ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Лесной и горный пейзаж 1660-х годов Пейзажисты по-новому смотрят на окружающий мир. Главные художники этого периода Якобом ванн Рейсдал. Художников все чаще привлекают лес, горы, бурные водопады. Но еще более важным было то, что сам подход к проблеме изображения видимого мира стал иным. У мастеров предыдущего периода преобладало чисто живописное видение, основанное на восприятии тончайших нюансов цвета и его изменений. Рейсдаль и его современники исходят из другого принципиально отличного понимания окружающей природы. Охватываемые одним взглядом, а небольшой фрагмент родной природы, показанной с конкретной убедительностью и воспринимаемой во всей пластической ясности, четкости форм, становится теперь главным объектом наблюдения. Вместо бескрайних равнин теперь небольшой участок леса, каждое дерево, травка, кустик написаны уверенной кисть мастера, где все ясно , объемно, пластично написано.Точка зрения зрителя приближается но в тоже время художник показывает и глубину в картине, и изображения становятся наглядно ощутимы. Усиливается эмоциональное воздействие показанного художником. Теперь когда все внимание на природе, художник сводит до минимума фигурный стаффаж. Проблема воздушной перспективы отступает на второй план перед стремлением передать глубину, опираясь на ясное распределение постепенно уменьшающихся скал и деревьев. Через зелень листвы видные красные крыши домов, белые стволы берез предают контрастность и красочность изображению. Определенность цвета , четкие очертания, объемные формы, подчеркнутая освещением, характеризуют живописную трактовку. В пейзажах Якоба ванн Рейсдаля присутствует драматическая напряженность и романтические обстановки. Художник передавал сокровенную жизнь природы, которая находит свое выражение в тихих безмолвных лесных чащах и в бурных потоках воды в горах, и в заросшем болоте. Нависающее над землей клубы облаков становится неотъемлемой частью пейзажа, участвуя в создании определенного настроения. Новые художники этого периода Гоббема, Деккер, Дубуа показывают новую природу обжитую человеком .60-е годы справедливо считаются периодом наивысшего рассвета реалистического пейзажа в Голландии.Но в этот же период подготавливаются и условия, приведшие в дальнейшем к упадку голландской реалистической живописи. Якоб ванн Рейсдаль, достигнув в 1660-х годах вершины своего творчества, в последующий он ищет что то новое снижает реалистическую направленность своего творчества так как буржуазия в то время не признает реалистические и гуманистические произведения. Якоб ван Рейсдаль Ранний период деятельности Якоба ван Рейсдаля падает на конец 1640-х и 1650-е годы. Он родился в Гаарлеме в 1628 или 1629 г. Сын мастера рам Исаака ван Рейсдаля. Первые его работы, датированные 1646-1647 годами, показывают раннее развитие живописного дарования юного художника. У кого Рейсдаль учился живописи - неизвестно. Возможно, что первым учителем мальчика был его дядя - Саломон, известный живописец Гаарлема, являвшийся в 1648 г. деканом гильдии художников. Восемнадцатилетний юноша выступает как художник с вполне определившимися взглядами и художественной манерой. В своих картинах он противостоит характерной для 1640-х годов тенденции к единой объединяющей все изображенное тональности. Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Рейсдаля “Домик в роще” -наиболее раннее из известных датированных произведений художника -очень много дает для понимания исходных позиций его творчества. На работе изображена не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Между стволов видна красная крыша домика среди зелени. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. На переднем плане поваленный ствол дерева. Слева видна лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Так же, как и расположившийся у дороги они как то связаны с окружающей природой. Уже в ранних картинах Рейсдаля проявляется его большая самостоятельность в выборе мотива и трактовке тем. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Меня поражает, мастерская передача малейших деталей. Деревья в работе написаны очень характерно. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Даже кара на дереве очень четко прописана и где то местами видно, что она процарапана другим концом кисти. Наиболее интенсивный свет сосредоточен на первом плане, где путем сопоставления пастозных мазков голубоватой, белой и желтоватой краски, с просвечивающим иногда темно-коричневым грунтом, художник характеризует почву. Возникшая годом позднее картина “Крестьянские домики в дюнах” отличается сравнительно небольшими размерами. Изображена холмистая местность с уходящей вглубь дорогой, огибающей небольшой домик, который виднеется справа за деревьями. Мягкие линии дюн и дороги, прячущиеся за деревьями, низкие строения, как бы ограничивающие изображение, — все это говорит о замкнутости и уединенности. Нигде не раскрывается вид вглубь. Все элементы картины тесно связаны между собой. В этой работе достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине. Немногочисленные, небольшие, удачно расставленные фигуры людей находятся в полной гармонии с простыми мотивами природы. Картина выдержана в коричнево-зеленых тонах, показана четкая проработка форм; рисунок деревьев с их тонкой листвой точен и тщателен. Рейсдаль работает густой манерой письма с жирными мазками, которыми живописец характеризует почву освещенной на втором плане дороги с ее темной извилистой колеей. “Пейзаж с путником” 40-50х. В центре картины видна группа деревьев. