ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Сопоставление традиционного и модульного обучения | | ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ | МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ | | Задачи | | | | Обычно задачи не формулируются как деятельностные. Обучаемый понимает их из учебного материала. | Задачи формулируются в деятельностном аспекте и предъявляются студентам перед началом обучения. | | Подготовка учебного материала | | | | Сначала готовится учебный материал, затем - контроль по этому материалу, но не всегда указывается, как обучаемому использовать этот самый материал. | В первую очередь формулируются задачи обучения, затем строится контроль за усвоением этих задач, только после этого готовится учебный материал, помогающий студенту решить постановленные задачи. | | Деятельность в процессе обучения | | | | Ориентация на деятельность преподавателя, дающего знания группе студентов или учащихся, акцентируется преподавание. | Акцентируется учебная деятельность студента, индивидуализированное учение с обязательным результатом - научением. | | Роль преподавателя | | | | Выполняет роль представляющего информацию. | Выполняет роль диагноста, консультанта-советника, мотиватора и представляющего источники информации. | | Методы обучения | | | | Есть тенденция использовать 1-2-3 метода, в основном это лекции, семинары, практические работы; игнорируются многие другие методы. | Для реализации задач обучения используются разнообразные методы, чаще всего активные и развивающие. | | Средства обучения | | | | Средства используются чаще всего по одному критерию: какие из них удобнее использовать (чаще всего печатные средства). | Средства выбираются так, чтобы они помогали комплексному достижению целей обучения и контроля, в связи с этим в модуль включаются разнообразные средства. | | Участие обучаемого | | | | Обучаемый чаще всего пассивен, т.е. слушает преподавателя или читает текст. | Студент усваивает информацию в активной форме с учебным материалом. | | Индивидуализация | | | | Традиционное обучение ориентировано на группу. Обычно студенты получают задание, как использовать указанный источник информации (прочитать текст; решить задачу; ответить на вопрос; заполнить таблицу и т.п.). | Модули могут быть очень индивидуализированными. Студент может сам выбрать способ учения, а также средства. | | Темп обучения | | | | Студент должен изучить курс точно по графику вместе со всей группой. | Студент может учиться по своему усмотрению; повторять модуль или его части столько раз, сколько ему кажется необходимым. | | Время обучения | | | | Для всех студентов устанавливается одно и то же время прохождения темы. | Каждый обучающийся тратит времени столько, сколько ему нужно в соответствии со своим интеллектом. | | Свобода действий | | | | Традиционно изучение предметов идет по расписанию в определенное время. | Обучение по модулям идет в удобное для студента время и зависит от индивидуальных потребностей. | | Транспортабельность | | | | Традиционное обучение по курсу может быть перенесено в другое время и место только вместе с преподавателем. Если студент пропустил лекцию или часть курса, то он остается без информации или пользуется чужими конспектами. | Модули можно использовать в любом месте (дома, в больнице и т.п.), ими можно обмениваться, изучать их в любое время и в удобном месте. | | Условия научения | | | | Возможны индивидуальные различия в научении. Если обучаемый заинтересован темой, он должен найти дополнительный материал сам. Обычно преподавателю не хватает времени для индивидуализированной диагностики или дополнительной педагогической помощи. | Модуль считается плохим, если большинству студентов не удается решить поставленные задачи. Если студент заинтересован, он без труда получит дополнительный материал, не мешая группе. | | Усвоение знаний | | | | Большинство студентов знает «кое-что обо всем». Реально студенты не могут усвоить все темы курса наилучшим образом в строго установленный график. | Студент может получить дополнительное время для усвоения материала. | | Повторение знаний | | | | Часто повторяются темы, которые преподаватель склонен считать трудными. Иногда преподаватель требует от обучаемого повторить весь материал курса. | Повторение материала студентом зависит от результатов усвоения модуля. | | Закрепление знаний | | | | Знания закрепляются чаще всего на экзамене. | Небольшой объем модуля обеспечивает немедленный контроль и коррекцию уровня усвоения. | | Контроль | | | | Контрольные задания обычно составляются по пройденному курсу. Студент часто не знает, как готовиться к контролю. Контрольные задания часто предназначаются только для получения балла оценки, а не для установления уровня усвоения. Чаще всего используется нормативный контроль, т.е. оценка достижений конкретного студента зависит от результатов обучения других членов группы. | Студентам указываются задачи, они знакомятся с критериями оценки. Контрольные задания составляются с целью определения уровня усвоения, закрепления усвоенного, диагностирования трудности. Проводится эталонный контроль (по критериям результативности обучения). Оценка результатов усвоения отдельного студента не зависит от уровня результатов в группе. | | Неудача обучаемого | | | | Неусвоение материала обычно не замечается до зачета или экзамена. Нередко студенты стараются приобрести умения без должного багажа теоретических знаний. Получив «неуд. «, студент вынужден повторять весь курс. | Недостаточное усвоение можно заметить на каждом шаге обучения, в связи с этим курс усваивается законченными порциями. В случае неудачи на конкретных шагах обучения студент должен повторно изучить модуль, а не весь курс. | | Гибкость | | | | Традиционные