Раздел I.Своеобразие политических событий в феврале 1917 года на Кубани. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра Истории России КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Политические процессы на Кубани в 1917-1918гг» Выполнила: студентка III курса исторического факультета Локтиева А.Г. Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент, кафедры истории России Коняхин А.С. Армавир, 2016 С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение…………………………………………………………..........................3 Разлел I. Своеобразие политических событий в феврале 1917 года на Кубани…………………………………………………………………………….7 Раздел II.Взаимоотношения представителей временного правительства в крае с Кубанской радой……………………………………………………………….17 Раздел III.Установление советской власти на Кубани и первые её мероприятия…………………………………………………………..………….21 Заключение……………………………………………………………....…….…29 Список используемых источников и литературы………………………....…..31 Ведение Актуальность: В данной теме заключается то, что советское государство - часть истории нашего народа и его становление является важным аспектом исторического и политического опыта. Избранная тема вызывает интерес так как в связи со спецификой места: Кубань - это приграничная территория, полиэтничная, а значит, потенциально взрывоопасная. Целью курсовой работы является показать процесс становления советского государства и его политической системы. Задачиисследования состоят в следующем: 1. показать истоки и предпосылки гражданского противостояния на Кубани; 2. исследовать характер динамики и формы гражданского противостояния на каждом этапе; 3. изучить эволюцию социально-идеологической сущности повстанческой деятельности, формы реакций населения на ее проявления, результаты ее влияния; 4. представить комплексную и целостную картину итогов установления Советской власти на территории Кубани . Предметом выступают предпосылки и процесс развития социальных противоречий на Кубани; деятельность противоборствующих государственных структур, региональная специфика края , взаимоотношения противоборствующих структур власти. Хронологические рамкиохватывают период с февраля 1917 г до второй половины 1918г., то есть этап, когда на Кубани происходила смена политической власти. Границы определяются территориями Кубани в обозначенный хронологический период. Историографический обзор: можно выделить несколько периодов: 1920-е гг., 1930 - начало 1950-х гг., середина 1950-х - середина 1980-х гг., 1985 - до настоящего времени. Первый период включает 1920-е гг., когда происходило накопление материала по проблеме, а также была относительно достоверно изложена очередность событий политических процессов на территории Кубани, поскольку большинство авторов являлись непосредственными участниками данных исторических событий. Некоторые авторы (Я. Шафир, В. Василенко, Н. Батурин, Голубев, М.С. Свечников, В.А. Антонова-Овсеенко и др.) отразили лишь отдельные события и факты революционной истории на Кубани; другие (Г. Ладоха, Н. Янчевский, Б. Городецкий, А. Платонов и др.) осветили их в целом. Наиболее значительными работами этого периода являются труды Г. Ладохи и Н. Янчевского. Труды лидеров белого движения А. Деникина, А. Лукомского, Г. Покровского, П. Врангеля, изданные в эмиграции, являются для представленного исследования не только мемуарными источниками, но и неотъемлемой частью историографииданного периода. Среди них особенно значимы, помимо мемуаров А.И. Деникина Очерки русской смуты, воспоминания бывшего главнокомандующего Крестьянского ополчения Комитета освобождения Черноморской губернии Н.В. Вороновича, освещающие причины зарождения и деятельность крестьянского движения в Кубанской области. Второй период - 1930 - начало 1950-х гг. - ознаменовался жестко ограниченными идеологическими рамками, предписанными для исторической науки сталинским тоталитарно-бюрократическим режимом, когда методологической основой всех исследований по отечественной истории стала История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс». В это время появились новые работы И.М. Разгона и Я.Н. Раенко. Целью их исследования являлся регион Северного Кавказа, а не специальное изучение революции и Гражданской войны на Кубани и в Черноморье. Третий период (1955 - начало 1980-х гг.) характеризуется широким размахом исследований в самых разных направлениях с привлечением новых источников из местных архивов, рассекреченных в годы оттепели. Значительный интерес представляет работа И.