| Рабочее место | Ответы на вопросы |
| |
| Физическая нагрузка | |
| |
| А.1. Является ли рабочее место достаточно просторным? | |
| Б.1. Что является причиной недостатка производственной площади: | |
| использование этой площади другими работниками (хотя бы временно); | |
| малое расстояние до других машин; выступающие части машин? | |
| А.2. Обеспечивает ли расположение приборов, предметов обработки и органов управления удобное положение человека при работе? | |
| А.3. Допускает ли размещение перечисленных объектов работу сидя? | |
| А.4. Находится ли рабочая плоскость на удобной высоте с учетом рабочей позы и расстояния до глаз? | |
| Б.2. Если работа выполняется сидя, есть ли место для ног? | |
| Б.3. От чего зависит неудобное положение при работе: от машины, обрабатываемых предметов, инструментов или органов управления? | |
| Б.4. Нет ли какого-либо другого удобного для работы положения? | |
| А.5. Соответствует ли рабочая поверхность предъявляемым требованиям по твердости, цвету, гладкости и т. п.? | |
| А.6. Позволяет ли размещение приборов, обрабатываемых предметов (деталей), органов управления осуществлять управление машиной с помощью рук или ног? | |
| Б.5. Не возникают ли статические напряжения из-за неудобного расположения органов управления? | |
| Б.6. Размещены ли инструменты и детали в пределах оптимального радиуса действия? | |
| Б.7. Размещены ли органы управления в пределах досягаемости с учетом положения тела при работе? | |
| Б.8. Правильно ли размещены ручки и рукоятки с учетом, требуемых для их перемещения усилий и движений? | |
| Б.9. Соответствует ли расположение приборов, деталей, органов управления последовательности и частоте выполнения операций? | |
| А.7. Обязательно или желательно управление машиной с помощью педалей? | |
| Б.10. Удобны ли конструкция, расположение и размер педалей? | |
| Б.11. Удалось ли исключить из конструкции машины педали, если работа выполняется стоя, и не превышает ли их количество двух при работе сидя? | |
| Б.12. Если работа выполняется стоя и обязательно использование педалей, должен ли работник при этом стоять все время на той же ноге? Возможно ли управление машиной поочередно с помощью обеих ног? | |
| Б.13. Могут ли использоваться педали при работе сидя? Можно ли нажимать на педаль поочередно то одной, то другой ногой? | |
| Б.14. Можно ли изменить положение или отдохнуть при работе сидя при пользовании одной или несколькими педалями? | |
| Б.15. Соответствует ли тип педалей требуемой силе нажатия, их расположению и числу движений? | |
| Б.16. Правильно ли подобрано требуемое усилие нажатия на педаль? | |
| А.8. Обязательно ли управление машиной с помощью ножных кнопок? | |
| Б.17. Правильно ли подобрано требуемое усилие нажатия на ножные кнопки? | |
| Б.18. Может ли быть применено нажатие на кнопку носком обуви вместо пятки? | |
| А.9. Обязательно или желательно использование клавиш (кнопок) при ручном управлении? | |
| Б.19. Достаточна ли поверхность клавиш (кнопок) (соответствует ли она размерам пальцев)? Не слишком ли глубоко следует вдавливать клавиши (кнопки)? Не слишком ли гладкую поверхность имеют кнопки? | |
| Б.20. Не слишком ли мало требуемое усилие нажатия на клавишу (кнопку), чтобы избежать ошибки? Не слишком ли велико требуемое усилие в аварийной ситуации? | |
| А.10. Соответствует ли форма, величина и материал органов ручного управления прилагаемому усилию? | |
| А.11. Допустимы ли прилагаемые усилия с точки зрения физиологии? | |
| Б.21. Можно ли уменьшить прилагаемое усилие посредством: | |
| · уменьшения веса предметов, с которыми производятся манипуляции; | |
| · применения противовесов; применения вспомогательных электрических, гидравлических или пневматических устройств; | |
| · применения подъемников; применения кранов, тележек, тачек? | |
