МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Сопоставление традиционного и модульного обучения





   
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ  
Задачи      
Обычно задачи не формулируются как деятельностные. Обучаемый понимает их из учебного материала. Задачи формулируются в деятельностном аспекте и предъявляются студентам перед началом обучения.  
Подготовка учебного материала      
Сначала готовится учебный материал, затем - контроль по этому материалу, но не всегда указывается, как обучаемому использовать этот самый материал. В первую очередь формулируются задачи обучения, затем строится контроль за усвоением этих задач, только после этого готовится учебный материал, помогающий студенту решить постановленные задачи.  
Деятельность в процессе обучения      
Ориентация на деятельность преподавателя, дающего знания группе студентов или учащихся, акцентируется преподавание. Акцентируется учебная деятельность студента, индивидуализированное учение с обязательным результатом - научением.  
Роль преподавателя      
Выполняет роль представляющего информацию. Выполняет роль диагноста, консультанта-советника, мотиватора и представляющего источники информации.  
Методы обучения      
Есть тенденция использовать 1-2-3 метода, в основном это лекции, семинары, практические работы; игнорируются многие другие методы. Для реализации задач обучения используются разнообразные методы, чаще всего активные и развивающие.  
Средства обучения      
Средства используются чаще всего по одному критерию: какие из них удобнее использовать (чаще всего печатные средства). Средства выбираются так, чтобы они помогали комплексному достижению целей обучения и контроля, в связи с этим в модуль включаются разнообразные средства.  
Участие обучаемого      
Обучаемый чаще всего пассивен, т.е. слушает преподавателя или читает текст. Студент усваивает информацию в активной форме с учебным материалом.  
Индивидуализация      
Традиционное обучение ориентировано на группу. Обычно студенты получают задание, как использовать указанный источник информации (прочитать текст; решить задачу; ответить на вопрос; заполнить таблицу и т.п.). Модули могут быть очень индивидуализированными. Студент может сам выбрать способ учения, а также средства.  
Темп обучения      
Студент должен изучить курс точно по графику вместе со всей группой. Студент может учиться по своему усмотрению; повторять модуль или его части столько раз, сколько ему кажется необходимым.  
Время обучения      
Для всех студентов устанавливается одно и то же время прохождения темы. Каждый обучающийся тратит времени столько, сколько ему нужно в соответствии со своим интеллектом.  
Свобода действий      
Традиционно изучение предметов идет по расписанию в определенное время. Обучение по модулям идет в удобное для студента время и зависит от индивидуальных потребностей.  
Транспортабельность      
Традиционное обучение по курсу может быть перенесено в другое время и место только вместе с преподавателем. Если студент пропустил лекцию или часть курса, то он остается без информации или пользуется чужими конспектами. Модули можно использовать в любом месте (дома, в больнице и т.п.), ими можно обмениваться, изучать их в любое время и в удобном месте.  
Условия научения      
Возможны индивидуальные различия в научении. Если обучаемый заинтересован темой, он должен найти дополнительный материал сам. Обычно преподавателю не хватает времени для индивидуализированной диагностики или дополнительной педагогической помощи. Модуль считается плохим, если большинству студентов не удается решить поставленные задачи. Если студент заинтересован, он без труда получит дополнительный материал, не мешая группе.  
Усвоение знаний      
Большинство студентов знает «кое-что обо всем». Реально студенты не могут усвоить все темы курса наилучшим образом в строго установленный график. Студент может получить дополнительное время для усвоения материала.  
Повторение знаний      
Часто повторяются темы, которые преподаватель склонен считать трудными. Иногда преподаватель требует от обучаемого повторить весь материал курса. Повторение материала студентом зависит от результатов усвоения модуля.  
Закрепление знаний      
Знания закрепляются чаще всего на экзамене. Небольшой объем модуля обеспечивает немедленный контроль и коррекцию уровня усвоения.  
Контроль      
Контрольные задания обычно составляются по пройденному курсу. Студент часто не знает, как готовиться к контролю. Контрольные задания часто предназначаются только для получения балла оценки, а не для установления уровня усвоения. Чаще всего используется нормативный контроль, т.е. оценка достижений конкретного студента зависит от результатов обучения других членов группы. Студентам указываются задачи, они знакомятся с критериями оценки. Контрольные задания составляются с целью определения уровня усвоения, закрепления усвоенного, диагностирования трудности. Проводится эталонный контроль (по критериям результативности обучения). Оценка результатов усвоения отдельного студента не зависит от уровня результатов в группе.  
Неудача обучаемого      
Неусвоение материала обычно не замечается до зачета или экзамена. Нередко студенты стараются приобрести умения без должного багажа теоретических знаний. Получив «неуд. «, студент вынужден повторять весь курс. Недостаточное усвоение можно заметить на каждом шаге обучения, в связи с этим курс усваивается законченными порциями. В случае неудачи на конкретных шагах обучения студент должен повторно изучить модуль, а не весь курс.  
Гибкость      
Традиционные курсы составляются на один семестр или год с опорой на определенные учебники или конспекты и не являются гибкими. Курсы могут быть гибкими, так как структура модулей может быть разнообразной.  
Оценка подготовки курса      
При подготовке курса не применяется системное проектирование, в связи с этим невозможно определить, хорошо ли подготовлен курс. Имея проектную цель, преподаватель может подготовить хороший модуль.  
       