курсы составляются на один семестр или год с опорой на определенные учебники или конспекты и не являются гибкими. | Курсы могут быть гибкими, так как структура модулей может быть разнообразной. | | Оценка подготовки курса | | | | При подготовке курса не применяется системное проектирование, в связи с этим невозможно определить, хорошо ли подготовлен курс. | Имея проектную цель, преподаватель может подготовить хороший модуль. | | | | | | Приведенный сравнительный анализ традиционного и модульного обучения показывает, что к преимуществам модульного обучения относятся высокая степень гибкости и приспособляемости к конкретным организационным и технологическим условиям, возможность постоянно совершенствовать модули без изменения общей структуры программы, создание климата сотрудничества и партнерства между преподавателем и обучающимся. Далее приведем состав и структуру модуля, обуславливающие отмеченные преимущества. Состав и структура модуля На основе обзора существующих понятий модульного подхода к организации обучения под модулем будем понимать структурную единицу содержания обучения, отобранную и дидактически обработанную для достижения определенного уровня знаний, умений и навыков, устанавливаемого целевой программой действий. Модуль представляет собой относительно самостоятельный, логически завершенный компонент обучения. Унификация структуры модуля достигается использованием приведенного ниже методического обеспечения, которое согласуется с п.8 Порядка использования дистанционных образовательных технологий (приказ Минобороннауки России от 06.05.05 № 137) о составе и структуре учебно-методического комплекса (Приложение 1). Структурное содержание учебной дисциплины формируется на принципах модульного обучения следующим образом (рис.2.2.1): Рис.2.2.1 Структурное содержание учебной дисциплины, формируемое на принципах модульного обучения Учебная дисциплина формируется из модулей, каждый из которыҳ реализует достижение интегрирующей дидактической цели; модули формируются из учебных элементов, реализующих достижение частных дидактических целей. Структуру учебной дисциплины составляют две группы модулей: 1) дидактический модуль ДМ; включает в себя: 1. Примерная программа дисциплины Цели дисциплины Перечень основных задач, значимость и актуальность их решения Требования к уровню освоения содержания дисциплины Перечень базовых дисциплин, знание которыҳ необходимо для усвоения содержания дисциплины Перечень дисциплин, изучение которыҳ основано на знании содержания изучаемой дисциплины Содержание дисциплины (по модулям) Информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины Автор-разработчик программы 2. Методическое руководство по изучению дисциплины Особенности организации учебного процесса Общие рекомендации по порядку изучения дисциплины: последовательность изучения модулей, в том числе, какие модули можно изучать независимо Указания, где следует искать развитие и углубление задач курса, выходящих за рамки учебной программы, и изучение каких модулей дисциплины необходимо для отдельных групп специальностей, ссылки на литературу с комментариями. 2) содержательные модули (М-1, М-2, … М-n), представляющие собой самостоятельные учебные дидактические единицы и состоящие из дидактических элементов (ДЭ) и содержательных учебных элементов (УЭ). Структуру содержательного модуля составляют две группы учебных элементов (УЭ): 1) дидактические элементы; включают в себя: ДЭ-У - Установочный элемент, назначением которого является формирование мотивации усᴨȇшного изучения модуля посредством разъяснения его места и значения в системе обучения по выбранному направлению (специальности). В этом элементе автор-разработчик, соблюдая дидактические принципы систематичности и последовательности и ориентируясь на положения образовательного стандарта, в обязательном порядке должен указать: место модуля в государственном образовательном стандарте ВПО; роль модуля в овладении будущей специальностью; цели изучения модуля - конкретизировать на уровне ожидаемых результатов обучения в виде знаний и умений решения конкретных профессиональных задач; иллюстрации основных задач и значимость их решения, иногда полезно определить, какие задачи не планируется решать в данном модуле; характер межпредметных связей с точным определением: а) наличие каких базовых знаний и умений из смежных дисциплин необходимо для изучения данного модуля; b) при изучении каких дисциплин могут потребоваться знания и умения, гарантируемые создаваемым модулем. Примечание: межпредметные связи - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. ДЭ-М - Методический элемент, назначением которого является оказание организационно-дидактической помощи обучающемуся и управление его учебно-познавательной деятельностью. Представляет собой Методические рекомендации по самостоятельному изучению модуля и включает: перечень вопросов, по которым обучающемуся необходимо проверить свои знания и умения перед началом изучения данного модуля (эти знания и умения проверяются во входном контроле по модулю); целесообразный порядок изучения содержательных учебных элементов модуля; виды или формы учебных занятий, которые необходимы для освоения понятий модуля; методы и средства обучения (с обязательной их краткой аннотацией); особенности самостоятельного изучения теоретической и практической части; особенности выполнения заданий Практикума, в том числе индивидуальных заданий, рефератов или курсовых работ, связанных с понятиями модуля; критерии правильности решений задач, поставленных в модуле. Методический элемент должен быть построен таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Содержание методического элемента целесообразно свести в следующую таблицу (Таблица 2.2.1): Таблица 2.2.1 |