| Б.22. Можно ли уменьшить прилагаемое усилие посредством: | |
| · изменения направления усилий; | |
| · использования более развитых групп мышц; | |
| · ограничения времени приложения усилия? | |
| Б.23. Применяются ли рукоятки достаточно часто? | |
| Б.24. Правильно ли организована транспортировка предметов обработки (деталей) с точки зрения их движения и остановки (используются ли гравитационные питатели, желоба и т. п.)? | |
| Б.25. Допустимы ли с точки зрения физиологии движений усилия, требуемые для перемещения органов управления? | |
| Б.26. Действительно ли необходимо приложение значительного усилия? Размещены ли органы управления таким образом, чтобы действия с ними исключали напрасное расходование сил и ненужное статическое напряжение? | |
| А.12. Имеются ли соответствующие сиденья и опоры, исключающие необходимость работы стоя? | |
| Б.27. Отвечает ли опора или сиденье: | |
| · размерам работника; требованиям гигиены к обивочным материалам; | |
| · удобному положению спины; | |
| · высоте рабочей плоскости; | |
| · возможности регулирования; | |
| · возможности работы стоя; изменениям положений тела при работе? | |
| Б.28. Необходимо ли сиденье, позволяющее регулировать его высоту? | |
| Б.29. Желательно ли использование стола с одной центральной опорой? | |
| А.13. Обязательна ли подставка для ног? | |
| Б.30. Имеется ли соответствующая опора для ног? | |
| Б.31. Имеется ли место, чтобы установить опору для ног? | |
| Б.32. Удобна ли опора для ног с точки зрения положения, размеров, наклона площади? | |
| А.14. Обязательны ли опоры для локтей, предплечий, рук и спины? | |
| Б.33. Соответствуют ли эти опоры положению при работе: размерам человека, потребностям регулирования, требуемой площади? | |
| А.15. Насколько соответствует предъявляемым требованиям пол производственного помещения? | |
| Б.34. Соответствует ли пол следующим требованиям: | |
| · достаточно ли трение между полом, с одной стороны, и опорами, подошвами, инструментами, деталями — с другой; | |
| · имеет ли он требуемый наклон; достаточно ли он ровный; | |
| · достаточно ли он твердый, упругий? | |
| А.16. Применяются ли ручные инструменты? | |
| Б.35. Правильно ли выбран вес инструментов? Не слишком ли они тяжелые или легкие? | |
| Б.36. Обеспечивают ли инструменты для точных работ достаточную поверхность соприкосновения с рукой? | |
| Б.37. Имеет ли рабочая часть инструмента необходимые размеры и форму? | |
| Б.38. Соответствует ли длина рукоятки требованиям выполняемой работы в предусмотренном рабочем положении? | |
| Б.39. Достаточно ли удобна рукоятка? | |
| Б.40. Правильно ли выбрана поверхность инструмента с точки зрения трения между инструментом и рукой? | |
| Б.41. Правильно ли она выбрана с точки зрения теплоотвода? | |
| Б.42. Можно ли объединить различные инструменты в один универсальный? | |
| Б.43. Исключает ли длина инструмента дрожание руки или хотя бы его снижает (при точных ручных работах)? | |
| Б.44. Предусмотрено ли для инструментов строго определенное место? | |
| А.17. Используются ли бункеры, кассеты и т. п. соответствующего веса и размера; соответствуют ли они требованиям техники безопасности и т. п.? | |
| А.18. Может ли скорость машины регулироваться в зависимости от возможностей исполнителя? | |
| А.19. Учитывается ли время выполнения работы? | |
| А.20. Обеспечивает ли конструкция машины удобство обслуживания и ремонт (доступность, степень риска, освещение и т. п.)? | |
| А.21. Существует ли опасность ожогов? | |
| А.22. Приложено ли какое-либо постоянное или периодическое усилие к какой-либо части тела? | |
| А.23. Требуется ли по условиям работы применение индивидуальных средств защиты (спецодежда, спецобувь, рукавицы, очки защитные, защитные щитки, каски, шлемы, наушники, каски противошумные)? | |
