МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Федоскинская лаковая миниатюра





ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

К защите профессионального модуля

ПМ.02 Производственно-технологическая деятельность

ТЕМА:

«Масленица, ярмарка»

Выполнил(ла): обучающийся 4-го курса

специальности 072601(54.02.02)

«Декоративно прикладное искусство и народные промыслы»

по виду «Художественная роспись по дереву»

Карпова Дарья Павловна

Руководитель: Хрипунова Н.В.,

преподаватель ГБПОУ СО СКИК

 

 

Г.о. Сызрань

2016 г.

 

 

Содержание:

1. Введение
2. Глава 1. Изучение истории лаковой миниатюры.
3. Глава 2. Изучение истории и традиций масленицы
4. Глава 3. О моей работе.
5. Копирование.
6. Заключение.
7. Список литературы.
8. Приложение.

 

 

Введение:

Доска, которую я сделала, выполнена в декоративной гуашевой росписи. Ее сюжет основывался на праздновании такого прекрасного праздника, как масленица. На моем панно изображена ярмарка и сжигание чучела по традиции.

В наше время празднование масленицы актуально, так как имеет свою многолетнюю историю и является народным праздником и самым весёлым на все времена. Так же несёт в себе патриотический смысл.

Целью моей работы является выполнение панно в гуашевой росписи

Задачи в моей работе таковы: 1. изучение истории лаковой миниатюры. 2. изучение истории и традиций масленицы. 3. поэтапное выполнение работы над панно.

Искусство лаковой живописи родилось на Востоке в глубокой древности. Из старых китайских манускриптов известно, что соком лакового дерева покрывались художественные изделия еще 2000 лет назад. Не меньшей древностью отличались и японские лаки. Сказочное богатство орнаментальных форм, сочетание черного фона с мерцанием золотых силуэтов и линий завораживали своей красотой и превращали восточные лаки в настоящие художественные ценности.

В эпоху средневековья искусство росписи лаковой поверхности проникло в Индию и Персию, а в XVII столетии – в Европу. В это время приобретают известность французские лаки, особенно фирмы братьев Мартэн, и шотландские лаки. В Германии, в Брауншвейге, в 1763 году открывается фабрика Штобвассера, быстро завоевавшая признание в Европе за высокое качество лака и живописных изображений на табакерках и шкатулках. Изготовление первых лаковых изделий в России относится к началу XVIII века. При декоративном оформлении дворца Монплезир в Петергофе «Китайский кабинет» был оформлен 94 лаковыми панно в китайском стиле. Работы выполняли русские мастера лакирного дела. К середине XVIII столетия в России, как и в Европе, в моду входят лаковые табакерки из папье-маше, украшенные нарядной росписью с живописью в виде аллегорий, галантных сцен, в которых отразились изысканные изломы рокайльных мотивов и четкие композиции ранней классики.

В конце века появляются табакерки, украшенные металлическими чеканными медальонами с портретами царей – Петра I, Екатерины II или медалями, выбитыми в честь каких-либо важных событий.

Начало массовому производству лаковых изделий в России положил московский купец П.И.Коробов, основавший в 1795 году под Москвой в сельце Данилково (ныне Федоскино) фабрику по изготовлению лаковых козырьков для киверов – головных уборов солдат и офицеров русской армии. Он пригласил из Германии несколько брауншвейгских мастеров и наладил на своей фабрике производство лаковых изделий.



Существует несколько видов лаковой миниатюры: 1.Федоскино, 2.Палех,3. Холуй,4. Мстера,5. Казакова - декоративная гуашевая роспись. Масленица – это праздник славян, этот праздник был проводами зимы и встречи весны. Как известно славяне были языческим народом, и главным богом они считали бога солнца Ярило, считается что масленица так же и в честь этого бога. Зима для славян была чем - то страшным и опасным и даже была сравнима со смертью, а весна же наоборот сравнивалась с жизнью. Существует много традиций и обрядов, связанных с масленицей.

