однорядные. Размеры мм  6.1.5 Расчет динамической грузоподъемности , где – эквивалентная нагрузка. – постоянная радиальная нагрузка, под действием которой подшипник качения будет иметь такую же долговечность, как и в условиях действительной нагрузки. , где . – коэффициенты при радиальной и осевой нагрузках (см. табл. 6.2). Таблица 6.2 Значение X и Y для подшипников  – коэффициент, учитывающий вращение наружного или внутреннего колец подшипника. , если вращающееся внутреннее кольцо – наружное. – коэффициент безопасности . – температурный коэффициент при . – показатель степени, зависящий от формы контактирующих тел, для шарикоподшипников, для роликоподшипников. – ресурс работы подшипников. Для подшипников редукторов принимают 10 000 часов. Для определения рассчитывают отношение . Для этого отношения е=0,25. = 0,17 е=0,25 . = = Н. . Условие не соблюдается 58543 32000. Выбираем подшипник тяжелой серии. , подшипник 408. Грузоподъемность кН, кН. ; Для отношения , значение е будет в пределах от 0,19 до 0,22. ; ; . = = 8021 Н. . Условие 58 543 63 700. 6.1.6 Долговечность подшипников в часах  Подшипник 307 удовлетворяет заданным условиям. 6.2 Вал колеса 6.2.1 Исходные данные: d2к = 55 мм; nк = 162,42 об/мин; Fа = 963 Н; RАХ = 2204,5 Н; RАУ = 1689,6 Н; RВХ = 2204,5 Н; RВУ = 46,6 Н. 6.2.2 Определение сил реакций в опорах FrA = . FrB = . 6.2.3 Подбор подшипников  Устанавливаются радиальные шарикоподшипники 211. Подшипник 211. С = 43,6 кН, С0 = 25 кН. ; Используя метод интерполяции составим соотношение: 0,056-0,028=0,028; 0,26-0,22=0,04; 0,056-0,039=0,017. 0,028 – 0,04 0,017 – х  Для отношения , е=0,236. = 0,347 е=0,236;  = Н   Таблица 6.3 Параметры подшипников Вал | Под- шип- ник | d | D | B | r | Грузоподъемность | Динамич. C, кН | Статич. Cо, кН | Вал шестерни | | | | | 3,0 | 63,7 | 36,5 | Вал колеса | | | | | 2,5 | 43,6 | 25,0 | Н=0,5 (D- d); s ; Dw = 0,64Н 0,6 Н.  7. Выбор и проверочный расчет соединительной муфты Таблица 7.1 Муфты фланцевые (по ГОСТ 20761 – 80, с сокращениями). Размеры, мм  Типоразмер муфты выбирают по величине расчетного вращающегося момента с учетом диаметров валов. , где – коэффициент, учитывающий условие эксплуатации, его значения приведены в табл. 7.2, ; – допускаемые значения вращающегося момента. – момент передаваемый валом колеса, . . Таблица 7.2 Значение коэффициента k, учитывающего условия эксплуатации привода  Выбирается муфта, передающая максимальный крутящий момент равный 1000 . Диаметр отверстий полумуфт d=55 мм равен диаметру выходного конца вала колеса d1к=55 мм. Наружный диаметр муфты Д=180мм. dб – диаметр болта установленного в отверстии без зазора. dб= 13 мм. При расчете болтовых соединений фланцевых муфт следует учитывать, что половина общего числа болтов устанавливается в отверстия с зазором, другая половина без зазора. Поэтому достаточно проверить только последние на срез по условию прочности. , где – окружная сила, приходящаяся на один болт; – диаметр расположения болтов. ; – число болтов поставленных без зазора; Z – общее число болтов; – допускаемое напряжение на срез; . Число болтов Z = 4 при Т ≤ 103 Н·м. Z = 6 при Т > 103 Н·м. – площадь среза, площадь сечения болта установленного в отверстие без зазора ; ; ; . Срез болтов не произойдет.  Рисунок 7.1 Болт, устанавливаемый в отверстие без зазора 8. Выбор и проверочный расчет шпонок Для соединения вала с деталями, передающими вращение, в штучном и мелкосерийном производстве часто применяют призматические шпонки (табл. 8.1) из стали, имеющей σв > 600 МПа, например из сталей 45, Ст 6. Длину шпонки назначают из стандартного ряда так, чтобы она была несколько меньше длины ступицы (примерно на 5-10 мм). Напряжение смятия узких граней шпонки не должно превышать допускаемого, т.е. должно удовлетворяться условие  где F = ; Т – передаваемый вращающий момент, Н · м; d – диаметр вала в месте установки шпонки; площадь смятия Асм = (h – t1)lр; lр – рабочая длина шпонки: для шпонки с плоскими торцами lр = l, при скругленных торцах lр = l – b; при стальной ступице и спокойной нагрузке допускаемое напряжение смятия [σ]см ≤ 100 МПа; при колебаниях нагрузки следует снижать [σ]см на 20 – 25%; при ударной нагрузке снижать на 40 – 50%; для насаживаемых на вал чугунных деталей приведенные значения [σ]см снижать вдвое. С учетом приведенных выше значений F и Асм представленную формулу приводят к виду Если при проверке шпонки σ см окажется значительно ниже [σ]см, то можно взять шпонку меньшего сечения – как для вала предыдущего диапазона диаметров, но обязательно проверить ее на смятие. Если же σ см окажется больше [σ]см, то допускается установка двух шпонок под углом 180° (предполагается, что каждая шпонка воспринимает половину нагрузки), однако рациональнее перейти на шлицевое соединение. Таблица 8.1 Шпонки призматические по ГОСТ 23360-78, с сокращениями. Размеры в мм.    Рисунок 8.1 Основные размеры шпоночного соединения 8.1 Шпонка на выходном конце вала шестерни. Расчет на смятие Твш = 141·103 Н·мм, d1ш = 34 мм, b = 10 мм, h = 8 мм, t1 = 5,0 мм, t2 = 3,3 мм. Длина ступицы шкива L = 65 мм. Длина шпонки из ряда l =56 мм. lр = 56 – 10 = 46 мм. МПа Шпонка не сминается. 8.2 Шпонка под колесом. Расчет на смятие Твк = 540·103 Н·мм, d3к = 65 мм, b = 18 мм, h = 11 мм, t1 = 7,0 мм, t2 = 4,4 мм. Длина ступицы кол. lст = 85 мм. Длина шпонки из ряда l =70 мм. lр = 70 –18 = 52 мм. МПа Шпонка не сминается. 8.3 Шпонка на выходном конце вала колеса. Расчет на смятие Твк = 540·103 Н·мм, d1к = 50 мм, b = 14 мм, h = 9 мм, t1 = 5,5 мм, t2 = 3,8 мм. Длина ступени равна длине полумуфты lст =110 мм. Длина шпонки l =100 мм. lр =86 мм МПа Шпонка не сминается. ЛИТЕРАТУРА 1. Ерохин М.Н., Карп А.В. и др. Детали машин и основы конструирования. М.: 2004. 2. Иванов М.Н. Детали машин. М.: 2003. 3. Чернавский С.А., Боков К.Н. , Чернин И.М., и др. Курсовое проектирование деталей машин. М.: 2013. 4. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование детали машин: - М.: Высшая школа, 1999. |