| Б.45. Мешают ли средства индивидуальной защиты выполнению движений или работе? | |
| Б.46. Препятствует ли применение индивидуальных средств защиты восприятию информации? | |
| А.24. Являются ли машины причиной значительной вибрации? | |
| Б.47. Насколько ощутима вибрация? | |
| Б.48. Влияет ли вибрация на выполнение работ? | |
| Б.49. Существуют ли неудобства в связи с постоянной или периодической вибрацией? | |
| | |
| Психическая нагрузка | |
| |
| 1. Органы зрения | |
| | |
| А.25. Предъявляет ли данный вид работы высокие требования к органам зрения? | |
| А.26. Требуется ли для выполнения данной работы высокая освещенность? | |
| А.27. Обязательно ли наличие общего искусственного освещения? | |
| А.28. Обязательно ли наличие местного искусственного освещения? | |
| А.29. Требует ли выполняемая работа попеременного пребывания в местах с различной степенью освещенности? | |
| А.30. Достаточно ли четко можно распознать предметы, учитывая непостоянство дневного освещения, блики и т. п.? | |
| Б.50. Каков уровень освещенности при: | |
| ♦ естественном освещении: | |
| · хороший, | |
| · удовлетворительный, | |
| · неудовлетворительный; | |
| ♦ при искусственном освещении: | |
| · хороший, | |
| · удовлетворительный, | |
| · неудовлетворительный? | |
| Б.51. Не приводит ли искусственное освещение к нежелательным последствиям: мерцанию, стробоскопическому эффекту? | |
| А.31. Каково различие в яркости (контрастность) между объектом и фоном (окружением): большое, среднее, незначительное? | |
| Б.52. Отвечают ли требованиям контрастности цвет, поверхность, расположение предметов, машин, деталей? | |
| Б.53. Каково различие яркостей при естественном и искусственном освещении: малое, среднее, большое? | |
| А.32. Существует ли возможность ослепления на рабочем месте или вблизи него? | |
| Б.54. Что может являться причиной ослепления: | |
| · открытые источники света; | |
| · отражение света от поверхности или деталей | |
| · машин; | |
| · окна; | |
| · другие предметы? | |
| А.33. Существуют ли какие-либо специальные требования к цвету предметов? | |
| Б.55. Соответствуют ли цвета при естественном и искусственном освещении: | |
| · выполняемой работе; | |
| · желаемой контрастности; | |
| · аварийной сигнализации; | |
| · цвету источника света? | |
| А.34. Каков размер предметов, которые следует различать: очень мелкие, мелкие, крупные? | |
| А.35. Перемещаются ли (и если перемещаются, то как — медленно или быстро) различаемые предметы? | |
| А.36. Соответствует ли расположение приборов, предметов обработки, органов управления и т. п. требованиям хорошей обзорности? | |
| А.37. Требуется ли при этом аккомодация? | |
| А.38. Размещены ли органы управления на оптимальном расстоянии в поле зрения? | |
| А.39. Размещены ли аварийные сигналы в центре поля зрения и обращают ли они на себя внимание? | |
| А.40. Может ли работник видеть одновременно саму обрабатываемую деталь и ближайшие к ней окружающие предметы? | |
| А.41. Достаточно ли расстояние от глаз до предметов? | |
| А.42. Обязательно ли наблюдение за предметами одновременно обоими глазами? | |
| А.43. Желательно ли применение вспомогательных оптических устройств? | |
| Б.56. Соответствуют ли вспомогательные оптические устройства требованиям в отношении поля зрения, | |
| · собственных размеров, фокусного расстояния, степени увеличения? | |
| | |
| 2. Органы слуха | |
| | |
| А.44. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам слуха? | |
| Б.57. Какого типа звуковые сигналы применяются на данном производстве? | |
| А.45. Требуется ли речевая связь между людьми при выполнении данной работы? | |
| А.46. Затруднена ли речевая связь из-за высокого уровня шумов в рабочем помещении? | |
| А.47. Могут ли быть звуковые сигналы легко обнаружены при обычном шуме в помещении? | |
