МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЭСКИЗНАЯ КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА





 

Ориентировочный расчет валов.

Диаметры валов предварительно определяются из условия прочности на кручение.

где - крутящий момент передаваемый валом

- полярный момент сопротивления

; ; .

- допускаемое напряжение при кручении. = МПа.

= 141 Н м = 141 103 Н мм. = 540 Н м = 540 103 Н мм.

. .

При выполнении 1-й эскизной компоновки валы принимаются гладкими, подшипники выбираются шариковые, средней серии 300 по Ø вала.

Построение ведется в масштабе 1 : 1.

Для подшипников качения при 300 000 мм об/мин выбирается пластичная смазка. Где - Ø вала в мм, - частота вращения в об/мин.

мм об/мин

мм об/мин

Рисунок 4.3 Эскизная компоновка редуктора


 

РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА

5.1 Изображение основных элементов редуктора в диметрии

1 – шкив; 2 – шестерня, 3 – колесо, 4 – вал шестерни, 5 - вал колеса

Рисунок 5.1 Силы, действующие на валы

5.2 Исходные данные

Таблица 5.1

Данные для расчета валов.

Сила действую-щая на вал, Fв, Н   Угол наклона гибкой передачи, β° Составляющие силы Fв, Н Ft, Н Fг,Н Fа,Н dш/2, м dк/2, м a, м b, м c, м d, м е, м Момен-ты на валах, Н·м
г, Н в, Н Тш Тк
50° сos50°   sin50°   0,032 0,128 0,101 0,067 0,067 0,071 0,071

5.3 Вал шестерни

5.3.1 Определение сил реакций в опорах, построение эпюр изгибающих и крутящих моментов.

Расчетная схема нагружения вала шестерни

а) Горизонтальная плоскость.

г· а – Ft · в + Rвx· (в+с) = 0

Rвx = = = 1260,8 Н

г· (а+в+с) – Rаx· (в+с) + Ft· c = 0

Rаx =

Проверка: – Rах - Rвх + Fвг+Ft = 0

– 4400,2 - 1260,8 + 1252+4409= 0

Эпюры изгибающих моментов в характерных точках.

Ми1= 0

Ми2 = Fвг а = 1252 0,101 = 126,5 Н·м

Ми3=Fвг·(а+в) – Rах·в = 1252 0,168 – 4400,2 · 0,067 = –84,48 Н·м

Ми3 (справа) = -Rвх · с = -1260,8 · 0,067 = -84,48 Н·м

Ми4 = 0

б) Вертикальная плоскость

в· а – Fr · в + Fa · dш/2 - Rву· (в+с) = 0

Rву = = = 533 Н

в· (а+в+с) + Rау· (в+с) + Fr· c+ Fa · dш/2 = 0

Rау =

Проверка:

в +Rву + Rау + Fr = 0

1492 + 533 - 3668 + 1643 = 0 2025 – 2025 = 0

Эпюры Ми в характерных точках

Ми1 = 0

Ми2=Fвв · а = 1492 0,101 = 150,69 Н·м

Ми3=Fвв· (а+в) + Rау · в = 1492 0,168 - 3668 · 0,067 = 4,9 Н·м

Ми3 (справа) =Rву · с = 533 · 0,067 = 35,71 Н·м

Скачок: 35,71 - 4,9 = 30,81 Н· м

Fа · = 963 · 0,032 = 30,81 Н·м

Суммарный изгибающий момент

МиΣ = ; МиΣ1 = 0

МиΣ2 = = 196,8 Н·м

МиΣ3 = = 91,7 Н·м

МиΣ4 = 0

 

Момент эквивалентный в характерных точках

Мэкв = Мкр = Т2 = 141 Н м

Мэкв 1 = = 141 Н м

Мэкв 2 = = 242,1 Н·м

Мэкв 3 = = 168,2 Н м

Мэкв 4 = Н·м

Мэквmax =242,1 Н·м

 

5.3.2 Требуемый диаметр вала в наиболее нагруженном сочетании

dв =

dвш = = 35 мм

 

5.4 Вал колеса

5.4.1 Определение сил реакций в опорах, построение эпюр изгибающих и крутящих моментов