Глава 1:

Федоскинская лаковая миниатюра

История промысла Федоскино – родина русских художественных лаков. Именно здесь впервые в России сформировалось искусство художественной миниатюры, известное во всем мире. В 1798 году купец П. И. Коробов основал в селе Данилково первую в России фабрику лакированных изделий из папье-маше, украшенных гравюрами и художественной росписью (главным образом табакерок). Между 1817 – 1819 годами коробовская фабрика переходит к зятю П.И. Коробова П.В. Лукутину. С переходом фабрики к новому владельцу дело получает невероятный размах. Наряду с табакерками Лукутин налаживает выпуск целой серии художественных предметов. Среди них дорожные стаканы, чайницы с росписью на пяти сторонах, шкатулки для рукоделия, декоративные тарелки, лоточки, пепельницы, письменные приборы. После закрытия фабрики Лукутиных, в 1910 году начинает свое существование «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина». Именно эта артель помогает сохранить искусство лаковой миниатюры из папье-маше – художественные традиции, своеобразную технику и высокое мастерство. Артель существует до 1916 года. В советское время в жизни мастеров происходят существенные перемены – в Федоскино строят корпуса новой фабрики. В 1931 году организованна четырехгодичная профессионально-техническая школа федоскинского промысла. В 1938 году при школе образуется музей, в основу которого легла коллекция лукутинских изделий. Большого подъема федоскинская миниатюра достигает в послевоенный период, после возвращения из армии молодых талантливы художников С. Рогатова, В. Липицкого, М. Пашинина, И. Страхова, и других. Позднее ярким представителем промысла становится народный художник России Геннадий Иванович Ларишев. За годы работы на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи Геннадием Ивановичем создано более 250 произведений, основная тема которых – народные сказки («Василиса Прекрасная», «Иван–Царевич», «Ковёр-Самолёт», «Царевич Елисей»). Долгие годы Г.И. Ларишев преподает в Федоскинской школе миниатюрной живописи, курирует на фабрике им же созданную молодежную творческую группу, где трудятся Сергей и Марина Рогатовы. Художник становится идейным вдохновителем федоскинской школы живописи, и с 1980 по 2000 гг., как секретарь Союза художников России, представляет интересы народного искусства. В эти годы промысел развивается, появляются новые талантливые художники. Именно благодаря Г. И. Ларишеву и его ученикам заметно усиливается творческое направление. В наши дни большинство художников перешли к самостоятельной творческой работе и создают изделия в единственном экземпляре или ограниченными сериями. На фабрике также сохранилось небольшое производство. Промысел живет и развивается, а в 2015 году отмечает свой юбилей – 220 лет. Процесс создания шедевров Живописные миниатюры выполняются маслом в технике многослойного письма. Процесс создания состоит из последовательности нанесения и проработки трех-четырех живописных слоев (подмалевка, прописи, лессировки, бликовки), каждый из которых всякий раз хорошо просушивается и покрывается лаком. Именно применение многослойной живописи в федоскинской миниатюре помогает достичь богатства цвета и технической завершенности работ. Традиционно для таких миниатюр существует два вида живописи – «по плотному» и «по сквозному». Письмо «по плотному» выполняется непрозрачными красками, при этом проработка деталей осуществляется мелкими мазками с ювелирной тщательностью. Письмо «по сквозному» применяется в случае, если изделия инкрустируются кусочками перламутра, золотыми или серебряными пластинками – «скань». В этом случае живопись усиливается блеском металлической подкладки или радужными переливами перламутра. Работы редко выполняются целиком прозрачными красками. Обычно это смешанная техника с чередованием ярких и нежных, блестящих и матовых, прозрачных и плотных участков живописной поверхности, которые создают неповторимый декоративный эффект. Мотивы и сюжеты Первоначально при создании образов использовались рисунки, гравюры и литографии русских и западноевропейских художников, а также русский народный лубок. Первые лукутинские миниатюры писались с образцов, однако нельзя назвать их копиями в буквальном смысле слова. Лукутинская миниатюра – это особый вид декоративной живописи, основанный на переработке копируемых оригиналов в соответствии с задачей художественного оформления предметов. Традиционными становятся сцены крестьянского труда, семейные и бытовые сцены, сцены народных развлечений, помещичьего быта, охоты и рыбалки. Часто встречаются городские пейзажи, преимущественно виды Москвы и Санкт-Петербурга, портретная миниатюра. Творчество лукутинских мастеров наиболее сильно проявилось в толковании природы. Именно здесь, при вольном копировании пейзажа или замене интерьера пейзажем, потребовалась наблюдательность мастера, глубокое знание им природы и любовь к мельчайшим проявлениям её жизни. Традиционно над разработкой уникальных вещей трудилась лишь часть мастеров. Остальные писали товарную продукцию и делились на троечников, пейзажистов, орнаменталистов, портретистов и т.п. Начиная с прошлого века художники, помимо традиционных сюжетов, стали копировать произведения западных, а также русских художников. Предпочтение отдавалось работам Веницианова, Брюллова, Федорова, Шишкина, Васнецова, Васильева, Репина, Перова. Каждый традиционный сюжет перерабатывался и улучшался не одним мастером, а несколькими, часто жившими в разное время. В этом смысле каждый сюжет является произведением коллективного народного творчества, отсеивая всё случайное и оставляя существенное. Свободное копирование оригиналов подготовило самых творческих мастеров к созданию самостоятельных композиций. В наши дни большинство живописцев также выполняют копийную работу, и лишь отдельные мастера занимаются творчеством.