| А.48. Требует ли работа пониженного уровня шума? | |
| А.49. Легко ли различить звуковые сигналы, несущие различную информацию? | |
| А.50. Как звуковые сигналы физиологически воздействуют на человека? | |
| Б.58. Можно ли различить звуковые сигналы по: | |
| · времени действия; | |
| · частоте; | |
| · уровню громкости; | |
| · последовательности звуков? | |
| | |
| 3. Другие органы чувств | |
| | |
| А.51. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам осязания? | |
| А.52. Легко ли отличить различные детали, ручки и инструменты друг от друга с помощью органов осязания? | |
| А.53. Можно ли распознать детали, ручки и инструменты по их положению? | |
| А.54. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам равновесия? | |
| А.55. Предъявляет ли данная работа высокие требования к способности определять удаление (глубину) предметов? | |
| А.56. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам обоняния? | |
| | |
| 4. Приборы, средства индикации | |
| | |
| А.57. Используются ли панели для размещения приборов и средств индикации? | |
| А.58. Достаточно ли четко видны шкалы приборов? | |
| А.59. Легко ли найти требуемый прибор? | |
| А.60. Легко ли отличить один прибор от другого? | |
| а) Читаемость | |
| Б.59. Достаточно ли легко читаются показания приборов? | |
| Б.60. Правильно ли построены шкалы приборов, нельзя ли их упростить? | |
| Б.61. Соответствуют ли буквы, цифры, деления требованиям четкого считывания показаний с рабочего расстояния? | |
| Б.62. Позволяет ли стрелка легко считывать нужные цифры? | |
| Б.63. Правильно ли сконструирована стрелка, не возникает ли дополнительная погрешность из-за параллакса? | |
| Б.64. Имеет ли яркостный контраст между указателем, панелью и фоном оптимальное значение? | |
| Б.65. Не препятствует ли считыванию показаний блескость, вызванная источниками света? | |
| Б.66. Можно ли избежать установки козырьков над осветительными устройствами? | |
| Б.67. Удалось ли избежать теней от стрелок, а также от обрамления приборов и органов управления? | |
| Б.68. Останется ли расстояние, на котором считываются показания, в пределах ±70 см, если во время считывания показаний необходимо воздействовать на органы управления? | |
| Б.69. Вызывает ли характер размещения делений на шкале погрешности при считывании показаний? | |
| б) Группировка | |
| Б.70. Возможно ли размещение приборов различного вида в разных плоскостях? | |
| Б.71. Могут ли быть разделены специфические группы приборов с помощью интервалов или цветов? | |
| Б.72. Идентичны ли деления шкал различных приборов? | |
| Б.73. Достаточно ли близко расположены приборы от соответствующих органов управления? | |
| Б.74. Расположены ли наиболее важные приборы и приборы, с которых чаще всего приходится считывать показания, оптимально в поле обзора? | |
| Б.75. Сгруппированы ли наиболее часто используемые приборы вместе в оптимальной зоне поля обзора? | |
| в) Размещение | |
| Б.76. Правильно и одинаково ли расположены органы управления и распределительные щиты на однотипных машинах? | |
| Б.77. Требует ли считывание показаний прибора ненужного поворота головы или тела? | |
| Б.78. Соответствуют ли размеры приборных и сигнальных щитов предъявляемым к ним требованиям с точки зрения работы сидя, зоны действия рук и направления взгляда? | |
| г) Точность и скорость | |
| Б.79. Соответствует ли точность приборов требуемой точности показаний? | |
| Б.80. Снижены ли ошибки до минимально возможной величины за счет правильного выбора приборов? | |
| Б.81. Снижено ли до возможных пределов время запаздывания показаний приборов? | |
| Б.82. Применяются ли приборы с десятичными шкалами (при непосредственном отсчете) для получения требуемой точности отсчета или установки заранее заданных значений параметров? | |