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. Левее главной группы - кустарники, над которыми поднимается полу засохшее дерево с тонким стволом и ветвями, вырисовывающимися на фоне неба. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она показывает глубь. Пространство пейзажа подчеркнуто также резким уменьшением размеров деревьев от более крупных передних до маленьких дальних. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Эти три картины относящиеся к раннему периоду творчества Рейсдаля. Уже на первых порах он выступает как мастер, одаренный сильной индивидуальностью, вдохновляющийся непосредственными впечатлениями родной природы, самобытный и смелый в простой будничности своих изображений. В (11)начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать. Как показывает ряд возникших в 1650—1655-х годах картин, художник побывал в восточно-нидерландских провинциях, посетил соседние области Германии, ездил по Рейну. К этому времени относятся многочисленные виды немецкого замка Бентхойм, привлекшего Рейсдаля своим живописным расположением, рисунок кистью города Ренена и ряд других пейзажей, свидетельствующих не только об изменении тематики, но и о новых чертах художественного восприятия автора. Теперь он уже не удовлетворяется изображением укромных уголков родной страны, скромными видами проселочных дорог и домиков среди дюн. Стремление к грандиозному, к выделению и подчеркиванию основного, к широко разворачивающемуся вглубь пейзажу все сильнее и сильнее выступает в его живописи. Но величественности и значительности своих изображений Рейсдаль достигает не путем отказа от многообразия реального мира. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. Выделяя и подчеркивая основной мотив, он вместе с тем любовно выписывает каждую травинку, листик, цветок. Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. К 1650-м годам - началу периода новых исканий - относится небольшой, хуже других сохранившийся пейзаж “Дорога на опушке леса”. Опять выбран тихий уединенный уголок, по-прежнему уходит вглубь дорога; но основной характер композиции определяется уже не этим, а нависающим над дорогой полу засохшим деревом. Освещенный, выступающий на фоне листвы кряжистый изогнутый ствол его выделен так сильно, что подчиняет себе все прочие элементы картины. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Природу Рейсдаль показывает теперь уже не с ее идиллической стороны, а в борьбе противоречивых сил роста и увядания. Намечающийся (12) в 1650-х годах поворот Рейсдаля в сторону более углубленного понимания многообразия жизни природы приводит к написанию лучших его произведений. После нескольких лет путешествия художник в 1656 г. поселяется в Амстердаме, главном центре экономической жизни Голландии. Конец 50 и 60 годы - самая блестящая пора в творчестве Рейсдаля. Он поднимается до полных внутренней силы, собранности и мощи изображений природы, подобных которым не знала голландская пейзажная живопись. Эмоциональный подход к действительности обусловливает характерные черты искусства Рейсдаля. В основе творчества великого голландского пейзажиста лежит по существу диалектическое понимание жизни природы __________________________________________________________________ 11,12 Энциклопедия мирового искусства А. К. Киселев. как единства противоположностей. Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности. Отсюда исключительная выразительность лучших пейзажей Рейсдаля, их грандиозность и напряженность. Все в них полно жизни и движения. Подгоняемые ветром несутся по небу облака, со скал низвергаются водопады, волны набегают на берег, а с земли навстречу свету поднимаются мощные, густолиственные деревья, у подножия которых гниют упавшие стволы. В “Речке в лесу” — одном из лучших произведений 1660-х годов — Рейсдаль вводит зрителя в глубь лесной чащи. На картине уже уже не опушка с тесным рядом деревьев. Теперь взгляд проникает в глубь старого леса, где рядом с высоким полу засохшим стволом лежит упавшее дерево, высятся могучие дубы, а извилистая тропинка теряется среди зарослей. Борьба света с постепенно охватывающим природу мраком воплощена в этом чрезвычайно темном по колориту пейзаже, где с неожиданной резкостью выделяется ствол величественного в своем умирании дерева с врезывающейся в небо сухой веткой. Угасающий свет вырывает из темноты белые стволы деревьев, их изогнутые ветки или выступающие из земли корни, дорогу с текущей внизу речкой. Небо играет теперь существенную роль в общей композиции картины, сквозит сквозь листву, отражается в воде. Пронизанное светом, окрашенное у горизонта лучами заходящего солнца, оно контрастирует с темными силуэтами деревьев. В своих ранних произведениях Рейсдаль стремился к гармоничному сочетанию всех частей, то теперь основное это контраст. Светлые стволы выступающие на темно-оливковом фоне листвы в правой части картины, противопоставлены темным стволам на фоне светлеющего неба — в левой. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Предпочитая буки и дубы, Рейсдаль старается выявить их связь с почвой, из которой они растут. Художник избирает близкую точку зрения.Контрасты света и тени еще более усиливают романтическое настроение, которым проникнут пейзаж. “Болото” — другое значительное произведение 1660-х годов — несколько проще по своему мотиву. В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для “Речки в лесу”, но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы. Крепкие деревья небольшими группами возвышаются над кочками, между которыми простирается водная гладь начинающего зарастать болота. Каждое дерево имеет свои особенности роста, каждое по-своему протягивает свои ветви навстречу свету. Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Стройное деревцо кажется еще тоньше по сравнению с мощным гигантом леса с его полу засохшими ветвями, коряво торчащими вперед. Подобно упавшему дереву, лежащему спереди, светлый ствол березы четко выделяется на фоне зелени, привлекая внимание своей интенсивной белизной. Слева начинающий засыхать бук с толстым обнаженным стволом в борьбе с грозящим увяданием пустил вверху покрытые листвой ветви. Не далеко стоят рядом четыре дерева. А в просвете между стволами сквозят другие деревья, уводя глаз все глубже и глубже - туда, где за маленькой фигуркой охотника видны дальние поля. Деревья отражаются в глади вод, а спереди -водоросли, кувшинки уже затягивают болото, покрывая его зеленью листьев. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. Цвета Рейсдаля оливковые, коричневатые и зеленые тона. Тщательная, несколько кропотливая манера письма в передаче деталей сочетается с яркой характеристикой каждого, неповторимости в своей форме и особенностях дерева. Художник умеет пронизать пейзаж единым настроением и выявить своеобразную жизнь передаваемой им местности. Мастер так же создает синтетический образ природы. Понимание значения мира природы лежит и в основе искусства Рейсдаля. Великий голландский художник в зрелом своем творчестве интуитивно подходит к проблемам, выдвинутым передовой мыслью его эпохи. Подобно Рембрандту, который раскрыл в своем искусстве внутреннюю сущность человека, Рейсдаль при помощи своих картин углубил и расширил представление о природе. Картина Рейсдаля “Водопад”, также написанная в 1660-е годы, изображает северный, вероятно, норвежский ландшафт. Художник не был в Норвегии, но знал ее по многочисленным пейзажам своего современника - Эвердингена. Обращение Рейсдаля к тематике севера это не с целью заработка. Его интерес к столь необычным для жителя низменной Голландии гористым местностям с бурно текущими среди скалистых берегов водами объясняется характерным для этого “героического”, как можно его назвать, периода творчества художника стремлением к олицетворению в живописи мощи природных сил. В водопаде он стремится показать непреодолимую динамическую силу низвергающегося водяного потока. Он красиво пишет покрытые пеной волны и направляет их вперед на зрителя. В этих волнах написаны стволы упавших деревьев, которые дробясь в каменистом ложе. Пейзажи Рейсдаля радуют глаз, их хочется рассматривать и изучать, вникать в них. Они не просто написаны, в них присутствует какое то внутреннее чувство. В них чувствуется настроение и философское обобщение. Поздний пейзаж Последние десятилетия XVII века. Голландия крупная буржуазия постепенно перерождается в денежную аристократию, подражающую в своих нравах и вкусах аристократии соседних стран. От искусства теперь требуют уже не правды, а нарядности. (13)Прикрашенность и идеализация заступают место реализма. Усиливается влияние академизма. Общий упадок голландского искусства в конце века нашел свое отражение и в пейзажной живописи. В произведениях большинства пейзажистов, в том числе и маринистов, доминирует стремление к внешней эффектности и декоративности, что вполне согласуется со вкусами господствующего класса голландского общества. Лишь в одной разновидности пейзажного жанра-городском архитектурном пейзаже- голландская живопись конца XVII века смогла выдвинуть своеобразных и интересных художников-реалистов, как Геррит Беркгейде и Ян ванн дер Гейден. Лудольф Бакгейзен Наряду с Виллемом ванн де Вельде, его современник Лудольф Бакгейзен (1631-1708) справедливо считается типичным представителем поздней голландской марины XVII века. Сначала он давал уроки каллиграфии. Потом он перешел к рисованию судов, что бы показать что он живописец. Художник писал портреты, исторические картины, морские виды. Он скоро добился широкой известности и в 1665 году получил крупный заказ от города на большую панораму для подарка французскому двору. С середины 70-х годов Бакгейзен стал ведущим художником Амстердама. Известно, что его мастерскую посещали 13 Голландская пейзажная живопись XVII века в Эрмитаже. художником Амстердама. Известно, что его мастерскую посещали иностранные властители. Побывал в ней и Петр I во время своего пребывания в Голландии. В 1702 г. Бакгейзен сделал большой рисунок «Посещение Петром Великим верфей Ост-Индской компании в Амстердаме» Картина «Темные тучи над накренившимся парусником» принадлежит к раннему периоду деятельности мастера и является одним из наиболее известных по композиции произведений, Выдвигая на передний план идущий под сильным креном парусник , художник и композиционно, и в колорите умело связывает его с бушующим морем .