Расчетная схема нагружения вала колеса

а) Горизонтальная плоскость

; Ft· d - Rвх· (d+е) = 0

; RАх· (d+е) – Ft · e = 0

RАх =

Проверка: RАх + RВх Ft = 0; 2204,5 +2204,5 – 4409 = 0; 4409 = 4409

Эпюры Ми в характерных точках

Ми1 = 0 ;

Ми2 = RАх· d = 2204,5 0,071= 156,52 Н м

Ми2(справа) = RВх · е = 2204,5 0,071= 156,52 Н м

Ми3 = 0

б) Вертикальная плоскость

; Fr· d – Rву· (d+е)+ Fa· dк/2 = 0; Raу =

; RАy· (d+е) – Fr · e+ Fa· dк/2 = 0

Rву =

Проверка: Rау + Rву - Fr = 0; – 46,6 + 1643 = 0 0 = 0

Эпюры Ми в характерных точках

Ми1 = 0;

Ми2= Rау· d = 1689,6 0,071= 119,96 Н·м

Ми2(справа) = RВy · е = -46,6 0,071= -3,31 Н м

Ми3 = 0

Скачок: 119,96 + 3,31 = 123,3 Н м; Fа · = 963 · 0,128 = 123,3 Н м

Суммарный изгибающий момент



МиΣ =

МиΣ1 = 0; МиΣ2 = 197,2 Н·м ;

МиΣ3 = Н м

Момент эквивалентный в характерных точках

Мэкв = ; Мэкв 1 = = 0 Н·м

Мэкв 2 = = 574,9 Н м; Мэкв 3 = Мэкв 4 Н м

5.4.2 Требуемый диаметр вала в наиболее нагруженном сечении


 

5.5 Определение размеров ступеней валов редуктора

Рисунок 5.2 Эскизы валов

d = 34 мм d = 50 мм ; d = 48 мм d = 65 мм   d = 40 мм d = 55 мм  

lст(кол) = (1,2÷1,5)dв = (1,2÷1,5) ·65 = 78 ÷97,5 = 85 мм

dст = (1,6÷1,8) ·65 = 104 ÷117 = 110 мм ; С = (0,2÷0,3) bк = 12,8 ÷ 19,2 15 мм

Вал зубчатого колеса одноступенчатого редуктора имеет три ступени: 1) выходной конец диаметром d1; 2) участок вала под подшипниками – d2 ; 3) участок вала под зубчатым колесом – d3.

Диаметр выходного конца вала рассчитывают по формуле

d1= , где Т –крутящий момент передаваемый валом,

допускаемые напряжения при кручении; .

d = = 31 мм ; d = = 47,6 мм.

Диаметры выходных концов валов и участков под зубчатыми колесами выбирают из разряда Rа 40; [3] с 161.

10; 10,5; 11; 11,5; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19;20; 21; 22; 24; 25; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 52; 55; 60; 63; 65; 70; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130 и далее через 10 мм 33 числа.

d = 34 мм; d = 50 мм.

Диаметр участков под подшипниками

d2 = d1 + 2t, где t – высота буртика.

Таблица 5.2

Значение высоты буртика t и фаски подшипника r, мм

d 17-24 25-30 32-40 42-50 52-60 62-70 71-85
t 2,2 2,5 2,8 3,3 3,5
r 1,6 2,5 3,5 3,5

 

d = d + 2t = 34 + 2 · 2,5 = 40 мм.

d = d + 2t = 50 + 2 · 2,8 = 55 мм.

d2 округляют до целого числа, оканчивающегося на 0 или 5.

d = 34 мм; d = 50 мм.

Диаметры участков под зубчатыми колесами.

d3 = d2 + 3,2r ; d = d + 3,2·2,5 = 40 + 8 = 48 мм;

d = d + 3,2·3 = 55 + 9,6 = 64,6 мм ≈ 65 мм.


6.ПОДБОР И РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

6.1 Вал шестерни

 

6.1.1 Исходные данные. d = 40 мм; nш = 648 об/мин.

Fа = 963 Н, где Fа – осевая нагрузка

Lh = 10000 ч, где Lh – номинальная долговечность в ч.

RАХ = 4400,2 Н; RАУ = 3668 Н; RВХ = 1260,8 Н; RВУ = 533 Н.

