Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ Порядок подготовки, издания, государственной регистрации, вступления в юридическую силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти устанавливается Конституцией РФ; Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»[32]; Регламентом Правительства Российской Федерации[33]; Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации[34]; Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации[35]. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде: 1. постановлений, 2. приказов, 3. распоряжений, 4. правил, 5. инструкций 6. положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. 1. Постановление — документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным по своему правовому содержанию. 2. Приказ — распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. 3. Распоряжение — распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель. 4. Правила — документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности. 5. Инструкция — документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений. 6. Положение — документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения. Важным процессуальным документом в системе публичного управления является протокол. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. В настоящее время государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов проводится в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее — Правила). В дополнение к этим Правилам были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Имеется также отдельная процедура государственной регистрации нормативных правовых актов, которые содержат условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг. Государственная регистрация указанных актов осуществляется Министерством финансов РФ. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты: 1. затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина; 2. устанавливающие правовой статус организаций; 3. имеющие межведомственный характер, т. е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт; 4. независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные, т. е. принятые на определенный срок); 5. содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими. Не подлежат представлению на государственную регистрацию: 1. индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т. п.); акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия которых истек; акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения); 2. акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти; 3. акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм; 4. технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат правовых норм; 5. акты рекомендательного характера. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который издается не реже двух раз в месяц. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу Право на издание нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплено в Конституции России, федеральном и региональном законодательстве. Конституция России не определяет формы законодательных актов, которые могут принимать субъекты Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению. Она лишь содержит положение, согласно которому субъекты Федерации в этой сфере осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции России). При этом на сам субъект правотворчества возложен выбор уровня законодательного акта с учетом степени обобщенности его норм. Административное законодательство субъектов Федерации включает законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов Федерации[36]. Закон субъекта Российской Федерации как источник административного права - это нормативный правовой акт, юридическая сила которого производна от Конституции России и федеральных законов, принятый в особом порядке законодательным органом государственной власти или непосредственно народом субъекта Российской Федерации, в пределах совместной компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в ее составе либо по предметам ведения субъекта Федерации, регулирующий осуществление административно-публичной деятельности в отдельных сферах жизнедеятельности государственной и общественной жизни субъекта Российской Федерации или по отдельным ее направлениям, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. К подзаконным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации относятся: нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации (указы и постановления президентов республик, губернаторов, глав администраций субъектов Федерации), нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (постановления правительств субъектов Федерации), нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов Федерации (инструкции, правила, положения, порядки, нормы, тарифы министерств, департаментов, управлений и т.п., если их издание предусмотрено законодательством соответствующих субъектов Федерации). Ввиду разнообразия правотворческой практики субъектов Российской Федерации, которые самостоятельно определяют виды нормативных правовых актов, а также в целях обеспечения единообразного правового регулирования на всей территории Российской Федерации необходимо принятие Федерального закона "О нормативных правовых актах и иных источниках права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". В законе нужно определить виды нормативных правовых актов, которые могут принимать различные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и других источников права субъектов Российской Федерации, их юридическую силу и соотношение между собой, порядок принятия и толкования, основные требования к юридической технике. Издание кодексов на уровне субъектов Российской Федерации не рекомендуется. На наш взгляд, следует отказаться от практики двойной формы нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Юридическую силу этих актов следует определять в соответствии не только с положением соответствующего нормотворческого органа, но и с их формой. В целях создания единой и согласованной системы административного законодательства России и упорядочения нормотворчества субъектов Российской Федерации в Федеральном законе "Об актах государственного управления в Российской Федерации" предлагается установить следующую модель нормативных административно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая в зависимости от юридической силы актов представляется нам следующей: 1) указ высшего должностного лица субъекта Федерации как источник административного права - это нормативный правовой акт, издаваемый в пределах полномочий, предоставленных высшему должностному лицу (главе) субъекта Российской Федерации, регулирующий осуществление административно-публичной деятельности в отдельных сферах жизнедеятельности государственной и общественной жизни субъекта Российской Федерации или по отдельным ее направлениям, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права; 2) положение как источник административного права - это кодифицированный нормативный правовой акт, издаваемый (принимаемый) высшим должностным лицом или правительством субъекта Федерации, детально регламентирующий правовой статус, структуру, порядок образования и деятельности, функции, задачи того или иного органа исполнительной власти субъекта Федерации, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Право издания (принятия) положений следует закрепить за высшим должностным лицом и правительством субъекта Федерации; 3) регламент как источник административного права - это кодифицированный нормативный правовой акт, принимаемый правительством субъекта Федерации, определяющий порядок деятельности правительства и иных органов исполнительной власти субъекта Федерации, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Право принятия регламентов следует закрепить за правительством субъекта Федерации. Регламенты могут принимать также представительные органы субъекта Федерации; 4) постановление как источник административного права - это нормативный правовой акт, принимаемый правительством субъекта Федерации в случае необходимости решения определенного вопроса в административно-публичной сфере, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Следует законодательно закрепить, что постановления могут приниматься правительством, а не иным органом исполнительной власти субъекта Федерации и всегда имеют нормативный характер. Представительным органом субъекта Российской Федерации также принимаются постановления, но они могут носить индивидуальный (ненормативный) характер, устанавливающий конкретные права и обязанности для конкретных субъектов права. Юридическая сила иных нормативных правовых актов зависит от органа исполнительной власти субъекта Федерации или должностного лица, их издавших; 5) инструкция как источник административного права - это нормативный правовой акт, издаваемый органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах их компетенции для конкретизации применения нормативного правового акта вышестоящего государственного органа или с целью осуществления детального регулирования поведения субъектов права по поводу объектов права, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права; 6) правила как источник административного права - это нормативный правовой акт, издаваемый органами исполнительной власти субъектов Федерации, содержащий процедуру осуществления отдельных видов деятельности этих органов, их должностных лиц в административно-публичной сфере, последовательность и содержание такой деятельности, а также порядок действий по реализации и исполнению соответствующих субъективных прав и обязанностей для физических и юридических лиц, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права; 7) решение как источник административного права - это основной нормативный правовой акт, издаваемый руководителем органа исполнительной власти субъекта Федерации в целях разрешения наиболее важных вопросов в административно-публичной сфере, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права; 8) приказ как источник административного права - это нормативный правовой акт руководителя органа исполнительной власти субъекта Федерации, издаваемый на основе принципа единоначалия, регламентирующий наиболее важные вопросы деятельности этого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права; 9) распоряжение - это индивидуальный правоприменительный административно-правовой акт, издаваемый руководителем органа исполнительной власти субъекта Федерации на основе и во исполнение нормативного правового акта для решения отдельных вопросов в административно-публичной сфере. Распоряжение не имеет нормативного характера, поэтому не является источником административного права. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (президент республики, губернатор края, области и др.) должно получить право издавать указы, правительство субъекта Федерации - постановления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты (правила, инструкции и др.). Руководители органов исполнительной власти субъекта Федерации могут издавать приказы и решения. Постановления (законодательного органа субъекта Федерации), распоряжения, приказы и решения могут носить индивидуальный (ненормативный) характер, устанавливающий права и обязанности для конкретных субъектов права. Издание нормативных правовых актов губернаторами края, области в форме постановлений не рекомендуется, поскольку право на издание данного вида нормативного правового акта следует закрепить за правительствами субъектов Российской Федерации. В целях установления единообразия в издании правовых актов следует внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[37] и ограничить перечень актов, которые вправе издавать высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, указами и распоряжениями. Заключение Нормативный правовой акт органа исполнительной власти - это письменный официальный документ, принятый в определенной форме соответствующим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции, оптимально регулирующий общественные отношения, на регулирование которых он направлен, обладающий государственно-властным характером и разрешающий конкретный вопрос или дело. Указ Президента Российской Федерации — правовой акт, издаваемый Президентом Российской Федерации в пределах его компетенции. Указы и распоряжения (акты) Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации — акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде: постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. К нормативно-правывым актам субъектов Российской Федерации относятся: нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации (указы и постановления президентов республик, губернаторов, глав администраций субъектов Федерации), нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (постановления правительств субъектов Федерации), нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов Федерации (инструкции, правила, положения, порядки, нормы, тарифы министерств, департаментов, управлений и т.п., если их издание предусмотрено законодательством соответствующих субъектов Федерации). БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // "Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, N 9, ст. 851 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. 3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42 4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51 5. Закон РСФСР "Об изменении наименования государства РСФСР" от 25 декабря 1991 г. N 2094-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 2. Ст. 62. 6. Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. N 1326-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 22. Ст. 776. 7. Закон РСФСР от 24.04.1991 N 1098-1 "О Президенте РСФСР" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 25.04.1991, N 17, ст. 512 8. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 39. Ст. 3597. 9. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период проведения поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 41. Ст. 3919. 10. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.06.2004, N 23 11. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // "Собрание законодательства РФ", 18.08.1997, N 33 12. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" // "Собрание законодательства РФ", 07.07.2008, N 27, ст. 3280. 13. Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. N 1831-1 "О правовом обеспечении экономической реформы" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1456. 14. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 48. 15. Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 23, 04.06.2007. 16. Научная и учебная литература 17. Арзамасов Ю.Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004 18. Барциц И.Н. Административный регламент: предложения к методике разработки // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. N 1 (2). 19. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. N 3. 20. Боровикова Ю.П. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 21. Васильев Р.Ф. Акты управления (значение, проблема исследований, понятие). М., 1987 22. Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. N 5. 23. Васильев Р.Ф. О преподавании специального курса "Правовые акты органов представительной и исполнительной власти" // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2001. N 5. 24. Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. М., 1970. 25. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. 26. Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Федерации: Краткий аналитический обзор // Государство и право. 1996. N 11. 27. Иванов С.А. Нормативные правовые акты Российской Федерации. М., 2004. 28. Коренев А.П. Административное право России. М., 2000. 29. Костенников М.В. Правовые акты органов исполнительной власти, их разработка и принятие. М., 2000. 30. Костенников М.В., Коробкин М.В. Акты органов исполнительной власти в механизме реализации административных регламентов // Административное и муниципальное право. 2010. N 12. 31. Кучерова Т.Е. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (вопросы общей теории): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 32. Макарова О.В. Судебный контроль судов общей юрисдикции за соответствием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти федеральным законам: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 33. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1968. 34. Ордина О.Н. О законодательном закреплении модели нормативных административно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Административное право и процесс. 2011. N 7. 35. Ордина О.Н. Становление и развитие нормативных указов Президента Российской Федерации // Юридическое образование и наука. 2008. N 2. 36. Савостин А.А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений в условиях социальных реформ. М., 2001. 37. Словарь иностранных слов. М., 1985. 38. Тихомиров Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994. 39. Тихомиров Ю.А. Правовые акты. М., 1999; 40. Черников В.В. Нормативные акты органов внутренних дел в системе правовых актов управления. М., 1996. 41. Энциклопедический словарь / Под ред. В.Е. Крутских. М., 1998. С. 97. 42. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М., 1979. [1] Тихомиров Ю.А. Правовые акты. М., 1999; Васильев Р.Ф. Акты управления (значение, проблема исследований, понятие). М., 1987; Арзамасов Ю.Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004; Черников В.В. Нормативные акты органов внутренних дел в системе правовых актов управления. М., 1996; и др. [2] Иванов С.А. Нормативные правовые акты Российской Федерации. М., 2004. С. 3. [3] Блунчли И.К. Общее государственное право. М., 1865. С. 387. [4] Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. N 3. С. 19. [5] Савостин А.А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений в условиях социальных реформ. М., 2001. С. 56. [6] Костенников М.В. Правовые акты органов исполнительной власти, их разработка и принятие. М., 2000. С. 8. [7] Энциклопедический словарь / Под ред. В.Е. Крутских. М., 1998. С. 97. [8] Иванов С.А. Нормативные правовые акты Российской Федерации. М., 2004. С. 4. [9] Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 210. [10] Макарова О.В. Судебный контроль судов общей юрисдикции за соответствием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти федеральным законам: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 17. [11] Коренев А.П. Административное право России. М., 2000. С. 194. [12] Тихомиров Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994. С. 100. [13] Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М., 1979. С. 123. [14] Кучерова Т.Е. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (вопросы общей теории): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 19. [15] Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Федерации: Краткий аналитический обзор // Государство и право. 1996. N 11. С. 98. [16] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. [17] Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" // "Собрание законодательства РФ", 07.07.2008, N 27, ст. 3280. [18] Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 48. [19] Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Федерации: Краткий аналитический обзор // Государство и право. 1996. N 11. С. 98 [20] Коренев А.П. Административное право России. М., 2000. С. 193. [21] Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // "Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, N 9, ст. 851, [22] Черников В.В. Нормативные акты органов внутренних дел в системе правовых актов управления. М., 1996. С. 23; Боровикова Ю.П. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 12. [23] Костенников М.В., Коробкин М.В. Акты органов исполнительной власти в механизме реализации административных регламентов // Административное и муниципальное право. 2010. N 12. С. 58 - 65. [24] Савостин А.А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений в условиях социальных реформ. М., 2001. С. 68. [25] Ордина О.Н. Становление и развитие нормативных указов Президента Российской Федерации // Юридическое образование и наука. 2008. N 2. С 18 [26] Закон РСФСР от 24.04.1991 N 1098-1 "О Президенте РСФСР" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 25.04.1991, N 17, ст. 512 [27] Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. N 1326-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 22. Ст. 776. [28] Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. N 1831-1 "О правовом обеспечении экономической реформы" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1456. [29] Закон РСФСР "Об изменении наименования государства РСФСР" от 25 декабря 1991 г. N 2094-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 2. Ст. 62. [30] Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 39. Ст. 3597. [31] Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период проведения поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 41. Ст. 3919. [32] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51 [33] Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.06.2004, N 23 [34] Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // "Собрание законодательства РФ", 18.08.1997, N 33 [35] Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 23, 04.06.2007. [36] Ордина О.Н. О законодательном закреплении модели нормативных административно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 24 - 26. [37] Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42 |