ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Причины агрессивности и враждебности Отчего у людей появляются такие отрицательные личностные черты, иногда очень опасные для общества? Часто это происходит от недостатка любви и внимания, отсутствия положительных эмоций, при этом возникает сокрушительная агрессивность, направленная против всего мира, окружающих, а бывает, что и против себя самого. Зачастую формирование агрессивности начинается у человека с детства. Пример поведения родителей, агрессия и враждебность членов семьи, просмотр фильмов с элементами агрессии, "воспитание улицы" с ее жесткими законами оказывают большое влияние на личностные черты ребенка. Агрессивность и враждебность как симптомы Агрессивность, враждебность, раздражительность, злобность довольно часто могут быть симптомами развивающихся патопсихологических изменений личности, приводящих к дисфории-расстройству настроения, характеризующемуся напряжённым, злобно-тоскливым аффектом с выраженной раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессивностью. Основной дефект данной классификации - отсутствие единого критерия, лежащего в ее основе. Бесспорно, нуждается в пересмотре сам критерий выделения эмоциональных явлений. С точки зрения психопатологии выделяют физиологические и патологические эмоциональные явления. Первые соответствуют по своему выражению и течению вызвавшей их причине (человек плачет от горя), вторые - избыточны и их выраженность, не соответствуя вызвавшему их поводу, может привести к поступкам, не совместимыми с нормальной рассудочной деятельностью (эмоциональная реакция, заканчивающаяся самоубийством). Эмоции делят также на низшие и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.[4] Эмоции и личность эмоциональный индивидуальность личность тревожность Формирование эмоций человека-важнейшее условие развития его как личности. Высший продукт развития эмоций человека - чувства, которые возникают в онтогенезе ситуативно проявляемых эмоций. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека. Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью. Степень осознания эмоций может быть различной. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль эмоции играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний. Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах. Экспериментальным путем было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение - пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека) представляется не таким простым, каким может показаться на первый взгляд. [5] 2 Экспериментальное изучение эмоциональной сферы личности 2.1 Методики диагностики эмоций и чувств Диагностика ситуативной тревожности Методика ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина Шкала позволяет количественно и качественно измерить состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение высших психических функций. Шкала самооценки включает 20 вопросов -- суждений. На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие оценки тревожности: до 30 баллов -- низкая; 31 -- 44 балла -- умеренная; 45 и более -- высокая. Шкала предназначена для экспресс-диагностики уровня ситуативной тревожности у школьников юношеского возраста и взрослых. Диагностика личностной тревожности. Методика Спилбергера-Ханина. Исследование уровня личностной тревожности лиц юношеского возраста и взрослых, обусловливающей поведение человека. Шкала самооценки личностной тревожности включает 20 вопросов-суждений. Согласно шкале Спилбергера-Ханина, показатели уровня личностной тревожности могут находиться в диапазоне 20 -- 80 баллов: - низкая личностная тревожность: до 30 баллов, - умеренная личностная тревожность: от 31 до 44 баллов - высокая личностная тревожность: выше 45 баллов. Чем больше баллы приближаются к своему верхнему пределу, тем выше уровень личностной тревожности, переходящий уже в патологию, близкую к шизофрении. Когда человек остается один на один со своей тревогой, и он уже ничего не видит кроме нее, он не может работать, да и просто выходить из дома, ему кажется, что опасности подстерегают его на каждом шагу. Шкала Спилбергера-Ханина позволяет оценить уровень личностной тревожности и, если это необходимо, принять соответствующие меры. Диагностика агрессивности и враждебности Психологический тест Басса-Дарки Опросник Басса-Дарки дает возможность определить уровень враждебности и итоговой агрессивности и оценить уровень агрессивности в различных ее проявлениях. Сама агрессивность не дает возможности выявить причины и характер поведения субъекта в конкретной ситуации. В тесте-опроснике Басса-Дарки выделено 8 шкал агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. § Норма агрессивности: 21±4; § Норма враждебности: 7±3. Применение опросника Басса-Дарки совместно с другими личностными тестами психических состояний дает комплексную методику, выявляющую широкий спектр личностных характеристик, исходя из которой, можно сделать вывод о состоянии свойств личности и оказать действенную помощь в случае необходимости. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Обработка и интерпретация результатов: 1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности. 2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. Таблица 1 | Факторы | № вопросов | | 1. Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 ? = 22 | | 2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 ? = 11 | | 3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 ? = 13 | | 4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45 ? = 6 | | 5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26 ? = 6 | | 6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22 ? = 5 | | 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28 ? = 5 | | 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 ? = 8 | | | | | Результаты 1) Число несовпадений знаков («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ?50%; ?75%).[6] Для каждого респондента. 2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм. 3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: - абсолютное значение - < 50%; ?50%; ?75%. 4) Представление этих данных в виде диаграммы. 5) Количество учащихся, имеющих несовпадений по деленному фактору? 50% „ y ?75% (для всех факторов), 6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах. 7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста). Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора) Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками). Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Опросник Кеттела PF-16 На основе модели личности Р. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF) Опросник 16 PF впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья. Философия 16-факторного опросника была использована Р. Кеттеллом при создании Личностного опросника для детей в возрасте от 8 до 12 лет (CPQ) и Личностного опросника для подростков в возрасте от 12 до 16 лет (HSPQ). Заключение Эмоции как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. В эмоциях отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются. Эмоции возникают, как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями. Эмоции возникают под влиянием внешних воздействий или процессов, происходящих в самом организме. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс: натуральные (безусловные) эмоциональные раздражители; сигналы важных для субъекта событий (значимость); способные вызывать эмоцию вследствие того, что они соответствуют или противоречат приобретенным в опыте познавательным структурам.[7] Список использованной литературы 1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. 2. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. -- М., 1984. -- С. 173. 3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение// М: Мир, 1988 4. Васильев И.А. Эмоции и мышление// М, 1980 5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 1976. 6. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Пси хология эмоций. -- С. 9. 7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. -- М., 1976. 8. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984. - С. 49-50. 9. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // М. - С. 14. 10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии//Л, 1985 11. Додонов Б.И. В мире эмоций// К: Издательство политической литературы Украины, 1987 |