Размещение двигателей над крылом обеспечивает прирост подъемной силы, практически исключает попадание в воздухозаборник посторонних предметов, снижает уровень шума. Вспомогательная силовая установка состоит из одного газотурбинного двигателя ТА-8 с системой отбора воздуха за компрессором. Вспомогательная силовая установка обеспечивает: -запуск двигателей Д-36 на земле и в полете на высотах до пяти тысяч метров, - питание сжатым воздухом системы кондиционирования на земле, - питание борт сети самолета переменным электрическим током на земле и в полете до пяти тысяч метров. Двигатель ТА-8 установлен в правом обтекателе шасси. Его запуск осуществляется с помощью стартера-генератора от аэродромного источника постоянного тока напряжением 27 В или от самолетных аккумуляторных батарей.  Рисунок 11 – Воздухозаборник и капоты двигателя. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯвключает в себяэлектрогидромеханический комплекс, который обеспечивает управление рулем высоты с триммером-сервокомпенсатором, рулем направления с триммером, элеронами с триммером и интерцепторами-элеронами. В систему управления самолетом входят взлетно-посадочные устройства: закрылки, предкрылки крыла, дефлекторы стабилизатора, интерцепторы. К механической проводке управления элеронами рулем высоты и рулем направления подсоединены рулевые машины автопилота системы автоматического управления самолетом САУ-72. Путевой канал системы используется для демпфирования рыскания. Управление самолетом — двойное. Оно осуществляется с мест правого и левого пилотов с помощью командных органов или бортовой системы автоматического управления самолетом. Управление триммерами — электродистанционное. Для фиксации рулей и элеронов на стоянке предусмотрена система стопоре- ния, которая приводится в движение с помощью электромеханизмов. Управление электромеханизмами стопорения осуществляется рычагом на левой стороне центрального пульта кабины экипажа. ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМАсамолета состоит из двух систем: левой и правой. Она служит для питания рабочей жидкостью АМГ-10 приводов систем управления самолетом и механизации крыла, уборки-выпуска шасси, поворота колес передней опоры, торможения колес, управления грузовым люком, стеклоочистителями, реверсом тяги двигателей, аварийным открытием входной двери, опусканием и подъемом опор под порогом грузового люка. Основным источником давления в каждой гидросистеме служит гидронасос переменной производительности с приводом от двигателя. В левой гидросистеме имеются электроприводная насосная станция и блок питания с ручным приводом, которые служат резервным источником питания. Насосная станция обеспечивает питание рабочей жидкостью потребителей при наземном обслуживании самолета и подзарядку гидроаккумулятора стояночного торможения. Для выполнения операций по управлению грузовым люком при выключенных источниках питания, а также для дозаправки гидробаков используется насос с ручным приводом. Линии нагнетания гидросистем соединены между собой краном кольцевания, что позволяет пользоваться насосами для питания любого потребителя и обеспечивает работу обеих гидросистем от одного из двигателей или при отказе одного из насосов без нарушения герметичности системы. Обе системы имеют отдельные гидробаки, конструктивно объединенные в один блок, снабженный системой наддува. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА включает я себя семь баков-кессонов крыла общей емкостью 16250 л. Баки разделены на четыре очереди выработки топлива: нулевая, первая, вторая и третья. Расходными баками являются баки третьей очереди, в которых имеются расходные отсеки. Бак нулевой очереди емкостью 2395 л используется как резервный и заправляется только при полете на большие расстояния. Питание двигателей — автономное: левый двигатель питается из баков левого полукрыла, правый — из баков правого полукрыла. Магистрали питания двигателей соединены между собой краном кольцевания. Питание вспомогательной силовой установки осуществляется из магистрали питания левого двигателя или от насоса питания вспомогательной силовой установки, установленного а правом баке третьей очереди. Управление заправкой и выработкой топлива по заданной программе выполняется автоматически системой управления и измерения топлива или вручную. Применяемые топлива с противообледенительной присадкой позволяют осуществлять заправку топливом при температуре плюс пять градусов и ниже. Дренаж баков производится через бак нулевой очереди, сообщающийся трубопроводами со всеми баками и с атмосферой. Аварийный слив топлива осуществляется из системы выработки с включением подкачивающих и перекачивающих насосов. Краны слива установлены в магистралях выработки топлива в гондолах двигателей с правой стороны. Можно производить слив и через клапаны слива отстоя, имеющиеся в каждом баке. ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕвключает в себя систему пожарной сигнализации, систему пожаротушения, переносные ручные огнетушители, систему сигнализации о перегреве двигателей и систему нейтрального газа. Управление системой пожаротушения — электрическое, осуществляется со щитка в кабине экипажа. Для защиты топливных баков от взрыва при полете самолет оборудован системой нейтрального газа, обеспечивающей создание в баках взрывобезопасной среды. Для уменьшения опасности возникновения пожара на самолете предусмотрены также противопожарные экраны, препятствующие распространению пожара, соответствующая компоновка агрегатов, систем и оборудования, применение огнестойких материалов, дренаж мест возможного скопления горючих жидкостей. Для предотвращения возникновения пожара при посадке с убранным шасси предусмотрено аварийное автоматическое включение системы пожаротушения механизмом, установленным в нижней части фюзеляжа. СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАконструктивно состоит из правой и левой систем, предназначенных для кондиционирования воздуха соответственно в кабине экипажа и в грузовой кабине. Отбор воздуха для системы кондиционирования производится от четвертых ступеней компрессоров высокого давления каждого двигателя или от вспомогательной силовой установки. Система кондиционирования воздуха может работать на земле и в полете (включая взлет) с отбором воздуха от двигателей, работающих не ниже малого газа, а на земле — также с отбором воздуха от вспомогательной силовой установки. Система кондиционирования также может работать и как холодильник. В этом случае грузовой отсек превращается в рефрижераторную камеру. Управление работой системы кондиционирования выполняется автоматически с помощью системы автоматического регулирования давления и температуры или вручную. Для контроля работы этой системы служит световая сигнализация в кабине экипажа.  