П. Осадчего, в которой автор рассмотрел события и движущие силы на территории Кубанской области с традиционных для советского периода позиций. Со второй половины 1960-х гг. до середины 1980-х в исторических исследованиях прослеживается возврат к господству официальной идеологии, но вместе с тем продолжает расширяться проблематика исследований по смене власти на Кубани. Четвертый период историографии продолжается с 1985 г. по настоящее время. В научный оборот широко введены ранее неизвестные архивные материалы, а также дневники, письма, мемуары и другие источники личного характера участников противоборствующих сторон. Вначале 90-х гг. произошло выделение истории белого движения в самостоятельный предмет изучения. В это же время начинается активное изучение темы крестьянского движения в различных районах России. Подводя итог, следует отметить, что на протяжении всего советского периода отбор исторических тем обуславливался давлением государственной идеологии. Региональная история при этом неизбежно подвергалась этому влиянию. Проведенный историографический обзор позволяет сделать вывод о том, что постановка и изучение темы данного исследования позволяет дать более полную и объективную картину политическим процессам на Кубани. Источниковедческий обзор: Изучаемая тема обеспечена разнообразными источниками. Среди них партийно-государственные документы, материалы советских органов, статистические данные, периодическая печать, воспоминания очевидцев. Методы исследования курсовой работы. В работе используются традиционные научные принципы историзма. Методологический принцип историзма позволяет изучать Гражданскую войну с учетом конкретно-исторических условий того времени. Принципы научной достоверности и объективности дают возможность всесторонне изучать используемый материал. Важное методологическое значение имеет системный подход, позволяющий наиболее полно изучить характер, расстановку, соотношение борющихся сил. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников и литературы. Раздел I.Своеобразие политических событий в феврале 1917 года на Кубани. История Октябрьской социалистической революции пренадлежит к числу таких тем, которые привлекали и привлекают наибольшее внимание российской и зарубежной историографии, ведь именно в результате победы Октябрьской революции коренным образом изменилось положение всех классов и слоев населения, их партий. Большевики стали правящей партией, возглавлявшей работу по созданию нового государственного и общественного строя. Один из парадоксов второй революции заключается в том, что, при всей своей неизбежности, она в 1917 г. застала врасплох не только власть, но и все политические партии. Когда в феврале революция все-таки произошла, ни одна из них не была готова взять власть в свои руки. Эсеры и меньшевики пытались разделить ответственность с кадетами в рамках коалиционного буржуазного правительства. Быстрее всех сориентировались в возникшем двоевластии (а по сути - в безвластии) большевики. Репликой В.И. Ленина: «Есть такая партия!» - они уже на Первом съезде Советов в июне 1917 г. заявили о готовности взять власть и принять ответственность на себя [1]. 1917 год был следствием года 1914. Именно мировая бойня породила революцию и ее неизбежную составляющую - гражданскую войну. «Человек с ружьем» поставил в повестку дня штык. Винтовка (а не Учредительное собрание) «рождала власть». Маяковский позже напишет: «Ваше слово, товарищ маузер!». Милитаризировалось само сознание людей. В возникшем хаосе, в ситуации разрухи и безвластия диктатура была неизбежным способом выхода страны из кризиса. Вопрос был лишь в том, откуда она придет: справа (Корнилов) или слева (Ленин). К 1918 г. Россия оказалась между молотом и наковальней «белых» и «красных». Политическую ситуацию весны-лета 1917 г. в России с легкой руки В.И. Ленина было принято характеризовать как «двоевластие» Временного правительства и Советов. В Кубанской области, как и на всем казачьем Юго-Востоке, имело место принципиально иное соотношение сил, которое генерал А.И. Деникин в своих мемуарах назвал «троевластием». Помимо упомянутых на Кубани присутствовала еще одна действительно серьезная сила - казачьи сословные органы власти. В первые месяцы революционной эйфории и в центре России, и на ее окраинах в сфере управления царила полная неразбериха. Этот период, как и последовавшую за ним междоусобицу, историк В. Булдаков образно назвал «красной смутой». Кстати, и сами современники называли события 1917-1920 гг. «второй русской смутой». Рабочие и крестьяне, казаки, находившиеся на фронте, связывали происходившие в стране перемены с надеждой на скорое окончание войны и демократические преобразования. В Кубанской области и Черноморской губернии не произошло немедленного смещения представителей старой власти, как во многих других регионах. Начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал-майор М. П. Бабыч заявил о подчинении новому правительству России и некоторое время продолжал управлять краем, устанавливая связи с местными общественными деятелями, поддержавшими февральскую революцию. Большинство населения области, включая казачество, приняло новый порядок, установившийся после свержения самодержавия. Митинги, собрания, демонстрации под антивоенными и демократическими лозунгами охватили Кубань и Черноморье. Уже 28 февраля в Екатеринодаре состоялось собрание представителей революционно-демократических организаций, избравшее