СРАВНЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ВГСПУ») Филологический факультет Кафедра русского языка СРАВНЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА Курсовая работа по дисциплине «Современный русский язык» направления 050100 «Педагогическое образование» профилей «Русский язык», «Литература» «Прошла защиту» Оценка______________________ Дата_________________________ | Исполнитель: Липчанский А.С. (гр. ФЛ-РЛБ-33) ___________________________ | Преподаватели _____________________________ _____________________________ | Научный руководитель: Кудрявцева А.А., доцент ___________________________ | Волгоград СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. СРАВНЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ……………………………………………………………….6 1.1 Художественные сравнения: определение и классификация………6 1.2 Общая характеристика творческого пути А.П. Чехова……….……11 Выводы по первой главе………………………………………………….16 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРАВНЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА……………………………………………17 2.1 Роль сравнения в рассказах А.П.Чехова…………………………….17 2.2 Конструкции, выражающие сходство в произведениях А.П. Чехова…………………………………………………………………………….21 Выводы по второй главе………………………………………………….25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...28 ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Творчество А. П. Чехова занимает совершенно особое место в истории мировой художественной литературы. Это обусловлено как особенностями его художественного стиля, мастерства, содержанием, тематикой и проблематикой его произведений, так и особенностями его языка. Литературные тропы наполняют произведения художественным смыслом, без них в произведении невозможно представить целостную картину происходящего, почувствовать ту атмосферу, в которой находятся герои, их мысли, мировоззрения. Читая рассказы А.П.Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что используются различные сравнительные обороты. Сравнение в стилистике и литературе — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Сравнение прямо связано с изображением, с освоением и воссозданием картины, оно является, можно сказать, первичным составляющим творческим методом. И в таковом качестве заслуживают самого пристального внимания. Актуальность темы определяется необходимостью изучения сравнений в произведениях А.П.Чехова. Изучение сравнительных оборотов в произведениях Чехова А.П. помогает глубже вникнуть в его произведения, почувствовать их, испытать состояние катарсиса. Наличие в произведениях такого художественного приёма как сравнение помогает развиться аналитическому и ассоциативному мышлению у человека. Объектом исследования являются сравнения в творчестве А.П. Чехова. Предметом исследования являются особенности использования сравнений в произведениях А.П.Чехова. Целью курсовой работы является изучение особенности использования сравнений в произведениях А.П.Чехова. Гипотеза исследования: сравнение привлекалось Чеховым для решения самых сложных эстетических задач и в значительной мере определяло неповторимое своеобразие созданных им произведений. Задачи курсовой работы: 1. Раскрыть понятие художественного сравнения и его классификации. 2. Дать общую характеристику творческого пути А.П. Чехова. 3. Определить роль сравнения в рассказах А.П.Чехова. 4. Проанализировать конструкции, выражающие сходство в произведениях А.П. Чехова. Основными методами исследования являются описательный и сопоставительный, располагающие рядом приёмов лингвистического анализа (приёмы наблюдения, количественной методики; установления функциональной значимости и др.). Концептуальный аппарат. Троп — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.. Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Практическая значимость работы: результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике преподавания; в факультативных курсах русского языка и литературы. Положения выносимые на защиту: 1) Сочетая в себе различные компоненты, функции и способы оформления, сравнения позволяют автору использовать их разнообразие в своем творчестве в качестве выразительного средства и индивидуально стиля. Принято считать, что сравнения и метафоры более, чем другие тропы отражают особенности и выразительность поэтики писателя и являются ее важным элементом. 2) При анализе рассказов А.П. Чехова мы увидили разнообразие сравнительных оборотов в его творчестве. Их использование позволяет писателю изобразить мир в различных его проявлениях, донести читателю настроение героя, обстановку в которой он находится. Использование тропов характеризует выразительность творчества писателя. Сравнение используется Чеховым в описании окружающего мира, в речи героев, сравниваются лܰиܰцаܰ, внешность, пܰредмܰеܰтыܰ, дܰейсܰтܰвܰияܰ и сиܰтуаܰцииܰ. Несмотря на обилие и повторяемость используемых Чеховым тропов, они ненавязчивы, незаметны. Сравнения в произведениях А.П. Чехова характеризуются актуализированным признаком (эксплицитно выраженным основанием сравнения). Группа языковых средств с обобщенным значением «признак предмета» (прилагательные, причастия и наречия) используется Чеховым в 40% случаев. Менее популярны языковые обороты, в которых опорным компонентом для сравнения выступает глагол и обороты, где образ сравнения дает развернутую характеристику образу действия. И редко встречающейся конструкцией сравнения в произведениях Чехова (5%) является конструкция, когда признак сравнения передается не отдельным словом или словосочетанием, а выражается целым фрагментом, обозначает не отдельное качество, свойство, на основе которого происходит сравнение, а передает целую ситуацию, показывает многогранность основания, взятого для сравнения. ГЛАВА 1 СРАВНЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ |