ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Понятие правового нигилизма и причины его появления Кафедра теории государства и права Учебная дисциплина «Теория государства и права» Курсовая работа ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Выполнила: студентка 116 группы Гаврилина А.Р. Саратов – 2016 Оглавление Введение. 3 Глава1. Правовой нигилизм как явление правовой культуры.. 5 1.1. Понятие правового нигилизма и причины его появления. 5 1.2. Источники правового нигилизма. 8 Глава2. Разновидности правового нигилизма. 13 2.1. Основные формы правового нигилизма и их характеристика. 13 Глава3. Пути преодоления правового нигилизма. 17 3.1. Правовое воспитание. 17 3.2. Факторы преодоления правового нигилизма. 19 Заключение. 22 Список использованной литературы.. 24 Введение Проблема правового нигилизма в научном плане в надлежащей мере пока не исследована, но необходимость в ее изучении отрицать нельзя, так как данное социально-правовое явление распространилось в практической жизни, сознании людей, а также политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов. Сущность данного феномена заключена в общем отрицательном, неуважительном, пренебрежительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Антисоциальный характер правового нигилизма обуславливается, прежде всего, его проявлениями в реальной жизни: попирание прав граждан, посягательство на устои и порядок, препятствие экономическому, культурному, правовому, политическому развитию общества. Все это является следствием многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима. Правовой нигилизм оказывает существенное влияние на формирование правосознания широких масс населения. Правовой нигилизм - комплексное социально-правовое явление, которое поглотило большинство сфер общественной и политической жизни общества и государства, поэтому актуальность этого явления выходит на первый план в процессе формирования правовых государств. Объектом исследования работы является правовой нигилизм, предметом исследования - понятие, сущность, формы проявления и пути преодоления правового нигилизма. Целью данной работы является рассмотрение правового нигилизма с точки зрения теории и исследование его как комплексного явления. Указанная цель потребует постановки и решения ряда следующих задач: - уточнение основных понятий, раскрывающих феномен правового нигилизма; - анализ истоков правового нигилизма; - рассмотрение форм проявления правового нигилизма; - выявление путей преодоления правового нигилизма. Проблема нигилизма отражена в работах многих философов (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ф. Якоби, П.Ж. Прудон, А. Камю, К. Ясперс и др.), проблемы деформации правового сознания и собственно правового нигилизма исследовались и освещались многими классиками отечественной философской, юридической и художественной литературы (М.А. Бакунин, Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, В.О. Ключевский, А.Ф. Кони, Н.М. Коркунов, и мн. др.), вопросы проявления правового нигилизма, как одной из форм деформации правового сознания, в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе в сфере прав человека, являются объектом обсуждения и анализа российских политиков и правоведов (С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, П.П. Баранов, В.М. Баранов, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, Е.Л. Лукашева, В. Лукин, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, В.А. Туманов и мн. др.).
Глава 1. Правовой нигилизм как явление правовой культуры Понятие правового нигилизма и причины его появления Нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего) – есть учение, которое предполагает полное отрицание традиций, правил, общественных устоев и авторитетов. Нигилизм получил наибольшее распространение в центральных произведениях известных русских писателей - И.С. Тургенева («Отцы и дети»), Н. Лескова («Некуда»), А.Р. Писемского («Взбаламученное море»). Нигилизм - сложное социально-историческое явление, имеет много разновидностей. Он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь: культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю. [1] Если говорить о правовом нигилизме, то, по мнению В. А. Туманова правовой нигилизм – это «скептическое и негативное отношение к праву вплоть до полного неверия в его потенциальные проблемы так, как того требует социальная справедливость». [2] В Большой Советской энциклопедии 1978 года даётся следующее определение: «Нигилизм правовой - направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений».[3] Профессор Венгеров выдвигает две точки зрения относительно правового нигилизма: «правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества».[4] В первом случае Венгеров противопоставляет в правосознании правовому нигилизму законность, которая реализуется в соблюдении и уважении права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права. Во втором случае профессор утверждает, что нигилизм - это состояние общества, имеющее не только психологическую, но и социальную характеристику. При этом правовой нигилизм может достичь таких размеров, которые повлекут за собой разрушение правовой системы – и правотворческих, и правоприменительных ее элементов. Правовой нигилизм может быть определен как состояние общественного сознания, для которого характерны: юридическая некомпетентность, то есть отсутствие правовых знаний; негативная оценка права (отрицание его социальной ценности) и распространенность навыков и стереотипов внеправового и противоправного поведения. Обобщив все выше сказанное, можно дать следующее определение правового нигилизма: правовой нигилизм - одна из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике (в повседневной жизни), выступает одной из причин противоправного поведения, преступности.[5] Мы можем сказать, что правовой нигилизм—это отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Это значит, что юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может привести к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы. Подводя итог, можно дать, рассматриваемому феномену, следующую характеристику: правовой нигилизм – это, во-первых, отсутствие в массовом сознании представлений о том, что нормативное регулирование общественных отношений должно осуществляться исходя из признания свободы и формального равенства их участников; во-вторых, не восприятие этих принципов в качестве ценностей; в-третьих, неумение и нежелание строить отношения на их основе. Говоря о правовом нигилизме, стоит охарактеризовать причины его появления в современном мире.Истоки правового нигилизма как социального явления кроются под блоком социально-экономических проблем, политических проблем, и, как выяснилось, психологических проблем каждого отдельного человека. Иван Алексеевич Ильин, юрист дореволюционной эпохи, отмечал, что «У российского общества всегда были предпосылки к деформации правосознания: - размеры территории. Чем больше территория государства, тем острее ощущается потребность в сильной централизованной власти, поддерживаемой основной массой населения; - плотность населения. Большая плотность населения требует умения учитывать не только свои интересы, но и интересы соседа; - державные задачи государства. Чем грандиознее державные задачи государства, тем меньше понятны они для основной массы граждан этого государства, тем сильнее проявляется равнодушие и формализм при их исполнении; - хозяйственные задачи страны. Чем примитивнее хозяйственные задачи страны, тем меньшие требования предъявляются к уровню правосознания, и наоборот; - национальный состав страны. Однородность национального состава страны, общность культурных ценностей создают благоприятную почву для развития правосознания; - религиозный состав страны. Религиозная однородность облегчает коммутативные связи в обществе, выработки принципов, ориентиров, решений, удовлетворяющих и понятных большинству населения; - социальный состав. Однородный социальный состав способствует консолидации общества, которое, имея общие ценности, лояльно относится к власти».[6] И действительно, причин возникновения правового нигилизма в нашей стране предостаточно. Но, если смотреть в корень проблемы, то главная причина – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения, в абсолютной не востребованности права обществом.[7] Иными словами, речь здесь идёт о высокомерном, пренебрежительном, иногда даже снисходительном восприятии права, как системы. Именно когда право воспринимается как второстепенная шкала ценности относительно к шкале собственных потребностей, возникает правовой нигилизм. |