| Б.83. Имеется ли передвигаемая вручную стрелка для обозначения заданного значения параметра, чтобы легче было определить степень его отклонения? | |
| Б.84. Является ли прибор наиболее простым с точки зрения получения необходимой информации? Могут ли быть использованы цветные зоны на шкале вместо цифр или делений, если данная информация | |
| имеет значение только для качественного контроля параметра? | |
| Б.85. Предусмотрена ли в приборах сигнализация об их неисправности? | |
| д) Соответствие | |
| Б.86. Соответствует ли расположение приборов необходимой по технологии последовательности считывания показаний? | |
| Б.87. Имеют ли приборы в рабочем положении одинаковые направления перемещения стрелок (горизонтальное или вертикальное)? | |
| Б.88. Имеет ли направление перемещения стрелки на всех приборах одинаковый смысл? | |
| Б.89. Одинаково ли расположены приборы на щитах и распределительных досках, служащих для аналогичных целей? | |
| е) Органы управления | |
| Б.90. Можно ли избежать применения поворотных выключателей, положения которых отличаются на 180 градусов? | |
| Б.91. Можно ли по положению органов управления быстро определить имеющуюся ситуацию (например, включено — выключено)? | |
| Б.92. Не закрывает ли рука при перемещении органа управления шкалу прибора? | |
| Б.93. Возможна ли сигнализация отключенного состояния посредством применения сигнала "стоп"? | |
| Б.94. Можно ли улучшить опознание органов управления, использовав различия в форме, цвете, размерах? | |
| | |
| Методы работы | |
| |
| Физическая нагрузка | |
| |
| А.61. Связано ли выполнение работы с большой физической нагрузкой? | |
| А.62. Большое или малое количество мышц напряжено при выполнении данной работы? | |
| А.63. Связана ли данная работа с бессмысленной физической нагрузкой? | |
| Б.95. Возможно ли в этом случае выполнение дополнительных заданий? | |
| А.64. Выполняется ли работа сидя, стоя, требует ли она переходов с места на место или необходимости работать попеременно в нескольких положениях? | |
| А.65. Существуют ли при выполнении данной работы моменты, когда требуется предельное напряжение? | |
| Б.96. Если это так, то: | |
| · как часто они наступают и как долго длятся; | |
| · удобно ли рабочее положение; | |
| · могут ли быть эти нагрузки (степень нагрузки, длительность ее воздействия и число случаев) уменьшены посредством применения технических средств? | |
| А.66. Требуется ли при выполнении работы поднятие грузов или их передвижение? | |
| Б.97. Если груз должен быть поднят или передвинут, то: | |
| · каков его нормальный вес; | |
| · нужно ли поднимать его с уровня пола; | |
| · можно ли поднимать его в удобном положении; | |
| · свободны ли пути, по которым он передвигается, от помех? | |
| А.67. Какой характер носит физическая нагрузка — динамический или статический? | |
| А.68. Какие группы мышц воспринимают основную физическую нагрузку: мышцы плеч, ног, шеи, позвоночника, мелкие мышцы рук, пальцев? | |
| А.69. Малые или большие группы мышц воспринимают статическую нагрузку при удерживании детали (материала) или инструмента? | |
| А.70. Большие ли группы мышц воспринимают статическую нагрузку при выполнении работы? | |
| А.71. Соответствует ли положение тела при работе нагрузке на различные группы мышц? | |
| А.72. Возможно ли изменение положения при работе? | |
| А.73. Предполагает ли работа правильное чередование работы и отдыха, а также динамических и статических видов нагрузки? | |
| А.74. Требуют ли дополнительные операции, необходимые при выполнении работы, изменения в нагрузке мышц? | |
| А.75. Правильна ли структура движений? | |
| Б.98. Обеспечена ли достаточная свобода движений? | |
| Б.99. Существуют ли при данном способе работы ненужные движения? | |
| Б.100. Желательно и возможно ли упрощение движений? | |