Приведенный сравнительный анализ традиционного и модульного обучения показывает, что к преимуществам модульного обучения относятся высокая степень гибкости и приспособляемости к конкретным организационным и технологическим условиям, возможность постоянно совершенствовать модули без изменения общей структуры программы, создание климата сотрудничества и партнерства между преподавателем и обучающимся.

Далее приведем состав и структуру модуля, обуславливающие отмеченные преимущества.

Состав и структура модуля

На основе обзора существующих понятий модульного подхода к организации обучения под модулем будем понимать структурную единицу содержания обучения, отобранную и дидактически обработанную для достижения определенного уровня знаний, умений и навыков, устанавливаемого целевой программой действий. Модуль представляет собой относительно самостоятельный, логически завершенный компонент обучения.

Унификация структуры модуля достигается использованием приведенного ниже методического обеспечения, которое согласуется с п.8 Порядка использования дистанционных образовательных технологий (приказ Минобороннауки России от 06.05.05 № 137) о составе и структуре учебно-методического комплекса (Приложение 1).

Структурное содержание учебной дисциплины формируется на принципах модульного обучения следующим образом (рис.2.2.1):

Рис.2.2.1 Структурное содержание учебной дисциплины, формируемое на принципах модульного обучения

Учебная дисциплина формируется из модулей, каждый из которыҳ реализует достижение интегрирующей дидактической цели; модули формируются из учебных элементов, реализующих достижение частных дидактических целей.

Структуру учебной дисциплины составляют две группы модулей:

1) дидактический модуль ДМ; включает в себя:

1. Примерная программа дисциплины

Цели дисциплины

Перечень основных задач, значимость и актуальность их решения

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Перечень базовых дисциплин, знание которыҳ необходимо для усвоения содержания дисциплины

Перечень дисциплин, изучение которыҳ основано на знании содержания изучаемой дисциплины

Содержание дисциплины (по модулям)

Информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Автор-разработчик программы

2. Методическое руководство по изучению дисциплины

Особенности организации учебного процесса

Общие рекомендации по порядку изучения дисциплины: последовательность изучения модулей, в том числе, какие модули можно изучать независимо

Указания, где следует искать развитие и углубление задач курса, выходящих за рамки учебной программы, и изучение каких модулей дисциплины необходимо для отдельных групп специальностей, ссылки на литературу с комментариями.

2) содержательные модули (М-1, М-2, … М-n), представляющие собой самостоятельные учебные дидактические единицы и состоящие из дидактических элементов (ДЭ) и содержательных учебных элементов (УЭ).

Структуру содержательного модуля составляют две группы учебных элементов (УЭ):

1) дидактические элементы; включают в себя:

ДЭ-У - Установочный элемент, назначением которого является формирование мотивации усᴨȇшного изучения модуля посредством разъяснения его места и значения в системе обучения по выбранному направлению (специальности). В этом элементе автор-разработчик, соблюдая дидактические принципы систематичности и последовательности и ориентируясь на положения образовательного стандарта, в обязательном порядке должен указать:

место модуля в государственном образовательном стандарте ВПО; роль модуля в овладении будущей специальностью;

цели изучения модуля - конкретизировать на уровне ожидаемых результатов обучения в виде знаний и умений решения конкретных профессиональных задач; иллюстрации основных задач и значимость их решения, иногда полезно определить, какие задачи не планируется решать в данном модуле;

характер межпредметных связей с точным определением:

а) наличие каких базовых знаний и умений из смежных дисциплин необходимо для изучения данного модуля;

b) при изучении каких дисциплин могут потребоваться знания и умения, гарантируемые создаваемым модулем.

Примечание: межпредметные связи - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями.

ДЭ-М - Методический элемент, назначением которого является оказание организационно-дидактической помощи обучающемуся и управление его учебно-познавательной деятельностью. Представляет собой Методические рекомендации по самостоятельному изучению модуля и включает:

перечень вопросов, по которым обучающемуся необходимо проверить свои знания и умения перед началом изучения данного модуля (эти знания и умения проверяются во входном контроле по модулю);

целесообразный порядок изучения содержательных учебных элементов модуля;

виды или формы учебных занятий, которые необходимы для освоения понятий модуля;

методы и средства обучения (с обязательной их краткой аннотацией);

особенности самостоятельного изучения теоретической и практической части;

особенности выполнения заданий Практикума, в том числе индивидуальных заданий, рефератов или курсовых работ, связанных с понятиями модуля;

критерии правильности решений задач, поставленных в модуле.

Методический элемент должен быть построен таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем.

Содержание методического элемента целесообразно свести в следующую таблицу (Таблица 2.2.1):

Таблица 2.2.1





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.