комиссию из трех человек - от большевиков, меньшевиков и эсеров, а 2 марта был избран Екатеринодарский Совет рабочих депутатов - первый демократически избранный орган власти на Северном Кавказе. На заседании Совета был избран Исполнительный комитет из девяти человек. Восьмого марта из представителей Екатеринодарского гарнизона была образована Временная военная секция казачьих и солдатских депутатов (7 солдат и 5 казаков), в тот же день вошедшая в состав Екатеринодарского Совета, который теперь стал называться Советом рабочих, солдатских и казачьих депутатов. В его исполком вошли по два казака и солдата. Четвертого марта политическая демонстрация прошла в Новороссийске, а седьмого марта был создан Новороссийский Совет рабочих депутатов. В марте - апреле Советы создавались по всему краю - в Армавире, Майкопе, Геленджике, Туапсе, Сочи. Пятого марта по инициативе кадетов созданы Екатеринодарский гражданский комитет и Комитет общественной безопасности, заявившие о поддержке Временного правительства. По приказу М. П. Бабыча 8 марта для управления краем образован Кубанский областной гражданский комитет во главе с кадетом В. В. Скиданом. Из состава комитета образован Временный Кубанский областной исполком. В свою очередь исполком принял решение о создании местных гражданских комитетов в отделах и населенных пунктах, ставших опорой Временного правительства. Представителями центральной власти Временное правительство назначило комиссаров: в Кубанскую область - депутата Государственной думы четырех созывов есаула из станицы Брюховецкой К. Л. Бардижа и в Черноморскую губернию депутата Государственной думы кадета Н. Н. Николаева, обязанностью которых было наблюдение за деятельностью местных органов власти. Выборы новых органов управления на многопартийной основе отражали расстановку политических и классовых сил. К началу 1917 г. действовали четыре партийных лагеря. Левый радикальный блок был представлен социалистической и социал-демократической революционными партиями (левое крыло эсеров, большевики и анархисты). Левоцентристский и либерально-демократический лагерь составляли кадеты, эсеры и социал-демократы (меньшевики). Правоцентристский умеренно-консервативный блок составляли октябристы, прогрессисты и другие консервативные буржуазные партии. Правый монархический лагерь включал в себя «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» и «Русский монархический союз». После свержения самодержавия монархисты и октябристы практически сошли со сцены, их место заняли кадеты; блокируясь с ними, меньшевики и эсеры прочно обосновались в центре этого спектра. Центральное место в политической жизни Кубани заняли меньшевики и эсеры. Так, городские Советы в Екатеринодаре и Новороссийске возглавляли меньшевики Д. Ф. Сверчков и Б. О. Прохоров, Екатерино-дарский гражданский комитет - эсер С. Г. Турутин. Подобная ситуация наблюдалась и в других населенных пунктах. Наиболее многочисленной была партия социалистов-революционеров - к середине 1917 г. их в крае насчитывалось более шести тысяч. Количественному росту партии в немалой степени способствовали ее организационные способности. Причиной такой популярности была притягательность аграрного лозунга партии: «Землю тем, кто ее обрабатывает» [3]. Казачество в отличие от крестьянства отрицательно относилось к эсеровской идее уравнительного землепользования, означавшего сокращение казачьего землевладения. Организации большевиков оставались еще малочисленными. Наибольшую поддержку они находили среди рабочих крупных предприятий, бывших солдат-фронтовиков, за счет которых в основном и шло пополнение их рядов. Самая крупная организация была в Екатеринодаре, насчитывавшая в апреле 1917 г. около двухсот человек. О положении большевиков в первые недели революции В. И. Ленин писал, что в «большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве и пока в слабом меньшинстве»[4]. Начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска М. П. Бабыч, еще недавно пользовавшийся большим авторитетом, в новой обстановке ассоциировался со старым царским режимом, и 12 марта местные газеты сообщили о том, что он подал в отставку. Временное правительство назначило временным атаманом начальника штаба Кубанского казачьего войска К. П. Гаденко, а временным начальником области - действительного статского советника Н. Ляха. Весной 1917 г. на Кубани и в Черноморье проходили многочисленные съезды и собрания самого разного уровня, на которых обсуждались различные вопросы, в том числе и вопрос о власти. Некоторые из таких съездов порождали новые властные структуры. В апреле в Екатеринодаре проходил I съезд представителей населенных пунктов Кубани, избравший Кубанский областной совет как высший орган гражданской власти в области. На съезде присутствовало около тысячи делегатов. Кроме избранных от населения станиц, городов, сел, аулов здесь были представители старых и новых отдельных управлений, комитетов, советов. Почти непрерывно проходили митинги