П́алехская миниат́юра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюраисполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее. Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконытехнологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось пять лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до четырёх лет

Холуйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперойна папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. Д.

Первоначально слободские умельцы (также, как их соседи в Палехе и Мстере) занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготовляя и недорогие иконы для окрестных жителей.

Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных, производств было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком.

В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос: в 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, БорисТихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры[1][2].

В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера). Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.

Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.

Мстёрская лаковая миниатюра — вид русского народного творчества, возникший в посёлке Мстёра Владимирской области

Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок с помощью «припороха» переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится «роскрышь» — нанесение композиции. После этого начинается детальная длительная «роспись». За ними следуют «плави» — приведение цвета к единству. Заканчивает письмо «бликовка» белилами либо творёным золотом. Готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется.

Живопись имеет отвлечённый характер своеобразного панно. Характерная особенность Мстёрской живописи — ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма — голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.

В тематике преобладают русские сказки, бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники.

Казакова-декоративная гуашевая роспись: Елена Казакова (Гордеева) приехала в Сызрань уже сложившимся художником миниатюрной живописи. Она окончила Липецкий филиал Холуйского училища. Вместе с Еленой в Сызрань пришло искрящееся радостью и цветом искусство лаковой росписи, которое давно вошло в сознание людей, как исконно русский вид живописного искусства. В своих работах Елена широко стала использовать архитектурные сюжеты, уже ставшей ей родной, Сызрани. Классическая лаковая миниатюра Холуйской школы пишется темперой и сусальным золотом, что делает её очень дорогой. Елена разработала методику письма миниатюры более дешевыми гуашевыми красками, а иногда и золото заменяла другим подходящим материалом. Разработанная ею методика дала возможность сделать роспись доступной для детского творчества, что в дальнейшем использовалось в годы преподавания Елены в Детской художественной школе г. Сызрани. За разработку авторского программно-методического комплекса по предмету "Декоративно-гуашевая роспись".Елена Николаева стала дипломантом X регионального конкурса профессионального мастерства "Учитель года. Самара". Школа декоративно-гуашевой росписи Елены Казаковой перешагнула стены художественного заведения. Ей обучают в школах искусств, студиях, кружках. Судьба отсчитала ей слишком короткий век жизни на этой земле. Но оказалось, что даже за столь непродолжительные годы Елена оставила значительный и заметный след в культурной жизни нашего города. Её работы с видами Сызрани разошлись по белу свету. Её знания, опыт, новаторские идеи в педагогике продолжаются в работах её последователей и единомышленников, коллег-педагогов. А её душа, мировоззрение, радостное отношение к миру навсегда останутся, как и её сияющие глаза, в её работах.

Глава 2:

Панно выполнено в технике декоративной гуашевой росписи. Сюжет основан по мотивам славянского праздника «масленица». Зима всегда была испытанием для нашего человека: холодно, голодно, темно. Потому приход весны являлся очень радостным событием, которое обязательно нужно было отпраздновать. Древние верили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу.Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу — бога весеннего солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.