Критерии работоспособности и расчета зубчатых передач ЛЕКЦИИ 3,4 Краткое содержание Кинематика зубчатых передач. Силы в зацеплении. Критерии работоспособности. Расчет цилиндрических зубчатых передач на прочность. Выбор модуля и числа зубьев. Кинематика зубчатых передач Основной кинематической характеристикой зубчатой передачи является передаточное отношение , (3.1) выражающее отношение угловых скоростей и колес при передаче движения от колеса 1 к колесу 2. Передаточное число: . (3.2) Соотношение передаточного числа и передаточного отношения : . По геометрическим и конструктивным соображениям желательно, чтобы колесо имело не меньше 10-13 зубьев и не больше 100-130 зубьев. При этом передаточное отношение зубчатой пары в среднем будет лежать в пределах от 10 до 0,1. Если в конструкции необходимо реализовать передаточное отношение, выходящее за эти пределы, применяют несколько последовательно расположенных зубчатых пар – ряд зубчатых колес. Пример 3.1. Определить передаточное число многоступенчатой зубчатой передачи (рис.3.1). Число зубьев зубчатых колёс: z1=15, z2=30, =12, z3=24, =14, z4=28, , z5=36. Решение: . Знак «-» учитывает, что зубчатые колеса в паре с внешним зацеплением вращаются в противоположную сторону. Рис.3.1 Силы в зацеплении В зубчатом зацеплении движение передаётся посредством силы нормального давления в точке контакта зубьев . В прямозубой цилиндрической передаче сила направлена по линии зацепления (рис.3.2). Силу прикладывают в полюсе зацепления и раскладывают на две составляющие: · окружную силу , направленную касательно к делительной окружности . (3.3) · радиальную силу , направленную по радиусу к центру колеса . (3.4) Рис.3.2 Сила нормального давления  , (3.5) где - угол зацепления; - крутящий момент на колесе (шестерне). Сила трения    Критерии работоспособности и расчета зубчатых передач Для зубчатых передач основным критерием работоспособности является прочность зубьев. Под действием нормальной силы и силы трения зуб находится в условиях сложного напряженного состояния. На работоспособность зубчатого колеса основное влияние оказывают два напряжения (рис. 3.3): контактные напряжения , действующие в месте контакта зубьев, и напряжения изгиба , наибольшие из которых действуют в основании зуба. Напряжения и меняются по прерывистым пульсирующим циклам.  Рис.3.3 Циклическое изменение напряжений может быть причиной поломки зубьев и усталостного выкрашивания их поверхностей. Кроме того, имеющиеся в зацеплении относительные скольжения профилей вызывает абразивныйизнос и заедание зубьев. Виды разрушений зубьев 1.Поломка зубьев- связана с действием напряжений изгиба . Меры предупреждения. · увеличение модуля  · положительное смещение при нарезании зубьев, · термообработка, наклеп, уменьшение концентрации нагрузки по краям зубьев. 2.Усталостное выкрашивание - основной вид разрушения поверхности зубьев при хорошей смазке (в закрытых передачах) Вызывается циклическим действием переменных контактных напряжений  Меры предупреждения · расчет на выносливость по контактным напряжениям ; · повышение твердости материала путем термообработки ; · повышение степени точности изготовления зубчатых колес 3.Абразивный износ - основной вид повреждения зубьев при плохой смазке (открытые передачи). Происходит вследствие попадания в зацепление пыли, продуктов изнашивания и т.д. Меры предупреждения - повышение твердости и чистоты поверхности зубьев ;
- защита от абразивных частиц ;
применение масел с химически активными добавками. 4.Заедание - наблюдается в высоконагруженных скоростных передачах. В месте соприкосновения зубьев значительно повышается температура, способствующая разрывам масляной плёнки. Происходит микросваривание частиц металла с последующим их отрывом от основного металла. Образовавшиеся наросты задирают поверхность зубьев в направлении скольжения. Меры предупреждения · интенсивное охлаждение смазки ; · применение специальных противозадирных масел.  Вывод: Основными критериями работоспособности зубчатых передач являются контактная и изгибная прочность и износостойкость. Расчёт цилиндрических прямозубых передач на прочность Расчёт цилиндрических зубчатых передач на прочность стандартизован ГОСТ 21354-75. ГОСТом предусмотрен расчёт прочности зубьев по контактным напряжениям и расчёт прочности по напряжениям изгиба. |