на улицах крупных городов. Относительная политическая стабильность была в казачьих станицах и на хуторах. Здесь безраздельно правили органы казачьего самоуправления во главе с атаманами. Новая власть боялась конфронтации с местной казачьей администрацией и стремилась опереться на ее поддержку. Казачество было реальной военной силой. В середине марта военный и морской министр Временного правительства А. И. Гучков издал приказы, согласно которым предусматривалась реорганизация системы казачьего самоуправления с целью приспособить ее к новым порядкам. Во всех казачьих войсках предписывалось безотлагательно созвать съезды выборных от станиц, где предлагалось обсудить основы будущего самоуправления казачьих войск. В середине марта Временный Кубанский областной гражданский комитет разослал инструкции в центры отделов о выборах гражданских комитетов, причем их проведение возлагалось на казачью администрацию. На основании «Положения об общественном управлении станиц казачьих войск» от 3 июня 1891 г. в марте - апреле прошли перевыборы станичных и хуторских атаманов. Областной съезд, проходивший в Екатеринодаре 9-18 апреля, подтвердил полномочия гражданских комитетов как органов новой власти, однако не распространил их функции на казачью территорию. Так было закреплено параллельное существование структур управления. Вместо Временного Кубанского областного исполнительного комитета на основе представительства от казаков, иногородних и горцев съезд 16 апреля избрал Кубанский областной совет из 136 человек и исполком (по два представителя от казаков и иногородних от каждого отдела и четыре от горцев). Съезд выявил серьезные противоречия между казаками и иногородними по различным вопросам. Представители горцев выдвигали требования самоуправления Адыгеи, надеясь добиться его в союзе с казачьей верхушкой и при поддержке новой власти. Если в России после февральской революции возникло двоевластие, то в Кубанской области возникло соотношение сил, которое генерал А. И. Деникин в «Очерках русской смуты» охарактеризовал как «трое-властие». Казачьи сословные органы власти стали быстро выдвигаться на первый план. В городах области наряду с гражданскими комитетами и советами реальной силой обладали муниципальные бессословные органы управления. В таких условиях только что избранный Кубанский областной совет устранился от борьбы за всю полноту власти. Его лидеры полагали, что Совет рабочих депутатов, как и казачья Рада, -органы, выражавшие интересы соответственно рабочих и казаков, а внесословный областной совет как раз и олицетворяет демократическую власть. Но реально Кубанский областной совет так и не смог добиться желаемого. Накануне окончания работы съезда представителей населенных пунктов и учреждений Кубани его участники-казаки объявили себя Кубанской краевой войсковой Радой, и 17 апреля теперь уже казачий съезд подтвердил создание Рады и образовал Временное Кубанское войсковое правительство, ставшие высшими органами управления войска. В состав войскового правительства вошли семь членов Кубанского областного исполнительного комитета и восемь избранных Радой представителей казачества. Войсковое правительство возглавил бывший атаман Лабинского отдела полковник А. П. Филимонов, а председателем Рады был избран Н. С. Рябовол. Рада и войсковое правительство не получили тогда широкой социальной опоры даже в среде рядового казачества. В течение мая - июня войсковое правительство было вынуждено действовать совместно с гражданскими комитетами. В станицах власть сосредоточилась в станичных и хуторских правлениях во главе с атаманами. В отличие от городов здесь не пользовались большим авторитетом исполнительные органы, представлявшие Временное правительство, и лишь в редких случаях какой-то властью в станицах обладали исполкомы местных Советов. Обычно они действовали в одном направлении с казачьими органами. Советов казачьих депутатов на Кубани не было. 23 марта в Петрограде собрался I Всероссийский общеказачий съезд, принявший решение создать Союз казачьих войск. Постановлением съезда все земли, воды и недра на территориях казачьих областей объявлялись неприкосновенной собственностью казачьих войск. Съезд принял решение возвратить в войсковую собственность расположенные в казачьих областях земли казенные, удельные, монастырские, церковные, частновладельческие на условиях, которые предстояло выработать Учредительному собранию. Временное правительство воззванием от 3 апреля подтвердило «незыблемость исторических прав» казачества на землю. Однако, заигрывая с лидерами казачества, Временное правительство стремилось все же ограничить казачью власть, направляя правительственных комиссаров в центры казачьих областей. В Черноморской губернии революционные события развивались иначе. 