6.1.2 Определение сил реакций в опорах

FrA = RА = .

FrB = RB = .

 

6.1.3 Подбор подшипников ведется по максимально нагруженной опоре А.

Если – устанавливаются радиальные подшипники.

При – радиально-упорные.

Подшипники выбираются шариковые радиальные однорядные (рис. 6.1).

Рисунок 6.1 Типы подшипников, используемых в редукторах:

а) шариковый радиальный; б) радиальный с короткими цилиндрическими роликами;

в) конический роликовый; г) шариковый радиально-упорный.

 

Рисунок 6.2 Схемы установки подшипников

6.1.4 Подбор подшипника начинается с легкой серии по диаметру вала. Подшипник 208. Грузоподъемность С = 32 кН, С0 = 17,8 кН (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1

Шарикоподшипники радиальные однорядные. Размеры мм

6.1.5 Расчет динамической грузоподъемности

, где – эквивалентная нагрузка.

– постоянная радиальная нагрузка, под действием которой подшипник качения будет иметь такую же долговечность, как и в условиях действительной нагрузки.

, где .

– коэффициенты при радиальной и осевой нагрузках (см. табл. 6.2).

 

Таблица 6.2

Значение X и Y для подшипников

 

– коэффициент, учитывающий вращение наружного или внутреннего колец подшипника.

, если вращающееся внутреннее кольцо – наружное.

– коэффициент безопасности .

– температурный коэффициент при .

– показатель степени, зависящий от формы контактирующих тел,

для шарикоподшипников, для роликоподшипников.

– ресурс работы подшипников.

Для подшипников редукторов принимают 10 000 часов.

Для определения рассчитывают отношение .

Для этого отношения е=0,25.

= 0,17 е=0,25 .

= = Н.

.

Условие не соблюдается 58543 32000.

 

Выбираем подшипник тяжелой серии.

, подшипник 408. Грузоподъемность кН, кН.

;

Для отношения , значение е будет в пределах от 0,19 до 0,22.

; ; .

= = 8021 Н.

.

Условие 58 543 63 700.

 

6.1.6 Долговечность подшипников в часах

Подшипник 307 удовлетворяет заданным условиям.

 

6.2 Вал колеса

6.2.1 Исходные данные: d = 55 мм; nк = 162,42 об/мин; Fа = 963 Н;

RАХ = 2204,5 Н; RАУ = 1689,6 Н; RВХ = 2204,5 Н; RВУ = 46,6 Н.

6.2.2 Определение сил реакций в опорах

FrA = .

FrB = .

6.2.3 Подбор подшипников

Устанавливаются радиальные шарикоподшипники 211.

Подшипник 211. С = 43,6 кН, С0 = 25 кН.

;

Используя метод интерполяции составим соотношение:

0,056-0,028=0,028; 0,26-0,22=0,04; 0,056-0,039=0,017.

0,028 – 0,04

0,017 – х

Для отношения , е=0,236.

= 0,347 е=0,236;

= Н

Таблица 6.3

Параметры подшипников

Вал Под- шип- ник d D B r Грузоподъемность
Динамич. C, кН Статич. Cо, кН
Вал шестерни 3,0 63,7 36,5
Вал колеса 2,5 43,6 25,0

 

Н=0,5 (D- d); s ; Dw = 0,64Н 0,6 Н.


 

7. Выбор и проверочный расчет соединительной муфты

 

Таблица 7.1

Муфты фланцевые (по ГОСТ 20761 – 80, с сокращениями). Размеры, мм

 

Типоразмер муфты выбирают по величине расчетного вращающегося момента с учетом диаметров валов.

,

где – коэффициент, учитывающий условие эксплуатации, его значения приведены в табл. 7.2, ;

– допускаемые значения вращающегося момента.

– момент передаваемый валом колеса, .

.

Таблица 7.2

Значение коэффициента k, учитывающего условия эксплуатации привода

Выбирается муфта, передающая максимальный крутящий момент равный 1000 .

Диаметр отверстий полумуфт d=55 мм равен диаметру выходного конца вала колеса d=55 мм.

Наружный диаметр муфты Д=180мм. dб – диаметр болта установленного в отверстии без зазора. dб= 13 мм.