Закругленные контуры паруса ритмически повторятся в очертаниях вздымающихся волн, написанное в коричневых тонах судно гармонирует с сырым цветом моря и неба. Картина выдержана в единой серо- коричневой красочной гамме, несколько оживленной оранжевым пятном шапки одного из моряков и голубыми просветами неба. Точный уверенный рисунок, которым так славился голландский мастер, несколько сухая манера письма свойственны и нашей картине. Работа «Кораблекрушение у скалистого берега». Высокий берег с каменными вершинами, бьющиеся о крутые скалы пенистые волны, покрытое клубящимися облаками небо, наконец , резкие контрасты сета и тени создают впечатление бурной взволнованности. В работе чувствуется театрализация. (14)Бакгейзен в поздних своих произведениях приходит к декоративности, иллюстративности и парадной эффектности. Но в то время как его современники специализируются на изображении спокойно стоящих судов, которые отражаются в ровной глади моря, Бакгейзен предпочитает передать бурное море с крупными борющимися с волнами кораблями. Стаффаж, нередко перегружающий композицию , пестрая красочность, беспокойная игра света- характерные черты поздних картин, художника, говорящих о вырождении голландской марины, которая потеряла лучшее свое качество – понимание красоты моря. Ян ван дер Гейден (15)Ян ван дер Гейден, наряду сГерритом Беркгейде, стал основателем новой разновидности пейзажного жанра - городского пейзажа. Правда у некоторых голландских художников и раньше уже появляется интерес и к изображению видов голландских городов. Известные произведения «Вид Дельфта» Яна Веймеер, работы Питера де Гооха. Картина «Вид города на берегу реки» дает ясное представление о характерных чертах творчества Гейдена. Типичная для него тщательность в передаче деталей то есть на роботе можно разглядеть каждый кирпичик стены , все это создает общий живописный эффект. Архитектурный ансамбль, как и в большинстве других композиций художника, окаймлен по сторонам зеленью деревьев и ограничен спереди рекой, в водах которой отражаются стены города. От более темного первого плана взгляд переходит к высящейся на горе светлой постройке. Смягчая четкость архитектурных форм Гейден объединяет весь пейзаж общей тональностью. 14,15 Голландская пейзажная живопись XVII века в Эрмитаже. Вывод Благодаря труду голландских мастеров XVI и XVII вв. возник важны и значимый жанр в искусстве - пейзаж. В эту эпоху художники впервые осознали живописную ценность окружающего мира и в их картинах природа превратилась в самостоятельную тему. Художники изображали виды родной природы: холмистые дюны, реки с раскинувшимися на их берегах городами, заросшие леса с хижинами. Все голландские художники от Питера Брейгеля самого раннего пейзажиста до самого позднего Лудольфа Бакгейна превозносили в пейзаж , какие – то новые пути, новые задачи, исполнение. Возникают различные типы пейзажей: лесные пейзажи создатель этого жанра Галлиса ванн Конинкслоо (1544-1607), горные виды Иоса де Момпера (1564-1635), морские пейзажи Абрагам Блумарт(1564-1651), анималистические пейзажи Пауль Оттер (1625-1654) городской пейзаж Яна Веймеер. Так же пейзажи разных времен года: зимние пейзажи и ночные. Развивается перспектива, воздушная перспектива , появляется плановость пейзажей. Появляется условное разделение на три красочных плана ,передний - коричневый, второй зеленоватый и голубая даль. Вырабатывается определенный тип построения с выдвинутыми по краям кулисами из скал и деревьев, для интересного входа в композицию. В поздних пейзажах кулисность исчезает. Развиваются разные точки зрения представляющие видимость пейзажа издали и видимость с более близкой точки зрения. Художники XVII века стремились к большей конкретности изображения природы. Они добивались реалистичного пейзажа, но уже в поздних пейзажах заметна декоративность и украшательство работ. Список литературы 1 Голландская пейзажная живопись XVII века в Эрмитаже. Е.Ю. Фехнер. Издательство государственного Эрмитажа Ленинграда 1963. 2 Энциклопедия мирового искусства А. К. Киселев. Шедевры фламандской и голландской живописи. Белый город. Москва. 3 Искусство Голландии XVII века. Е. Ротенберг .Издательство Искусство 1971. 4. Голландский пейзаж. Агнеш Цобор. Издательство карвина. 5.Голландская живопись XVII века. История мировой живописи, том X. Киселев А.К. |