18 мая в Новороссийске одновременно открылись два съезда - I съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и съезд представителей гражданских комитетов. В ходе работы оба съезда 24 мая объединились и избрали Черноморский губернский исполнительный комитет, из состава которого был сформирован комиссариат из пяти человек. Однако абсолютного преобладания не получила ни одна политическая сила. Хотя здесь рабочая прослойка среди населения была невелика, Советы возникали в новых местах. В марте - апреле в Черноморской губернии появились крестьянско-казачьи союзы, а на собравшемся 14 июня съезде крестьянских и казачьих депутатов они были преобразованы в Советы крестьянских и казачьих депутатов. В некоторых селах Черноморской губернии образовались крестьянские Советы. В ряде случаев крестьяне смещали представителей старой власти (волостных старшин, сельских старост, урядников) и создавали свои исполнительные комитеты, отряды дружинников, милиции. Позже Советы в регионе приступили к формированию отрядов Красной гвардии. Победившая буржуазно-демократическая революция активизировала национальное движение народов Северного Кавказа. Мусульманские лидеры 1 мая созвали во Владикавказе съезд горцев Кавказа, провозгласивший создание «Союза объединенных горцев» в составе Кабарды, Осетии, Чечни, Ингушетии, Черкесии, Карачая и Дагестана. Съезд избрал духовное мусульманское управление во главе с Н. Гоцинским. Представители «Союза объединенных горцев» развернули агитацию за создание местных национальных комитетов. Лидеры нового движения заявляли о поддержке Временного правительства и в то же время провоцировали местное население антирусскими и антиказачьими лозунгами. Таким образом, в регионе шел процесс формирования взаимоисключающих систем органов власти и управления. В этой связи в специальном приказе комиссар Временного правительства К. Л. Бардиж разъяснил, что гражданские комитеты не являются органами власти, они всего лишь выразители общественного мнения. В начале июля, с получением известий из Петрограда о взятии всей полноты власти Временным правительством, Кубанская войсковая Рада объявила о роспуске Кубанского областного Совета, гражданских комитетов, станичных Советов, о восстановлении полноты власти в станицах атаманов, в селах - старшин. Специальным распоряжением от 9 июля К. Л. Бардиж передал всю полноту власти Кубанскому войсковому правительству. Однако Советы сохранялись и даже возникали новые. В августе были образованы Кубанский областной горский совет и горский комитет во главе с Султан Шахим-Гиреем, который вошел в состав Кубанской Рады. Но с усилением распада российской государственности национальное движение горцев становилось все более самостоятельным. 20 сентября во Владикавказе ЦК «Союза объединенных горцев» созвал II съезд горцев Кавказа, который, обсудив вопрос об автономном устройстве горских народов, объявил «Союз горцев» полномочным правительством, независимым от России. Чувствуя обострение ситуации, казачьи лидеры обсуждали на общеказачьих конференциях в Новочеркасске и Екатеринодаре вопросы создания сильной власти, проблемы федерализации. В конце сентября -начале октября 2-я краевая Рада провозгласила себя верховным органом не только войска, но и всего Кубанского края. 17 октября было принято «Временное положение о высших органах власти в Кубанском крае». Согласно новому положению управление в области передавалось Кубанской Раде, куда должны были войти представители казаков, горцев и коренных крестьян (постоянно проживавших в крае не менее трех лет). Из числа своих членов Кубанской Раде предстояло сформировать Законодательную Раду, избрать войскового атамана. Исполнительную власть должно было олицетворять войсковое правительство из десяти человек, трое из которых были представителями горцев и иногородних. Это обеспечивало казачеству преобладающие позиции. Однако в самом казачестве не было единства. Существовали противоречия относительно будущего Кубани. Некоторые казачьи лидеры выступали за федеративное устройство. К ним относились «черноморцы» (среди них Н. С. Рябовол, ставший председателем Законодательной Рады, и Л. Л. Быч, избранный в ноябре 1917 г. председателем Кубанского краевого правительства), они были сторонниками широкой автономии Кубани, «самостийного» ее существования, а после захвата власти большевиками и провозглашения независимости Украины искали с ней сближения. Другая часть - «линейцы» (к которым принадлежал избранный 12 октября войсковым атаманом полковник А. П. Филимонов) - поддерживала идею развития Кубани в составе единой и неделимой России. Борьба между этими группировками не прекращалась вплоть до окончания Гражданской войны и стала одной из причин крушения Белого движения на юге России. Попыткой стабилизировать ситуацию было заключение 20 октября во Владикавказе договора о создании «Юго-восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей». Потеряв надежду на Временное правительство, его участники собирались создать сильную власть на казачьих территориях. С 16 ноября в Екатеринодаре стало действовать объединенное правительство «Юго-восточного союза» во главе с членом ЦК партии кадетов В. А. Харламовым. |