| Б.101. Симметричны ли движения? | |
| Б.102. Ритмичны ли движения? | |
| Б.103. Используются ли попеременно левая и правая рука (нога, ступня), если симметричные движения невозможны? | |
| Б.104. Правильно ли выбраны направления движений, точки приложения усилий и величина перемещения с учетом необходимой величины усилий, точности, времени, координации движений и стремления избежать статических нагрузок? | |
| Б.105. Не требуется ли при выполнении работы чрезмерных усилий в суставах? | |
| Б.106. Могут ли напряженные движения быть заменены свободными? | |
| Б.107. Можно ли упростить одновременные движения правой и левой руки, если: | |
| правильно разместить источники информации; | |
| соответствующим образом расположить органы управления? | |
| Б.108. Можно ли избежать резких изменений направлений движения? | |
| Б.109. Рационально ли используется кинетическая энергия? | |
| Б.110. Исключена ли возможность потерь кинетической энергии? | |
| Б.111. Укладываются ли последовательные движения в привычный стереотип? | |
| Б.112. Образуют ли операции точно скоординированную систему движений? | |
| Б.113. Желательно и возможно ли более стабильного стереотипа? | |
| Б.114. Существует ли сочетание движений, требующее одновременно точности и приложения большого усилия? | |
| А.76. Требуется ли при осуществлении движений большое физическое усилие? | |
| Б.115. Может ли быть ограничена группа мышц, действующих при выполнении данной работы, если будут применены опоры? | |
| Б.116. Правильно ли выбрана последовательность сокращения мышц? | |
| А.77. Можно ли исключить перемещение центра тяжести и поворот тела? | |
| А.78. Существует ли строго предписанная последовательность движений? | |
| | |
| Психическая нагрузка | |
| |
| А.79. Существует ли соответствие между перемещением органов управления и вызываемыми ими эффектами? | |
| Б.117. Всегда ли выполняемым движениям соответствует привычный эффект: | |
| · вперед — открытие, движение вперед, больше, + | |
| · влево — закрытие, движение налево, меньше, – | |
| · назад — закрытие, движение назад, меньше, – | |
| · вправо — открытие, движение направо, больше, +. | |
| Б.118. Соответствует ли расположение информационных приборов размещению ручек, рукояток и т. п.? | |
| А.80. Требует ли работа большой точности движений? | |
| Б.119. Если такая точность требуется по условиям технологического процесса, позволяют ли органы управления ее осуществить? | |
| Б.120. Соответствуют ли инструменты необходимой точности движений? | |
| А.81. Следует ли перед началом работы получить необходимые дополнительные данные? | |
| А.82. Необходимо ли пользоваться таблицами, карточками и т. п.? Дает ли их применение ожидаемые результаты? | |
| А.83. Необходимо ли перед началом работ сравнивать некоторые данные? | |
| А.84. Следует ли при выполнении данной работы строго придерживаться рекомендуемых действий или они могут быть произвольными? | |
| А.85. Обязательно ли оценивать данные? | |
| А.86. Существуют ли эталоны изделия и регулярно ли они используются для сравнения? | |
| А.87. оставляются ли монтируемые детали в той последовательности, которая необходима для их монтажа? | |
| Б.121. Действительно ли подбор, подгонка и монтаж деталей могут быстро и точно выполняться с помощью одних только органов осязания? | |
| А.88. Легко ли перепутать сигналы? | |
| Б.122. Может ли ошибка в восприятии сигналов привести к серьезным последствиям? | |
| А.89. Можно ли ошибиться при выборе оснастки и изделия? | |
| Б.123. Может ли ошибка при этом иметь серьезные последствия? | |
| А.90. Можно ли ошибиться при выполнении движений? | |
| Б.124. Может ли ошибка при этом иметь серьезные последствия? | |
| А.91. Означают ли сигналы всегда одно и то же? | |
| А.92. Размещены ли органы управления в последовательности, соответствующей порядку выполнения рабочих операций? | |