Рисунок 12 – СКВ и ТХУ в левом обтекателе центроплана. ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМАслужит для наддува блоков радиоэлектронной аппаратуры и регулировки давления в пневматиках колес основного шасси. Система наддува обеспечивает давление от 0,9 до 1,1 даН/см2 на всех высотах полета самолета и на всех режимах работы двигателей. Система регулирования давления в пневматиках предназначена для обеспе- чения заданного давления в пневматиках колес в зависимости от массы самолета и состояния взлетно-посадочной полосы с целью улучшения проходимости самолета по грунтовым аэродромам. Отбор воздуха для пневмосистемы производится от системы кондиционирования воздуха. КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕприменяется при падении барометрического давления в гермокабине, а также для защиты органов дыхания и зрения от дыма и токсичных газов, выделяющихся при пожаре, члены экипажа и пассажиры обеспечиваются кислородом. Оборудование включает два баллона по 10 л каждый, три комплекта кислородного оборудования для членов экипажа и систему трубопровода с индивидуальными точками для подсоединения кислородных масок в грузовой кабине. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМАобеспечивает защиту самолета от обледенения при температуре наружного воздуха до минус 30℃. Противообледенительная система состоит из воздушно-тепловой и электро-тепловой систем. Воздушно-тепловая система обеспечивает защиту от обледенения предкрылков, дефлекторов стабилизатора, носка киля, воздухозаборников двигателей, воздухозаборников системы дренажа топливных баков. Электро-тепловая система предназначена для обогрева лобовых стекол фонаря, приемников воздушного давления и полного давления. Кроме того, для удаления воды, подтаявшего льда и снега лобовые стекла кабины экипажа оборудованы двумя стеклоочистителями с гидравлическим приводом. Отбор воздуха для противообледенительной системы воздухозаборников двигателей производится за третьей ступенью компрессора высокого давления двигателя, для противообледенительной системы крыла и оперения — от системы кондиционирования воздуха. Система может включаться автоматически — по сигналу сигнализатора обледенения или вручную. Отключение системы производится только вручную. ГРУЗОВАЯ СИСТЕМАнеобходима для размещения и крепления грузов, транспортируемых в контейнерах и на поддонах, самолет оснащен рольганговым оборудованием. Роликовые дорожки обеспечивают перемещение грузов при погрузке и выгрузке, а также при парашютном десантировании. Это оборудование дает возможность даже одному человеку легко переместить груз весом до 2000кг. Погрузка самоходной колесной техники осуществляется по рампе грузового люка своим ходом. В грузовой кабине самолета установлены трафареты, определяющие порядок погрузки, размещения и выгрузки грузов.  Рисунок 13 – Грузовая кабина. ОСНОВНОЙ СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯявляется сеть трехфазного переменного тока напряжением 200/115В. Системы электропитания бортовых потребителей 36 и 27 В являются вторичными, так как их основные источники — трансформаторы и выпрямительные устройства— преобразуют электроэнергию сети электроснабжения напряжением 200/115В. Агрегаты системы электроснабжения работают одновременно, каждый на свою группу шин, образуя независимые каналы. При отказе любого источника системы электроснабжения его шины автоматически переключаются на работающий источник электроэнергии. Системы электроснабжения автоматизированы, что в большинстве случаев не требует применения ручных операций переключения при возникновении неисправностей в системах. Предусмотрены также различные виды защиты, автоматически отключающие отказавший источник электроэнергии или неисправный участок распределительной сети. Аварийным источником электроэнергии трехфазного переменного тока является статический преобразователь, который преобразовывает постоянный ток от аккумуляторных батарей в переменный однофазный. Разъем аэродромного питания, установленный на правом обтекателе шасси, обеспечивает подключение к борт сети наземного источника 27 В.  Рисунок 14 – Вид на панель КВС. КОМПЛЕКС ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОГО И РАДИОСВЯЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯобеспечивает высокую точность самолетовождения на маршруте и при заходе на посадку в сложных метеорологических условиях, днем и ночью. Техника пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров имеет свои особенности. Взлет и посадка на них производится по крутым траекториям. Это требует увеличенных углов обзора из кабины в направлении вперед-вниз. Время для действий летчика органами управления сокращается. Все это учитывали конструкторы при проектировании кабины экипажа. Компоновка кабины экипажа самолета Ан-72 выполнена на основе комплексного эргономического анализа системы “экипаж—самолет”. Размещение пультов управления, индикаторов, общая планировка кабины обеспечивают удобную работу членам экипажа на всех этапах полета. Применение на рабочих местах таких средств отображения информации, как динамические мнемосхемы, светодиодные мнемоиндикаторы, централизованная система сигнализации, обладающая гарантированным эффектом применения внимания, позволяет значительно снизить загрузку экипажа.  Рисунок 15 – Рабочее место второго пилота. |