При расчете болтовых соединений фланцевых муфт следует учитывать, что половина общего числа болтов устанавливается в отверстия с зазором, другая половина без зазора. Поэтому достаточно проверить только последние на срез по условию прочности.

,

где – окружная сила, приходящаяся на один болт;

– диаметр расположения болтов. ;

– число болтов поставленных без зазора;

Z – общее число болтов;

– допускаемое напряжение на срез; .

Число болтов Z = 4 при Т ≤ 103 Н·м.

Z = 6 при Т > 103 Н·м.

– площадь среза, площадь сечения болта установленного в отверстие без зазора

; ;

 

; .

 

Срез болтов не произойдет.

 

 

Рисунок 7.1 Болт, устанавливаемый в отверстие без зазора

 

 


 

8. Выбор и проверочный расчет шпонок

 

Для соединения вала с деталями, передающими вращение, в штучном и мелкосерийном производстве часто применяют призматические шпонки (табл. 8.1) из стали, имеющей σв > 600 МПа, например из сталей 45, Ст 6.

Длину шпонки назначают из стандартного ряда так, чтобы она была несколько меньше длины ступицы (примерно на 5-10 мм). Напряжение смятия узких граней шпонки не должно превышать допускаемого, т.е. должно удовлетворяться условие

 

 

где F = ; Т – передаваемый вращающий момент, Н · м; d – диаметр вала в месте установки шпонки; площадь смятия Асм = (h – t1)lр; lр – рабочая длина шпонки: для шпонки с плоскими торцами lр = l, при скругленных торцах lр = l – b; при стальной ступице и спокойной нагрузке допускаемое напряжение смятия [σ]см ≤ 100 МПа; при колебаниях нагрузки следует снижать [σ]см на 20 – 25%; при ударной нагрузке снижать на 40 – 50%; для насаживаемых на вал чугунных деталей приведенные значения [σ]см снижать вдвое.

С учетом приведенных выше значений F и Асм представленную формулу приводят к виду

 

 

Если при проверке шпонки σ см окажется значительно ниже [σ]см, то можно взять шпонку меньшего сечения – как для вала предыдущего диапазона диаметров, но обязательно проверить ее на смятие.

Если же σ см окажется больше [σ]см, то допускается установка двух шпонок под углом 180° (предполагается, что каждая шпонка вос­принимает половину нагрузки), однако рациональнее перейти на шлицевое соединение.

 

Таблица 8.1

Шпонки призматические по ГОСТ 23360-78, с сокращениями. Размеры в мм.

 

 


Рисунок 8.1 Основные размеры шпоночного соединения

 

8.1 Шпонка на выходном конце вала шестерни. Расчет на смятие

Твш = 141·103 Н·мм, d = 34 мм, b = 10 мм, h = 8 мм, t1 = 5,0 мм,

t2 = 3,3 мм.

Длина ступицы шкива L = 65 мм. Длина шпонки из ряда l =56 мм.

lр = 56 – 10 = 46 мм.

МПа

Шпонка не сминается.

 

8.2 Шпонка под колесом. Расчет на смятие

Твк = 540·103 Н·мм, d = 65 мм, b = 18 мм, h = 11 мм, t1 = 7,0 мм,

t2 = 4,4 мм.

Длина ступицы кол. lст = 85 мм. Длина шпонки из ряда l =70 мм.

lр = 70 –18 = 52 мм.

МПа

Шпонка не сминается.

 

8.3 Шпонка на выходном конце вала колеса. Расчет на смятие

 

Твк = 540·103 Н·мм, d = 50 мм, b = 14 мм, h = 9 мм, t1 = 5,5 мм,

t2 = 3,8 мм.

Длина ступени равна длине полумуфты lст =110 мм. Длина шпонки

l =100 мм. lр =86 мм

МПа

Шпонка не сминается.


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ерохин М.Н., Карп А.В. и др. Детали машин и основы конструирования. М.: 2004.

2. Иванов М.Н. Детали машин. М.: 2003.

3. Чернавский С.А., Боков К.Н. , Чернин И.М., и др. Курсовое проектирование деталей машин. М.: 2013.

4. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование детали машин: - М.: Высшая школа, 1999.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.