| А.93. Легко ли могут быть опознаны органы управления по своей форме, размерам, обозначениям, цвету в нормальных условиях и в аварийных ситуациях? | |
| А.94. Размещены ли органы управления как можно ближе к соответствующим источникам информации? | |
| А.95. Пользуются ли работники своей неофициальной системой сигналов? | |
| Б.125. Вызывают ли эти сигналы такое же или даже большее доверие к себе, чем официальные сигналы, или же работники применяют их потому, что они более понятны? | |
| Б.126. Если работники предпочитают более простые для понимания сигналы, даже если они и менее достойны доверия, то не означает ли это, что официальная система сигнализации должна быть улучшена? | |
| А.96. Достаточно ли быстро работник получает информацию (количественную и качественную), касающуюся протекания производственного процесса? | |
| А.97. Возможна ли организация перерывов в работе при проведении контрольных операций? | |
| А.98. Доступна ли эта работа для пожилых людей с учетом: темпа; требований, предъявляемых к органам зрения; кратковременной памяти? | |
| А.99. Являются ли данные, необходимые для выполнения работы, ясными, однозначными и достоверными? | |
| А.100. Все ли данные необходимы при выполнении работы? | |
| А 101. Не превышает ли количество информации возможностей человека, не слишком ли обременяет его? | |
| А.102. Если какой-либо анализатор чрезмерно перегружен, может ли быть нагрузка сделана более равномерной? | |
| А.103. Существует ли вероятность того, что темп поступления информации недостаточно загружает работника? | |
| Б.127. Приходится ли работнику воспринимать сигналы в то время, когда он занят контролем производственного процесса? | |
| Б.128. Различаются ли устройства сигнализации, дающие разную информацию, более чем одним параметром? | |
| Б.129. Не слишком ли детализирована информация? | |
| Б.130. Должна ли храниться полученная информация дольше нескольких секунд? | |
| Б.131. Не длится ли важный сигнал менее одной секунды? Повторяются ли сигналы? Воздействуют ли они на различные органы чувств? | |
| Б.132. Длится ли напряжение внимания более 20 мин, если сигнал может поступить в любое время? То же, если сигнал может поступить не чаще чем 4 раза в течение получаса? | |
| Б.133. Возможно ли уменьшение числа сигналов в единицу времени, числа сигналов от одного источника, числа источников сигналов? | |
| А.104. Правильно ли выбран способ восприятия сигналов (опасность — слух, нормальное протекание процессов — зрение, идентификация органов управления — осязание)? | |
| Б.134. Выдаются ли срочные сигналы в виде звуковых? | |
| Б.135. Желательно ли заменить оптические сигналы какими-либо другими? | |
| Б.136. Имеют ли сигналы общепринятое значение (например, красный цвет — опасность)? | |
| А.105. Возможно ли одновременное появление сигналов от разных источников? | |
| Б.137. Целесообразно ли выделить (если это необходимо) предпочтительные (главные) сигналы? | |
| А.106. Имеют ли главные сигналы более высокую предупредительную ценность? | |
| Б.138. Имеет ли критическая информация предупредительную ценность? | |
| Б.139. Имеются ли редко возникающие сигналы, несущие весьма важную информацию? Имеют ли они более высокую ценность по сравнению с другими сигналами? | |
| Б.140. Складывается ли информация, воспринимаемая одновременно, более чем из пяти одинарных элементов? | |
| А.107. В течение какого времени поступают идентичные и подобные им сигналы и как часто они повторяются? | |
| А.108. Возможны ли различные реакции при появлении одного и того же сигнала, когда наиболее вероятна лишь одна из них? | |
| Б.141. Может ли работник сразу же проинформирован о результатах неправильной реакции на сигнал? | |
| Б.142. Насколько существенны последствия неправильной реакции? | |
| А.109. Все ли факторы, необходимые для правильного принятия решения, сообщаются работнику в соответствующее время и в правильной последовательности? | |
| Б.143. Может ли быть выдана неоднозначная или приводящая к ошибкам информация? | |
| А.110. Предусмотрено ли в рабочем цикле время, необходимое для принятия решения, и время для выполнения этого решения? | |
| А.111. Предусмотрена ли возможность быстрой обратной связи между корректирующим воздействием и обслуживаемой системой? | |
| | |
| Рабочая среда | |
| |
| 1. Микроклимат | |
| | |
| А.112. Протекает ли работа в условиях теплового комфорта? | |
| А.113. Если работа протекает в условиях теплового дискомфорта, то чем это вызвано: температурой воздуха, влажностью, движением воздуха, тепловым излучением? | |
| Б.144. Выполняется ли работа при граничных температурах (предельно высокая или предельно низкая температура)? | |
| Б.145. Если работа выполняется вне области комфорта, соответствует ли время работы и перерывов допустимому времени работы в горячей или холодной зонах? | |
| Б.146. Гарантирует ли система отопления большую или меньшую стабильность температуры на рабочем месте? | |
| Б.147. Какова предельная температура воздуха в производственном помещении зимой и летом? | |
| Б.148. Какова предельная влажность воздухе в производственном помещении зимой и летом? | |
| Б.149. Существует ли тепловое излучение, влияющее на работника, и может ли оно быть причиной неприятного или опасного перегрева? | |
| Б.150. Расположено ли рабочее место вблизи от горячих или холодных поверхностей? | |
| Б.151. Если существует охлаждающий эффект в результате движения воздуха, не является ли он неприятным или чрезмерным? | |
| Б.152. Существуют ли средства защиты против дискомфорта, возникающего как следствие климатических условий? | |
| Б.153. Не препятствуют ли эти предохранительные средства выполнению работы? | |
| А.114. Не подвержен ли работник в течение рабочего дня влиянию быстрых изменений климатических условий? | |
| Б.154. Являются ли быстрые изменения климатических условий следствием производственных процессов? | |
| | |
| 2. Шум | |
| | |
| А.115. Является ли шум на рабочем месте вредным для работника и влияет ли он на протекание рабочего процесса? | |
| А.116. Существует ли вероятность потери слуха вследствие воздействия шума? | |
| Б.156. Каковы уровень громкости и спектр шума? | |
| Б.157. Существует ли какая-то определенная высота звуков или эта величина изменяется? | |
| Б.158. Постоянны или переменны интенсивность и спектр шума? | |
| Б.159. Где находится источник шума: за пределами завода, на заводе, в соседних цехах, в данном цехе? | |
| Б.160. Является ли источником шума работа с материалом, производят ли его инструменты или источником шума является машина? | |
| Б.161. Используются ли соответствующие звукоизоляционные или звукопоглощающие материалы? | |
| Б.162. Имеют ли источники шума соответствующую звукоизоляцию? | |
| Б.163. Использованы ли у источника шума соответствующие шумоглушащие технические средства? | |
| Б.164. Расположены ли машины, создающие наибольший уровень шума, как можно дальше от работника? | |
| | |
| 3. Другие вредные факторы | |
| | |
| А.117. Связано ли производство с выделением неприятных или вредных для работника видов энергии (ультракоротковолновое излучение, ионизирующее излучение и т. п.)? | |
| А.118. Существует ли вероятность вредного воздействия химических веществ или пыли? | |
| Б.165. Являются ли они только неприятными или представляют опасность для здоровья? | |
| Б.166. Обязательно ли использование технических средств защиты против вредного воздействия химических веществ и пыли и применяются ли они? | |
| А.119. Является ли обязательным применение индивидуальных средств защиты на данном рабочем месте? | |